http://www.xpomo.com/ruskolan/liter/stavr.htm

Предлагаю Вашему вниманию ответы на вопросы и утверждения, которые часто встречаются в разговорах с людьми, которые хотят узнать о Славянском Родноверии или представляют его в искаженном виде. Перечень затрагиваемых тем далеко не полный, но он вполне сможет помочь славянину утвердить в сознании основные опоры Родной Веры Предков для дальнейшего совершенствования и познания в этой области. На вопросы отвечает Ставр.

Изведы о Родной Вере

ЗАЧИН (Вместо предисловия)

«...Как то, по серёд лета, на Перунов день, встретились у Камня стародавнего люди разные. Собрались да заспорили, чья де вера правильней. Говорили и о христианстве заморском, и сатанизме оборотном, и о неверии, что из ближних лет происходит. И вышел тогда человек неприметный посеред круга спорного, вышел да таковы слова изрек: «Не что мы забыли, что за день сегодня? Не что мы забыли Родных богов, что Землю нашу матушку оберегают да сохраняют? Не что не дадите вы мне средь словес заморских вознести славу Перуну-батюшке?». Косо посмотрели на него спорщики, но да делать нечего: пусть покажет силушку своей веры.

Начал тогда человек неприметный Славу Перуну воспевать. Красиво рек, гордо. И как дошел он до конца славления, поднялись ветры ярые, побежали по небу синему облака, зашелестели дубы вековечные. И сверкнула тогда промеж облаков молния – перуница, прокатился по небу громовой раскат. Услышал видно Перун-батюшка славу правую.

Испугались да устыдились тогда спорщики, а мудрые люди задумались…»

Дрягослав Берестов

 

1. Существует несколько названий дохристианских верований. Одни называют это Ведизмом, другие Родноверием, третьи - Славянским Язычеством. Одни не видят разницы в названиях, другие утверждают, что это разные вещи. Есть точка зрения, что Родная Вера изначально не имела никакого названия, т.к. была единственной. Как ты думаешь следует называть то, что было на Руси до внедрения Христианства и есть ли принципиальная разница в вышеуказанных названиях?

 

Ставр: С тем, что Родная Вера ВООБЩЕ не имела какого-либо названия до крещения, лично я полностью согласен. В нём действительно не было надобности (исключая, конечно, такие общие определения дохристианской религии, встречающиеся в летописях, как, к примеру, «вера отцов», «вера отцов и дедов» и т.д.). И вот почему: дело в том, что Родноверие является ЭТНИЧЕСКОЙ религией. Представитель определённой народности являлся одновременно и носителем Духовности этого народа. Потому седая дохристианская древность не знает разделения по религиозному признаку – достаточно было спросить у человека, какого он роду-племени – и тут же становилось ясно, какими Именами он величает Высшие Силы – Одином и Тором, Лугом и Таранисом или Велесом и Перуном. Соответственно, действительно не было надобности в каком-либо конкретном названии. ВСЕ названия Традиционных дохристианских верований придуманы в наши дни – будь то «Асатру» или наше «Родноверие».

Однако, как говорится, у каждого времени свои законы, потому в наши дни без общепринятого термина действительно не обойтись. Скажу в двух словах о некоторых терминах, предлагаемых на роль в качестве определения дохристианских верований.

«Ведизм» - сторонники сего термина в большинстве своём являются приверженцами «Велесовой Книги». Этот термин упорно использует в своих сочинениях А.И. Асов. Вслед за ним «ведизм» был подхвачен рядом менее известных общин. Однако мы не считаем данный термин приемлемым, не смотря на его внешнюю привлекательность, ибо у многих сторонних людей, слышащих слово «ведизм», тут же возникают ассоциации с индийской культурой. Не говоря уж о абсолютной неаутентичности сего термина применительно к Славянской Культуре.

«Православие» - якобы, от «Правь Славить». Сей термин также не имеет под собой реальной исторической основы. Плюс у слышащих его возникают устойчивые ассоциации с РПЦ. Потому даже ЕСЛИ БЫ это слово в действительности и служило когда-либо обозначением дохристианской Духовной Культуры (чему, повторюсь, никаких подтверждений НЕ существует), всё равно оно из тех слов, которые уже никогда не «отмыть». Наряду с этим предлагалось еще некоторое количество терминов. Таких как «древлеславие», «природо-веданье» (Природная Вера) и т.д. Однако не один из них, что называется, «не прижился» в народе.

Потому мы считаем, что термин «Родноверие» является наиболее подходящим. Он достаточно благозвучен, не вызывает отрицательных ассоциаций у обывателя (в отличии от термина «язычество»), он наиболее ТОЧНО отражает саму суть Традиционной Культуры (хотя бы потому, что в нём присутствует корень «РОД»). К тому же именно этот термин полюбился абсолютному большинству современных приверженцев Исконной Русской Культуры, то есть одновременно и полюбился народу и прошёл проверку временем. Полагаю, что сего достаточно.

 

2. У некоторых не особо сведущих в религиях людей возникает желание разобраться - "Вы поклоняетесь идолам, а как же "не сотвори себе кумира!" и "идол в мире ничто"?

 

Ставр: Данный вопрос, по меньшей мере, некорректен.

Ибо, во-первых: «не сотвори кумира» и т.д. является цитатой из Библии, кою почитают «абсолютной истиной» только и исключительно христиане. Соответственно, у нас, родноверов, критерии истинности другие, и Библия нам в этом уж точно не пример. И не указ. Во-вторых: никому из действительно знающих родноверов не придёт в голову именно ПОКЛОНЯТЬСЯ кому/чему бы то ни было. Будь то: человек или вещь. Богов же Родных мы ЧТИМ, как благодарные дети чтут Отцов своих и Матерей.

Что же до «идолов», то бишь до непосредственно самих ИЗОБРАЖЕНИЙ - говорить, что родноверы именно ИМ «поклоняются», всё одно, что говорить, будто христиане поклоняются раскрашенным дощечкам…

«Идол» (правильнее – Чур) – это ни в коем случае не САМ Бог, как то пытаются нам приписать иные, но Зримый Образ, материальное отображение объективно присутствующей Силы того из Богов Родных, кому Чур сей утверждён был. Соответственно и та форма, коя Чуру придана, является отображение (своего рода РЕЗУЛЬТАТОМ Духовного Поиска) того, КАК сие открылось умельцу, коим данное конкретное изваяние творено было. Добавим также, что для родноверов, занимающихся Духовной практикой, волшбой (магией) Чуры Богов Родных – такой же Предмет Силы, как и, к примеру, посох или те же руны.

 

3. Услышав о возрождении исконной Традиции, многие задаются вполне резонным вопросом - "Вы что, надеетесь, что дохристианская славянская религия, которая ушла безвозвратно, снова вернётся?"

Ставр: Нет, не надеемся. Потому что именно ТО Родноверие, которое было РАНЬШЕ, действительно уже не вернётся. Да это и не нужно. Бо глупо стремится к буквальному «возврату в Прошлое», глупо стремится к возвращению НАЗАД. А вот использовать достижения прошлого, Опыт Предков, не только можно, но и должно для движения ВПЕРЁД.

Поэтому Родноверие рассматривается нами не как застывшая в своём развитии догма, но как ЖИВАЯ Традиция, ЖИВАЯ Система. Опыт Предков (иже и есть как раз Традиция) мирно соседствует в нём с непосредственным опытом потомков, с НАШИМ личным опытом. И в этом нет никакого противоречия. Опыт Предков – это Основа, фундамент, на коем утверждается само здание Родноверия, это Корни Древа, питающие Силой и Мудростью само Древо Родной Веры. И посему же мы стараемся не только сохранить Наследие Предков, но и ПРЕУМНОЖИТЬ его своими собственными поисками, своим собственным ростом, своим собственным развитием и, главное, плодами этого развития. Если угодно, то Родноверие – это Книга, которая непрерывно пишется КАЖДЫМ поколением Славян-Руссов, это Древо Рода Славянского, которое непрерывно РАСТЁТ. Расти ли этому Древу и дальше, или засохнуть – зависит от НАС.

 

4. Как учили в школе, "монотеизм – закономерное развитие политеизма". Следовательно, путь Родноверов – возврат в прошлое?

Ставр: Во-первых, лично я воздержался бы от деклараций каких бы то ни было «закономерностей» в религиоведении. Ибо во всём, что касается Духовной среды, Духовной составляющей человечества, их попросту НЕТ. Вся эта терминология касается исключительно ТЕОРИИ любой религии. На практике всё совершенно иначе. Что мы и можем наблюдать конкретно на примере нынешнего христианства (по крайней мере, на примере так называемого «русского православия»), которое достаточно условно можно назвать «монотеизмом». Бо при наличие некоего «главного Бога», самих объектов «поклонения» там МАССА. В том числе и тех, кто удостоился этого «поклонения» (замечу, что подлинно НАРОДНОГО «поклонения») только лишь благодаря исконному Древнему Родноверию, восприняв на себя ОЧЕНЬ многие качества Родных Богов, преломлённые, однако, через призму сугубо христианской догматики и мировоззрения, как то: Св. Николай Чудотворец (Велес в Образе Бога Волошбы), Св. Власий (Велес в Образе Скотьего Бога), Св. Георгий Победоносец, он же – Егорий Храбрый (Ярило, вернее Яровит – Бог-Воин), Илья Пророк (Громовержец Перун), Параскева-Пятница (Макошь), Пресвятая Богородица (Лада-Матерь), Святые Борис и Глеб (Лель и Полель) и т.д., данный список можно продолжать очень долго. И при таком положении совершенно обоснованно можно самих христиан обвинять в «политеизме».

Говоря же конкретно о Родноверии, заметим во-первых, что при безусловном политеистическом строении, оно предусматривает множество вариантов Духовного развития. И это зависит от качеств, заложенных от рождения в каждом человеке, от Стези, на кою призван от рождения каждый из ныне живущих. Грубо говоря, есть, к примеру, Стезя Перуна – Стезя Мощи, Стезя Крепи, Стезя активного, прямого действия. Естественно, что человек, раскрывший в себе именно эти качества, преболе других Богов будет чтить именно Перуна. Также и со всем остальным. Среди моих знакомых есть множество людей, которые почитают кого либо одного из Родных Богов, а другие для них как бы и не существуют. Однако здесь необходимо сделать пару оговорок: во-первых, никогда не нужно опускаться до вульгарных выяснений в духе «кто из Богов круче», ибо Сила каждого из Ликов Всебожья Родова проявлена именно в ИХ Стезе. И во-вторых – необходимо понять, что не бывает, к примеру, Стези Велеса либо Стези Перуна так сказать в ЧИСТОМ виде. Бо только лишь стремление к постижению Мудрости, либо только лишь стремление к приобретению Силы - само по себе не самоценно. Тут необходимо гармоничное сочетание оных, стремление к обретению внутренней гармонии, того самого Лада, о коем мы часто говорим.

По поводу «возврата в прошлое» - как и в ответе на предыдущий вопрос скажу, что он невозможен практически, да никто к нему и не стремится.

 

5. Иные "знатоки" утверждают, что "боги были у разных племен разными, поэтому возникали конфликты, а единый бог всех примирил и помог сформироваться России как государство". Вы опять стремитесь к разладу?

Ставр: Начнём с того, что этот самый «единый бог» никого отнюдь не «примирил». Посмотрите историческую литературу. Та «единая Русь», достижение единства которой церковники беззастенчиво приписывают себе, как мы знаем из Истории, попросту РАЗВАЛИЛАСЬ после смерти Владимира Крестителя на множество удельных княжеств. И наоборот: формирование Руси как государства происходило ещё в ДО христианские времена, и без участия церкви (и, соответственно, без участия «единого бога»). Также и в вопросе с «помощью в формировании» уже непосредственно России как государства – если Россия и стала в конце концов могучей и сильной державой (чего не скажешь о её нынешнем положении) то отнюдь не БЛАГОДАРЯ «учению Христову», а ВОПРЕКИ ему.

Церковь, как наглядно показывает История – на протяжении всего периода существования Руси/России была лишь послушным ИНСТРУМЕНТОМ в руках власть имущих. Она послушно шла за «кесарем» и выполняла «кесареву» волю, кто бы он ни был. Так было во времёна Владимира Крестителя (привезённое из Византии «духовенство» попросту НЕ МОГЛО не слушаться князя, находясь в чужой, незнакомой и враждебной стране), так было во времена Золотой Орды (в то время, с точки зрения церкви, «кесарем» являлась Орда, поэтому политика церкви основывалась на повиновении татарам), так было и позже. И также было бы и при социализме, если бы коммунисты со своей стороны не проявили открытую враждебность по отношению к любому «опиуму для народа»…

Из всего этого можно сделать вывод, что все эти россказни о «церкви-объединителе», «церкви – борце с захватчиками» и т.д. навеяны церковной же пропагандой, беззастенчиво приписывающей в заслугу себе все Славные страницы истории нашей Родины лишь на том основании, что они произошли после крещения.

 

6. Некоторые христиане говорят, что "наш христианский бог "круче", т.к. он творец и мы поклоняемся творцу, а вы поклоняетесь его творениям (природе, стихиям и т.д.). Соответственно, наш главнее". Как ты прокомментируешь такие утверждения?

Ставр: Утверждение некорректно во многих смыслах. Во-первых: относительно самого слова «поклонение» уже было сказано ранее. Мы не «поклоняемся», мы ЧТИМ. Во-вторых: Родные Боги осмысливаются нами в трёх основных аспектах.

Первое: Силы Природы, Силы Всемирья, а также Исток действия этих Сил (коий как раз может быть назван неким «Творцом»).

Второе: Предки наши, славные да великие Делом Правым и Словом Мудрым.

И третье: Родные Боги – неотъемлемая часть нас самих, ЧАСТЬ каждого из нас. Просто кто-то чувствует в СЕБЕ эту Силу Богов, а кто-то – нет.

Относительно того, чей Бог «главнее» скажу так: есть определённые способы осмысления Высших Сил (кои мы называем Родными Богами), определённые способы мирочувствования, кои присущи каждому конкретному народу. И кои во многом определяют его Национальное Самосознание, являются Духом того или иного Народа. Родноверие – это как раз тот способ, коий был присущ нашим Предкам – Древним Славянам. Поэтому нами используется Духовно-Культурное Наследие именно НАШИХ Предков, и вопрос о том, чей Бог «круче» в этом ракурсе теряет всякий смысл. Иными словами: Силы Всемирья – ЕДИНЫ, способы осмысления Их – у каждого народа различаются. И ежели ты – Русский, то и мирочувствование у тебя должно быть Русским.

 

7. Очень часто христиане (и не только) обвиняют родноверов в том, что они отвергают православное наследие Руси и оскорбляют тем самым память русских людей, которые были христианами и верой Христовой боролись с врагами.

Ставр: Одной из важнейших составляющих Родной Веры нашей является почитание Предков. ВСЕ наши Славные Предки равно почитаются нами, независимо от их вероисповедания. Все, кто деяниями своими благо Роду Славянскому принёс – уважения да памяти потомков достоин.

По поводу же «борьбы с именем Христа на устах», о коей так любят говорить церковники, следует сказать, что не за Христа и не за «веру» сражались Предки наши, Отцы и Деды, но за свою Родную Землю, Богами Родными нам заповеданную.

 

8. В родноверческих кругах не скрывается критика Христианства и очень отрицательное к нему отношение. Некоторые христиане по этому поводу интересуются - "Если Вас будет больше, что Вы собираетесь сделать с нами?

Ставр: Лично на мой взгляд – в гипотетической «России Будущего» не должно быть никакого «религиозного навязывания» извне. Каждый человек волен придерживаться того Духовного Пути, коий он считает наиболее подходящим для себя лично, для своего Внутреннего Мира.

Другое дело, конечно, что при условии прекращения поповской пропаганды, при условии прекращения финансирования РПЦ, а также при условии грамотной расстановки акцентов во всех вопросах, касающихся Исконной Веры Славян, лично я ОЧЕНЬ СИЛЬНО сомневаюсь в том, что кто-нибудь из Русских людей посчитает христианство «близким по Духу» для себя…

 

9. Отдельная большая тема – кровавые жертвы на Руси. Это, пожалуй, самое частое обвинение в адрес Родноверия и его истоков.

Ставр: Если быть максимально точным, а также не пытаться идеализировать Память Предков (ибо Их Славу это никак не умалит), то необходимо признать, что подобное БЫЛО. И тому есть соответствующие, совершенно однозначные упоминания в исторических источниках.

Конечно, такого массового характера, коий сему пытаются приписать христиане, подобные жертвоприношения не имели, но то, что они были – можно утверждать практически со стопроцентной гарантией.. Однако это вовсе не значит, что таковое обязательно должно быть сейчас. Человеческие жертвоприношения – всего лишь один из этапов в сложной системе развития религиозно-магических представлений. Они присутствуют, как этап Духовного развития, абсолютно у ВСЕХ народов. И у народов Арийской (Индоевропейской) группы тоже. Да и глупо было бы утверждать, что кровавые жертвоприношения, однозначно фиксируемые историками у скандинавов и кельтов, у славян отсутствовали.

Однако стоит обратить внимание и на следующее: сам ФАКТ человеческого жертвоприношения каждый раз отдельно фиксируется в источниках (к примеру, в ПВЛ). Рассуждая логически – ЗАЧЕМ уделять столько внимания ОБЫДЕННОМУ, как то пытаются показать иные, событию? В ПВЛ охватываются огромные временные промежутки, и на таком глобальном фоне какое бы то ни было рядовое событие просто не было бы зафиксировано. Однако этого не произошло. Посему можно сделать вывод, что человеческие жертвоприношения – явление ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ, ИЗ РЯДА ВОН выходящее. Событие, можно сказать, государственной важности. Также, наряду с ПВЛ, о жертвоприношениях у Славян упоминается в византийских источниках, но в этом случае «жертвой» служат военнопленные, инородцы, захваченные в бою.

 

10. Не особо интересующиеся историей люди утверждают, что "из письменных источников практически ничего не осталось от дохристианских времён". Откуда Вы берёте сведения о том, какие обряды надо проводить и как?

Ставр: Опять же, расхожее мнение – о скудности источников. Коих, на самом деле, более чем достаточно. Это не только свидетельства из летописей и прочих исторических документов, но и элементы народной культуры – резьба, вышивка, многочисленный фольклорно-этнографический материал – обрядовые песни, заговоры и т.п. Нужно лишь УВИДЕТЬ это, уметь распознать за толщей более поздних напластований то Изначалие, то Первородное Зерно, присущее нашей Родной Вере и сохранённое в народной культуре. Также надобно помнить, что как бы там ни было, а основным источником для родновера призвана быть Природа. Бо Родноверие является Духовно-Мировоззренческой системой, основанной ПРЕЖДЕ ВСЕГО именно на Природе. Наши Славные и Мудрые Предки, осмысливая происходящие в окружающем мире процессы, подарили нам стройную и гармоничную ПРИРОДНУЮ систему. И пусть ныне что то забыто, что то утеряно, но НИЧТО не мешает нам и ныне обращаться к Мудрости Все-Живой Природы.

Говоря о современных обрядах необходимо заметить, что в первую очередь важна их ДЕЙСТВЕННОСТЬ. Если обряд действует – то всё в порядке. Без результата же любой, даже самый что ни на есть аутентичный обряд, будет лишь обыкновенным пикником на Природе, и ни о каком Духовном Единении меж людьми, Богами и Предками, ни о каком Духовном развитии в этом случае речь идти не может.

И следующий момент: необходимо учитывать, что в те времена само ОТНОШЕНИЕ к Смерти было несколько иным, отличным от сегодняшнего. Поэтому рассматривать факты прошлого с точки зрения современного человека не вполне корректно.

 

11. А иные и вовсе требуют доказательств существования Родных Богов - "В Христианстве есть Библия, в Иудаизме – Тора. А где Ваши доказательства? Где откровения, где писания, где чудеса, наконец?"

Ставр: Потешно слушать: существование Бога, оказывается, можно доказать только наличием какой либо «святой» книги… Абсурдно звучит – нет «книги» - нет Бога…

Отвечу так: умеющий УВИДЕТЬ Присутствие Богово – увидит его ВЕЗДЕ, не умеющий – независимо от того, сколько он «святых» книг прочёл – НИГДЕ и никогда его не увидит. Поэтому «доказательства» в таких вещах – бесполезны. Всё одно, что слепому рассказывать о красочной картине, а глухому – описывать красоту музыки…

 

12. От приверженцев теории "спасения" часто можно услышать сочувственные слова - "родноверы не могут быть спасены, т.к. не признают спасение через Христа, который проповедовал среди "языцев" и посылал апостолов в другие страны". Что ты можешь ответить на такое утверждение?

Ставр: Нам, Славяно-Русским родноверам, НЕ ОТ ЧЕГО спасаться. Родные Боги подарили нам этот Мир, Они подарили нам эту Землю, коя кормит и поит нас, кою мы ОБЯЗАНЫ защищать, что бы быть Свободными. Они подарили нам Разум, Чувства, вложили в нас Вещие Сердца, дабы мы были Мудрыми, вдохнули в нас Вечный Дух (иже есть Дух от Духа Родова), наделили Плотью Своей, наполнили Священной Кровью Своей – дабы не страшились мы Смертного часа, иже не погибель безвозвратная есть, но лишь переход в Иное Бытие. Так зачем нам нужно жаждать какого-то призрачного «спасения» через иудея, распятого за попытку предпринятия нежелательных религиозных реформ несколько тысяч лет тому назад?

 

13. Есть ли у Вас понятие "грех"? Что для Вас добро и зло? Что для Вас смирение, покаяние, прощение?

Ставр: Христианского понятия «греха» в Родноверии, естественно, нет.

Человек не «грешен» от рождения, сказок о «первородном грехе» и «непорочном зачатии» мы также не приемлем.

Однако существует доктрина о несовершенстве человека. От рождения в каждом из нас заложены многие качества, таланты, способности и т.д. Однако, пока мы их не нашли в себе, пока мы их не раскрыли – мы несовершенны. Несовершенен и Мир вокруг нас, поэтому развиваясь, самосовершенствуясь, мы естественным образом совершенствуем и наш Мир. И в том – Вышняя Мудрость Всебожья проявлена, бо таким образом мы, люди, становимся со-творцами Родных Богов. Они СОТВОРИЛИ этот Мир, наше призвание – совершенствовать его, продолжать Их Творение. В том же и суть еще одной доктрины Родноверия – продолжения Рода Земного. Нам Родные Боги даровали Жизнь, и наша задача – ПРОДОЛЖИТЬ её, родить и поставить на ноги детей, продолжить Вервь Рода Земного через своих потомков.

Стремление в Внутренней и Внешней Гармонии, стремление к совершенству, продолжение Явной Жизни (во ВСЕХ смыслах) – вот основная Стезя человека во Яви.

Особо следует сказать, что обретение Гармонии нами рассматривается отнюдь не в отречении от Мира, отнюдь не в уходе в себя, бо этот Мир, эту Землю нам даровали Родные Боги, и глупость и хула на Них – не пользоваться этими Дарами, отрекаться от них. Жизнь в Ладу, жизнь в гармонии зависит от раскрытия САМОГО СЕБЯ, от осознания того, к чему ты призван, кем тебе надлежит быть. Кому то суждено быть волхвом, кому то – учёным, кому то – воином. И это отнюдь не значит, что Стезя Волхва лучше или хуже Стези Воина, просто она ДРУГАЯ. Давно и правильно было сказано: КАЖДОМУ – СВОЁ.

Грехом же, наверное, может считаться чьё либо НЕДЕЯНИЕ, отсутствие стремления к развитию, отсутствие Воли (ибо пробуждение Воли целиком и полностью зависит от самого человека).

Добро и Зло. Эти понятия - наиболее распространённый в современном мире стереотип, коренящийся лишь в сознании человека, «моральный трафарет» прикладываемый с определённой целью к какому либо явлению или человеку. В Природе ни «добра», ни «зла» попросту НЕТ. Природа Над-Моральна, Она находится ВНЕ этих категорий. В Природе есть СПРАВЕДЛИВОСТЬ (те самые Законы Прави) – всеобщая и неумолимая, коей подчиняются все – и люди, и Боги. Поэтому морализаторство в духе «добро-зло» попросту не присуще Природному мировоззрению, коим и является Родноверие.

 

14. Признаёте ли Вы жизнь вечную? Если да, то куда по Вашему, попадут души и куда попадут те, кто не принимает ваши верования?

Ставр: Естественно, что в том виде, как это описано в христианских писаниях, мы Вечную Жизнь не признаём. Все эти «царствия небесные» для праведников и «геенны огненные» для грешников…

Однако в целом - нельзя отрицать существования некоего Иного Мира, отличающегося от этого, того самого «иного живленьица» из народных песен, Мира Закрадного (то есть находящегося ЗА Погребальным Огнём – Крадой). А также существования некоего «потенциала», то есть того, КУДА всё уходит, и ОТКУДА всё приходит. В Родноверии это принято называть общим словом - Навь.

Относительно Вечной Жизни наверное следует сказать так: человек, как существо, состоит не только из Материи (Тела), коя конечна, но и из Духа, иже есть Часть Бессмертного Духа Родова, коий ВЕЧЕН. Осознание Духовного Бессмертия, однако, не должно вести к пренебрежению Телом, бо в человеке, как известно, всё взаимосвязано. Грамотный баланс Духовного и Телесного есть одно из наипервейших условий обретения Лада (Веси, Гармонии).

Также стоит сказать и о том, что определённым числом современных родноверов рассматривается идея Коловорота Духа во Всемирьи (по-другому – идея реинкарнации), в соответствии с которой человек воплощается здесь, на Земле, бессчётное количество раз. Данная точка зрения также имеет право на существование, бо она основана на наблюдении человеком процессов, происходящих в окружающем мире, где «умирание» Природы Осенью сменяется её последующим «возрождением» Весной.

 

15. Читая материалы родноверческих сайтов и издаваемые традиционалистами книги, обыватели ужасаются - "под маской Славянского Родноверия зачастую скрывается оголтелый нацизм! Вы же нигде в сказках, былинах или песнях не встретите пропаганду ненависти к людям других национальностей. Откуда у Вас это?"

Ставр: Однако в тех же сказках, былинах или песнях мы встретим пропаганду Любви к своей Родной Земле. Чего не найти в современных произведениях, фильмах и т.д., преклоняющихся и пропагандирующих т.н. «западный образ жизни», пресловутую «американскую мечту» и её многочисленные производные, впитывание которых ныне приводит, в частности, к тому, что молодые Русские ребята желают быть похожими на негритянских и ямайских наркоманов – широкие штаны, дрэды, возгласы типа «йо!», соответствующие жесты и прочие «плоды западной демократии».

Русская же Культура сводится в понимании подавляющего большинства ныне живущего в России «народонаселения» к нескольким вещам, а именно: водка, матрёшка, валенки, балалайка, овчинный тулуп, шапка-ушанка, матные частушки и псевдо-русско-народные музыкальные проекты типа «Золотого Кольца», не имеющие, по сути, НИКАКОГО отношения к подлинно Русской Культуре.

А кто «пропагандирует ненависть к людям других национальностей»? Нами, Русскими родноверами, декларируется не ненависть к другим родам, а в первую очередь - любовь к своему.

Любовь к Роду Земному (иже есть мы и сородичи наши) и Родной Земле, пробуждение Того, Что ныне спит в нас, способ услышать Глас Богов Родных в себе. Любовь и готовность защищать Родную Землю.

Проявления же крайних форм национализма ныне отнюдь не кажутся удивительными - это лишь РЕАКЦИЯ на ситуацию, сложившуюся в настоящее время, определённое проявление ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ. Ибо при современном положении вещей, при тотальном засилии инородцев, пользующихся врождённым гостеприимством и добротой Русского народа, а также соответствующей политикой властей, мутным потоком хлынувших к нам из бывших «братских союзных республик», не видеть критичность таковой ситуации может только слепой. Конечно, можно лицемерно делать вид, что ничего не происходит, можно даже гневно «бичевать национализм» (как то делают иные, обойдусь без имён, все и так их знают), но вот только проблема от этого никуда не исчезнет. Поэтому продуманное (подчёркиваю – ПРОДУМАННОЕ), РАЗУМНОЕ противодействие является не больше не меньше – БОРЬБОЙ за ВЫЖИВАНИЕ Русского народа. Ибо если гость ПОМНИТ, что он гость, то и отношение к нему соответствующее, как говорится – милости просим! А вот если гость, пришедший в чей-то дом начинает мнить себя выше хозяина, если он начинает зарится на хозяйское добро – таковому необходимо напомнить его положение. Наша Родная Земля – наш дом, так давайте содержать его в чистоте и порядке!

Хочу подчеркнуть, что мы не говорим, что Русский народ чем-то лучше или хуже иных народов, мы лишь убеждены, что каждый народ должен жить в своём доме, в своей стране. Можно ходить друг к другу в гости, можно дружить с соседями, но ведь нужно и помнить о соответствующей черте, переступать которую не позволено никому.

 

16. В современных исследованиях о скинхэдах (бритоголовых) проскальзывает информации о том, что многие из них являются сторонниками славянских дохристианских верований. На твой взгляд, это положительная тенденция или один из способов опорочить Родноверие, намертво привязав его к страшилкам о "русском фашизме"?

Ставр: Сильно сомневаюсь в том, что информация о родноверческих религиозных предпочтениях многих скинхэдов может каким либо образом «опорочить» Родноверие. Бо среди них, насколько мне известно, также присутствуют и христиански-ориентированные люди. Никому же не приходит в голову, что этим можно «опорочить» христианство. Причём ещё неизвестно, кого больше среди скинхэдов – христиан или родноверов…

 

17. От родноверов часто приходится слышать призыв "око за око, зуб за зуб", в этом многие видят основной принцип справедливого возмездия за содеянное. Многие государства в процессе своего развития отказываются от смертной казни, практика которой как раз и отвечает указанному выше принципу. Каково твоё отношение к возможности умерщвления одного человека за убийство другого, пусть даже и руками государства? Соответствует ли это твоим религиозным воззрениям?

Ставр: В общем и целом – да, соответствует. С точки зрения Мудрословия (философии) Родноверия – человек, отнявший у другого жизнь, таковым деянием нарушил Правь (Вселенскую Гармонию). Во Всемирьи же всё взаимосвязано, потому даже самый малый, в масштабах Всемирья, поступок отрицательного свойства может повлечь за собой самый глобальный Разлад (что, по сути, мы и наблюдаем ныне). Предки наши ведали о том, потому в этом случае всегда приносилась Искупительная Жертва. Коей и являлся непосредственно сам убийца. В соответствии с рядом серьёзных исследований, посвящённых этой теме, содеявшего худое в рассматриваемом случае приносили в жертву посредством расчленения. Это делалось потому, что, в соответствии с общеарийским Мифом Творения, Само Всемирье появилось методом изначального расчленения Первосущества (Первобога, Великана и т.д.). Также и наши Предки мыслили Всемирье простёртым во Времени и Пространстве Телом Рода. И дабы соблюсти Изначальный Порядок (Правь), Всемирье крепилось членами убийцы (опять же – Закон Подобия, Закон Большого в Малом). Подробнее о том см. Серяков М. Л. «Голубиная Книга» - священное сказание русского народа. М., 2001.

Естественно, вышеозначенное не распространялось на те случаи, когда человек непосредственно сталкивается со Смертью (например, война).

Понимаю, что в условиях современного «гуманного» общества, ознакомившись с таковым положением вещей большинство тут же начнёт вопить о «бесчеловечности», «варварстве» и т.д. Однако если взглянуть на ситуацию с другой стороны – с какой стати государство должно тратить средства на содержание всяческих ублюдков, отбывающих пожизненное заключение?

Потому повторюсь: такая мера наказания, как смертная казнь ни в коей мере не противоречит Родноверческому Миропониманию.

 

18. Многие адепты догматических культов, претендующих на монопольное владение истиной, относятся к славянам-родноверам крайне пренебрежительно, почти как к малым детям, заблудшим или находящимся в начале духовного поиска. Как ты думаешь, что поможет сломить это отношение и нужно ли переубеждать идеологических противников, стараясь занять достойное место среди других религий России?

Ставр: Отношение ко всем, кроме себя самих, как к «малым детям» характерно для представителей практически всех «мировых религий» и такая ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем. А вот для того, чтобы занять достойное место среди других религий в современной России, нужно, прежде всего, ЧТО-ТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯТЬ. Ибо, к сожалению, в пренебрежительном отношении к себе, как ни странно это звучит, зачастую оказываются виноваты сами родноверы. Вернее, наиболее эксцентричные личности, так или иначе относящие себя к Славянскому Родноверию. Все эти удлинения истории славян на несколько миллионов (!) лет, отыскивания мифических «Славянских Государств» в Палестине, мифотворчество (измышление каких угодно «богов», один «Ра» чего стоит), спекулирование ра-сшифровкой всевозможных слов (в частной беседе один такой «просветлённый» ПОД БОЛЬШИМ СЕКРЕТОМ :о)) сказал мне, что, ОКАЗЫВАЕТСЯ, слово «иудеи» ра-сшифровывается как «И Умом Делят». А на одном из форумов в Интернете меня «просветили» на предмет того, что, ОКАЗЫВАЕТСЯ наука история в действительности называется «Из Торией» и сплошь написана «жыдо-масонами». Комментарии, как говорится, излишни. Также любимым приёмом всевозможных «истинооткрывателей» является широкое использование ложнокорневых основ (кстати, якобы корень «Ра» является типичным примером ложнокорневой основы. НЕТ в русском языке такого корня. Есть «Рад», как в слове «радуга». Финский же (а никакой не «русский» и не «древне-славянский») корень «ра» имеет своим значением «течь», «течение воды»), вольное использование слов-перевёртышей, к примеру: «Русь-Сурь» и т.д.).

Ещё одно характерное отличие «уРА-патриотических фантазёров» - приписывание нашим Предкам самых фантастических деяний при полном незнании и даже игнорировании реальных исторических фактов. Всё это, пусть даже сотворённое из самых что ни на есть Патриотических соображений, в целом наносит огромный вред Движению. Ведь сторонний человек не разбирается в том, какое именно объединение или общину ты представляешь. Для обывателя все мы одинаково «язычники». А раз кто-то один пишет и издаёт фантастические бредни, если они, к тому же, продаются практически на каждом углу (как книги того же Гусева или Петухова), то уже обо ВСЕХ родноверах формируется мнение, как о сборище шизофреников. И грустно наблюдать, что многие просто не понимают таких очевидных вещей. Да, все мы знаем, что история Древней Руси и других Славянских государственных образований началась ДАЛЕКО не с пресловутого «крещения» (и тому существует масса подтверждений в серьёзной научной литературе), да, все мы знаем, что и до прихода «просветителей» славяне являли собой развитый в Духовном и Культурном плане народ. Но вот «далеко идущие» фантазии на эту тему – вредны. История нашей Родной Земли и так полна действительно Славных страниц, и незачем дополнительно приукрашивать её.

Ещё одной группой лиц, наносящих вред Движению, по моему мнению являются так называемые «жыдоеды». Это особая категория лиц, видящих целью своего существования поиск и выявление «жыдов» и «жыдо-масонов» везде, где только можно. В соответствии с «теорией жыдоедства» все более-менее известные и значимые личности являются «жыдами» и «масонами». Относительно недавно мной было зафиксировано два наиболее клинических случая «жыдоедства»: один известный в определённых кругах человек, причисляющий себя к числу участников не менее известной Родноверческой организации заявил что известнейший (и изумительно талантливый) Русский учёный М. В. Ломоносов оказывается ни кто иной, как самый настоящий «жыд»(!) Далее этот «борец с мировым сионизмом» приводит так называемые «доказательства», подтверждающие, якобы, семитское происхождение Ломоносова. Другой деятель, менее, надо сказать, одиозный чем первый, заявил, что ОКАЗЫВАЕТСЯ известнейшее произведение Древне-Русской литературы «Слово о Полку Игореве» написано ни кем иным, как масонами (!) Комментарии, надеюсь, излишни. Это уже не лечится.

И ведь невдомёк таким «ура-патриотам», что подобным бредом они просто напросто унижают Русский народ, его историю, Культуру, достижения. Действительно, какие там могут быть достижения у Русского народа, если один из самых талантливых учёных за всю нашу историю на «проверку» оказывается «жыдом»?

Добавлю к этому, что общий облик евреев с точки зрения «жыдоедов» приобретает совсем уж демонические черты. «Жыды» в их понимании вездесущи. Во ВСЕХ отрицательных явлениях и событиях ЛЮБОГО масштаба виноваты, оказывается, «жыды». И нигде «истым патриотам» от них не укрыться. Такое, с позволения сказать, «мировоззрение» напоминает типичные средневековые (и не только) христианские представления о «вездесущности» и «всепроникаемости» Диавола, когда все беды и неудачи, все свои недостатки, отсутствие Таланта, Воли, Удачи, наконец – всё списывается на «происки Диавола» (вспомните типичную отговорку «бес попутал»). Интересно, как эти «патриоты» собираются противостоять таким могучим и вездесущим «жыдо-масонам»?

Оговорюсь, что культивируемое противоположной стороной представление о «вечно гонимых бедных евреях» также, естественно, не является отражением объективной действительности. Хватит с нас этих баек, рисующих картины «многочисленных погромов», где бородатые и пузытые пьяные русские мужики, якобы, рубят топорами худых, бедных и несчастных евреев в потёртых ермолках. Но тем не менее, во ВСЁМ нужно знать меру…

Существует и другая, относительно «жыдоедов», крайность. А именно так называемые «пацифо-язычники». Это люди, являющиеся носителями типичного, по сути своей, хипповского мировоззрения, понимающие Родноверие как способ убежать от Реальности. Именно эта группа людей склонна рассматривать Родноверие исключительно как «любовь ко всему миру». Именно эта группа людей склонна рассматривать наших Славных Предков исключительно и поголовно как альтруистов-человеколюбов, увлечённых только лишь «поиском Гармонии». При этом многочисленные военные походы Древних Славян, известные по византийским и античным источникам, завоевательные походы Русских князей, известные по Русским летописям ими в расчёт просто не берутся. В сущности, такое вот «пацифо-язычество» делает из его приверженцев такую же безвольную скотину, как и христианство.

Дабы закончит ответ на этот вопрос, хочу сказать, что если мы хотим, чтобы сторонние люди относились к нам серьёзно, нужно НАМ САМИМ относится серьёзно к тому, что мы делаем. А не заниматься розыском «Всеясветных Грамот», не играть на Природе в «волхвов» и «воинов» (одна крайность) и не сводить Родноверие к банальному «жыдоедству» (другая крайность).

 

19. Книга Велеса – особая тема. Многие называют её чуть ли не "славянской библией". Необходимо выразить свою точку зрения о её подлинности и месте в современном Родноверии.

Ставр: Не секрет, что христианство основывается, в первую очередь, на Библии. Если вдруг исчезнет Библия – само «Христово учение» испытает значительные трудности. Хотим ли мы ТОГО ЖЕ САМОГО для Родной Веры нашей?..

Посему мы и говорим, что Родноверие основывается, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, не на каком бы то ни было «писании», а на самой Природе, на Опыте осмысления человеком Сил, действующих во Всемирьи, на НАШЕМ опыте. Поэтому все попытки свести Родную Веру нашу к какому бы то ни было «писанию», к какой бы то ни было книге, в случае их успеха попросту УБЬЮТ самую Суть, сам Дух Родноверия. И очень жаль, что многие родноверы ныне этого не понимают. Жизнь во Яви, весь окружающий нас Мир - прекрасен и многообразен, наполнен многими красками, и разве можно передать всю Красу Мира, все чувства, наполняющие Сердце при общении с Природой, посредством книжных строк? Разве можно заключить Ярую Силу Весны, Доброту Всебожья Летом, Мудрость и Плоды Осени или чарующее своим Величием Царственное Отдохновение Природы Зимой – в рамки какой-то «книги»? Родные Боги дали нам Разум и Чувства для постижения, для осмысления окружающего Мира. И мы должны пользоваться этими Дарами. Пользоваться ими, а не ограничивать себя любой «книгой». Учащийся у «писания» - учится у автора этого писания, живёт ЕГО разумением, учащийся у Природы, постигающий Её Мудрость – учится у Богов.

Однако, с другой стороны – любое писание заключает в себе плоды Духовного Опыта, кои также необходимо учитывать. Для того чтобы не стоять на месте, по нескольку раз «изобретая велосипед», а двигаться дальше. В этом смысле «Книга Велеса», независимо от того, КТО и КОГДА её написал, являет собой точно такой же РЕЗУЛЬТАТ Духовных исканий её автора. Кои также могут быть использованы нами. Однако делать из «КВ» буквально КУЛЬТ, провозглашать её «славянской библией» не нужно. Бо таким образом мы сами рубим сук, на котором сидим, сводя Природное Мировоззрение (коим о призвано быть Родноверие) к банальной книжности. И уж тем паче потешно выглядят те, кто во всех спорах ссылается только и исключительно на «КВ» - «так, де, написано в писании…».

Иными словами – любое писание есть Ветвь на Едином Древе Родной Веры, не больше и не меньше. Но негоже почитать Ветвь за всё Древо целиком. В заключении же хочу сказать вот что: «…одному и в писаниях многомудрых СУТИ уловить не дано, а другой – и в простом, на первый взгляд, узорочье на сосновой коре Великий Смысл да истое Чудо зрит».

 

20. Не секрет, что многие заинтересовались исконной славянской религией прочтя скандальную и во многом неоднозначную книгу В.Истархова "Удар Русских Богов" (УРБ). Насколько, на твой взгляд, соотносится в этой книге полезное и вредное? Есть ли будущее у такого способа заинтересовать молодых людей наследием Предков?

Ставр: Вопрос, вероятно, не совсем по адресу. Ибо, говоря начистоту, лично на меня «Удар Русских Богов» абсолютно никак не повлиял и нисколько не впечатлил. Соответственно, и заинтересованность в изучении Традиционной Славянской Культуры проявилась у меня задолго ДО прочтения этой книги. Не могу сказать, насколько в «УРБ» соотносится полезное и вредное, бо, с одной стороны, эта книга действительно многих сподвигла на более глубокое знакомство с Родноверием, а с другой стороны эта же самая книга породила дикое количество так называемых «жыдоедов» (о них скажу позже). Также не могу не указать на ряд досадных оплошностей автора: это и оголтелое поливание грязью рок-музыки в типичном христианском стиле (сравни главу, в которой это написано со всевозможными сочинениями попов, публикуемыми в церковных брошюрках с названиями в духе «Сатана и рок-музыка»); это и заигрывание со словами-перевёртышами (насколько я знаю, автор не является профессиональным лингвистом), например: «гой-йог»; это, в конце концов, и упоминание «бога Солнца Ра»…

Досадно и то, что, несмотря на название, собственно Родным Богам и Славянской Культуре в ней отведено очень мало места. Вместе с тем «Удар Русских Богов» действительно пользуется феноменальной популярностью в настоящее время, особенно среди молодёжи. И это, вероятно, в общем и целом можно расценивать как положительный факт. Ибо как бы там ни было, насколько могу судить по личным наблюдениям, «УРБ» способствует пробуждению у многих молодых людей Национального Самосознания. Другое дело, что у одних это проявляется в созидательных, творческих действиях, а у других – в банальном «жыдоедстве»…

 

21. Сегодня выходит масса книг по Славянской традиции и истории. Философы, историки, лингвисты или специалисты из других областей (зачастую не связанных с этой темой) прикладывают большие усилия по исследованию прошлого и изданию своих трудов. Какой совет ты можешь дать человеку, чтобы он не запутался среди такой массы литературы, многое из которой отличается откровенными фантазиями и искажением исторической правды в угоду какой-либо идеологии?

Ставр: В сущности, в твоём вопросе уже содержится ответ. Если человек хочет иметь представление о ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ положении вещей, а не забивать себе голову продуктами измышлений разнообразных дилетантов-«первооткрывателей», то он должен быть разборчив в выборе литературы. Лично я предпочитаю изучать работы профессиональных лингвистов, историков, археологов и т.д. И, соответственно, стараюсь держаться в стороне от откровенных фантазий и искажений. Однако всегда следует помнить, что абсолютно беспристрастных исследователей нет даже среди профессионалов. У любого исследователя существует определённая концепция, определённая Идея, которой он следует, пусть даже и неосознанно. Потому для того чтобы иметь своё собственное суждение или хотя бы общее представление о той или иной проблеме, необходим системный анализ, комплексный подход. Иными словами, для того, чтобы решить пусть даже самую незначительную проблему, необходимо ознакомится с точкой зрения на неё не одного, а нескольких специалистов в данной конкретной области. Соответственно, некорректно судить о чём либо, опираясь лишь на мнение одного отдельно взятого, пусть даже самого что ни на есть именитого и титулованного специалиста.

Касаемо конкретно литературы, связанной с Традиционной Славянской Культурой следует, вероятно, провести краткий обзор по данной теме, начиная с первых исследователей в данной области и заканчивая нашим временем (древние письменные источники я опущу бо на их разборку и анализ потребуется слишком много места и времени). Назову лишь наиболее, по моему мнению, значимые работы, а также те работы, с которыми знаком достаточно хорошо.

Во второй половине XV века поляк Ян Длугош предпринял попытку реконструировать Древний Славянский пантеон по образу греческого и римского. Однако скудность источников, бывших у него в распоряжении соответствующим образом сказалась на конечном результате (он буквально ПРИДУМАЛ целый ряд реально несуществовавших «богов»), потому его системный обзор Славянского Языческого пантеона впоследствии был признан специалистами слишком вольным и крайне неточным (весьма характерно, что ныне иные «горе-исследователи» опираются на хронику Длугоша как на первоисточник). В 1582 году вышла «Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси» Мацея Стрыковского, тоже поляка, в которой также содержатся сведения о Славянских Богах (в частности, о Перуне). В 1674 году архимандритом Киево-Печёрской лавры Иннокентием Гизелем был издан знаменитый «Синопсис, или краткое собрание от разных летописцев о начале славяно-российского народа», в сущности, первый учебник истории в России. Характерно, что сведения о Славянских Богах для него были взяты из польских источников, что основательно доказано специалистами. Конкретно же изучение Древних Верований в России началось во времена Петра I (XVIII в.) – появляются различные мифологические словари, М. Д. Чулковым издаётся «Абевега русских суеверий», где Греко-римские боги идут вперемешку со славянскими, плюс масса сведений почерпнута из вышеупомянутого «Синопсиса». Нельзя не отметить и работы В. Н. Татищева («История Российская с самых древних времён») и М. В. Ломоносова («Древняя Российская История»), которые черпали информацию не из «Синопсиса», как Чулков, а непосредственно из древних источников. Первое издание (по крайней мере, одно из первых), целиком посвященное Древней Религии Славян вышло в 1807 году. Это «Славянская и Российская Мифологи» А. С. Кайсарова. Примерно в одно время с ней выходит «Древняя религия славян» Г. Глинки. И у того, и у другого издания есть огромное количество недостатков: скудость первоисточников, вольные домысливания и т.д., однако важен сам факт появления книг, посвящённых непосредственно Родной Вере и Древним Богам. Позднее, в сороковых годах XIX века выходят многочисленные исследования одного из классических исследователей Русской Культуры – И. П. Сахарова. Его «Сказания Русского Народа» и «Русское Народное Чернокнижие» впоследствии переживут массу переизданий. Кстати, именно в начале XIX века увидели свет первые явные подделки в области Родной Веры, а именно, несколько якобы «древних» рукописей грузина Сулакадзева («Перуна и Велеса вещания…», «Боянов Гимн» и т.д..

А в середине того же века был рождён прообраз, основа основ современной ура-патриотической белиберды – «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до рюриковского времени в особенности» Егора Классена (переиздано в наше время). Классический пример дилетантства и непомерной фантазии.

А в 1869 году увидел свет последний том одной из наиболее значимых до сего времени работ одного из наиболее уважаемых лично мной мною авторов А.Н.Афанасьева - трёхтомник «Мифы, поверья и суеверия славян/Поэтические воззрения славян на природу». В этой работе автор собрал и систематизировал огромнейшее количество преданий, быличек, поверий и т.д., провёл сравнительный анализ Славянского Язычества со сходными Арийскими Культурами. В сущности, это издание, содержащее в себе неимоверное количество фактического материала, является первой законченной реконструкцией Славянской Мифологии. Оно же дало импульс представителям т.н. «метеорологической школы» исследователей Древней Культуры. Основной минус Афанасьева – неистребимое желание видеть во всём присутствие Перуна (классический пример исследовательской Идеи, о которой говорилось выше). В остальном же работа замечательная (кстати, А. Н. Афанасьев был выгнан с работы за издание «кощунственных легенд» и умер в нищете).

Наряду с этим в том же XIX веке начинает выходить довольно большое количество фольклорно-этнографических сборников Л. Н. Майкова, И. М. Снегирева, А. Терещенко, П. Бессонова – обрядовые песни, Духовные стихи, заклинания и т.д. Стоит также отметить труды Е. В. Аничкова (Несмотря на его сугубо отрицательное и скептическое отношение к Древней Религии Славян) – «Язычнство и Древняя Русь» и Н. М. Гальковского («Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси»).

Своеобразным итогом, обобщающим исследования XIX века становится труд великого чешского учёного Любора Нидерле «Славянские Древности», вышедший в 1916 году.

Литература XX века ещё более обширна и многогранна, для описания её понадобится слишком много места, потому скажу ещё более кратко.

Во-первых, следует отметить классические труды Б. А. Рыбакова – монографии «Язычество Древних Славян» и «Язычество Древней Руси» в которых Борис Александрович впервые использует и делает попытку (конечно, не всегда удачную) свести воедино все возможные виды источников – письменные, археологические, фольклорно-этнографические, лингвистические. Эти две монографии до сих пор являются наиболее объёмными исследованиями, своеобразной «классикой жанра» в изучении Традиционной Культуры, и пользуются огромной популярностью среди современных её приверженцев (несмотря на то, что обе книги содержат определённое количество натяжек и допущений).

Перу филологов В. В. Иванова и В. Н. Топорова принадлежат работы «Славянские языковые моделирующие модели» и «Исследования в области славянских древностей», в которых они на основе индийского мифа о борьбе Громовержца Индры со Змеем Вритрой (а также смутных намёков на подобный мифологический сюжет в балтской культуре) сделали попытку реконструировать так называемый «Основной миф индоевропейцев» (наименование их же). Несмотря на явный недостаток убедительных доказательств, отсутствие однозначных указаний на существование этого «Мифа» у славян, их концепция пришлась по душе не только ряду учёных, но и довольно большому числу самих родноверов.

Доскональному изучению фольклорного материала посвящены труды талантливого учёного – профессора В. Я. Проппа («Мирфология волшебной сказки», «Исторические корни волшебной сказки»). Следует отметить и последователя профессора Проппа - Н. И. Толстого, основателя влиятельнейшей школы этнолингвистов и этнографов. Однако и у Проппа, и у Толстого есть один существенный недостаток: опираясь в своих исследованиях исключительно на фольклорный материал, они абсолютно не уделяли внимания летописным свидетельствам и другим древним письменным источникам.

Отмечу также работу И. Я. Фроянова – «Начало христианства на Руси», в которой обоснованно подвергается критике бытовавшее в прошлом мнение о том, что дохристианские верования, якобы, «исчерпали свои ресурсы и возможности» в социальном плане. Интересующимся также рекомендую ознакомится и с другими его работами.

Наряду с этим в настоящее время выходит в свет довольно большое количество сборников: «Славяне и Русь – проблемы и идеи» (анализ положений т.н. «норманнской теории»), «Народная Словестность» (переиздание сборника 1908 года, содержащее исследования эпического народного творчества), «Русское Колдовство» (аграрная и бытовая народная магия) и многие другие.

Одновременно во всё большем количестве начинают появляться всевозможные бредни псевдо-исследователей, а также, «псевдо-духовные» писания авторства Асова и Хиневича. Не буду лишний раз заниматься анализом их измышлений, однако выражу надежду, что разумный человек и сам сможет отличить серьезное исследование от досужего вымысла.

Из непрофессионалов хочется отметить многочисленные работы Антона Платова, посвящённые Северной Традиции в целом – своего рода обобщение их содержится в его большой книге «Магические Искусства Древней Европы». Примечательна и серия книг Велеслава (Община «РОДОЛЮБИЕ»), знакомящая читателя не с кабинетными исследованиями, но непосредственно с Живой Традицией, с той формой Славянской Духовности, коя бытует в настоящее время.

В общем, достойных работ, посвящённых Русско-Славянскому Родноверию ныне довольно много. Нужно лишь научится отличать правду от вымысла.

 

22. Как можно быть родновером, если живешь в городе, пользуешься последними достижениями техники, носишь современную одежду? Нет ли в этом противоречия?

Ставр: Никакого противоречия здесь нет. Ибо это – всего лишь избитый стереотип – если называешься родновером, то всенепременно обязан ходить в лаптях, жить в лесной избе, питаться «подножным кормом» (а также пить кровь приносимых в жертву христиан), и т.д., и т.п.

Родноверие всегда ПРАКТИЧНО, оно не призывает «бежать от мира». Наши Предки жили так, как они жили только потому, что всех этих «последних достижений цивилизации» в те времена попросту не было. А уж коли они есть сейчас – глупо ими не пользоваться. Быть Родновером – означает, прежде всего, быть носителем определённого мирочувствования, определённого мировоззрения, а уж потом – всё остальное (и хождение в русских рубахах, и прыжки через Огонь тоже). Бо, как показывает опыт, можно с ног до головы обвешаться Коловратами, можно круглосуточно носить национальную одежду – и, вместе с тем, попросту НЕ БЫТЬ Родновером. А можно и наоборот – никак не отличатся внешне, но быть носителем Родноверческого мировоззрения.

 

23. Многие люди уверены, что наличие веры и религиозных запретов/разрешений способствует поддержанию морали в обществе и на индивидуальном уровне. Хотя бы тем, что человек изменяется в течение жизни (как и его взгляды), а догмы нет. Родноверие играет в этом какую-либо роль, то есть подразумевает некие нравственные ориентиры, которые помогают человеку быть более совершенным в духовном плане?

Ставр: Единственные и непреложные нравственные ориентиры Родной Веры нашей умещаются в трёх коротких словах: Дух, Кровь, Земля. Думаю, для ответа на этот вопрос сего достаточно…

 

24. Считаешь ли ты, что Родноверие может сделать человека лучше, как это пропагандируют другие религии, показывающие исцелившихся верой наркоманов и преступников?

Ставр: Да, считаю. Бо Родноверие пропагандирует любовь к Жизни, Красоте, Гармонии, Здоровью, Внешней и Внутренней Целостности каждого конкретного человека, Родноверческая философия помогает человеку осознать своё место в жизни (обрести Стезю), оно учит не бежать от Мира (как то же христианство с его культом мученичества, самоистязания и аскетизма), но достойно жить в нём. Родноверие прививает человеку чувство здорового Патриотизма (без «жыдоедства» и шовинизма), чувство любви к своей Родной Земле, уважения к сородичам, почитания родителей (Земных Отцов и Матерей и Небесных – Богов Родных да Предков Святых). Разве всё это плохие качества в человеке?

Также я уверен, что если бы в современном обществе преобладали принципы Традиционной Культуры, всяческих наркоманов и преступников было бы ГОРАЗДО меньше. Потому нам НЕТ нужды показывать «исцелившихся наркоманов» - человек, не только на словах, но и НА ДЕЛЕ являющийся родновером, никогда не станет наркоманом.

 

25. Родноверы не стремятся активно привлекать в свои ряды новых соратников, предпочитая количеству качество. Не вступает ли это в противоречие с тем, что Родноверы видят возрождение славян именно через возрождение исконной Традиции? Как можно возрождать целые народы, если так жестко и беспринципно производить "отбор" в своих рядах?

Ставр: В целом я бы не сказал, что все современные Родноверческие объединения не стремятся привлекать в свои ряды новых участников. Наоборот, ОЧЕНЬ многие хотят видеть в своих организациях как можно больше людей. Другое дело, что, говоря начистоту, они попросту НЕ ЗНАЮТ как привлекать новых сторонников.

Что же до меня лично и до того объединения, которое я представляю (Русско-Славянская Родноверческая Община «РОДОЛЮБИЕ») – то мы действительно не заинтересованы в численном расширении. И действительно наш «отбор» может кому то показаться «жёстким». Однако мы и не говорим, что наш путь – «единственно верный и правильный», мы никого не призываем поступать в точности также, как мы. Более того, даже ВНУТРИ нашей Общины царит относительная (в разумных пределах, естественно) свобода мнений. Например, кто-то может не соглашатся с моими суждениями, я могу не принимать чьих-то суждений, и т.д. К этому добавлю, что структурная замкнутость «РОДОЛЮБИЯ» отнюдь не мешает нам взаимодействовать со множеством прочих объединений и отдельных личностей. Мы довольно часто устраиваем открытые Праздники, на которые собирается масса людей из различных Родноверческих организаций (зачастую находящихся между собой в состоянии противодействия или даже вражды), равно как и оказываем посильную помощь другим объединениям. Потому в этом случае «РОДОЛЮБИЕ» достаточно «открыто».

Другое дело, что конкретно в своих рядах мы желаем видеть действительно Достойных, Творческих людей, способных на реальное Дело, а не пустых «статистов», зачастую путающих названия Праздников. Болтунам, «жыдоедам», скандалистам и прочим бесполезным людям у нас не место. Возможно, в будущем наши взгляды на подобные вещи изменятся, однако в настоящее время мы считаем такую ситуацию наиболее приемлемой для нашей Общины.

Говоря о Движении в целом отмечу, что, вероятно, не стоит избегать вести просветительскую деятельность. Не «миссионерствовать», не зазывать откровенно в свои ряды, но просто рассказывать о том, ЧТО ЭТО ТАКОЕ – Славянское Родноверие. Можно приглашать сторонних людей на открытые Обряды, где они смогли бы всё увидеть своими глазами, пообщаться на интересующие их темы с толковыми людьми (думаю, что в каждом объединении должен быть такой вот человек, отвечающий за «связи с общественностью» и обладающий достаточными знаниями для наиболее полных ответов на различные вопросы). Соответственно, необходимо иметь определённый общедоступный канал связи (например, адрес электронной почты), на который любой заинтересовавшийся мог бы отправить письмо и задать вопросы.

Способом же наиболее широкого распространения идей Родноверия я вижу издание книг. Знаю по собственному опыту, какое большое количество людей заинтересовалось Родной Верой, приобретя ту или иную книгу. Соответственно, в книге также должен быть указан канал связи, по которому читатель мог бы связатся с автором. В один ряд с изданием книг можно было бы поставить и издание различных журналов, однако в настоящее время это не является отражением действительности, бо ныне попросту НЕТ общедоступного журнала. А то, что есть (тот же «Атеней» или «Родич») распространяется лишь среди людей, УЖЕ являющихся родноверами. Фактическое же содержание современных Родноверческих и Патриотических изданий – тема отдельного разговора.

 

26. Немаловажную роль (а зачастую, самую важную) в любом деле играет лидер. В данный момент у Родноверия есть, если можно так выразиться, ведущие идеологи или организаторы, но нет единого и авторитетного предводителя. Нужен ли он? И если нужен, то каким он должен быть?

Ставр: Лично мне видится, что единый непререкаемый «авторитетный предводитель» не нужен вовсе. Бо Родноверие подразумевает своей социальной основой вечевой принцип, где любые решения принимаются купно (сообща) а не каким либо лидером. Касательно же лидера как такового, то думаю, что в первую очередь он должен быть ЕСТЕСТВЕННЫМ, прирождённым в СВОЕЙ области. То есть таковым, которого САМИ ЛЮДИ могут признать лидером, за которым смогут пойти, к которому будут прислушиваться в вопросах, находящихся в его компетенции. Ведь если вдуматься, то все беды и неудачи, происходящие на нашей Родной Земле и в настоящее время и в недалёком прошлом происходят именно из-за того, что люди (вернее, большая их часть) пытаются заниматься НЕ СВОИМ делом. Иными словами основная беда России это отнюдь не пресловутые «дураки и дороги», основная беда – это практически тотальное «беспутство» людей («беспутство» в смысле отсутствия у каждого конкретного человека осознания призванности к СВОЕМУ Пути, к СВОЕЙ Стезе). Посмотрите на нынешних депутатов – бОльшая часть их явно сидит не на СВОЁМ месте. Многие из них могли бы быть хорошими слесарями, бухгалтерами или трактористами. И в этом качестве, думается, от них было бы гораздо больше проку. Ан нет, каждый у нас норовит «поруководить»…

Конкретно же в современном Родноверческом Движении, как мыслю, руководство любой организацией должно осуществляться как минимум ДВУМЯ лидерами – условно назовём их «Духовным» (Жрец, Волхв) и «Светским» (Организатор). Приведу конкретный пример: вот взять главу ССО Вадима Казакова – он хороший организатор, однако Духовным лидером я его не назову. В плане Духовного Поиска, Духовного Развития он не сможет дать мне ничего. А ведь Родноверие это ещё и Духовная система (и даже, вероятно, лично для меня В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ Духовная система). Поэтому до тех пор, пока у того же ССО или любого другого подобного объединения не появится достойный Духовный лидер, приличествующий уровню ВСЕ-Славянской Родноверческой Организации (а именно на эту роль в последнее время претендует и ССО СРВ и некоторые другие объединения) лично я в такую организацию никогда не пойду. И знаю много людей, которые не идут в подобные организации по той же самой причине. Естественно, бывает и наоборот – человек является прирождённым Духовным лидером, но ничего не смыслит в организаторских вопросах. Потому вечевой принцип вкупе с грамотным разделением обязанностей (опять же – выбор своей Стези…) лично я считаю наиболее приемлемым и в современных условиях, и в будущем.

 

27. Возрождение Традиции – долгий путь. Как ты считаешь, на какой стадии находится сегодня Славянское Родноверие: начало пути, период накопления знаний, формирование идеологии или нечто иное?

Ставр: Наверное, и первое, и второе и третье. И вот почему. Следует сказать, что современное Родноверие ныне не является однородным по своей сути. Разные объединения не только понимают Единую Традицию по-разному, но ещё и, если можно так выразится, находятся на разных ступенях развития – одни организации уже прошли период первичного накопления знаний и выработали свою собственную устойчивую философию и идеологию, другие только проходят эту стадию и т.д. Потому отвечая на этот вопрос, нужно, вероятно, пояснять какую именно общину/организацию либо какое объединение мы имеем ввиду.

Также в дополнение хочу добавить (посвящённый – да поймёт!): пиво льют – пена поднимается. Чем сильнее – тем больше пены. Однако пена рано или поздно осядет, а вот жидкость – останется…

 

28. Ты принимаешь активное участие в издании книг славяно-русской общины "Родолюбие". Отслеживаешь ли ты реакцию людей на издаваемые книги и собираешь ли статистику о том, в чьи руки попадают эти материалы? Иными словами, кто является читателем этих книг?

Ставр: Здесь не без гордости могу сказать, что Община «РОДОЛЮБИЕ» на данный момент является если не абсолютным лидером в книгоиздательской деятельности, то уж точно ОДНИМ ИЗ лидеров (учитывая суммарный тираж, внешнее и внутреннее содержание и качество, а также сферу и масштабы распространения изданий). Наши издания находятся в свободной продаже не только в специализированных родноверческих точках, но и во всех более-менее крупных книжных магазинах Москвы. Поступает наша литература и в регионы, хотя и не в таких масштабах и не по таким ценам, как нам того хотелось бы. В этом плане мы пытаемся компенсировать этот недостаток почтовой рассылкой, чтобы любой человек мог заказать нужную ему книгу, обратившись к нам по электронной почте. В данный момент наша Община налаживает сотрудничество с одной из наиболее крупных компаний, занимающихся распространением книжных изданий не только в Москве и области, но и по всей Руси. Естественно, это также является безусловным плюсом.

Соответственно, наши книги приобретают не только люди, УЖЕ являющиеся родноверами, но и лица, только-только начинающие интересоваться Славянской Культурой. К примеру, в последнем на данный момент издании – книге «Ярило» помещён адрес электронной почты, по которому люди могут с нами связаться и получить ответы на интересующие их вопросы; так вот, я получил уже более десятка писем именно от людей, приобретших себе эту книгу и более конкретно заинтересовавшихся Родной Верой (признаться, такого эффекта мы и сами не ожидали. И на том – Слава Богам Родным!).

Естественно, читают наши книги и сами родноверы. Таким образом, круг читателей нашей литературы достаточно велик. И это не может не радовать. Потому естественно, что мы не намерены останавливаться на достигнутом, и планируем в дальнейшем ещё более расширить сферу книгоиздательской деятельности нашей Общины.

В заключение хочу пожелать всем людям Русским, всем нашим соратникам, достойно да С-Правно Стези свои во Яви Земной торящим – каждому по Мере его, каждому – по Стезе его, каждому – по Доле его.

Воям – Крепи да Здравы, Мощи да Здравы, верховодам – Чести да Мудрости, гудцам – Звонких да Певучих Струн, оратаям – Добрых Плодов.

А идущим Стезёю Вещего – отыскать СВОЁ Единственный Путь в Обитель Мудрых. Путь в Беловодье…

«Путь в Беловодье укажет дым от Обрядового Огня, иже незримо сливается с дымом от Огней Беловодья.

Путь в Беловодье укажет ветер над Капищем, иже незримо сливается с Ветрами Беловодья.

Путь в Беловодье – путь к Истоку всех рек, бо все они проистекают из Белых Вод.

И рекут Ведающие, что:

Путь в Беловодье – Путь не в какую-либо сторону.

Путь в Беловодье – Путь по Велесовой Спирали – ВНУТРЬ.

Внутрь СЕБЯ?...»

 

Слава Роду!

Благодарю тебя за ответы, Ставр!

Слава Роду!

 

На вопросы отвечал Ставр, (Русско-Славянская Родноверческая Община «РОДОЛЮБИЕ»), [email protected] ,

статьи Ставра см. на сайте "Белые Традиции" http://white-traditions.nm.ru
Материал на сайте "Русколань" размещён с согласия автора

Вопросы от лица любознательных людей задавал Белояр