http://grafoman.hobby.ru/lit/gilev_urij/Ludi_i_kr.html

Юрий Гилев

Люди и крысы

 

Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?

В. Цой

Я люблю вечер. Багровый шар солнца медленно скрывается за горизонтом, шумный день постепенно стихает, и воздух начинает наполняться таинственным дыханием ночи. Мне нравится прогуливаться в сумерках. С наступлением темноты появляется мистическая способность слышать, чувствовать, предвидеть, и душа, наполняясь внутренним восторгом, становится удивительно легкой. Если расслабить тело, освободиться от ненужных тревожных мыслей, то сознание постепенно угасает, погружаясь в себя. Тогда начинаешь видеть, осязать и буквально прикасаться к своей сущности. Можно легко понять, что ты это целая вселенная, увидеть свою славу и величие. В этом состоянии практически точно угадываются чужие мысли. Порой даже кажется, что я попадаю в такт биения сердца другого живого существа. Его страхи и заботы, стремления и мечты становятся предельно ясными и легко осознаются мной. Только непонятно почему, встретив Найденыша, я предложил ему немного выпить, и тот с радостью согласился. Конечно, «немногим» дело не ограничилось. Алкоголь впитался в еще неокрепшую кору головного мозга, и сейчас пьяный Найденыш шел рядом и обильными ручьями изливал свою бедную многострадальную душу.

— Знаешь, — произнес он, с чувством, — у меня есть враг…

— И он жаждет твоей смерти, — лениво спросил я.

— Да нет, понимаешь, он сильнее меня, и говорить умеет лучше, ну, просто давит морально. Вот, например, мы спорили с одним знакомым, а этот подошел и начал меня методично опускать. Я просто не знал что ответить. Обидно.

— И ты его ненавидишь.

— Нет, я ненавижу себя. Не представляешь, как тяжело быть и оставаться униженным, — Найденыш сказал это с заметным возбуждением, выделяя интонацией каждое слово.

— Тебя очень сильно унизили?

— Знаешь, подобное я испытывал на дискотеках. В зале темно, вспыхивают огни цветомузыки, народ отрывается. Стоит группа девчонок, как только прохожу мимо них, за спиной раздается дружный смех. Они надо мной смеются… Понимаешь? А сделать ничего нельзя, — почти скороговоркой проговорил Найденыш, опуская глаза.

Очевидно, что, девушки смеются не над ним, они просто пытаются привлечь к себе внимание. Вслед мне тоже частенько раздается звонкий смех, я оборачиваюсь и встречаюсь с лукавым игривым взглядом. Приятно, черт подери!

Первым порывом было успокоить моего спутника, придать ему уверенности в себе, но вместо этого я сурово окинул взглядом его невысокую фигурку. Длинные волосы, высокий лоб, маленькие черные глазки. Плечи слегка дергаются в такт прыгающей походке. Во всем виде есть что-то мышиное. Он взглянул на меня, вероятно, ожидая слов поддержки, но вместо этого я покачал головой и после продолжительной паузы произнес:

— Ты хочешь победить своего противника?

— А кто не хочет! Но, прежде всего, я хочу изменить себя, стать другим. Ты знаешь, есть такой тест «Что ты за птица!»?

— …

— Там классифицируют по качествам трех птиц: голубя, ястреба и страуса. Так вот, я получаюсь самым таким мирным голубем, и мне не хватает ястребиных качеств. Там описаны всякие упражнения. Но многие для меня не подходят. Я, например, не буду придавать своему лицу зверское выражение и смотреть за реакцией окружающих.

— Слушай, у меня есть много книг по психологии, в том числе и по работе над личностью, своим внутренним я.

— Какие?

—Разные. Например, «Психологическая подготовка к рукопашному бою», «Боевая машина»…

— Ого! Дай почитать!

— Без проблем.

—Что там пишут?

— Разное, в основном о самопрограммировании.

— Блин, круто!

Найденыш довольно улыбался. Наверное, ему казалось, что книги давно прочитаны, более того, освоены, и теперь он превратился в невесть что. Повернувшись ко мне, Найденыш произнес, прерывисто дыша:

— Знаешь, вот у тебя, у Лысого, у Быка, да у многих, образно говоря, есть автомат. А у меня всего лишь рогатка. Но вы мои учителя, а я хочу так научиться стрелять, чтоб попадать в глаз или висок. Вот она, моя рогаточка!

Я чувствую, что Найденыш в этот момент мысленно уже всех победил, восстановил поруганную честь, и с удовольствием любуется собой. С одной стороны стало жалко беззащитного мечтателя, а с другой было стыдно и противно. Как будто бы я заглянул в женскую душевую, а там вместо молодой полногрудой красавицы оказалась заплывшая жиром тетка.

— Ты хочешь победить воина с автоматом?

— Ну да, конечно же!

— Тогда я тебе помогу. Но только тут, как и везде, есть два разных пути: быстрый и медленный.

— Что значит медленный?

— Это упорные занятия, тренировки, изучение философии, медитация…

— А быстрый?

Немного помолчав, я продолжил:

— Для того, чтобы победить, необходимо полностью использовать боевой потенциал, заложенный в тебя от природы, нужно уметь войти в боевой транс. Ты этого хочешь?

—Да.

— Тогда открою тебе один страшный секрет. Нет у меня автомата, более того, его нет ни у Лысого, ни у Быка, ни у кого бы то ни было. Автомат есть у тебя. Понимаешь?

— …

Взгляд Найденыша стал очень внимательным и потерял всякое осмысленное выражение.

— Посмотри вокруг, — продолжал я не громко, — ты видишь серые стволы деревьев. Редкие желтые листья почти не скрывают ветвей. Как это напоминает жизнь! Уставшие листья медленно опускаются к твоим ногам, ты слышишь мой голос, и начинаешь расслабляться. Мир вокруг наполняется шорохами и звуками. Ты слышишь шелест листвы и шаркающие шаги одинокого прохожего. Ты слышишь далекий шум троллейбуса и можешь дышать более редко и глубоко. Вечерний воздух наполнен приятной прохладой. Ты чувствуешь прикосновение ветра к твоему лицу, чувствуешь, сырость земли под ногами, чувствуешь, как наливаются тяжестью твои конечности, и становишься все более и более сосредоточенным. Ты видишь свет далеких фонарей, пробивающийся сквозь осеннюю листву. Видишь чугунные прутья ограды, устремленные в осеннее небо. Ты видишь меня. Слышишь мой голос и свое спокойное, ровное дыхание. Ты ощущаешь себя частью природы. Твое дыхание подобно шелесту осенней листвы. Ты спокоен и расслаблен. Ты способен почувствовать малейшее колебание нитей мироздания, ты его часть. Ты меня слышишь?

— Да.

Теперь можно прислушаться. Откуда-то издалека доносится шум, напоминающий звук падающей воды. Он становится все мощнее и громче. Это отголосок великого потока древней силы. Она кругом. Она бурлит. Вся вселенная вовлечена в ее движение. Ты чувствуешь, как сила вливается в тебя, наполняя могуществом и великолепием. Она все больше и больше заполняет каждую клеточку твоего тела. Непрерывным потоком всепобеждающая воля к жизни входит в твои мышцы, органы и разум. Ты осознаешь свою силу, поэтому тебе легко и радостно. Теперь возможно все. Главное вовремя остановиться. Ты остановишься, когда я скажу слово «стоп». Что ты сделаешь, когда услышишь слово «стоп»?

— Остановлюсь.

Да, ты остановишься, но лишь единственный раз. Слово «стоп» остановит тебя лишь один раз. Сосредоточься. Ты хорошо отдохнул. Посмотри вперед. Ты видишь идет женщина. Она идет в нашу сторону. Ты чувствуешь бодрость. До женщины пятнадцать метров. Дыхание становится более частым и поверхностным. Пульс учащается. Десять метров. Когда женщина поравняется с тобой, ты придешь в себя. Ты окончательно придешь в себя и будешь бодрым и отдохнувшим. Три. Твои мышцы готовы к работе. Ты хорошо ощущаешь свои конечности. Один.

Женщина прошла дальше. Мой спутник стоял чуть покачиваясь. Вероятно, еще находился в некотором оцепенении.

— Пошли, — скомандовал я. Найденыш бодро зашагал вслед.

— Это и был боевой транс?

Я не ответил и сошел с асфальтовой дорожки.

— А куда мы идем?

Уверенно и молча шагаю между деревьями.

— Ну и что я могу теперь? — не унимался он.

А вот полянка подходящая. Острых предметов не видно, земля ровным слоем покрыта листвой.

— Ты можешь то же самое, что и раньше.

Он удивленно посмотрел на меня, затем опустил глаза вниз. Пора. Хлестким движением руки я щелкнул его по губам. Найденыш отшатнулся. И к удивлению на его лице добавилось недоумение. Такого от меня он ни как не ожидал, и даже не схватился за разбитые губы.

— Ты чего?

— Да так просто… Сильным захотел стать? Да ничего из тебя, урода, не выйдет! Дохляк!

Расслабленный удар в лоб легко свалил его.

— Ты от простого движения уклониться не можешь!

Найденыш быстро и ловко поднялся. Всем своим видом показывая, что понял смысл игры. Боже, он хочет играть! Но я-то всерьез. В игре чувства, действия, образы до смешного фальшивы. Игра порождает актеров — жалких исполнителей театральных и социальных ролей. Нельзя понарошку биться на смерть. Все должно быть настоящим.

Найденыш сделал нелепое подобие подсечки, надеясь, что здесь происходит ритуальный поединок, в котором он, конечно же, проиграет, а затем я похвалю его как бесстрашного бойца, осмелившегося бросить вызов «великому мастеру». От такой подсечки я даже уходить не стал, а снова толкнул его.

— Да ты на ногах не стоишь! А ударить вообще не можешь! Ха-ха-ха. Посмотрите-ка на него! Дятел комнатный!

Найденыш стал странным образом размахивать руками, и раскачиваясь из стороны в сторону, приближался ко мне. Ага, «Русский стиль» сейчас очень популярен, вот только мало кто им владеет, но выделываются практически все. Присаживаюсь, пропуская противника над собой, и бью прямой в живот. Он сгибается. Завершаю комбинацию боковым ударом ноги. Найденыш покатился.

— Трусливая свинья! Даже женщины так не дерутся. А что ты хочешь? Стать истинным Созданием Ночи? Да твое место у помойки!

Найденыш стоял тяжело дыша. Собрав свой разум в кулак, он решился еще на одну атаку. С тоскливым подвыванием бросился на меня, пытаясь опрокинуть на землю. Тут главное — поймать голову. Противник предупредил заранее своим голосом, так что это не составило сложности. Я отступил на шаг по диагонали и прижал его за шею к земле, надавливая на болевые точки. Затем легким толчком в подреберье опрокинул на спину. Он не сделал даже попытки закрыться. Глядя на меня большими от страха глазами, Найденыш пролепетал:

— Что я тебе сделал? За что? Ну, что я плохого сделал…

Короткий удар в живот прервал его жалобы. Я продолжал аккуратно пинать его, так чтобы не повредить внутренние органы. Найденыш понял — слезами горю не поможешь, и пустился наутек. Да, если он сейчас убежит, то будет бегать всю жизнь. Догоняю его за пределами поляны и сбиваю с ног подсечкой.

— Ты мелкий недоносок! Да ни одна девка на тебя не посмотрит, а если посмотрит, то будет пальцем показывать, хихикать. А подругам скажет: «Смотри-ка, цирк уехал, а клоуны остались». Интересно, что за кретины тебя на свет произвели?

Найденыш беспомощно копошился на земле. Я подошел ближе. Подсознательно понимал, что вот-вот наступит переломный момент, который может либо изменить жизнь, либо окончательно «переломить» его. Вдруг сильная боль пронзила левую ногу. Так оно и есть, противник вцепился в нее зубами. Меня спасло то, что в последний момент я успел чуть отодвинуть стопу и вывернул конечность из хватки зубов, готовых перекусить ее пополам.

Найденыш вскочил на ноги. Удар! Удар! Задето плечо. Отступаю. Уклонился. Хватаю противника за руки. Яростным движением он вырывается из захвата и бьет в пах. Успеваю сделать отводящий блок коленом. Меня заметно тряхнуло. Найденыш бьет в полную силу. Отскакиваю назад. Как в замедленном кино на меня плывет противник. Руки приготовились хватать, сверкнули окровавленные желтые зубы. В свете фонаря видно жестокое лицо, черные точки зрачков смотрят холодно и безжалостно. Тут время потекло в своем нормальном ритме. Прыжок! Противник сверху! Наотмашь! Нога! Мысленно повторяю: «Бей! Бей! Бей!», пытаясь поймать ритм схватки. Ухожу. Отступаю. Блокирую. Нагибаюсь. Острые зубы прошли рядом с шеей. Я уклонился. Противник вцепился в спину, пытаясь добраться до уха. Какой умный мальчик! Выворачиваюсь, делаю кувырок, встаю на ноги. Снова атакует. Быстрые и простые движения по небольшой амплитуде. Метит в лицо и руки. Отпрыгиваю. Контратакую. Противник не чувствует боли. Отхожу на безопасное расстояние. Похоже, я своего добился: Найденыша сейчас невозможно ни напугать, ни уговорить — только потеря сознания или увечье остановят его. Хватит. Пора заканчивать. Противник приближается. Убегаю, разрывая дистанцию. Он преследует. Но теперь есть время. Выпрямляюсь, поднимаю руку и четко произношу:

— Стоп!

Сделав пару шагов, Найденыш замирает, и не отрываясь смотрит на свою кисть. Мимика лица постепенно оживает. Глаза начинают бегать по сторонам — верный признак возвращения способности мыслить. Тяжело опускается рука. Найденыш дышит быстро и прерывисто. Мокрые волосы прилипли ко лбу. Губы распухли. Из носа темной струйкой течет кровь. Пальцы стали заметно дрожать.

— Ну, как?

Осторожно подхожу, стараясь не выдать внутреннего напряжения. Теперь начинаю понимать, что играл со смертью, а вместе с осознанием приходит и страх.

— Ты… Что ты…, — речь к Найденышу возвращалась с трудом.

— Не обижайся. Лучше вспомни, как меня по поляне гонял. Раньше ты мог в такое поверить? Нет. Разве что в мечтах... А это реальность.

Мой спутник посмотрел мне в глаза. Похоже, он окончательно пришел в себя.

— Ты что-нибудь помнишь?

— Что?

— То, как я тебя по губам ударил.

— Да. Потом еще наезжать начал. Почему?

— Сам знаешь. Цель оправдывает средства. Ну а затем что было?

Найденыш поморщился и продолжил:

— Помню, упал… Твою ногу увидел… Затем звериный восторг, даже, наверное, злорадство… Я был готов тебя убить!

— Я в курсе. Продолжай.

— Потом все каким-то странным стало, черно-белым, четким.

— А что ты делал?

— Не знаю. Было неприятное ощущение. Такое бывает, когда сжимаешь снег в замерзших руках, только сейчас оно расплылось по всему телу.

— Это холодная ярость. Она как наркотик — с первого раза тошнит, потом получаешь небывалое удовольствие.

— Еще звуки были какие-то непонятные, и ты казался неподвижен.

— А деревья?

—Деревья двигались. И, по-моему, очень быстро.

— А куда двигались?

— Да не знаю я, не помню! Что ты привязался со своими деревьями!

— Это очень важно. Постарайся как можно лучше, во всех деталях запомнить свое состояние. Особое внимание обрати на момент входа и выхода. Кстати, как это кончилось?

— Что-то сверкнуло, затем все потемнело. Ноги и руки стали как ватные.

— А, ну, это я постарался…

— А что со мной было?

—  Понимаешь, наша жизнь — это бегство. И бегство, прежде, всего от себя. Но когда ты загнан в угол, и выхода нет, появляется лишь возможность обрести особую силу и уникальные способности. Больше не надо будет скрываться. Ты станешь самим собой. Такое иногда случается, когда находишься на грани между бытием и небытием, на волосок от смерти. Тогда остается использовать состояние измененного сознания, чтобы выжить. В твоем случае это называется боевой транс. Ты ведь дрался, не так ли? Очень важно — научиться управлять собой, особенно входом и выходом из этого состояния. Но сделать это не так то просто. Дело в том, что там другой способ мышления, который не подчиняется законам логики, и более того, в нашем языке нет слов, подходящих для описания пережитого. Кстати, подумай, почему на мои вопросы ты отвечаешь «не помню», «не знаю»?

— Да уж…

— Скажи мне, что ты теперь думаешь о своих обидчиках, поруганной чести…

— А! — хищное выражение лица Найденыша плавно сменилось на нейтральное. Он улыбнулся, — ну теперь… Странно, я думал сначала отомстить, но вдруг… Все показалось мне таким мелким, как возня беззащитных букашек… Да и зачем? Пусть живут! Теперь ясно ощущаю в себе нечто несокрушимое. А ведь оно, наверное, было и раньше. Почему я ничего не замечал? Жизнь была бы такой простой, как смех ребенка.

Я рассмеялся:

— Да, сильный может позволить себе быть великодушным. Но что интересно, многие прячут слабость под этой маской, просто-напросто кривляются. Ты понимаешь свое превосходство над другими?

— Не очень-то. Откровенно говоря, мне вопрос не нравится. Какая-то скользкая тема. Даже немного противно.

— Поздравляю, ты растешь над собой. Действительно, осознание своего положения в социуме вещь весьма унизительная, независимо от результата. Это значит, придется поставить личность, индивидуальность, свободную душу в некий безликий ряд, проще говоря, в толпу. Ну и какие ассоциации вызывает этот процесс?

— Мерзкие.

— Вот именно. Твой дух уникален, он не принадлежит никому. Когда это чувствуешь, то открываются глаза на многие вещи. Например, грозный властелин вдруг превращается в обычное слабое и беззащитное живое существо. Каждый от природы наделен всеми возможными правами. Значит, на плечи ложится тяжкий груз ответственности. Ноша просто непосильная. Тогда решили освободиться от части своих естественных прав, и договорились отдать их в пользование государству. Стало легче. Общество заботится о каждом индивидууме. Но вместе с правами ушла и свобода. И теперь, настало время вспомнить, что можно взять назад, вернуть положенное от природы, если ты достаточно силен. Государство сопротивляется, создает мораль, ведет беседы о нравственности, наказывает. Но подобная мышиная возня — лишь пустой звук по сравнению с великой волей к жизни… И к смерти тоже.

— Слушай… Не так давно стало ясно, как мало я знаю. А умею еще меньше. Почему-то захотелось научиться чему-то ценному и полезному. Допустим, этот порыв сохранится еще некоторое время, и у меня действительно что-то получится. Но если послушать тебя, то следует уйти из общества, бросить все. Зачем тогда знание? Просто безысходность какая-то.

— Никто тебя уходить, и тем более, бросать все не обязывает. Боже упаси! Я говорю лишь о том, чтобы ты не нуждался в государстве. Это ни в коем случае не мешает сделать так, чтобы государство нуждалось в тебе. Научись ловко делать что-то. Будешь незаменим. А насчет знания… Это вещь весьма относительная, да и вообще нет ничего абсолютного. А если и есть, то мы не можем к этому прикоснуться, чтобы использовать. Один мой мудрый приятель любил говорить: «Я знаю, что ничего не знаю». Жаль только, плохо кончил. Пил все подряд. Пьянство до добра еще ни кого не доводило.

— Он, что, тоже входил в боевой транс в поисках свободы?

— Нет, он драться не любил и, вообще, слыл пацифистом. А вот сознание изменял довольно часто — выпьет литр, и готово! Наверное, у каждого свой путь, мы были похожи и стремились к одной цели, только каждый по-своему. Сколько не пытаюсь, не могу представить конечный итог нашего путешествия, понимаю только, что он один-единственный. Все дороги ведут в Рим. А что если смерть — это цель пути? Тогда приятель меня значительно опередил. Я задавал себе вопрос: «Во имя чего я иду?» И только недавно понял — во имя самого пути. В любом другом случае путь, да и сама жизнь, как существование не имеет смысла.

— А как ты входишь в боевой транс?

—Есть у меня специальная техника… Но только она индивидуальна. Тебе придется разработать свою.

— А ты часто входишь в такое состояние?

— Стараюсь это делать как можно реже.

— Почему?

— Как тебе сказать… Боевое искусство — это путь познания смерти. И вот представь, сначала незаметно, затем сильнее и сильнее все твое существо наполняется леденящим дыханием небытия. Может случиться даже так, что ты ходишь, разговариваешь, смеешься, а на самом деле ты мертв. Мастера говорят, что рано или поздно что-то у них внутри как бы умирает.

— А ты сам-то как…?

— Меня недавно обещались убить, я сказал, что умер три года назад. На их лицах, подобно крылу летучей мыши, промелькнула тень ужаса.

— Ладно… Научи меня.

— Чему?

— Тому, что знаешь сам. В особенности умению драться.

— Это уже твой путь и твой выбор. Я могу лишь направить тебя и научить использовать Темную силу.

— Почему Темную?

— Мы ж Создания Ночи все-таки…

— А что, есть еще и Светлая?

— Конечно. Только путь туда для нас сугубо индивидуален, так уж положено. И рассказ о моем подходе к Светлой силе тебя только запутает. Точно также кому-то от природы дан свет, а на темную сторону пробраться не так-то просто. Можно, но страшно.

— Как понять, что значит «Темная сила»?

— Понять невозможно. Однако попытайся уловить дух следующих изречений: Если бы я не был жесток, я бы не выжил. Не утруждай себя вопросами, на которые известен ответ. Главное не победить — главное не быть побежденным. Смелей вперед, и страх тебе поможет. Помни, что жизнь фальшива. Милосердие твой первый враг. Злость помогает сделать шаг, презрение успокоит разум. Бой всегда агрессивен.

— Да, звучит сурово и мрачно, но есть некая красота.

— Еще бы! Это значительная часть в духовном воспитании воина, а воин должен учиться единственной вещи — смотреть в глаза смерти без всякого трепета.

— А вообще, что сильнее — Свет или Тьма?

— Понимаешь… О, черт! Ноги, быстро!

— Что такое…

— Собака! Уходим! Скорей!

***

По темной аллее парка не спеша прогуливались парень и девушка. Впереди, натягивая поводок и рыская из стороны в сторону, семенил молодой спаниэль. Иногда он останавливался, поглядывая на хозяйку, но та не обращала на питомца ни какого внимания, и тогда собака начинала самозабвенно что-то нюхать на земле. На шее девушки был пушистый белый платок, прохладный ветерок разметал по плечам густые темные волосы. Милая улыбка то и дело проскакивает по румяным щекам, чуть вздернутый кверху носик придает особое очарование овальному лицу. Удивительно большие глаза, казалось, излучают теплоту и уют, которые так желанны в сырую осеннюю ночь. Девушка оживленно что-то рассказывала своему спутнику, и с ее алых губ срывались едва заметные облачка пара. Он был высокого роста и крепкого телосложения, кожаная куртка плотно облегала широкие плечи. Парень шел слегка наклонив голову, едва заметно кивал, потирая рукой подбородок, и время от времени хитро улыбался. Вдруг спаниэль поднял переднюю лапу и замер в охотничьей стойке напряженно вглядываясь в темноту. Затем резко рванулся с места, увлекая за собой хозяйку.

— Джерри! Фу!

Две серые тени юркнули в кусты. Наконец девушка приняла устойчивое положение и натянула поводок, останавливая собаку.

— Фу! Малыш, это же крысы! Не связывайся.

Спаниэль с досадой смотрел в сторону ушедшей добычи.

— Пошли. Джерри, рядом!

— Ты так не любишь крыс? — негромко спросил парень.

Девушка изумленно посмотрела на него.

— А за что их любить? Они такие мерзкие.

— Очень даже симпатичные. Мордочка остренькая, глазки черненькие, усики…

— Да ты что! Они серые, противные! Хвост у них длинный и голый. Они.. Они чуму переносят!

— Ну, мало ли кто что переносит.

— Все равно гадость. Я их боюсь, — произнесла девушка и с надеждой посмотрела на парня. Он улыбнулся.

— А знаешь, отчего люди так не любят крыс? Ведь никто не желает связываться с крысой без крайней на то необходимости. Почему? Да потому, что она активно сопротивляется попыткам пришибить ее чем-нибудь. Крыса ловко уклоняется от ударов, а когда ее загоняют в угол, отважно бросается в атаку. Острыми зубами она вцепляется в руку или, хуже того, прямо в лицо. Человек в ужасе отшатывается и… терпит позорное поражение. Несмотря на то, что он превосходит крысу по массе и силе раз эдак в сто. Вот что значит боевой дух! У этих зверьков есть чему поучиться. Истинные Создания Ночи.

— Брать пример с каких-то глупых крыс…

— Не скажи. Они очень даже сообразительны. Например, одна крыса воровала деньги для мужика (он жил на втором этаже) из магазина на первом.

— Ну, наверное, он ее научил.

— Согласись, это не так-то просто, и не каждое животное сможет обучиться. К тому же, у крыс есть своего рода организация, что ли…

— Партийная?

— Вполне может быть. Они устраивают собрания, к которым заранее готовятся, потому что воруют еду и несут на место предполагаемого сабантуя.

— А дискотеки они устраивают?

— Почему бы и нет, если магнитофон сопрут.

Девушка рассмеялась. Парень продолжал:

— Человечество, наверное, уже не одно тысячелетие с переменным успехом воюет с крысами. Мне кажется, они наши ближайшие конкуренты в борьбе за существование. Действительно, могучие медведи, величественные тигры со своими страшными клыками и когтями вымирают, а какие-то мелкие грызуны живут припеваючи.

— И кто же победит?

— Это не ко мне, а к сэру Чарльзу Дарвину. Он вплотную занимался подобными вопросами во время путешествия на фрегате «Бигл».

— Крыс морил?

— Знаешь, этих созданий с людьми объединяет одна особенность, присущая, на мой взгляд, только высокоразвитым животным. И те и другие убивают себе подобных.

— Чего же здесь высокоразвитого! Какая-то звериная жестокость и дикость. Человека от животных отличает способность к состраданию, милосердию, помощи слабым. О человечности принято говорить как о проявлении доброты, бескорыстия и самоотверженности.

— В том-то и дело, что принято. А если подумать, то перечисленные тобой качества очень даже распространены в животном мире. Неспроста пеликан является символом самопожертвования. Для того, чтобы спасти птенцов от голода, птица разрывает себе грудь и кормит их собственной кровью. Сильные всегда обороняют слабых, больных и немощных. Во время стихийного бедствия травоядные и хищники спасаются вместе, забыв о страхе и охотничьем инстинкте. Но что же тогда есть в человеке, и нет в животных? Холодный расчет, осознанный обман, корысть и предательство. В этих проявлениях велика доля разума и логики, а не природных порывов. А знаешь, почему мы так не уважаем и презираем такие качества?

— Почему?

— Животным образцам поведения миллионы лет, а разум появился совсем недавно, и сразу вступил в противоречие с инстинктом, пытаясь им управлять. Но наследие целых эпох очень трудно сдвинуть с места, поэтому возникает естественное непринятие нового. Тем не менее, как бы нам это не нравилось, люди будут и будут убивать, умище-то куда денешь!

Дальше шли молча. Казалось, тягостное настроение передалось и Джерри, который перестал забегать вперед и смотрел на хозяйку большими преданными глазами. В конце вечерней аллеи парка появилось неясное скопление темноты. Оно постепенно приближалось. Сначала появились красные огни сигарет, послышались громкие возгласы и дикое ржание, затем стали видны очертания фигур. Компания из пяти человек шла развалистой походкой, заполнив собой всю ширину асфальтовой дорожки. Свет фонарей слегка поблескивал на черных плечах кожаных курток. Судя по движениям руки, один из них поигрывал ножом.

Девушка взглянула на парня и заметила в нем перемену: глаза сузились, на мгновение оскалились зубы, затем губы сжались в плотную прямую полоску. Лицо стало точно высеченным из гранита. Руки немного согнуты, пальцы соединены вместе. Слегка опустив подбородок, он уверенно шагал на встречу компании.

— Андрей! Слушай, вот тропинка, так быстрее. Я совсем забыла, мне домой надо! Пошли! — быстро сказала девушка, оттаскивая парня куда-то в сторону. Он посмотрел в глаза подруге и чуть заметно улыбнулся.

— Ты очень заботливая девушка, Света. За то тебя и люблю.

— Я тебя тоже.

Примечание: я выкинул из текста два реплики, не имеющие отношению к сюжету и с моей т.з. явно лишние. С автором по этому поводу связаться не удалось.