http://www.ogoniok.com/4921/13/
Вот вам крест
Епископ Брянский и Севский Феофилакт решительно
борется за веру.
Жертвы и разрушения есть.
Брянские церковные власти при поддержке властей светских занялись активным насаждением православия в народе. У народа возникают вопросы
Недавно заместителя главврача одной из брянских больниц судили товарищеским судом за то, что мало пожертвовал на благое дело - восстановление кафедрального собора: тысячу рублей всего. «Не по чину даешь!» - вычитывал ему главврач. Он этот суд и инициировал. А его инициировали из облздрава. А уж кто накрутил облздрав - даже представить трудно.
Особенно интересной представляется такая система «пожертвований» в свете двух противоречащих друг другу высказываний - епископа Брянского и Севского Феофилакта и председателя правления регионального общественного фонда «Брянский кафедральный собор», по совместительству заместителя председателя правления московского КБ «Эргобанк» Валерия Мешалкина.
Владыка:
- Собор будет стоить около трех миллионов долларов.
Мешалкин:
- Мы (Эргобанк. - «О») уже выделили восемь миллионов.
Но если 5 млн зеленых уже и так кто-то делит, то, может, не надо лезть в кошельки к врачам, учителям и прочим бюджетникам?.. Надо. Цветные плакаты в областной и городской администрации взывают к пожертвованиям. За подписью губернатора летят письма к брянским бизнесменам и управленцам. Нынешняя региональная власть пошла даже дальше прошлой, коммунистической: те трясли кошельки избирателей всего лишь на памятник поэту Тютчеву.
СОБОРНЫЕ СТРАСТИ
Затея с брянским кафедральным собором - дело давнее. Еще при губернаторе Лодкине созрела в недрах епархии идея отстроить нечто грандиозное, богоугодное, как в приличных городах. Да в центре, да на две тысячи мест, да в несколько миллионов долларов. В прошлом году горсовет и губернатор дали добро. Не учли только, что план будущего храма - со всеми его хозпостройками и прилегающей территорией - захватывал пять квадратных метров природоохранной зоны, знаменитых брянских оврагов.
Овраги эти - Верхний и Нижний Судки - отдельная история. Город стоит на холмах, меж ними - Судки. Наверху - асфальт и этажи, огни большого города и шум машин и троллейбусов. 20 метров вниз - ключи и колодцы, тишина и соловьи, неторопливая осмысленная жизнь частных подворий. Дом в овраге, все риелторы говорят, стоит бешеных денег.
Очень становится понятно желание строить культовое сооружение в таком практически божественном месте. Даже патриарх Алексий II, со слов брянского владыки Феофилакта, благословил. Вот только два «но». Во-первых, в этом году епархия захотела уже не пять квадратных метров в Судках, а без малого три гектара. А это практически приватизация оврага. Во-вторых, ни пяди овражной земли никому нельзя отдать без того, чтобы не снять с Судков статус памятника природы, запрещающего там любое строительство.
Вот областные депутаты и уперлись: статус памятника оставить - собор в овраг не пускать. Целую процедуру устроили, стали требовать согласований - с ГАИ, ГОиЧС, геологами, экологами… Владыка узрел в этом вражий умысел. Ведь ясно же было сказано депутатам: «При строительстве православного собора первостепенное значение имеет благодать. У вас ее нет, а у патриарха - есть! И он уже благословил строить именно на этом месте». Но депутаты не внимали, настаивая на суетном и бренном: чтобы все спецы хором сказали, что собор не поползет, что аварийной ситуации на дорогах не будет, что территория обеспечена стоянками...
Тогда Валерий Мешалкин в эфире местного телевидения перечислил имена злопыхателей, которые голосовали «не так» и требовали «не того»: «Эти депутаты, по моей оценке, объявили открытую войну православию, и народ должен знать их имена. Я обязательно проинформирую святейшего патриарха, полномочного представителя президента о том, что происходит в Брянске! А если будет возможность, проинформирую и президента РФ!»
МЕШАЕТ - ПОДВИНЕМ
Совсем не религиозные эти страсти объяснимы вполне по-мирски: у духовных лиц горят инвестиции, которые спонсоры дают только под готовый землеотвод и согласованный план. Кулуарно святые отцы сетуют, что «депутаты хотят в долю», потому так и упираются. Депутаты кулуарно же обзывают пастырей «братками в рясах»… Валерий Горбачев, один из лидеров брянской Правозащитной ассоциации и председатель комитета облдумы по образованию и культуре, считает, что разговоры о необходимости возрождения православия - ширма для коммерческих интересов: «Они нашли место для очень выгодного вложения очень больших денег, которые крутятся в столице. Идет новая волна передела собственности, и соискатели этой собственности не считаются ни с чем». Владыка Феофилакт на это отвечает жестко: «Такие разговоры - свидетельство крайне убогого внутреннего мировоззрения. Место для кафедрального собора выбрано прекрасное. Споры эти возникают среди тех, кто никогда не был в церкви и всегда ее либо гнал, либо ненавидел».
Владыка, судя по всему, человек вообще решительный. Около месяца назад рев автогена в районе брянского мясокомбината на выезде из города возвестил рождение нового православного символа. С юго-западной трассы гостей города встречает теперь 28-метровый Поклонный крест. А автоген ревел оттого, что, прежде чем установить крест, с этого самого постамента срезали стелу «1000 лет Брянску». Но это были цветочки. Следующий на очереди к «воцерковлению» — уникальный брянский парк деревянных скульптур им. А К. Толстого, находящийся под охраной ЮНЕСКО.
Когда в конце 1950-х годов там стали погибать от «голландской» болезни роскошные вязы, тогдашний директор парка Валентин Динабургский придумал деревянную сказку. Лучшие городские художники и мастера резьбы оживили умирающие деревья: Емеля с ведром и щукой, леший и русалка, лисица на задних лапках перед вороной и сыром… А еще Мадонна с младенцем на руках, князь Роман Брянский и Деснянка, водяной и кикимора и просто скворечники. Одни фигуры истлевали - появлялись новые.
А совсем давно, до советской власти, было здесь кладбище с часовенкой. Потом уже, как обустроили парк, часовенку отдали под склад спортинвентаря. С другой стороны от парка приступили строить стадион - возвращать здоровье нации. Три года назад часовенку областные и городские власти решили вернуть церкви. Никто и не подозревал, чем обернется восстановление исторический справедливости: владыка Феофилакт заявил областным депутатам, что «бесовские скульптуры» и «языческие идолы» - совершенно лишнее в парке-музее им. А К. Толстого, который во время оно «был предан анафеме» (вообще-то от церкви отлучили Льва Толстого, но это мелочи).
Депутаты тогда спросили, не сдержав улыбки: «С одной стороны будут кричать «гол!», а с другой - читать молитвы. Стадион не помешает?» Им спокойно сказали: «Подвинем».
«Подвижки» начались три года назад, когда вместо старого архиепископа Мелхиседека возглавить брянскую епархию прислали Феофилакта, московского управленца из Троице-Сергиевой лавры. Судя по опасливым высказываниям десятка опрошенных настоятелей храмов Брянска и области, в епархии сразу же была введена казарменная дисциплина. Священникам предписывалось не покидать свои приходы без благословения архиерея. Резко увеличились налоги с приходов. Архиерей начал заниматься бизнесом через приходы, заставляя продавать ту или иную продукцию (к примеру, вино, привозимое с определенных заводов). «Мы ожидали прихода родного отца, а пришел злой отчим», - сокрушенно резюмируют отцы.
Елена ВОРОБЬЕВА, Брянск