http://zhurnal.lib.ru/r/rozow_a_a/sacrofildoc.shtml

Александр Александрович Розов

Сакрофилия - чума XXI века

В текущем столетии, в связи с колоссальным ростом эффективности средств коммуникации и массовой информации, мем-вирусная эпидемия сакрофилии стала вновь приобретать угрожающий характер - так что борьба с распространением этой заразы становится ключевой проблемой дальнейшего существования цивилизованного общества.

Название болезни происходит от sacrum (лат. священный) или sacrifice (англ. жертва) и filia (греч. любовь, склонность).

Ниже приведен материал, который поможет вам принять профилактические меры по предотвращению заражения членов вашей семьи, ваших друзей и коллег, а также правильно отнестись к больным на ранней стадии развития сакрофилии и оказать им первую помощь.

1. Особенности возбудителя сакрофилии.

Сакрофилия - это мем-вирусное заболевание особого рода, поражающее центральную нервную систему человека и превращающее его в активного носителя и распространителя инфекции. По своему устройству и принципу действия, вирус сакрофилии аналогичен компьютерным вирусам и "червям". Он представляет собой информационный модуль, встраивающийся в сознание инфицированного человека, перехватывающий управление и использующий своего носителя для своего копирования и дальнейшего распространения. Для того, чтобы эффективно паразитировать на сознании носителя, вирус - возбудитель сакрофилии разрушает ряд функций центральной нервной системы человека, представляющих для вируса угрозу. В первую очередь поражаются такие функции, как связность, критичность и независимость мышления. Затем поражается сфера восприятия и эмоциональная сфера. В итоге больной утрачивает способность адекватно реагировать на окружающую действительность. Как правило, пораженный вирусом сакрофилии (сакрофил) получает устойчивое расстройство психики, возникновению различных фобий, связанных с пищей, сексом, а также с определенными комбинациями геометрических форм, звуков, символов и цифр. В острых случаях сакрофилия приводит к слабоумию или к психозам, сходным по своей симптоматике с шизофренией, осложненным галлюцинаторным бредом. Больной сакрофилией в острой форме под влиянием своих фобий склонен к внезапным вспышкам агрессии и, таким образом, представляет физическую опасность для окружающих. При массовом скоплении больных, вследствие перекрестного вторичного заражения, вероятность перехода заболевания в острую форму резко повышается. В этих случаях зачастую возникают коллективные галлюцинаторные психозы, выливающиеся в согласованное деструктивное социально опасное поведение.

2. Исторические сведения о сакрофилии

Упоминания о сакрофилии прослеживаются в древних хрониках, начиная с середины II тысячелетия до н.э. Очаги ее распространения отмечались в это время на Ближнем Востоке.

В то время людям не была известна природа инфекционных заболеваний, поэтому они воспринимали сакрофилию как маниакальную одержимость, способную распространяться подобно моровому поветрию. По караванным тропам и торговым путям инфекция проникла в северную Африку, а, начиная с первых веков нашей эры, также и в Европу. Начиная с этого периода, сакрофилию считали, как правило, особой формой религии, хотя у наиболее образованных людей поздней античности уже были некоторые сомнения в правильности такого подхода. Внешнее сходство сакрофилии с религией состоит в том, что больной поклоняется некому воображаемому существу, которое считает единым богом, или господом, но суть его действий религиозного мотива не имеет. Как писал во II веке Цельс: "Некоторые из них не хотят ни давать, ни получать объяснения насчет того, во что веруют. Они отделываются фразами вроде: не испытывай, а веруй, вера твоя спасет тебя". Религия предполагает некоторое представление о почитаемых божествах или духах, предполагающее определенный взаимовыгодный обмен (отправление культа божества в обмен на его помощь в практических делах). Сакрофилия проявляется в действиях, внешне напоминающих религиозный культ, но лишенных его практического смысла - предполагаемого взаимовыгодного союза с божеством.

Для сакрофила важен сам процесс служения воображаемому божеству, а не его практический результат. В пораженном сакрофилией сознании цель подменяется самим процессом служения.

В средние века Европу поразила мощнейшая эпидемия сакрофилии, бушевавшая более тысячи лет и сравнимая по своей губительности с чумой и черной оспой - наиболее страшными в то время инфекционными заболеваниями обычного типа.

Суеверные жители средневековой Европы стали воспринимать острые формы сакрофилии (сопровождающиеся галлюцинациями, самоистязанием и бессвязным бредом), как своего рода "священное безумие". Такие люди зачастую объявлялись святыми и почитались в этом качестве в официальных религиозных культах.

С XVII по XX век уровень заболеваемости неуклонно спадал и к середине XX века сакрофилия в цивилизованных странах стала довольно редкой болезнью, проявлялась в основном в форме единичных заболеваний или локальных очагах, существующих сравнительно короткое время.

В конце XX начале XXI века образовались новые мощные очаги заболевания - на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Именно это обстоятельство стимулировало научные работы, позволившие выделить возбудителя сакрофилии и исследовать его свойства.

3. Проникновение вируса в организм и течение болезни

Вирус сакрофилии в первую очередь поражает людей, находящихся в состоянии депрессии, невроза или в других сумеречных состояниях сознания, характеризующихся ослаблением воли и психической сопротивляемости. Легко внушаемые люди, люди с лабильной или неустойчивой психикой, а также дети и подростки, психика которых находится в процессе формирования, также относятся к группе риска.

Под действием сигналов, продуцируемых вирусом сакрофилии, лица, уже являющиеся носителями болезни, ищут контактов именно с такими людьми, с целью их заражения. Собственно заражение происходит в ходе коммуникативного акта между носителем вируса сакрофилии и человеком, восприимчивым к этому вирусу (здесь также прослеживается аналогия с компьютерными вирусами и "червями").

Первыми признаками заражения является колебания настроения от эйфории до беспричинных страхов, рассеянность и тяга к общению с уже зараженными лицами. При этом могут заметно изменяться ценностные ориентиры и интересы, возникать апатия к практическим делам, которые человек ранее считал важными. В дальнейшем человек вообще утрачивает интерес к практическим планам на будущее.

При дальнейшем развитии заболевания у пораженного возникает желание принести что-либо в жертву воображаемому высшему существу (богу, творцу, вседержителю и т.п.). Даже собственные обыденные поступки воспринимаются, как акт жертвоприношения себя (сленговое: "нести свой крест"). Больной начинает испытывать удовольствие от собственной неустроенности, неудач, мелких неприятностей и даже провоцировать их возникновение. На этой же стадии появляются аномалии в сексуальном поведении, в питании, в стиле одежды. "Жертвенное" поведение выражается также в нарочитом отказе от обычных удовольствий и развлечений. Принятие решения о жертве сопровождается эйфорией, иногда (для больных в острой форме) близкой по интенсивности к оргазму или к наркотическому опьянению.

Нарушаются представление о приватных сторонах жизни - больной охотно, а иногда и навязчиво делится интимными подробностями, провоцируя вмешательство посторонних людей в эту область (что не характерно для здорового человека).

Другой формой жертвоприношения становятся действия по заражению другого человека, когда передача вируса ощущается как особый священный дар (жертва). Сам больной при этом осознает себя как орудие "высшей силы".

На этой фазе болезни утрачиваются связность, критичность и независимость мышления, возникают ярко выраженные фобии и комплексы, связанные с наличием в сознании сакрофила, наряду с образом "бога", еще одного фантома - мистического противника (дьявола, сатаны, нечистого), который ассоциируется с иммунностью к вирусу. Нередко возникают яркие сны, в которых происходит "соприкосновение" с какой-то из мистических сил.

Постепенно больной переходит к экзотическим формам иррационального самоограничения вплоть до физического самоистязания (так он подавляет естественную сопротивляемость своего организма и психики к вирусу сакрофилии). На этой стадии уже начинается активный поиск новых объектов для заражения. При этом иммунность к вирусу у кого-либо из знакомых или близких, приводит больного в состояние сильного внутреннего дискомфорта вплоть до возникновения истерик, потери связности речи и других непосредственно наблюдаемых расстройств поведения.

4. Особенности развития коллективных психозов.

Как и при многих других массовых психозах, при значительной концентрации больных сакрофилией в обществе, у некоторых здоровых людей возникают индуцированные психозы - то есть, они начинают отчасти бессознательно копировать патологическое поведение больных (мимику, жесты, высказывания и даже специфические фобии). Зачастую такое копирование стимулирует заражение сакрофилией и переход индуцированного психоза в истинный. При концентрации больных выше критической отметки, заражение здорового человека, попавшего в их среду, происходит в течении 1-2 лет с вероятностью, близкой к 100%. Исключение составляют люди, полностью иммунные к сакрофилии, но у них в результате длительного пребывания в среде сакрофилов, обычно развиваются тяжелые неврозы и тревожные состояния, чреватые вторичными соматическими расстройствами.

Следует знать, что в ходе эволюции, вирус сакрофилии приобрел способность инициировать и особые формы коллективного поведения зараженных, увеличивающие интенсивность распространения инфекции. Больные сакрофилией в острой форме не способны существовать в обществе здоровых людей, поэтому они создают общины особого рода (наподобие спонтанно возникающего лепрозория). Такая община становится долговременным очагом распространения болезни одного из двух типов - закрытым (община, состоящая только из больных) и открытым (община, рассредоточенная в местах поселения здоровых людей). Закрытый очаг сакрофилии распространяет заражение за счет людей, которые, не имея информации о степени опасности заболевания, посещают закрытую общину из любопытства. Открытый очаг формирует вокруг своего эпицентра зону высокой концентрации больных, создавая угрозу заражения для любого, кто случайно оказался на этой территории.

Следует отметить, что в общине сакрофилов формируются особые правила поведения и социальные мотивы, согласно которым обострение болезни воспринимается, как желательное, что объективно способствует быстрому развитию заболевания от начальной фазы к острой.

Следует иметь в виду, что, хотя нормальное сексуальное влечение у больных сакрофилией практически разрушено, они, тем не менее, сохраняют способность к деторождению. Мотив жертвоприношения обеспечивает образование семей и спаривание сакрофилов несколько раз в год, что, несмотря даже на сравнительно низкую выживаемость детей в таких семьях, вполне достаточно для расширенного биологического воспроизводства (заметим, что "острые" больные в силу своего состоянии, обычно не способны пользоваться контрацептивами). Дети в семьях сакрофилов, как правило, поражаются мем-вирусом в 4-5 летнем возрасте и к моменту поступления в среднюю школу уже страдают сакрофилией в острой форме.

Иногда у больных в фазе обострения сакрофилии возникает непреодолимое желание на время покидать общину, бродяжничать, попрошайничать, вести асоциальный образ жизни и соприкасаться с посторонними людьми, чье поведение указывает на низкий иммунитет к сакрофилии. В результате происходят множественные случайные контакты, приводящие к спонтанным заражениям и иногда - к формированию новых очагов распространения болезни.

Особо сложной и опасной формой коллективного поведения сакрофилов является т.н. "гон". В состоянии гона больные способны к организации массовых выступлений, захвату средств массовой информации, образованию экстремистских организаций и проникновению сакрофилов в органы политической власти, что может в современных условиях приводить к быстрому распространению мем-вируса по общественным каналам коммуникации. При этом больные не осознают опасности своего поведения, поскольку субъективно воспринимают происходящее, как гражданские действия для общественной пользы (выражающейся в борьбе с фантомным образом "дьявола" - т.е. в подавлении иммунности к сакрофилии). В некоторых случаях гон приводит к возникновению массовых беспорядков, вспышкам насилия или вооруженным конфликтам.

В эпоху средневековья очаги сакрофилии иногда расширялись до размеров целых стран, которые подвергались таким образом длительной пандемии, вызывавшей глубокую деградацию общества - иногда до стадии первобытной дикости. В наше время случаи таких пандемий имели место в Иране, Афганистане и некоторых других странах Азии и Африки.

5. Особенности острой формы сакрофилии

При остром течении болезни, идея жертвоприношения становится поведенческой доминантой больного, основным сюжетом галлюцинаторного бреда, и может актуализироваться в реальных насильственных действиях, не имеющих видимого внешнего мотива. Фактическими жертвами таких действий обычно становятся окружающие, в т.ч. близкие люди, проживающие вместе с больным или поблизости от него.

В библейской книге "Бытие", гл. 22, читаем: "Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам!

Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог".

Чаще всего жертвоприношение проявляется лишь в заражении жертвы, однако, если жертва оказывается иммунной к сакрофилии, жертвоприношение может выразится в причинении побоев, увечий или даже в убийстве.

В другой библейской книге - "Второзаконие", гл. 13 содержится такое поучение: "Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын отца твоего или сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои", богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе или отдаленных от тебя, от одного края земли до другого, - то не соглашайся с ним и не слушай его; и да не пощадит его глаз твой, не жалей его и не прикрывай его, но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа; побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего"

Последнее связано с наличием в сознании сакрофила, фантомного образа "дьявола", который, как уже говорилось ассоциируется с объективной иммунностью к мем-вирусу. Вокруг этого фантома, наряду с комплексом фобий больного, создается также мотив для непосредственной агрессии, направленной обычно на окружающих людей, иммунных к мем-вирусу. В открытых очагах заражения здоровый человек, таким образом, помимо опасности инфекции, подвергается также опасности получения физических увечий, отравления, поджога и пр.

Важно знать, что при всем внешнем сходстве поведения сакрофила от религиозного поведения здорового человека, в нем есть очень четкое отличие. Для сакрофила характерна полная нетерпимость ко всем религиям, которые не соответствуют императивным указаниям фантомного божества, образ которого порождается нарушенным сознанием под действием провоцирующей литературы и под влиянием переносчика инфекции.

Следует учитывать также, что сакрофил практически полностью лишен обычных для здорового человека сдерживающих мотивов, так что в первую очередь его деятельность направлена на наиболее беззащитных и беспомощных членов общества.

Особенно сильной опасности подвергаются, таким образом, дети, беременные женщины, инвалиды и люди пожилого возраста.

6. Лечение

Следует иметь в виду, что современная психиатрия далеко не всегда готова иметь дело с жертвами сакрофилии - поскольку не желает создавать коллизий, связанных с соотношением психической нормы и религиозности (кроме того, некоторые психиатры по неосторожности сами подвергаются заражению сакрофилией и становятся разносчиками этого заболевания). В силу этого, сакрофилию зачастую приходится лечить в домашних условиях.

Для выбора правильного поведения в отношении больных сакрофилией очень важно знать особенности их мотивов, реакций и внутреннего состояния.

Так например больного бесполезно разубеждать в его фантазиях относительно "господа" и "дьявола", поскольку блокировка критичности мышления в этой области происходит на ранних стадиях развития сакрофилии. Столь же бесполезна его насильственная изоляция от других больных или от известных каналов информации, через которые распространяется сакрофилия. В ходе эволюции мем-вирус приспособился нейтрализовывать эти воздействия.

Тем не менее, есть и другие пути активации нормального сознания больного, к которым вирус не мог приспособиться в силу их многообразия. Наиболее эффективной мерой, которая может применяться к больному - это создание неординарных ситуаций, которые он вынужден решать, применяя свой интеллект, коммуникабельность и творческие способности. К этим ситуациям простые поведенческие штампы, внедряемые мем-вирусом, не применимы и сознание человека выходит из-под их контроля, по крайней мере, на время решения проблемы. Важно, чтобы решение проблемы касалось не только самого больного, но и тех из окружающих его людей, за чью судьбу он несет ответственность вследствие устойчивых социальных связей.

Длительное время удерживая больного в цепи альтернатив между следованием фантомным "божественным предписаниям" и исполнением четко определенной общественной функции, можно обеспечить период, достаточный для восстановления ментального иммунитета. Если это удается, больной, как правило, перестает воспринимать фантомные "требования божества" и возвращается к нормальной жизни.

Следует иметь в виду, что при решении таких задач, больной, под влиянием противоречивых команд от здоровой и пораженной части сознания, может впадать в ступор или наоборот, в истерические состояния. В таких случаях следует немедленно обращаться к помощи профессионального врача.

7. Профилактика и самодиагностика

Профилактику сакрофилии желательно начинать с дошкольного возраста, приучая детей спокойно относиться к проявлениям сакрофилии, интуитивно распознавать ее признаки, поскольку уже в школе ребенок может оказаться в состоянии вынужденного контакта с учителем, страдающим этим заболеванием. Необходимо выработать у ребенка ясное понимание того, что рассказы о "добром боженьке, которого надо слушаться" происходят от болезненных фантазий. Желательно, чтобы ребенок немедленно сообщал родителям о случаях контактов с сакрофилами и получал доходчивые объяснения по каждому случаю. Ни в коем случае не следует допускать длительных контактов ребенка с больными сакрофилией, особенно если они являются родственниками или вообще людьми, к которым ребенок может испытывать доверие.

В подростковом возрасте целесообразно получение обзорных знаний о многообразии обычаев, мифов и религий, как элементов культуры, а также о принципиальной разнице между религией и сакрофилией. Особенно важно разъяснить подростку, что "духовные" практики, требующие от человека слепой веры во что-либо, очевидно являются проявлением сакрофилии и разрушают психическое здоровье. Надежным средством профилактики в юношеском возрасте является поощрение естественной эстетики и эстетики, здорового отношения к человеческому телу и к сексу. Не менее важно и обучение здоровому скептицизму в сочетании с поощрением естественного любопытства молодого человека ко всем явлениям окружающей жизни. Разумеется, воспитание предполагает и некоторые запреты - но смысл любого запрета должен объясняться и обосновываться рациональными соображениями. Любой усвоенный подростком или юношей иррациональный запрет резко снижает естественный иммунитет к сакрофилии.

Профилактика сакрофилии для взрослых со сниженным иммунитетом - это гораздо более сложная задача. Наиболее эффективный способ ее решения - это разъяснительная работа. Многие даже вполне образованные и умные люди воспринимают сакрофилов, как людей, обладающих какими-то особым видением мира или особыми "духовными практиками". Соответственно, хорошей профилактикой является последовательное и аргументированное разъяснение того, что сакрофилия является инфекционной психической болезнью, разрушающей адекватность восприятия, и что удивительные рассказы сакрофилов являются просто механизмом передачи инфекции. Одного этого зачастую достаточно для выработки иммунитета у взрослого человека. Не менее важно и знание, позволяющее взрослому провести самодиагностику и выявить у себя первичные признаки заражения. Проявляются они, как известно, в форме иррационального позыва заменить решение практических проблем воображаемыми просьбами к "высшему существу", подкрепленными жертвенным поведением, и в форме иррационального опасения нарушить мистические запреты этого вымышленного существа. Взрослому человеку следует знать, что только его решительный отказ от такого воображаемого решения проблем и столь же решительное перешагивание через мистические запреты, позволяет остановить болезнь.

Также см. "Монотеистический паразит" - Skydger