Archimandrite Nectarius (nectarius)
О названии имперской Церкви
Не все знают, что Церковь Российской Империи не называлась - как современная Московская Патриархия - «Русская Православная Церковь», но носила другое название: «Православная Греко-Российская Церковь». Здесь на первом месте стоит Православие, затем указуется источник преемства и лишь на третьем месте – поместный признак. Господствующая же в Империи национальность – русские – вообще не указана, а упомянутая в названии нация – греки – не только не занимала в самой Империи сколько-нибудь видного положения, но и вне пределов ее находилась политически в самом бедственном положении. Таким образом, в названии «Греко-Российская», воспринятом нашей церковью после падения Византийской Империи заключалась похвала подобная той, когда церковь языков называла себя Новым Исраилем, похвала святым корнем, к которому мы прицепились и на котором держимся. Этому же служит и сохранение в славянском богослужении отдельных частей по-гречески, причем всегда связанных с архиерейским служением и с таинством рукоположения, во всегдашнее памятование – как говорится во всех почти изъяснениях богослужения – того, что хиротония проистекает из Греческой Церкви.
Эта наднациональная, вселенская идея была присуща как Империи нашей, так и Церкви, причем, с самого начала самостоятельного бытия последней. Более того, автокефалия ее связана именно с имперской идеологией, как противоположной этно-национальной. Связь эта идет со времен знаменитого патриарха Иеремии II и Константинопольского Собора 1593г., анафематствовавшего новый папский календарь и одновременно утвердившего автокефалию Русской Церкви. При этом примечательно, что, согласно господствовавшей еще с I тысячелетия идее «пяти патриархатов», на Соборе говорилось, что новое патриаршество учреждается для восполнения этого числа взамен утраченного – Римского, тем более, что Русский царь после падения Константинополя занял место Римского императора, как покровителя всех православных в мiре. Ибо Римская Империя по идее своей была всеправославной (а не латинской или греческой) и потому называлась часто словом «икумена»- вселенная. Отсюда и титул патриарха Константинополя – Нового Рима, как столицы Римской Империи был «Вселенский». Так понимали это православные люди не только в политических границах Империи, но и за ее пределами, и не одни лишь те, что жили под гнетом иноверных и чаяли защиты и покровительства, но и лучшие из православных государей других народностей.
Так в России всегда поминали за богослужением императоров, а русские великие князья почитали себя их вассалами. С падением же Византии и укреплением Московского Царства роли поменялись, и теперь греки искали покровительства у русского царя, считая его единственным «Белым Царем» всех христиан, т.е. Римским императором. Так что идея Москвы - Третьего Рима, с которой связано и установление патриаршества и автокефалия нашей Церкви, происходит от самих же греков и есть идея не национальная, а имперская – всеправославная [1] . Как известно, патриарх Иеремия II даже хотел перенести свой патриарший престол из Константинополя в Москву и стать самому первым русским патриархом.
Ярким выразителем греко-российской идеи был патриарх Никон, проведший свою обрядовую реформу ради единообразия с Греческой Церковью и в то же время в своем Новоиерусалимском монастыре среди престолов, устроенных им для пяти патриархов, поставивший престол Московского патриарха на первом месте. Правда, в своем понимании роли Церкви в Империи этот патриарх допускал явный крен в сторону папо-цезаризма, заявляя, что «Священство выше Царства», чем и вызвал реакцию, выразившуюся не только в царском гневе и низложении его самого, но и в упразднении в последующее царствование и вовсе патриаршества в России и замене его Синодом, который зачастую рассматривался как орган скорее Империи, нежели самой Церкви, в чем выражался противоположный крен – цезаропапистский.
Тем не менее, при всех отдельных искажениях, стержнем русского Православия была наднациональная, вселенская греко-российская идея, которая и нашла себе выражение в официальном названии нашей имперской Церкви.
[1] Нужно отметить тот факт, что и образование Константинопольского патриаршества было по тому же принципу; потому, что это «град царя и Синклита», словами знаменитого 28 Правила IV Вселенского Собора.
@ 2005-01-03 06:43:00