http://ari.ru/publication/print/?id=188

Информационно-аналитический обзор о положении русских соотечественников в Казахстане - первое полугодие 2004 года.

Данный документ автор представляет, как руководитель независимого Информационно-исследовательского центра “РУССКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ”

Об авторе: МИРОГЛОВ Фёдор Викторович, год рождения 1969, образование высшее (биолог).

С 1992 года в качестве активиста Русской Общины Казахстана, занимается вопросом помощи русским соотечественникам в Казахстане, изучением и анализом межнациональных отношений. С 1994-2002 год, пресс-секретарь Русской Общины Казахстана.

Главный редактор газеты “Русское Слово”. Имеет ряд публикаций в казахстанских и российских СМИ, о положении русских и межнациональных отношениях в Республике Казахстан. Автор аналитических обзоров и комментариев.

ЛИКВИДАЦИЯ “АССОЦИАЦИИ РУССКИХ, СЛАВЯНСКИХ И КАЗАЧЬИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В КАЗАХСТАНЕ”(АРСК), КАК НЕЗАВИСИМОГО СООБЩЕСТВА ОБЪЕДИНЁННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ (развитие событий).

Реализуемые властями РФ принципы по использованию и размену в случае необходимости “русского фактора влияния” во многом отразились на политике проводимой в отношении российских соотечественников в регионах бывшего СССР с большим количеством русского населения, в том числе и в Казахстане.

Отношение к соотечественникам в Казахстане, со стороны Кремля менялось синхронно с происходящими мероприятиями и изменениями, касающимися урегулирования экономическо-политических отношений между двумя республиками.

Ещё год назад в июне месяце 2003 года, при неопределённости многих межгосударственных российско-казахстанских вопросов на конференцию “Ассоциации русских, славянских и казачьих общественных объединений в Казахстане” (АРСК) проходившую в провинциальном городе Кокчетаве приехали и выступали дипломаты из посольства и консульства РФ, расположенных за тысячу километров в Алма-Ате и немного ближе в Астане. Но уже в октябре месяце, после достижения между двумя государствами договоренностей по принципиальным экономическим и иным вопросам, точно такую же конференцию проходившую в Астане, где строится новое посольство РФ и функционирует консульство, не смотря на настойчивые приглашения соотечественников, дипломаты проигнорировали.

В течение выше названного периода второй половины 2003 года, на руководство организаций соотечественников со стороны властей РК оказывалось сильное закулисное давление с целью вынудить их согласиться на принятие ими нового Устава “Ассоциации Русских, Славянских и Казачьих общественных объединений в Казахстане” и “добровольное” избрание в качестве единого руководителя и представителя объединённого сообщества организаций соотечественников бывшего экс-премьера РК г-на Терещенко С.А. Навязываемый кандидат, кроме того является одним из главных функционеров президентской партии “Отан”(Отчизна), и одновременно управляет работой Ассамблеи Народов Казахстана, председателем которой пожизненно(!) является президент Н.Назарбаев. Стремясь недопустить резких форм конфронтации в отношениях с властями, на проходившей в октябре 2003 года Конференции АРСК единогласно были приняты обращения к С.Терещенко с требованием не вмешиваться в дела Ассоциации и Н.Назарбаеву с просьбой пресечь оказываемое давление (см. приожение № 4). Если первые попытки по взятию под контроль Ассоциации объединяющей организации соотечественников в 2003 году предпринимались исключительно казахстанской стороной, то через некоторое время в конце года ею была предпринята ещё одна такая попытка, в которой активное и прямое участие приняли представители Московского Патриархата Русской Православной Церкви в Алма-Ате и дипломатического представительства РФ.

Активная роль структур Русской Православной Церкви(РПЦ) в качестве одного из политических факторов, стала возможной после появления в Казахстане нового Митрополита Мефодия (Немцова) в качестве главы созданного решением Синода Русской Православной Церкви Митрополичьего округа охватывающего всю территорию республики.

Прежде всего, деятельность нового Митрополита и его окружения ярко обозначилась в спектре активного участия в политике касающейся отношений соотечественников с властями РК и РФ, хотя Пункт 10 Устава РПЦ прямо запрещает такую деятельность (см. приложение № 5).

26 марта руководство организаций соотечественников в Алма-Ате получили приглашение от представителя РПЦ настоятеля Богоявленского храма в Алма-Ате отца Анатолия (в миру Анатолий Измеров) на встречу в Епархии, где, как ожидалось должна была состояться ознакомительная беседа с новым Митрополитом Мефодием. Однако Митрополит на встречу не явился, но туда пришли высокопоставленные представители посольства РФ в Алма-Ате и Ассамблеи Народов Казахстана. С первых же слов своего выступления председательствующий отец Анатолий начал говорить о необходимости “объединения организаций соотечественников”, “конструктивного сотруд-ничества с властями”, “отказа от конфронтации”. Сразу же после окончания речи со стороны представителей организации соотечественников был задан прямой вопрос: “Вы хотите объединить всех под Терещенко?”, на что был получен утвердительный ответ. При этом представители РПЦ пытались нейтрализовать возмущение большинства присутствующих тем, что иных вариантов они не видят, и что вторым сопредседателем в предлагаемой ими модели новой объединительной структуры в виде перерегистрированной Ассоциации, наряду с Терещенко будет Митрополит Мефодий имеющий право вето. Возмущение было также вызвано тем, что инициаторы встречи ясно давали понять, что представителям организаций соотечественников нужно смириться с мыслью, о намерении структур РПЦ вместе с казахстанскими властями через мощный административный ресурс реформировать и перерегистрировать под уже определённых людей именно существующую “Ассоциацию Русских, Славянских, и Казачьих общественных объединений в Казахстане”, члены и учредители которой, всегда критически относились к властям.

В составе новой структуры согласно представленного проекта нового Устава (см. приложение № 6), организации соотечес-твенников должны будут делегировать абсолютное большинство своих прав и полномочий уже опредёлённому “сопредседателю”. Все организации будут обязательны беспрекословно выполнять решения руководства и т.д. Выйти какой либо организации из состава новой Ассоциации, можно только при преодолении массы юридических препонов и лишь при положительном голосовании на специальной конференции проводящейся раз в пять лет. Представители РПЦ и АНК, к Ассоциации соотечественников никогда не имели ни какого отношения. Во многом складывающуюся ситуацию прояснил один из представителей АНК, заявив, что “Это не инициатива Терещенко. Президент попросил Сергея Александровича (то есть Терещенко) объединить русские организации и возглавить Ассоциацию”. “А может ли чиновник и бизнесмен отказаться выполнить просьбу президента?” парировал вопрос один из участников встречи.

Стоит отметить, что судебная и юридическая системы в Казахстане, полностью подконтрольны действующей власти. Это выражалось неоднократно в безосновательных отказах в регистрации и перерегистрации ряду общественных объединений, принятие судебных решений на бездоказательной или предвзятой основе, быстрой регистрацией лояльных к властям юридических лиц с нарушением законодательных требований, оформления документов и т.д.

Высокопоставленные представители посольства РФ, присутствовавшие на встрече, также изложили свою точку зрения на проблемы русских текущего момента: “Посольство РФ не будет контактировать, и оказывать какое либо содействие любым организациям, стоящим в оппозиции к властям по любому вопросу или контактирующих с любыми оппозиционными силами”. В качестве “оппозиционных сил” подразумевалась прозападная оппозиционная партия “Демократический Выбор Казахстана”(ДВК).

Позднее на заявления, о размене со стороны РФ “русского фактора” дипломаты суть вопроса прояснили. По их словам, работники посольства проводят ту политическую линию, которую определили органы государственной власти. В настоящее время поясняли они, “эта линия, направлена на сближение РФ и Казахстана”. Из этого можно сделать вывод, что в понятие “сближение” абсолютно не входят вопросы, касающиеся гарантий достойной жизни соотечественников. Они в межгосударственных отношениях лишь “фактор”.

Особую озабоченность российской стороны внимательно наблюдающей и влияющей на организации соотечественников, вызывает активизация контактов активистов ряда объединений и, прежде всего из Славянского Движения “Лад” с прозападной партией ДВК обильно финансируемой Соросом, а также рядом местных олигархов и западных структур, с целью смены власти в Казахстане по модели грузинского варианта.. В преддверии ожидающихся в сентябре 2004 года выборов в казахстанский парламент, ДВК планирует использовать проблемные вопросы русских для получения голосов избирателей. Следует отметить, что представители движения “Лад” к контактам с ДВК подходят умеренно, но совместная политика казахстанской и российской сторон, по размену и передаче “русского фактора” под контроль казахстанских властей, стимулирует желание представителей славянской организации на активизацию контактов с относительно чуждой по идеологии, но оппозиционной партией, обещающей к тому же поддержку на выборах и финансовую помощь (более подробно об отношении казахстанских партий к “русскому фактору” см. главу “Партии Казахстана – отношение к русскому языку и российским соотечественникам”).

В последствии представители РПЦ в лице отца Анатолия для реализации объявленных намерений проявляли ещё больше активности. После первой встречи в Епархии ими был организован ещё ряд подобных встреч, где было объявлено о создании “инициативной группы” по созыву и проведению конференции АРСК, на что имеет право только Исполком Ассоциации. Подавляющее большинство членов этой группы, никакого отношения к АРСК не имели, но в тоже время они не скрывали, что присвоение имени АРСК дело решённое и ими движут корыстные интересы. Позднее, когда происходящее стало достоянием широкой общественности отец Анатолий дал интервью региональному отделению радио “Свобода”(“Азаттык”) вещающему на русском и казахском языке на Казахстан. В интервью прозвучала недостоверная информация “о расколе в Движении “Лад”” и “желании большинства его членов войти в обновлённую Ассоциацию” и т.д. Кроме того, в словах священнослужителя прозвучало то, что можно назвать главной идеологической установкой реализуемой комбинации “надо положить этому конец” (см. приложение №7).

По мнению многих активистов организаций и наблюдателей, ряд представителей РПЦ за участие в тройственной комбинации по приведению русских, славянских и казачьих организаций “в нужное русло”, рассчитывают получить контроль, за большей частью возможной российской поддержки оказываемой соотечественникам на основе ранее утверждённых правительством программ. Приоритет будущей работы в сфере именно бизнес деятельности, ярко подтвержден и представленным по официальному запросу представителей “Лада”, проектом Программы будущей деятельности АРСК и роли в ней структур РПЦ. При этом всеми отмечен факт дословного совпадения текста, главы “Политическое направление. Идеология.” с ранее попавшим к организациям соотечественников документом называемом “Концепция создания русской общественной организации”. Подлинность документа “Концепция создания русской общественной организации” ранее попавшего в руки активистов организаций соотечественников никем не подтверждена. Но в тоже время, он представляет из себя профессиональную инструкцию по созданию проправительственной организации, задачей которой является объединение в нужном для казахстанских властей политическом русле организаций российских соотечественников, активное участие в этом процессе структур РПЦ и нового Митрополита. Судя по тексту инструкции, авторы хорошо ориентируются в тонкостях внутренней жизни РПЦ (особенно в деятельности “Православного благотворительного общества “Светоч””) и некоторых сферах бизнеса, но в тоже время относительно поверхностно знакомы с деятельностью организаций соотечественников (см. приложение № 8; № 9).

Интерес нового Митрополита к деятельности организаций российских соотечественников, можно также объяснить и тем, что Митрополит Мефодий на данный момент, состоит членом Совета по взаимодействию с общественными и религиозными организациями и объединениями при президенте РФ. Всё это подтверждается и тем, что по прибытии в Казахстан, одним из первых указаний Митрополита была инициатива по созданию в Епархии Отдела по сбору информации о деятельности русских, славянских и казачьих общественных объединений. Возглавить Отдел было поручено настоятелю Богоявленского храма г.Алма-Аты отцу Анатолию (в миру Анатолий Измеров). Информация, поступающая из ряда независимых источников, говорит о возможности достижения за короткое время, властями Казахстана и новым Митрополитом взаимной договоренности об активном содействии в возведении в республике нескольких православных храмов, взамен на помощь во взятии под контроль и нейтрализации протестного потенциала организаций российских соотечественников.

Выступая на местном телевидении, Митрополит пребывающий в Казахстане чуть более полугода, уже активно хвалил внутренний политический курс республики и лично президента Н.Назарбаева. При этом он негативно отзывался обо всех, кто призывает, к какой либо конфронтации с властями.

Взаимодействие Митрополита с государственными структурами РФ и установлением плотных контактов с властями Казахстана, было продемонстрировано 22 апреля, когда президент РК Н.Назарбаев встретился одновременно с послом РФ в Казахстане В.Бабичевым и Митрополитом Мефодием в формате “один к двум”. На встрече шла речь об открытии нового Посольства РФ в Астане летом 2004 года, а также о создании в будущем там же, центра Митрополичьего округа и постройке кафедрального собора. При всём этом стоит отметить, что новый Митрополит, договорившийся с властями Казахстана о проектах касающихся обширного строительства в области структур Православного вероисповедания, не знает многих местных обычаев, нравов, менталитета и других тонкостей азиатского региона. Вследствие этого, планы и обещания во многом будут мягко саботироваться и в целом он может оказаться обманутым. Косвенно такая возможность уже проявилась, когда в одном из интервью, Митрополит выражал недовольство и обиду, что участок для строительства православного собора в Астане, власти выделяют на далёкой окраине, а не в центре города, как было обещано ранее.

Не исключено в ближайшем будущем, активное участие Митрополита или его доверенных лиц в различного рода бизнес деятельности для получения финансовых средств на разные нужды Епархии, так как многие ране работавшие с ним люди отзываются о нём, как о “деятельном хозяйственнике”. В реализации такой деятельности Митрополита и установлении через неё модели “сотрудничества, поддержки и полного взаимопонимания” крайне заинтересованы многие структуры казахстанской государственной власти. При этом также очень вероятно активное участие Митрополита или его доверенных лиц в политической деятельности. Это подтверждает не только участие руководимых им структур РПЦ в проекте по взятию под контроль совместно с представителями РФ и Казахстана сообщества организаций российских соотечественников, но и прошлая российская деятельность. В марте 2001 года выходящее два раза в месяц приложение российской “Независимой газеты” “Независимая газета – Религии” уже писало о скандале, который разразился за несколько дней до выборов в Воронежскую областную Думу. Тогда, областной Избирком официально обвинил местную Епархию руководимую Мефодием, в незаконной агитации за кандидатов. Имели место раздача листовок в храмах, и вывешивание там же агитационного плаката. Такой род деятельности во многом отражён и в инструкции называемой “Концепция создания русской общественной организации”, где рекомендуется использовать структуры РПЦ (приходы, храмы, проповеди и т.д.) для создания филиалов “Русской организации” и пропаганды её идеологических установок в обществе. Ещё раньше ряд авторитетных иерархов РПЦ через СМИ открыто обвиняли Мефодия в корыстных связях с советским КГБ, и иной подобной деятельности. В свою очередь в интервью Митрополит Мефодий не только не отрицал, но и оправдывал свои контакты с КГБ. (см. приложения №10; №11; №12).

Тройной прессинг в виде скоординированного давления на организации соотечественников казахстанских властей, российской стороны, и прямого вмешательства структур РПЦ, вызван по многим данным непредвиденным феноменом “независимости и принципиальности русского фактора”. Разработчики реализации политической линии в российских и казахстанских кругах считали, что в рамках размена со стороны РФ “русского фактора влияния” в виде согласованной передачи под контроль казахстанских властей деятельности организаций российских соотечественников, они беспрекословно выполнят “рекомендации” со стороны РФ, по прекращению критики властей Казахстана касающейся ряда дискриминационных моментов внутренней политики республики. Уверенность российской стороны базировалась на представлении, что для организаций соотечественников главным мотивом своего существования является поддержка контактов и получение (часто небескорыстное) различных видов помощи. Однако происходящие события показали, что так настроены не более одной трети организаций. В основном такую позицию занимают культурные центры, многие из которых представляют аморфные общественные структуры лишь изредка проявляющие свою деятельность в виде концертно-самодеятельной работы. Ещё треть организаций заняла нейтрально выжидательную позицию. Оставшиеся принципиально заявили, что даже при перспективе разрыва связей с российской стороной, они не изменят своих взглядов и программ деятельности. Объяснить такую ситуацию можно тем, что занявший принципиальную позицию ряд русских, славянских и казачьих организаций, естественно формировался на базе протестного потенциала по отношению к проводившейся национальной политике. Большая часть активистов более десяти лет осуществляла свою деятельность, без какой либо поддержки из вне, в условиях агрессивного отношения к ним властей Казахстана. При этом через структуры этих организаций прошли тысячи граждан, подавляющая часть которых, не выдержав преследований властей, необустроености условий работы, личной слабохарактерности, амбиций и т.д. покинули их ряды. Остававшиеся в организациях активисты, всегда скептически относились к государственному аппарату и политике РФ, но в течение многих лет продолжали бескорыстно и принципиально работать, с целью влияния на внутриполитический курс Казахстана, рассчитывая при этом, только на собственные силы.

Особо стоит отметить, что принципиальный отказ в виде принятого Заявления (см. приложение № 13) и обращения к Митрополиту (см. приложение № 14) последовал со стороны имеющего юридически и фактически республиканский статус и структуры Славянского Движения “Лад”, являющегося на данный момент самой большой и активно действующей организацией российских соотечественников в Казахстане. На первых руководителей движения со стороны российских и казахстанских структур оказывалось сильное давление в виде бесед, уговоров и угроз. Отмечен ряд попыток с казахстанской стороны, через вброс дезинформации поссорить ряд активистов в филиалах.

15 мая в связи с активизацией событий касающихся намерений присвоения имени “Ассоциации Русских, Славянских и Казачьих общественных объединений в Казахстане”, её представители собрались на внеочередную конференцию в г.Астане. Выступления активистов и руководства организаций явно показали, что при нейтрально-выжидательной позиции ряда организаций, не желающих, как вступления в новую Ассоциацию, так и обострения отношений с властями и возможного получения ярлыка “противника Православной Церкви”, у части принципиально настроенных организаций остаётся мало сил для противостояния сильному местному административному и российскому давлению в деле сохранения реальной независимости Ассоциации, как объединенного сообщества организаций, и выполнения ею определённых первоначально задач. Сильный удар по планам сохранения независимости АРСК нанесли действия председателя Исполкома АРСК Г.Белякова, хранящего печать, свидетельство о регистрации и ряд иных важных документов. В последние месяцы Г.Беляков саботировал и не выполнял свои должностные обязанности, а также прямо участвовал в “инициативной группе” реализующей задачу казахстанских властей по реформированию АРСК. Приняв эти и ряд других факторов во внимание, представители областных организаций Славянского Движения “Лад” и его центральное руководство, единогласно приняли решение и объявили о выходе из состава Ассоциации Русских, Славянских и Казачьих общественных объединений в Казахстане.

Во многом, выход Славянского Движения “Лад” из членов Ассоциации явился вынужденным шагом. При этом не исключён вариант компромисса в виде закулисной договоренности руководства организации с российской стороной, так как непредвиденная твёрдость и принципиальность представителей славянской организации завели российскую сторону в тупиковое положение. Угрозы разрыва связей и прекращения сотрудничества с российской стороны со славянским движением, в случае неприятия “Ладом” навязываемого контроля казахстанских властей, так и не достигли нужного результата. Но в тоже время, в рамках дальнейших планов российской стороны, касающихся проводимой политики по использованию “русского фактора влияния”, однозначно была и остаётся необходимость продолжения поддержки контактов с самой большой организацией соотечественников Казахстана. С другой стороны, над российской стороной висела задача (не исключено, что и обязательство) сдачи Ассоциации, как юридического лица и известного обществу имени в орбиту политики казахстанских властей. В результате, “Лад” вынужден был оставить во многом ослабленную и деморализованную к тому моменту Ассоциацию, но в тоже время движение осталось независимым и полноценным, с которым приходиться считаться как российской, так и казахстанской стороне.

Нейтрализация другой основной части протестного потенциала в составе Ассоциации произошла, прежде всего, в результате длительной закулисной работы казахстанской стороны именно с первыми руководителями объединений. Первой в 2002 году была нейтрализована Русская община Казахстана, ранее имеющая девять реально действующих областных филиалов. Её руководитель Ю.Бунаков, согласившись на тесное сотрудничество с властями, самовольно изменил на диаметрально-противоположное направление её деятельности. Акции защиты соотечественников и критика внутренней политики были сменены на неподконтрольные органам управления РОК бизнес-операции и комплименты в адрес властей.

Казачество представляющее из себя ряд самобытных групп в составе общественных объединений и региональных организаций севера, востока и юго-востока республики, координировавших через атаманов свою деятельность, во многом было дезорганизовано в результате информации об отъезде в РФ ключевой фигуры их представительства в Ассоциации И.Михайловского. Окончательную нейтрализацию протестного потенциала в рамках Ассоциации и её внутреннюю дезорганизацию завершил переход на полностью лояльные по отношению к властям позиции руководителя Семиреченской Казачьей Общины Г.Белякова, являющегося председателем Исполкома Ассоциации и её координатором, хранящим печать, свидетельство о регистрации и другие важные документы. Переход в некоторой степени можно объяснить тем, что ранее Беляков в течение трёх лет безуспешно занимался реализацией проекта по созданию “Русской партии Казахстана” позднее переименованного в проект “Партия “Соотечественник””. Контакты инициаторов и финансирование проекта находились в РФ, в тоже время со стороны казахстанских властей данная инициатива встретила сильное противодействие на административном уровне. Большинство организаций соотечественников, также не поддержали данный “партийный проект” из-за неопределённости многих ключевых моментов, и во многом из-за личности и прошлой деятельности инициатора. Позднее, при достижении договоренностей между РФ и РК в области политики “русского фактора влияния”, все достигнутые наработки и проводимая работа, касающаяся проекта “партия “Соотечественник””, были быстро свёрнуты. Открытый переход Г.Белякова на сторону властей по передаче им контроля над Ассоциацией, многие объясняют его расчётом на их разноформатную помощь в избирательной компании в Парламент Казахстана осенью 2004 года.

Ещё один феномен сообщества организаций соотечественников, позволивший втянуть ряд объединений в новую Ассоциацию помимо воли подавляющего числа их членов, кроется в нежелании активистов организаций бескорыстно ведущих работу, занимать должности первого руководителя, так как это связано с массой бытовых проблем и вопросов, касающихся обеспечения и функционирования помещения для работы, договоренностей по поиску и использованию оргтехники, оформления документов касающихся отношений с налоговыми и иными контролирующими органами и т.д. Во многих организациях, подавляющее большинство сплоченного коллектива в той или иной мере недовольно работой и отношением с властями первых руководителей. Но при отсутствии желающих занимать в организации пост №1, активисты вынуждены мириться со сложившейся структурой, в той или иной мере прилагая усилия касающиеся координации и влияния на проводимый первым руководителем курс деятельности организации. Наглядным примером тому, может быть отрицательное отношение подавляющего большинства активистов Семиреченской Казачьей Общины(СКО) к предложению по участию в новом формате подконтрольной властям Ассоциации. Первоначально при обсуждении данного вопроса абсолютным большинством было принято решение не вступать в Ассоциацию. Но позднее, не желая поднимать вопрос о первом руководителе, большинство активистов уступили его настояниям заняв нейтральную позицию. В результате, документы на участие в Ассоциации СКО, были подписаны с позиций отношения первого руководителя, но не решения коллектива.

Аналогичная ситуация и в среде активистов Русской общины Казахстана(РОК), абсолютное большинство которых недовольно деятельностью и отношением к ним первого руководителя. В тоже время никто из них не желает занять его место, понимая, что помимо выше указанных проблем, на него лягут вопросы связанные с урегулированием претензий налоговой полиции, прямыми и закулисными обязательствами прежнего руководителя и т.д.

Стоит отметить, что в отношении членства в новой Ассоциации, сложившиеся в руководстве РОК два противостоящих лагеря из мелких бизнесменов главной целью которых является получение денежных средств и пассивных общественников, при обсуждении пришли к отрицательному единому мнению. Коммерческих деятелей не устроило то, что в составе новой Ассоциации все виды возможной поддержки из РФ и бизнес-деятельность от имени соотечественников будет поступать, и контролироваться структурами РПЦ и казахстанскими властями. Общественники, бескорыстно ведущие свою деятельность, негативно восприняли потерей организацией ряда своих полномочий и возможность жесткого контроля за деятельностью организации. На проходивший 13 июня Съезд РОК, с целью убедить делегатов принять по отношению к проекту властей по “объединению в новой Ассоциации” положительное решение, г-н Терещенко пришёл лично. После изложения его доводов и аргументов, участники Съезда решили не принимать никакого решения, отложив рассмотрение вопроса на рассмотрение Совета. Не дожидаясь окончания Съезда Терещенко, покинул зал.

Негативная реакция и жёсткая позиция Славянского Движения “Лад” в отношении проекта новой Ассоциации, была первой серьёзной неудачей властей. Отказ поддержать навязываемый проект со стороны представителей также, как и Славянское Движение “Лад” имеющей республиканский статус, но подчёркнуто лояльной к властям РОК, нанёс по реализации проекта ещё более сильный удар. Позднее, после долгих уговоров и дебатов, Совет РОК с массой оговорок согласился на положительное решение. Без членства в Ассоциации организаций с республиканским статусом реализуемый проект выглядел несерьёзным. Кроме того, обращение Славянского Движения “Лад” к Митрополиту Мефодию и ряд других документов были рассмотрены в центральных органах управления Московского Патриархата. В результате этого, из навязываемого нового Устава, без широкой огласки был убран пункт о Митрополите-сопредседателе. Но в тоже время Митрополит Мефодий вошёл в Совет создаваемого казахстанскими властями объединения.

Алма-Ата - 2004 г.