http://www.fakel.org/print.php?id=25&art_id=365

№9. 2002 год.

Георгий Мхеидзе

Те, кто смотрят телевизор

Громогласные заявления о вреде телевидения давно уже стали для СМИ общим местом. А их читатели с удовольствием листают очередную разоблачительную статью, поуютнее устроившись в кресле перед экраном. У абсолютного большинства людей голос разума стыдливо умолкает, когда с ними говорит телевизор.

Это происходит не по недосмотру или глупости - просто мы редко осознаем, что несколько часов в день перед экраном ведут к самой что ни на есть реальной зависимости, пострашней наркотической. Согласно распространенному определению, зависимость - это психологическое или физическое пристрастие индивида к повторению определенного опыта, доставляющего ему (или ей) удовольствие. Разумеется, это не только привязанность к приему некоего химического вещества - любое действие, принесшее наслаждение, человек хочет повторить вновь, тем более если это не требует особого труда. Попробуем доказать, что телевизор в этом смысле - идеальный наркотик, вызывающий зависимость.

Во время просмотра ТВ активность мозга резко смещается из левого полушария мозга в правое. Согласно опытам Герберта Крудмана, у человека перед экраном правое полушарие работает в два раза интенсивнее левого. Это смещение ускоряет выработку в мозгу эндорфинов - гормонов, которые структурно идентичны опиуму и его производным, воздействуют на те же рецепторы и, таким образом, могут с полным основанием считаться натуральными опиатами человеческого организма. Любая активность, ведущая к выработке эндорфинов, формирует физическую зависимость - например, хрустение суставами пальцев, длительный бег, оргазм или... сидение перед телевизором. Более того: в экспериментах, где требовалось отлучение от "ящика" на месяц (они проводились, например, в ЮАР в середине 70-х), телеманы демонстрировали все признаки героиновой "ломки": в частности, они жаловались на депрессию, приступы беспричинной злобы, фрустрацию и ощущение "расставания с любимым другом".

Таким образом, невинный телеприемник в гостиной ты можешь уверенно расценивать как компонент высокотехнологичной сети распространения смертельного наркотика. И самое мерзкое, что зависимость от ТВ не безопасна - она однозначно деструктивна. Эксперименты показывают, что у человека перед экраном высшие области мозга (такие, как кора и подкорка) практически "отключены", а низшие (периферийная нервная система), напротив, гиперактивны. Такое распределение нагрузки на мозг характерно для низших животных, неспособных отделить реальность от ее изображения (эту работу проделывает кора) - за счет этого человек реагирует на приключения героев сериалов так, словно все это происходит с его семьей. В модели сознания Тимоти Лири и Роберта Уилсона эта схема соответствует первому, биовыживательному, контуру (наиболее инфантильному и примитивному способу взаимодействия с реальностью) - стремлению к влажному безопасному теплу. Вспомним, что фрейдисты рассматривают зависимость от опиатов именно как влечение назад в материнскую утробу. Таким образом, регулярные телепросмотры превращают людей в биовыживательных роботов. Активно работающее при этом правое полушарие, как известно, воспринимает входящую информацию некритично и не анализирует ее, деля на составные части. Поэтому человек с доминирующим правым полушарием мозга способен на эмоциональные, а не на разумные реакции. Именно из-за этого люди редко вообще понимают, что они видят на экране: в известном тесте Якоба Якоби 90% из 2700 обследованных несколько минут спустя после просмотра не смогли верно пересказать то, что им показали.

Другое исследование продемонстрировало, что уровень так называемой хаотической нейронной активности, повышенный во время выполнения интеллектуальных задач (чтения, письма, математических расчетов и т. п.), крайне низок во время телепросмотра. По эффективности, с которой ТВ "вырубает" человеческую нервную систему, у него попросту нет конкурентов. Психофизиолог Томас Малхолланд обнаружил, что уже после 30 секунд просмотра телепрограммы мозг начинает генерировать высокочастотные альфа-волны, свидетельствующие о резком снижении его активности - такое происходит, например, при впадении в кому. Это означает, что смотреть телевизор - примерно то же самое, что бездумно пялиться в стенку. Зритель впадает в легкий приятный транс, что активно используется рекламными роликами: увидев рекламируемый продукт в реальной жизни (скажем, в витрине магазина), человек ассоциирует обладание им с этим бездумным состоянием расслабления. Как уже установлено, телереклама действует намного эффективнее, когда зритель не обращает на нее внимания.

Иными словами, телевидение - это устройство для контроля над сознанием, вызывающее быстрое привыкание. Не правда ли, правительства и крупные корпорации не могли даже мечтать о более эффективном оружии пропаганды? Не стоит сбрасывать со счетов и более примитивные последствия телемании - например, разрушение чувства собственного достоинства (75% американок уверены, что они страдают от ожирения из-за того, что по нескольку часов в день наблюдают на экране анорексичных моделей и актрис), постоянное чувство страха (доказанная реакция на регулярный просмотр выпусков новостей), снижение скорости мышечной реакции и недостаток сна. Разумеется, это понимали многие герои контркультуры, давно (и почти бесполезно) обращавшие внимание общества на жуткий электронный наркотик. Так, записывавшиеся с самим Уильямом Берроузом американские радикалы Disposable Heroes of Hiphoprisy посвятили телевидению песню "Наркотик нации", грозно предостерегая слушателей от этого увлечения: "Метадоновый метроном пульсирует - 150 каналов 24 часа в сутки. Ты можешь щелкать пультом без передышки - и все равно смотреть будет нечего". А Мэрилин Мэнсон выразился еще короче: "В пасти телевизора раковая опухоль, - сожги ее, пока она не разрослась".

Я прошу прощения у читателя за обширную цитату из Теренса Маккены, но мне кажется, что ему удалось описать угрозу, исходящую от голубого экрана, предельно внятно. "Основная суть телевидения, - пишет покойный визионер, - не видение, а сфабрикованный поток данных, которые можно так или иначе обрабатывать, чтобы защитить или навязать те или иные культурные ценности. Что может обеспечить более благодатную почву для поощрения фашизма или тоталитаризма? И ни один наркотик в истории так не преуспел в перестройке по своему образу и подобию ценностей зараженной им культуры".