http://slavya.ru/articles/our_history.htm
ЖИВАЯ СВЯЗЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ СОВРЕМЕННЫМИ И ДРЕВНИМИ ЯЗЫЧЕСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
Статья написана в качестве ДОКУМЕНТАЛЬНОГО
ПОДТВЕРЖДЕНИЯ
существования на протяжении более чем 15 лет объединения
верующих язычников,
непосредственным преемником которого является
религиозная группа "Содружество Природной Веры
"Славия"
(в
процессе ПОДГОТОВКИ К РЕГИСТРАЦИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ,
которая
требует подобных документированных свидетельств)
Согласно принятому нами вероучению, наше религиозное объединение составляет неразрывное родовое единство, целостность с нашими предками-язычниками, жившими ранее на территории Москвы и других земель, с нашими Богами и природными силами Земли и Космоса. Мы непосредственно общаемся с ними, и они являются частью нашего религиозного объединения, от них, от предков, Богов и Земли, мы непосредственно принимаем наше вероучение и знания древних традиций нашего народа.
1. Почему язычество в течение тысячелетия принуждено существовать нелегально и как изменить это положение?
Одним из важных свидетельств существования языческих верований на Русской Земле, является русский перевод Библии, осуществленный впервые в XV-XVI в. и содержащий такие понятия как: язычники, ворожея, волхв, волхование, идолы, кумиры, волхвы, священные рощи, культ обращения к мертвым предкам, прорицания, гадания. Это говорит о том, что переводчики Библии хорошо представляли практику языческих верований на Руси. Собственно, понятия "язычники" и "язычество" появилось благодаря переводчикам Библии на русский язык, как противоположение иудаизму, христианству и мусульманству. Как известно, в течение прошедшего тысячелетия языческие верования, особенно славян, русского народа, преследовались государством и православной церковью: наши волхвы-священнослужители и последователи древней веры подвергались репрессиям и физическим расправам, наши храмы, священные рощи, культовые сооружения и предметы культа уничтожались. Эти действия оправдывались или даже освящались церковью, производились на основании экстремистских призывов против языческих верований, содержащихся в Библии. Приведем для убедительности примеры упоминания о язычниках, о языческих верованиях и магической языческой практики в Ветхом завете:
Исход, глава 22:
"18 Ворожеи не оставляй в живых.
...
20 Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен.
"
Левит, глава 20:
"27 Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать
мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь
их на них."
Захария, глава13, призывающая отцов и матерей к убийству
собственных инаковерующих детей:
"2 И будет в тот день, говорит Господь
Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы,
равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли.
3 Тогда, если кто
будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не
должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его
и мать его, родившие его, когда он будет прорицать."
Эти экстремистские призывы к расправам и разжиганию религиозной розни на протяжении многих веков существования княжеско-царской власти на Руси осуществлялись на практике по отношению к нашим предкам-язычникам. В советское время отношение государства ко всем религиям было отрицательным, церковь была отделена от государства, священнослужители и верования всех направлений преследовались, в том числе это относилось и к языческим верованиям разных народов. После Отечественной войны для православной церкви и еще ряда конфессий было сделано исключение, оно не коснулось языческих верований народов России. Марийский народ, другие народы Сибири и Севера только в годы перестройки получили возможность открыто исповедовать свою древнюю народную веру на территории своих республик и автономных краев. Однако русский народ и другие славянские народы по-прежнему не имеют правовых условий для исповедания своей исконной веры, которая существовала до рождества Иисуса.
Ныне фанатичные экстремистские призывы и основанные на них действия должны быть оценены как преступные, как разжигающие религиозную и национальную рознь, и запрещены Конституцией. Мы говорим об этом, поскольку эти преступные действия российского государства и церкви - одна из причин, почему у объединений язычников не было возможности ни во времена царского самодержавия, ни во времена советской власти создать легальное религиозное объединение, открыто осуществлять свои обряды, получить от органов царского самодержавия или советской власти документы, подтверждающие его легальное существование. Поэтому наши родные предки исповедовали языческие верования и совершали обрядовые и магические действия нелегально, под страхом быть замученными, сосланными на каторгу в царское время, или отправиться в Гулаг, получить "волчий билет", лишиться работы в советское время. Нам известны сведения об убийствах язычников фанатиками-христианами и мусульманами и в современной России, осквернения и разрушения культовых объектов современных язычников.
Мы заявляем о своей правоприемственности по отношению к языческим объединениям дохристианской Руси. В эту эпоху понятие "религиозное объединение" было фактически эквивалентно понятию сельской или городской общины, так как в язычестве отправление религиозных культов тесно связано со всей семейно-родовой и хозяйственно-бытовой деятельностью общины, во многом направлено в помощь этой деятельности. Общины того времени (как и общины, действовавшие вплоть до начала XX века, до коллективизации) осуществляли местное самоуправление на своих мирских, вечевых сходах без какого-либо письменного документирования. Религиозная жизнь общин подчинялась так называемому "обычному праву", отсутствовали государственные правовые акты, которые бы обязывали общину выдать самой себе свидетельство о существовании того или другого типа религиозного объединения.
По современным правовым нормам закон обратной силы не имеет. Следовательно, требование предоставлять документы от органов местного самоуправления не должно распространяться на то историческое время и на те селения и города, где и когда деятельность религиозных объединений - общин, непосредственными духовными и физическими правопреемниками которых мы являемся, регламентировалась "обычным" правом.
Поэтому, чтобы создать язычникам необходимые условия правовой защиты в соответствии с Конституцией РФ, мы предлагаем в качестве документальных свидетельств, подтверждающих наше существование в течение более 15 лет, принять:
- Проведение некоторых языческих ритуалов и праздников: Масленицы, Коляды, родительских культов - в разрушенных советской властью сельских общинах-деревнях, из которых вышли наши дедушки и бабушки, обучившие нас непосредственно родительскому культу, культу предков, а также продолжение нами этих традиций в современной Москве и других городах России;
- Отраженные в летописях и памятниках археологической культуры факты древнейшей истории нашего народа, появление которых было санкционировано решением органов местного самоуправления (мирскими сходами, сельскими общинами, вечевыми собраниями) этого периода истории нашей страны, и подлинность которых не вызывает сомнений у исследователей-историков и археологов;
- Факты преследований верующих язычников, осуждения языческих обрядов, разрушения культовых сооружений, восстаний язычников, отраженные в летописных источниках, церковных поучениях, в законодательных документах государственных органов власти;
Приводим подробную информации по каждому из этих пунктов свидетельств.
2. Непосредственное наследование языческих обрядов от предков.
Свидетельством нелегального существования нашего религиозного объединения во времена советской власти является осуществление нашими бабушками и дедушками, а также их ближайшими родственниками, приехавшими из разных деревень, культа предков, например: посещение кладбища во время Пасхи, что осуждалось и осуждается христианской церковью как проявление остатков язычества. А также празднование Масленицы, Коляды и ряда других традиционных народных праздников со сбором всех родственников и односельчан, переехавших в Москву из одной деревенской общины. Конкретным примером тому может быть семья Курихиных, Ивана Сергеевича и Марии Васильевны, а также их ближайшие родственники и односельчане из деревни Ягодино Тверской области, которые и в Москве составляли одно родовое целое, вместе справляя праздники и оказывая друг другу помощь. Это дедушка и бабушка волхва Содружества Природной Веры "Славия", Любомира (Диониса Георгиса), который непосредственно перенял от бабушки и дедушки живую традицию культа предков и народных праздников. В Содружестве "Славия" есть и другие люди, которые получили подобные знания таким же способом, из живого общения со своими бабушками и дедушками. Некоторые наши родители верят, что наши предки продолжают после смерти заботиться о нас, что их душа говорит с нами через растения и животных, что они переживают за нас и разделяют с нами родовую ответственность, т.е. принимают часть нашей ответственности на себя. С точки зрения христианской церкви - это живая языческая вера, осуждаемая ею, вот что пишет, например, дьякон А.Кураев о живом культе предков в статье "Попытка быть оптимистом (тенденции в религиозной жизни России начала нового тысячелетия)" http://www.kuraev.ru/optimist.html
"Примитивнейшая форма религиозности - "культ предков". Именно он является
самым массовым культом в постсоветской России - о чем свидетельствуют
нескончаемые вереницы автобусов, отправляемые городскими властями на пригородные
кладбища в день Пасхи (и это при том, что церковные правила не предполагают
никаких заупокойных молитв в десятидневном промежутке от Пасхи до
Радоницы!)…
Так что надо отдавать себе отчет в том, что не столько
православие пробуждается и набирает силу на просторах России, сколько архаика.
Язычество."
Приведем ссылки на работы, которые показывают, откуда наши деды и бабки непосредственно восприняли живую языческую традицию.
Языческие верования и обрядность, которым следовали, - наряду с посещением церкви, -наши прабабушки и прадедушки в разных регионах России и других славянских земель на протяжении всего XIX века, были описаны многими исследователями народной культуры, наиболее полный и фундаментальный труд в этом отношении выполнен А.Н.Афанасьевым в его книге "Поэтические воззрения славян на природу".
Религиозные представления крестьян православные священники того времени характеризовали таким же образом, как и упомянутый дьякон А.Кураев характеризует современное состояние вероисповедания в России. К примеру, священник-миссионер Херсонской епархии И.Недзельницкий пишет: "…Ничему неученый, неграмотный крестьянин называет себя христианином и не может дать ответа, почему так называется… На христианских святых он переносит представления язычества, называя их богами. В Херсонской епархии один полуневежественный в вере приходится на семь совершенно темных, для которых всякий образ - Бог". (Источник: Недзельницкий И. Штундизм, причины появления и разбор учения его. СПб, 1899, с. 8-9)
Таким образом, мы видим со слов православных священников, что языческая традиция сохранялась в нашем народе во все времена.
3. Литературные, летописные и археологические свидетельства традиционности языческих верований объединений, от которых мы принимаем правопреемственность.
Обратимся теперь к древнерусской литературе, летописям и памятникам археологической культуры.
Один из наиболее известных литературных памятников Древней Руси - "Слово о полку Игореве", выражает языческое мировоззрение и содержит упоминания о древних верованиях наших, когда русичи себя внуками Даждьбога величали.
Повесть временных лет (Повесть временных лет. - М.:Л., 1950) сообщает об обычаях Вятичей, живших в XI-XIV вв., а также других славянских племен.
"Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их "Великая Скифь".
Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон."
Обитание на территории нынешней Москвы Вятичей, совершавших тризну над умершими, подтверждается памятниками археологической культуры: уцелевшими в некоторых московских лесопарках курганами наших предков и несколькими городищами, стоявшими на Москва-реке, теми предметами материальной культуры, которые сохранились в этих местах. Часть обнаруженных археологами в раскопках предметов, а также реконструкция обликов наших предков-Вятичей, представлена в Историческом музее г.Москвы. Среди наших предков-язычников есть и выходцы из тех племен, которые обитали в бассейне Москва-реки задолго до рождения Христа. В частности, об этом говорят археологические исследования Дьякова городища (на окраине Коломенского парка около м.Каширское), рядом с ним было расположено одно из древнейших языческих святилищ на территории г.Москвы возле Девьего камня и Конь-камня в Волосовом овраге, со священным источником, к ним и сейчас идут поклониться многие люди, в том числе христиане. Именно в этом месте в конце XVII в. занимался волхованием известный на Москве того времени Дионисий Грек, казненный в 1702г.
Обобщение множества исторических и археологических данных о языческих верованиях восточных славян приводится в фундаментальных работах академика Б.А.Рыбакова "Язычество Древней Руси", "Язычество древних славян").
Как мы уже говорили, в те времена далекие времена в поселениях-общинах полномочия современных органов местного самоуправления выполняли вечевые сходы, а общины были тождественны религиозным объединениям и в полном составе проводили все общинные праздники и осуществляли захоронения по обычаям предков, поэтому предлагаем вам принять курганы древних вятичей в лесопарках Москвы в качестве подлинных, подтвержденных наукой свидетельств о существовании религиозного объединения наших предков-язычников, правопреемником которого является наша религиозная группа.
4. Свидетельства из поучений против язычества и летописных источников о преследованиях язычников.
Покажем теперь, как факт существования наших предков-язычников отразился в церковных поучениях против язычества, в летописях, свидетельствующих о преследовании язычников, о разрушении их культовых объектов, а также в законодательных документах органов государственной власти, которая занималась организацией этих преследований и расправ с нашими предками-язычниками, воплощая поучения церкви.
Наиболее полная подборка документальных государственных и церковных источников по этой тематике приводится в работе Н.М.Гальковского (Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси, т. 1,2 - М.:Изд. "Индрик", 2000). Мы приводим только указание на некоторые самые важные источники, чтобы подтвердить факт невозможности легального существования языческого религиозного объединения во времена царской России.
Типографская летопись ростовского летописца XV века свидетельствует о том, что крещение Руси князем Владимиром сопровождалось разрушением языческих святилищ, оказанием давления на киевлян и насильственным отрывом детей от родителей, чтобы отправить их на церковное обучение:
"А самъ прииде къ Киеву и повеле коумиры избивати, овы иссещи, а дроугиа огневи предаша. Перуна же повеле прявязати къ коневи к хвосту и влещи изъ горы по Боричеву на Роучай, и 12 моужъ приставиша бити жезлиемъ. Се же не яко древу чюющу, но на поругание бесоу, иже прелщаше симъ образомъ человекы, да возмездие прииметь отъ человькъ. Вель еси, Господи, и чюдна дела твоя! Вчера чтимъ отъ человекъ, а днесь пороугаемъ! Вле-чемоу же ему по Роучаю къ Днепру, плакахуся его невернии людие, еще бо не бяху приали святого крещениа, и привлекше вриноуша и в Днепръ. И пристави Володимеръ: "Аще где принесеть и, то и отревайте его отъ брега, дондеже порогы проидеть, ти тогда останитеся его". Они же повеленое сътвориша. И яко поустиша и, пройде порогы сквозе, изверже и ветръ на Рень, и оттоле прослоу Перуна Рень, якоже и до сего дни словеть. Посемъ же Володимеръ посла по всемоу градоу, глаголя: "Аще кто не обрящется на реце, богать или оубогъ или нищъ или работникъ, противенъ мне да боудеть". Се слышавше людие, с радостию исходяхоу, радующеся и глаголюще: "Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре приали". Наоутрея же изыде Володимеръ с попы царицыны и Корсоунскыми на Днепръ, и снидеся бес числа людии. И влезоша въ воду и стоаху овии до шии, а друзии до персий, младенцы же отъ брега, а дроузии младенцы дръжаще, свершени же бродяхоу, попове же молитвоу творяще стоаху. И беаше видети радость на небеси и на земли, толико душъ спасаемыхъ. А дьяволъ стояще, глаголя: "Оувы мне, яко и отсоудоу прогонимъ есмь! Зде бо мняхъ жилище себе имети, яко зде не соуть оучениа апостольска, ни соуть ведоуще Бога, но веселяхся о слоужбе ихъ, еже слоужахоу мне, и се оуже побеженъ есмь отъ невегласа, а не отъ апостолъ, ни мученикъ; не имамъ оуже царствовати въ странахъ сихъ". Крестившимъ же ся людемъ, и идоша кождо въ домы своя. Володимеръ же радъ бывъ, яко позна самъ Бога и людие его, возревъ на небо и рече: "Боже, сътворивый небо и землю, призри на новыя люди своа сиа и дажь имъ, Господи, оуведети тебе, истиннаго Бога, якоже оуведаша страны христьанскыя, и оутверди вероу в нихъ правоу и несъвратноу, и мне помози, Господи, на соупротивнаго врага, да надьяся на тя и на твою дръжаву, побеждоу козни его". И сие рекъ, повеле роубити церкы и поставляти по местомъ, идеже коумири стоаху. И постави церковь святаго Василиа на холме, идеже стоаше коумиръ Пероунъ и прочий, идеже творяхоу требы князи и людие. И нача по градомъ ставити церкы и попы и люди на крещение приводити по всемъ градомъ и по селомъ. И пославъ имати нарочитыхъ людей дети и даати ихъ на оучение книжное. Матери же чадъ сихъ плакахуся по нихъ, еще бо не бяхоу ся оутвердили верою, но яко по мертвецехъ плакахуся."
Тщательный исторический анализ, проделанный историком Г.М. Филистом, ("История "преступлений" Святополка Окаянного. - Мн.: Беларусь, 1990) свидетельствует, что христианизация Руси вызвала серьезное сопротивление во многих городах. Междуусобные столкновения между князьями, по сути, представляли проявление гражданско-религиозной войны двух партий: христианской и языческой. Об этом свидетельствует раскаяние князя Владимира Мономаха, распространявшего христианство силой по городам Руси, против воли народа и братьев своих - язычников, изложенное им в своем Поучении: "Не хотел ведь я видеть крови твоей у Стародуба; но не дай бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления твоего, ни от кого-либо из братьев. Если же я лгу, то бог мне судья и крест честной! Если же в том состоит грех мой, что на тебя пошел к Чернигову из-за язычников, я в том каюсь, о том я не раз братии своей говорил и еще им поведал, ибо я человек".
Обе партии часто использовали в качестве поддержки печенегов, половцев, поляков, при этом христианская партия дополнительно опиралась на дружины христиан-викингов и политическую помощь Византии. В некоторых городах народ под руководством волхвов поднимал восстания, но они были подавлены. Историк Е.Е.Голубинский в книге "История русской православной церкви" отмечает, что в Новгороде христианство было введено гражданской властью, действовавшей вооруженною рукою, по пословице: "Путята крестил мечом, Добрыня - огнем". Лаврентьевская летопись свидетельствуют, что князь Ярослав Мудрый в Суздале в 1024г. подверг заключениям и казням волхвов, организовавших народное восстание, волнения происходили в Новгороде и Ростове в 1071г. (считается более правдоподобным 1076-1078г.), в 1091г. в Ростове. Эта гражданско-религиозная война, как определяет эти события Г.М.Филист, серьезно ослабила Русь и сделала ее легкой добычей татаро-монгольских завоевателей, под игом которых церковь получила режим наибольшего благоприятствования и множество земель. После победы Дмитрия Донского на поле Куликовом и установления порядка назначения глав Русской Православной Церкви из числа русских, христианство на Руси заняло господствующие позиции, стало общегосударственной религий, хотя во многих селах и отдаленных городах сохранялись остатки язычества и двоеверие. Против них развернулась борьба церкви и государства в последующие века.
Согласно первым правовым актам древней Руси до XV-XVI вв.: "Русской правдой", Уставами разных князей, - людям запрещалось принимать у себя волхвов, а дела, связанные с волховством, чародейством, колдовством и прочими проявлениям язычества или двоеверия, передавались церковному суд, с правом сажать виновных в монастырские тюрьмы, принуждать к труду на монастыри. Церковные священнослужители распространяли тексты поучений, в которых язычество приравнивалось к бесовщине, дьявольщине, они призывали бить и изгонять язычников, отбирая у них имущество. Так из грамоты новгородского архиепископа Феодосия 1548г. (Доп. к Акт. Истории №43) мы узнаем, что в Воцкой пятине "христиане молились по своим мольбищам "древесам и камению", постов не соблюдали, жили без венчания, супружеская верность и чистота отсутствовали, мертвых хоронили в лесах и по курганам… Архиепископ Феодосий повелевал мольбища, камение и древеса везде разорять и истреблять в конец и огнем пожигать" (Цитируется по Н.М.Гальковскому).
И тем не менее даже высшее боярство, и сами цари, иногда призывали волхвов на помощь. Так историк А.П.Торопцев в своей книге (Москва. Путь к империи. - М.:, Тверская 13, 2000), проанализировав летописные источники, сообщает, что незадолго до своего воцарения Борис Годунов призвал к себе волхвов и спросил их о своем будущем. На что они ответили, что его ждет трон, а затем добавили, что царствовать он будет семь лет (предсказание сбылось). На это счастливый Годунов воскликнул: "Хотя бы семь дней, лишь бы царствовать!"
Относительно "мягкие" меры противодействия язычеству действовали до XVII веков, когда следуя примеру гонений на ведьм в Западной Европе, российская государственная власть ужесточила преследования язычников, передав дела по ним из ведения церковных судов в ведение Розбойного приказа. Об этом свидетельствует Григорий Карпович Котошихин, который был подьячим Посольского приказа в царствование Алексея Михайловича Романова и оставил потомкам воспоминание "О России, в царствование Алексея Михайловича. Современное сочинение Григория Котошихина". Издание археографической комиссии. СПб., 1859. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/kotoshih.htm
Гл.7 О приказах, п.34. Розбойный приказ:
"А бывают мужскому полу
смертные и всякие казни: …
жгут живого за богохулство, за церковную татьбу,
за содомское дело, за волховство, за чернокнижство, за книжное преложение, кто
учнет вновь толковать воровски против Апостолов и Пророков и Святых Отцов с
похулением;… А смертные казни женскому полу бывают: за богохулство ж и за
церковную татьбу, за содомское дело жгут живых, за чаровство и за убойство
отсекают головы,…"
Со времен Петра I священнослужителям православной церкви была вменена обязанность доносить на исповедуемых ими людей, информировать о настроениях населения в местах своей службы.
В книге Е.Б.Смилянской "Волшебники. Богохульники. Еретики." приводятся следующие данные по судебным процессам, сопровождавшимися пытками, в отношении лиц, занимавшихся колдовством, волшбой:
"В настоящее время можно с уверенностью говорить о:
- 23
колдовских процессах 1700-1720гг.;
- 80 процессах 1721-1740гг.;
- 97
процессах 1741-1760гг.;
- 22 процессах 1761-1780гг.;
- 18 процессах
1781-1801гг."
Из анализа данных допросов Е.Б.Смилянская пришла к выводу, что лица, занимавшиеся подобного рода практикой, получали свои знания в большинстве своем от родителей или ближайших родственников, т.е. сохранялся наследственный характер передачи языческих верований и знаний.
Екатерина II, следуя опять же примеру просвещенной Европы, прекратившей "охоту на ведьм", смягчила отношение государства к лицам, занимающимся язычеством, эти занятия все более стали приравнивать к суевериям или невежеству, хотя фанатики-христиане нередко совершали самосуд над этими людьми. Наконец, в Своде законодательных актов Российской империи, составление которого было начато в царствование Николая II, первое издание вышло в 1832г. (Свод законов оставался собранием действующего законодательства в России вплоть до Октябрьской революции 1917 г.) мы впервые можем встретить оформленное на правовом языке признание государством язычества:
ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ
VII. О вере...
40. Первенствующая
господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная
Кафолическая Восточного исповедания.
41. Император, престолом Всероссийским
обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной.
42.
Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель
догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой
благочиния.
44. Все не принадлежащие к господствующей Церкви подданные
Российского государства, природные (а) и в подданство принятые (б) так и
иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие
(в), пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения
по обрядам оной.
45. Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных
исповеданий, но и Евреям, Магометанам и язычникам (а): да все народы, в России
пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию
праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов, и моля Творца
вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи (б).
(Свод
Законов Российской империи. Издание 1857 г. Т. 1, ч. 1. СПб., 1857).
Итак, законодательство сохраняло дискриминационный характер по отношению ко всем религиям, отличным от православия. Статус первенствующей гарантировался православной вере и церкви тем, что российский император выступал их верховным защитником и хранителем, только православная церковь имела право вести миссионерскую деятельность среди последователей всех других исповеданий, переход из православия в другую веру был запрещен. Также действовала экономическая дискриминация языческого населения, проявлявшегося в неравноправии торговых цен, в оправдании мошенничества и обмана по отношению к язычникам, в запрете на определенные виды деятельности: например, на выплавку металла.
Приверженцам терпимых исповеданий закон предоставлял право отправления веры и богослужения. Однако им было строжайше запрещено "прикасаться к убеждению совести не принадлежащих к их религии". Отметим также, что терпимость к язычеству относилась только к верованиям ряда народов Севера и Сибири, но не в отношении язычества русского народа, славян. И не случайно, что А.Н.Афанасьев, описавший в своей книге "Поэтические воззрения славян на природу" действующие языческие, народные верований славян в XIX веке, был подвержен дискриминации, церковному осуждению и умер в нищете. Потому что его книга рассматривалась как пропаганда язычества, как недопустимое вероотступничество, как свидетельство продолжения языческих верований в XIX веке.
Государство боялось распространения язычества, как и любого инаковерования, переход без внешнего влияния из менее покровительствуемых в более покровительствуемые исповедания допускался лишь с разрешения Министерства Внутренних Дел, а по делам язычников отдельных народов было создано специальное Управление:
УСТАВЫ ДУХОВНЫХ ДЕЛ ИНОСТРАННЫХ ИСПОВЕДАНИЙ
4. В пределах государства одна господствующая Православная Церковь имеет
право убеждать последователей иных Христианских исповеданий и иноверцев к
принятию ее учения о вере. Духовные же и светские лица прочих Христианских
исповеданий и иноверцы строжайше обязаны не прикасаться к убеждению совести не
принадлежащих к их религии; в противном случае они подвергаются взысканиям, в
уголовных законах определенным.
5. Если исповедующие иную веру пожелают
присоединиться к вере Православной, никто ни под каким видом не должен
препятствовать им в исполнении сего желания.
О управлении Духовных дел Ламаистов и язычников
ст. 1674. Высшее
духовное лицо Калмыков есть Лама.
ст. 1675. Лама избирается из начальствующих
в больших хурулах Бакшей и определяется в сие звание Высочайшим Указом, по
представлению Министра Внутренних Дел.
О язычниках из инородцев Сибирских и
Архангельских
ст. 1697. Инородцы Сибирские и инородцы под именем Самоедов,
обитающие в Мезенском и Печерском уездах Архангельской губернии, если не
исповедуют Христианской веры, имеют свободу отправлять богослужение по их
обрядам и обычаям.
ст. 1700. Православное духовенство в обращении Сибирских
инородцев и Архангельских Самоедов к Христианству имеет поступать по правилам
кротким, ограничиваясь одними убеждениями, без малейших принуждений.
(Свод
законов Российской империи. Т. XI, ч. 1, СПб, 1896)
УСТАВ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ПРЕСЕЧЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Раздел первый.
О предупреждении и пресечении преступлений против
веры
Глава вторая. О предупреждении и пресечении уклонения от исполнения
правил церкви православной
...18. Всякий православный должен хотя однажды в
год исповедываться и приобщаться Св. Таин по обряду христианскому, в пост, или в
иное время.
19. Детей обоего пола приводить на исповедь, начиная с
семилетнего их возраста, ежегодно.
20. Внушение об исполнении сего священного
долга (ст. 18, 19) хотя более принадлежит приходским священникам, но и
гражданское и военное начальства также наблюдают, чтобы лица, им подчиненные,
непременно сей долг исполняли.
22. Кто, не смотря на убеждения священника,
два или три года окажется не бывшим на исповеди и у Св. Причастия, о том
доносится Епархиальному Архиерею особенно. Преосвященный, через приходского же
священника, или через других доверенных духовных лиц, или наконец сам ...
вразумляет его... Кто не вразумится увещаниями, не придет в раскаяние и не
исполнит долга христианского, о том сообщается гражданскому начальству, на его
рассмотрение.
28. Запрещается в навечерии Рождества Христова и в продолжение
святок заводить, по некоторым старинным идолопоклонническим преданиям, игрища,
и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь
соблазнительные песни.
30. Запрещаются лжепредсказания и
лжепредзнаменования.
31. Запрещается выдавать себя за колдуна или чародея и
употреблять подобные обманы, основанные на суеверии, невежестве или
мошенничестве.
32. Нигде, ни в городах, ни в уездах, с образами, свечами или
книгами для сбора на церковные строения, монастыри или другие богоугодные
заведения, без особого надлежащего дозволения отнюдь не ходить.
35. В случае
суеверных действий или разглашений, производящих в народе заметное впечатление,
особенно с признаками неблагонамеренного вымысла или корыстных видов,
Епархиальный Архиерей обращается к мерам вразумления и увещания, а между тем
относится к Губернатору и, смотря по важности дела, доносит Святейшему Синоду,
от которого и ожидает дальнейшего разрешения.
Глава третья. О предупреждении
и пресечении отступления от православной веры
36. Как рожденным в
православной вере, так и обратившимся к ней из других вер, запрещается отступить
от нее и принять иную веру, хотя бы то и христианскую.
38. Отступившим от
православной веры лицам воспрещается, впредь до возвращения их в православие,
иметь жительство в имениях их, населенных православными. Имения сии берутся, на
все сие время, в опеку, которая должна учредиться и действовать на основании
существующих постановлений; но в ней не могут участвовать ни муж отступившей от
православия, ни жена изменившего православию.
39. Наблюдение и все по таковым
делам (ст. 38) распоряжения возлагаются на Министерство Внутренних Дел, которое
в то же время собирает сведения о семействе лица, отступившего от православия, и
если окажутся малолетние дети, то о мерах к охранению их православия
представляет на усмотрение Его Императорского Величества установленным
порядком.
45. Раскольники не преследуются за мнения их о вере; но запрещается
им совращать и склонять кого либо в раскол свой, под каким бы то видом ни было
чинить какие либо дерзости против православной церкви или против ее
Священнослужителей, и вообще уклоняться по чему либо от наблюдения общих правил
благоустройства, законами определенных.
(Свод законов Российской империи. Т.
XIV, СПб, 1890)
Мы можем видеть из этого текста тот губительный механизм экономической и гражданской дискриминации, который мог обрушится на людей, которые бы осмелились заявить, что они язычники или другого рода инаковерующие. Лишь в 1905г. российское государство отказалось от преследований за отпадение от православия.
5. Заключение.
Мы документально подтвердили, что в течение тысячелетия язычество русского народа и других народов России подвергалось преследованиям со стороны государства и церкви. Эти документы одновременно являются свидетельством существования непрерывной традиции языческих верований нашего народа, которые, однако, не могли быть оформлены в легальной форме, в связи с репрессиями.
На основании этого призываем государственные органы:
- признать исторический факт осуществления репрессий против язычества и препятствования его легализации;
- принять приведенные в этом документе археологические, исторические и другие свидетельства в качестве подтверждения правопреемственности нашего религиозного объединения по отношению языческим общинам наших предков на всю глубину исторического горизонта;
- приравнять языческие верования русского и других коренных народов к традиционным и обеспечить необходимые правовые условия, чтобы новые поколения язычников могли безопасно и легально осуществлять свое право на вероисповедание древней веры.
Любомир (Дионис Георгис), волхв Содружества Природной Веры
"Славия"