Церковное право и его рецепция в российское законотворчество
ЛК - Меня в последнее время не покидает ощущение того, что в современной России формируются параллельные «отрасли знаний» и «деятельности». Словосочетания «православная медицина», «православные товаропроизводители», «православное воспитание» - уже не редкость. Видела даже объявление в газете: «Агентство недвижимости. Православные риэлтеры подберут варианты обмена квартиры…». Одна из таких новинок - «православная юриспруденция».
Вот статья в журнале «Российская юстиция», №2, февраль 2001 г. Казалось бы, очередные заявки на доминирующую роль православной идеологии в современной России, коих не счесть. Маленькое «но»: автор статьи – практикующий юрист, а журнал – профессиональное издание, не рассчитанное на широкие читательские массы. То есть, предложена информация к размышлению строго для специалистов.
Статья не новая, просто такой концентрат провославно-правовой мысли я еще не встречала.
Правосознание большинства россиян основано на евангельских корнях.
ЛК – Основано, конечно, на «евангельских корнях», но «познается по плодам». На эту особенность ботаники всегда обращают внимание ученые богословы и прочие святые люди и не мне с ними спорить. В реальной жизни за последние 10 – 15 лет наблюдается рост преступности по всем видам правонарушений (статистические данные, полученные из разных источников, не очень отличаются друг от друга). Одно из двух: или россиян с евангельским правосознанием не такое уж большинство, или плоды таковы, каковы корни. «Куда уводите мою ослицу /угоняете мою машину/?» - «Она нужна господу!» - образец правовых отношений, заложенный в первоисточнике.
Соответственно, на мой взгляд, причина всеобщего правового нигилизма, ставшего бичом России, в том, что православное сознание граждан пока практически не адаптируется к системе действующего права.
ЛК – А к чему вообще адаптируется «православное сознание»? Есть ли хотя бы одна область современной человеческой деятельности, которая бы полностью устраивала православных, и где они не желали бы чувствовать дым кадила? Это проблема православного сознания, или права?
Мы сегодня имеем существенный разрыв между принципами так называемого "гражданского общества", заложенными в российском законодательстве, и канонами православия.
ЛК – Претензии «кто не православный - тот не русский» хорошо известны, а вот рассуждения на тему «кто не православный - тот не гражданин» и «гражданское общество без канонов православия - не общество» у юриста я встречаю впервые.
Причем, стремление ликвидировать «существенный разрыв между принципами так называемого "гражданского общества", заложенными в российском законодательстве, и канонами православия», неизбежно приведет к противопоставлению граждан друг другу по конфессиональному признаку, конфликтам, и силовым действиям со стороны государства.
Принципы нашего права - суть принципы языческой Римской империи. Например, по Цицерону, "государство - союз людей, основанный на праве...". Для Цицерона основа правоприменения - текст писанного закона. На мой взгляд, в системе права, основанной на принципах православия, каркас всей правоприменительной практики - авторитет личности. В структуре Церковного права это авторитет изначально Самого Творца, затем Боговдохновенных писателей и так далее до приходского священника, священнодействующего по Благодати Божией.
Сегодня нет никаких оснований для признания боговдохновенными действий любого налогового инспектора, основанных на инструкции, выдуманной чиновником министерства, исходя из сиюминутной "революционной целесообразности".
ЛК – Юрист призывает граждан и организации не платить налоги по причине отсутствия в этих действиях «боговдохновенности» или предлагает инспектору игнорировать инструкции министерства, «выдуманные чиновником», а не написанные под диктовку «святого духа»?
Все дело в том, что налоговый инспектор – лицо явно не божественное, а государственное. И самое нежелательное для церковников. Требует он не поклонения и веры, а уплаты денег в казну. А это уже серьезно. Здесь цитировать церковникам их собственные сказки про «кесарю – кесарево» бесполезно. Своя ряса к телу ближе.
Однако у людей остался соответствующий, выработанный веками менталитет, заставляющий гражданина склоняться перед любым, пусть уже далеко не божественным, но власть имущим лицом.
ЛК – Менталитет, который остался у людей, вырабатывался именно веками полного господства православной церкви. Альтернатива не допускалась. Правильно ли я поняла скрытый призыв к неповиновению светским властям именно по причине отсутствия в них «божественности»?
Причем это самое "лицо", облеченное реальной властью, пусть иногда только "квартального" уровня, также совершенно искренне уверено, что народ его личного "феода" обязан ему беспрекословно подчиняться. И в этом подчинении писанное право имеет только субсидиарное значение. Совпадает оно с волей правоприменителя - отлично, нет - не страшно, можно особого внимания на законы не обращать. Поэтому, кстати, собственно законами, кроме судей и адвокатов, по-моему, мало кто интересуется.
Причем этот менталитет в отличие от прошлых веков у нас мало ограничен православной моралью. А через "общечеловеческие ценности" субъекту переступить гораздо легче, чем через "страх Божий".
ЛК – «Православная мораль» - понятие не юридическое, как и любая другая, католическая, допустим. «Страх божий» снимается «отпущением грехов», в отличие от переступания через "общечеловеческие ценности". Кстати, эти понятия тоже юридическими не являются.
К счастью, православные ценности возвращаются. По капле, но возвращаются. Настоящих атеистов, категорически отрицающих саму возможность присутствия сверхъестественных сил, практически нет.
ЛК – Я даже не буду задавать стандартный в таких случаях вопрос: «А кто их считал?». Естественно, еще одна новорожденная отрасль – «православная социология». Примечательно, что в анкеты для прошедшей в России переписи населения вопрос о вероисповедании граждан и их отношении к той или иной конфессии не включался. По просьбе РПЦ. Какая редкая возможность была упущена доказать свое превосходство с цифрами в руках!
Если проснувшееся религиозное чувство должно приблизить всех нас к Богу, то как же мы сможем продолжать жить в правовом пространстве, ограниченном рамками чисто языческого права? Такая ситуация дезориентирует граждан. Это ведет не только к стрессам и совершенно необоснованному недовольству существующим порядком, но и к правонарушениям.
ЛК – Если недовольство граждан существующим порядком «не обосновано», значит, дело не в плохом порядке, а в «дезориентации» граждан. Но это уже проблема отдельных личностей, их способности воспринимать и анализировать ситуацию, что вовсе не является оправданием «правонарушений». Если следовать логике автора, то все гражданское население настолько дезориентировано «в правовом пространстве, ограниченном рамками чисто языческого права», что готово к правонарушениям. Чу! Грядет православная революция
Не окажется ли ориентация только на западное право основной предпосылкой к бесконечной регенерации одних и тех же ошибок законодателя, коих мы наблюдаем сегодня такое множество? Начиная от приватизации, которую народ считает ограблением, и кончая, а вернее, продолжая неработающим законодательством об инвестициях.
Следует констатировать, что у власти нет сегодня другого, более подходящего народа, т.е. народа более языческого или более "протестантского". Менталитет мусульман в рассматриваемом аспекте, пожалуй, значительно ближе к менталитету русских православных, чем к менталитету народов протестантских и даже католических стран. Поэтому представляется, что в данной ситуации, чем народ критиковать, полезнее дать ему такие законы, которые укладываются в "прокрустово ложе" народного миросозерцания.
Эта задача решается в том числе и через рецепцию церковного права. Но для того чтобы что-либо заимствовать, желательно получить представление о предмете. А сегодня дисциплину "Церковное право" преподают только в духовных учебных заведениях. Например, в Московской духовной академии и Свято-Тихоновском богословском институте Московского Патриархата, где, собственно, юристов не готовят.
Получается, что православное церковное право, чьи традиции насчитывают 2 тыс. лет, разработанное глубоко и на высоком научном уровне, доступно только будущим клирикам или катехизаторам. На мой взгляд, "канонисты" (так называются специалисты по церковному праву), в свою очередь, должны одновременно с богословским образованием иметь подготовку и по общим юридическим дисциплинам, поскольку в самом церковном праве распространена рецепция из других правовых систем, а также для достижения большего понимания между церковью и светской властью, сосуществующих на едином правовом поле.
ЛК – И единой «канонической территории»…
Тут у Православия большие традиции. Святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, знаменитый канонист Тертуллиан получили универсальное юридическое образование в высших школах, где в основном преподавали профессора-язычники. Долгое время церковное право в образовательных учреждениях не отделялось от светского. Первая чисто церковная юридическая школа была создана только в XI в. в константинопольском монастыре Св. Георгия.
Естественно, в православном государстве - царской России - право Русской православной церкви изучалось во всех университетах. Любопытно, что этот курс был введен только в 1835 году. Иначе говоря, когда правовая реформа в России, по западному образцу, представлялась неизбежной. Думается, что и сегодня введение этого курса в программы юридических специальностей было бы весьма полезно.
Задача упрощается доступностью специальной литературы. В настоящее время многократно переиздана вся нормативная база православного церковного права. Имеется отличный вузовский учебник "Церковное право" протоиерея Владислава Цыпина (2-е изд. - М., "Круглый стол по религиозному образованию в РПЦ", МФТИ, 1996. С. 442), включающий подробную библиографию и анализ всех основных источников. Учебник написан языком вполне доступным для студентов-юристов светских вузов.
В противном случае светские юристы, не изучившие основ церковного права, обречены никогда не использовать его достижений в своей работе, в том числе и в законотворческой. Отказываясь от изучения этой отрасли права, мы, кроме того, сужаем свой правовой, исторический и даже лингвистический кругозор.
Кто не знает выражения "харизматическая личность"? В первую очередь при этом вспоминаются демагоги, которые овладевают вниманием и увлекают аудиторию, даже если вещают при этом абсолютную чушь. Оказывается, что "харизма" по определению - есть дар заклинания злых духов. А, например, "лектор" - это просто чтец в церкви.
Было бы весьма полезно ввести в законодательство о выборах и в практику назначения на государственные и судебные должности, хотя бы отчасти, канонические требования к лицам, возведенным в любую степень "священства". По нашему, светскому, законодательству лицо, осужденное за преступление, считается годным даже для президентства (ст.33 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации"). Только в ст.4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" сделана робкая попытка оградить их ряды от недостойных: "Судьей может быть гражданин... не совершивший порочащих его поступков".
Церковь в этом вопросе бескомпромиссна. Тяжкие грехи: убийство, даже неумышленное, кража, блуд и прелюбодение - служат препятствием к тому, чтобы занять священный пост, независимо от срока, прошедшего со дня покаяния. Не могут быть рекомендованы для посвящения в священный сан лица, которые были приговорены к лишению свободы. Понятно, к их числу не относятся "мученики за веру", которых на Руси в XX в. не счесть.
ЛК – «Мученики за веру» - беспроигрышная тема. Можно, конечно, сравнить продолжительность исторических периодов церковного и "красного террора" и количество жертв. Делать такие сравнения церковники не любят и своих предшественников не осуждают.
Если всё это не так, то мне очень хотелось бы увидеть ссылку на документ (или сам документ), в котором РПЦ официально извинялась за репрессии инакомыслящих.
Вместе с тем церковное право категорически отрицает какое-либо значение национальной принадлежности "ставленника" (кандидата на вступление в клир). Главное - только крепость в православной вере.
Есть и еще одно весьма полезное правило. Не может быть рукоположено в священный сан лицо, имеющее плохую репутацию, пусть даже необоснованно. Резонно считается, что в этом случае он не сможет управлять паствой, считающей его негодным.
Клирики непременно должны иметь добрую репутацию, причем не только среди христиан. По словам апостола Павла: "Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание..." (1 Тим. 3:7). Поэтому кандидатами не могут быть лица, профессия которых недостаточно почитаема в обществе. Например, с древности в списке недобропорядочных занятий прямо упоминается содержание игорных домов. Думаю, с этим трудно спорить. Хотя с точки зрения прав человека - "не пойман, не вор".
В Италии порнозвезда - член парламента. Представляется, что такое "торжество демократии" - не тот случай, которому следовало бы подражать нам, россиянам.
Духовенство со времен Византии устранялось от адвокатской деятельности и опеки, так как интересы подзащитных и опекаемых могут не совпадать с православными идеалами, а при исполнении перечисленных обязанностей от адвоката может потребоваться поддерживать и обосновывать лживую позицию клиента или от попечителя взять на себя заботу об имуществе подопечного, в то время как даже о своем имуществе клирик чрезмерно заботиться не должен. Также каноны запрещают духовенству пышные одежды и любую нескромность или роскошь в личной жизни (16 правило VII Вселенского собора). В храме "ради Бога" все должно сверкать, а вне храма - требуется скромность, так как, по словам великого канониста древности Зонары, "люди из внешнего заключают о внутреннем... И если увидят, что лица, посвятившие себя в удел Богу, не держатся устава и обычая по отношению к одежде... то от бесчиния во внешнем отношении будут заключать и о внутреннем состоянии...".
Очень большое значение придается духовной и социальной чистоте ставленников.
"Кто... двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть ни
епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке Священного чина" (17
Апостольское правило). Позже в епископы стали посвящать только монахов, так как
"неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о
мирском, как угодить жене" (1 Кор. 7:32-35).
Церковное право пронизано высокой православной моралью. Однако нельзя не
согласиться с русским философом В. Соловьевым, который считал, что право "есть
низший предел, некоторый минимум нравственности, для всех обязательный". Его
задача "не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в
том, чтобы он до времени не превратился в ад".
Может быть, рецепция лучших образцов православного законотворчества даст возможность российскому светскому праву несколько приподнять планку упомянутого "минимума нравственности". Изучение и популяризация церковного права, уверен, поможет россиянам разобраться в полной необоснованности и нецелесообразности признания "абсолютной власти" описанных выше местных "князей". Мы живем в иных реалиях, чем наши духовные предшественники времен византийской "симфонии" церкви и государства, а затем подданные преемницы христианской Византии - Российской империи.
Однако представляется, что не следует бороться с Евангельскими "рудиментами" в правосознании граждан. Их надо не искоренять, а взращивать. С ними как с данностью должны сообразовывать свои действия власти и законодатели.
На этой почве, со временем, придет и законопослушность, как со стороны граждан, так, главное, и со стороны правоприменителей.
ЛК – Все-таки, примечательно, что статью написал профессиональный адвокат. Если бы авторство принадлежало религиозному деятелю, вопросов бы не было. Но, дело в том, что публично высказывать подобные мысли церковнику и юристу – вещи совершенно разные.
В первом случае – это пожелания на будущее, а во втором – претензии на некую «профессиональную экспертизу», к которой надлежит прислушаться уже органам власти. «С ними как с данностью должны сообразовывать свои действия власти и законодатели». То есть, специалист(!) предлагает: во-первых, привести светское право в соответствие с церковным, а вовсе не с международным правом, чьи законы обязательны для государств–участников. Во-вторых, делаются попытки юридического обоснования введения инквизиции.
Ведь там где есть закон, всегда найдутся этот закон переступившие. Здесь уже в дело вступает власть, обосновывая свои действия «лучшими образцами православного законотворчества», «которые укладываются в "прокрустово ложе" народного миросозерцания».
Вряд ли все население страны оптом согласится с необходимостью «взращивать» «Евангельские «рудименты» в правосознании граждан».
Хорошее словосочетание подобрал автор. «Евангельские рудименты». Точнее не скажешь.
/РУДИМЕНТ, а, м.
1. Недоразвитый, остаточный орган, бывший полноценным на предшествующих стадиях существования организма (спец.). Орган-р.
2. перен. Пережиток исчезнувшего явления (книжн.).
Вообще-то мне представлялось, что власти и законодатели сообразуют свои действия с Конституцией РФ. Руководствуясь, например, следующими статьями.
Статья 15
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 19
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
ЛК – Странно, что юрист ни словом не обмолвился об Основном Законе страны. Конечно, для православного сознания Конституция РФ библии не конкурент.
В последнее время некоторые политики предлагают внести изменения в Конституцию. Объясняют это просто – статьи «устарели» и не соответствуют потребностям сегодняшнего дня. Видимо, замена этих «устаревших» статей на «евангельские рудименты» и должна возродить «византийскую "симфонию" церкви и государства».
Только значительно позже и на другой, чем в так называемых "цивилизованных" странах основе, дай Бог, возникнут прочие условия существования "правового государства". То есть все то, за что сегодня в православной по большей части стране безуспешно борются реформаторы, пытаясь искусственно привить россиянам мировой языческо-протестантский опыт.
А. Куприянов,
заведующий адвокатской конторой
Московской областной коллегии адвокатов
«Российская юстиция», №2, февраль 2001 г.
ЛК – Надо запомнить фамилию заведующего адвокатской конторой. Представляю, как г-н Куприянов будет защищать права клиента-атеиста в суде, «так как интересы подзащитных и опекаемых могут не совпадать с православными идеалами». Хотя, адвокат может и отказать по мотивам отношения к религии. Но это уже предмет другого разговора – о пригодности юриста и его соответствии требованиям, предъявляемым к этой профессии. Клиенту же, в любом случае, придется сразу собрать в котомку вещи и сухари и приготовить руки для наручников. В будущем обществе по А. Куприянову, вероятнее всего, распространится следующая модель отношений «закон – гражданин»: свободен от религии – свободен от юридической защиты. Ну, а преследование атеиста – гарантировано всегда. Что и подтверждают события 2003 г. вокруг выставки «Осторожно, религия!».
Мне только интересно, как бы прокомментировал автор статьи выдержки из «Основных положений о роли адвокатов» и «Основных принципов, касающихся роли юристов» в части взаимоотношений «юрист – подзащитный», принятых восьмым конгрессом ООН. Вообще-то, Россия является постоянным членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, хотя для истинного православного это всего лишь попытки «искусственно привить россиянам мировой языческо-протестантский опыт».
* * *
Основные положения о роли адвокатов
(приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению
преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке)
См. также Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.)
Квалификация и подготовка
- Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны обеспечить, чтобы адвокаты получили соответствующее образование, подготовку и знания как идеалов и этических обязанностей адвокатов, так и прав человека и основных свобод, признаваемых национальным и международным правом.
- Является обязанностью правительств, профессиональных ассоциаций адвокатов и учебных институтов обеспечить отсутствие дискриминации при допуске лиц к адвокатской практике или к продолжению практики по признакам расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических и иных взглядов, наличия собственности, места рождения, экономического или иного положения.
- В странах, где существуют группы, общины или регионы, чьи потребности в юридической помощи не обеспечены, особенно, если такие группы имеют отличие в культуре, традициях, языке или были жертвами дискриминации в прошлом, Правительства, профессиональные ассоциации адвокатов и учебные институты должны принять специальные меры по созданию благоприятных условий для лиц из этих групп, желающих заниматься юридической практикой, и должны обеспечить им подготовку, достаточную для обеспечения нужд этих групп.
Обязанности и ответственность
12. Адвокаты должны постоянно поддерживать честь и достоинство
своей профессии в качестве важных участников отправления правосудия.
13. Обязанности адвоката по отношению к клиенту должны включать:
а) консультации клиента о его или ее правах и обязанностях с разъяснением
принципов работы правовой системы, поскольку они относятся к правам и
обязанностям клиента;
б) оказание помощи клиенту любым законным способом и совершение правовых
действий для защиты его интересов;
в) оказание клиенту помощи в судах, трибуналах и административных органах.
14. Адвокаты, оказывая помощь своим клиентам при осуществлении правосудия,
должны добиваться соблюдения прав человека и основных свобод, признаваемых
национальным и международным правом, и должны всегда действовать свободно и
настойчиво в соответствии с законом и признанными профессиональными стандартами
и этическими нормами.
15. Адвокат всегда должен быть лояльным к интересам своего клиента.
Основные принципы,
касающиеся роли юристов
(приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности
и обращению с правонарушителями,
Гавана, 27 августа - 7 сентября 1990 г.)
(…)принимая во внимание, что в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах напоминается об обязанности государств согласно Уставу Организации Объединенных Наций способствовать всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод человека,
Функции и обязанности
12. Юристы при всех обстоятельствах сохраняют честь и
достоинство, присущие их профессии, как ответственные сотрудники в области
отправления правосудия.
13. По отношению к своим клиентам юристы выполняют следующие функции:
а) консультирование клиентов в отношении их юридических прав и обязанностей и
работы правовой системы в той мере, в какой это касается юридических прав и
обязанностей клиентов;
b) оказание клиентам помощи любыми доступными средствами и принятие
законодательных мер для защиты их или их интересов;
с) оказание, в случае необходимости, помощи клиентам в судах, трибуналах или
административных органах.
14. Защищая права своих клиентов и отстаивая интересы правосудия, юристы
должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных
национальным и международным правом, и во всех случаях действовать
независимо и добросовестно в соответствии с законом и признанными нормами и
профессиональной этикой юриста.
15. Юристы всегда строго соблюдают интересы своих клиентов.
ЛК - Вот, собственно и все…
ЛК – После того, как отправила тебе письмо, нашла сведения об авторе статьи. Консультирует монастыри (Шамординский и т. д.), светские организации тоже. Редкостный мерзавец. Эксплуатирует свою инвалидность для выжимания из присяжных и судей слез и решений в свою пользу.
ЦИТАТЫ С САЙТА АДВОКАТСКОЙ КОНТОРЫ:
«Адвокат Куприянов - эксперт правового управления Госдумы РФ. Кроме того, он входит в ряд экспертных советов различных государственных и общественных организаций».
«Алексей Анатольевич Куприянов - разносторонний и опытный адвокат - оказывает юридическую помощь по проблемам, относящимся к любой отрасли права».
«Инвалидность адвоката зачастую является дополнительным плюсом для его клиентов. При прочих равных условиях для подзащитных Куприянова арест, как мера пресечения, избирается значительно реже. Жалеют не подзащитных, а отставного майора, ведь во всех СИЗО полно лестниц».
«Кроме того, замечено, что подзащитным адвокатов-инвалидов, судьи назначают более мягкое наказание, а в гражданских и арбитражных судах выслушивают с большим вниманием».
«По словам мэтра, его любимая роль - роль семейного адвоката; роль советчика, к которому клиент может прийти и с проблемой в бизнесе, и с семейными неурядицами, и с просьбой вытащить из неприятностей племянника-шалопая, и просто выпить коньячку в успокаивающей обстановке его уютного офиса, в моменты, когда кажется, что от проблем никуда не спрятаться».
Некоторые из наших постоянных клиентов:
- Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь (монастырь) в Шамордино (Калужская обл.) с 1998 года
- Храм Святителя Николая в Толмачах (Домовый храм Государственной Третьяковской галереи) с 1995 года
- Православный Свято-Тихоновский Богословский институт Московской патриархии с 1996 года