http://www.zatulin.ru/institute/sbornik/008/05.shtml
Реализация прав русской культуры в Латвии
Комментарии Центра детеизации будут выделены этим цветом.
Центр детеизации комментирует только одну статью из этого сборника. Центр детеизации не комментирует положение русских в Прибалтике: это не наша уставная задача, и для этого, в конце концов, есть МИД и серое вещество в голове министра иностранных дел. И если сейчас всевозможные проповедники стонут о вымирании россиян, то это дело правительства, а не наше - стимулировать иммиграцию в Россию лучших русскоязычных кадров, которые были вывезены в Прибалтику во времена Советов. На этом разрешите перейти к самой статье.
ИНСТИТУТ СТРАН СНГ
ИНСТИТУТ ДИАСПОРЫ И ИНТЕГРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ N 8 (15.06.2000)
ПРИБАЛТИКА
Аналитический центр Русской партии Латвии
доклад Сергея Владимировича Мирского,
президента Русского Общественного Союза,
на международной конференции, Рига, 25.05.2000 г
Говоря о культуре, как общечеловеческом понятии, мы имеем в виду мировую культуру, отражающую в себе всю совокупность духовной и материальной деятельности человечества. Но, как мировое сообщество состоит из отдельных наций, также и мировая культура состоит из совокупности национальных культур, которым присущи свои неповторимые особенности, традиции и духовные идеалы.
Мировая культура - это глобальное понятие, поэтому нам необходимо выстроить логический ряд, чтобы вести разговор не об абстрактных, а о конкретных предметах. Культура, как и любая форма человеческой деятельности, имеет пространственную и хронологическую характеристику. В пространственном смысле можно построить следующую схему:
Мировая культура - Европейская культура - Культура народов Балтийского региона - Культура Латвии, состоящая в данный исторический период из двух основных культур - латышской и русской культуры.
В хронологическом аспекте культура Латвии, это:
- дохристианская культура латышского народа;
- культура латышского народа, развивающаяся под влиянием христианской немецкой культуры;
- культура латышского народа, развивающаяся под влиянием христианской русской культуры;
- самостоятельная латышская культура конца XIX и начала XX века;
- антихристианская культура периода Латвийской ССР;
- современная культура независимой Латвии на рубеже XX - XXI века
Что является главной особенностью любой культуры - это нравственный идеал. Нравственный идеал - это компас духовного становления человечества и без него культура развиваться не может.
Или, говоря простым человеческим языком, особенностью любой культуры является свод традиций, (но не законов), определяющий, "что такое хорошо и что такое плохо". С утверждением, что без такого свода культура развиваться не может, мы согласны. Мы ставим под вопрос другой тезис: Может ли культура развиваться, если этот свод будет скопирован у христиан.
Для Европы христианство является высшим нравственным идеалом,
С учетом истории средних веков, это совершенно бездоказательное утверждение весьма спорно. Позвольте нам не делать более подробных ссылок: слово "инквизиция" и высказывание "Убивайте их всех: Бог Сам найдет Своих!" общеизвестны.
поэтому развитие культуры теснейшим образом связано с христианством.
А вот это утверждение совершенно бесспорно. Но не потому, что культура требует христианства для своего развития, а потому, что с 4 по 16 века христианство держало в Европе монополию на культуру. В России эта монополия продержалась до появления земских школ в конце 19 века, а с учетом того, что в земских школа учились далеко не сто процентов детей - до безбожного большевистского ликбеза.
Как и любое явление человеческого общества, культура имеет два направления - прогрессивное, когда общество и культура приближаются к нравственному идеалу и регрессивное, когда отступает от него.
Если автор прав, то очевидно, что средневековая культура с абсолютной идеологической монополией христианства была лучше, чем современная плюралистическая культура, причем, под культурой следовало бы понимать не только следование нормам "Что такое хорошо и что такое плохо", но и вытекающие из этой культуры науку, медицину, образование, технологию и прочие штучки, делающие жизнь терпимой. Вместе с тем, из истории мы знаем, что все это было в Средние века в состоянии худшем, чем в античности с ее язычеством и идолопоклонством. Что-то не сходятся у автора посылки с выводами...
Что касается Латвии, как мультинационального и мультикультурного государства, мы являемся свидетелями очень интересного процесса взаимопроникновения культур. Если в прошлом Латвия была носителем 3-х культур - латышской, немецкой и русской. То в современной Латвии параллельно существуют латышская и русская культура. Индивидуум, или личность, является одновременно носителем той или иной культуры, которую он впитывает в себя через семью, образование, традиции и соучастником в развитии культуры будущих поколений. Это необходимо учитывать для понимания объективной оценки развития общества и культуры.
Я, как носитель именно русской культуры Латвии, постараюсь обосновать мнение о путях развития культуры с точки зрения людей, входящих в Латвийскую Ассоциацию Русских Обществ и в Латвийскую Русскую национально-культурную автономию.
Что характерно для русской культуры? Она всегда, во все эпохи своего развития, за исключением периода с 1917 по 1991 год, являлась носителем высокого нравственного идеала, строящегося на христианстве и на Православии, как на высшей форме Богооткровения.
Обратите внимание: Большевики получили страну сплошной неграмотности, технологически отсталую от стран Запада, провели ликбез, научили почти 100 процентов населения читать и писать, устроили перепроизводство работников с высшим образованием, избавили население от кучи страшных болезней и, наконец, дали мне, потомку погонщика скота возможность ходить в оперный театр. Культуры же при этом в России, как видно из вышесказанного, не наблюдалось.
Имея в себе некоторые редкие и не многочисленные традиции языческого периода, русская культура более 1000 лет развивалась под влиянием Православия, унаследованного от Византии. Это позволило выработать стойкий нравственный идеал общества в период с X по XVII век и достигло своего высшего расцвета во время царствования Алексея Михайловича.
Обалдеть. Общество, при котором грамотными были только священнослужители и чиновники, - это общество высокой культуры. Дальше можно не комментировать, а сразу посылать в relcom.su.humor.filtered
Становление высокого нравственного идеала видно из дошедших до нас памятников древнерусской литературы, таких как "Поучения Владимира Мономаха", "Сказание о Борисе и Глебе", "Хождение игумена Даниила" и многих других произведений.
Ни одно из которых не является дохристианским. Хорошо поработали палачи православной инквизиции, ничего не скажешь. Все вычистили под ноль.
Нравственный идеал в общественной, семейной и культурной жизни нашел свое наивысшее выражение к концу XVI века в книге "Домострой", которая сохраняет свое значение для русских до сегодняшнего дня.
... и которая в русском языке является синонимом семейной деспотии, выраженной фразой "Жена да убоится мужа своего". Да, мы читали "Домострой". Неплохая книга - но не для 21 века.
Кроме древнерусской литературы высокий христианский и нравственный идеал в России, которая тогда именовалась Святая Русь, воплощался в архитектуре и зодчестве, в иконах и песнопениях знаменного распева.
Причем, если то, что написано в этот период в Европе, является шедеврами, которые исполняются регулярно в каждой филармонии и консерватории, то о знаменных распевах известно только либо экспертам по древнерусской культуре, либо священникам. "Страшно далеки они от народа"(с). Пусть нам укажут любой музыкальный инструмент, изготовленный в России во времена Страдивари или Гварнери и обладающий аналогичной потребительной стоимостью.
Очень интересные описания уклада жизни нам оставил дьякон Павел Алеппский, который с греческим Патриархом путешествовал по Руси в XVII веке.
Этнографы, путешествовавшие по джунглям Папуа - Новой Гвинеи, тоже оставили очень интересные описания уклада жизни.
Начиная со времен Петра Первого, в Россию стала проникать европейская культура и европейские взгляды на нравственный идеал. С утилитарной стороны они обогатили в какой-то мере русскую культуру, но с духовной точки зрения стали подтачивать традиционные устои жизни и традиционный русский нравственный идеал.
Вот об этом-то мы и говорим, когда утверждаем, что можно построить общество совершенных нравственных идеалов, но вот только выжить оно не сможет. Без реформ Петра Первого Россию ждал гарантированный каюк. Шведы с севера, турки с юга. "Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать". Первый Рим пал под натиском варваров, во многом благодаря разлагающему влиянию христианства. Второй Рим - Константинополь - пал под натиском турок во многом благодаря тому, что античная культура (В том числе и военная технология) была благополучно уничтожена, и благодаря неоднократным крестовым походам, которые вместо сарацинов почему-то осаждали Константинополь. Урока Византии, видно, оказалось недостаточно.
Революционные идеи французских просветителей, вольтерианство, европейский атеизм и марксизм довершили разложение русского народа, которое выразилось в революции 1917 года и крушении России.
Мы не любим большевиков, и у нас есть на это достаточно оснований. Но мы должны признать, что царская власть была на удивление беспомощна в подавлении большевистской смуты и при этом на удивление религиозна и консервативна. Распутин тому пример. И что поражения в целом ряде войн, одной из которых была русско-японская война, были следствием, в частности, чрезвычайно низкого уровня промышленности, который, в свою очередь, одной из причин имел низкую грамотность - наследие тысячелетней истории христианства на Руси. Закономерное следствие использования учения Христа в качестве государствообразующей догмы.
Лучше всех русское понимание нравственного идеала выразил Ф.М.Достоевский в "Дневнике писателя" за 1873 год: "Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос". В 1861 году, в журнале "Время" Достоевский прямо указывает на причины гибели нравственного идеала Европы. Он пишет, что западные народы стремятся "отыскать общечеловеческий идеал у себя, собственными силами... но вредят сами себе и своему делу потому, что христианская связь, до сих пор их соединявшая, с каждым днем теряет свою силу".
Несмотря на революцию 1917 года и на советский, антихристианский период, русский народ полностью не утратил того нравственного идеала, который складывался в течение многих веков. Язва безбожия поразила только часть русской интеллигенции и пролетариата, включая деклассированные элементы. Православие стойко сохранялось в русском крестьянстве на протяжении всего XX века. Всплеском нравственного идеала явилась Великая Отечественная война, которая потрясла русский народ. Потеряв на полях сражений 8,5 млн. солдат и 27 млн. гражданского населения, русский народ вновь вернулся на путь богоискательства и, несмотря на репрессии и геноцид со стороны коммунистической власти, сумел сохранить его вплоть до сегодняшнего дня.
То, что Сталин, в отличие от своих предшественников, включил христианство в состав своей идеологической машины, когда в этом возникла жизненная необходимость во время войны, можно замолчать. Не русский народ вернулся на путь богоискательства, а Сталин постарался использовать церковь для идеологического управления той частью народа, которой он не мог управлять с помощью идеологии коммунизма. "Братья и сестры!"(с)Сталин. А потом эту же идеологическую машину пытается использовать теперешняя власть, не замечая, что машина вышла из-под контроля и пытается использовать власть в своих целях. Тьфу.
То, что сегодня происходит в России, яркое тому подтверждение. Кроме того, хотелось бы отметить, что на протяжении нескольких столетий наши культуры на территории Латвии были тесно связаны и взаимно обогащали друг друга.
Исходя из всего, выше перечисленного, мы можем перейти к вопросам, связанным с правами культуры, с местом русской культуры в Латвии и с местом латышской и русской культуры в общеевропейском пространстве. Кроме того, хотелось бы заранее отметить, что не надо путать искусство и культуру. Искусство - это только часть культуры, только верхняя часть айсберга. Развитие искусства и появление высоко художественных произведений еще не означает общего подъема культуры народов.
Учитывая глобализацию всех процессов, происходящих в Европе и мире, необходимо отметить, что в области культуры возникает опасность исчезновения национальных культур. Если человечество согласно с тем, что исчезновение тех или иных видов животных и растений, является огромной потерей, то исчезновение национальной культуры того или иного народа невосполнимо. Если рассматривать народ, как совокупность людей одной национальности, то потеря национальной культуры для индивидуума так же трагична, как и потеря национальной культуры для всего народа. Что это значит? Это значит, что человек, живущий на земле в среднем 60 - 70 лет, и не имеющий возможность обрести для себя достижения национальной культуры своего народа, теряет связь со своим народом и превращается в некий неизвестный продукт. Примером этого может служить так называемый "homo sovietikus", т. е. человек, не имеющий присущих своей национальности черт. Это, скажем так, человек, клонированный с помощью средств массовой информации и воспитанный на массовой культуре коммерческого происхождения.
И чем это, простите, плохо? Во времена моей учебы в школе у нас не было проблем, связанных с национальностью. Мне дела не было, что Аркаша П. или Зина Д. - евреи, Оля О. - украинка, а паренек по кличке "Монгол" - прибалтиец с настолько непроизносимым именем и фамилией, что числился в классном журнале под псевдонимом. А теперь? Бей ж*дов - спасай Россию?
Совершенно очевидно, что появление такого человека возможно только при условии отсутствия национальной культуры и в условиях разрушения национального государства. Любой союз, будь то Советский или Европейский, несут в себе те же опасности. Просто название такого человека в Европе будет "homo europeus", но содержание не изменится - безразличие к культуре, как таковой, полный космополитизм, отсутствие чувства национального достоинства, отсутствие патриотизма. Этот человек, как правило, атеист и бездумный потребитель материальных ценностей, легкая добыча для транснациональных корпораций.
Где-то мы читали интервью отставного генсека НАТО. Он ушел в отставку и поселился в другой стране. Его спрашивают: Не тоскуете ли Вы по Родине? Ответ: А чего тосковать, если на Родину отсюда ходит пригородная электричка?
Можно сохранить национальную самобытность. Вот только для этого нужно одно из двух: или желание, или границы. Похоже, что автор предпочитает границы. Разделяй и властвуй.
Спрашивается, нужно ли это нам в Латвии? Если русский народ Латвии имеет минимальные гарантии сохранения русской культуры на своей этнической родине в России, то какова участь латышского народа, как единственного и неповторимого носителя латышской культуры? В данном случае это волнует всех нас, и латышей, и русских, как людей воспитанных на традициях христианского братолюбия. Мы, русские в Латвии, хотим только одного, чтобы политические и государственные деятели латышского народа видели истинную опасность и не занимались популизмом. Сегодня в Латвии фактически существует двух общинное общество и нам просто необходимо договориться друг с другом о том, как осуществлять развитие и сохранение своих культур, не мешая друг другу.
К сожалению, часть латышской интеллигенции и политиков связывают потерю латышского менталитета и традиционной духовности с присутствием русских в Латвии.
А вот это мы обсуждать не будем. Нет, не потому, что нам нечего сказать. Просто мы взялись создавать антирелигиозный, а не общеполитический сайт.
Но, согласитесь, что даже во времена Латвийской ССР, когда действительно проводилась политика нивелирования национальных культур, необратимых процессов не произошло. В чем же тогда истинная опасность?
Настоящая опасность лежит вне межнациональных отношений. Потеря христианской духовности, подмена ее массовой и безнравственной "культурой" телесериалов,
Обратите внимание - мексиканских или бразильских, пропитанных христианством до мозга костей.
фильмов-ужасов,
Как будто после христианского "Бесы - везде!" нужны еще какие-то ужасы.
распространение наркомании,
Причем, почему-то бездействие государственных правоохранительных органов и безмозглость Минздрава мы должны компенсировать накачкой христианства. На эту тему тоже можно много сказать. Но это тоже оффтопик.
проституции,
В результате фактической легализации проституции упало количество изнасилований. Девочки, которые могли бы быть изнасилованными, но не были, не скажут проституткам спасибо. А зря.
вседозволенности - вот истинная опасность. Это угрожает всем нам - и латышам, и русским. Если мы не создадим национальный нравственный идеал, не вернем свою молодежь в церковь, русские в православную, а латыши в католическую или протестантскую, если мы не будем требовать больших средств в бюджете на образование и культуру, если не будем развивать национальное искусство, если не перестанем постоянно подменять понятие интеграции ассимиляцией, то уже через 10-15 лет мы получим новое поколение "homo europeus".
Любопытно: Знает ли принц Уэльский язык, на котором говорят в Уэльсе? Скорее всего, нет. Почему за почти тыщу лет правления в Уэльсе англичан и при общей христианской вере местное кельтское население сохранило свою самобытность и свой язык - это, конечно, загадка природы. Может, что в консерватории подправить надо и понять, что праздники и традиции существуют не только христианские, и что повальное внедрение христианства есть культурный геноцид?
Как пример этого, я могу привести недавние события вокруг хоккейного матча в Санкт-Петербурге. Многие русские и латыши искренне радовались победе Латвийской сборной команды. Конечно, у русских был осадок потому, что русская команда играла плохо и проиграла все матчи и с белорусами, и с американцами, и со швейцарцами. Мы гордились командой Латвии за ее собранность и за то, что в ней тоже играли многие наши русские хоккеисты. Но, простите, когда я, вместе с депутатами Сейма вышел на улицу Екаба, то услышал скандирование "криевием па дирсу" и разукрашенные краской лица. Я понимаю, конечно, что это умиляет кое-кого из наших политиков, но является ли это проявлением культуры народа? Если вдуматься - это результат европейского движения "фанов", а фаны и есть, к сожалению, продукт современной бездуховной Европы, в которую мы так стремимся. Столкновения фанов уже и в самой Европе привели к гибели тысяч людей на стадионах, а если помножить все это на отсутствие бесплатного образования, на распространение наркотиков, секс шопов, игорных домов, проституцию, на узаконивание сексуальных меньшинств - мы получим в ближайшем будущем страшное поколение. Будут ли эти фаны интересоваться латышскими дайнами или русскими летописями? Будут ли они вообще уметь читать книги или посещать выставки? Театр превратится в шоу, интеллектуальная беседа - в ток-шоу. И это проблема не только Латвии или России, это проблема всей Европы.
Далее стоит проблема языка. Язык - это не только инструмент культуры, инструмент духовной деятельности человека. Без языка нет мышления, без языка нет человека. Без родного языка нет национальности. Если у латышей или русских вдруг исчезнет родной язык, то не будет ни латышей, ни русских, но спросим себя, возможно ли это? Наличие в Латвии нескольких сот ливов, которые сохранили свой язык, подтверждает, что это не возможно. Язык может развиваться или угасать в зависимости от того, имеются ли носители языка. Но что же такое носитель языка - естественно, для латышского языка это латыш и самое главное, каким будет этот латыш? Будет ли он по настоящему любить свою родину Латвию, жить на родительском хуторе, или сбежит в богатую Европу? Будет ли он читать или писать книги на своем языке, или прильнет к 24 каналам Евровижен? Будет ли он прыгать через костер на Лиго и петь народные песни, или толкаться на массовых концертах в Копенгагене или Париже? Все эти вопросы ставятся для выяснения нравственного национального идеала народа, который и предопределяет существование того или иного языка на земле.
Похоже, что левая рука не знает, что делает правая. В начале статьи идет утверждение о том, что высший нравственный идеал - христианство, а сейчас автор защищает языческие прыжки через костер. К чему клонит автор? Кажется, понятно. Лиго связывается с культурой Прибалтики, а христианство с культурой России. Настоящий прибалт скачет через костер, настоящий русский пробивает пол лбом перед иконой. Всем безбожникам в паспорт в графу "национальность" вписать "Безбожник" и объявить их гражданами второго сорта.
Теперь о русских в Латвии, о русском языке и образовании. Если процесс разрушения русского образования и культуры в школах пойдет такими же темпами, как сейчас, процесс превращения русской молодежи в "homo europeus" успешно завершится в ближайшие 10 - 15 лет. К чему это приведет? Латышская и русская молодежь поголовно превратиться в новую общую национальность - "фанов". Ваши и наши фаны и реперы не будут ненавидеть друг друга по причине национальных разногласий или по причине не знания латышского языка. И наши и ваши будут бегло ругаться по-английски, пользоваться одним общим языком Интернета
и нахватываться вредных иностранных идей вместо чтения классиков маркси... тьфу, Библии. То ли дело старые времена, милые сердцу автора, когда иностранные слова можно было услышать только в Немецкой слободе, а иностранные идеи карались дыбой в монастырском подвале.
и делиться одним шприцем. При этом русский язык не исчезнет благодаря России, а латышский язык?
Туда и дорога. Хотели Европу - получите Европу.
Английский язык является угрозой не только для Латвии, но и для малых народов всей Европы. Учитывая новые компьютерные технологии, массовую культуру, отмирание национальных традиций, границ, политических представительств, денежных единиц, национальных вооруженных сил, "homo europeus" выберет один единственный язык общения, и это будет английский, вернее его меньшая, жаргонная часть, которой будет вполне достаточно для выражения примитивных желаний и требований, связанных с пропитанием и продолжением рода.
Иные языки, видимо, не содержат выражений для примитивных желаний и требований, связанных с пропитанием и продолжением рода? О, кажется, понял. Язык, который хотел бы слышать автор, для продолжения рода содержит единственное слово - "плотский грех", а для пропитания - "грех чревоугодия". Чем-то мне это напоминает новояз Оруэлла, в котором не может возникнуть крамольных идей, поскольку язык не содержит слов для их выражения.
Исходя из всего выше перечисленного, я бы мог рекомендовать тем, кто действительно и искренне желает процветания Латвии, следующие меры в области культуры:
1). Способствовать всеми возможными средствами созданию нравственного идеала Латвийского общества, основанного на Христианстве. Это должен быть образ высокообразованного верующего человека,
Выражение "Высокообразованный верующий" здорово походит на горячий лед или умную молитву.
будь то православный, католик или протестант, патриота Латвии, владеющего хорошим, классическим латышским, русским и несколькими иностранными языками,
Офонареть. Я, происходя из филологически подкованной семьи и владея тремя иностранными языками, не могу сказать, что владею ими в полной мере (умение читать еще не означает умения писать и говорить). Иностранные языки остаются бичом студенчества. При этом, автор двумя абзацами выше утверждает, что распространение английского угрожает национальной культуре. У автора фамилия, часом, не Манилов? Нет, Мирский. Странно.
образ труженика и специалиста своего дела.
Прибалту незачем это желать - он и без того труженик и специалист. Русский не будет тружеником и специалистом, пока не перестанет быть православным христианином (скажем, пока не станет атеистом или не перейдет в протестантство). Мы в этом уверены, но аргументировать долго.
Этот образ нравственного идеала должен быть хорошим семьянином,
Всем читать Евангелия - об отношении Иисуса к семье. Например, Матф.12.46-50 или Лука 12.53.
иметь много детей,
И апостольские послания - об отношении к женщинам.
всегда и во всем быть справедливым и честным.
И Луку 16.9 "Приобретайте себе друзей богатством неправедным".
Он должен быть духовно и физически развитым человеком,
С каких это пор христиане стали ратовать за физическое развитие? С того времени, когда закрыли Олимпийские игры, Римские термы или афинские гимнасии?
соблюдать национальные традиции и уважать другие народы,
Как Иисус уважил хананеянку в Матф. 15.24?
проживающие на территории Латвии. Он должен быть искренним, но сдержанным, не поддаваться влиянию ни Запада, ни Востока. Он должен быть таким, чтобы молодежь хотела ему подражать.
Для представителей других национальностей Латвии, этот образ должен еще знать историю и культуру своей этнической родины, владеть в совершенстве своим этническим языком, и если он русский - быть православным,
Если ты русский - значит, приказано верить. Дальше можно не комментировать.
а если иудей - исповедовать иудаизм и традиции своих этнических предков.
На этом разрешите закончить. Дальше идет уже не христианство, а политика. Политика не по нашей части. Мы Центр детеизации, а не центр политизации. Аминь.