http://www.atheism.ru/archive/text/1248.phtml

Московский Патриархат критикует проект преамбулы договора о Конституции ЕС

Комментарии Центра детеизации будут выделены этим цветом.

РИА "Новости": 6 июня 2003 года

Текст преамбулы приведен в конце статьи.

В Московском Патриархате считают "исторически некорректным" проект преамбулы договора, учреждающего Конституцию Евросоюза. В связи с тем, что в ближайшие дни планируется завершение работы над проектом договора, Отдел внешних церковных связей /ОВЦС/ Московского Патриархата выступил в пятницу с соответствующим заявлением.

Не так давно РПЦ МП гневно возражала против изменения статуса епархий католической церкви на территории России, ссылаясь при этом на понятие "канонической территории". Если это так, то территория Западной Европы не является канонической территорей РПЦ. А в чужой монастырь, как известно, со своим уставом не ходят. А если не так - тогда Алексию Второму стоило бы принести папе римскому извинения.

"Вызывает сожаление историческая некорректность, допущенная в проекте преамбулы. Указывая на источники культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы, проект причисляет цивилизации Греции и Рима, а также философские течения Просвещения, совершенно обходя молчанием исторический период с IV по XVIII век, когда влияние христианства на развитие европейских народов было доминирующим", - говорится в заявлении ОВЦС.

Внимательно читаем преамбулу: "Признавая, что Европа является континентом, который создал цивилизацию; что ее жители, прибывая волна за волной с первых веков существования человечества, постепенно развили ценности, являющиеся базовыми для гуманизма: равенство людей, свободу, уважение к разуму". (выделение наше - Ц.д.)

Мы не спорим с тем, что с IV по XVIII век влияние христианства на развитие европейских народов было доминирующим. Вот только из учебника истории средних веков совершенно не явствует, что ценности, являющиеся базовыми для гуманизма, были хоть немного близки христианству, что христианство способствовало равенству людей, их свободе или уважению к разуму. Скорее наоборот.

Московский Патриархат выражает недоумение, "как объяснять новым поколениям европейцев, откуда появились в Европе прекрасные соборы, почему великие мастера музыки, живописи, литературы творили на библейские и церковные сюжеты?".

Центр детеизации из Иркутска мог бы выразить недоумение, "как объяснить новым поколениям европейцев, почему с IV этак по XVI век в Европе не появилось НИКАКИХ прекрасных зданий, если не считать дворцов владык и соборов? Почему в это время практически не было публичных библиотек или музеев? Почему университеты не преподавали ничего, кроме теологии? Куда делось античное образование или римская мода на знание греческого языка? Почему великие мастера музыки, живописи, литературы не творили НИЧЕГО, что не базировалось на библейских и церковных сюжетах?". Но не выражает, потому что ответ очевиден: за христианством числится более тысячелетия жесточайшего идеологического диктата, с сожжением противников на костре. Даже написать Мадонну в стиле, присущем Леонардо да Винчи, века за два до Леонардо - означало попасть на костер за ересь - нарушение иконописных канонов.

Самый крупный случай массового геноцида в Европе до нацизма - это двухвековая охота на ведьм, произведенная руками христиан. Причем - "прогрессивных" протестантов. Так что сходства между деноминациями куда больше, чем различий. Это что, гуманизм? Или уважение к разуму? Или свобода и равенство?

А затем, стоило бы спросить: как так получается, что любое прекрасное здание, строящееся или реставрирующееся сейчас в Иркутске - это храм, и что даже особняки новых русских и высших чиновников не идут с храмом ни в какое сравнение? Неужели мы живем в эпоху, аналогичную IV веку?

Существующий подход авторов проекта преамбулы, по оценкам ОВЦС, "означает перекраивание истории согласно определенным идеологическим лекалам".

Разумеется. И вам, господа священнослужители, следовало бы сказать спасибо за то, что авторы не стали цитировать в преамбуле неблаговидную роль церквей всех деноминаций.

"Особое упоминание в философских течениях Просвещения также свидетельствует об идеологической предвзятости проекта. По нашему мнению, эти идеи сыграли важную роль в отдельных странах, но они не являются универсальными и общепринятыми, поскольку многие люди не вполне их разделяют. Упоминание идей Просвещения не более идеологически нейтрально, чем упоминание какой-либо религии", - отмечается в заявлении ОВЦС.

По оценкам Московского Патриархата, принятие антропоцентричных гуманистических формулировок в преамбуле к Основному закону Евросоюза может вызвать отрицательное отношение к объединительным процессам многих религиозных европейцев, в том числе православных христиан.

"Считаем, что философские течения Просвещения могут быть упомянуты в преамбуле только наряду с христианским наследием, а также, возможно, наследием других религий, видимо присутствующих в Европе. Ссылка на абстрактный "духовный импульс" не снимает данной проблемы", - говорится в заявлении ОВЦС.

Читаем преамбулу и видим, что речь идет не об абстрактном духовном импульсе, а об импульсе античной духовности. Единственный духовный импульс со стороны христианства, который можно было бы упомянуть с IV по XVI век - это зловоние монаха, умерщвляющего плоть.

В нем также выражается надежда, что мнение Русской православной церкви будет учтено в процессе формирования окончательного текста преамбулы.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20030623085107.shtml

Католические страны недовольны тем, что в преамбуле европейской Конституции нет упоминания о христианстве

Центр детеизации уже комментировал реакцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата на преамбулу. Повторяться не хотелось бы, однако, видимо, придется.

Отзывы ведущих политических деятелей Европы о новой Конституции в целом положительны. Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, например, считает, что она "заслуживает, чтобы ее назвали исторической". Но объявились и критики: председатель Европейской комиссии Романо Проди высказал мнение, что у европейской Конституции "не хватает смелого видения будущего, не хватает амбиций".

Особенно острая критика поступила от ватиканских кругов: генеральный секретарь Совета Конференции католических епископов Европы монсеньер Альдо Джордано заявил: "Мы очень разочарованы не тем, что написано в Конституции, а тем, что в ней не написано".

Сейчас Ватикан нредставляет собой довольно благообразное заведение. Но, поскольку речь идет о христианском наследстве Европы, то нам придется привести в качестве исторической справки о папстве произведение Лео Таксиля "Священный Вертеп" . Разумеется, можно говорить, что Св. Престол белый и пушистый, как жаба из анекдота, но его белость и пушистость - следствие давления на него так называемого гуманизма и общечеловеческих ценностей, а не наоборот. Второй полезное произведение на историческую тему - "Инквизиция" Григулевича.

Церковные организации от Святого Престола до Московской Патриархии, в частности, в письме председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Кирилла, предлагали, чтобы в преамбуле европейской Конституции непременно фигурировало указание на "христианские корни Европы".

Под корнями, видимо, подразумевается то, что описано в учебнике истории средних веков. И раствор для фундамента Европы священники собираются замешивать на пепле с Кампо деи Фиоре. Или на пепле Клааса. Или на пепле многочисленных других костров Средневековья. На пепле Александрийской библиотеки. А в качестве щебенки использовать кости Ипатии и обломки статуй Фидия.

В преамбуле европейской Конституции не оказалось прямого указания ни на христианство, ни на античную культуру, ни на Просвещение. Осталась лишь вялая деепричастная формулировка: "Вдохновляясь культурным, религиозным и гуманистическим наследием Европы...", а сам текст предваряет цитата из книги древнегреческого историка Фукидида: "Наш строй называется демократией, потому что власть не в руках меньшинства, а у самого широкого круга граждан". В таком виде проект Конституции и был принят за основу на саммите ЕС в Салониках.

Между тем четыре государства Европы с преобладающим католическим населением - Италия, Испания, Португалия и Польша - все-таки потребовали внесения в проект Конституции упоминания о христианстве. Так что этот вопрос остается открытым для дискуссий, которые пока решено отложить до осени.

Нет проблем. Великая Испанская империя - гроза морей и метрополия, давшая свой язык и культуру изрядной части Земли - весьма быстро превратилась в находящуюся на задворках Европы отсталую страну, растеряв огромные колонии. То же самое произошло и с Португалией. Причиной этому послужила технологическая отсталость, имевшая (наряду с колониальным грабежом) жесткий идеологический диктат католицизма. В те времена, когда в других странах происходил расцвет культуры, в Испании мы можем найти только преследование автора "Дон Кихота". И все.

Если ЕС хочет, чтобы христианское наследие такого рода в дальнейшем направляло развитие Европы - это ее проблемы. Каждый буратина сам себе враг.

Наличие единой валюты само по себе не может обеспечить государственного суверенитета. До тех пор, пока не сложится единый европейский менталитет, одной Конституции не достаточно.

Или, иными словами, церковники настаивают на создании единого католического менталитета. Не будем распространяться о том, как этот менталитет поработал в свое время в стране Тиля Уленшпигеля - об этом знает каждый грамотный человек.

Европа остается коалицией разных стран. Их многое объединяет, но многое и разделяет. И это значит, что строительство по-настоящему единой Европы, с единым европейским сознанием будет значительно более длительным процессом, чем многие себе представляют.

Особенно если тушить пожар межнациональной розни бензином розни межрелигиозной.

Но, по крайней мере, можно надеяться, что Европа - это страны, пережившие кошмар средневековья и вынесшие из этого опыт (В отличие от России, которая надеется вернуться в этот кошмар в процессе "возрождения Православных традиций"). Это слегка обнадеживает.

На этом разрешите закончить.

http://www.dw-world.de/russian/0,3367,4321_A_881060_1_A,00.html

В проекте европейской конституции не говорится о христианских корнях

Итальянская газета "Мессаджеро" комментирует споры вокруг новой европейской конституции:

Председателю Европейского Конвента д'Эстену удалось настроить против себя Ватикан и народнические политические течения. И действительно, в преамбуле будущей европейской конституции нет чёткого признания религиозных ценностей и христианско-иудейского наследия, как того неоднократно требовали Папа Римский Иоанн Павел Второй и христианско-демократические партии. Hынешний проект европейской конституции - это предложение государственного мужа старой французской школы. Этот проект ограничивается предположением, что народы ЕС будут ориентироваться на культурное, религиозное и гуманистическое наследие Европы. А этого действительно маловато.

Тему продолжает итальянская газета "Коррьере делла сера":

Hынешний раунд между Папой Римским и галльскими светскими "противниками Папы" закончился вничью. Папе Римскому не удалось добиться того, чтобы в проекте европейской конституции чётко упоминались Бог и христианские корни. А французским "противникам Папы" придётся смириться с тем, что отношения между ЕС и Церковью будут такими, каких в светской Франции нет уже более 100 лет. Впрочем, дискуссия по этому вопросу ещё не окончена.

Преамбула:

Our Constitution is called a democracy because power is in the hands not of a minority but of the whole people.] Thucydides II, 37

Conscious that Europe is a continent that has brought forth civilisation; that its inhabitants, arriving in successive waves since the first ages of mankind, have gradually developed the values underlying humanism: equality of persons, freedom, respect for reason,

Drawing inspiration from the cultural, religious and humanist inheritance of Europe, which, nourished first by the civilisations of Greece and Rome, characterised by spiritual impulse always present in its heritage and later by the philosophical currents of the Enlightenment, has embedded within the life of society its perception of the central role of the human person and his inviolable and inalienable rights, and of respect for law,

Believing that reunited Europe intends to continue along this path of civilisation, progress and prosperity, for the good of all its inhabitants, including the weakest and most deprived; that it wishes to remain a continent open to culture, learning, and social progress; and that it wishes to deepen the democratic nature of its public life, and to strive for peace, justice and solidarity throughout the world,

Convinced that, while remaining proud of their own national identities and history, the peoples of Europe are determined to transcend their ancient divisions, and, united in an ever closer fashion, to forge a common destiny,

Convinced that, thus "united in its diversity", Europe offers them the best chance of pursuing, with due regard for the rights of each individual and for their responsibilities towards future generations and the Earth, the great venture which makes of it a special area of human hope,

Grateful to the members of the European Convention for having prepared this Constitution on behalf of the citizens and States of Europe.

[Who, having exchanged their full powers, found in good and due form, have agreed as follows:]

Иоанн Павел II: Утрата "христианской памяти" приведет к конфронтации между европейцами.

http://www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml?/20030713215112.shtml

РБК. 13.07.2003, Ватикан 21:51:12.

В период объединения и расширения Европы европейцы нуждаются в христианской религии как в важном духовном ориентире, заявил сегодня в Ватикане папа римский Иоанн Павел II. "Утрата "христианской памяти" неминуемо приведет к конфронтации между европейцами в будущем", - подчеркнул Иоанн Павел II. Глава Римско-католической церкви отметил, что настоящее объединение стран и народов Европы возможно только в том случае, если каждый европеец "обретет Христа", передает АР.

Центр детеизации комментирует:

Ага. Возьмем такую сладкую парочку, как Голландия и Испания. Возьмем книжку "Тиль Уленшпигель" и прочтем. Впечатлило? То-то. Сейчас Голландия и Испания являются союзниками, но во времена Тиля между ними происходила страшная религиозная война. И "благодарить" за эту войну следовало бы именно Римско-католическую церковь. Можно привести в качестве примера десятки крупных религиозных войн, в которых принимал участие католицизм с одной стороны, и другие течения христианства с другой. Одной из последних таких войн в Европе был боснийский конфликт, когда православные, католики и мусульмане резали друг друга по чисто религиозному критерию (Этнически сербы, хорваты и мусульмане представляют собой один народ). Ранее - зверства католиков-усташей во Вторую мировую, когда местный представитель СС отправлял жалобу Гитлеру на жестокость усташей (Представляете, насколько жестоким надо быть, чтобы на тебя жаловалось СС?).

Вам такой Христос и такая новая Европа, в которой существуют межрелигиозные конфликты, нужны? Нам нет.

Deicide