Комментарии Саши Челкарова ([email protected])

http://www.pms.orthodoxy.ru/pd/014.htm

М. Ю. Медведев

Православное учение о личности и его некоторые прикладные аспекты.

Восьмые Рождественские Международные Образовательные чтения. Сообщение на секции "Медицина и психология" (в сокращении).

 

"Как голова предпочтительнее для тебя всех членов тела твоего…, так пусть будет всего предпочтительнее вера во Святую Единосущную Троицу, потому что без сей веры невозможно никому жить истинною жизнию"

(св. Ефрем Сирин)

 

"Надо не философствовать, а верить и любить, верою и любовью приближаться к Богу"

(свмч. Ириней, епископ Лионский)

Не хрена думать. Любите нас, верьте в нас, несите нам денежки.

В чем актуальность и социальная значимость данной темы?

Действительно - в чем?

Проблема здоровья, в широком его понимании как здоровья духовно-нравственного,

А что такое духовно-нравственное здоровье? Любимое занятие – подмена терминов.

психического и физического, была и будет одной из важных социальных проблем общества. По данным экспертов, число людей, которые имеют проблемы с психическим здоровьем и нуждаются в специальной помощи, достигло в России 50 млн. человек.

Каких экспертов?

К сожалению, нет цифр, говорящих о множестве людей, испытывающих сегодня опустошенность неспособного к любви и прощению сердца,

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах (с) Зачем все эти метафоры?

окамененное нечувствие,

Это типа люди-камни.

одиночество, беспомощность, ужас пустоты и бессмысленности существования -- всего того, что мы можем назвать кризисом нашей эпохи.

Отечественные исследователи замечают такие явления, как нарастание индивидуализма,

  1. Какие отечественные исследования? Ученые исследователи или Вася Зелепупкин из соседней церкви?
  2. Индивидуализм всегда был, есть и будет. Вот другое дело коллективизм и стадность…

противопоставление себя другим людям, прагматизм -- на фоне девальвации ценностей, связанных со служением обществу, государству, людям.

Прагматизм – не есть что-то плохое. Так же как не есть что-то априори хорошее.

Что такое противопоставление себя другим людям? Это как? Всем? Что такое служение обществу? Зачем я должен служить другим людям? Что за подозрительная неконкретность.

Есть данные,

Одна бабка сказала…

свидетельствующие об изменениях, происходящих на уровне сознания, которые проявляются в повышении степени утилитарности и примитивности мышления,

?! У кого это?

возрастании уровня его ассоциативности, то есть хаотизации мышления,

Ассоциативность мышления может возрасти только путем исполнения разных когнитивных психотехник или там техник на развитие воображения. И то – эта переменная может быть развита до определенного возраста. Сама по себе ассоциативность мышления достаточно константна. Ассоциативность мышления – это то, когда вы в мышлении ассоциируете (связываете) что-то с чем-то. При чем здесь хаотизация и что это вообще такое не ясно.

в целом в снижении познавательных способностей учащихся.

То есть это все к учащимся относилось?

Есть также данные

Другая бабка говорит…

о появлении "странных духовных образований",

- Гм… Енто что еще за хрукты? (с)
      - Демоны… истинно тебе говорю (с)

когда в мышлении одного человека сочетаются элементы несовместимых типов мировоззрений: атеистического, православного, языческого.

Ну и? Человек существо противоречивое и местами неконгруэнтное. У человека множество методов самозащиты, вытеснения, проекции, самооправданий и не такое еще может сочетаться! Вот живой пример – голубые попы или попы-бизнесмены, или попы-бывшие КГБ-шники.

По мнению специалистов,

Есть несколько бабок…

занимающихся проблемами социологии и социальной психологии, засорение духовной жизни человека чуждыми для российской традиции идеями,

Почему все, что не является российской традицией, есть мусор и нечто чуждое? Давайте вернем крепостное право. Была такая старая добрая российская традиция.

Тут еще пропущено "российская традиция- это только православие".

настроениями, верованиями становится, наряду с последствиями социально-экономической ломки,

Это когда вы долго колитесь чем-то социально-экономическим. А потом вас к этому не допускают. Ничего другого у меня в сознании не возникает.

одной из главных причин наблюдаемой, можно сказать, эпидемии социально-стрессовых нервно-психических расстройств.

Сказать-то можно. А надо ли? Зачем мусорить словами? Создавать разные фантастические понятия. Чай не Г.Остер.

Обществу предлагаются различные пути разрешения глобального кризиса,

Кто это предлагает обществу?

в их числе -- создание широкой сети психологической помощи населению.

Первый раз такое слышу. А ссылки?

В частности, принят указ президента РФ "О возрождении развития философского, клинического и прикладного психоанализа" как "одного из направлений современной науки".

Хороший указ. Ссылку не дадите - где его можно посмотреть?

Предпринимается активная попытка разрешить проблемы здоровья школьников с помощью валеологии -- так называемой "науки о здоровом образе жизни".

По моему РПЦ уже все сделала в этом направлении. Зря вы пинаете труп…

Одновременно в современную психологию, психотерапию, педагогику входит большое количество различных новых учений,

Это каких? В современной психологии сформировать новое учение весьма непросто. А, исходя из этого абзаца – получается - каждый второй пару раз в день придумывает пару-тройку учений…

концепций, в основе каждой из которых лежит свое понимание смысла и цели человеческого бытия, свое понимание нравственных ценностей, то есть свое мировоззрение.

См. выше

Учитывая масштаб этого явления, речь можно вести о изменении мировоззренческой ориентации значительной частью общества.

Великий и могуч русский язык. Не все только могут им пользоваться. Берут часть общества и ЕЮ что-то изменяют.

Об этом говорят сами психологи.

Огласите весь список, пжлста (с)

По словам доктора психологических наук проф. С.А. Беличевой, президента Консорциума "Социальное здоровье России", "мы переживаем становление новой российской ментальности", и в этом изменении "психология должна играть главную роль" (газета "Психология", N 1 -- 2000).

Я согласен с Беличевой в том, что происходит изменение менталитета, но не уверен, что главную роль здесь должна сыграть психология. (Это не значит, что я считаю это прерогативой РПЦ)

Также глобальны претензии валеологов, назвавших на Второй Российской конференции свое учение религией 20-го века. Поэтому сегодня очень важно для общественного сознания прояснить историческо-научную и мировоззренческую определенность предлагаемых теорий, поскольку речь идет о судьбе общества.

Валяйте. Особенно хотелось бы услышать прояснения относительно: транзактного анализа, гештальт-психологии, НЛП, психодрамы Морено, экзистенциальной психологии, бихевиорально ориентированной терапии, провокационной терапии, клиентцентрированной терапии Роджерса. Хватит, пожалуй. Направления относительно новые.

Например, мировоззренческая установка валеологии,

Тьфу ты, блин… Зря старался.

провозглашающая телесное здоровье человека главной ценностью бытия, его высшей целью, оказывается совершенно неприемлемой для человека, воспитанного в христианской традиции. Впрочем, как и валеологическая парадигма "Человек -- Космос", основанной на эзотерических предпосылках" (Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. Спб, 1997. С.233).

Также неприемлемым для многих россиян может оказаться подход К.Г. Юнга,

Юнг действительно для многих будет неприемлим, как и Франкл со своей логотерапией или Эрик Эриксон с эпигенетическими периодами развития личности. До Юнга дорасти надо…И то что он будет неприемлем для многих (ничем необоснованный вывод), не значит, что он на фиг не нужен.

автора одной из теорий личности и метода аналитической психологии, утверждавшего, что если вечные проблемы преодоления страха, избавления от совести, долга, принуждения и подсознательных желаний мы не в состоянии решить "опираясь на нечто светлое и идеальное, то, может быть, следует обратиться к силам темным, биологическим" (К.Г. Юнг. Воспоминания, сны, размышления. М., 1998. С.191).

Масенькая иллюстрация. Один поп Вася написал: “долг перед родиной, честь, совесть, заботы о ближнем – есть те качества, которые в нас воспитывает церковь”. Беру эту цитату, кастрирую и пишу следующее: А вот поп Вася пишет, что сексуальная распущенность, стяжательство, гомосексуализм “есть те качества, которые в нас воспитывает церковь”.

Это я не к тому, что Юнг писал что-то другое, а к правилам цивилизованного цитирования и контраргументации, которые автору статьи пока недоступны.

Американский ученый проф. Томас Цасс, автор 23 книг по психиатрии,

А вот Маринина написала уже херову кучу детективов…

Но я даже не об этом. ГДЕ православные находят этих ученых? Я ввел в яндексе Томас Цасс – выскочило две ссылки на эту же статью. Кто же это такой?!

изучая влияние подобных явлений психологии, психотерапии, психиатрии на моральное состояние американского общества, пришел к важному выводу. Снижение индивидуальной личной ответственности, замена христианских добродетелей, высоких нравственных ценностей их суррогатами, снижение нравственных стандартов в имя избежания "стресса", для достижения комфорта стало "главной разрушительной силой, которая влияла на американское общество в течение последних 50 лет" (в частности приводятся данные о переменах в моральном состоянии страны за эти годы: количество детей, содержащихся государством увеличилось на 300 проц.; самоубийств юношей, девушек и детей ниже 20 лет увеличилось в 10 раз; количество крупных преступлений -- в 5 раз (цит. по: "Psychatry -- the Ultimate Betrrayal", by Bruce Wiseman, Freedom Publishing, Los Angeles, California, USA, 1995).

Вообще здесь нужен многофакторный анализ. Тут автор кидает камень в свой огород, сам того не подозревая. В России за последние пару лет построили херову кучу церквей с нуля. Сам свидетель строительства 6 храмов. Вы заметили - как у нас снизилась преступность?!

Отрицательное влияние психологии и психотерапии на общественную мораль происходит,

Психология и психотерапия НЕ ВЛИЯЕТ на общественную мораль (кстати, что это такое?). Как бы этого не хотелось РПЦ. Наука ВНЕ этих проблем.

когда психотерапевтические принципы из клинической практики

Клиническая практика – это работа с параноиками, шихофрениками и прочей тяжелой психопатологией. Психотерапия на ней не замыкается и ей не ограничивается. Какие именно психотерапевтические принципы. Откуда взяты?

непосредственно переносятся в сферу межличностных отношений. Например, психотерапевтический принцип "здесь и сейчас", используемый для избавления человека от тревожности при прямой трансформации в жизненно-этический принцип порождает потребительскую установку: "мне сейчас хорошо, а остальное неважно".

Во-первых, здесь написано не по-русски. Во вторых, здесь написана антинаучная галиматья и комментировать это нет смысла.

В то время, как в Америке начали осознавать губительный характер рассмотренных нами явлений для общественного сознания, Россия вслепую собирается пройти этот путь сама, возможно, в еще более опасном варианте.

Откуда автор делает такой вывод?

Сегодня можно наблюдать, как в психологию и психотерапию активно вторгаются мощные психотехнологии,

Создается впечатление, что психология и психотерапия стоят особняком, а “мощные психотехнологии” (автор забыл указать какие, потому что ни одной не знает) – это что-то извне. В психологию и психотерапию психотехнологии вторгаться не могут, так как они в рамках психологии и психотерапии создаются. А тот суррогат, который создается НЕ в рамках научной психологии (например, какая-то там святоотеческая психология или парапсихология) никогда в научную психологию не вторгнется. Или надо большинству ученых психологов стать идиотами. Вероятность этого, согласитесь, крайне мала.

основанные на псевдорелигиозных культах, например тантрических, на магии и оккультизме, позволяющие манипулировать сознанием и подсознанием людей. Психология и психотерапия, продолжая называть себя науками в лице определенных направлений, интегрируются с парапсихологией и оккультизмом.

См. выше.

Оценивая подобные явления в общественной жизни, немецкий ученый Густав Шнайдер констатирует, что в России идет "пир философских троглодитов".

Совершенно верно. Но Шнайдер вероятно имеет в виду не вторжение чего-то в официальную науку, а маскировку этого чего-то ПОД научную психологию. Эта мимикрия опасна и плоды ее мы в какой-то степени сейчас пожинаем. Вот эта статья – такой пример. Добавлю, что местами в России царит пир религиозного мракобесия. Надеюсь, скоро это пройдет.

Одна из причин наблюдаемого хаоса в сфере психологии и психотерапии заключается в том,

Никакого хаоса в сфере психологии и психотерапии нет. Есть процесс прогрессивного развития науки.

что в этих науках нет единства во взгляде на природу человека, на источник, побуждающий его активность, на причину возникновения нервно-психических заболеваний (к.м.н Д.А. Авдеев).

Авдеев что-то там сказал, а я подслушал и решил включить в свою статью. Авось прокатит. Авдеев он мужик умный Аж кандидат медицинских наук.

На сегодняшний день существует больше 20 (!) основных теорий личности.

Теорий личности действительно много. Но ИСТОКОВ намного меньше. Далее – как я уже писал – наука развивается, наука молодая, некоторые направления спорят друг с другом. Аргументируют свои позиции. А вы что хотите? Чтобы была одна теория на все и вся. Типа партии КПСС. Не надо свой религиозный экстремизм и тоталитаризм проецировать на нерелигиозные научные процессы.

Каждая их этих теорий по сути своей есть не что иное как "психотеология", или "психорелигия", во главе которой стоит свой проповедник. Это мнение Д. Гриндера и Р. Бендлера, основоположников нейролингвистического программирования -- одной их самых мощных современных психотехнологий.

Приведите ТОЧНЫЕ цитаты и укажите источники. Не верю, что Гриндер с Бендлером такое написали, если это только не метафора.

Как об обслуживавших марксистко-ленинскую теорию подходах говорит об отечественных теориях личности Л.Н. Собчик в монографии "Введение в психологию индивидуальности" (Институт прикладной психологии, М., 1997).

То же самое.

Многие из теорий личности занимают активно враждебную мировоззренческую позицию по отношению к христианской Истине,

А на фига им это надо? Никакую враждебную позицию они не занимают. Если только к/н поп не начинает строить из себя психолога. Нам ваша священная религия и истина по барабану. Тем более никто из вас не докажет, что это истина. Или Истина (истинА, иСтина и т.п.).

например, известный ученый К. Юнг характеризует христианство как "идею отжившую и преодоленную".

Да. Таково мнение Юнга. А чем вы можете возразить?

В монографии видных американских исследователей Л. Хьелла и Д. Зинглера "Теории личности" дважды говорится об астрологии, философии и уже потом теологии -- как областях знания, способных дополнить науку о личности -- персонологию.

Обидно – да? Надо было трижды-четырежды-пятирежды да на каждой страницы писать слово теология. Но толку от такой книги?

Анализ современных теорий личности с позиций православной антропологии

Ну, вы, блин, людей не смешили бы…

позволяет современнику, в том числе специалисту в области медицины, психологии, педагогики, увидеть их в истинном свете, с позиций традиционных духовно-нравственных ценностей, предостеречь от легкомысленного и опрометчивого мировоззренческого выбора.

Обоснуйте, коллега (с).

Православное Богооткровенное учение

А что это такое. Учебник что ли… Автор - бог?

рассматривает человека в единстве его бытия, начиная с сотворения его Богом, через грехопадение, смерть, восстановление падшего человека во Христе -- Новом Небесном Адаме, будущее телесное воскресение и бессмертие.

Вы уверенны, что это все можно научно описать?

Благодаря этому учению становится возможным увидеть истинную цель и предназначение человека -- преображение во Христе, стяжание благодати Святого Духа, наполнение души новым нетленным содержанием и тем самым обретение вечного совершенно-радостного бытия -- Царства Небесного.

Как много бессодержательных слов. Далее такие места я буду просто обозначать как $

Православное учение раскрывает подлинную причину болезненного состояния человеческого существа, причину глубинного противоречия человеческой личности. Эта причина видится в том, что человеку, с одной стороны, присуще стремление к абсолютным ценностям, " томление" о бесконечном, т.е. стремление к Богу как Верховной Красоте и Беспредельному совершенству.

$

Эти высшие стремления человеческого духа не сводятся к субъективным желаниям, а являются атрибутом его объективной природы. Поэтому ничто земное не может наполнить наше сердце, оно остается пусто. Ничто земное не может успокоить нашу душу, дать ей истинную радость. Человеческое достоинство не может смириться с "маленькими нормами", "маленькими вечностями" и преходящими ценностями.

Внимание всех ищущих людей религия привлекает всегда не просто тем, что отвечает на вопрос о непреходящем, вечном смысле жизни, но и тем, что с поразительной силой этот смысл являет душе каждого, кто полноценно вступил на религиозный путь.

$

В то же время, по православному учению, человеческая душа не только стремится к высшему, но и подвержена наклонности ко греху, которая лежит не на периферии духовной жизни, но поражает самую ее глубину, извращая все движения духа.

$

В таинстве покаяния Церковь дает возможность освободиться от тяжкого бремени греха. "Грех есть болезнь души"; провозглашает 6 Вселенский собор (правило 102). В покаянии человек переживает полный мир и покой, полноту радости, прощение и благословение, действие благодати Божией в кающемся сердце. Покаяние (метанойя) -- внутреннее изменение и возрождение не являются действием, но состоянием души, которое не имеет предела. Противоположное состояние есть (acedia -греч) -- "бесчувствие окаменевшего сердца".

$

Современные теории личности строят свои идеологии на отказе и отречении от духовной жажды, внушая человеку -- забыть, заглушить эту жажду, признать ее иллюзией и самообманом, призывают жить жизнью, лишенной высшего смысла, обращаются к поверхностным сторонам личности.

Пиздеж. Ничем не обоснованный пиздеж я буду обозначать вот так &

А как быть с внутренней болью и как быть с чувством вины, отравляющим душу ядом нераскаянного греха?

$

Остается единственный путь разрешения конфликта -- отвергнуть грех, признать состояние падшей природы человека естественным, нормальным и законным. Это приводит по мысли православного автора, кандидата психологических наук Ф.Е. Василюка к тому, что культура и душа извращаются, выворачиваются наизнанку, человек перевоспитывается в сторону бесстыдства, горделивости, похотливости, в нем разрушается правильное различение и понимание добра и зла, зло возводится в ранг нормы (Начало христианской психологии, М.,1995. С. 103-104).

$ &

Христианскому пониманию бытия соответствует некоторое духовно-нравственное пространство. Его духовную координату можно обозначить, как восходящую вертикаль, ведущую от отсутствия бытия (небытия) к неограниченному - Вечному личному бытию. Горизонтальная линия описывает движение личности от зла как ущербности, порчи, разрушения -- к добру как созиданию, совершенству, красоте, гармонии.

$

В существующих теориях личности отсутствует вертикальная духовная координата.

Подтверждаю.

Это делает учение о человеке принципиально неполным, ущербным. Основатель "Третьей Венской психологической школы" В. Франкл подчеркивал, что "духовное измерение не может быть игнорировано…, именно оно делает нас людьми".

Сами себе противоречите. То поносите психологию, то приводите цитату Франкла, который ваши же измышлизмы опровергает.

В своем стремлении к полноте и истинности знание о человеке непременно должно включать в область своих интересов не только вопрос "кто я?", но и вопросы: откуда я? куда и зачем иду? Поскольку, как и в любом процессе, настоящее человека формируется его прошлым и будущим, то выход за пределы постулата "жить здесь и сейчас" не является бегством от реальности, напротив, внимание к этим вопросам становится причиной, толчком для плодотворного самопознания.

Не всегда. Иногда как раз таки этим и является. В монастыри идут преимущественно те, кто не смог выдержать этой жизни.

При изложении православного понимания личности применительно к сфере гуманитарных наук возникает затруднение, связанное с отсутствием общей терминологии.

Я бы сказал, связанное с отсутствием какой-либо научности ВООБЩЕ, мракобесием и непониманием, да еще тупым напором.

В то же время за терминологической проблемой стоит проблема более существенная, которую можно назвать проблемой несоответствия онтологий, ведь сами термины отражают различные базовые принципы и предпосылки, и даже различные мировоззренческие установки, характерные для различных научных теорий (Новиков Д.В. "Понятие личности в православном богословии и психологии". Сб. богословских трудов. М. 1999. С. 163). Поэтому необходимо сформировать общую универсальную исходную основу для богословских и гуманитарных дисциплин. В качестве такой универсальной основы, на наш взгляд, может быть принято определение человека как "свободно-разумного существа, устремленного к счастью".

Это не определение. Чикатило под него, например, не попадает. Далее: ЧТО ИМЕННО вы понимаете под словам: свобода, разум, счастье. Что православному свобода – мне может тюрьма.

Становление понятия "личность" в христианском богословии имело долгую историю.

Ага.

Вначале оно уточнялось в тринитарном богословии, и уже после Халкидонского собора переходит в христологию и антропологию.

Да ты че??

Святитель Василий Великий формулирует различение сущности (природы) и ипостаси (личности) как общего и особенного. Когда мы говорим об общем, свойственном всем людям, мы говорим о природе человека, когда говорим об особенном и уникальном, отдельно взятом человеке -- говорим о личности (Свт. Василий Великий. Письмо 38 к Григорию Брату. Творения. Т. 3. С-Пб. 1911. С. 51-58).

Дядя Вася что-то в письме кому-то написал… Уровень аргументов поражает. Главное найти к/н подходящую фразу и за уши притянуть ее к нужному месту. Вот получаются такие уродливые тексты.

Святитель Григорий Богослов наполняет понятие личности, говоря о ней не просто как об уникальной и неповторимой единичности, но как о разумной, совершенной и самостоятельно существующей единичности (Свт. Григорий Богослов. Слово 33. Против ариан и о самом себе. Творения. Т. 1. 1994. С. 490-491).

Енто какой век? Назад, в средневековье.

Личность, по учению святых отцов, ни в коем случае нельзя отождествлять с душой. Личность -- это способ существования, который пронизывает и делает личностным все существо. Это интегрирующий принцип, созидающий единство всех планов, дающий им бытие. В частности, именно личность приводит в единство душу и тело человека, подобно тому как личность Спасителя соединяет Божество и человечество (Пселл М. Богословские сочинения. С-Пб. 1998. С. 74-75). Одновременно это означает взаимопроникновение ("перехорисис" -- греч.), когда тело одухотворяется а душа переживает телесное.

А что такое душа?

Личность в этом смысле создает себя, выходя за пределы самой себя, трансцендируя себя Другому. Человек раскрывает и обогащает себя посредством других человеческих существ, но подлинную глубину и свое высшее предназначение он раскрывает, восходя к Божественному, личному "Ты", становясь причастным вечному объективному единству Божественной природы.

$

Ипостась -- это высшая точка образа Божия в человеке, она обеспечивает богочеловеческую структуру по образу Христову. Это богочеловечество уже потенциально содержится в образе Божием. Переход природного существа в существо христоподобное посредством следования по пути великого посвящения через таинства, в которых человеческая структура полностью претворяется, заново ваяется, подобно статуе, сообразно своему Первообразу, Христу (Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Минск. 1999. С. 46).

$

Индивидуум, о котором говорят, что он есть сильная личность, в самом деле обладает лишь особым сочетанием элементов своей человеческой природы с некоторыми ярко выраженными чертами. В то же время, он производит впечатление чего-то "уже виденного", то есть общего для всех людей. Человек же, преображенный благодатью, ставший "личностью во Христе", поражает своим лицом, своей уникальностью и неповторимостью, своим внутренним светом, всегда очень личностным.

И что вы, православные, все стремитесь человека принизить. Сильная личность – для вас это как ругательство. А слабый, заебаный, юродивый хлюпя-мямлик – это идеал.

Автор "Древне-церковной антропологии" (Мадрид, 1966) А. Позов с определенной долей условности понятие личность связывает с проявлением жизни духа, а индивидуальность -- с проявлением души, точнее, душевно- телесного комплекса.

Вот и я говорю – где вы только таких ученых отыскиваете???

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?5_4889

Позов Авраам Самуилович
Место: рождения: Киев
Дата рождения: 17.12. 1890 г. 19 век
Биография: В 1931 году переехал в Грецию и работал врачом в Афинах. С 1943 года жил в Германии и занимался богословием.

Интересы "душевного" человека ограничиваются временным, земным бытием, он отрицает, религиозную веру и необходимость благодатной помощи Свыше. Напротив, запросы духа проявляются, в частности, в стремлении человека к цельному знанию -- знанию, нужному не только для удовлетворения текущих внешних потребностей, но знанию, дающему полную картину мира, раскрывающему смысл бытия, в стремлении к Богопознанию и Богоуподоблению, через синергию.

$&

Как более широкое и конкретное понятие по сравнению с понятиями "личность" и "индивидуальность", рассматривается такое понятие, как "Я".

"Я" лежит в основе сознания и самосознания, но не рождается из них, оно вневременно и внепричинно, это отблеск Абсолютного в душе.

Заметьте, как академичен наш автор.

Важно отметить, что описанный характер взаимоотношений в триметрии "дух -- душа -- тело" и "Я -- личность -- индивидуальность" являются следствием первородного греха и определяется А. Позовым как явление "метасхематизма". Такой подход к учению о личности видится вполне оправданным.

$&

Если в устроении человека преобладает духовная сторона, духовная жизнь (или, в евангельской терминологии, "внутренний человек"), тогда движение "Я" направлено в сторону раскрытия личности. Важно подчеркнуть, что духовная жизнь в подлинном понимании есть ни что иное как жизнь в Духе Святом. Наиболее осязаемыми проявлениями в жизни духа в душе, по словам свт. Феофана Затворника, являются страх Божий, совесть, жажда Бога. Именно страх Божий есть та творческая сила, которая освобождает высшую нашу природу духовную от власти низшей -- телесной, это та реальная сила, которая восстанавливает в человеке правильную иерархию ценностей.

$&

При преобладании "внешнего человека" "Я" суживается, замыкается в самого себя, превращается в психосоматический душевно-телесный комплекс, не выходящий за пределы физического мозгового сознания.

Сознание мозга. Пиздец.

Остаток статьи я читать не стал. Знаете ли, это вредно для психики - очень долго читать бессодержательные, пустые тексты, где автор постоянно наворачивает какие-то только ему известные термины и апеллирует к какой-то бессмыслице. При этом одна его бессмыслица цепляется за другую, выстраиваясь в стройную цепь мракобесия.

Добавить нечего. Обратите внимание – автор, не ученый, а всего ли какой-то редактор мухосранской газеты “Православная Пермь”. Поэтому неудивительно, что в голове у него такой компот. Отсутствие какого-либо образования даром для таких личностей не проходит.

В характере этого "Я": эгоизм, чувственность, "своя воля", стремление свести все явления к рациональным схемам.

Когда индивидуальность становится доминантой в триметрии "дух -- душа -- тело" и вытесняет "личность -- дух", заслоняет ее собой, это приводит к индивидуализму.

Индивидуализм есть преувеличенная индивидуальность, это болезнь души, приводящая к расстройству сознания. Индивидуализм это утверждение себя вне связи с иным бытием (Бога и людей). Это универсальное трагическое отчуждение себя от истинного бытия. Напротив, личностные отношения -- это отношения причастности, взаимной обращенности друг к другу, жертвенности, это основа любви, творчества, свободы.

Стремление к единению глубоко укоренено в духовном строе человека, подчинено силе мистического единосущия всего человечества. В то же время мы видим, что люди замкнулись в своих ограниченных эгоистических стремлениях себялюбия, глубоко поразивших все естество человека и мешающим способностям органического творческого единения с Высшим Началом, другими индивидуумами. Преодоление этого духовного порока происходит лишь через уподобление себя Господу Иисусу Христу, благодатной Его помощи. По словам свт. Григория Паламы, одна из целей Боговоплощения -- быть для нас примером смирения и спасением от плотской страсти и гордости. Показать всегубительный характер гордости. Только с Боговоплощением мир и человек перестают быть самоцелью, вырываются из бессмысленного круга самозамкнутости. Мы становимся открытыми между собой и открытыми для вечного Другого. Через вхождение в благодатную атмосферу церковной жизни замкнутая система индивидуальной психики открывается для проникновения в чужой внутренний мир, в том числе мы реально приобщаемся к бесценному внутреннему опыту святых. Мы становимся единой личностью во Христе, соединяясь подобно клеткам в едином живом организме -- Церкви, как мистическом теле Христовом.

В этом движении человек подвигается на высшие проявления своего личностного бытия -- обретает любовь, которая, по определению ап. Павла, есть совокупность совершенств. Такая любовь раскрывает истинную духовную природу человека, делает его богоподобным. Ибо "Бог есть Дух" (Ин. 4, 24) и "Бог есть Любовь" (1 Ин. 4, 8). Это есть путь преображения, путь исполнения своего высшего человеческого предназначения.

Это путь борьбы за содержание сознания, за чистоту помыслов, путь просветления и обновления человеческого духа. Суть этого внутреннего делания в очень краткой формуле выразил протоиерей Валентин Свенцицкий:: "Наша цель -- любовь, путь -- борьба со страстями, двигатель - молитва".

Этот путь, называемый трезвением, связан не с убиением, не с уничтожением естественных способностей в том числе и тела, а именно с их воспитанием, использованием для служения высшему духовному началу в человеке, извлечением и освобождением здоровых и неповрежденных начал ("энергий") из плена греха (архм. Киприан /Керн/ "Антропология свт. Григория Паламы"). Пределом этого пути является достижение бесстрастия (или чистоты сердца), которое, по словам прп. Иоанна Кассиана Римлянина, и есть любовь. Создается личность, характер которой соткан из новой ткани: порочные нити страстей заменяются святыми нитями добродетелей. Добродетель, в отличие от страсти по выражению прп. Максима Исповедника, обладает логосом. Это положение св. отца имеет глубокое антропологическое значение. Логосы творений есть идеи, на которые как бы творчески расчленяется Единый Божественный Логос, в них всякое тварное существо имеет свою истинную сущность.

Осознание и очищение всего сердечного содержания (области бессознательного, в терминологии психоанализа), исправление воли, стабилизация и просветление сознания действием благодати -- таков идеал умного Иисусова делания в религиозной жизни в духе и истине. Происходит соединение воедино (исцеление) трех сил души -- ума, чувства, воли, их одухотворение. Душа становится единым духом, индивидуальность -- Богоподобной личностью. Исчезает та фрагментарность человеческой сущности, которая признается современной медицинской наукой главной причиной патологии всякой живой системы. Дух человеческий стяжанием благодати Святого Духа избавляется от сущностной пустоты, которая не может быть преодолена никаким другим путем, дух становится полным и целостным. В лике человеческом выявляется Лик Христов.

Это есть путь подлинного "уврачевания души", которое, по словам св. Исаака Сирина, не возможно, если душа не обновится, не будет жить житием духовным.

Попытки изменения поведения, изменения характера в целом, исцеления души от недугов только психологическими приемами, технологиями, психотерапевтическими методиками вне рассмотренного пути являются поверхностными и могут иметь лишь временный эффект. Такие попытки подобны строительству дома на песке: "и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое" (Мф. 7, 27). Психологи, отвергающие Христа как истинного Бога и истинного Человека, уподобляются строителям, которые отвергли камень, ставший во главе угла. Более того, попытки решать проблемы освобождения области бессознательного от психических новообразований методами психоанализа на основе суггестивной (гипнотической) и аналитической концентрации могут иметь опасные последствия. Эти методы активизируют бессознательное, могут разрушать оградительный барьер между ним и сознанием, могут приводить к пробуждению архаического мышления, преодоленного христианской культурой…

Таково в общих чертах православное учение о личности, пути ее исцеления и спасения для Вечной Жизни.

М. Ю. Медведев, редактор газеты "Православная Пермь".