Комментировал Godsatan ([email protected])

Архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий

Возвращение Российского образования к своим духовным, культурным и историческим ценностям

Уважаемые участники Рождественских чтений!

Прежде всего, поздравляю всех с исполнением второй тысячи лет со времени Пришествия в мир Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

“Исполнение второй тысячи лет”... Хм, это мне напоминает о советских пятилетках – выполним и перевыполним. Кстати, ещё никто не доказал то, что Иисус вообще приходил в этот мир. Единственный источник – библия.

Однако радость Великого Юбилея не заглушает в моей душе той боли, которая вот уже многие годы не дает мне покоя. Позвольте поразмыслить над актуальнейшей проблемой наших дней – воспитанием молодого поколения – и связанной с ней жизнью общества.

Эта “проблема” актуальна не только в наши дни, воспитание детей всегда было объектом огромного интереса, причём не только со стороны родителей, но и со стороны всевозможных политических и религиозных сил. Каждый, грубо говоря, гребёт под себя, желая внушить родителям вполне определённые принципы.

Пожалуй, никогда раньше в России не было столько бед, столько проблем с детьми, сколько в настоящее время.

Так говорили во все времена, и тем не менее в каждом поколении были свои гении и свои ублюдки. Не надо вопить о вырождении нации, приводя три с половиной не очень показательных примера.

Россию захлестнула волна безнравственности,

Хотелось бы услышать определение безнравственности, с учётом общества, в котором мы живём – многонационального и мультикультурного. Заодно объясните мне, в чём заключается нравственность в вашем понимании и попробуйте доказать, что ваша нравственность – самая нравственная и универсальная.

а отсюда – попрание человеческих, культурных, национальных ценностей и традиций.

Общечеловеческих ценностей нет, культурные ценности... смотря что под этим понимать (если произведения искусства, то да, разбазариваем ещё как, а если это опять же связывается с человеческими ценностями, то см. выше), национальные ценности – учитывая, какие изменения претерпела нация, очень сложно будет вывести идеал, с которым согласятся все представители нации, ну а традиции существуют и будут существовать независимо от вас.

В масштабах государства это привело к утратам в среде молодого поколения моральных ориентиров, вследствие чего усилился рост преступности. Привычными для подростков становятся такие антисоциальные явления, как алкоголизм, наркомания, утрата целомудренного взаимоотношения полов и так далее.

Целомудренного взаимоотношения полов никогда не существовало. Как бы вы, христиане, не превозносили чистоту отношений в дореволюционной России, сексом и всем с ним связанным очень интересовались.

Все это стало повседневным в нашей жизни. И страшно то, что мы начинаем привыкать к растленной нравственности как к обычному явлению. Это уже социальная болезнь. Но к болезни нельзя привыкать. Ее необходимо побеждать. Иначе она – губительна. Такой болезнью стало общенациональное привыкание ко греху. Грех – это нравственный вирус души, отлучающий душу от Бога, убивающий ее. И особенно опасна эпидемия греха, которую мы наблюдаем в нашем обществе. Взрослые передают свои болезни детям, но эти болезни души у детей усиливаются.

Абзац переполнен медицинскими терминами, употреблёнными в абсолютно нелепых словосочетаниях. Социальная болезнь – термин, социологами никогда не употребляющийся. Нравственный вирус – это вообще сложно понять, если, конечно, ты не православный, которому ведома истина.

Грех порождает в детских жизнях страдания, несчастья, разрушает судьбы. Взрослые ответственны не только за себя – в их руках детские души. Поэтому старшее поколение должно осмысливать и побеждать природу своих нравственных болезней, исцеляться от них, и тогда оно сможет уберечь детей от воздействия мирового зла.

Ну вот и до мирового зла дошли. Насколько я понимаю, имеется в виду старые сказки о заговоре Запада против Руси, которая, как известно, является последним оплотом нравственности, истинной веры... (далее добавить по вкусу)

Также невозможно привыкнуть к детскому горю. Там, где не спасают детей от него, не может быть будущего.

Хорошая, правильная фраза, вот только является абсолютной демагогией.

Конечно, не только нравственные катастрофы общества рождают горе и страдания детей. Мне, как Архипастырю Русской Православной Церкви, боль пронизывает сердце, когда приходится соприкасаться, – в детских колониях, интернатах или просто в голодных семьях, – с детьми, которые остаются в буквальном смысле без куска хлеба.

Чуете, куда ветер дует? Церковь, по Конституции, отделена от государства, однако в какое бы общественное или государственное учреждение не придёшь – везде попы, куда ни плюнь. А то и часовни.

В настоящее время экономические бедствия поразили тысячи и тысячи детей. Что происходит? Мать Россия забыла о своих чадах? Беспросветная нищета. Отсутствие элементарных бытовых условий для нормальной жизни. На Курской земле, как, наверное, и во многих российских глубинках, идет борьба за физическое выживание - не во что обуть, одеть детей, нечем накормить, да и слова добрые они слышат нечасто. Их окружают сквернословие и озлобленность отчаявшихся людей. Это не сгущение красок, не преувеличение – это наша общая боль, которая усугубляется социальным расслоением. У одних – благополучные родители, материально хорошо обеспеченные, имеющие возможность обучать детей в престижных учебных заведениях. А у других все это отсутствует. Они растут в атмосфере зла, пьянства, беспросветной нищеты.

Как говорил незабвенный Шариков, “всё взять – и поделить”. Вы это предлагаете?

Только семейные любовь и согласие дают детям счастье в настоящем, силу и уверенность на будущее, а их катастрофически недостает в наши дни.

Не надо обобщать. Есть в России благополучные семьи. А за то, что всякие алкаши и наркоманы детей рожают, то извольте нести ответственность, ведь именно вы так активно протестуете против абортов. Вообще, высирать из себя такие душещипательные фразы очень легко, однако что вы можете предложить? После рождения отбирать детей у родителей и помещать их в громадный православный интернат?

Но у России и ее детей бывали и ранее времена страшных испытаний: послереволюционные, двадцатые, тридцатые, послевоенные годы. Тем не менее Россия поднималась. Что давало ей силу?

Неужели православие? Это в двадцатые, тридцатые, сороковые, ые... ые?.. Неужели вы наконец признаёте факты сотрудничества с КГБ? Представляю себе картину – поп приходит в кабинет комитетчика, и они обсуждают нравственное состояние общества...

Вспоминаю свое детство. В тридцать седьмом году расстреляли моего отца, и наша семья оказалась выброшенной на улицу. Но мы не пошли воровать, хотя голод мог подтолкнуть к этому. Мы пошли искать работу. Я знаю, что такое голод. Но не одни мы были такие. Я помню, с каким нравственным достоинством люди того времени претерпевали свои невзгоды. Помню, как они сочувствовали, как поддерживали друг друга. Меня мама и учителя воспитывали и учили сохранять доброе настроение души. Сейчас, глядя на окружающие нас беды, я понимаю, что силу выстоять в невзгодах давала народу православная нравственность, облагораживающая жизнь людей и из поколения в поколение генетически передававшая силу духа.

Этот абзац я перечитал несколько раз, пытаясь найти в нём хотя бы крупицу смысла, но с каждым разом всё больше и больше убеждался в кретинизме автора. Православие в нас заложено генетически... Интересно, а хромосомы у всех русских, получается, в виде распятия? Два вопроса – что такое православная нравственность, и где доказательства того, что она сохранилась в советских людях? Как бы вы этого ни хотели, крёстные ходы в армии во время ВОВ и молитвы большинства советских людей – это весьма бредовый миф.

Но кто сегодня передает детям эту нравственность? Десятилетиями школа каждой минутой своей работы боролась против Православия, а в начале девяностых и вовсе отказалась от какого-либо воспитания, так что из Закона "Об образовании" даже само понятие воспитания было сознательно выброшено. И думается, не только в силу особого демократизма тогдашнего министерства. Все дело в том, что воспитание всегда строится на основе определенного мировоззрения, целей, ценностей.

Ложь. Воспитывать – значит давать ребёнку развиваться полноценной и гармоничной личностью, что невозможно, если воспитывающий ограничен настолько строгими принципами, как православие.

А какие ценности воспитания могло предложить наше министерство образования начала девяностых годов, когда оно провозгласило в качестве стратегического ориентира развития образования приоритет не российских национальных, а так называемых "общечеловеческих" ценностей.

А цель церкви – вырастить ксенофобов, которые просто будут бояться иностранцев. То же самое было в СССР, где каждый иностранец воспринимался или как чудо чудное, или враг.

Но скажите, в какой развитой стране мира в основу национального образования положен приоритет не национальных, а общечеловеческих ценностей?

В нормальных.

Где отвергают национальные традиции? Может в Америке, где каждый учебный день в любой школе начинается с гимна Америки?

Изредка в начале учебного года.

В Японии – одна доктрина, у шведов – другая, у арабов – третья, в Израиле – четвертая и так далее.

“Национальность” доктрины заключается в том, чтобы дать учащимся наиболее полные знания по истории и культуре своей страны, это есть и в нашей школе.

То есть во всех цивилизованных государствах воспитывают детей уважать историю, традиции, культуру и ценности своих стран. А у России нет своей национальной доктрины образования, основанной на традиционных национальных ценностях.

Напомню, что все старшие классы школьники изучают русскую литературу и историю. Безусловно, я не призываю к тотальному введению иностранной литературы и мировой истории, однако их изучения в младших классах недостаточно.

В очередной раз погнались за утопией, только не за коммунистической, а "общечеловеческой" – вненациональной, внерелигиозной,– разрушая свои многовековые православные, истинные ценности. Результаты очевидны!

Ну и вот – прилагательные “православный” и “истинный” объявляются тождественными. А результаты мне лично не очевидны.

Пришло время задать вопрос: если все страны мира строят такое образование, которое им нужно, то что же мешает нам выстраивать свою доктрину образования на основе отечественных норм, традиций, понятий, идеалов, ценностей? И естественно, в ее основе,– так уж распорядилась история, мировая история! – лежит Православие, как основа спасения всего мира, сбившегося с истинного, предначертанного Богом пути исторического развития.

О-о-о-о... Какими мы словами заговорили! Первая половина статьи была ещё более-менее, но вот началось мракобесие, и желание комментировать этот квасной патриотизм конструктивно желания не возникает.

Да, на последнем всероссийском совещании учителей принята доктрина национального образования, которую можно оценить как какой-то шаг по возвращению нашего образования к отечественным традициям, но шаг робкий, и дай Бог, чтобы у Министерства образования хватило сил и последовательности продвигаться в этом направлении дальше.

Дальше – это куда? Надо полагать, засыпать текст программы национального образования словами “бог, православие, традиции, нравственность, история” в произвольном порядке. Дальше – это учителя в рясах, чтение молитв перед каждым уроком, такие дисциплины, как православная история, православная литература, православная математика и конечно же, православная физкультура – школьники бьются головой об пол.

В основном документе нашего образования нет слов о Православии.

Это меня радует. Впрочем, если попы будут лезть в школы так же нагло, как сейчас, эти слова там появятся.

И понятно – почему. Говорю: "Православие" и представляю негативную реакцию многих русских людей…

Кто-то (не я) говорил, что в России более 60 процентов православных.

Сколько усилий затрачено, чтобы выкорчевать из нашего сознания исконно национальную ценность – веру православную!

Жалкая тысяча лет – и уже исконная национальная ценность. Неужели вы полагаете, что до Владимира наши предки говорить не умели, в своих богов верили неискренне, и страдали во мраке, ожидая прихода Христа?

Представляю и главное возражение этих людей: а вдруг к нам придет иноверный ученик, мормон или иеговист, а ты нам Православие предлагаешь!

А если атеист?

И в угоду этому иноверному, который никогда может быть и не придет к нам, мы закрываем перед нашими детьми дверь к познанию самого главного в жизни – к познанию Бога.

Самое главное в жизни – жизнь, а не сборник еврейских мифов... Стоп. До меня, кажется дошёл скрытый смысл этих слов: познание бога возможно только после смерти, то есть получается, смысл жизни – это... вы догадались.

Дать знание истин веры

В вере не может быть истинности, иначе это не вера, а осязаемый факт.

само по себе ни к чему не обязывает, не принуждает. Но знание их позволит подрастающему юношеству сделать свой выбор сознательно.

Сознательно? Это каким образом? Имеется в виду, что вы предлагаете юношеству брошюрки с чётко описанным выбором, который им нужно сделать?

Лишение же такой возможности отнимает у наших потомков право на осуществление своего религиозного выбора.

Образование – православное. Какой, на хуй, выбор? Полное отрицание логики.

А ведь за это право наши предки заплатили своей кровью.

В дореволюционной России была свобода выбора? Опять историю фальсифицируете? Впрочем, вам не привыкать.

Как много подвижников благочестия своими неизмеримыми трудами вносили бесценную лепту в нашу духовную национальную сокровищницу. Мы спокойно и равнодушно взираем, подобно Пилату, как заново в России распинают Христа те, кто направляет сознание и жизни наших детей из "отчего дома в страну далечу". Там духовная нищета, там объедки мировой псевдокультуры, там лишения и рабство.

Вот как это комментировать без мата и улюлюканья? Закроемся привычным железным занавесом от всего мира, но вместо звезды намалюем на нём распятие.

Это происходит на наших глазах в той стране, где не истреблено, где живо, где сияет еще истинно православное сознание.

Вас истребишь, как же... Впрочем, никто и не пытался, тем более не пытается. Но вот только истинно православное сознание не сияет, а пребывает во тьме дремучего средневековья, в которое вы, христиане, желаете вернуться. Но задумайтесь над вопросом: почему до того, как в земли русских, викингов, галлов и саксов пришло христианство, им жилось и дышалось хорошо и свободно?

И вот здесь понимаешь степень болезни русского народа.

Если вы не больны, то вы не русский.

Помните, выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что Православие есть основа, "соединяющая каждого из нас с каждым русским, хотя бы он скрывался далеко от глаз наших в самой темной массе народа или в самом отдаленном уголке нашей неизмеримой отчизны, – соединяющая нас с давно отжившими и грядущими поколениями, словом, со всем тем, что дает нам прочное, историческое, а не эфемерное существование".

Сомневаюсь, что Ушинский мог сказать это о православии. Возможно, если бы фраза не была отсечена кавычками, то там мы бы увидели совсем другое слово. Я не могу с полтычка распознать эту цитату, поэтому не хочу гадать. Но приведу здесь ещё несколько изречений Константина Дмитриевича, дабы о нём не сложилось впечатления как о твердолобом христианине. “Педагогика – наука философская”, “...искусство воспитания в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению”, “Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных”. После этого как-то не верится, что он мог произнести такие слова, какие привёл здесь архиепископ.

Разрушится Православие – разрушится все: семьи, деревни, города.

Эх, люблю я CRPG Fallout 1-2.

Нет Православия – нет добра, единства, любви. А есть – ненависть, злоба, разрушенные семьи, искалеченные дети, исчезнувшие с лица земли деревни, и в целом – неустроенность.

Почему же Китай, Швеция, Буркина-Фасо и ещё туева хуча стран спокойно существуют без православия?

Невыносимо видеть зарастающие бурьяном курские деревни. Деревни, которые стоят на лучших в мире почвах, вымирают. В каком кошмарном сне можно было представить такое?!

Так что? Вперёд, сейте, пашите. Или, в конце концов, отдайте деньги, которых у церкви куры не клюют. Только колхозы и совхозы вы всё равно не возродите, а фермеры сами себе помогут.

Нет Православия – и нет силы, собирающей воедино российский народ. Повторю слова Царственного Мученика: "…Всюду измена, предательство и трусость".

Выйдя из запоя, поднял голову и пробормотал что-то.

И еще одно горе. Страшно утешать матерей, которые теряют единственного сына. Безутешно их горе. Русская мать всегда была молитвенницей за своих детей. Она призывала благословение Божие на них, и Его заступничеством проносился мимо меч убивающий. Но сейчас многие матери забыли Бога, не освящают свой очаг благословенным браком, не молятся за детей.

Ох. А я было подумал, что он сейчас начнёт протестовать против войны в Чечне, ан нет, там ведь столько “воинов во Христе” гибнет, на костях которых можно построить такую роскошную пропаганду! Разве не помните, как в “Русском доме” из выпуска в выпуск обсасывалась тема парня, перед смертью от пули боевика написал письмо родным, закончив его словами “спаси вас бог”, после чего его сделали мучеником?

С прискорбием наблюдаем мы еще одну нашу всероссийскую беду и грех, он не может оставаться без пагубных последствий для народа, для будущих поколений. Это убийство младенцев, которые так и не увидели свет.

Из скольких клеток должен состоять плод, дабы вы признали его младенцем? Младенцы лежат в колыбели и противно орут, а не пихаются мамаше в живот изнутри.

И сколько их, таких детей! Разве не вопиют эти грехи к небу?

Грехи не являются чем-то осязаемым, чтобы вопить, тем более к небу.

Не наш ли долг научить подрастающее поколение свято относиться к браку, чадородию.

Нет, не ваш, а врачей.

Необходимо беречь генофонд народа.

Сохранение генофонда предполагает уничтожение слабых особей. Не будете же вы убивать уже рождённых? Отсюда вывод – надо избирательно делать аборты. Вот вам и замкнутый круг.

А вместо этого в систему образования предлагается ввести предмет валеологии, пропагандирующей безнравственную вседозволенность и развращенность в воспитании мальчиков и девочек.

Этот-то предмет и призван для того, чтобы обеспечивать сохранность генофонда (если уж употреблять это слово). Да и вообще, в школьную программу ( а не в систему) предлагается ввести много всякой дряни.

Наболевший вопрос – вопрос растлевающего воздействия порнографической продукции, которая систематически и целенаправленно внедряется различными телепрограммами в нашу жизнь.

Первое – не хочешь, не смотри, второе – ничего целенаправленного тут нет, лишь стремление к выгоде, третье – когда это вы видели порнушку по ящику? Бороться нужно не с порнографией, а такими её проявлениями, как педофиличекие порно-фильмы.

Разве не должно государство заботиться о чистоте нравов подрастающего поколения?

Интересная постановка вопроса. Забота о нравах, как мне представляется, не входит в компетенцию государства. Это дело самих людей, заботиться о своих нравах. Ну и ещё вы, церковники наши крикливые, лезете. Так что, вы уже себя с государством отождествляете?

Пропагандируя нам безнравственность, развитые страны препятствуют запуску в своих странах подобной продукции по национальному телевидению.

Да на кой чёрт мы нужны Западу, чтобы составлять против нас всяческие заговоры? И кстати, чегой-то вы используете риторику советской пропаганды?

И в этом мы тоже не бдительны, не бережем своих детей. В связи с этим вносим предложение: при министерстве образования сформировать систему контроля за нравственной стороной продукции СМИ.

По ящику и так много дряни и мало хорошего, а если предложение примут (а это вполне могут сделать), то начнётся такой кошмар...

Разумеется, созидание нравственного добра осуществляется не только ограничениями.

Не понял смысла словосочетания “созидание нравственного добра”.

Нужно и положительное содержание. А оно, как уже говорилось, собрано в Православии.

Интересно, а какие пытки уготованы тому, кто усомнится в этом? Меня всегда интересовала эта тема, так что хотелось бы выяснить, какими орудиями пыток пользуется православие?

Но что же мешает всем нам обратиться к Православию, что? Или нужны совсем экстремальные ситуации?

Старый метод убедить всех в своей правоте – давить, как носорог рогом, что православие – это спасение для России и панацея от всех бед.

Например, меня всегда приглашают в военкомат благословлять призывников или воинские подразделения, отправляющиеся в горячие точки.

А если кто-то против того, что ему брызгают в лицо какой-то дрянью?

И вот получается, что провожать на ратный подвиг можно, а обучать в школе истинам веры – нельзя.

Вспоминаю эпизод. Я нередко приезжаю в детскую колонию. Как-то приехал, когда там только что открыли храм. Спрашиваю подростков: "Как живете?" – "Хорошо, – отвечают, – вот храм открыли, узнали, что Бог есть. Если бы, Владыка, мы знали это прежде, то никогда бы не попали в тюрьму".

И поп с грацией больного полиомиелитом слонопотама бежит к начальнику колонии, умоляя его досрочно освободить прекрасных православных детишек. Я бы на месте этих малолетних уголовников тоже врал бы с три короба, только бы выйти из тюряги. Кстати, храм в колонии – прекрасный комментарий к статье Конституции, в которой говорится об отделении церкви от государства.

Центральный вопрос нашего образования сегодня представляется мне, как Архипастырю Православной Церкви с русским сердцем,

Сам господь – пастырь, а он таки Архипастырь. О как!

и подчеркиваю, состоит в том – на каком фундаменте, на каком мировоззрении будет строиться российское образование – или на тысячелетнем фундаменте нашей традиционной культуры,

Сам признался – всего-то тысяча лет, но уже традиционная.

или на эфемерных идеях "общечеловеческих" ценностей.

Почему же православные ценности не являются чем-то эфемерным?

Конечно, после разрухи возвращение к традиционной культуре в образовании – это трудное дело,

Особенно когда этой традиционной культуры образования просто никогда не было. Аристократические дети ходили в лицеи, им нанимали иностранных гувернёров, а крестьянство никогда писать даже не умело.

но оно является судьбоносным для будущего России.

Много громких слов, много пафоса, мало вменяемости.

Поэтому нужно отложить всякие рассуждения о трудностях и возможностях. Необходимо ввести в школьные программы уроки о вере православной.

Ну и зачем было писать довольно большую статью, чтобы просто сказать это? Надо – значит надо. (С другой стороны, я-то почему весь этот бред комментирую?)

Они сформируют и нравственность, и доброту детских душ. Об этом свидетельствует тот большой опыт, который накоплен в России, и в частности, в нашей области. У нас разработана система программ, направленных на консолидацию светского и церковного элементов в образовании; а также духовного, нравственного в воспитательных процессах.

Ну и зачем вы вопите, чтобы вся эта херня вводилась, если всё уже есть? Или вы хотите тотальности, и ещё за счёт государства?

Около 600 преподавателей школ прошли подготовку и получили лицензии на базе Курского государственного педагогического университета для преподавания в школах предмета "Основы православной культуры". Это дало возможность преподавать этот предмет более чем в 300 школах.

Два мудака на школу, в которой и более полезным учителям денег не платят. А подготовка учителей этого направления в ВУЗе – нарушение закона. К счастью, ректор МПГУ, студентом которого я имею честь быть – вполне нормальный человек и никогда такого не допустит.

В этом году было проведено анкетирование среди родителей и учеников Курской области. Анкеты состояли из двенадцати вопросов, всего было опрошено более 500 учащихся с первого по седьмой классы. Собран огромный материал, требующий осмысления. Но есть вещи, которые очевидны даже при беглом просмотре анкет. Так, например, на вопрос "О чем вы узнали на уроках православной культуры?" – большая часть детей указала на знакомство с духовно-нравственными основами жизни человека.

Интересно было бы поприсутствовать на подготовке к этому анкетированию, я на сто процентов убеждён, что все ответы были расписаны заранее.

Причем глубина осмысления возрастает по мере взросления ребенка. Так, если первоклассники отвечают, что благодаря православной культуре они узнали, что нельзя ругаться, обзываться, брать без спроса варенье или конфеты, то дети более старшего возраста пишут о грехе, его последствиях, о соизмеримости мимолетных поступков с вечностью, об ответственности перед Богом. А на вопрос "Укажите то главное, чему вы научились на уроках православной культуры", 97 процентов детей ответили: "любить Бога", и более 80 – "любить ближнего".

97 + 80 = 177. Сто семьдесят семь процентов?!! А если серьёзно, то что ещё могли ответить учащиеся? Как я понял из слов священника, в Курской области сей предмет введён в качестве обязаловки, соответственно, того, кто выскажет хоть слово против, ждут большие неприятности. А что касается ответов младших учеников насчёт воровства и ругани, то это целиком и полностью дело родителей.

И это стало полной неожиданностью, поскольку все уверены, что окружают нас всеобщее зло и насилие.

Неожиданностью? Ах-ах! Это же святое учение церкви так подействовало на детей, они увидели свет и устремились к богу... Самому тошно эту мерзость писать, но по моему, я бы мог подрабатывать написанием пафосных христианских статей. Не делаю я этого потому, что не хочу забрызгать клавиатуру блевотиной.

Более 98 процентов учащихся считают, что "Православие надо изучать постоянно, на протяжении всех школьных лет", многие из них указали: "всю жизнь".

Как видим, вопросы весьма и весьма предвзятые.

Важно отметить и следующее. На предложение "Ваши пожелания к урокам православной культуры" был дан ответ: "чтобы взрослые не запретили изучать предмет "Основы православной культуры"

Кретинизм. Священники знают, что проходит эксперимент, и очень хотят, чтобы он закончился успешно для них, то есть превратился во всеобщую практику, соответственно, этот ответ был также запрограммирован в детях. Не удивлюсь, если будущая жизнь этих детишек сложится весьма паршиво, как и у других манипулируемых и жополизов.

Дети боятся, что мы, взрослые, даже разрешив что-то узнать о Боге, потом запретим им быть с Богом. Разве это не наша боль? Неужели в очередной раз мы обманываем доверчивые детские души?

И тут обманывают! Что ж ты будешь делать в этом греховном мире...

Каким же нам видится оптимальный путь возвращения нашего образования к своим духовным, культурным и историческим ценностям? Прежде всего мы должны вернуть во все школы основы Православия. Как представляется, светский курс православной культуры, который ведется сегодня во многих школах нашей области, мог бы стать базовым школьным предметом в масштабах всей России и войти в учебные планы в части наполнения регионального компонента. А этого мы так и не дождались.

И не дождётесь. Во всяком случае, я на это надеюсь.

Это позволило бы выстроить и сложный процесс воспитания на прочном фундаменте духовных ценностей традиционной российской культуры, и в то же время дало бы возможность кардинально пересмотреть существующее содержание образования. Православие не только внесло бы традиционные ценности в эту сферу, но стало бы надежным критерием отбора гуманитарного, естественно-научного и художественного содержания образования.

Во-во! Им не хватит жалких двух уроков в неделю, им нужна вся система образования, дабы контролировать жизнь каждого человека от рождения до гроба. Самое интересное, это – признаки тоталитарной секты, как её описывают православные. Впрочем, РПЦ и есть вполне обыкновенная тоталитарная секта, но настолько богатая и раскрученная, что потеряла всякий стыд. Наглость церковников, прущих туда, где они хотят быть, куда их не просят и где их отродясь не было, безгранична.

Все это вместе – уроки Православия, воспитание и обучение, выстроенные на фундаменте православных ценностей и традиций,– позволило бы выработать у многих детей духовно-нравственный иммунитет против обрушившегося на них зла и приблизить к Православию их родителей – старшее поколение, оторванное от духовных корней атеистической идеологией, насильно ему навязанной.

Теперь насильно навяжем православие. Скажете – нет? Не надо скромничать. Я помню изречения подобных вам типа “Россия – православная, а не многоконфессиональная страна”.

Не только понимаю, но и знаю на практике трудности реализации нашей областной программы, сколько нужно приложить труда для осуществления идей православного воспитания в школе. Нужно многое сделать для всестороннего обеспечения этого процесса: решить вопросы юридического, научно-педагогического, методического, кадрового, материального и финансового обеспечения. Но все-таки это не самое трудное. Самое трудное состоит в том, чтобы мы в конце концов поняли, что без Православия нет русского народа, русской культуры, русской школы. Это не пустые слова.

Пустые, гражданин поп, абсолютно пустые. Был и есть русский народ без православия, причём без оного он был гораздо лучше, русская культура же во многом существовала вопреки православию, так что этот ваш аргумент также лишён смысла. Ну а русская школа – такого понятия нет в принципе.

Нас десятки лет учили, что практика есть критерий истины.

Допустим. Но тогда докажите на практике существование бога с привлечением независимых экспертов.

И следует хотя бы задуматься над следующим фактом. Так, в дореволюционной Государственной Думе не раз обсуждали вопросы православного просвещения. Тогда православные архиереи, священники заявляли о жизненной необходимости преподавания основ Православия в школе, предупреждая о катастрофических последствиях и для человечества, и для народа, и для самого человека отказа от преподавания Православия. Увы, общество, их голосов не слышало. Оно внимало другим ораторам – тем, кто призывал к уничтожению православного воспитания, разумеется, во имя "счастливого и радостного детства". Результаты той политики имеют трагические последствия и поныне.

А вот этого не надо. Советское образование было реально одним из лучших в мире, оно давало реально большой объём знаний. Именно поэтому велик спрос на наших специалистов за рубежом, именно благодаря советскому образованию, систему которого мы более-менее сохранили, ещё жива наша наука. А я уж не говорю об яростной антинаучности церкви.

Открыто провозглашенный бунт против Бога обернулся всесокрушающим бунтом и против основ государства, общества и самой школы. Неужели даже этот опыт величайшей в мире социальной катастрофы ничему нас не научил? Даже не заставил задуматься о происшедшей трагедии, ее причинах?

Причина, на мой взгляд, в том, что Россией веками бездарно управляли цари, потом номенклатура, теперь – олигархи. Они делали из сказочно богатой страны нищенскую. А церковь им в этом только помогала.

Оглядываюсь на тот процесс восстановления духовных ценностей, который мы наблюдаем за этот 8-летний период ежегодных Рождественских чтений, когда лучшие сыны Отечества старались собрать наши общие национальные ценности воедино.

Вполне естественно, никто этих “лучших сынов” в глаза никогда никто не видел. А если бы увидел, то почувствовал бы лишь брезгливость.

А дальше идёт такой поток пафоса и елея, что я не хочу добавлять свои комментарии, слова говорят сами за себя.

Рождество Христово принесло новую жизнь, освободившую от тьмы и безнадежности ветхозаветного мира. Промыслительно, что в настоящий переломный период истории России, пробуждающейся от мрака и тяжкого сна, который, как мы думали, никогда уже не кончится,– восстановление и обновление нашего общества происходит под Рождественской звездой. Наше собрание – это не просто Чтения, они проходят в тот период, когда у каждого христианина душа светится, озаренная радостью переживания встречи с Богомладенцем Христом. Это не просто религиозный форум, на котором отвлеченно рассматриваются богословские и социальные проблемы. Это процесс, возрождающий нашу страну, который не останавливается от встречи к встрече, а заставляет нас оценивать, переживать, вносить свою обновляющую лепту в общенациональное сознание. Но именно на этом собрании, которое мы со смирением именуем Чтениями, происходит собирание расточенного. Эти Чтения целеуказующие, как каждому из нас, так и всему обществу,– они становятся Всероссийской Вифлеемской звездой, которая направляет нас к источнику обновления – Богомладенцу Христу. Но пока в государственном образовании не нашлось места для Пришествия в мир Того, Кем мир был создан.

В России последних десятилетий не просто не находилось места для Его светлого прихода на землю, но Его повсеместно изгоняли. Подобно Ироду, избивали души миллионов и миллионов, изгоняя Божественную искру из сознания и сердец российских детей. Рассылали соглядатаев, чтобы найти Богомладенца, взрывали храмы, уничтожали книги, проливали кровь новомучеников – тех, кто не сумел или не захотел спрятать свою веру в глубинах сердца. А образовательные программы наполняли чудовищным обманом богоборческого мировоззрения. Думаю, что ничего нового не открываю. Все это уже открыто и оценено. Но меня не покидает боль, прежде всего человека-христианина, а потом уже архипастыря, оттого, что Иродов грех убийства детских душ не остановился. Христа продолжают изгонять. Если мы озаглавили наши Чтения Образовательными, то мы должны побудить общество внести новое православное содержание в обучение наших детей, указать им путь к познанию Христа. Но необходимость Чтений дает лишь ужасную "подсветку" тому факту, что из образовательного процесса Христа вновь изгнали. Не нашлось Ему места в учебной программе, не впустили. Выделили, как большую милость какие-то факультативные, внеурочные, дополнительные часы. Если продолжать сравнивать,– то лишили Богомладенца даже "пещерки". Невозможно детям, переутомленным несбалансированным содержанием образовательного процесса, после 6-7 часов тяжелого учебного труда, оставаться еще на дополнительные факультативные занятия, которые предоставлены для столь важного предмета.

Будем надеяться на Свет, Который просветил всякого человека. Религиозный подъем страны начался с восстановления нашей величайшей российской святыни – возрождения Храма Рождества Христова, Храма Христа-Спасителя, который супостаты зла пытались стереть с лица земли, а вместе с ним и всю нашу православную национальную историю. Но Бог поругаем не бывает. На рубеже тысячелетий нерукотворный небесный Вифлеем вновь снизошел на землю в рукотворное чудо всего человечества. Величайшее божественное событие вновь совершилось. Мы, русские люди, на земле услышали глас ангелов, славящих Бога в восстановленном Храме Христа Спасителя. В Храме, воздвигнутом в память победы над двунадесятью языками, алкавшими поглотить православную Россию.

Так призовем же Богомладенца Христа, чтобы помог нам восстановить еще одну нашу величайшую святыню – святость детской души. Призываю всех вас дать отпор всем иродовым соглядатаям от образования, на всех уровнях защищать детские души, открывать детям Вифлеемскую звезду, приводящую к познанию Христа. И пусть наши Чтения продолжатся деяниями. Пусть образование восстановит образ Божий в наших детях, чтобы они могли и дальше доверять нам, взрослым, и твердо знать, что мы в их протянутые руки не вложим вместо хлеба камень…

Правда, круто? Особенно интересно было отслеживать возрастание пафосности повествования, всё большее и большее восхваление своей собственной организации. Дабы проиллюстрировать этот процесс, приведу рассказ Михаила Жванецкого (один из немногих его рассказов, которые мне нравятся) “Характеристика”

***

 Иван Иваныч, мне нужна характеристика. Там сказали – сегодня обязательно.

 Ну и напиши, что ты за мной ходишь?

 Что напиши?

 Напиши на себя характеристику, а я подпишу. Ты не видел, как это делается? Сам не напишешь, никто тебе не напишет. И вообще, из нас двоих кто тебя лучше знает?

Почесал затылок, сел за стол, вынул лист бумаги, начал писать.

“Характеристика...

Дана на товарища...

Товарищ работает в нашей конторе в должности младшего сотрудника. За время работы показал себя как...”

 Пётр Иваныч!

 Что такое?

 Пётр Иваныч, как я себя показал?

 Как? Никак. Пиши что хочешь.

 Я напишу – показал себя ничего... А? Не слишком?

 Кто так пишет? Это характеристика. Пиши “хорошо” и не дёргай меня.

“...За время работы показал себя хор... хорошо... С заданиями справляется...”

 Пётр Иваныч! Как я справляюсь с заданиями?

–Как? Никак! Пиши “хорошо” и не дёргай меня.

“С заданиями справляется... очень хорошо!.. Пользуется...”

 Пётр Иваныч!

 Чего тебе?

 Я авторитетом пользуюсь у товарищей?

 Каким авторитетом, у каких товарищей? Что ты пристал ко мне?!

 Тут я пишу: пользуется...

 И не дёргай меня! Характеристику сам себе написать не можешь!

“Пользуется авторитетом и уважением... У своих товарищей и даже у незнакомых...

За время работы в конторе проявил себя как знающий работник...

Очень знающий работник!

Очень всё знающий работник, не знающий себе равных!..”

Так будет ничего...

“Он для всех нас является примером бескорыстного служения в конторе...

Беззаветного служения в конторе!

Бесстрашного служения в конторе!

О его скромности ходят легенды!

Вся контора держится на нём и держит переходящее знамя! Благодаря его прозорливости, смекалистости... сто... сти... вся контора вырвалась далеко вперёд!

Опираясь на его гений, смешанный с большим талантом, весь район, весь город..

Вся область вырвалась далеко вперёд!

Он политически грамотен, как... как... Как никто! Материально устойчив! Морально непоколебим. Ненавидит женщин! И в заключение он для нас, работников конторы... он всегда для нас и везде... Везде... будет путеводной звездой, призывом гордым к свободе, к свету!!!

Он... Будет вечно... не объять!.. Все народы!.. Весь земной шар лучезарный... мы все... Его лик...

Славься, славься вовеки веков!..”

***

Не правда ли, очень похоже на церковное самолюбование, когда её представители долдонят о великой роли РПЦ как в истории, так и в современной жизни?


Warrax Black Fire Pandemonium  http://warrax.net   e-mail [email protected]