http://www.schisma.narod.ru

Ирина Оренина

Почем храм?

Материал подготовлен для "Yтра" 18.02.2003

Не опубликован

Как вы думаете, 1 млн. 850 тыс. долларов - это много или мало? Правильно, смотря с чем сравнивать. Если речь идет о бюджете, к примеру, всея Россия, то это, наверное, копейки. Во всяком случае этой суммы не хватило бы даже на ту уродливую перепись населения, которая столь развлекла нас осенью прошлого года. Иное дело - бюджет частного лица, особенно такого, который раз в квартал получает премию в размере 100 рублей в дополнение к своей жалкой ежемесячной тысяче и считает эту премию серьезным прибытком.

Однако речь у нас идет все-таки о деньгах налогоплательщиков, а стало быть, в оценках сумм ориентироваться нужно именно на людей, 56% которых, если верить Русскому независимому статистическому агентству, сроду не держали в руках стодолларовую купюру. То есть 57 млн. 500 тыс. рублей (или 1850 тыс. долларов, если угодно), - это много. И даже очень.

Теперь представьте себе: некто чиновник, взяв из бюджета 57 млн. 500 тыс. рублей, строит на них… ну, не знаю… скажем, здание для клуба любителей коммерции. Вопрос: правомерен ли поступок чиновника? Имел ли право чиновник, взяв из бюджета 57,5 млн. денег налогоплательщиков, строить здание, которое нужно бизнесменам?

Теперь отвлечемся от бизнеса. Вот такие данные публикует Портал-Credo.Ru: «Крупнейшая стройка Магаданской области - православный кафедральный собор - может так и не завершится. Причина - перебои с финансированием… Как стало известно ИА REGNUM, возведение церкви уже обошлось в 115 млн. рублей. При этом, как признался и.о. губернатора Вячеслав Москвичев, работы велись не на народные деньги. Первоначально говорилось о том, что все строительство храма будет финансироваться за счет народных пожертвований. Теперь стало известно, что более половины строительных счетов оплачено за счет средств областного фонда социально-экономического развития».

Прямота подкупает, что и говорить. Особенно в свете того, что ФЗ «О свободе слова и религиозных объединениях» допускает вспомоществование религиозной организации в части реставрации культовых сооружений, имеющих историческую ценность, но отнюдь не предполагает разбазаривание казенных средств в целях их, церквей, строительства или благоустройства. Цитирую статью 4, часть 3: «Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры». Но вот ведь какая штука, господа. Строительство культового сооружения - это такое дело, которое повернуто вспять быть не может. Поскольку культовое сооружение слишком специфично, чтобы использовать его, допустим, в качестве библиотеки, школы, больницы или любого другого сооружения социальной направленности. Нет, можно, конечно, музыкальную школу или маленький театр открыть. Но на переоборудование и закупку соответствующего реквизита понадобится вложить еще столько же. Следовательно, вывод: церковь останется церковью, будь деньги хоть тридцать раз бюджетными. И как вы понимаете, подобные случаи стали уже не просто практикой, они прочно вошли в норму наших будней.

В Нижнем Новгороде возводится один из самых больших храмов России - храм Николая Чудотворца. Как сообщала 11 ноября прошлого года «Русская линия», со ссылкой на НТА «Приволжье», в областном бюджете на эти цели только в 2002 году было заложено 800 тыс. рублей.

В сентябре 2002 года, вновь по сообщению «Русской линии», только чуть раньше, 20 сентября, губернатор Тверской области Владимир Платов подписал распоряжение о реконструкции и благоустройстве Старицкого Успенского монастыря и Старицких подземных пещер, на каковые цели выделено около 900 тыс. рублей бюджетных денег.

В декабре 2002 года, по данным NEWSRU.com, на очередном заседании правительства Московской области был принят порядок формирования перечня культовых зданий и сооружений на территории Подмосковья, предназначенных для восстановления в 2003 году. В списке значатся 39 единиц культовых сооружений, и на реконструкцию и строительство (или вы считаете, что восстановление не есть строительство?) каждого отпущено не менее 50 тыс. рублей. Умножаем 39 на 50 тыс., получаем 1 млн. 950 тыс.

Подкупающее своей прямотой сообщение было опубликовано 9 декабря 2002 года REGIONS.RU: «Кроме храма Серафима Саровского и саровского драмтеатра ко дню столетия канонизации преподобного старца (август 2003 года) будет восстановлено (то есть построено заново) несколько православных построек… Кроме того, будет достроен храм святого Пантелеймона в больничном городке и восстановлен уникальных пещерный храм Антония и Феодосия… «Для этих целей удалось привлечь средства московских меценатов», - отметил отец Кирилл [представитель Нижегородской епархии]. Хотя, как подчеркнул министр ЖКХ Валерий Лимаренко, работы по восстановлению храма ведутся уже давно за счет бюджета города Сарова».

Снова декабрь прошлого года. Реставрация Сретенского храма в Петрозаводске. Чтобы закончить работы требуется 10 млн. рублей, и, как сообщает 19 декабря 2002 г. «Русская линия» со ссылкой на ИА REGNUM, правительство республики Карелия готово профинансировать строительно-монтажные работы на сумму около 3 млн. рублей. Администрация Петрозаводска возьмет на себя расходы, связанные с изготовлением (sic!) церковного иконостаса, причем главные иконы напишут, естественно, не абы кто, а палехские мастера. Ибо богу надо молиться умеючи и задорого.

В подарок от городской администрации митрополиту Курскому и Рыльскому Ювеналию был подарен персональный компьютер. После этого, как сообщает Портал-Credo.Ru, «были обсуждены такие актуальны темы, как преподавание православной культуры в курских учебных заведениях, реконструкция [то есть благоустройство] Знаменского собора и других православных святынь на территории области, укрепление сложившихся и благотворно развивающихся взаимоотношений между светской и духовной властью». Вообще, я от Курска, равно как и от его епархии, очень далека. Но вопрос все-таки имеется: на чьи деньги был куплен тот компьютер, который в ходе «благотворно развивающихся взаимоотношений» администрация подарила митрополиту? Сколько этот компьютер стоит? Сколько детей могли бы работать на нем, подари его, к примеру, школе?

37.ru сообщает: «Часть нежилых помещений, расположенных в здании храма Сретения Господня по улице Ленина города Кинешмы администрация этого города передала в безвозмездное пользование Иваново-Вознесенской и Кинешемской Епархии. Долгие годы этот храм не использовался по назначению, и сейчас здесь находится котельная № 3. Для того, чтобы вывести ее из храма, необходимо провести реконструкцию двух других кинешемских котельных, и план такой реконструкции уже разработан МУП «ОКиТС». Ориентировочные затраты на это дело составляют около 8 млн. рублей. И хотя в ближайшее время выделить такую сумму из местного бюджета горадминистрация Кинешмы не может, тем не менее, проблема будет решаться поэтапно».

Очень своеобразный подход у горадминистрации, вы не находите? Денег нет, бюджет дырявый. Но для того, чтобы создать удобства церкви, а) принимается решение о безвозмездной передаче здания, б) переносится котельная, в) реконструируется две других котельных, г) расходуются бюджетные средства в размере 8 млн. рублей. При этом выскребать будут поэтапно последние крохи, а сама церковь за свои удобства не заплатит, надо думать, ни гроша.

Кстати, точно так же поступают в уже упомянутой Нижегородской области. Там, видите ли, в скором времени будет отмечаться юбилей канонизации Серафима Саровского, поэтому администрации пришлось изрядно раскошелиться на нужды православной церкви. Для начала с территории Серафимо-Дивеевского женского монастыря удалили ГИБДД (теперь постовые будут ютиться в комбинате бытовых услуг… за бюджетный счет, разумеется), в данный момент полным ходом идет переселение 110 семей из частных домов в муниципальные квартиры (на это отведено 10 млн. бюджетных рублей), заодно выселяют и школу… Ну, и до кучи за на казенные деньги проводятся строительные и реставрационные работы. (Кого интересуют подробности, см. «Халявщики божьей милостью».) В общем, в копеечку православный юбилей влетает. В нашу с вами копеечку, спешу напомнить.

А вот еще из светской жизни Тверской области. Там на восстановление храмов, как сообщает «Русская линия», в 2003 году планируется выделить из областного бюджета 5 млн. рублей. При этом (цитирую) «по словам тверского губернатора, администрация области делает все, чтобы вера в Бога получила более широкое распространение среди наших сограждан». То есть 4-ю часть 4-й статьи Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» тверские чиновники не читали. А зря. Там русским по белому написано: «Должностные лица… органов местного самоуправления… не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии». Так как, чиновников привлекать будем, или несоблюдение закона окупит «духовность»?

А вот от этой благой вести от 6 февраля 2002 года у меня, наверное, долго еще волосы на голове шевелиться будут, хоть я сие евангелие уже и цитировала: «Епархия архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения выиграла в футбол заводской клуб, на месте которого до революции 1917 года был Успенский монастырь», - передает со ссылкой на ИТАР-ТАСС «Православие.RU». Не могу это комментировать, потому что потому. Единственно на что обращу внимание в контексте данной статьи: монастыря уже нет, он там был.

Вообще, странно получается, вы не находите? Детские дома, о которых должно заботиться государство, живут - если повезет - за счет меценатов. И по большей части паршиво живут. Так, средняя фактическая стоимость дневного питания одного воспитанника Саратовской школы-интерната в июле прошлого года составляла 46 рублей, воспитанника детского дома - 44 рубля. То есть в среднем по полтора бакса на маленькое рыльце. (Мы потом, кстати, будем удивляться, откуда у нас берутся уроды, маньяки и прочая сволочь.) Школы, находящиеся в ведомстве муниципалитетов, бедствуют и не имеют возможности платить учителям достойную зарплату. НИИ гниют, поскольку талантливая молодежь предпочитает коммерцию или работу по специальности на Западе, где платят деньги, а не смех. О библиотеках можно только плакать, в лучшем случае - ругаться. Об уровне врачей, которыми комплектуются наши поликлиники, я даже говорить не хочу. И это понятно: хороший врач, коль скоро он согласен работать за этакие деньги, пойдет не в поликлинику, а в больницу, из которой при возможности уйдет если не в Германию и Штаты, то в крайнем случае в частную клинику, и будет абсолютно прав…

При этом миллионы бюджетных денег уходят на строительство и благоустройство культовых сооружений. Прямо, как в Магадане, или косвенно, как в Сарове или Кинешме. При этом ни один за тех храмов, которые строятся (а тем более из тех, которых давно уже не существует), абсолютно точно не является предметом национальной гордости и не имеет никакой исторической ценности.

Все это не мешает церкви плакаться о том, что у нее, бедолаги, нет денег. И оправдывать «нищетой» свое благочестивое стояние с протянутой рукой на паперти выстроенного на бюджетные деньги собора. И чиновники, что интересно, верят… во всяком случае они готовы сердобольно оторвать от казны изрядный кусок для облегчения «нищенского» существования святых отцов. Однако давайте посмотрим на ситуацию несколько более внимательно. При этом не будем учитывать такие факты, как незаконное изымание денег у посетителей Ачаирского монастыря, о котором любезно сообщает Портал-Credo.Ru со ссылкой на «Новое омское слово». Те 10 рублей, которые втихаря трясет с паломников поставленная в воротах бабулька, - это копейки. Карманные расходы, так сказать. Точно так же, как оплата всевозможных крестин, похорон, венчаний… Мы же разберемся с крупными суммами. Иногда очень крупными.

Вы обратили внимание на то, что редкую неделю в столице не проводится очередная «православная выставка-ярмарка»? Я туда даже сходить не поленилась - перед Новым годом. И то, что я там увидала собственными глазами, оставило во мне четкую уверенность в неотличимости нынешней церкви от хорошо налаженного рынка. Продают: рыбу всякую, в основном соленую, масла, меды, спиртное, шмотки в больших количествах хорошего качества по бешеным ценам, декоративные изделия, посуду всеразличную, мебель (!), постельные принадлежности, книги, календари, иконы, церковную утварь, ювелирные изделия, елочные игрушки стоимостью не то чтобы с хороший «мерседес», но если всю елочку ими одеть, на хилый «запорожец» вполне потянет… Ну, чего там еще было?.. Колокола были. Разные. А также кресты - от нательных до таких, какими убить можно, если размахнуться пошибче (эти стоили, как вы понимаете, не по 6 рублей за штуку, но и к ним приценивались, причем не те, что в рясах, а стало быть, и у мирян на такие спрос есть). Ну, и так далее. К сожалению, я не имею даже косвенного отношения к науке экономике, поэтому даже приблизительно не могу оценить оборот тех денег, которые крутятся на таких выставках. Одно скажу: несмотря на жуткую дороговизну, народу там отнюдь не пять человек в пустых проходах. Напротив, там не протолкнуться. И все что-то покупают.

Между прочим, по данным Центра по изучению нелегальной экономической деятельности, только в 1998 году доход Преображенского кафедрального собора города Иванова составил 1 млн. 124 тыс. рублей (114,7 тыс. долларов). При этом поступления от продажи свечей составляли 35,5% храмовых доходов, а от совершения треб и поминовений - 51%. В то же время на содержание клира, хористов, членов приходского совета и прочей обслуги ушло 388 тыс. руб., на ремонт и реставрацию - 106 тыс. руб. В общей же сложности храмом было потрачено 1 млн. 78 тыс. рублей. Вопросов два. 1) Куда ушли оставшиеся после расчета с обслугой и реставрации деньги? 2) Как распорядился храм с чистой прибылью. Для любителей говорить о том, что нечего совать в чужой карман свой нос: коль скоро часть моих налогов уходит на обеспечение жизнедеятельности чуждой мне и отделенной от государства структуры, я имею право знать, на что расходует эта структура свои собственные деньги. Третий вопрос по ходу дела: что мешает крупным храмам делиться с мелкими и строящимися, раз уж они не остаются внакладе? Почему деньги на строительство и вспомоществование нужно качать из казны?

Еще о бизнесе. В декабре прошлого года, по информации Портала-Credo.Ru, в Ново-Тихвинском женском монастыре Екатеринбурга наладили выпуск постных тортов, один килограмм которых стоит порядка 200 рублей. «До настоящего времени пирожные, торты, булочки, печенье и другие кулинарные изыски из растительных продуктов монахини делали в основном для собственного стола и по просьбе прихожан монастырского храма… Однажды от прихожан поступил крупный заказ на постные сладости, и тогда появилась идея поставить производство тортов по монастырским рецептам на поток». Кстати, на той самой выставке, где я побывала, постные пирожки шли нарасхват и стоили не сказать чтоб очень дешево (точно не помню, кажется, рублей по 15 за пирожок, во всяком случае дороже, чем в обычных лотках, какие на улицах стоят).

Однако и это еще цветочки. Вот сообщение от 11 февраля с.г. Портала-Credo.Ru: «При Воронежском епархиальном управлении РПЦ МП существует благотворительная организация, занимающаяся поиском одиноких людей пожилого возраста, которые нуждаются в постоянном уходе. Как сообщает корреспондент «Портала-Credo.Ru», в Воронеже, в обмен на попечение человек должен написать завещание своего жилья - квартиры или частного дома - для так называемого «великого помина души». После его смерти, согласно завещанию, жилплощадь переходит в собственность этой организации и реализуется на вторичном рынке жилья. О существовании данной практики говорит председатель приходского совета села Горенские Выселки Михаил Небольсин. Его размышления об экономической деятельности Воронежской епархии опубликованы в газете «Воронежский курьер»… Небольсин, добивающийся финансирования восстановительных работ сельского храма со статусом памятника культуры за счет Воронежской епархии (поскольку церковь находится в епархиальной собственности), пишет: «Конечно, ничего криминального в этом, казалось бы, нет, но возникает вопрос: куда именно идут вырученные от продажи квартир деньги? Сейчас это «дело» в епархии поставлено, как говорится, на поток».

А ведь действительно интересно, куда уходят эти деньги: от продажи всех этих свечек, книжек, алкоголя, золота, тортиков, квартир?

При этом я давно уже задаюсь следующей серией вопросов. Была ли, например, оплачена работа подростков, которые строили прошлым летом часовню святителя Николая в Свердловской области? А как насчет тех 8-14-летних детей, которые год назад расписывали фресками церковь в деревне Егла Боровичского района Новгородской области?

А вот еще информация к размышлению: подготовительной группой детского садика «Сказка» (то есть детишками от 5 до 6 лет) города Белоярский Ханты-Мансийского АО был устроен ряд сказочных представлений для младших школьников. Билет стоил 30 рублей. Как сообщает Портал-Credo.Ru со ссылкой на ИА REGNUM, практически все учащиеся младших классов четырех школ города побывали на этих утренниках. Вопрос на засыпку: куда пошли деньги, заработанные детьми? Правильный ответ: на строительство городского храма Серафима Саровского. То есть я лично понимаю это так: имеет место эксплуатация детского труда лицами, заинтересованными в строительстве культового сооружения. Нет? У вас иное мнение? Изложите, пожалуйста. Заодно давайте прикинем, по какой статье может пойти директор детского сада, подрядивший все тех же детей зарабатывать деньги... ну, скажем, на собственные детского сада нужды.

Наконец, мне отчаянно интересно, как в свете вышеизложенного расценивать слова юриста Московской патриархии Виктора Калинина, который в интервью корреспонденту газеты «Время новостей» в ноябре прошлого года заявил: «Никогда, даже в самые суровые годы государственного атеизма, церковь землю в аренду не получала. Аренда платная. И это просто не соответствует справедливости, так как приравнивает духовную организацию к коммерческой структуре».

Мне очень нравится сама постановка вопроса. Церковь, оказывается, нельзя приравнивать к коммерческой структуре. Несмотря на то, что она торгует на всех перекрестках нашей необъятной всем, что только можно продать. Но при этом церковная ярмарка - это не коммерция, это духовное дело. И торговля драгметаллами - это тоже духовное дело. И получение квартир в наследство с последующей их перепродажей - куда уж духовнее!

И в наш с вами карман руки запускать - духовно… точно так же, как обманывать детей, отчисляя заработанные ими деньги на игрушки, в которые они никогда не начали бы играть, не будь рядом с ними взрослых.

А почему бы нет? Власть-то молчит. И народ молчит. Все молчат и продолжают щедро оплачивать аттракцион по возведению зданий для любителей коммерции. Вот в этом, наверное, и заключается полное соответствие справедливости.


Кстати... Между делом у меня возник риторический вопрос: сколько книг для пополнения библиотек можно закупить на 57,5 млн. рублей? Да, разумеется, книги по-разному стоят. Но пусть хотя бы в среднем, по 200 рублей за книгу. Ого! Это, между прочим, 287,5 тысяч экземпляров получается! То есть на эти деньги можно целиком укомплектовать очень неплохую библиотеку. Во всяком случае, по меркам Магадана, она наверняка была бы далеко не самой отвратной.


Когда материал уже был подготовлен, на ИА REGNUM появилось следующее сообщение: «Магаданская область: В Кафедральном Соборе будут подогревающие полы… Помимо сводов, важнейшей деталью внутреннего убранства являются особенные подогревающие полы, способные давать до 21-го градуса тепла. Это один из элементов тройной системы обогрева храма, наряду с калориферами и радиаторами. Выполнены полы будут, скорее всего, из гранита…»

Мне нечего сказать на этот счет, кроме того, что сказано выше. Один только вопрос к и.о. губернатора Вячеславу Москвичеву: сколько больниц Магаданской области оборудованы полами с подогревом и нет ли перебоев с горячей водой и отоплением у местного населения и средних школ?

(c) Aeterna [email protected]


Warrax Black Fire Pandemonium  http://warrax.net   e-mail [email protected]