http://www.kommersant.ru/k-vlast/

Качуровская Анна

Уроки православного

Единым образовательным стандартом реформа средней школы не исчерпывается. Не исключено, что в скором времени школьникам предстоит познакомиться еще и со стандартом теологическим.

Две недели назад пресса начала бурно обсуждать возможность введения в школах религиозного образования. Поводом стало рекомендательное письмо министра образования Владимира Филиппова с примерным содержанием учебного предмета "Православная культура". Письмо разрешает регионам ввести этот предмет за счет регионального или школьного компонентов образовательной программы. Через неделю после подписания письма министр успокоил взбудораженную общественность, сообщив, что "Православная культура" может вводиться только факультативно. На этом история вроде бы и закончилась. Однако на самом деле все не так просто. Тем более что идея сделать изучение религии школьным предметом возникла не две недели назад, а гораздо раньше.

В начале 1999 года министр образования Владимир Филиппов произнес речь о гуманистической роли образования под названием "Православие и воспитание". Суть речи - светское государство не справляется с воспитанием школьников. Министр согласился с предложением патриарха Алексия II создать светско-религиозную комиссию по образованию, "которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма". Через полгода комиссия была создана и получила название Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской патриархии Русской православной церкви. Еще через полгода патриарх направил письмо "всем епархиальным преосвященным", в котором призывал архипастырей обратить особое внимание "на важность организации православного просвещения детей, учащихся в государственных и муниципальных школах". "Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, предложить курс "Основы православной культуры", - это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе", - говорилось в письме.

Как бы то ни было, активные меры по внедрению в школы РПЦ начала принимать только в 2002 году. По словам источника "Власти" в Министерстве образования, с начала года в кабинете у замминистра образования Леонида Гребнева постоянно находились представители церкви. А 9 октября прошло первое публичное мероприятие, на котором прозвучала идея введения в школах религиозного образования, - научно-практическая конференция "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования", организованная в здании администрации президента на Ильинке. С трибуны выступили, в частности, полпреды президента в федеральных округах, замминистра Гребнев и представители разных религий. Созданной на конференции рабочей группе было поручено подготовить доклад о состоянии дел в сфере религиозного образования к совместному заседанию президиума Госсовета и Совета безопасности под председательством Владимира Путина. Результатом всех этих усилий, очевидно, и стало рекомендательное письмо, которое министр Филиппов подписал 22 октября.

Строго говоря, предмет "Православная культура", если понимать это название буквально, избыточен. Изучая в школе курсы русской литературы ("Пушкин", "Толстой", "Достоевский") и истории отечества ("Крещение Руси", "Древний Новгород", "Куликовская битва", "Смутное время", "Петровские реформы", "Российская империя в XIX веке", "Октябрьская революция"), ученик не может не составить хотя бы минимального представления о культурой и исторической роли русского православия. Действительный смысл нововведения, предлагаемого Министерством образования, раскрывается, если прочитать "Примерное содержание предмета "Православная культура"", разосланное в качестве приложения к письму Владимира Филиппова.

"Примерное содержание..." полностью заимствовано из программы обучения в духовных школах. Школам предлагается вести преподавание православной культуры по девяти направлениям. Среди них православная христианская картина мира (с изучением православных мировоззрений); история православной религии и культуры (состояние и правовое положение христианских святынь на Святой земле, процессы глобализации культуры и христианская церковь, проблема сохранения духовной и культурной самобытности в современном мире и т. д.); православный образ жизни; православные христианские праздники (Пасха Христова, двунадесятые и великие праздники, память святых), история и традиции их празднования в церкви и семье; пасхальный праздничный цикл, переходящие и непереходящие праздники, православная пасхалия; православные посты, духовно-нравственный смысл поста в православной культуре, отличия его от диеты и вегетарианства. Очевидно, что в таком виде этот курс правильнее было бы назвать "Закон божий" и что его цель не столько образование, сколько катехизация.

Церковь не делает из этого тайны. В конце октября состоялся III Всецерковный миссионерский съезд, где и было определено миссионерское поле: "весь народ, оторванный от Христа". Многие участники съезда признавали, что нынешнее поколение 30-40-летних почти потеряно для церкви. Стало быть, надо сосредоточиться на их детях.

Говоря о предмете "Православная культура", чиновники Министерства образования напирают на слово "факультативный", которое все понимают как "необязательный для посещения". Однако здесь и скрывается главный подвох. В письме министра предлагается внедрить курс в рамках так называемого регионального компонента образовательной программы. (В России существует единый федеральный стандарт образования, на усвоение которого отводится 80% учебного времени; 10% времени распоряжается регион, который может ввести преподавание, например, краеведения или родного языка, и еще 10% - школа по согласованию с родителями.) Решение о том, включать или не включать курс "Православная культура" в региональную часть учебной программы, принимают органы народного образования субъекта федерации. И на этом "факультативность" предмета заканчивается. Если решение принято, "Православная культура" во всех школах региона попадет в сетку расписания и станет обязательным предметом.

Впрочем, заместитель руководителя отдела внешних церковных связей Московской патриархии протоиерей Всеволод Чаплин считает, что по сравнению с Западной Европой у нас предлагается наимягчайший вариант религиозного образования в школе. Он убежден, что предмет не должен быть обязательным для посещения, ведь речь идет не о проповеди, а именно о курсе истории культуры православия.

Однако в таком случае непонятно, что мешает церкви вообще обойтись без Министерства образования. Любая школа имеет право ввести у себя практически любой предмет. Чтобы организовать занятия, например, по кройке и шитью не требуется рекомендации министерства. Точно так же и занятия по истории и культуре православия в каждой конкретной школе мог бы организовать местный священник по согласованию с дирекцией и родителями.

По всей видимости, РПЦ добивалась вполне определенной цели: введения единого методического указания по религиозному предмету. Без письма министерства это было бы невозможно. Кроме того, по словам министра Филиппова, все учебники, которые будут использоваться по предмету "Православная культура", будут допущены только после прохождения комиссии и получения грифа "допущено" или "рекомендовано".

Через четыре дня после обнародования письма Владимир Филиппов сказал корреспонденту "Власти", что в ближайшее время выйдет пресс-релиз с официальным заявлением министерства, где будет строго указано на факультативность курса "Православная культура". Пресс-релиз министерство выпустило - однако уточнения, рекомендующего вводить курс по желанию родителей и только на основе факультативных занятий, так и не последовало.

***

Программа "Православная культура

Из приложения к письму Министерства образования Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений... позволяют органам управления образованием на федеральном и региональном уровне, общеобразовательным учреждениям на местах своевременно и адекватно удовлетворять социальный заказ населения на образовательные услуги. В том числе - на изучение православной культуры... Учебные курсы православной культуры включаются в учебный план общеобразовательной школы на всех образовательных ступенях по концентрической модели. В начальной школе "Православная культура" с нагрузкой 1 ч. в неделю в 1-4 (1-3) классах и (или) путем интеграции ее содержания в преподавание курсов отечественной истории, русского языка, чтения, родиноведения, региональных историко-обществоведческих учебных курсов. В основной школе в виде основного учебного предмета "Православная культура" 1 - 2 ч. в неделю в 5-9 классах 11 - летки (5-10 классах 12-летки) и (или) в виде ряда учебных курсов, ориентированных на отдельные аспекты православной культуры ("История Церкви", "Библейская история", "Церковнославянский язык", "Церковная музыка", "Традиционная русская культура" и др.).

В старшей школе в виде основного учебного предмета "Православная культура" 1-2 ч. в неделю в 10-11 классах 11 - летки (11-12 классах 12-летки) и (или) в виде модульных учебных курсов по выбору учащихся, ориентированных на отдельные аспекты православной культуры ("Православное искусство", "Православная литература", "История Православия", "Православная этика" и др.).

***

Нужны ли в школе уроки православия?

Отвечают религиозные деятели

Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московской патриархии:

- Некоторые чиновники утверждают, что преподавание в светской школе "Основ православной культуры" опасно. Например, замруководителя аппарата правительства Алексей Волин усомнился в полезности знаний об ангелах и падших духах для подготовки человека к жизни в обществе. Сие, простите, не чиновничий вопрос. Кто-то в десять-двенадцать лет видит смысл жизни в деньгах и на падших духов внимания не обращает. Но кто-то главной целью земного бытия считает вечное спасение, а знания о духовном мире - самыми важными. Школа должна быть одинаково комфортна для первых и для вторых. Там нужно не "исправлять" мировоззрение, а помогать ему раскрыться. Православная церковь никогда не призывала к обязательному преподаванию религиозных дисциплин. Даже светский курс "Основы православной культуры" предлагается вводить на добровольной основе. Чиновники лукавят, пугая нас "монополией православия". Монополия в школах уже есть - "научное мировоззрение", идеология времен государственного атеизма. Школа останется чужой для верующего ребенка, если эта монополия не будет разрушена. Предметы мировоззренческого и нравственного характера должны преподаваться, но на вариативной основе: для православных - так, для мусульман - по-другому, для агностиков - по-третьему. За рубежом найдены схемы, позволяющие школьникам выбрать для уроков религии одну из пяти-шести конфессий или светскую этику. И речь идет не о "проекте", насаждаемом сверху мечтателями, а о деле, давно вошедшем в жизнь России, Европы и мира. Полагаю, религия в учебном процессе объявляется у нас опасной потому, что прослойка атеистически настроенных "архитекторов человеческих душ", которая не смогла сформулировать набора конструктивных идей, по-прежнему пытается "держать и не пущать".

Фарид Ассадулин, заведующий отделом науки Духовного управления мусульман европейской части России:

- Если это будет факультатив, при условии, что в самое ближайшее время появятся подобные факультативы, посвященные истории ислама и других религий России, к этому факту можно отнестись вполне положительно. 20 млн мусульман России, их дети и внуки ожидают, что исламская культура найдет свое место в школьном образовании. Россия - светское государство, в котором недопустима пропаганда одной религии. Конституция РФ начинается словами: "Мы - многонациональный народ России", и это должно найти отражение и в школьной программе. А возможное с появлением такого факультатива деление детей в классе на "своих" и "не своих" может быть опасно.

Борух Горин, руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России:

- Мы, безусловно, против обязательного изучения любого религиозного предмета в школе. Сегодня для профессионального ведения такого предмета в стране нет ни нужного количества кадров, ни учебного материала, ни методики. Мы видели проект учебника по истории православия, он крайне тенденциозен и нетерпим. Если 15-летнему недотепе, берущему железо и идущему бить кавказцев, сегодня вручить еще и плохо подготовленный учебник, он даст подростку идеологическую базу. А вот к какой-либо вере он вряд ли склонит. Но в принципе хорошо, что Минобразования заинтересовалось этим вопросом.

Отвечают директора школ

Людмила Волгина, директор средней школы N 8 города Кызыла (Тува):

- Я считаю, что выбор идеи, совести, вероисповедания - сугубо личное дело ребенка. У нас в школе есть курс "Народная культура". Поскольку русская культура тесно связана с православием, мы знакомим детей с религиозными понятиями, стараемся разъяснять смысл церковных праздников. Но курс по православию у нас даже некому вести. Здесь нужен тонкий специалист, который осторожно преподнесет предмет детям.

Александр Цаплин, директор школы-гимназии N 91 города Уфы (Башкирия):

- Я рад, что идея о введении православной культуры заглохла, потому что не собираюсь вводить дополнительный час для изучения этого предмета. Страна наша многоконфессиональна. Взять хотя бы Башкирию, которая, мягко говоря, не совсем православна. Можно начать вводить в наших школах изучение и православия, и буддизма, и ислама. Но мое убеждение - в наше сложное время стоит от этого воздержаться, чтобы не будоражить лишний раз людей.

Лариса Баркалая, директор школы-гимназии N 166 города Санкт-Петербурга:

- Почему бы и нет? Интересно было бы познакомиться. Но предмет целесообразен, если будет факультативным. У нас многоконфессиональная страна, и, вводя православную культуру для обязательного изучения, мы можем ущемить интересы людей, исповедующих другие религии. Кроме того, дети и так сильно перегружены. Чтобы найти время для нового предмета, нужно снижать нагрузку.

Тамара Пашкова, директор средней школы N 78 города Казани (Татария):

- Считаю, что пока такие уроки рано вводить. Может быть, особенно у нас в Татарстане. Нет гарантии, что не найдутся экстремисты среди православных или мусульман, которые захотят нарушить межнациональное согласие, которое мы в республике очень ценим. Возможно, стоит попробовать организовать такие уроки факультативно, но очень осторожно.


Warrax Black Fire Pandemonium  http://warrax.net   e-mail [email protected]