http://www.gzt.ru/rubricator.gzt?id=27550000000003321

"Газета"

Два часа православия в неделю

"Газета" располагает текстом школьной программы "Православная культура", который 13 ноября 2002 года Министерство образования РФ разослало в регионы. В соответствии с ней школьники будут учиться православию на протяжении 11 лет: по часу или по два в неделю. В итоге выпускники средней школы должны овладеть вузовским курсом теологии.

Навстречу пожеланиям верующих

13 ноября 2002 года Минобразования разослало письмо министра Владимира Филиппова региональным органам управления образованием о "Примерном содержании предмета "Православная культура". Этот 30-страничный документ должен стать ориентиром в вопросах содержания и организации изучения православия в начальной, средней и старшей школе.

Документ рекомендует уделять изучению нового предмета по 1 часу в начальной и по 2 часа в средней и старшей школе. Ученикам 4-9-х классов предлагается ознакомиться с такими темами: "История православной религии" ("Тысячелетнее царство Христа"), "Православная словесность" ("Священное Писание, основные редакции книг Ветхого Завета, богослужебные книги"), "Нравственная культура православия" ("Нравственные последствия половой распущенности") и "Художественная культура православия" ("Христианское понимание творчества, канонические формы иконографии"), "Православие – традиционная религия русского народа" ("Москва - Третий Рим"). За 11 лет школьники выйдут "на уровень православной конфессиональной части госстандарта профессионального высшего образования по специальности "Теология".

Чиновники Минобразования и Русской Православной Церкви (РПЦ) утверждают, что "Православная культура" - это светский, а не вероучительный предмет, который не нарушает закона о свободе совести и не требует от учащегося принадлежности ни к православной церкви, ни к какой-либо еще. Предмет проходит (на языке Минобразования) по линии "регионального или школьного компонента" - то есть за него несет ответственность либо сама школа, либо местные РОНО. На деле это означает, что директор школы сможет решать сам, будут ли его подопечные в течение 544 часов (или 612 часов в условиях 12-летки) изучать основы православного образа жизни. Правда, он должен принимать решение на основе желания родителей своих учеников. Но, как показывает практика, в регионах проблем со сбором подписей не возникает. Так что новый предмет легко может превратиться из факультативного в обязательный.

Свободный выбор

"Министерство не контролирует, не заказывает, не одобряет и не рекомендует учебники по основам православной культуры, - говорит специалист департамента образовательных программ и стандартов Минобразования Любовь Гармаш. - Мы были бы рады, если бы появился межконфессиональный учебник по основам религиозной культуры. Но даже проекта такого, насколько нам известно, пока нет".

В настоящее время только у мусульман налажено преподавание основ ислама в зонах компактного проживания, но под бдительным оком спецслужб, особо внимательных к исламскому образованию. Остальные конфессии либо слабо протестуют против доминирования православия, либо отмалчиваются.

На местах

Несмотря на то что письмо Минобразования совсем свежее, во многих регионах уже идет активная работа по схожей программе. Как стало известно "Газете", договоры властей с местными епархиями подписаны в 20 регионах: например, в Московской, Смоленской, Курской, Рязанской, Самарской, Белгородской, Владимирской, Омской областях. Сходные тенденции на Дальнем Востоке и в Краснодарском крае. Точных цифр по стране нет ни в Министерстве образования, ни в конфессиональных центрах.

В частности, в Смоленской области работа ведется с начала девяностых годов. Это единственная территория РФ, где инициатива шла не от светских властей, но от самого активного в области образования архиерея РПЦ. Митрополит Кирилл (Гундяев) начал с воскресных школ, а в светские школы его преподавателей попросили прийти уже местные власти. Усилиями комитета образования и отдела религиозного образования Смоленской епархии в 172 образовательных учреждениях (школы, колледжи, вузы) факультативный курс "Основы православной культуры" изучают 5076 учащихся и студентов. В Вязьме договор о сотрудничестве заключен между средней школой № 3 и Иоанно-Предтеченским женским монастырем.

В Курске еще в 1996 году губернатором Курской области было подписано постановление № 675 "Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области", и большая часть школ города и области уже "охвачена".

В Московской области, по данным "Газеты", православную культуру преподают в нескольких районах, например, в Балашихинском и Мытищинском. Однако успехи Ногинского района – вне конкуренции. В 2000-2001 учебном году "Основы православной культуры" там преподавали в школах 43 муниципальных образований из 48 (в остальных местные священники проводили беседы со школьниками), а также в 5 детсадах. А в 2002 году предмет начали изучать уже в 47 школах около 7000 детей - это больше четверти всех школьников Ногинского района.

Президент – за

Вероятно, "Православная культура" станет еще более популярной после неформального одобрения ее президентом Путиным.

Напомним, что президент несколько раз высказывался о своем отношении к вере как частном переживании. Но о роли религии в обществе Путин высказался принципиально: "Сегодня для России важно вернуться к этому источнику (христианству. – "Газета"), в это время, когда мы вновь пытаемся найти себя и моральные устои жизни". В июне этого года президент заявил: "Что касается факультатива (по Закону Божьему. – "Газета"), то об этом можно говорить". Наконец, в конце августа в Казани Путин сформулировал свою позицию: государство должно "создавать условия для работы" религиозных организаций, чтобы "между ними и гражданами не было никакой стены", "было бы ошибкой отделять человека от Церкви", "ничего не может, кроме религии, донести до человека общечеловеческие ценности".

Заметим, что на заявления патриарха и других иерархов РПЦ о введении основ православной культуры в государственной школе еще была некая протестная реакция: Геннадий Селезнев, Ирина Хакамада и депутаты от "Яблока" возражали против того, как "РПЦ рвется в школы". Но на слова президента никакой реакции уже не последовало.

"Мы православные, а тебе не повезло"

Однако далеко не все разделяют точку зрения чиновников. Педагоги озабочены тем, что появление в школьной программе еще одного полуобязательного предмета увеличит и без того немалую нагрузку на школьников.

Учительница московской школы № 1227 Татьяна Преснякова полагает, что "московские школы и так перегружены, дети учат по два иностранных, экономику, психологию, право. А факультативы зависят от денег, которые нам государство дает".

Впрочем, на преподавание основ православия деньги может выделять не только государство, но и местные общины: определение Архиерейского собора РПЦ "О задачах Церкви в области религиозного образования" рекомендует отчислять на религиозное образование "фиксированный процент в рамках приходских и епархиальных отчислений на общецерковные нужды".

Другие высказываются еще резче. Так, психолог, глава издательского дома "Первое сентября" Артем Соловейчик сомневается, что преподавание "Православной культуры" действительно сможет объединить детей: "Способ, которым предполагается ввести православную культуру в школу, на деле учит детей смиряться перед правом сильного: мы, управляющие школой, мы, живущие в этой стране, православные, и нас подавляющее большинство. И если тебе так не повезло, что ты относишься к другим конфессии, – это твоя проблема. Это еще один принцип, по которому можно разделить друг друга на "наших" и "не наших".


http://www.gzt.ru/rubricator.gzt?id=27550000000003342

14.11.2002

Примерное содержание образования по учебному предмету "Православная культура"

3. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Состав содержательных линий

3.1.1. Начальная школа

Содержание образования в начальной школе определяется разработчиками учебно-методического обеспечения самостоятельно на основе содержания образования в основной школе. Оно должно включать элементы из всех содержательных линий настоящего Примерного содержания на уровне, доступном младшим школьникам и обусловленном возможностями учебной нагрузки в начальной школе.

3.1.2. Основная школа

1) Православная христианская картина мира.

Мировоззрение (картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных и практических способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Мировоззрения религиозные и нерелигиозные, вера религиозная и нерелигиозная. Суеверия в прошлом и в современности. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества. Религия и наука. Религия и философия. Откровение. Догмат, догматика. Религиозный культ и культура. Канон в православной культуре. Православная христианская культура.

Православная христианская картина мира. Единобожие, Бог-Троица. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричастность Богу и вещественная природа. Символ Веры. Православие, инославие, иноверие. Апологетика. Церковь Божия (народ Божий). Христианская Церковь, Глава Церкви. Единственность и единство, соборность и апостольская преемственность Христианской Церкви. Ересь, раскол, секта.

Православная антропология. Православное христианское понимание единства человеческого рода. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Семья, род, народ в православной культуре. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Брак и семья в православной культуре. Сопоставление понимания человека в Христианской Церкви с антропологическими представлениями в других религиях и нерелигиозных учениях. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Православное понимание смысла жизни человека, истории человечества. Обожение человеческой природы; Спасение.

“Тысячелетнее Царство Христа”; хилиазм. Посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре. Всеобщее Воскресение и Страшный Суд. Православное учение о государстве. Светское государство, светская школа. Симфония государства и Церкви. Государственная религия, церковь. Теократия, теократическое государство. Атеизм, атеистическое государство. Православное христианское отношение к природе, жизни, растительному и животному миру на Земле. Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви.

2) История православной религии и культуры.

Священное Предание. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Традиция моногамной патриархальной семьи. Происхождение религии. Авель и Каин. Сиф, допотопные патриархи, религия в эпоху до избрания Авраама. Всемирный потоп, Праведный Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение и разделение народов. Избрание Авраама. Ветхозаветная Церковь (Древний Израиль). Скиния Завета, Иерусалимский храм в Древнем Израиле, их сравнение с православным храмом. Географические условия и памятные места Святой земли (Палестины, Ханаанской земли, Обетованной земли), библейская археология. Основные события Ветхозаветной истории и их отражение в православной культуре, истории Христианской Церкви. Ветхий Завет о Мессии-Спасителе.

Евангелие - Благая Весть. Евангельская история. Историчность Иисуса Христа и Евангельских событий. Погребальная плащаница Иисуса Христа (Туринская плащаница). Икона Спаса Нерукотворного. Летоисчисления от Сотворения Мира и от Рождества Христова. Основание Христианской Церкви, возникновение православной культуры. Миссионерские путешествия Апостолов Христа, первые Поместные Церкви. Жизнь первых христиан. Формирование православной богослужебной культуры. Гонения на христиан от иудеев и язычников. Апологеты. Установление христианской государственности в Римской Империи. Формирование канонической системы устройства и управления в Христианской Церкви. Вселенская Церковь Христа и Поместные Православные Церкви (патриархаты, митрополии, епископии). Православная культура Ромейской Империи (Византии). Вселенские Соборы Церкви. Отделение монофизитских церквей. Православное просвещение славян. Крещение Руси. Образование папства (латинства) как особой религии и организации. Перемещение центра христианской цивилизации и культуры в Россию. Православные Поместные Церкви в мусульманских государствах.

Православная христианская религия и культура в современном мире. Современные Православные Поместные Церкви. Состояние и правовое положение христианских святынь на Святой земле. Процессы глобализации культуры и Христианская Церковь, проблема сохранения духовной и культурной самобытности в современном мире.

3) Православная культура и религии мира.

Религиозная культура в Древности. Мифология и адамическое предание. Многобожие. Язычество. Язычество древних славян. Ханаанская религия и культура. Особенности культуры буддизма в сравнении с христианской культурой. “Мировые религии”. Особенности культуры иудаизма в сравнении с православной христианской культурой. Авраамический религиозный комплекс. Гностицизм и Православие. Оккультизм и Православие. Особенности культуры мусульманства в сравнении с православной христианской культурой. Особенности культуры римского католицизма в сравнении с православной христианской культурой. Папоцезаризм, государство Ватикан. Клерикализм. Прозелитизм. Религиозный экстремизм. Движения Реформации и Возрождения в Западной Европе. Протестантизм как религиозное и политическое движение. Особенности культуры протестантизма в сравнении с православной христианской культурой. Экуменизм, экуменическое движение. Межрелигиозный диалог, его возможности и ограничения. Всемирный совет церквей. Новые религиозные движения и культы и Православие. Неоязычество в христианском мире. Деструктивные религиозные секты и Православие. Квазирелигиозные движения и культы и Православие. Представления о “конце света” в различных религиях и сектах, особенности апокалипсических представлений деструктивных религиозных сект. Отличия богослужебной культуры Православия от богослужения в других религиозных традициях. Отличия монашества в православной культуре от монашества в других религиозных традициях. Отличия поста в православной культуре от поста в других религиозных традициях.

4) Письменная культура Православия (православная словесность).

Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. Библия, Ветхий Завет и Новый Завет. Канон Священного Писания, апокрифы. Основные исторические редакции книг Ветхого Завета; Септуагинта, Пешито, Вульгата, Масоретский текст, его недостатки. Канонические нормы переводов Священного Писания на другие языки. Составление церковно-славянской азбуки Св. Кириллом и Мефодием. Особенности церковно-славянского языка, численные обозначения. Церковно-славянский текст Библии и современный русский перевод. Церковно-славянский богослужебный язык как святыня Русской Православной Церкви и величайшая ценность русской культуры.

Типы книг Ветхого Завета. Пятикнижие; книги Бытие, Исход, Второзаконие. Исторические книги Ветхого Завета; книги Судей, Царств, Руфи, Неемии и Ездры. Назидательные книги Ветхого Завета; Псалтирь Давида, Притчи Соломона, книги Иова, Екклезиаста. Пророческие книги Ветхого Завета; книги пророков Иеремии, Даниила, Амоса. Пророчества о Мессии в Ветхом Завете. Книги Нового Завета. Новозаветная текстология - основные тексты, переводы, языки, канонические книги и апокрифы. Находки древних библейских списков, их научные исследования. Четвероевангелие, особенности Евангелий, история их создания и авторы. Нагорная проповедь. Евангельские притчи. Книга Деяния Апостолов. Соборные послания Апостолов. Книга Откровение (Апокалипсис). Виды смысла в текстах Священного Писания: прямой, переносный, духовный. Библейские тексты в богослужебной культуре Церкви. Общечеловеческое значение Библии. Связь Библии со священными текстами и культурой других религиозных традиций. Сюжеты и образы Библии в русской и мировой культуре: литературе, искусстве, нравах и обычаях народов мира. Искажения смысла и содержания библейских текстов в литературе деструктивных религиозных сект.

Православная литература. Книга Правил. Богослужебные книги. Канон епископа Андрея Критского. Книги для церковного пения. Православная литература исторического и назидательного характера. Житийная литература, агиография. Житие Апостола Андрея Первозванного. Жития Императора Константина и Императрицы Елены. Житие Преподобного Антония Великого. Жития Русских Святых; Жития Св. княгини Ольги, князя Владимира, Феодосия Печерского, Андрея Рублёва, Александра Невского, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Епифания Премудрого, патриарха Гермогена, Серафима Саровского. Писания Святых отцов Церкви. Шестоднев Василия Великого. Сборник Добротолюбие. Русская православная литература. Слово о Законе и Благодати митрополита Иллариона. Поучение Владимира Мономаха. Сказание о Борисе и Глебе. Русские летописи и летописцы, Нестор летописец. Повесть временных лет. Книга Домострой. Письменная культура русских монастырей; Оптиной пустыни, Глинской пустыни. Литературные описания паломнических путешествий. Православная поэзия. Проповедь в православной культуре. Православие и русская художественная литература. Современная православная литература.

5) Православный образ жизни.

Православный образ жизни (уклад жизни). Православный календарь, Церковное новолетие. Смысл праздника в православной культуре. Православные христианские праздники (Пасха Христова, двунадесятые и великие праздники, память Святых), история и традиции их празднования в Церкви и семье. Пасхальный праздничный цикл, переходящие и непереходящие праздники, православная Пасхалия. Православные посты, духовно-нравственный смысл поста в православной культуре, отличия от диеты и вегетарианства.

Святые Христианской Церкви, их почитание в православной культуре. Христианские имена, Святые покровители, празднование именин в Церкви и семье, отличие от дней рождения. Крещение как условие благодатной духовной жизни. Крестные отец и мать, их взаимоотношения с крестными детьми и их родителями. Правила устройства православного дома. Православная семья как “малая Церковь”. Православная культура общения: приветствия и прощания, просьба, благодарность, поведение в гостях, на собраниях, трапезах. Молитва, ее происхождение и значение в мировой культуре. Молитвенная культура Православия: виды молитв, молитва личная и общественная, молебны, православный молитвослов. Молитвенная культура православной семьи. Крестное Знамение.

Православная община, органы самоуправления общины. Административная и священная иерархии в Христианской Церкви; миряне, дьяконы, священники, епископы. Выражение почтения священному сану. Церковный народ как высший носитель Истины в Христианской Церкви. Богослужебная культура Православия. Православный храм как место общего богослужения, его общий вид, устройство, освящение. Правила участия в храмовых богослужениях; священнослужители, церковнослужители, прихожане на богослужении. Порядок богослужений: суточный, недельный и годовой круг. Богослужебные предметы в Алтаре. Церковное пение и колокольный звон на богослужении, церковные хоры. Таинства Христианской Церкви. Литургия, ее происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре. Богослужение Всенощного бдения. Особенности православного богослужения в праздники, во время постов. Особенности богослужебной культуры в монастырях, различных областях Руси, Православных Поместных Церквях.

Происхождение, история и современное состояние православного монашества. Черное и белое духовенство в Церкви. Русское монашество. Общежительное монашество, монастырь, виды монашеских послушаний. Значение монашества и монастырей в развитии православной культуры. Современные монастыри и старцы. Паломничество, трудничество. Православные обряды. Освящение христианского дома и всякого дела в православной культуре. Крестные ходы. Православная культура почитания Святых икон. Чудотворные иконы, мироточивые иконы. Знаменитые Богородичные иконы, их история и традиции почитания. Православная культура погребения усопших, поминовения их в Церкви и семье, ухода за могилами предков. Православная культура поминовения воинов - защитников Отечества.

6) Нравственная культура Православия.

Духовно-мировоззренческие основы морали. Православная этика. Система нравственных норм, заповеди. Православное понимание свободы воли. Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Последствия греховных поступков в жизни человека, семьи, общества, народа. Ложь и насилие как главные проявления греховности человека. Греховные дела, помыслы, привычки, страсти, пороки, необходимость борьбы с ними. Страсть, стадии её развития.

Православная нравственная культура. Совесть, Любовь, Благо, Истина, Красота, Добро в православной культуре. Христианские добродетели. Заповеди Ветхого Завета. Десятисловие (Моисеев закон). Первая часть Десятисловия - заповеди отношения человека к Богу. Нравственные нормы почитания родителей, предков. Нравственная культура православной семьи. Духовно-нравственное попечительство старших над младшими в православной культуре. Заповедь “не убий”. Необходимость противления злу силой. Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях. Добродетель целомудрия, её значение для духовной жизни и здоровья юноши и девушки. Духовно-нравственные и психосоматические последствия половой распущенности. Духовно-нравственные причины непослушания детей. Запрещение воровства, желания имущества других людей. Запрещение ложного свидетельства.

Ветхий Завет в нравственном отношении к Новому Завету; Закон и Благодать. Иисус Христос как нравственный идеал. Заповеди Блаженства, Нагорная проповедь. Сверхъестественность христианских нравственных требований, понятие нравственного подвига. Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, семье, обществе. Православная христианская культура отношения к болезни и смерти. Христианское воинство, особенности нравственной культуры воина-христианина. Благотворительность, милостыня. Единство веры и дел как необходимое условие исправления жизни. Достижимость православного нравственного идеала, его свидетельствование в святости. Поддержка человека в его борьбе с личной греховностью со стороны ближних и Церкви, соотношение личных усилий, помощи ближних и Церкви в нравственном очищении. Пост и молитва как средства борьбы с грехом. Духовный совет, духовничество, духовное руководство в нравственной культуре Православия. Старчество в православной культуре, старцы. Христианская аскетика, виды аскетического подвига, необходимость духовного руководства в аскетической практике. Сравнение аскетической практики в православной культуре и в других религиозных традициях.

Нравственная культура православного христианства в сопоставлении с нравственными системами других религий и нерелигиозными системами нравственных норм. Православный и философский гуманизм. Православная культура отношения к нецерковному обществу. Православная нравственная культура общественной и государственной деятельности. Православная нравственная культура деятельности в различных сферах жизни общества - политике, экономике, науке, художественном творчестве, социальных отношениях. Православные нравственные основы правосознания и правовой культуры личности и общества. Православные нравственные основы любви к Родине, патриотизма и гражданственности. Православная нравственная культура в медицине, проблемы биоэтики. Православная экологическая культура.

7) Художественная культура Православия.

Православное христианское понимание художественного творчества и его задач; содержательные, формальные и смысловые особенности православной художественной культуры. Православная эстетика. Канон в православной художественной культуре. Духовная традиция благочестия в православной художественной культуре. Формирование и развитие православной художественной культуры. Выдающиеся произведения православной художественной культуры в России и мире.

Православная храмовая архитектура, канонические нормы храмостроительства. Художественное убранство православного храма. Особенности храмовой архитектуры в Ромейской Империи (Византии), других православных странах, в России. Особенности храмовой архитектуры монастырей. Православное зодчество Киевской Руси. Православное зодчество Владимиро-Суздальской Руси, Южной Руси, Новгорода. Православное зодчество на Руси в период образования единого государства. Московский Кремль, Соборная площадь. Русская православная архитектура конца XV-XVI вв. Новоиерусалимский монастырь как подобие Святой земли. Русская православная архитектура XVII-XVIII вв. Деревянное церковное зодчество на Русском Севере. Ярославское храмовое зодчество. Стиль московского (нарышкинского) барокко в храмовом зодчестве. Стиль русское узорочье в храмовом зодчестве XVII в. Храмовое зодчество Санкт-Петербурга. Ампир, классицизм и русско-византийский стили в русской православной архитектуре XIX в. Русская православная архитектура XX в. Утраты художественного достояния православной культуры в XX в. Восстановление православных храмов с 1991 г., строительство новых храмов. Воссоздание храма Христа Спасителя в Москве.

Православная икона, канонические нормы иконографии. Хоругвь. Богородичные иконы, иконографические типы Богородичных икон. Иконопись в Ромейской Империи (Византии). Иконопись на Руси, творческое осмысление византийских традиций. Древнерусская иконография XI-XIII вв. Иконография Владимиро-Суздальской Руси. Русская иконография XIV-XVI вв. (новгородская, псковская, московская школы). Выдающиеся русские иконописцы. Православная иконография XVII-XIX вв. Традиционный и живописный стили в православной иконографии, их особенности. Фреска в Ромейской Империи (Византии). Древнерусская фреска, фрески в средневековой Руси. Использование мозаики в православной художественной культуре. Богословское осмысление иконы. Православная культура в творчестве русских художников.

Музыкальная культура церковного пения, гласы, распевы. Древнерусское церковное пение, знаменный распев. Авторские произведения православной музыкальной культуры. Придворная певческая капелла. Постовые песни, духовные стихи, канты. Современная культура церковного пения. Храмовые колокола, их изготовление. Культура оформления православной книги. Рукописные православные книги. Первые печатные русские книги - Апостол, Часослов, Четьи-Минеи. Православное декоративно-прикладное искусство. Православные традиции в художественной культуре народов России, в культуре народов других православных стран. Современная православная художественная культура, возрождение церковных традиций. Художественно-промышленное производство в Русской Православной Церкви.

8) Православие - традиционная религия русского народа.

Предание об избрании Веры. Православие - традиционная религия русского народа, православные основы русской цивилизации. Святость как идеал народной жизни. История формирования и развития православной культуры в России, византийское и другие влияния. Православие - культурообразующая религия в России. Православие в традиционной русской культуре - в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Собор Российских Святых. Православная культура в русской градостроительной традиции. Национальные особенности русской православной культуры. Государствообразующая роль Православия в истории России.

Церковь и Древнерусское государство, Русские Князья и Церковь. Православная культура Киевской Руси. Православная культура и Церковь в период ордынского нашествия и борьбы за национальную независимость. Образование Русской Поместной Церкви, Русское Патриаршество. Москва - Третий Рим: Россия как центр христианской цивилизации и культуры. Святая Русь: православный христианский уклад жизни общества в Московском Царстве. Русский Домострой. Симфония государственно-общественного строя Московской Руси. Русская Православная Церковь в Смутное время и в период восстановления Русского государства в XVII в. Русские Цари и Патриархи. Православие на юго-западе Руси. Латинский прозелитизм на Руси, униатство. Раскол 1666 г., его причины и последствия; обрядоверие, единоверческие общины. Реформа отношений Церкви и государства при Петре I, ее протестантский характер. Влияние реформ Петра I на православную культуру в России. Церковь и государство в имперский период, Русские Императоры и Церковь. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Церковь и светская школа, церковно-приходское образование. Церковь и земство. Православная культура сословий русского общества, областей России в XVIII-XIX вв. Православная культура казачества. Славянофилы и западники.

Православная культура России в начале XX в., процессы секуляризации в обществе. Русская религиозно-философская мысль, ее место в русской православной культуре. Церковь и православная культура во время революции 1917 г. и гражданской войны. Восстановление патриаршества в Русской Поместной Церкви в начале XX в. Обновленчество, “живоцерковники”. Новомученики и исповедники Российские, Царская семья. Церковь в атеистическом государстве, православная культура в советский период. Отделение государства и школы от Церкви. Изъятия церковного имущества, гонения на веру и массовые репрессии верующих. Проблема выработки отношений с новой властью, сохранения централизованного управления в Церкви и разделения, возникшие от различных взглядов на этот предмет. Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., восстановление централизованного управления. Церковное возрождение после Великой Отечественной войны и новые гонения на Церковь. Празднование 1000-летия Крещения Руси. Политическое разделение русского православного народа и канонической территории Московского Патриархата в 1991 г. Положение русского православного народа и состояние православной культуры в странах бывшего СССР, церковные расколы в Украине.

Современная деятельность Русской Православной Церкви на канонической территории Московского Патриархата и за ее пределами. Патриарх Московский и всея Руси, Священный Синод, Синодальные отделы. Епархии Русской Православной Церкви, экзархаты, автокефальные Церкви. Русская Православная Церковь в Российской Федерации с 1991 г. по настоящее время. Законодательство Российской Федерации о религии и Церкви. Отношения Русской Православной Церкви с традиционными религиозными конфессиями народов России. Новые религиозные движения и культы, деструктивные религиозные секты в России и Православие. Возрождение православной культуры в современной России. Сотрудничество Церкви и Российского государства в различных сферах жизни общества. Православное образование. Русская Православная Церковь и Армия. Традиции Православия в современной русской культуре. Церковное и гражданское празднование Рождества Христова, “Дней Славянской письменности и культуры”, Дня Победы.

9) Региональный (национально-региональный) компонент образования.

Состав данной содержательной линии разрабатывается самостоятельно в каждом субъекте Российской Федерации и включает дополнения к содержательным линиям №№4,5,7,8. В нём выделяются сведения о различных сторонах православной культуры региона с учетом исторического прошлого данной территории России, особенностей межкультурных взаимодействий, обусловленных этноконфессиональной структурой населения.

Количество учебной нагрузки, отводимой в учебных программах на изучение состава данной содержательной линии не должно превышать 15% от общего количества.

3.1.3. Старшая (полная средняя) школа

Содержание образования в старшей школе представлено составом всех содержательных линий, который преподается учащимся с учетом достигнутого в основной школе уровня освоения учебного материала и возрастных возможностей старшеклассников в двух основных методических формах:

1) интегрировано в общем повторительном курсе;

2) в виде расширений отдельных содержательных линий в профильных модульных курсах по выбору учащихся или в соответствии с направленностью (профилем) образовательной программы, типом образовательного учреждения (гимназия, лицей, школа с этнокультурным компонентом образования, учреждение начального или среднего профессионального образования той или иной направленности и др.).

3.2. Требования к уровню подготовки учащихся

3.2.1. Начальная школа

Выпускник начальной школы должен:

Продемонстрировать знание начальных сведений о православной культуре, отобранных из состава всех содержательных линий, которые могут быть преподаны учащимся начальной школы на уровне, обусловленном их возрастными возможностями.

3.2.2. Основная школа

Выпускник основной школы должен:

По содержательной линии “Православная христианская картина мира”:

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православная христианская картина мира. Единобожие, Бог-Троица. Дух, духовность, духовная жизнь. Ангелы и падшие духи. Творение человека, его духовная сопричастность Богу и вещественная природа. Откровение. Символ Веры. Апологетика. Церковь Божия (народ Божий). Христианская Церковь, Глава Церкви. Единственность и единство, соборность и апостольская преемственность Христианской Церкви. Православная антропология. Семья, род, народ в православной культуре. Православная культура о природе мужчины и женщины, их взаимоотношениях. Благодать. Боговоплощение, Богочеловек Иисус Христос, Искупление. Обожение человеческой природы; Спасение. “Тысячелетнее Царство Христа”; хилиазм. Посмертная жизнь человека и будущее человечества в православной культуре. Всеобщее Воскресение и Страшный Суд. Представления о “конце света” в различных религиях и сектах. Особенности апокалипсических представлений деструктивных религиозных сект. Православное учение о государстве. Светское государство, светская школа. Государственная религия, церковь. Теократическое государство. Атеистическое государство. Православное христианское отношение к природе, жизни, растительному и животному миру на Земле. Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Мировоззрения религиозные и нерелигиозные, вера религиозная и нерелигиозная. Суеверия в прошлом и в современности. Религия и наука. Религия и философия. Религиозный культ и культура. Канон в православной культуре. Бог и Творение, мир сверхъестественный и естественный, духовный и материальный. Догмат и канон в православной культуре. Православие, инославие, иноверие. Ересь, раскол, секта. Сопоставление понимания человека в Христианской Церкви с антропологическими представлениями в других религиях и нерелигиозных учениях.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Мировоззрение (картина мира) личности, общества. Культура как совокупность духовных и практических способов и результатов человеческой деятельности. Духовно-мировоззренческие основы культуры. Религия как мировоззрение, религиозный культ, сфера культуры и жизни общества. Откровение. Догмат, догматика. Православная христианская культура. Духовная, душевная и телесная сущность человека. Православное христианское понимание единства человеческого рода. Духовная сущность греха и его последствия для телесной, душевной и духовной жизни человека, жизни общества. Православное понимание смысла жизни человека, истории человечества. Симфония государства и Церкви. Атеизм. Теократия.

По содержательной линии “История православной религии и культуры”:

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Священное Предание. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Традиция моногамной патриархальной семьи. Происхождение религии. Сиф, допотопные патриархи, религия в эпоху до избрания Авраама. Всемирный потоп, Праведный Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение и разделение народов. Избрание Авраама. Ветхозаветная Церковь (Древний Израиль). Географические условия и памятные места Святой земли (Палестины, Ханаанской земли, Обетованной земли), библейская археология. Основные события Ветхозаветной истории и их отражение в православной культуре, истории Христианской Церкви. Евангельская история. Погребальная плащаница Иисуса Христа (Туринская плащаница). Икона Спаса Нерукотворного. Основание Христианской Церкви, возникновение православной культуры. Миссионерские путешествия Апостолов Христа, первые Поместные Церкви. Жизнь первых христиан. Формирование православной богослужебной культуры. Гонения на христиан от иудеев и язычников. Установление христианской государственности в Римской Империи. Формирование канонической системы устройства и управления в Христианской Церкви. Православная культура Ромейской Империи (Византии). Вселенские Соборы Церкви. Отделение монофизитских церквей. Православное просвещение славян. Крещение Руси. Образование папства (латинства) как особой религии и организации. Перемещение центра христианской цивилизации и культуры в Россию. Православные Поместные Церкви в мусульманских государствах. Православная христианская религия и культура в современном мире. Современные Православные Поместные Церкви. Состояние и правовое положение христианских святынь на Святой земле.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Авель и Каин. Скиния Завета, Иерусалимский храм в Древнем Израиле, их сравнение с православным храмом. Летоисчисления от Сотворения Мира и от Рождества Христова. Вселенская Церковь Христа и Поместные Православные Церкви (патриархаты, митрополии, епископии).

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Ветхий Завет о Мессии-Спасителе. Евангелие - Благая Весть. Апологеты. Процессы глобализации культуры и Христианская Церковь, проблема сохранения духовной и культурной самобытности в современном мире.

По содержательной линии “Православная культура и религии мира”:

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Религиозная культура в Древности. Многобожие. Язычество. Язычество древних славян. Ханаанская религия и культура. “Мировые религии”. Государство Ватикан. Движения Реформации и Возрождения в Западной Европе. Экуменическое движение. Всемирный совет церквей. Представления о “конце света” в различных религиях и сектах.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Мифология и адамическое предание. Особенности культуры буддизма в сравнении с христианской культурой. Особенности культуры иудаизма в сравнении с православной христианской культурой. Гностицизм и Православие. Оккультизм и Православие. Особенности культуры мусульманства в сравнении с православной христианской культурой. Особенности культуры римского католицизма в сравнении с православной христианской культурой. Особенности культуры протестантизма в сравнении с православной христианской культурой. Новые религиозные движения и культы и Православие. Деструктивные религиозные секты и Православие. Квазирелигиозные движения и культы и Православие. Отличия богослужебной культуры Православия от богослужения в других религиозных традициях. Отличия монашества в православной культуре от монашества в других религиозных традициях. Отличия поста в православной культуре от поста в других религиозных традициях.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Авраамический религиозный комплекс. Папоцезаризм. Клерикализм. Прозелитизм. Религиозный экстремизм. Экуменизм. Межрелигиозный диалог, его возможности и ограничения. Неоязычество в христианском мире. Особенности апокалипсических представлений деструктивных религиозных сект.

По содержательной линии “Письменная культура Православия (православная словесность)”:

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Библия. Канон Священного Писания, апокрифы. Основные исторические редакции книг Ветхого Завета - Септуагинта, Пешито, Вульгата, Масоретский текст, его недостатки. Составление церковно-славянской азбуки Св. Кириллом и Мефодием. Особенности церковно-славянского языка, численные обозначения. Пятикнижие; книги Бытие, Исход, Второзаконие. Исторические книги Ветхого Завета; книги Судей, Царств, Руфи, Неемии и Ездры. Назидательные книги Ветхого Завета; Псалтирь Давида, Притчи Соломона, книги Иова, Екклезиаста. Пророческие книги Ветхого Завета; книги пророков Иеремии, Даниила, Амоса. Пророчества о Мессии в Ветхом Завете. Книги Нового Завета. Новозаветная текстология - основные тексты, переводы, языки, канонические книги и апокрифы. Находки древних библейских списков, их научные исследования. Нагорная проповедь. Евангельские притчи. Книга Деяния Апостолов. Соборные послания Апостолов. Книга Откровение (Апокалипсис). Сюжеты и образы Библии в русской и мировой культуре: литературе, искусстве, нравах и обычаях народов мира. Православная литература. Книга Правил. Богослужебные книги. Канон епископа Андрея Критского. Книги для церковного пения. Православная литература исторического и назидательного характера. Житийная литература. Житие Апостола Андрея Первозванного. Жития Императора Константина и Императрицы Елены. Житие Преподобного Антония Великого. Жития Русских Святых; Жития Св. княгини Ольги, князя Владимира, Феодосия Печерского, Андрея Рублёва, Александра Невского, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Епифания Премудрого, патриарха Гермогена, Серафима Саровского. Писания Святых отцов Церкви. Шестоднев Василия Великого. Сборник Добротолюбие. Русская православная литература. Слово о Законе и Благодати митрополита Иллариона. Поучение Владимира Мономаха. Сказание о Борисе и Глебе. Русские летописи и летописцы, Нестор летописец. Повесть временных лет. Книга Домострой. Письменная культура русских монастырей; Оптиной пустыни, Глинской пустыни. Литературные описания паломнических путешествий. Православная поэзия. Проповедь в православной культуре. Современная православная литература.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. Ветхий Завет и Новый Завет. Церковно-славянский текст Библии и современный русский перевод. Типы книг Ветхого Завета. Четвероевангелие, особенности Евангелий, история их создания и авторы. Виды смысла в текстах Священного Писания: прямой, переносный, духовный. Православие и русская художественная литература.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Канонические нормы переводов Священного Писания на другие языки. Церковно-славянский богослужебный язык как святыня Русской Православной Церкви и величайшая ценность русской культуры. Библейские тексты в богослужебной культуре Церкви. Общечеловеческое значение Библии. Связь Библии со священными текстами и культурой других религиозных традиций. Искажения смысла и содержания библейских текстов в литературе деструктивных религиозных сект. Агиография.

По содержательной линии “Православный образ жизни”:

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православный календарь, Церковное новолетие. Православные христианские праздники (Пасха Христова, двунадесятые и великие праздники, память Святых), история и традиции их празднования в Церкви и семье. Пасхальный праздничный цикл, православная Пасхалия. Православные посты. Святые Христианской Церкви, их почитание в православной культуре. Христианские имена, Святые покровители, празднование именин в Церкви и семье. Крестные отец и мать, их взаимоотношения с крестными детьми и их родителями. Правила устройства православного дома. Православная культура общения: приветствия и прощания, просьба, благодарность, поведение в гостях, на собраниях, трапезах. Молитвенная культура Православия. Молебны. Православный молитвослов. Молитвенная культура православной семьи. Крестное Знамение. Православная община, органы самоуправления общины. Административная и священная иерархии в Христианской Церкви; миряне, дьяконы, священники, епископы. Выражение почтения священному сану. Богослужебная культура Православия. Православный храм как место общего богослужения, его общий вид, устройство, освящение. Правила участия в храмовых богослужениях. Порядок богослужений: суточный, недельный и годовой круг. Богослужебные предметы в Алтаре. Церковное пение и колокольный звон на богослужении, церковные хоры. Литургия, ее происхождение и центральное значение в православной богослужебной культуре. Богослужение Всенощного бдения. Происхождение, история и современное состояние православного монашества. Русское монашество. Общежительное монашество, монастырь, виды монашеских послушаний. Современные монастыри и старцы. Паломничество, трудничество. Освящение христианского дома и всякого дела в православной культуре. Крестные ходы. Православная культура почитания Святых икон. Знаменитые Богородичные иконы, их история и традиции почитания. Православная культура погребения усопших, поминовения их в Церкви и семье, ухода за могилами предков. Православная культура поминовения воинов - защитников Отечества.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Переходящие и непереходящие праздники. Отличия православного поста от диеты и вегетарианства. Отличие именин от дней рождения. Виды молитв, молитва личная и общественная. Священнослужители, церковнослужители, прихожане на богослужении. Особенности православного богослужения в праздники, во время постов. Особенности богослужебной культуры в монастырях, различных областях Руси, Православных Поместных Церквях.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Православный образ жизни (уклад жизни). Смысл праздника в православной культуре. Духовно-нравственный смысл поста в православной культуре. Крещение как условие благодатной духовной жизни. Православная семья как “малая Церковь”. Молитва, ее происхождение и значение в мировой культуре. Церковный народ как высший носитель Истины в Христианской Церкви. Таинства Христианской Церкви. Значение монашества и монастырей в развитии православной культуры. Православные обряды. Чудотворные иконы, мироточивые иконы.

По содержательной линии “Нравственная культура Православия”:

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Православная этика. Система нравственных норм, заповеди. Последствия греховных поступков в жизни человека, семьи, общества, народа. Ложь и насилие как главные проявления греховности человека. Греховные дела, помыслы, привычки, страсти, пороки, необходимость борьбы с ними. Страсть, стадии её развития. Православная нравственная культура. Совесть, Любовь, Благо, Истина, Красота, Добро в православной культуре. Христианские добродетели. Заповеди Ветхого Завета. Десятисловие (Моисеев закон). Первая часть Десятисловия - заповеди отношения человека к Богу. Нравственные нормы почитания родителей, предков. Нравственная культура православной семьи. Запрещение блуда, нравственная ответственность мужчины и женщины в половых отношениях. Духовно-нравственные и психосоматические последствия половой распущенности. Запрещение воровства, желания имущества других людей. Запрещение ложного свидетельства. Иисус Христос как нравственный идеал. Заповеди Блаженства, Нагорная проповедь. Христианское воинство. Благотворительность, милостыня. Поддержка человека в его борьбе с личной греховностью со стороны ближних и Церкви. Старчество в православной культуре, старцы. Христианская аскетика, виды аскетического подвига. Православная культура отношения к нецерковному обществу. Православная нравственная культура деятельности в различных сферах жизни общества - политике, экономике, науке, художественном творчестве, социальных отношениях. Православная нравственная культура в медицине, проблемы биоэтики. Православная экологическая культура.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Ветхий Завет в нравственном отношении к Новому Завету; Закон и Благодать. Особенности нравственной культуры воина-христианина. Соотношение личных усилий, помощи ближних и Церкви в нравственном очищении. Сравнение аскетической практики в православной культуре и в других религиозных традициях. Нравственная культура православного христианства в сопоставлении с нравственными системами других религий и нерелигиозными системами нравственных норм. Православный и философский гуманизм.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Духовно-мировоззренческие основы морали. Православное понимание свободы воли. Грех как беззаконие, нарушение заповедей. Духовно-нравственное попечительство старших над младшими в православной культуре. Заповедь “не убий”. Необходимость противления злу силой. Добродетель целомудрия, ее значение для духовной жизни и здоровья юноши и девушки. Духовно-нравственные причины непослушания детей. Сверхъестественность христианских нравственных требований, понятие нравственного подвига. Православная культура отношения к ближнему, жертва за ближнего в личной жизни, семье, обществе. Единство веры и дел как необходимое условие исправления жизни. Православная христианская культура отношения к болезни и смерти. Достижимость православного нравственного идеала, его свидетельствование в святости. Пост и молитва как средства борьбы с грехом. Духовный совет, духовничество, духовное руководство в нравственной культуре Православия. Необходимость духовного руководства в аскетической практике. Православная нравственная культура общественной и государственной деятельности. Православные нравственные основы правосознания и правовой культуры личности и общества. Православные нравственные основы любви к Родине, патриотизма и гражданственности.

По содержательной линии “Художественная культура Православия”:

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Содержательные, формальные и смысловые особенности православной художественной культуры. Православная эстетика. Формирование и развитие православной художественной культуры. Выдающиеся произведения православной художественной культуры в России и мире. Православная храмовая архитектура, канонические нормы храмостроительства. Художественное убранство православного храма. Православное зодчество Киевской Руси. Православное зодчество Владимиро-Суздальской Руси, Южной Руси, Новгорода. Православное зодчество на Руси в период образования единого государства. Московский Кремль, Соборная площадь. Русская православная архитектура конца XV-XVI вв. Русская православная архитектура XVII-XVIII вв. Деревянное церковное зодчество на Русском Севере. Ярославское храмовое зодчество. Стиль московского (нарышкинского) барокко в храмовом зодчестве. Храмовое зодчество Санкт-Петербурга. Русская православная архитектура XX в. Утраты художественного достояния православной культуры в XX в. Восстановление православных храмов с 1991 г., строительство новых храмов. Воссоздание храма Христа Спасителя в Москве. Православная икона. Хоругвь. Богородичные иконы. Иконопись в Ромейской Империи (Византии). Иконопись на Руси, творческое осмысление византийских традиций. Древнерусская иконография XI-XIII вв. Иконография Владимиро-Суздальской Руси. Русская иконография XIV-XVI вв. (новгородская, псковская, московская школы). Выдающиеся русские иконописцы. Православная иконография XVII-XIX вв. Фреска в Ромейской Империи (Византии). Древнерусская фреска, фрески в средневековой Руси. Использование мозаики в православной художественной культуре. Музыкальная культура церковного пения, гласы, распевы. Древнерусское церковное пение, знаменный распев. Авторские произведения православной музыкальной культуры. Придворная певческая капелла. Постовые песни, духовные стихи, канты. Современная культура церковного пения. Храмовые колокола, их изготовление. Культура оформления православной книги. Рукописные православные книги. Первые печатные русские православные книги - Апостол, Часослов, Четьи-Минеи. Православное декоративно-прикладное искусство. Современная православная художественная культура. Художественно-промышленное производство в Русской Православной Церкви.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Особенности храмовой архитектуры в Ромейской Империи (Византии), других православных странах, в России. Новоиерусалимский монастырь как подобие Святой земли. Ампир, классицизм и русско-византийский стили в русской православной архитектуре XIX в. Иконографические типы Богородичных икон. Традиционный и живописный стили в православной иконографии, их особенности.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Православное христианское понимание художественного творчества и его задач. Канон в православной художественной культуре. Духовная традиция благочестия в православной художественной культуре. Канонические нормы иконографии. Богословское осмысление иконы. Православная культура в творчестве русских художников. Православные традиции в художественной культуре народов России, в культуре народов других православных стран. Возрождение церковных традиций в современной православной художественной культуре.

По содержательной линии “Православие - традиционная религия русского народа”:

Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Предание об избрании Веры. История формирования и развития православной культуры в России, византийское и другие влияния. Православие в традиционной русской культуре - в быту, социальных отношениях, правовой и политической культуре, хозяйстве, художественной культуре. Собор Российских Святых. Православная культура Киевской Руси. Православная культура и Церковь в период ордынского нашествия и борьбы за национальную независимость. Образование Русской Поместной Церкви, Русское Патриаршество. Православный христианский уклад жизни общества в Московском Царстве. Русский Домострой. Симфония государственно-общественного строя Московской Руси. Русская Православная Церковь в Смутное время и в период восстановления Русского государства в XVII в. Православие на юго-западе Руси. Латинский прозелитизм на Руси, униатство. Раскол 1666 г., его причины и последствия. Единоверческие общины. Реформа отношений Церкви и государства при Петре I, её протестантский характер. Церковь и государство в имперский период. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Церковно-приходское образование. Православная культура сословий русского общества, областей России в XVIII-XIX вв. Православная культура казачества. Православная культура России в начале XX в., процессы секуляризации в обществе. Русская религиозно-философская мысль, ее место в русской православной культуре. Церковь и православная культура во время революции 1917 г. и гражданской войны. Восстановление патриаршества в Русской Поместной Церкви в начале XX в. Новомученики и исповедники Российские, Царская семья. Церковь в атеистическом государстве, православная культура в советский период. Отделение государства и школы от Церкви. Изъятия церковного имущества, гонения на веру и массовые репрессии верующих. Проблема выработки отношений с новой властью, сохранения централизованного управления в Церкви и разделения, возникшие от различных взглядов на этот предмет. Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., восстановление централизованного управления. Церковное возрождение после Великой Отечественной войны и новые гонения на Церковь. Празднование 1000-летия Крещения Руси. Политическое разделение русского православного народа и канонической территории Московского Патриархата в 1991 г. Положение русского православного народа и состояние православной культуры в странах бывшего СССР, церковные расколы в Украине. Современная деятельность Русской Православной Церкви на канонической территории Московского Патриархата и за её пределами. Патриарх Московский и всея Руси, Священный Синод, Синодальные отделы. Епархии Русской Православной Церкви, экзархаты, автокефальные Церкви. Русская Православная Церковь в Российской Федерации с 1991 г. по настоящее время. Законодательство Российской Федерации о религии и Церкви. Отношения Русской Православной Церкви с традиционными религиозными конфессиями народов России. Возрождение православной культуры в современной России. Православное образование. Русская Православная Церковь и Армия. Традиции Православия в современной русской культуре. Церковное и гражданское празднование Рождества Христова, “Дней Славянской письменности и культуры”, Дня Победы.

Сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношения, общее и существенные различия). Церковь и Древнерусское государство, Русские Князья и Церковь. Русские Цари и Патриархи. Русские Императоры и Церковь. Церковь и светская школа. Церковь и земство. Славянофилы и западники. Новые религиозные движения и культы, деструктивные религиозные секты в России и Православие.

Объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры). Православие - традиционная религия русского народа, православные основы русской цивилизации. Святость как идеал народной жизни. Православие - культурообразующая религия в России. Православная культура в русской градостроительной традиции. Национальные особенности русской православной культуры. Государствообразующая роль Православия в истории России. Москва - Третий Рим: Россия как центр христианской цивилизации и культуры. Святая Русь. Обрядоверие. Влияние реформ Петра I на православную культуру в России. Обновленчество, “живоцерковники”. Сотрудничество Церкви и Российского государства в различных сферах жизни общества.

По содержательной линии “Региональный (национально-региональный) компонент образования”:

Требования к уровню подготовки выпускника основной школы по данной содержательной линии разрабатываются и устанавливаются в субъекте Российской Федерации.

3.2.3. Старшая (полная средняя) школа

Выпускник старшей (полной средней) школы должен:

Продемонстрировать освоение состава всех содержательных линий на уровне, обусловленном возрастными возможностями учащегося старшего возраста и с опорой на знания по другим учебным дисциплинам, полученные в старшей школе.

Требования к освоению содержания образования по модульным учебным курсам, преподаваемым в старшей школе, настоящим Примерным содержанием не регламентируются. В общем виде, в случае изучения православной культуры в старшей школе в виде интегрированного повторительного курса, они предполагают освоение учащимися на более высоком уровне (объяснения) тех элементов содержания, освоение которых в основной школе требуется на уровне репродуктивного воспроизведения (описания, характеристики). Требования к освоению содержания в расширенных модульных учебных курсах в старшей школе зависят от направленности (профиля) образовательной программы, типа образовательного учреждения (гимназия, лицей, школа с этнокультурным компонентом образования, учреждение начального или среднего профессионального образования различной направленности и др.) и, в общем виде, ориентируются на уровень православной конфессиональной части государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования по специальности “Теология”.

4. ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАЩИМСЯ

Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников характеризовать и объяснять основные представления и понятия в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретном - российском социокультурном контексте, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества. В связи с этим, критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

4.1. Примеры контрольных заданий

Православная культура как образовательная область обнимает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.

Для проверки выполнения требований настоящего Примерного содержания образования по учебному предмету “Православная культура” могут использоваться следующие виды контрольных заданий.

1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.

Примеры заданий.

  1. Как называется главная часть православного храма?
  2. Перечислите крупные православные монастыри - Лавры Русской Православной Церкви.
  3. Перечислите основные типы православной молитвы.
  4. Назовите имя первого русского патриарха после восстановления патриаршества в России в начале XX века.
  5. Укажите буквальный перевод Имени Иисуса Христа?
  6. Что означает выражение “сорок сороков”?

2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

Примеры заданий.

  1. Продолжите предложение: “В начале сотворил Бог ...”.
  2. Вставьте пропущенные слова: “храм Покрова на ...”, “собор Василия ...”, “Святые Благоверные Борис и ...”, “Троице-Сергиева и Киево-Печерская ...”, “Владимирская... Божией Матери”, “русский иконописец Преподобный Андрей ...”.
  3. Уточните датировку: “Софийский Собор в Киеве - это памятник древнерусского православного зодчества ... - ... веков”.
  4. Вставьте пропущенные слова и укажите источник текста: “Не произноси ложного ... на ближнего твоего”.

3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).

Примеры заданий.

  1. Перескажите евангельскую притчу о блудном сыне и дайте православную нравственную оценку поведению ее персонажей.
  2. О чем повествует историческое предание о посещении Древней Руси Святым Апостолом Андреем Первозванным?
  3. Кого с точки зрения нравственной культуры Русской Православной Церкви называют Святыми людьми?
  4. Что обозначает цветовая символика облачений православных священнослужителей.
  5. Как соотносятся содержания понятий “культ” и “культура”?

4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение или без такого указания.

Примеры заданий.

  1. Сравните вероучительные нормы в разных религиозных традициях - православном христианстве, исламе, иудаизме по следующим признакам (составьте таблицу): 1) признание Ветхого Завета; 2) признание Нового Завета; 3) признание Иисуса Христа Сыном Божьим.
  2. Сопоставьте отношение к взаимодействию Церкви и государства, принятое в православном христианстве и в учении Римско-католической церкви.
  3. Сопоставьте отношение к роли и значению православного мировоззрения и культуры в русском обществе, которое выражали славянофилы и западники.
  4. Подберите названия добродетелей, противоположные по нравственному смыслу названиям страстей и греховных проявлений человека: жестокость, ненависть, гордыня, жадность, лицемерие.
  5. Укажите характерные особенности 2-3-х иконографических типов Богородичных икон (Оранта, Одигитрия, Умиление).

5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из пяти-восьми предложенных вариантов.

Примеры заданий.

1. В Российской Федерации отмечаются как гражданские следующие православные праздники (выберите правильные ответы):

Рождество Христово; Троица; Память Святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских; Покров Пресвятой Богородицы, Пасха - Светлое Христово Воскресение.

2. Подчеркните слова, которые относятся к нравственной культуре православия: притвор, прилог, благотворительность, апологет, апостол, скиния.

3. Из предложенного перечня выделите 1) великие православные праздники; 2) двунадесятые переходящие праздники:

Рождество Христово, Рождество Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Крещение Господне.

4. Выберите названия, понятия, которые относятся исключительно к православной культурной традиции: Собор Святой Софии в Константинополе, минарет, Собор Парижской Богоматери, ступа, икона, учение о статусе Папы Римского, Патриарх, Симфония государства и Церкви.

6) Задания на объяснение с использованием примеров, иллюстраций.

Примеры заданий.

  1. Приведите примеры храмового зодчества в России в XVIII-XIX вв. в стиле ампир, классицизм, барокко и обоснуйте ваш выбор. \
  2. Объясните смысл праздника Рождества Христова, используя принятые в православной иконописи каноны иконографического изображения событий праздника. \
  3. Обоснуйте утверждение: “Знание православной культуры помогает в изучении других учебных предметов в школе: русского языка и литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания”.
  4. Приведите примеры из вероучений и практики деструктивных религиозных объединений и культов, которые иллюстрируют их типичные признаки: 1) некритическое лидерство, вымышленные биографии лидеров; 2) склонность к экстремистским проявлениям в отношении внекультового социума; 3) апокалипсические запугивания адептов; 4) искажения текстов Библии в целях обоснования своих взглядов на человека, историю и общество.

7) Задания на объяснение аналитического и синтетического характера.

Примеры заданий.

  1. Раскройте взаимосвязь понятий: прелесть - гордость - раскол.
  2. Объясните, почему православные христиане называют Христа Спасителем?
  3. Приведите обоснования утверждений: 1) православие является традиционной религией в России; 2) православие является культурообразующей религией в России; 3) традиционные религии обладают характерными признаками, отличающими их от нетрадиционных религий.
  4. Согласны ли вы с утверждением: христианство сформировало мировоззренческие условия для появления науки, которых не было в эпоху язычества? Если да, то объясните, в чем заключаются эти условия.

8) Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач.

Примеры заданий.

  1. Дайте буквальный перевод слова “Православие” и объясните смысл его составных частей.
  2. Продолжите предложение: “Бог есть ...” и объясните смысл этого выражения.
  3. Назовите соборы, расположенные на Соборной площади Московского Кремля, укажите даты их постройки (век) и выделите архитектурные особенности каждого.
  4. Сопоставьте представления о загробной жизни в язычестве, православном христианстве, мусульманстве, выделите принципиальные отличия и объясните их с позиций различия представлений о человеке и божестве в этих религиях.

4.2. Темы итоговых работ учащихся

Самостоятельные итоговые работы являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учебного материала в выпускном классе основной и полной средней школы и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.

Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определенную тему (5-8 тем на выбор) в течение 2-3 академических часов, либо в форме реферата объемом не менее 0,5 п.л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.

При раскрытии темы (письменно и устно) учащийся должен продемонстрировать знания по всем образовательным линиям настоящего Примерного содержания.

Примерный перечень тем итоговых работ учащихся.

  1. Агиография русских Святых.
  2. Апостольский период в истории Церкви.
  3. Аскетика в православной культуре.
  4. Библейские образы и сюжеты в европейском искусстве.
  5. Богословские основы иконопочитания.
  6. Вера и наука.
  7. Вера и суеверия в современном мире.
  8. Ветхозаветные патриархи.
  9. Добродетель и грех в современном обществе.
  10. Добротолюбие как памятник православной письменности и морали.
  11. Декалог и Новый Завет.
  12. Духовно-нравственные особенности современной культуры.
  13. Жизнь и смерть в православной культуре.
  14. Закон и Благодать (Ветхий и Новый Завет в православной культуре).
  15. Православная нравственная культура и проблемы биоэтики.
  16. Псалтирь в православной культуре.
  17. Духовно-нравственные традиции православной семьи.
  18. Иконостас православного храма.
  19. Культура воинского служения в православной традиции.
  20. Любовь как основа православного христианского воспитания.
  21. Материальное благополучие и добродетель нестяжательства.
  22. Мировоззренческие основы христианской морали.
  23. Мировоззренческие основы православного искусства.
  24. Мода и традиция в жизни общества.
  25. Москва - Третий Рим.
  26. Особенности православного понимания гуманизма.
  27. Особенности русской иконы.
  28. Назначение и особенности православного искусства.
  29. Новые религиозные движения и культы в современном мире.
  30. Новомученики и исповедники Церкви в XX веке.
  31. Нравственные проблемы в русской духовной поэзии.
  32. Перевод 70-ти толковников в истории и культуре Христианской Церкви.
  33. Пасха в русской культуре.
  34. Повесть временных лет как памятник русской словесности и православной культуры.
  35. Православие как основа русского национального характера.
  36. Православие в жизни русского общества XIX века.
  37. Православная культура отношения к детям.
  38. Православное понимание греха самоубийства.
  39. Православное понимание свободы.
  40. Православные традиции русской семьи.
  41. Православные образцы благочестия в семейной жизни.
  42. Православное понимание гражданственности и патриотизма.
  43. Ранний период в истории Христианской Церкви (I-IV века).
  44. Расколы и секты в истории Христианской Церкви.
  45. Религиозные особенности эпохи Возрождения.
  46. Религиозное содержание и особенности древнерусской словесности.
  47. Религиозная тематика в искусстве народов мира.
  48. Религиозные и нерелигиозные представления о происхождении жизни.
  49. Русская Православная Церковь сегодня.
  50. Русские патриархи.
  51. Святая Русь.
  52. Святые Московской Руси.
  53. Священное Писание Церкви как исторический источник.
  54. Символика православного искусства.
  55. Символ Веры.
  56. Система нравственных ценностей Нового Завета.
  57. Сущность православного поста.
  58. Таинства Христианской Церкви.
  59. 'Тысячелетнее Царство Христа" (эсхатология Христианской Церкви и сект).
  60. Христианский идеал жизни в современном обществе.
  61. Церковные праздники в нравственном воспитании человека.
  62. Управление в Христианской Церкви.
  63. Эпоха Вселенских Соборов.
  64. Язычество и неоязычество.

Warrax Black Fire Pandemonium  http://warrax.net   e-mail [email protected]