Из всех несправедливостей самая невыносимая та, которая творится во имя закона. |
"Уже ни для кого не секрет, что Россия семимильными шагами движется к тотальному православию. Народные избранники, сенаторы и представители исполнительной власти, кажется, уже не знают, в какое еще место поцеловать РПЦ и лично Алексия II." – так начинается статья "О передаче земли в собственность РПЦ" на сайте "Научный Атеизм". Рассмотрим же подробнее, что произошло.
Все началось 22 июля текущего года, когда Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Иван Стариков обратился к патриарху Алексию II с просьбой об аудиенции для обсуждения вопроса восстановления земельной собственности Русской православной церкви.. Сенатор заявил: "Аграрно-продовольственный комплекс, получивший новый импульс с принятием закона "Об обороте сельхозземель", нуждается в таком традиционно эффективном собственнике и хозяйствующем субъекте, как Русская православная церковь".
В переводе с бюрократического языка на русский этот тезис звучит так: "А давайте подарим РПЦ 3 миллиона гектаров (это всего-навсего приблизительно площадь Италии).
Однако если для кого-то такое действие и кажется чем-то из ряда вон выходящим, то сам Стариков расценивает свое предложение как "вопрос о постепенном возвращении церкви ее имущества в приемлемых как для государства, так и для церкви пределах". При этом он честно заявляет, что церковь будет "частично сдавать эту землю в аренду, получать прибыль". И не очень честно добавляет, что в правительстве "...нормально к этому относятся. Говорят только: постарайтесь никого из конфессий не обидеть, а земли хватит на всех." Приведу еще несколько характерных высказываний Старикова:
Давайте рассмотрим, что же такого парадоксального в том, что религиозные конфессии имеют равные права с другими организациями в светском государстве.
Начнем с того, что конкретно получит РПЦ и государство соответственно при реализации проекта Старикова.
Самое очевидное: государство лишается приблизительно 7% земли, на использование которой, естественно, имеются свои планы, упаковывает ее в подарочную коробку, кладет на блюдечко с голубой каемочкой и отдает РПЦ. После чего РПЦ становится крупнейшим негосударственным собственником земли в России. При этом учтите, что РПЦ претендует отнюдь не на пустыри и целину, так что реальный размер куска, который пытаются выпросить у государства, куда больше.
Заодно вспомним, что в соответствии со ст. 4 Закона РСФСР "О налоге на имущество предприятий" имущество религиозных объединений и организаций налогом не облагается – таким образом, обсуждаемая земельная собственность будет к тому же выведена из-под налогообложения, и государство недополучит прибыль и с этой стороны.
В-третьих, подобное "три раза ку" по отношению к РПЦ приведет к активизации всех бывших собственников. Как верно заметил член Совета Федерации Игорь Морозов : "Говоря о восстановлении исторической справедливости и возвращении земель церкви, нужно подходить справедливо к тем же кулакам, которые в одночасье лишились своей земли и всего хозяйства. Как быть с этим?"
Почему же православные законодатели так зашевелились? Очень просто: пункт 5 статьи 10 нового Закона об обороте земель сельхозназначения гласит, что государственные и муниципальные земли "могут передаваться религиозным организациям – для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни – в аренду".
То есть: во-первых, за деньги, во-вторых, чтобы на земле работать, а не собирать оброк или сдавать в субаренду. И в результате РПЦ по новому закону не может получить землю даром, а потом распоряжаться ей как угодно. Происки сатанистов, не иначе.
Православные имеют другое мнение о справедливости. Так, руководитель информационно-издательского отдела Екатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков) заявил, что "Даже если закон о свободной купле-продаже земли на территории Российской Федерации будет принят, Русская православная церковь все равно не будет приобретать землю путем коммерческих сделок. ... Земли должны быть переданы в собственность РПЦ полностью и безвозмездно."
Думается, не стоит подробно объяснять, что даже если все монахи и священники, принадлежащие к РПЦ, стройными рядами выйдут пахать и сеять, 3 миллиона гектаров они все равно не обработают. Таким образом, очевидно, что земля будет просто сдаваться в аренду – и РПЦ получит полную независимость от государства в экономическом плане. Более того – церковь станет крупнейшей силой как в экономике России, так и в политике. Прямо-таки построение рая для избранных при жизни.
А вот, кстати, пример того, как поступают церковники, получая права на территориальную собственность:
"Инспекция дорожного движения Дивеевского района Нижегородской области должна не позже, чем через месяц освободить здание и передать его Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю. Такое решение вынес районный суд по иску монастыря, на территории которого располагается здание, где находится отделение ГИББД. Вслед за инспекторами дорожного движения, которым дан месяц на поиски нового помещения, с территории монастыря должны быть переселены и 100 семей села Дивеево, чьи дома и хозяйственные постройки также находятся на монастырской земле."
Таким образом, de facto сделана заявка на образование "государства в государстве", причем депортации уже начались...
Поэтому понятно, что, несмотря на заявление Старикова, приведенное выше, об одобрении проекта Правительством РФ, энтузиазма в правящих кругах не заметно. Правительство весьма скептически расценивает инициативу о передаче государственных земель РПЦ. Заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин заявил, что по Конституции Россия является светским государством и церковь в связи с этим "не может претендовать на особые экономические и хозяйственные привилегии". Кроме того, по его словам, "некоторые аспекты практики церковного бизнеса в области алкоголя и табака вызвали много вопросов, исчерпывающих ответов на которые пока так и не получено".
Наконец, саркастически заметил официальный представитель правительства, передача государственных земель в ведение РПЦ "будет нарушать принципы священного писания, в котором сказано, что богу – богово, а кесарю – кесарево".
Еще два года назад Архиерейский собор выступил с обращением к президенту, в котором фактически была сделана заявка на земельную реституцию. В последнее время о желательности возвращения церкви экспроприированных коммунистами земель патриарх Алексий II говорит особенно часто. И все же РПЦ не хотелось бы выступать в роли непосредственного инициатора такого акта – лучше, если власть сама предложит, и по возможности тихо. Жар куда приятнее загребать чужими руками. По словам Старикова, который вместе с Гореглядом удостоился 30 июля аудиенции у Алексия II, последний "благосклонно" отнесся к их инициативе, но пожурил сенаторов за "излишний шум" вокруг столь богоугодного начинания.
Таким образом, РПЦ хочет получить "свое", не привлекая излишнего внимания. Ну, чисто из скромности.
Более того – делались "компромиссные" заявления, что вовсе не обязательно отдавать все сразу, можно частями. Но при чтении материалов по теме видно, что РПЦ уже считает, что государство ей должно. Того и гряди, еще и на счетчик поставит...
Впрочем, после разговора с патриархом Стариков слегка уменьшил размах своих предложений: "Те земли, которыми владеет сегодня РПЦ, в соответствии с Законом могут быть переданы ей либо в аренду, либо быть проданы". Но не стоит обнадеживаться словом "аренда" – см., к примеру, документ правительства Москвы № 268 ПП от 9 апреля 2002, в котором церковным организациям назначена арендная плата за помещения в размере 1 рубль за квадратный метр. Нисколько не удивлюсь, если землю в аренду РПЦ получит по аналогичным расценкам. Да еще скидку на крупный опт дадут.
Но пока в Правительстве РФ засели не слишком православные. Страшно далеки они от народа, говоря словами классика. А народ наш по старой русской привычке бежать впереди паровоза действует на местах без излишних раздумий, но зато с раскатистым "Ура!" и безразмерным энтузиазмом.
Независимо от принятия закона, существует вариант добровольной передачи земель, находящихся в собственности органов публичной власти субъектов Федерации, в собственность церкви. И 30 июля 2002 года губернатор Самарской области Константин Титов сообщил "Интерфаксу", что Иверскому монастырю на территории области уже отдана земля, на которой он находится.
Пример не единичный – так, в Адыгее полностью и безвозмездно церковникам передана Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская пустынь. Президент Татарстана Минтимер Шаймиев также выступает за передачу земель монастырям, храмам и мечетям, но пока еще не решил, что именно подарить церковникам.
Зашевелились и представители других религий. Действительно – а что, халява же! Какой русский откажется, даже если он не православный и не совсем русский?
И понеслось:
Таким образом, шум поднялся преизрядный, но как-то быстро стих. Уже через две недели после сенсационного заявления никаких новостей на тему в СМИ не пробегало. Что это значит?
А все очень просто – РПЦ и поддерживающие ее структуры прощупывают почву. С ИНН было ровно то же самое. Аналогично выдвигаются варианты на тему получения недвижимости и т.д. При этом, что характерно, к 1917 году РПЦ почти не имела своего имущества, поскольку оно уже более двух столетий принадлежало государству.
Но понятно, что РПЦ волнует отнюдь не "историческая справедливость", а возможность нажиться. Вот и перебирают разные варианты в надежде, что получится – депутаты, напрямую ратующие за РПЦ, не редкость. А уж депутатов, которые, гм, не отличаются умом и сообразительностью, и подавно хватает – их очень легко поймать на лозунг "традиционной национальной культуры" и т.п.
Возможно, расчет идет и на ситуацию "ладно, получите и отвяжитесь!" – разумеется, это не относится к глобальным требованиям, но вполне может пройти по "мелочи" типа передачи в собственность зданий, земли, которая сейчас уже арендуется, и так далее. Но существует же пословица "Где коготок увяз, там и птичке пропасть". Шантажисту платить нельзя! Даже если шантаж осуществляется без явных требований "в противном случае..." (впрочем, в ситуации с ИНН были показаны зубки – мол, мы можем поднять паству против государственных законов).
Наглядный пример полностью аналогичного характера – холокост. Сначала платила Германия, теперь требования предлагаются по очереди всем подряд – от швейцарских банков до IBM (а чего это нацисты использовали ваши счетные машины для учета?), и часто требования выполняют, но с условием отказа от дальнейших предъявлений претензий к организации. Подобный гешефт хочет построить и РПЦ, спекулируя на "реституции исторически принадлежащего имущества".
Давайте посмотрим исторические данные. Я.Е. Водарский, "Землевладение русской православной церкви и ее хозяйственно-экономическая деятельность (XI – начало XX в.)", в книге "Русское православие. Вехи истории", М., Политиздат, 1989 г.
Троице-Сергиев монастырь в XVII веке имел 150 тысяч десятин пашни (при общем кол-ве пашни в стране около полумиллиона десятин). Вернем? Причем в пропорции от нынешних земель, чего стесняться-то?
Это же заведение имело в собственности около 180 тысяч душ. Не в смысле монахов, а – крестьян. Тоже можно восстановить, не так ли? А то безобразие – отменили крепостное право, а церковь от этого пострадала!
Причем не совсем понятно, сколько возвращать: по официальным церковным данным, к 1917 г. у РПЦ в собственности было около 3 млн. десятин земли, но большевики национализировали из этих 3 млн. – сколько бы вы думали? – 8.275 млн. десятин. Кроме того: 424 476 миллионов рублей, 84 завода, 1816 доходных домов и гостиниц, ну а всякие мелочи типа ферм, скотных дворов и прочего перечислять лень – их количества тоже исчислялись сотнями.
Будем возвращать? А, может, еще и с процентами за истекший период?
Если Христос согласно евангелию говорил "Царствие мое не от мира сего" (Иоанн 18:36), то царствие РПЦ прочно находится именно в этом мире. Видимо, не зря когда-то Л. Брюс сказал: "Каждый день люди уходят из церкви и возвращаются к богу".
Впрочем, теологические проблемы РПЦ светское государство беспокоить не должны. А должно беспокоить совсем другое: а на кого, собственно, работают такие государственные чиновники, как Иван Стариков? На государство или на РПЦ? Если он работает на государство, то почему предлагает проекты, которые интересы этого самого государства не просто не соблюдают, а вовсе даже нарушают? А если он работает на РПЦ, то что он делает на государственном посту отнюдь не маленького масштаба?
Special for FLB,
5, 9 sept. XXXVII A.S.
Warrax Black Fire Pandemonium http://warrax.net
e-mail [email protected]