http://www.pravoslavie.ru/jurnal/matrix.htm
комменты - Doctor Andrew
дополнительные комментарии: Yason dinAlt ([email protected])
Что такое «Матрица»? Главный образ на котором построен новый голливудский шедевр заставляет задавать философские вопросы. Ведь фильм-то философский. И даже богословский.
Ага! Богословский. Как "Терминатор 2" :-)
Ну, с богословским явно перестарались. Хотя что-то религиозное, точнее своеобразную кальку найти можно...
Представьте себе гигантский кинотеатр, оборудованный по последнему слову техники – отличный звук, картинка создающая иллюзию присутствия. Замурованные в свои кресла, погрузившись в виртуальную жизнь на экране, сидят несчастные зрители.
Почему нещасные-то? Их, что силой в кресла замуровали....?..
Их собственная (реальная) жизнь почти ничтожна – к тому же она начинает восприниматься в образах, видимых на экране: так девушка, сидящая рядом, как-то связывается с героиней фильма, сам ты почти ощущаешь себя суперменом, уже готовым сказать себе «я – избранный, бог – я».
Ну это уже психоз - отождествлять себя с киногероем.
Так возникает деление на два мира – мир «реальный» и мир «иллюзий», причем неизвестно, какой же из них более настоящий, более подлинный. По крайней мере, энергичные фигуры движущиеся на экране живут заведомо более полной жизнью, чем вялые зрители прикованные к своим местам.
Создатели фильма «Матрица» доводят это распорядок до конца. И в этом смысле именно в «Матрице» кинематограф наконец-то достигает вершины своего самопознания. Расклад такой:
А почему "расклад" а не "сюжет"? Вот нет-нет, да и проскальзыват в речи и манерах наших "праааславных" мелкоуголовное прошлое.
весь мир погружен в виртуальную реальность. Народу кажется, что он живет полной жизнью в конце ХХ-ого века, на самом деле все не так. На самом деле на дворе XXII век и миром управляют захватившие власть машины – они посадили людей в пробирки и показывают им грандиозное кино – создают тотальную иллюзию. Мир, в котором, как им кажется, люди живут, на самом деле вообще не существует.
Ага, завязка сюжета вроде изложена верно...но вот дальше что начнецца!
Жизнь лишь компьютерная симуляция. Сюжет фильма – повествование о неких посвященных «Посланцах Зиона» (!)
Обратите внимание на этот воскл. знак.
Угу. Дурка... однозначно. Что самое интересное словосочетания "Посланцы Зиона" тем не было. Были "дети Зиона".
которых вырвали из пробирок, в результате чего они познали иллюзию, и теперь борются против Системы.
Тэнк: Дырок? точно, мы с братцем Дозером, оба самые настоящие человечки, домашней выделки. Рождены свободными, здесь, в реальном мире. Оба дети Зиона.
Нео: Зион?
Тэнк: Там мы отметим победу над машинами. Если сумеем их победить.
Нео: Это город?
Тэнк: Человеческий город. Наш последний дом.
Нео: а где он?
Тэнк: там под землей. Ближе к ядру, где все еще тепло. Если повезет, сам все увидишь.
Для тупых и православных. Дети Зиона - жители последнего человеческого города в реальном мире, которые были рождены, а не созданы искусственно машинами.
В фильме показан решающий момент этой борьбы – история инициации и деяний «избранного» Нео (в начале фильма – банального компьютерщика господина Андерсона), который предречен некоей Пифией, чтобы стать Спасителем человечества от тиранической власти машин, создавших компьютерную иллюзию.
Вообще сюжет фильма чисто гностический (или если угодно оккультный). «Матрицу» можно рассматривать как почти классический киноучебник, открывающий простому народу разного рода масонские премудрости.
О! вот оно што.... а я-то, по наивности думал, что масоны общество-не-для-всех. И "простой народ" там нахуй не нужен..
Причем замечательно, что здесь нет никакой дешевизны! Фильм открывает только то, что составляет самое ядро гностико-масонского учения, по крайней мере доступного для непосвященных: гностическую космологию (учение о мире), сотериологию (учение о спасении и «Спасителе») и учение о инициации (путь «посвященного»).
Хм... не думал что корнями киберпанк уходит в жидо-массонство. И сюда добрались, иудеи проклятые...
Начнем с космологии. В фильме сообщается, что мир, в котором людям кажется, что они живут, на самом деле создан ужасной бездушной машиной – «Матрицей». Разумеется, всякому кто интересовался историей мистических учений ясно, что это всего лишь вариант популярной как в древних гностических сектах, так и в тайных обществах Нового времени идеи о том что мир на самом деле создан бездуховным (и поэтому злым)
Ваще не понял...что значит - "бездуховным, а потому - злым"? что такое духовный/бездуховный? Что такое "злой"? вопрос риторический))
Лично я вааще нифига не понял. "Матрица" - компьютерная программа, созданная искусственным интеллектом (ИИ) для выращивания людей, с целью их последующего использования в качестве батарейки "Энерджайзер". Да и если уж на то пошло. Это, конечно, если фильм внимательно смотреть. Так вот, во время последней беседы Агента Смита с Морфеусом, он ему сообщает, что изначально первая "Матрица" задумывалась машинами как идельно-хороший мир для людей. Но... "война и убийства - норма человеческого существования" (с). Так что назвать машины злыми - это по меньшей мере глупо. Они безразличны к человеку.
существом – Демиургом, который сам был порожден на поздних этапах эволюции «высших эонов» в результате печального недосмотра. Понятно, что этот миф является радикально не христианским и вообще противоречащим любой позитивной духовной традиции, для которой Создатель нашего мира – все-таки благой Бог.
Вапщето - матрица - классический киберпанк. И ни о каких там "высших эонах" речи нет.
Классический это Вильям Гибсон "Нейромантик". А братья Вачовски пошли намного дальше и добавили не свойственный киберпанку размах и влили добрую порцию различной философии.
Учение о «Спасителе» и «спасении», изложенное в фильме воскрешает ересь древних докетов, которые учили о призрачности и иллюзорности Тела Христа-Спасителя жившего среди людей и распятого. Докетизм – условность тела и телесности – в фильме идет даже дальше древней ереси – иллюзорным здесь является не только тело «спасителя» - Нео, но и вообще всех людей.
Бля, не, ну ловко они за уши притягивают. Малацца! Только вот Нио не "душу" спасать собираецца (она-то, душа, как раз в полном порядке у "матричных" людей) а тело бренное. Так што никакой нах иллюзорности.
Да нет. Нео спасает не только тело. Он спасает разум людей, чье сознание погрязло в Матрице.
Морфеус: Матрица повсюду, она окружает нас, даже сейчас она с нами рядом, ты видишь ее, когда смотришь в окно, или включаешь телевизор, ты ощущаешь ее, когда работаешь, идешь в церковь, когда платишь налоги. Целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы спрятать правду.
Нео: какую?
Морфеус: что ты только раб Нео. как и все ты с рождения в цепях, с рождения в тюрьме, которую не почуешь и не коснешься. В темнице для разума. Увы, не возможно объяснить, что такое Матрица. Ты должен увидеть это сам.
Самое интересно, что если почитать о второй и третьей части "Матрицы" на сайте Ривза, то там тоже есть фразы, что "Матрица" - это своеобразная переделка христианских мифов.
Цитата: The basis of the story is rooted in Christian mythology, keeping in touch with the Christ theme of the first film.
Наиболее интересны, правда, не эти идеологические мотивы, а более практическая часть – рассказ о жизненном пути героя-избавителя. Этот рассказ выдержан в соответствии с классической схемой: инициация (пробуждение) героя – его обучение – испытание – смерть – второе рождение(«воскресение») и самообожествление «избранного».
Ну да. Так это всегда и происходит в Голливуде. Ви таки што, боевиков не смотрели никогда?
Вот автор и сознался, что для него "Матрица" лишь боевик. Хотя фильм силен другими качествами и философскими в первую очередь.
Все диалоги сцены и ритуалы на каждом этапе при этом выдержаны со строгим педантизмом. Они насыщенны многообразными скрытыми цитатами из разных популярных в эзотерических кругах сочинений от «Парсифаля» Вольфрама фон Эшенбаха – вплоть до новейших сочинений оккультного толка. Разберем по порядку.
Ну не знаю, "Парсифаль" не читал... Вар, ты читал, наверно много "разных популярных в эзотерических кругах сочинений" - есть цитаты?
Так Парсифаля я тоже не читал, а критик точных цитат не приводит :-)
В начале фильма простой компьютерщик господин Андерсон проходит обряд инициации, который осуществляется посвященными – с эзотерическими именами Морфиус и Тринити (то есть Троица). Обряд осуществляется весьма грамотно, в несколько этапов, со встречами сначала на не сакральной (дискотека), а потом и сакральной территории. В результате инициации Андерсон также получает эзотерическое имя Нео
Запиздился совсем неуважаемый афтор. "Эзотерическое имя Нео" - это всего лишь "ник" Андерсона. Псевдоним, штоб не светицца в инете. Он же двойную жизнь ведет - днем программер, ночью - хакер типа. И это все до "инициации")))
и приобщается к тайному обществу «Детей Зиона» (то есть конечно Сиона)
ВО! помните тот восклицательный знак? Вот оно што, оказываицца! "Сиона", бля. Везде ОНИ! Дело Климова живет...
плавающих на корабле «Новохудоносор». Неофит узнает, что мир обычных людей (профанов) – всего лишь иллюзия, внушенная «Матрицей», поэтому с ним можно и обращаться по-свойски. В частности, можно безболезнено (и для их же блага, разумеется) уничтожать профанов, ставших «друзьями системы».
Ну а як же иначе? Лес рубят - щепки летят.
Морфеус: Матрица - это система, система и есть наш враг, но когда ты в ней, оглянись, кого ты видишь: бизнесменов, учителей, адвокатов, работяг. Обычных людей, чей разум мы и спасаем. Однако до тех пор, пока эти люди часть системы, они все наши враги. Ты должен помнить, что большинство не готово принять реальность, а многие настолько отравлены и безнадежно зависимы от системы, что будут драться за нее. Ты меня слушаешь, Нео, или смотришь на девицу в красном?
Замечательно, при этом, что весь антураж героев, борцов с Системой в фильме, удивительным образом напоминает зрелую эстетику Третего Рейха с его суперменством и самоизбранничеством. А прекрасные форменные черные кожанные плащи героев для российского зрителя не могут не ассоциироваться с чем либо иным, как с одеяниями незабвенного Штирлица и его друга Мюллера.
Каво? Чево? Какова блять, "его друга"? Афтор еще и историю не знает нихуя. Или это юмор такой? Християнский... А плащ форменный тока у Морфеуса и был. А у Нио он (плащ) вовсе даже бесформенный;))))
Ну я так понял, стилизация под СС - это классическая ошибка в этом жанре. Что общего в одеянии работников Гестапо 30-40х годов прошлого столлетия и киберпанковских кожанных заморочек конца 90х начала 2000х. Разве что цветоая гамма...
В то же время агент «Матрицы» Смит выступает в обличье «тупоголового янки». Как мы это понимаем!
Да, вижу, нихуя ты не понимаешь... Это не "обличье «тупоголового янки»", это обличье типового, хрестоматийного агента ФБР (or same)
Ну уж не знаю как тупоголового, а все тот же диалог Смита с Морфеусом про человечество - это шедевр.
Дальше Нео проходит процедуру магического обучения при помощи волшебных компьютеров (между прочим, изучает ритуалы восточных единоборств).
После этой фразы я долго валялся по полу.. Интересно, а статью эту афтор не с помощью "волшебного копутера" писал?.. Вот оно, отношение праааславных к технолгиям....
Ритуалы говоришь? Это наверное чтоб по стенкам бегать и от пуль уворачиваться?!
Затем он проходит и ритуальное испытание, связанное с рядом подвигов – поединков с агентами Системы – а также, что более существенно, выбором между жизнью и смертью и спасением «Учителя» – Морфиуса. После того как Нео успешно прошел все испытания и убедил всех,
Вапще-то ему нахуй не надо было убеждать кого-либо в своей "избранности". Ему б самому убедицца...
что он и есть «Избранный», случается самое главное – смерть, воскрешение и самообожествление героя. В результате которого он говорит себе «Я – избранный» и становится «как бог».
Да нихуйа он не самообожествлялся.. Он просто понял, што "ложки нет".
А вот православные говорят, что ложки-то нет, а вот суслик - есть :-)))))
Открою секрет. В продолжении оказывается, что избранный отнюдь не Нео, а его сын... ;)
Именно это и есть конечная цель всего. Убедить себя в собственном величии и посредством этого получить магическую власть над миром – это и есть цель духовного процесса, показанного в фильме. Вообще вся мистика «Матрицы» подчеркнуто анти-христианская. Дело не только в том, что Нео выводится как второй (после Христа) «Спаситель» пришедший к тому же «во имя свое» - то есть в христианской традиции как анти-христ. Дело и не только в подчеркнутом использовании либо только до-христианской (ветхозаветной), либо пост-христианской (оккультной) символики. Это все можно списать на творческую самобытность авторов картины. Важнее то, что духовный путь, предписанный в фильме – путь гордости, бунта и самообожествления – радикально противостоит христианскому пути смирения и обожения свыше.
Ну да, "обожание свыше"... Думаю, матрикс свои батарейки просто обожает! :-)))
В то же время иллюзорная докетическая двоиственность реальности и иллюзии, стоящей по ту сторону добра и зла имеет свою логику. Поэтому я рискну порекомендовать создателям фильма сюжет для «Матрицы-2». Разумеется, его основная идея должна содержаться в строгой тайне, иначе ничего не получится. Идея же эта вот какая. На картину выделяется скромный бюджет, равный примерно бюджету небольшой российской губернии,
Это типа сарказм :"вот гады, какие бабки тратят!"
пишется сценарий, фильм снимается, но его содержание держится в секрете. Затем устрояется грандиозная мировая премьера. На первый показ собираются ведущие кинозвезды, режиссеры, критики, политические деятели и топ-модели. Показ начинается. Высокая публика бьется в восторге. Напряжение нарастает и вот…В тот момент когда развитие действа достигает высшей точки, начинается перфоманс. Появляются до зубов вооруженные и тшательно одетые герои и методически расстреливают экран и всю видео и звуковую аппаратуру. Публика бьется в экстазе и в этот момент на сцену выходит герой по имени ЛЮЦИУС и сообщает людям новую весть: «Радуйтесь! Вы свободны. Мы освободили вас от иллюзии. Теперь начинается настоящая жизнь. Добро пожаловать в пустыню реальности». И в этот момент стены кинотеатра обрушиваются...
Бля, не могу комментировать. Пальца от смеха в кнопочки не попадают... Не, все-таки они в кагор што-то подмешивают себе... Апокалипсис от матрицы, бля... "Люциус" в форменном кожаном плаще... ухахаха!
Мда, финиш... Мне конечно очень не хочется разочаровывать наших младших по разумы братьев православных, но ни во второй ни в третьей части Люциуса как и Мефестиуса с Вельзеусом не будет. Жалко... ;)
Шутки, шутками. А православный автор отчасти прав. История Нео - это калька с Христа. Уж очень жизнь его похожа на бытие Христа. Но с другой стороны то, на сколько это модифицировано и подано в нужной ницшеансокй окраске лишь делает честь авторам. Вспоминается фраза одной знакомой, которой фильм не понравился от того, что главный герой не спас человечество. Ну, не Брюс Виллис, что поделаешь?! Зато стал богом для себя самого...
Дмитрий Сапрыкин [email protected]
Warrax Black Fire Pandemonium http://warrax.net
e-mail [email protected]