Комментарии Центра детеизации будут выделены этим цветом.
о.Тимофей (Алфёров)
Настоятель прихода Иверской мироточивой иконы Божией Матери
в пос. Любытино Новгородской области
Границы научного мышления в богопознании
Прогрессивная гуманистическая идеология весьма прочно укоренилась в умах большинства наших современников, научившихся слепо веровать в прогресс человечества, в объективное и неизбежное улучшение человеческого рода, и вообще в какое-то будущее, если и не слишком светлое, то в целом нормальное.
Мы пока что не будем комментировать тот факт, что прогрессивная гуманистическая идеология означает останов процесса эволюции человека, окончание процесса эволюции и начало деэволюции. Почему? Да потому, что это не является темой комментируемой статьи. Однако же, мы должны упомянуть, что "не может древо доброе приносить плода худого" (не вспомните, Кто это сказал?).
Научно-технический прогресс, при всех его катастрофах типа Хиросимы, Бхопала, Чернобыля, СПИДа и Windows-95, в целом значительно облегчил людям жизнь, избавив их, к примеру, от эпидемий черной чумы и охоты на ведьм. На этом фоне можно надеяться, что человечество обеспечит себе будущее если не светлое, то хотя бы нормальное.
Эта вера не основана ни на каких объективно наблюдаемых фактах, ни на каких законах развития природы и общества. Напротив, и в природе, и в обществе мы видим на каждом шагу обратное движение - к деградации, распаду и хаосу.
В упор не вижу. Впрочем, если высшим состоянием общества считать поголовное религиозное помешательство, сопряженное с параноидальным поиском чертей и видениями во сне грешников, мучающихся в Аду, а наяву - еретиков, горящих на костре, то действительно, распад налицо.
Впрочем, рассмотрим аргументы автора.
Еще в прошлом веке были открыты, а затем подтверждены и обобщены два главных закона материального бытия:
- Закон количественного сохранения материи. Сюда относятся законы сохранения массы, энергии (точнее массы-энергии, как целого, учитывая связь между ними по формуле Эйнштейна), заряда, импульса и др., которые в целом утверждают сохранение материального мира и его движения.
- Закон качественного растления материи и ее движения. Сюда относятся законы однонаправленности и необратимости важнейших природных процессов. Этот закон также охватывает все уровни материальной организации, начиная от атома и кончая человечеством в целом.
"Растление материи" - это такой новый научный термин? :-)
Химический состав Вселенной стремится к однообразию, благодаря тому, что наиболее устойчивы средние ядра периодической системы. Легкие ядра при благоприятных условиях стремятся к синтезу, тяжелые - к распаду.
Это опять же что-то сверхоригинальное. Если рассматривать "тепловую смерть" Вселенной не по-православному, а по-научному, то в конце концов все распадется до электронов, фотонов и прочего. Понятие химического состава к этому не применимо.
На молекулярном уровне нам хорошо известно второе начало термодинамики, обуславливающее постепенный переход всякой энергии в тепловую.
Ух ты. Это новая формулировка второго закона термодинамики, православная :-) Согласно нему вся материя постепенно превращается в тепловую энергию, и в конце концов получаем ситуацию, при которой материи нет, но очень-очень жарко :-)
В химии однонаправленность реакций известна.
Ага. Рекомендую батюшке взять какую-нибудь "Энциклопедию юного химика" и найти там словосочетание "химические часы". Понятие равновесия химических реакций я ему объяснять не рискну, учитывая его уровень подготовки.
Соединения стремятся также к минимуму потенциальной энергии и максимуму энтропии.
Это как? Отдельные молекулы? :-)
В пределе мир должен состоять из устойчивых соединений, не взаимодействующих друг с другом.
Назовите пример, пожалуйста :-)
Таким образом, Вселенная стремится не только к тепловой, но и к химической смерти.
Мда. Библия, как видим, вставляет не по-детски...
Открытие нейтронных звезд и черных дыр, как последней стадии звездной эволюции, прибавило Вселенной возможность и еще одного вида смерти - гравитационную смерть. Таким образом, имело бы смысл говорить о комплексной смерти Вселенной и ее неизбежности. В этом состоянии не только нет ни горячего, ни холодного и никакого движения, кроме теплового,
Во блин, так тащит! Горячего и холодного нет, а тепловое движение - есть.
Нет никакой ложки. А суслик - есть. (с)
может не быть ни химического разнообразия, ни самих элементов,
Элементов, значит, нет, а устойчивые соединения - есть.
но может не быть и вещества в обычном понимании, если Вселенная превратится в систему черных дыр или даже в одну гигантскую черную дыру.
И в чем же будет эта дыра, если Вселенной не будет?
И это состояние в принципе ВОЗМОЖНО при соблюдении всех законов количественного сохранения и при выполнении ДО КОНЦА законов качественной деградации материи.
В общем, Христос вас спас и все быстро стучать лбом об пол.
Окей. Откуда-то появилась Вселенная. Откуда она появилась - нам неизвестно. Причем здесь бог - тоже. Но начинает действовать принцип: "Все необъяснимое объяснимо при введении понятия бога. То, что это объяснение не объясняет НИЧЕГО, потому что бог НЕПОСТИЖИМ, и то, что существует масса вещей, которые объяснялись введением понятия Бога, а сейчас объясняются наукой - видимо, достаточно безразлично. Самое главное - сказать: "бог есть, Он вас накажет, а мы можем - за небольшую плату - с бим договориться."
На живом уровне материи мы сталкиваемся прежде всего с понятием информации. Живое есть там, где есть ДНК, а ДНК - это прежде всего информация.
А я-то, наивный, думал, что ДНК - это прежде всего дизоксирибонуклеиновая кислота.
Информация - категория не материальная, это дочь ИДЕИ или ЗАМЫСЛА.
Все Шеннона читали, а поп его курил...
Самопроизвольное возникновение самой простейшей значащей фразы совершенно невозможно по теории вероятности
Это как, поподробнее бы :-)
- и, естественно, никогда не встречалось в эксперименте. Интересно, что информация, хотя и не имеет природы материальной, подчиняется общим законам бытия: она не возникает сама собой, а при передаче стремится к порче, в пределе - к информационному шуму, полному хаосу. Это общие законы, которые должны учитывать все информационные системы, искусственные и естественные.
Ага. Совершенно невозможно по теории вероятности - это перл. Сразу видно, что Новый завет автор держал в руках чаще, чем учебник теории вероятности. Возьмем для примера 4 кодона - П, О, А, С (Как наши обозначения будут соответствовать аденину, гуанину, цитозину и тимину/урацилу - для данного расчета неважно). Возьмем фразу "ПОП ПАС ПСА". Значащая фраза? Вероятность образования именно этой фразы из произвольно составленных кодонов равна 1/49, что равно примерно 1/250000. Иными словами, взяв тонну кодонов и составив из них девятиэлементные цепочки, мы получим примерно четыре грамма молекул, содержащих последовательность "ПОП ПАС ПСА" (С точностью до разного молекулярного веса кодонов). Вот так. И даже взяв, скажем, 32 аминокислоты, по числу букв русского алфавита, мы среди 1021 молекул найдем последовательность "УПОПАБЫЛАСОБАКА". А 1021 молекул - это не так много, всего лишь несколько десятков тонн. Если эта молекула способна самореплицироваться, то уже через несколько часов ее копий будет ОЧЕНЬ много.
Второе. Допустим, что цепочка "ПОП ПАС ПСА" испортилась и мутировала в "ПСА ПАС ПОП". Автор неявно предполагает, что одна цепочка чем-то лучше другой. Понятие "лучше" в смысле "правильнее" в данном случае неприменимо, единственным критерием является то, что цепочка "ПОП ПАС ПСА" самореплицируется лучше/хуже, чем цепочка "ПСА ПАС ПОП".
Из этих законов вытекают биологические следствия:
...которые мы пошлем в пешее эротическое путешествие на основании вышеизложенных доводов.
- невозможность возникновения жизни из неживой материи,
- невозможность эволюционного нарастания сложности организмов, и
- неизбежность мутационного разрушения любой живой твари. Ни один вид живых существ - по этому самому закону - не может сохраняться бесконечно долго, ни тем более улучшаться и усложняться, в какие бы идеальные условия его ни поместить.
А огромный археологический материал мы пустим побоку. Либо же, будем лезть из кожи вон, поясняя, почему в архейских отложениях существа более примитивны, чем в палеозое и тем более в более современные эпохи.
Если живая природа существовала бы по другим законам передачи информации - не могли бы работать наши нынешние компьютеры. Они вдруг стали бы созидать сами себя и свергли бы господство людей над собою, - таков сюжет некоторых произведений фантастики. Но компьютеры спокойно подчиняются людям, а биологические виды преспокойно вырождаются. То и другое - научный факт, в отличие от любых эволюционных умопостроений.
В таком случае, вот такой экспериментик. Есть такой класс микросхем - FPGA. Вентильные матрицы с программируемой архитектурой. Одни умельцы произвели эксперимент: генерировали случайно мутируемые прошивки для матриц, оставляя те из них, которые давали более качественное распознавание подаваемого на вход сигнала. Через несколько тысяч попыток прошивки стали уверенно опознавать сигнал. Структура схемы, соответствующая прошивке, при распечатке оказалась совершенно непонятной. Тем не менее, она работала.
Деградация идет на уровне каждого вида, но поскольку существует взаимодействие и конкуренция видов в природе, то гораздо быстрее исчезают сами виды не от внутреннего вырождения, а от внешнею истребления (и не только человеком). Биосфера деградирует быстрее генетического аппарата.
Приводить пример вида, который исчез в результате деградации, а не пожирания конкурентами, потери кормовой базы или гибели в катастрофе, разумеется, не обязательно. Мы уж не говорим о том, что понятие "деградация" субъективно.
При этом исчезают виды, обладающие самыми удивительными приспособлениями, самые богатые информацией и замыслом, остаются же наиболее простые и плодовитые: крысы, вороны, тараканы и под. Все же большое, красивое, вообще выделяющееся чем-либо, вымирает скорее.
При этом, критерий удивительности и богатства информации и замысла автор будет давать произвольно. Причем, не просто произвольно, а так, чтобы доказать свою точку зрения. Что в результате даст автору возможность доказать существование замысла, опираясь на посылку о существовании замысла. Бог есть, потому что так написано в Библии. Библия истинна, потому что ее авторов вдохновил бог. За такие доказательства в школе ставят двойки. В семинарии, видимо, не ставят.
Итак, законы качественного развития материального мира (живого и неживого) - это законы его смерти.
В креационной картине мира эти факты и эти законы бытия определяют все: мир деградирует от первоначальной доброты. Законы количественного сохранения действуют с тех пор, как Бог перестал творить в седьмой день мира. Законы качественного растления в их нынешнем виде действуют с момента согрешения первых людей, ибо человеком вошла смерть в мир.
Да-да. Когда два идиота, не умеющие отличать добра от зла, шатались по Раю, не имея возможности даже оставить потомство, - это, несомненно, идеал, к которому приближаются разве что интернаты для умственно отсталых в странах Океании. А существование костей всевозможных -питеков креационной картине объяснять не обязательно. В крайнем случае, можно всегда сказать, что виноват Диавол, который подбросил ученым косточки убиеннаго жыдами христианскаго младенца. Непонятно только, кто убил трилобитов этак сотни миллионов лет назад, если смерть началась с грехопадения Адама. Наверное, Адам водился в архейский период.
Эволюционное же мировоззрение заранее обрекает себя не на прямой логический вывод из научной картины мира, из фактов и законов природы, а на сочинение причин, по которым эти законы якобы должны работать в обратном направлении.
Накопленный наблюдательный и отчасти экспериментальный материал в поддержку Дарвина мы выбросим в мусорный ящик, потому что нам, видите ли, удобнее трепаться о тепловой и прочей смерти, умело скрывая от читателей тот маленький фактик, что Земля не является замкнутой системой и получает порядок в виде света от Солнца, вышвыривая беспорядок в виде инфракрасного излучения. Поскольку физику автор должен был изучать, значит, либо он либо читал под партой Евангелие (вариант: порножурнал) вместо учебника физики, либо умышленно скрывает от читателя солнечный свет. На ум приходит слово "мракобес", но нам (автор-то священник) придется изобрести неологизм "мракоангел".
До сих пор нами не сказано решительно ничего нового. Это лишь краткий пересказ выводов любой книги по научному креационизму. Здесь все просто и тривиально. Люди не принимают этого только потому, что не желают.
Но обратим внимание на степень деградации, на скорость этого процесса. Из автоматики и техники давно известно: чем система сложнее, тем она менее надежна, тем раньше может наступить сбой. Та же закономерность действует и в природе. Виды вымирают быстрее, чем деградирует отдельный вид, т.е. биосфера в целом вымирает быстрее, чем разлагается первичная структура жизни. Выравнивание температур космоса идет еще медленнее, химические и ядерные превращения - еще медленнее. По логике нынешнего действия законов природы прежде исчезает биосфера, потом жизнь, как явление; потом наступит тепловая смерть, а полное единообразие элементов может при этом и вовсе не наступить. Потом возможна была бы и смерть гравитационная - коллапсирующее сжатие вселенной.
Какой же элемент бытия дает самые быстрые темпы деградации, а следовательно и самые короткие сроки жизни? - Очевидно, - венец творения, притом, поскольку, эта тварь имеет многоплановое бытие, то быстрее всего разлагается его духовная сторона, лишь после нее - плотская и физическая.
Да-да. Будем считать, что толпы, убившие философа Гипатию, сжегшие Александрийскую библиотеку и два века не ведшие летописей за полным отсутствием грамотных людей - это неразложившаяся духовная сторона. А сожженный за открытие кровообращения врач Мигель Сервет - это продукт полного морального распада: ишь чего удумал - противиться испытаниям, даруемым нам богом, чтобы мы поскорее вошли в Царствие Небесное.
Любое противобожное начинание двуногих, которое они придумали сами или приняв подсказку падших ангелов, прежде всего растлевает нравы, потрясает общества, а затем, конечно же, - сказывается на здоровье, на благосостоянии, на биосфере. И только тогда начинаются разговоры о ПРОБЛЕМАХ И КРИЗИСАХ. Так мы вполне логично и здраво приходим к тому опытному выводу, который давно дан нам в Священном Писании, который знает любой ученик воскресной школы, любой человек, ходивший на исповедь или прочитавший хотя бы краткий учебник по Закону Божию (Катехизис). Вывод прост: грехом человека вошла смерть в мир; другим путем она здесь поселиться не могла. Венец всей сотворенной пирамиды согрешил и пал, и вся она сыпется по частицам, причем все верхние этажи быстрее нижних.
Да-да. А трилобиты умерли после Адамова греха и оставили нам отпечатки в слоях, в которых дети Адама не наблюдаются. Читайте, дети, учебник воскресной школы.
Но одновременно два основных закона бытия, о которых мы говорим, дают нам и нечто гораздо более утешительное. Смерть Вселенной не есть единственный из них вывод. Живущая по таким законам Вселенная, если бы кроме нее ничего не было, не могла бы выйти из смерти. Факт ее жизни, хотя и деградирующей, однозначно указывает на бытие Творца ее, т.е. сторонней причины ее бытия. При этом Сам Творец не может подчиняться законам сохранения и деградации, иначе бы Он ничем не отличался от Своей тленной твари. Отсюда выводятся все свойства Божии, все характеристики Абсолютного и Бесконечного. Бог нематериален, не связан пространством и временем, - т.е. Вечен и Вездесущ, Он выше всей информации мира - т.е. Премудр, он Неизменяем. Наконец, чтобы "энтропийный" закон не мог иметь к Нему отношения - Он Дух, Он нравствен и Свят.
Вот именно. Нам нужно, чтобы нашему мрако...ангелию имелось подтверждение. Поэтому мы ведем доказательство, как бы поудобнее выразиться... В общем, вспять, как двигается рак. Или, еще короче, раком. Не доказываем существование бога, затем его благость и прочее. А требуем, чтобы имел место первородный грех (снятие последствий которого успешно наполняет нам карманы), затем делаем вывод отом, что для существования греха нужен бог, затем , приписываем ему атрибуты, какие нам удобно использовать для обоснования греха, и наконец, со всем этим пытаемся взлететь, вернее, постулируем, что такой бог есть.
Другого творца, другого бога, мир, живущий по нынешним его (мира) законам иметь не может. Поэтому желающий быть честным и мудрым осмыслителем бытия должен прийти к Богу Единому, - если только не мешает себе сам своей духовно-блудливой философией, разрешающей грешить и признающей грех нормою жизни. Навсегда следует забыть ту общеизвестную языческую точку зрения (правильнее сказать - точку слепоты), будто бы природа создала сама себя и развивается сама собою, - поскольку это противоречит законам природы. Точно так же и человек неспособен к автономному от Бога существованию - это тоже, если быть честным, прямое следствие существующих законов природы.
Уф-ф... Умучили ламеры.
Эволюция в биологическом смысле зиждется на трех постулатах:
- Все живые организмы способны размножаться в геометрической прогрессии (что приводит к наличию перенаселения и неизбежной гибели лишних экземпляров, особенно на ранних стадиях развития)
- Все живые организмы обладают свойством изменчивости (степень этой изменчивости не имеет значения)
- Изменения могут передаваться по наследству.
Чтобы строго опровергнуть биологическую эволюцию, достаточно доказать неверность одного из этих постулатов. Пока это не сделано. Успехов вам, попы :-)
Nota bene: теория биологической эволюции ничего не говорит о возникновении жизни. Это другой вопрос. Но приведу справку и по этому поводу:
Неравновесная термодинамическая система тем быстрее движется к состоянию равновесия, чем больше в ней возрастает подсистем с возрастающей неравновестностью, т.е. развивающихся путем прогрессивной эволюции.
Всех интересующихся обоснованием этого тезиса отсылаю к монографии: А.И.Зотин, А.А.Зотин, "Направление, скорость и механизмы прогрессивной эволюции. Термодинамические основы." Москва, "Наука", 1999.
Без опровержения синергетики позиция кретиноционистов "а покажите, как именно зародилась жизнь" выглядит подобно тому, как если бы некто зашел в квартиру без какой-либо вещи, затем был пойман на выходе с вещью и заявил бы: "А никто не видел, как я это взял, и вы не можете приписать мне кражу!".
Но здесь же необходимо осознать и еще одно важнейшее следствие из законов бытия. Творец мира, живущего по этим законам, Сам не охватывается ими, а потому для нашего разума, живущего обобщением наличной реальности, Он не может быть постижим и объясним. Законы Его внутреннего бытия для нас всегда будут нетривиальны, парадоксальны, даже как бы абсурдны, хотя внутренне непротиворечивы. Проще сказать, с нашим плотским мудрованием Бога не поймешь и не измеришь.
Иными словами, вне Откровения невозможно определить, является ли любой факт о боге (например, то, что бог сказал "не прелюбо сотвори") достоверным. Проверить этот факт можно через Откровение, а достоверность Откровения мы, в свою очередь, не можем проверить по этим же причинам. Здесь самый раз вспомнить нашего дежурного персонажа - сантехника Васю, который получает откровение Снизу об адских мучениях, которые ждут заблудшие души. Делает он это ежемесячно после получения зарплаты, когда на всю зарплату закупает паленую водку и предается недельной медитации с разглядыванием зеленых чертей устрашающего вида.
Нужно Откровение Самого Бога о Себе и Своих делах. А нам нужно приготовиться встретить в этом Откровении и честно, спокойно принять парадоксы. Например, такой парадокс, имеющий прямое отношение к теме симпозиума: кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее - слова Христовы. Общецерковное пояснение их таково: будет человек заниматься самостоятельно своим бытоустройством на земле, чтобы ему здесь быть комплексно, валеологически здоровым - он будет скорейшим образом приближаться к смерти, и притом не только вечной, но и временной. Ищешь Неба - получить и земное, не роскошно, но достаточно, ищешь земного - не получишь ни земного, ни небесного. Парадокс, но парадокс неизбежный, можно сказать, научно предсказанный, как и вся парадоксальность Откровения Божия.
Здесь наука, точнее разумные и логичные из нее выводы, вплотную подводят нас к своим границам. Есть Бог, Абсолютный Творец сего мира, неподвластный его законам, а потому непостижимый для твари. Слово Которого для нее всегда парадоксально. Здесь логика уступает место вере. Там, где начались парадоксы, логика способна на весьма ограниченную и вспомогательную роль. От этого момента у современного, "испорченного наукой" верующего должен начаться процесс внутреннего богопознания, о чем вести речь следует уже не в ареопаге, а в Божием храме и с теми, кто способен перейти из первого места во второе.
Да-да. И чем скорее, тем лучше. А то священник проголодался и, наущаемый господом, хочет чего-нибудь постного. Осетрины, например.