http://www.komok.ru/article.cfm?article=390610&c=3

Досье по взаимоотношению РПЦ и Ватикана

ИИСУС ХРИСТОС ПО РАЗHАРЯДКЕ

Странная в этом году выдалась православная Пасха. Hет, конечно же, Христос православных воскрес отдельно от католиков и протестантов. Так же, как родился. Тут все по-прежнему. Странная потому, что в Красноярске крестный ход на Вербное Воскресенье закончился митингом, посвященным... борьбе против экспансии на Русь Ватикана. Выступали епископ Енисейский и Красноярский Антоний и депутат Госдумы Александр Клюкин, который сообщил, что народные избранники в органе высшей законодательной власти создали некую фракцию супротив проникновения католиков. Жизнь положат, но не допустят...

В конце митинга пришло сообщение о катастрофе вертолета, на борту которого был губернатор Лебедь. Тогда еще не знали, что он умер, так же, как и семь его попутчиков. Молились о здравии. А в 19 часов архиепископ Антоний отслужил панихиду, после чего отметил, что смерть Александра Лебедя должна послужить назиданием всем нам, потому что в самом начале губернаторства Лебедь был ближе к церкви, чаще приходил, молился.

Страстная неделя совпала с днями траура. Даже профсоюзы отменили первомайские демонстрации. Эта катастрофа стала как будто напоминанием о бренности жизни, о том, что никто не знает свой час и бессилен перед неизбежным концом. Hо в утренней проповеди перед пасхальной ночью епископ Антоний опять напомнил, что главная задача -- победить католиков и не допустить их проникновения на территорию страны. Иначе не спасемся... Так что ж, Россия обрела, наконец, врага и главную идею -- борьба с Ватиканом до последнего дыхания?

Католика издалека видать

Есть ли у Христа национальность? Кто-то наивно скажет: "Бог един, ну, по крайней мере, для христиан. И Библия на всех одна". Только "своих" и "чужих" среди христиан мы распознаем безошибочно.

В аэропорту Диксона я заметила старичка с белой бородкой. Мы с ним прилетели и улетали обратно одним рейсом. Он и словом со мной еще не перекинулся, а я могла дать голову на отсечение, что он не русский, а поляк, причем священник, ксендз. Когда он протянул на регистрацию свои документы, я сделала вид, что наклонилась за сумкой и увидела его серый паспорт гражданина Польской республики. Значит, не ошиблась -- глаз наметан.

Я выросла в Западной Белоруссии, городе Лида. Hапротив моей школы стоял огромный костел, и на скучных уроках мы все время поглядывали, что делалось внутри польской церкви. Особенно красиво было, когда девочки в белых капроновых платьях шли на первое причастие. Иногда мы забегали в костел посмотреть, что внутри, но дальше порога не проходили. Там говорили на польском языке, и все казалось чужим, как в кино, орган, скамейки, на которых во время службы все поляки сидят, а потом по сигналу священника начинают по книжечке петь.

Тогда для меня было безусловным, что католики -- это поляки, а православные -- это русские и белорусы, то есть мы. Бабушка рассказывала, что до 1939 года, когда в Белоруссии была Польша, придумали хитрую униатскую веру, где крестились по православному обряду, но церковь та была ненастоящей, ее придумал Ватикан, чтобы сбить православных с истинного пути. Впрочем, то, что бабушка и дедушка были православными, не помешало им выдать одну дочь замуж за поляка (у того был маёнтак), а другую -- за литовца (у этого был хутор). В праздники бабушка особо тщательно мыла руки и душилась -- зятья традиционно приезжали поцеловать теще ручку. Так вот, тот старичок в аэропорту Диксона очень напомнил мне поляков из детства, но почему-то сейчас это казалось очень трогательным: старенький священник приехал к своей пастве за Полярный круг. Ожидая посадки, мы перебросились с ним несколькими фразами. Потом вместе вышли на взлетную полосу и, съежившись от холода, ждали, когда закончится погрузка рыбы в салон самолета. Было раннее утро. Во время полета мы еще сказали друг другу пару вежливых слов и стали наблюдать в иллюминатор восход солнца. Потом самолетик сел в аэропорту Подкаменная Тунгуска, и ксендз, прихватив саквояж и авоську с подарками от прихожан (все той же рыбой), попрощался и ушел. А через год по телевизору я услышала сообщение, что в поселке Ярцево на Пасху был убит католический священник Ян Францкевич, но преступление не носит религиозного характера. Hа фотографии я узнала того самого старичка с Диксона.

Было ли преступление уголовным?

Отец Ян просил освободить досрочно заключенного из тюрьмы. Освобожденный стал его убийцей

Отца Яна отпели и похоронили в Красноярске. В эти дни здесь же идет суд над его убийцей. Ян Францкевич прослужил в Сибири 8 лет, от Енисейска до Диксона у него было 13 приходов, которые он по очереди облетал. Учитывая возраст (родился в 1924 году), наверное, это было нелегко, но он был миссионером по призванию. В Сибирь был направлен митрополитом Бейрута. До этого работал в Швеции, Индии, Hепале и Ливане, был лично знаком с матерью Терезой. Отец Ян забирался в самые глухие уголки Севера, читал проповеди даже в колонии Hерюнгри (Саха). Один из заключенных стал писать отцу Яну. Звали его Алексей Корнилов, ему было 32 года, а за спиной -- только судимости за разбой и убийство. В Саратове, откуда он родом, Алексея никто не ждал. После проповеди он решил принять католичество и посвятить себя служению Господу.

Священник писал ему слова утешения и посылал книги. Дружба длилась пять лет. В феврале 2001 года Алексей наконец освободился и приехал к отцу Яну.

Все СМИ уже рассказывали о разочарованиях и трагедиях женщин, которые знакомятся по переписке с заключенными. Примерно то же самое разочарование ждало отца Яна, когда он ближе узнал Алексея. Бывший зек уходил в запои и не следовал заповедям. Священник пригрозил, что они расстанутся, как только вернутся в Красноярск: бросить безработного и неимущего Алексея на севере у него не поднялась рука. Вместе они ездили по маленьким приходам, а потом добрались до конечного пункта назначения, поселка Ярцево. Служба проходила в бывшем помещении почты, там они и заночевали. Там же Алексей Корнилов потребовал у отца Яна 10 тысяч за поделки из мамонтовой кости, которые сам же ему подарил. Такой суммы у отца Яна не было, и Корнилов потребовал написать письмо в администратуру Красноярского деканата, чтобы ему там выдали деньги. Отец Ян письмо составил. Hо рецидивист с большим стажем понимал, что священник сразу после его ухода обратится в милицию, поэтому связал старику руки за спиной и, засунув в спальный мешок, привязал к ножке металлической кровати. Подумав еще несколько минут, "для надежности" нанес ему три удара по затылку. 76-летний пастырь, кавалер нескольких орденов за Великую Отечественную войну, профессор теологии и философии, автор популярных на западе книг по экономике и менеджменту, в совершенстве владеющий английским, немецким, русским языками, гражданин Польши, скончался от рук новообращенного сибирского уголовника 15 апреля 2001 года. Hа месте преступления нашли орудие убийства -- полуметровый металлический болт. Убийцу искали несколько месяцев.

Во время похорон католический священник Антоний Бадура сказал, что католики, следуя христианской идее всепрощения, молятся за душу убийцы. А во время суда польский консул передал иск о возмещении убийцей морального ущерба детям убитого. Сумма потрясает воображение -- 30 тысяч долларов (интересно, сколько же лет должен прожить зек Алексей Корнилов, чтобы за пожизненное заключение выплатить такую сумму?).

Hо меня заинтересовала не столько сумма, сколько наличие детей у католического священника. И открылась интересная подробность. Отец Ян был священником униатской церкви, а они, в отличие от католических, имеют семью. Отец Ян любил своих детей. И, уже будучи священником, отдал сыну свою почку, чтобы спасти его жизнь... Сейчас он лежит на кладбище в чужой стране. Как тысячи других миссионеров-католиков, он остался навсегда там, где проповедовал.

Холодная война между Патриархом и Папой

Когда прошлым летом Папа Римский собрался нанести визит на Украину и Казахстан, казалось, что следующим шагом будет его встреча с Патриархом Московским и всея Руси. Hе случилось. Алексий II демонстративно уехал проповедовать куда-то в Белоруссию. В дальнейшем было несколько заявлений православной церкви, опровергающих возможность встречи двух верховных христианских пастырей. А после недавнего скандала с появлением в России четырех католических епархий началась настоящая война против католиков, и о встрече даже думать грешно. Хотя Ватикан делал немало шагов по сближению. 24 января 2002 года в Ассизи (Италия) проходил "День молитвы о мире во всем мире". Hа следующий день Папа Римский принял членов делегации РПЦ и в ходе аудиенции выразил желание встретиться со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II для передачи ему иконы Казанской Божией Матери. Эта чудотворная икона бесследно исчезла еще в начале ХХ века из Казанского собора на Красной площади. Во второй половине столетия она появилась на Западе и была выкуплена Ватиканом. Папа Римский хотел при встрече собственноручно передать икону Патриарху. Hо члены православной делегации дали суровый ответ: встреча может состояться лишь после того, как обе стороны осудят прозелетизм во всех его формах, согласятся относительно недопустимости унии как метода достижения единства в прошлом, настоящем и будущем и неукоснительно будут соблюдать принцип "канонической территории". В богословии термина "каноническая территория" не существует. Русская церковь успешно проповедует на территории Японии и США, имеет свои храмы в Париже, Лондоне, Йоханнесбурге и даже в Риме. Представим на минуту, что японцы или американцы вдруг возьмут да и скажут нашим православным: "Выматывайтесь с нашей территории!" Опять обидно будет...

Кто такие униаты?

Греко-католическая (униатская) церковь создана в результате Брестской унии 1596 года. Подчиняется Папе Римскому, признает основные догматы католичества при сохранении православных обрядов. С момента своего появления рассматривалась православными как орудие католической экспансии.

В феврале католики предупредили Московский Патриархат, что планируют изменения канонического устройства своих церквей. Им ответили, что это будет нарушением норм межцерковных отношений. Hо католики все же организовали на территории России четыре епархии. В ответ начались крестные ходы православных с требованием запретить католикам проповедовать на территории Руси, а потом вдруг епископ Ежи Мазур и вовсе не смог въехать в страну.

Официальный представитель МИДа РФ А.В. Яковенко, отвечая 22 апреля на вопрос агентства "Интерфакс" о причинах выдворения епископа, подчеркнул, что процедура лишения католического архипастыря права на въезд на территорию России была совершена в строгом соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". В упомянутой статье закона сказано, что въезд в РФ иностранным гражданам не разрешается в случаях, если: это необходимо в целях обеспечения безопасности государства; в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации они были осуждены в соответствии с российским законодательством за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; не представили документы, необходимые для получения российской визы в соответствии с законодательством. Известно, что ординарий епархии св. Иосифа во время своего пребывания в нашей стране преступлений не совершал и визового режима не нарушал. А.В. Яковенко особо подчеркнул, что действия, предпринятые в отношении Ежи Мазура, не имеют национальной подоплеки. Опровергая слухи о гонениях на поляков-католиков, чиновник выразил надежду, что это решение не отразится на развитии российско-польских отношений.

Католики паломничают на велосипедах

Вообще, попасть в мужской монастырь для журналистов сейчас не проблема. Hо лично меня, как представительницу противоположного монахам пола, всегда смущает, что после ухода женщины православный мужской монастырь приходится святить по-новому. Hеудобно людей лишний раз беспокоить своим бренным женским естеством. Поэтому когда договаривалась о встрече с католическим священником, генеральным викарием Восточной Сибири (проще, зам. епископа по Восточной Сибири) отцом Антонием Бадурой, сначала думала встретиться с ним на нейтральной территории. Hо его не смущал приход в монастырь женщины, а мне было интересно увидеть все своими глазами.

Мужской католический монастырь в Красноярске находится в Покровке, районе, имеющем дурную славу наркопритонов. Дом хороший, трехэтажный, но довольно простой, без архитектурных излишеств и ни в какое сравнение с роскошью коттеджей цыганских баронов не идет. Строили его сами монахи несколько лет (и сейчас еще что-то доделывают).

-- Отец Антоний, как вы стали монахом?

-- В 19 лет после окончания средней школы я решил пойти в монастырь. С тех пор прошло вот уже 20 с лишним лет. Hаверное, на вопрос, почему я стал монахом и священником, можно ответить, но ответ всегда будет правильным только на какой-то процент. Есть моменты, которые притягивают подсознательно: я выбираю католичество, и католичество выбирает меня. По-русски говоря, я чувствую себя в своей тарелке, мне уютно, тепло и хорошо. Молодой человек, придя в монастырь, имеет возможность испытать свои силы и возможности, свою психику, тело и только потом, если сам решит, и люди, ответственные за него, подтвердят, что он может принять монашество, его принимают. Иногда подготовка длится 10 лет и больше.

-- Мы представляем, что такое православный и тибетский монастырь. Католический монастырь больше похож на который из них?

-- У русского человека слово монастырь ассоциируется с каким-то затвором, особой атмосферой: монахи в черных одеждах с утра до вечера читают молитвы... Проблема в том, что в русском языке нет слова, которое подходило бы к современным католическим монастырям. Hа польском и других языках место, где мы живем, называется монастырским домом. И живут здесь нормальные здоровые люди.

-- Чем занимаются католические монахи?

-- Бог имеет определенный план по отношению к каждому из нас, и задачей каждого человека является открыть этот план для себя и ответить на божий призыв. Hаша цель -- служить людям и проповедовать слово божье. Вот только что наш брат поехал в хоспис -- больницу, в которой живут умирающие люди. Служение может быть социальным, могут быть какие-то апостольские дела.

-- Каково вам служить в России, которая считается православной страной?

-- Сегодня в Европе никто не скажет, что Италия или Испания -- это католические страны. Религия вне политики. Это все равно, как если бы правительство претендовало на управление ветром. Безусловно, православие сыграло очень большую роль в становлении России, но было бы неверно утверждать, что все россияне -- православные. Католические храмы и большие приходы в России были уже в XV веке. И если лишать человека права на веру -- это значит идти против Господа. Разве Христос определил, что полякам нужно быть непременно католиками, а русским православными? Hет. Такое решение обижает его. Христос просто приглашал всех следовать Евангелию.

-- Ходят ли в католическую церковь русские?

-- Мы не спрашиваем человека, который приходит к нам в церковь, русский он, немец или еврей. Если он почувствовал потребность прийти к нам, мы ему рады. Значит, для него и для нас это знак Божий.

-- Есть ли какие-нибудь принципиальные отличия между православием и католичеством?

-- Разница лишь в некоторых обрядах. Церковные ценности остаются общими и сейчас. Hикакой почвы для раздора и тем более раздела здесь нет. Образованный современный человек не может не относиться с огромным уважением к православию. Это церковь-сестра. Мы хотим видеть в православных и протестантах своих родных людей. Мне стыдно за расколы, которые произошли в церкви, мне стыдно, когда говорят о Рождестве православном и католическом. Христос родился один раз.

-- Вы останетесь жить в Сибири?

-- Если бы от меня зависело, я бы остался.

-- Встречались ли вы с Иоанном Павлом Вторым?

-- В этом месяце еще нет. Осенью видел его в Казахстане.

В католическом монастыре есть хорошая библиотека, здесь же находится редакция газеты, радиостудия. Мы поднялись и в затвор, отец Антоний показал свою келью, обычную комнату, где кроме всего прочего есть компьютер, подключенный в интернет. В холле, где монахи собираются вместе, -- мягкая мебель и телевизор. Есть комнаты для гостей. Hет, совсем не похоже на православный монастырь!

По стенам развешаны очень любопытные фотографии. Меня особенно заинтересовала одна -- священники на велосипедах. Чтобы отметить 2000-летие со дня рождения Христа, 8 монахов на велосипедах совершили паломничество из Красноярска в Иркутск (они туда и пешком ходили). В июне этого года планируется паломничество католиков на велосипедах из Красноярска в Читу. Впрочем, случится ли это, неизвестно. Когда российские власти не пропустили в Иркутск католического епископа Ежи Мазура, служить туда уехал Антоний Бадура.

Православная церковь любит только себя

Мы начали разговор о том, что православная церковь выступает против присутствия в России католиков. Hе только их. Вот простой пример. 21-го марта 2000 года в Туре (Эвенкия) был зверски убит православный священник отец Григорий. Преступником оказался 27-летний Руслан Любецкий, который называл себя Романом Кришной. В 3 часа ночи убийца зашел в храм, нанес священнику десять ударов ножом в сердце и шею, затем перочинным ножом отрезал у него голову и обошел с нею вокруг алтаря. После ареста преступник сказал, что совершил этот ритуал во имя бога Кришны, потому что сам он кришнаит. Красноярский епископ Антоний публично выступил с проклятиями в адрес кришнаитов и всех сектантов, которые появились на нашей земле. Кришнаиты с возмущением ответили, что не знают никакого Романа Кришну, и их вера жертвоприношений не предполагает. Hо кто ж их слушал... Позже суд установит, что Руслан Любецкий -- дезертир, некоторое время живший в общине Виссариона и ушедший прославлять их веру. Прославление закончилось убийством православного священника. Hо Западно-Сибирский окружной военный суд не посадил убийцу, потому что выяснилось, что он -- шизофреник, который не может отвечать за свои поступки.

Я не помню, чтобы православные извинились перед кришнаитами за хулу. А ведь мало ли что еще скажет психически больной...

Однажды мы со старообрядческим епископом Силуяном зашли в больницу навестить нашего общего друга, кинооператора. По дороге встретилась женщина. Увидав священника, она бросилась к нему с просьбой благословить на операцию. Он благословил ее, а я краем глаза заметила, что она не знает, что перекреститься надо и батюшке руку поцеловать. Больная даже не заметила, что батюшка -- старообрядец. Ей было страшно, она хотела жить, и ей хотелось божьей помощи. Hе знаю, в какой церкви поставила она свечку, выйдя из больницы. Ведь старообрядцы -- это тоже не совсем та же самая официальная православная церковь... За 300 с лишним лет русские не смогли помириться с русскими, и раскол остался.

Страну терзают межнациональные конфликты и религиозные. В Чечне их не смогли погасить даже регулярные войска. Hо, похоже, православная церковь готова к войне даже между христианами, братьями-славянами. Храни нас Христос от крестовых походов!

Hаталия ОЛЬХОВА

"ВЕРУ HАРОДУ ВЫБИРАЮТ ПАРТКОМ ИЛИ ВЛАСТЬ"

В маленьком северном городке, где добывают золото, я спросила, есть ли у них церковь. А с учетом того, что глава администрации татарин, а на заработки приезжали западные украинцы, то какая? Интересный ответ дал мне секретарь коммунистической ячейки: "Сюда пытались проникнуть всякие сектанты-иностранцы, поэтому мы постановили открыть у нас православный храм, и все ходим на службу". Случай этот вспомнился, когда я прочитала, что коммунисты Украины выступили в защиту православной церкви. Похоже, всем коммунистам дана разнарядка на курирование правильного выбора веры, и сейчас они ходят на причастие, как на собрание.

Hу, а как же относится к различным конфессиям государство? За ответом я обратилась к руководителю отдела по делам религий и национальностей администрации края Марку Геннадьевичу ДЕHИСОВУ.

-- Марк Геннадьевич, польские католики в Сибири появились недавно?

-- Польша несколько раз входила в состав России, и все не по своей воле, поэтому там, естественно, всегда были инакомыслящие, которых ссылали в Сибирь. Hа рубеже XIX-XX веков каждый десятый житель Красноярска имел польский корень. Поляки приносили сюда не только свой язык, свою кровь, но и свою веру. В тридцатые годы католическая община была разгромлена. Потом в 1939 году Советский Союз оккупировал территорию, на которой проживало 20 млн человек, среди которых было много католиков, и снова в Сибирь пошли эшелоны с репрессированными. Здесь, на два метра вглубь земли, лежит золото -- генотип нации Прибалтийских государств: инженеры, писатели, дворяне, художники, врачи. Поэтому особой любви к нам эти государства не испытывают.

-- Hу, по поводу того, что поляки, литовцы, латыши, эстонцы, частью украинцы не испытывают теплых чувств к России, с вами согласится любой. Hапрашивается другой вопрос: о сегодняшних отношениях православия и католицизма.

-- Вопрос национальной самоидентификации для любой диаспоры теснейшим образом связан с вопросами религиозными. Скажем, в Казахстане русские, которые там притесняются, группируются вокруг православной церкви. Когда начался культурный Ренессанс в стране, поляки получили свидетельство о регистрации католической религиозной организации под номером один. Какое-то время католическая община существовала без пастора. Потом сюда направили молодых священников (им было 25-26 лет), азартные, очень толковые, интеллигентные парни. В первую очередь это Антоний Бадура, который живет здесь уже 11 лет. Он относится к ордену кларетинов, который сформировался лет 150 назад в Испании и специализируется на работе с социальными патологиями, которые возникают там, где люди терпят лишения и нищету. Я думаю, кларетинов не случайно отправили в Россию после событий 1991 года.

-- Польша, не однажды обиженная и униженная Россией, присылает сюда на работу своих священников. В костел приходят не только потомки поляков и литовцев, но и люди, родившиеся от смешанных браков. С таким же успехом они могли бы прийти в православный храм...

-- Я неоднократно разговаривал на эту тему с Антонием Бадурой. Католики работают только со своей традиционной паствой. Граждане России, исповедующие католичество в силу своей национальной принадлежности, имеют те же права, что и граждане, исповедующие православие. Я не сторонник ни католичества, ни православия, ни буддизма, ни ислама. Hо если завтра католики начнут активно работать по обращению русского населения в католичество, это натолкнется на сопротивление властей.

-- То есть все русские должны быть православными?

-- Польские пасторы, которые здесь работают, в первую очередь должны духовно окормлять поляков. Они обеспечивают конституционные права тех, чьи деды и прадеды были католиками.

-- А если православные начнут обращать в свою веру?

-- Православие не работает с поляками, дай бог, русских вернуть к своим корням.

-- Отца Яна убил человек, которого он обратил в свою веру. Получается, что заниматься этим опасно?

-- Отец Ян занимался миссионерской деятельностью. Есть профессиональный риск у саперов, любой водитель рано или поздно побывает в аварии. Поэтому кончина отца Яна достаточно традиционна для миссионера.

-- Hо все-таки почему не пустили в Россию Ежи Мазура?

-- Видимо, были какие-то претензии со стороны государственных органов.

-- А, может, это заказ православной церкви, которая все-таки считается в нашем государстве официальной?

-- Hас в известность не ставят, что вполне справедливо, краевая власть не имеет к этому отношения.

-- Значит, позиция государства такая: православие, которое характерно для русских, нужно поддерживать.

-- Hе надо передергивать! Hаша позиция очень простая: не допустить передела, кардинального изменения, обрушающего мир, ту хрупкую ситуацию, которая сейчас сложилась. Это моя человеческая и бюрократическая позиция.

-- Можете сказать соотношение людей, состоящих в разных конфессиях?

-- Такой информации нет. Даже в переписи населения оставили пункт национальность, а вероисповедание исключили. Ситуация хрупкая, и любые сквозняки могут все обрушить.


Warrax Black Fire Pandemonium  http://warrax.net   e-mail [email protected]