http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/detiduhmir.htm
Комментарии Центра детеизации будут выделены этим цветом.
Третий класс дружно скандировал. Неокрепшие ребячьи ручонки слаженно отбивали о крышки парт какой-то замысловатый африканский ритм, а звонкие мальчишечьи голоса твердили в такт лозунг. Не вслушиваясь в его слова, можно было бы подумать, что детишки пребывают под сильным впечатлением от победы любимой футбольной команды в недавнем матче или от концерта модной рок-группы. Однако, разобрав смысл услышанного, я, то есть внезапно вошедшая учительница, изменилась в лице. "Са-та-на, вой-ди в нас, са-та-на, все-лись в нас", - самозабвенно вопили нежные отроки, вряд ли ведая, что творят. Рукава у ребят были закатаны, а худенькие предплечья разрисованы пентаграммами и прочей сатанинской символикой, нанесённой красным маркером. По этому самому маркеру я и вычислила зачинщика, который в тот момент украшал очередным тату ещё чей-то доверчиво подставленный локоть. Им оказался мальчик с резидуально-органическим психопатоподобным расстройством, получающий по этому поводу медикаментозное лечение (назовём его Ваней). Объяснив ребёнку смысл содеянного, я отправила его и прочих пострадавших в туалет отмывать художества, а класс окропила крещенской водой. Отмытый же Ваня, на которого попало несколько капель святыни, выражал явное недовольство и сильно беспокоился: "Противно! Противная вода!"
Что-то этот случай оставляет у нас чувство того, что мы что-то не поняли. Точнее, поняли, но совсем не то, что хотела автор.
Во-первых, реакция отмытого Вани на святую воду. Ни настоящий атеист, ни настоящий сатанист не реагируют на отличие святой воды от обычной никак. Вода как вода.
Помнится случай, когда один мой хороший знакомый с другом пришел в институт с похмелья (оба сатанисты) и выпили бутыль воды. Оказалось, это кто-то святую приносил. Потом по институту с год годила поговорка "Пришли черти и выпили всю святую воду" :-)
Значит, Ваня уже знал об отношении к св. воде Христиан и вся эта церемония производилась им совершенно сознательно - на основе того, с позволения сказать "знания", а точнее сказать - басни, которая в ходу у Христиан. Иными словами, Ваню уже просветили о поклонении Диаволу, и сделали это Христиане.
Во-вторых, достойна удивления позиция учительницы. Это не Христианская школа, в которой установлены соответствующие нормы поведения. Это обычная Российская школа (специальный интернат для детей с отклонениями, вероятно. Иное из текста не явствует). Значит, поклонники Аллаха, Г-спода Б-га, Кришны, Сатаны и, скажем, Невидимого Розового Единорога имеют в ней совершенно те же права, что и поклонники Иисуса Христа. Это гарантирует нам Конституция Российской Федерации, и защита Конституции является нашей моральной обязанностью как граждан России. Сама учительница, как явствует из текста, "Объяснив ребенку смысл содеянного", занимается распространением среди детей психической эпидемии "одержимости бесом", и сама же жалуется на ее распространение. Напрашивается аналогия не более и не менее как с охотой на ведьм в средние века.
Горе-воспитателей, которые распространяют "одержимость бесом" среди детей, надо гнать из образования поганой метлой и, желательно, с волчьим билетом.
Кстати говоря, это история лично мне вообще кажется несколько :-) сомнительной.
Сейчас в школах повсеместно введено преподавание "Основ безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Прошедшие переподготовку по новому предмету военруки, физкультурники и прочие имеющиеся в наличии педагоги учат детей поведению в экстремальных ситуациях: при угрозе взрыва, пожаре, землетрясении. Школьников предупреждают об опасности возможной встречи с грабителями, маньяками-педофилами, продавцами наркотиков. Кто же виноват в том, что третьеклашка из специального интерната, на уроках ОБЖ обученный переходить улицу на зелёный сигнал светофора и не браться за оголённые провода, без малейшей опаски играет в игры куда более страшные, чем, например, баловство со взрывчаткой или ртутными лампами где-нибудь на бесхозной свалке?
Совершенно согласны, что игры в религию куда страшнее, чем баловство со взрывчаткой или ртутными лампами. Даже с точки зрения самих Христиан. Согласно Откровению 7.4, общее число попавших в Рай составит 144000 душ. Все остальные будут отправлены в Ад, и черти будут жарить их там тем сильнее, чем более они веровали здесь. Но это так, к слову, для верующих.
С нашей же точки зрения, всей этой чуши вполне достаточно, чтобы испортить себе жизнь, занимаясь подготовкой к Жизни Вечной и посвящая жизнь здешнюю самоистязаниям, начиная от чтения молитв и кончая послушничеством в монастыре, причиняя горе и страдание ближним. Не верите? Тогда поищите на Рамблере "сестры Мейтаровы". Конечно, если вы хотите воспитать своих детей, чтобы они отравили вас и сбежали от вас в монастырь, можете не искать.
"Виновата, прежде всего, семья", - скажут многие и будут по-своему правы. Тем не менее, обучение ребёнка правильному поведению в ряде жизненных ситуаций школа включает в число своих образовательных и воспитательных задач. Семьи-то бывают разные. Где-то родители сами имеют крайне низкий уровень развития, где-то вполне культурны и образованы, но время для общения с собственным ребёнком находят очень редко, то ли по причине предельной занятости добыванием денег, то ли просто от нежелания изменить сложившийся стереотип, когда дефицит любви пытаются компенсировать обилием сладостей, игрушек и развлечений. Вот и вырастает дитя, имея вполне соответствующие школьным стандартам, а порой и превосходящие их навыки решения задач, высокую скорость чтения и даже некоторый запас английских слов. А на уроке открывает учебник "Родная речь" и не понимает, кто такой Бог, который даёт царице дочь.
Мы тоже не понимаем. Потому что весь процесс давания царице дочери изложен в учебнике анатомии и физиологии человека, а что не изложено - изложено в тех пособиях, которые либо даются новобрачным через загс, либо имеются в библиотеке медицинского института. И про Бога там не говорится ничего. А говорится про функционирование органов, которые называются по-латыни, потому что родные русские слова, обозначающие эти органы, сделались срамными в результате многовековой Христианской пропаганды.
И ведь родители этого ребёнка не какие-нибудь идейно убеждённые атеисты: и окрестили дитя в своё время, и крестик на тесёмке надеть в школу не забыли, и пластиковую иконочку преподобного Сергия положили в дневник, чтобы помогал святой в учёбе. Только кто же расскажет ребёнку о Боге, о том, зачем нужен крест на груди и икона на полке? Исключившие себя из воспитательного процесса мама с папой, учительница, запуганная царящей свободой совести и оттого не дерзающая "навязывать детям собственные религиозные представления", а порой и вовсе имеющая "религиозные представления" крайне размытые и неопределённые? Или добрые дяди и тёти сектанты, которые не заставят школьную администрацию долго себя ждать, да ещё и подарки привезут?
Мы даже не знаем - радоваться или грустить. Если ребенок с крестиком на шее и пластиковой иконкой преподобного Сергия (Того самого, который рекомендовал тоже преподобному Дмитрию откупиться от бусурман, а не идти с ними на битву. Но это так, к слову) в результате провалит экзамен по физике, химии, истории или биологии, детям неверующих будет проще поступить в вуз и занять в жизни действительно достойное положение. Но детей все равно жалко. И тем более жалко, что это дети из специальной школы, шансы на поступление воспитанников которой в вуз и без того исчезающе малы, чтобы забивать себе башку еще и преподобием.
Зато родители, которые вроде бы и крестик не забыли надеть, и иконку - а сами даже не могут прочесть "верую", а значит, сами не знают, во что веруют - не могут у нас вызывать ничего, кроме чувства смешанного с жалостью презрения, достойного стада баранов, которых козел-провокатор (в лице либо неверующего проповедника наподобие о. Андрея Кураева, либо фанатика наподобие автора статьи) заводит в ворота мясокомбината.
В советской школе идеологически безупречный ответ атеиста предупреждал естественно возникающий вопрос ребёнка о Боге. "Бога нет", - повторяла учительница реченное безумцем. На страницах произведений русских классиков были расставлены сноски, поясняющие, что ангелы и бесы - существа мифические, а благословение чудотворной иконой молодых - просто старинный обряд, к которому прибегали верившие в чудеса дремучие предки. Душа - литературная метафора. Современный учебник не даёт на вопрос о Боге никакого ответа. А душа? Душа ищет, кому поклониться.
Ну что же. Помню свои собственные детские годы, когда по рукам втайне ходило переснятое кем-то Евангелие от Матфея. "Блаженны нищие духом". "И об одежде что заботитесь" и бегство Всемогущего от мирского царя. Всегда полезно задумываться о прочитанном.
Работая в интернате, я часто наблюдала бытующие в детской среде ритуалы и обряды. Перед сном в спальне - вызывание гномиков, пиковой дамы Акулины, чёрта, Микки-Мауса и прочих мультяшных и фольклорных персонажей. Перед контрольной - произнесение кем-то сочинённой особой молитвы, стоя на коленях со сложенными, как у католиков, руками (наверное, в латиноамериканских фильмах позу подсмотрели, где очередная плачущая Розалинда склоняется перед статуэткой Девы Марии Лурдской). Ребёнок интуитивно верит в существование духовного мира, но, не получив урока духовного ОБЖ, не понимает, что этот мир, столь загадочный и привлекательный, не является нравственно нейтральным. А порой и весьма опасен.
Хотя популярные мультфильмы о привидениях-симпатягах и обаятельных вампирах учат как раз обратному. Спиритический сеанс - это здорово! Стоит ли потом удивляться детским ночным кошмарам и растущей невротизации? Если гоблин в дом пролез - получите энурез. Завладел вампир вниманием - пострадайте заиканием. Всё просто. Невроз подлечим успокоительным и психотерапевтическими сеансами. А детская душа уже убрана и выметена для прихода семи злейших, которые не заставят себя долго ждать.
Абсолютно правильно. Не содержащая смысла духовная жвачка "Санта-Барбара" защитит ваш мозг от кариеса и мыслей о еде.
С начала 90-х годов учебные программы и пособия охватила волна деидеологизации. К счастью, современный первоклассник, в отличие от ровесника советской эпохи, не увидит на первой странице букваря Красную площадь с композиционно выделенным Мавзолеем. Не прочитает, едва научившись складывать слоги, лозунг вроде "Рабы не мы, мы не рабы" или "Мы за мир". Что же предлагает современная школа взамен коммунистических псевдорелигиозных святынь? "У нас насос". Именно с этих слов, по мнению авторов одного из прогрессивных учебных пособий, должен начинаться путь малыша к вершинам русской словесности. Да что там букварь! Ещё размахивая красным флажком на утреннике в детском саду, советский ребёнок усваивал, что в жизни есть ГЛАВНОЕ, над чем нельзя шутить и смеяться, ради чего стоит учиться, трудиться и вести себя хорошо. А, может быть, ради ГЛАВНОГО придётся однажды и умереть, как погибли в борьбе пионеры-герои. Теперь идолы повержены. Лжепророки отданы на суд истории. А в школьном вестибюле на постаменте, оставшемся от бюста вождя, стоит ваза с цветком, в которую пробегающие отроки сплёвывают и бросают всякий мусор.
А раз "мы не рабы" свергнуты с пьедестала, значит, место старого идола нужно занять новым. Например, "мы рабы Господни". Иначе детишки начнут думать. А думать детям вспомогательной школы, с точки зрения подобных горе-воспитателей, не положено вообще.
В моём классе, как и в большинстве других, над доской торчит крючок, на котором последние лет тридцать держался портрет дедушки Ленина. Оставлять его пустым некрасиво - портит вид. В разных школах я наблюдала разные решения этой проблемы: в предметных классах на почётное место водружают портрет Пушкина, Менделеева или Ломоносова, на худой конец - спряжение французского глагола. А что повесить в кабинете начальных классов, тем более в специальном классе для аномальных детей, где каждая деталь обязана быть предельно наглядной, ясной и однозначной?
Еретика, наверное. И каждую неделю свежего. (с)Украинский анекдот. Но есть вариант и получше:
Маленького Мойшу выгнали из еврейской школы за неуспеваемость и плохое поведение. Перевели в другую тоже еврейскую. Через пару месяцев выгнали и оттуда по тем же причинам. Перевели в другую- аналогично. Через некоторое время в городе не осталось еврейских школ, и Мойшу перевели в католическую. Через неделю вызывают отца и говорят ему, какой хороший у него сын, как хорошо он учится и что он вообще- самый лучший ученик школы и т.п. Отец по-возвращении домой в недоумении спрашивает сына:
- Мойшеле, шо с тобой произошло ? Таки мене говорят, шо ты лучший ученик, не хулиганишь и т.д. Шо с тобой они сделали?
- Понимаешь, папа, в первый день когда я пришел в эту школу, какой-то человек в черном повел меня в какую-то темную комнату - показал мне мужика, распятого на кресте и сказал: "Мойше, смотри - это Иисус Христос - он тоже был евреем", и я понял, папа, что тут не повы[дел]ываешься.
У меня над доской расположен плакат "Следи за посадкой!" Иного выхода из ситуации я пока не нахожу. В современной деидеологизированной школе нет ГЛАВНОГО. Поэтому в ней царят смехотворство, ирония и безграничная свобода.
Сложно осуждать безграничную свободу. Хотя можно - если поискать на Рамблере или Яндексе "капкан безграничной свободы". Но мы отклонились от курса. Мы все-таки анализируем Христиан, а не сайентологов.
Поэтому мы просто попросим читателей прислать нам фото иконы смеющегося святого. Любого Христианского святого. Потому что, говорят, минута смеха удлиняет жизнь на целый день.
Нравственное воспитание невозможно без героических примеров. К сожалению, в современных школьных учебниках их мало. Жития святых в учебнике "Родная речь" изложены архаичным, недоступным языком, будто предназначены филологам для анализа древних литературных образцов, а не подрастающему поколению как образец для подражания.
Спасибо, что напомнили. Надо будет посмотреть учебник "Родная речь" и поискать там Жития Святых. После чего можно будет с большим удовольствием подать иск против Гороно за нарушение конституционного равноправия наций и религий.
Кстати, мы уже посмотрели. Учебники как учебники. Вполне светские. Христианские мифы рассматриваются наравне с греческими и прочими. Более того, Житий мы нашли вообще. Зато произведений Гоголя с картинками - сколько угодно. Значит, в образовании еще не все потеряно. И это радует(с).
Многие из рассказов о Великой Отечественной войне изъяты по идеологическим соображениям, и современные дети плохо представляют себе, о чём идёт речь на праздничных линейках, посвящённым Дню Победы 9 Мая. Кстати, праздники в школе заслуживают отдельного разговора. Если рассмотреть современный школьный "месяцеслов", иначе говоря, годовой план культурно-воспитательной работы, то увидишь в нём причудливую смесь из непонятных языческих "Осенин", кем-то надуманных, чтобы занять пустующее место октябрьских революционных праздников, новогодней ёлки в середине декабря, а в некоторых "передовых" школах, как правило, с языковым уклоном, сюда добавляют ещё и ужасы Хеллоуина, и розово-легкомысленные сердечки "Святого Валентина". Православное Рождество, ставшее, между прочим, уже несколько лет назад государственным праздником, практически нигде в школах не отмечается, за исключением, разумеется, православных гимназий.
Надо бы посоветовать создать на основе произведений Гоголя и Православного Рождества Российский вариант Хеллоуина. Но это так, к слову.
К счастью, методики формирования у детей навыков духовной безопасности очень просты и отнюдь не новы. Традиционные сказки, как народные, так и авторские, где добро всегда побеждает зло, где ведьма, черт или дракон не могут быть положительными героями, вызывающими сочувствие юного читателя, формируют устойчивую систему нравственных оценок.
Сказка о попе и работнике его Балде, например. Аленький цветочек (Beauty and the Beast). И множество сказок, где вредная Баба-Яга помогает сказочному герою. Не говоря уже о Заветных Сказках.
В более старшем возрасте, читая хорошо иллюстрированные, написанные ярким, живым языком рассказы по русской истории, жизнеописания замечательных людей, дети проникаются героическим духом, жаждой открытий, чувством справедливости. А какие имена мы можем предложить? Это и былинный богатырь Илья Муромец, и русские благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской, преподобный Сергий Радонежский, воины-схимники Пересвет и Ослябя. Это и великие полководцы Суворов и Кутузов, и выдающиеся учёные Ломоносов и Пирогов. И тогда, познакомившись со множеством замечательных примеров из жизни выдающихся соотечественников, ученик задаётся вопросом: а что же было главным в жизни для всех этих великих людей? И делает для себя следующее открытие - главным для всех них в жизни была православная вера, а многие из этих людей даже достигли святости и прославлены Церковью как угодники Божии.
Да-да. Тот самый Ломоносов, который на пару с Рихтером прославился смертоносными экспериментами с засовыванием пальцев в Розетку Небесную. И тот самый Сергий Радонежский, который хотел откупиться от ордынцев дарами.
А от мировой истории можно отгородиться, и как можно дальше. Иначе можно прочесть о победоносном израильском полководце Иисусе Навине или (тоже израильском) Моше Даяне, для которых в жизни была главным далеко не Православная вера (Пример выбран в пику звериному антисемитизму Православия).
Стоит ли принимать предложенную кем-то кассету с сатанинской символикой рок-группы, если на ней изображены те самые бесы, которых обращал в бегство молитвой Преподобный?
Конечно, нельзя. Наш сосед - сантехник Вася это подтвердит. Против бесов, которые его посещают после получки, не помогают даже молитвы. С ними справлялся только наш другой сосед - нарколог Саша, еврей по национальности, с помощью галоперидола. А теперь, когда Саша сделал алию на Историческую Родину, с чертями вообще сладу нету.
Можно ли презирать посты, если их строго соблюдал великий русский полководец Суворов?
А почему нет, если их не соблюдали, к примеру, целая плеяда великих советских полководцев, сокрушивших бронированную гадину с надписью "С НАМИ БОГ" на пряжках?
Помогая ребенку сделать правильный нравственный выбор, мы воспитываем гражданина. Большего от светской школы и не требуется. Воспитание в религиозной традиции не входит в ее задачи. Но есть надежда, что тогда жаждущая Бога молодая душа не пойдет окольными путями восточной эзотерики или западного гуманизма, а, вспомнив знакомый с детства рассказ о поисках веры мудрейшими равноапостольными князьями Владимиром и Ольгой, просто откроет дверь ближайшего православного храма. И на собственном опыте согласится с выбором русских послов.
И погрузится в тот мрак, который царил в России лет 200 назад и был частично рассеян трудами царя Петра Первого в то время, когда в Европе царило Просвещение.
Да на здоровье. Только нас, безбожников, за собой не тащите, ладно?
Warrax Black Fire Pandemonium http.//warrax.net
e-mail [email protected]