На религиозные темы разговаривать всегда трудно. Но все чаще и чаще приходится это делать. Оставить без внимания брошюру А. Комлева "Боевые искусства Востока: православный взгляд" я просто не могу. Затронутые в ней вопросы касаются меня очень: остро, что ли: и не только потому, что я занимаюсь боевыми искусствами и живу за счет этого - это было бы не более чем профессиональным долгом, - но и потому, что речь в ней идет о сектантах, ложных учениях, к которым отнесены и боевые искусства, философии боевых искусств и, в частности, о буддизме.
Комлев - глубоко верующий христианин. И это его личное дело. Такое же личное, как занятия с нунчаку, которые он до недавнего времени практиковал, упорно крутя ее у себя дома. Сейчас, если судить по его рассуждениям, он считает это занятие греховным, и выражает готовность умереть за свою веру, но в ход свои навыки не пускать. Что ж, это его право. Более того, он поступает весьма благоразумно - ведь владение нунчакой очень отличается от того избиения ею безоружных людей, которое преподносится в его книгах. Такое занятие - и в самом деле грех и мерзость. К искусству оно не имеет никакого отношения - разве что к искусству палача.
Комлев утверждает, что занимался йогой и медитацией. Но судя по его записям, он практиковал эти методики неверно - и, "раз заслышав голоса в голове", решил что не иначе как это бесы явились по его душу. И бросил. То есть, из одной крайности, кинулся в другую. Заставь дурака богу молиться, так он и лоб расшибет.
Однако при этом он считает опыт своих "упражнений" истиной в последней инстанции. Он объявляет буддизм - лжеучением, сатанинским искушением, называет медитацию, одну из наиважнейших буддийских практик, окном, через которое дьявол овладевает человеком, и утверждает, что боевые искусства опустошают душу человека, ничего взамен не давая и заставляя горько расплачиваться за краткие мгновения силы и иллюзорные возможности, которые они ему подарили.
Читая этот опус, я жалею о том, что на протяжении того времени, когда мы неоднократно встречались с Комлевым в "Здоровье Народа", я не попытался завязать с ним более тесных контактов. Однако и он к этому вовсе не располагал - ходил особицей, всех сторонился, ни с кем не советовался - хотя в том же центре работало десятка два инструкторов различных направлений боевых искусств, которые могли бы ему помочь и с его нунчаку, и с йогой, и с буддизмом, и с медитацией. Однако буддизм - не христианство, в нем обращение в свою веру других людей не считается особой заслугой - люди должны приходить сами, сознательно, по доброй воле. У нас не принято запугивать их ни Страшным судом, ни адскими муками. Невежественный проповедник, как и невежественный врач - гораздо худшее зло, чем простое неведение.
Кто мог знать, что Комлев видит во всех нас "слуг дьявола", что мы для него никто иные, как враги и растлители человеческих душ? А он сам, небось, еще считал себя неким "штирлицем" в тылу врага! Ну и что же этот агент сумел найти?
Только то, что хотел найти.
В боевых искусствах каждый находит что-то свое. Кто-то - боевую практику, кто-то повод для самоутверждения, кто-то возможность карьеры, кто-то легкие деньги. Как и в любом другом деле - в том же театре например, или в спорте. Захотелось Комлеву чертей - что ж, вот ему и пожалуйста. Известно, что "сон разума порождает чудовищ" - а что же может породить его отсутствие!
Комлев пишет, что "занимался двадцать лет". Но он крутил себе палочку в гордом одиночестве, и судя по его писанию, единственным авторитетом для него был Брюс Ли, и единственным учебным пособием - фильмы того же Брюса. Тут уж действительно можно докрутиться до чертиков - даже зеленых. И боевые искусства к этому никакого отношения не имеют. Брюс хотел быть кинозвездой, - и он стал ею - но его техники и особенно его нунчаку вовсе не стоит считать высшим достижением. Так научиться крутить палку можно за неделю - дерутся же совершенно иначе.
Крутить палку в бою не нужно.
Брюс погиб не из-за боевых искусств, а скорее из-за пренебрежения классическими рекомендациями и собственных непомерных амбиций, которые довели его до перетренировки и глупой смерти от таблетки аспирина. Те же мастера, которых Брюс ругал и вроде бы превзошел, продолжают преподавать - по крайней мере, многие из них. И никто из них не спился и от "чертей" не страдает.
Смешно сказать - я тоже занимался двадцать лет. Только как-то по другому. Например, читал книги, сравнивал. Ходил по секциям, спарринговал с разными людьми, учился у тех, кто мог хоть что-то показать - даже если меня не устраивали их личные качества. Медитировал и обучал этому. И чертей не боюсь, если даже они и явятся - именно благодаря медитации. Поскольку твердый духом человек им не подвластен.
От таких явлений, если даже они и случаются, никакое христианство само по себе не защищает. Христианским подвижникам черти тоже периодически являются - причем, заметьте, после особо долгих молитв или постов - так что же этим святым, от христианства отрекаться после этого? Наоборот - они укрепляются в вере и практикуют свои деяния пуще прежнего. Так бы поступил и любой истинно убежденный человек - будь он буддист, мусульманин, даос или иудей.
А трусы бросаются "спасаться" в первую попавшуюся нору - причем не понимают, что бегут прежде всего от самих себя, от своих страхов и комплексов, от собственных "пунктиков" и амбиций. А чтобы при этом чувствовать себя не хуже других, пытаются увлечь за собой кого-нибудь еще. Чего, собственно, "черти" и хотели бы - чтобы как можно больше народу погрязло в страхах и невежестве. Это желание им присуще и в христианской, и в буддийской традициях.
И опять же - можно было бы обойтись простым письмом, даже, вполне возможно, разговором, - но предисловие к брошюре написано иереем Владимиром Елисеевым, то есть, книга получила официальное одобрение православного священнослужителя, православной церкви - а ведь мы знаем, что церковь ничего просто так не делает.
В стране, где православие является традиционной религией, где президент считает своим долгом постоять со свечкой у аналоя, это благословение не может остаться без внимания. Оно вполне может быть расценено, как руководство к действию, как еще один критерий при разделении на "наших" и "не наших", и привести к серьезным последствиям для развития боевых искусств в России - кстати говоря, и без того развивающихся с большими перекосами, вызванными извечным нашим стремлением кого-то "догнать и перегнать". Но боевые искусства - это по большому счету, не более чем практический навык, образ жизни, средство самосовершенствования или получения денег - как для кого. Их больше не запретят - государству, его силовым структурами и армии нужны бойцы, как и спортсмены для поднятия международного престижа, без них не обойтись. Так или иначе, на православной или атеистической основе, но они будут продолжать развиваться, хотя бы и в виде спортивных и чисто прикладных дисциплин. То есть кусок хлеба у меня всегда будет.
Однако не хлебом единым жив человек. Христиане это прекрасно знают. Сегодня, после того как идиоты лжебуддиста Секу Асахары устроили взрыв в Токийском метро, а разные "Белые братья" пугали всех концом света, в нашей стране опять развернулась борьба с сектантством. И возглавила ее православная церковь, начав пропаганду, в которой умышленно искажает многие основные положения восточных учений. При этом большинство людей ничего об этих учениях не знают до сих пор, разве что пополнили набор своих мелких суеверий модными словами "карма", "астрал" и "энергия". Несмотря на то, что о христианстве они знают не больше, церковь обладает для них большим авторитетом, выработанным вековой традицией - особенно для женщин. А это значит, что подобное скрытое "отлучение" будет весьма действенным - и не столько в том, что боевые искусства станут менее популярными, сколько в том, что в спину каждого "нехристя" будут плевать, в окна додзе бросать камни, а буддийских монахов и кришнаитов не только избивать и грабить на улицах, как уже неоднократно делали пьяные "патриоты", но и просто убивать, пользуясь их отказом от сопротивления насилию.
В стране, где согласно конституции, декларируется свобода совести и вероисповедания, такой "крестовый подход" не может привести ни к чему, кроме еще большего раздувания национальной розни, возникновения преступлений и стычек на религиозной почве, - то есть к еще большему ухудшению ситуации в стране. Такая политика церкви, несмотря на все ее благостные речи и елейные увещевания не может быть названа иначе, как провокационной и антиобщественной - при всем показном уважении к законам и власти.
Брошюра Комлева - один из доводов этой пропаганды.
Я - русский. И я - буддист. И я занимаюсь боевыми искусствами, потому что люблю и ценю их. Это мое личное дело. Но я - буддист. То есть - с точки зрения этой книги, еретик и сектант. И преподаю боевые искусства, называемые в ней бесполезным занятием и сатанинской прелестью. Я считаю медитацию и разъяснение основных буддийских понятий важной основой для понимания сути предмета. И поэтому мне не может нравиться ни такая политика православной церкви, ни ее возможные последствия. Это касается не только меня, но и моей веры и моих жизненных принципов - и поэтому это уже не только мое дело. Я, русский буддист, тоже имею право защищать свою веру - и не меньшее, чем русский православный христианин Комлев.
Прежде всего мне хотелось бы разъяснить структуру буддийской сангхи. Это сообщество нельзя считать аналогом христианской церкви, поскольку в нем нельзя вычленить "главные" и "еретические" направления. В нем ВОСЕМЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ равноправных и независимых сект! И, что примечательно - они между собой не ссорятся, и любой буддист может прийти в любой буддийский монастырь, и остаться там, даже практиковать свои, не принятые в этой общине обряды. Христианство в этом плане гораздо проще, но и жестче - вот Новый завет, вот единственная Нагорная проповедь, которую успел прочитать Христос, вот письма апостола Павла - и все. Возможностей для отклонений довольно мало, но история христианства дает нам убедиться в удивительной изобретательности ума - наряду с крайней жестокостью христиан и их нетерпимостью к иноверцам. Ни одна другая религия не проливала столько крови, даже ислам - религия "воинов Аллаха".
Второе - жуткие рожи, которые смотрят на нас со стен тибетских буддийских храмов, вовсе не бесы - это гневные проявления все тех же сущностей, которые к праведникам поворачиваются своей "благостной" стороной - зубы же и выкаченные глаза отпугивают "врагов линии". Но ведь и сам Моисей, глянув в спину своему богу, чуть не обделался с перепугу - смог сказать лишь, что "лик его - лик огненный". И страх господень до сих пор является одним из любимых стимулов христианства.
А "демоны" и "бесы" - не более, чем сущности, живущие на других планах существования. Вы пытались рассмотреть паука под микроскопом? Вот-вот. А ведь он - обычное для своей среды обитания существо.
Истинный йогин, укрепленный сердцем и твердый в своих намерениях, преодолевает все эти страсти без малейшего вреда для себя. И на каждом шагу открывает для себя новые знания и возможности, реализуя и закаляя в испытаниях свою природу Будды, которая изначально присуща каждому человеку. Истинная цель буддиста - стать Буддой, добиться совершенства всех своих возможностей, как это сделал великий учитель - и вовсе не гордыня тому причиной.
Если бы христианство появилось на десять тысяч лет раньше - до металлов, колеса, ткачества - неужели сейчас христиане жили бы на деревьях, ели бы мясо сырым и размахивали каменными топорами? Ведь судя по всему, они готовы обьявить бесовщиной и гордыней любое новое и незнакомое им дело, которое не могут с ходу подмять под себя.
Еще раз скажу - я не стал бы рассуждать на эту тему так долго и так эмоционально, если бы "борьба с сектантством" не велась самой крупной в России сектой - православной церковью. Что называется, поставили козла огород охранять! Попы катаются на "мерсах", ведут деловые "базары" с бандитами, торгуют водкой и сигаретами, машут за деньги кадилами чуть ли не в публичных домах - и при этом пытаются выставить себя в роли утешителей сирых и обиженных!
Причем, что интересно - любое слово выворачивают, как им вздумается, лгут и клевещут направо и налево, и подпирают каждую свою ложь священным писанием, выдавая его за единственно верную книгу в мире - хотя сами еще не разобрались, кем, когда и где оно написано и что в нем правда, а что - вымысел неграмотных апостолов.
Выньте сперва сучок из глаза своего, фарисеи!
Нередко меня спрашивают - а что я скажу, когда после смерти окажусь перед престолом блистающим, с которого сам Господь грозно спросит меня: как жил, что делал? Раскаюсь ли я?
Я не буду говорить, что такое невозможно. Возможно все.
Но я не раскаюсь. Ибо виновным себя не считаю и поводов для суда не вижу. Ибо если отрекусь от своих убеждений, от своей жизни - то грош мне цена, и тогда я действительно буду виновен. Но я отвечу так: "Господи! Ты дал нам такую короткую жизнь, чтобы потом нас вечно мучить? Где же тогда твоя доброта? Ты дал нам свободу воли, чтобы мы могли решать, как поступить? Где же тогда эта свобода? Ты бросил нас в мир, полный зла и невзгод, чтобы мы выживали сами? Что же теперь ты от нас требуешь? Разве не ты создал мир таким? Ты говоришь, что мы должны были противостоять Сатане? Разве Сатана не твой слуга, Господи? Зачем же ты дал ему волю издеваться над нами? Я жил так, как считал правильным. Я учил тому, что могло защитить людей от произвола. Я мыслил и решал, глядя на этот мир и изучая его законы. Так что мне раскаиваться не в чем. Я знал, зачем это делал и чего хотел. Мне не по душе прятаться в ковчеге и хихикать, слушая, как за бортом скребутся и тонут другие.
Господи! Если тебе по душе такие праведники, что способны на это - то я предпочитаю остаться снаружи. И учить людей плавать. Потому что вся твоя помощь и любовь - это потопы, кары и геенна огненная. Видно, ты по другому не умеешь. А я искал учителя, а не чудовище."
Warrax Black Fire Pandemonium http.//warrax.net
e-mail [email protected]