http://prac.psy.msu.ru/~fam/books/tom1/1_pril02.html
Комментарии Центра детеизации будут выделены этим цветом.
"Религия всегда была и остается теперь врагом науки" - многие у нас со школьной скамьи привыкли к этому утверждению, и оно кажется им не подлежащим сомнению и проверке. Правда, атеистическая пропаганда признает, что в последнее время религия уже "не выступает открыто против науки" (См., например, сб.: Успехи современной науки и религия. М., 1961. С. 152). Но при этом обычно добавляет, что принципиально "состояние войны" будто бы продолжает существовать в скрытой форме.
Несколько слов к читателям. Не стоит забывать, что о. Александр Мень написал эти строки до того, как началась кампания поиска "Русской национальной идеи", до появления института военных священников в армии и до многих других событий, которые по мнению Центра Детеизации угрожают конституционному строю России, предусматривающему свободу совести. Сейчас атеистическая пропаганда просто не существует. Этот пробел мы и хотели восполнить.
Между тем, как было отмечено выше (гл. 1), наука самим своим происхождением обязана религии, и обе они издавна существовали в тесной взаимосвязи. "Трудно предположить, что древнеегипетские и вавилонские жрецы, создавая основы математики, астрономии, медицины, ставили себе целью "приспособиться к новым временам". Храмы древневосточных цивилизаций были настоящей колыбелью науки, являясь первыми школами, лабораториями и обсерваториями. Первые анатомические атласы, первые математические формулы, первые карты вышли из рук людей, которые служили религии. Этот общеизвестный факт отрицать невозможно.
Мы и не собираемся его отрицать. Однако обратим внимание на тезис "Если религия и наука развивались одновременно, то наука обязана религии своим происхождением". О.Мень даже не рассматривает гипотезу того, что религия своим существованием обязана науке как попытка объяснения непонятных науке явлений.
Творцы античной науки были в то же время и религиозными мыслителями. Общество пифагорейцев, сделавшее так много для прогресса математики, представляло собой религиозный орден. Аристотель - отец современного естествознания, был создателем религиозно-философских принципов, вошедших впоследствии и в христианское мышление. В средние века Церковь осталась единственным культурным очагом в Европе, который сохранил семена античной науки. Монастыри собирали древнюю литературу, сосредоточив в своих стенах все сокровища знаний той эпохи. Выдающиеся христианские мыслители поздней античности и средневековья были во всеоружии науки своего времени. Вопросами естествознания живо интересовались и св. Василий Великий, и Блаженный Августин. Такие энциклопедические умы, как св. Альберт и св. Фома Аквинат, придавали науке огромное значение и изучали различные ее отрасли. А монах Роджер Бэкон, внесший огромный вклад в развитие средневековой науки, был богословом и мистиком.
Видимо, скромность не позволяет о. Меню упомянуть многочисленных философов, придерживающихся атеистических взглядов. А заодно - о том, что женщину-философа Гипатию раскромсала обломками ракушек христианская толпа по наущению того самого епископа Кирилла, огласительные поучения которого до сих пор читаются крещаемым. Впрочем, мы должны быть справедливы: те, кто отравили Сократа, не были Христианами. Атеистом (или по крайней мере еретиком, с точки зрения афинян) был Сократ.
Второй вопрос мы долны были бы задать автору: как так получилось, что в Средние века церковь осталась единственным культурным очагом в Европе? Почему, к примеру, гонимые отвсюду иудеи были поголовно грамотны, а Христиане - нет? И почему это произошло после расцвета культуры во времена Греции и Рима? Но, поскольку о. Мень уже никогда не сможет ответить на наш вопрос, поясним сами: потому, что Церковь сама уничтожила грамотность в Европе. В то время как обязанностью иудея было уметь читать Тору, Церковь сожгла Уиклиффа - первого переводчика Библии с латыни на разговорный английский язык. По мере накопления материала мы расширим этот раздел.
В нехристианском мире мы видим то же самое. Арабские богословы изучали Аристотеля, развивали астрономию, алгебру, анатомию, буддийские - логику и теорию познания.
Итак, в древневосточном мире, в античную эпоху и в средние века наука и религия мирно жили бок о бок к взаимной пользе друг для друга. И только в XVII веке произошло первое крупное столкновение между ними, связанное с проблемой вращения Земли.
Разве? А Гипатия? Или волна погромов язычества и связанных с язычеством библиотек и культурных центров? А уничтожение Александрийской библиотеки?
Остановимся на этом конфликте несколько подробнее.
* * *
Теория о центральном положении Земли во Вселенной не являлась каким-то особым религиозным учением, и тем более христианским. Она была изложена в сочинении александрийского ученого II века Птолемея "Великое построение". Появление этой книги было "важнейшим событием в космологии", так как она подводила итоги астрономическим знаниям античного мира (Перель Ю. Развитие представлений о Вселенной. М., 1962. С. 38). Для той эпохи это было, как у нас принято говорить, "прогрессивным явлением".
Много веков геоцентрическая система оставалась краеугольным камнем астрономии. Она вошла в плоть и кровь научного мышления. Естественно, что вместе со всем ученым миром ее разделяли и христианские философы, тем более что Библия, хотя и говорила о том, что Земля повешена ни на чем (Иов 26,7), не упоминала о ее вращении.
Собственно, мы ничего не имеем против гипотезы о центральном расположении Земли. Мы против того, чтобы те, кто пытается опровергнуть гипотезу, горели на кострах.
В XIV и XV веках геоцентризм стал давать трещины. И первыми, кто стал сомневаться в нем, оказались христианские мыслители. Так, известный немецкий богослов, кардинал Николай Кузанский (1401-1464), писал: "Ясно, что Земля движется, и если только мы этого не замечаем, то потому, что движение воспринимается нами путем сравнения с чем-либо неподвижным". Научную форму новым гелиоцентрическим принципам придал польский священник Николай Коперник. Книга его "О вращении небесных сфер" была посвящена папе, который принял ее благосклонно. Эта теория, хотя и вызвала возражения многих астрономов, в том числе - Тихо Браге, была признана католическими учеными в качестве одной из возможных для обсуждения.
"Сам Коперник явил образец того, как в одном человеке, в его сознании могут автономно сосуществовать ученый и верующий... В начале новой эпохи всемирной истории коперниканство представляло собой новый, исторически перспективный образец отношений между наукой и религией" (Кимелев Ю. А., Полякова Н. Л. Наука и религия: Историко-культурный очерк. М., 1988. С. 174).
Литература на тему: "Наука и религия" тех же авторов, главы про Д. Бруно и Г. Галилея книги "Инквизиция" Григулевича.
Так прошло около семидесяти лет. Давно уже умер Коперник, умер и Тихо Браге, но внезапно вокруг проблемы загорается ожесточенная идейная борьба. Прелюдией к ней явился злосчастный процесс Джордано Бруно Ноланского (1548-1600), которого обычно изображают "мучеником науки". Однако процесс Бруно состоялся тогда, когда не существовало цензурного запрета на теорию Коперника. Таким образом, осудить за нее не могли. Что же привело смелого ноланца на костер?
Джордано Бруно был воспитан в религиозной семье и много лет провел в монастыре. Его живой и поэтический ум быстро воспринимал новые веяния и философские идеи, носившиеся в то время в воздухе. Под их влиянием у него сложилось своеобразное пантеистическое мировоззрение, близкое к неоплатоновской мистике. Для него Божество было силой, разлитой во всей Вселенной, которую - вслед за пифагорейцами - он считал бесконечным множеством миров. К этой философии гипотеза Коперника оказалась важным чисто научным дополнением (см.: Карсавин Л. Джордано Бруно. Берлин, 1923. С. 164 сл.).
Бруно горел желанием распространять свое учение. Он бежал из монастыря за границу. Он странствовал много лет по столицам различных государств, в том числе и враждебных Риму, жил в Лондоне, в протестантской Женеве, в Париже, скитался по итальянским государствам: Венеции, Генуе - и повсюду с необыкновенной горячностью выступал с проповедями и диспутами, возбуждая споры. При этом он не скупился на резкие выпады против Рима и курии. Его кощунственные остроты стали широко известны. Такой опасный политический противник не мог не вызвать тревоги в Риме. Это было время, когда повсюду бушевали очаги Реформации, когда вся Европа казалась ввергнутой в бури мятежей, расколов и войн. Идейную борьбу подогревали политические страсти. Дж. Бруно, объявивший себя "учителем более совершенного богословия, сыном неба и матери-земли", был обвинен в лжеучении. Когда один венецианский дворянин из личной мести предал его в руки куриального трибунала, Бруно сначала не был этим встревожен, так как считал, что его невозможно обвинить в какой-либо ереси. Действительно, его пантеистическая доктрина хотя и не соответствовала христианству в некоторых пунктах, но не принадлежала к категории официально осужденных лжеучений. На этом он настаивал перед судом.
Иными словами, существовал список официально утвержденных лжеучений, в который учение Бруно почему-то не успело попасть. Но мы обсуждаем не Бруно. Мы обсуждаем ситуацию, когда человек может быть казнен за то, что его мнение попало в список официально утвержденных лжеучений.
Во время допросов Бруно спрашивали о его связях с протестантскими государями и о его симпатии к ним. В частности: "Имел ли он беседы с королем Наваррским и возлагал ли на него надежды, получая обещания поддержки и милости?" (См.: Джордано Бруно и Инквизиция: Протоколы процесса. - Вопросы истории религии и атеизма. М., 1950. С. 360). Бруно на процессе объявил себя католиком и сыном Церкви, а свои религиозно-философские мнения - не противоречащими христианству. "Я всегда держался взгляда, которого держится святая матерь Католическая Церковь" (Там же. С. 448).
Но эти заверения не были сочтены искренними. И "опасный возмутитель спокойствия, друг еретиков и проповедник лжеучений" был предан в руки светского губернатора Рима с лицемерной просьбой, чтобы мера наказания была "без опасности смерти и членовредительства". Но расправа свершилась: Бруно был казнен 19 февраля 1600 года.
Это трагическое событие, как и вообще вся деятельность инквизиции, явилось результатом прямой и преступной измены церковных властей их собственной религии. Нет нужды говорить о том, что насилие в делах веры коренным образом противоречит Евангелию. Отцы Церкви недвусмысленно утверждали, что "религия должна убеждать, а не принуждать".
"Мы - цыгане хорошие. А есть - плохие, те воруют и лошадей крадут, но мы их не знаем". Чего же это тогда все Церкви шли против высказываний их Отцов, а?
Почему-то получается, что в течение более чем тысячелетия насилие в делах веры было нормой, начиная с Анании и Сапфиры. Если это насилие всегда сопровождает Христианство, не следует ли сторонному наблюдателю сделать вывод, что это насилие органически приемлемо данному учению вне зависимости от его писаных норм?
Фанатизм, нетерпимость, идеологический диктат вытекали и вытекают не из духа религии, а из самых худших сторон человеческой природы. Они проявляются и тогда, когда сила находится в руках людей безрелигиозных. Известно, каким репрессиям подвергались сторонники новых научных концепций (генетики и др.) в нашем столетии.
Справедливости ради необходимо, однако, подчеркнуть, что Бруно пал жертвой не столько своих научных теорий, сколько как политически опасный человек, еретик и противник Римской курии. Запрет же коперниковской литературы был опубликован лишь 16 лет спустя после казни.
Мило. Казнили мы его, дескать, по политическим причинам, а научные труды его запретили просто так.
Произошло это при следующих обстоятельствах. Идеи Коперника быстро распространялись среди христианских ученых. В феврале 1615 года вышла книга монаха Паоло Фоскарини, защищавшая гелиоцентрическую гипотезу.
Среди светских астрономов сторонником ее стал знаменитый Галилео Галилей (1564-1642), который энергично пропагандировал свои научные воззрения.
Галилей был религиозным человеком и стоял близко к церковным кругам. Папа Урбан VIII высоко ставил ученого еще тогда, когда сам был студентом, и прославлял Галилея в стихах. "Урбан, - пишет советский ученый Б. Кузнецов, - ценил Галилея - автора фортификационных и гидротехнических трудов. Он ценил и работы по теоретической механике... Панегирические стихи в адрес Галилея были написаны по поводу открытия Медицейских звезд. Даже гелиоцентрическая система не вызывала возражений, пока не претендовала на объективный смысл... Подобно теориям современной релятивистской космогонии, гелиоцентризм казался ученым, и в том числе папе - образованному гуманисту, - лишь математическими упражнениями ума" (Кузнецов Б. Галилей. М., 1964. С. 206).
Но Галилей стремился добиться общего признания коперниканства. Он убедительно доказывал, что ссылка на Писание в вопросах космогонии бессмысленна. "Хотя не может заблуждаться Писание, - говорил он, - но заблуждаться могут некоторые его толкователи и изъяснители... Ошибкой было бы, если бы мы захотели держаться буквального смысла слов... Поскольку речь идет о явлениях природы, которые непосредственно воспринимаются нашими чувствами или о которых мы умозаключаем при помощи неопровержимых доказательств, нас нисколько не должны повергать в сомнение тексты Писания" (Там же. С. 113). На запрос Галилея кардинал Конти отвечал, что есть мнение, согласно которому истолкование текстов Библии вполне совместимо с гипотезой гелиоцентризма, однако это мнение "не является общепринятым" (Там же. С. 110).
Но здесь в роковой час в игру вступила политическая борьба. Галилей нажил себе немало врагов, которые стремились подорвать его авторитет перед Римом. "Урбан не был религиозным фанатиком, но был типичным представителем поколения участников и свидетелей Тридцатилетней войны" (Там же. С. 199). Он жил и действовал в обстановке крайней политической напряженности, окруженный противниками. На него давила католическая Испания, его тревожило положение на протестантском Севере. Неудачный союз со шведскими протестантами, натянутые отношения с Венецией - все это ставило Римское государство в необычайно затруднительное положение. Между тем в протестантском мире стали распространяться слухи, будто папа - враг Божий и Антихрист, поскольку он поддерживает ложное учение Коперника. Этим моментом и воспользовались недруги Галилея. Они стали убеждать папу, что споры о вращении Земли будоражат умы, вносят соблазны и нездоровый дух в круги мыслящих людей, что коперниканство - это не научно доказанная теория, а лишь гипотеза, которая не имеет точного подтверждения. Было выдвинуто требование наложить цензурный запрет на гелиоцентрическую литературу, приносящую, по их мнению, лишь вред. Галилей, со своей стороны, сделал все, что мог, чтобы отстоять коперниканство. Но, по свидетельству современника, он "больше полагался на собственное мнение, чем на мнение своих друзей" (Там же. С. 124). Его убеждали действовать в сложной обстановке придворных интриг спокойно и без горячности.
Галилей не внял этим советам. Он был тепло принят папой, и это придало ему бодрости; но не дремали и его враги. Правда, они не добились объявления гелиоцентризма ересью, и все же в результате их усилий был наложен цензурный запрет на книги о гелиоцентризме. Согласно декрету они должны были быть "временно задержаны вплоть до их исправления" (Там же. С. 122). "Исправление", по мысли цензоров, обязано было подчеркнуть умозрительность и гипотетичность выводов гелиоцентризма. Декрет был подписан 5 марта 1616 года.
Это, дескать, не ересь, но надо привести в соответствие с Библией - главным научным трудом по астономии?
Тем временем споры, возникшие вокруг гелиоцентризма, приняли угрожающий размах, и интриги против Галилея продолжались. В конце концов противники ученого добились вызова его в Рим для суда. На этом процессе Галилей полностью отказался от всех своих взглядов.
В отличие от "дела Бруно" процесс Галилея уже не был связан с какой-либо философской доктриной. Речь шла о пропаганде научной теории, которая не была допущена церковной цензурой. Но и противоположная точка зрения была тоже научной, хотя и ошибочной. Ведь еще раз напомним, что геоцентризм был не религиозным, а чисто научным учением.
Да ну? Я что-то не припомню, чтобы ученые жги друг друга вместо научных споров...
Когда же гелиоцентризм стал доказанной теорией, он перестал смущать и волновать кого бы то ни было. И теперь нам кажется нелепостью - как могли придавать такое огромное идейное значение астрономической теории.
Нечего говорить, вмешательство политики и идеологии в развитие науки - явление отрицательное. К счастью, во взаимоотношениях науки и религии это был редкий случай. Что же касается атеизма, то он всегда превращал это вмешательство в систему. У всех еще в памяти те дни, когда имели место явления, по своей позорности оставляющие далеко позади процесс Галилея. Давно ли современная генетика клеймилась как лженаука и десятки ученых в своем покаянии повторяли судьбу Галилея? Были запрещены психоаналитические направления в психологии, семантика - в лингвистике, "теория кругов" - в исторической науке, теория расширения Вселенной - в космологии. Имена выдающихся ученых Менделя и Моргана стали почти бранными словами. В этом отношении подлинным шедевром обскурантизма может считаться учебник "Общая биология", вышедший в 1963 году. Там все еще полностью игнорировались все достижения современной генетики и продолжалась упорная защита псевдонаучных доктрин. Читатель ни слова не найдет там ни о ДНК, ни о работах Менделя, ни о многом другом, что в то время было уже принято в отечественной науке. И все это - не в глухое средневековье, а в середине XX столетия. Имеет ли после всего этого атеизм право оперировать примерами далекого прошлого? Не запятнал ли он себя лишь совсем недавно?
А при чем тут атеизм? Описанное является следствием вневероисповедческой религии - коммунизма.
Бездумная вера в Светлое Будущее ничем не лучше бездумной веры в Царствие Небесное. То и другое связано с репрессиями в отношении инакомыслящих. И именно бездумная вера во что бы то ни было и является основной мишенью нашей критики. То, что лысенковская биология превозошла по объему репрессий геоцентрическую теологию -надцатого века, не является поводом, чтобы вернуться в -надцатый век. А именно это нам и предлагается сделать.
Что же касается исторических взаимоотношений науки и религии в дальнейшем, то они более не нарушались такими инцидентами, какие были рассмотрены выше. Ньютон и Декарт, Кеплер и Паскаль в XVII веке не ощущали на себе никаких "конфликтов" науки и религии. Они совершали свои научные подвиги, оставаясь искренне религиозными людьми и богословами. Даже в вольнодумном XVIII веке такие ученые, как Ломоносов, Гершель, Эйлер, исходили в своем изучении природы из религиозного мировоззрения. В XIX веке мы видим такую же картину. Религиозными людьми были Либих и Пастер, Кювье и Уоллес, Лайель и Фарадей, Майер и Рентген, 0м и Максвелл и многие другие. Мы не будем останавливаться на вопросе о дарвинизме, который рассмотрен в другом месте (См. гл. VI и приложения N 5 и 6), а также на высказываниях выдающихся ученых о религии (См.: Табрум А. Религиозные верования современных ученых. М., 1912; Куртуа.
Пока Блез Паскаль был ученым, он сделал для науки на удивление много. Но когда удары судьбы сделали его Христианским мыслителем, он смог добавить к богословию только "Пари Паскаля" - аргумент, который тут же был развенчан атеистическими мыслителями. Ломоносов не включил факультет теологии в открываемый им университет. Дарвин, будучи Христианином, к концу жизни утратил веру. Далее перечислять просто лень, но когда-нибудь бы вернемся к этому вопросу.
Что говорят о Боге современные ученые? Брюссель, 1960; Hirsch Е. Ch. Das Ende aller Gottesbeweise? Natur-wissenschaft und Antworten auf die Religiose Frage. Hamburg, 1975).
Отметим только, что в XX столетии тема "конфликт науки и религии" теряет фактически всякое значение.
"Между наукой и религией, - пишет американский философ Хокинг, - в настоящее время нет никакой войны. Есть кое-какие ученые с горячими головами, которые хотели бы сдать религию в музей древностей. Такие явления нельзя считать типичными. В том, что существуют среди религиозных деятелей горячие головы, имеющие желание подавить науку или считающие, что это возможно, - я сомневаюсь".
Бедняга Хокинг! Он живет в стране, в которой существуют десятки религий, и каждая попытка сделать любую из них государственной немедленно сталкивается с реакцией правозащитников, озабоченных соблюдением Конституции. Когда в школе хотя бы намереваются вывешивать Десять Заповедей, тут же кто-то подает в суд. А преподавание или непреподавание дарвинизма в школе становится темой судебного процесса. Тем временем, в России постепенно появляется государственная религия, и никому нет до этого дела.
* * *
Обратимся теперь к самой проблеме соотношения религии и знания. Прежде всего: могут ли религия и наука свободно развиваться, не препятствуя друг другу?
Положительный ответ на этот вопрос проистекает из качественного различия объектов, на которые они направлены. Наука изучает видимый мир. Объектом ее исследования является материальная Вселенная. Религия же есть духовное устремление к миру сверхчувственному, который не может быть постигнут чисто научными методами.
А сперва доказать наличие этого не затруднит, а?
Наука никогда не должна останавливаться в своих исследованиях, она должна стремиться объяснить как можно большее число явлений. Но при этом необходимо помнить, что, даже если наука окажется способной объять весь материальный мир, сфера нематериального останется для нее закрытой. Следовательно, ученый должен быть весьма осторожен в философских выводах из известных ему фактов. Особенно опасен в науке догматизм, который не только вторгается в чуждые науке сферы, но и тормозит ее развитие. Примером такого догматизма может являться система Эрнста Геккеля, который хотел утвердить в науке положения, якобы незыблемые во все времена (См.: Соловьев Н. М. "Научный" атеизм. М., 1915. С. 27).
Совсем недавно мы зубрили "Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях". И эта фраза влетала нам в одно ухо, а вылетала из другого. Что такое "нематериальное"? Это либо то, что не является объективной реальностью (Иными словами, глюки), либо то, что не дано нам в ощущениях (И нам на это наплевать).
Имеется достаточное число примеров, когда одни научные положения заменялись другими. Здесь нет никакого "кризиса науки", кризис возникает лишь тогда, когда старые истины незаконно абсолютизируются.
Правильно. Разве "Бог есть" не является такой старой истиной?
По существу своему наука нейтральна в отношении религии и философии. Так, учение Платона возникло в античном мире, но, как показал Вернер Гейзенберг, идеи платонизма не утратили своей ценности и в наши дни. Открытие человеком мира прекрасного в искусстве и открытие мира духовного в религии не может и не должно препятствовать открытиям науки в сфере материальной.
Да, конечно. Например, науке совершенно безразлично отношение религии к происхождению человека от обезьяны. Так же ей совершенно безразличны домыслы отдельных философов-идеалистов (как объективных, так и субъективных). А вот наоборот - когда религии не нравится происхождение человека от обезьяны или вращение Земли вокруг Солнца - этого сколько угодно.
В отношении философии - не противоречит. Но это никак не относится к религии, поскольку та, в отличие от философии, постулирует примат веры над разумом.
Религиозное мышление нередко использует научные методы для раскрытия и осмысления интуитивного религиозного опыта, но оно может обходиться и без этих методов. Точно так же и наука может развиваться под знаком религиозного мировоззрения, а может оставаться и вне его.
Значение религии для работы ученого хорошо показал Эйнштейн, утверждавший, что вера в осмысленность мироздания вдохновляет исследователя. Религиозный ученый, раскрывая мировые закономерности в просторах Вселенной или в глубинах атома, видит в них проявления Мирового Разума. Это придает особую значимость его исследованию.
Ученый должен видеть то, что объективно существует. "Гипотез не измышляю"(с)Ньютон. Ан нет: религиозный ученый, оказывается, должен видеть проявления Мирового Разума. После чего возникает законный вопрос: а может ли такой ученый иметь подобающую ученому беспристрастность?
При таком взгляде на границы сфер науки и религии отпадает всякое "противоречие" между ними. Это признает сегодня большинство ведущих ученых мира, что не может не беспокоить атеистов, заинтересованных в раздувании "конфликта". "Многие буржуазные ученые, - с тревогой пишет один из них, - говорят о "союзе" науки и религии. М. Борн, М. Планк, В. Гейзенберг, К. Ф. фон Вейцзекер, П. Иордан и другие известные физики неоднократно объявляли, что наука будто бы не противоречит религии" (Шахнович М. И. Ленин и проблемы атеизма. М., 1961. С. 185).
Правильно. Если религия занимается тем, что не является объективной реальностью (Иными словами - тем, чего нет), то никакого противоречия между ними нет. Как нет никакого противоречия между наукой и Вселенной Звездных войн, миром Толкиена или видениями чертей алкоголиком после недельного запоя.
Наука играет в человеческой жизни ограниченную роль. В частности, по характеру своему она - внеморальна. И человек, производящий преступные опыты над людьми, и ученый, рискующий своей жизнью в процессе эксперимента, - одинаково принадлежат науке.
Правильно. Потому что в противном случае не получили бы развития никакие отрасли науки, противоречащие религиозной или иной догме. Или отец Мень хотел бы, чтобы ученые приносили проекты опытов Алексию Второму на проверку, не получится ли в результате доказательство неправильности очередного постулата религии? Вполне достаточно того, что уже запрещено клонирование человека. Запрещено, в сущности, потому, что может поколебать постулат о том, что душа дается зародышу при зачатии, и клон окажется бездушен. Странно, правда, что это не поколебало появление первой же "девочки из пробирки".
Не существует "научного мировоззрения", построенного только на данных естествознания. В нашем взгляде на жизнь всегда присутствует нечто, лежащее за пределами науки. Кроме того, человек не может руководствоваться в своих поступках лишь тем, что принесло ему изучение природы. Высшие категории смысла и ценности, добра и зла лежат в области веры. Поэтому-то, по словам Макса Планка, "наука и религия в истине не противоречат друг другу, но они для каждого мыслящего человека нуждаются во взаимном дополнении Друг друга" (Plank М. Wege zur physikalischen Erkenntnis. S. 141).
Правильно. Только каждое утверждение следует проверять практикой. В том числе, практикой следует проверять и утверждение "высшие категории добра и зла лежат в области веры Русской Православной Церкви Московского Патриархата (Или любой другой веры, на выбор)". С этим у наследников Русской церкви, прославившейся коллаборационизмом во времена 1240-1480 годов, расколом во времена Никона и пресмыкательством перед Сталиным в 20 веке, напряженка.
Религия дает человеку знание о том, для чего он живет и как он должен жить. Наука не может ответить на эти вопросы - она лишь пытается узнать, к а к устроен материальный мир. Сфера науки - преимущественно сфера интеллекта. Но человек ·не может и не должен сужать себя до пределов только одной этой сферы (См. приложение 5). Религиозное миросозерцание- целостный круг, в котором заключена вся человеческая жизнь и в том числе жажда знаний, научное исследование мира.
"Религия, - по словам французского философа Эмиля Бутру (1845-1921),- предлагает человеку более богатую и более глубокую жизнь, чем только самопроизвольная или даже интеллектуальная жизнь: она есть род синтеза или, вернее, сокровенной духовной связи инстинкта и разума, при которой каждый из двух, слитый с другим и благодаря этому преображенный и воспламененный, обладает полнотой и творческой силой, которая ускользает от него, когда он действует отдельно" (Бутру Э. Наука и религия в современной философии/Пер. с фр. М., 1910. С. 180).
Во-первых, именно разума я и не замечаю у последователей религии. При приобщении к религии разум обычно теряется. Даже Блез Паскаль тому пример. Человек просто теряет способность рассуждать о том, во что надлежит верить. И вдвойне печально, что мы видим, что эта потеря рассудка наблюдалась нами на примере наших близких.
Таким образом, наука и религия - эти два пути познания реальности - должны не просто быть независимыми сферами, но в гармоническом сочетании способствовать общему движению человечества по пути к Истине.
А во-вторых, видимо, о.Мень прогулял лекции по марксистско-ленинской философии. В начале файла Мень утверждал, что Божественное нематериально. Сейчас он утверждает, что оно реально. Иными словами, либо он утверждает, что оно не дано нам в ощущениях (Но тогда откуда он про это знает?), либо оно необъективно (иными словами, приглючилось).
А в третьих, позволим себе привести старый аргумент: не существует отдельной арийской или коммунистической физики, химии или математики. Ученые всего мира, к примеру, считают, что Пи равно 3.1415926536..., вне зависимости от религии. Если бы Бог был реальностью, то по мере развития теологии ученые-теологи приходили бы к общему единому мнению о Нем. Вместе с тем, происходит как раз обратное - дробление религиозных течений. Иными словами, движение человечества на пути религии происходит ОТ истины.
ПРИМЕЧАНИЕ
Как конкретное подтверждение совместимости религиозного мировоззрения с наукой приводим данные о Папской Академии наук. Она была основана в Риме в 1603 году учеными Ф. Чези, И. Хеком и Ф. Стеллути, расширена в 1887 году Львом XIII и преобразована в 1036 году Пием XI.
Эта Академия является единственной в мире сверхнациональной но составу членов. В нее входят верующие ученые из большинства стран мира. Многие исследователи, избранные в Панскую Академию, являются всемирно известными учеными, например, Луи де Бройль, Поль Дирак, Джон Экклс, Вернер Гейзенберг и др. Кроме Папской Академии (по статистике на 1968 год), существует 138 католических университетов, 86 отдельных факультетов и 240 университетских колледжей. Только в Риме работает 20 католических академий и институтов, изучающих различные сферы науки.
Правильно. Дарвину нужно давать отпор, для этого нужно знать науку. Без этого будешь выглядеть посмешищем. Впрочем, от этого не спасет даже католическая академия. Аминь.
Warrax Black Fire Pandemonium http.//warrax.net
e-mail [email protected]