Ефим Дикий

РПЦ берет власть?

http://www.russ.ru/politics/vlast/20010614-ili.html

гипотеза

За последние две недели иерархи Русской Православной Церкви проявляли изрядную активность в светских делах. В каком-то смысле это, вне всяких сомнений, очень хорошо - духовное окормление удачно дополняет благие намерения властей светских. Так, патриарх Всея Руси Алексий II встретился с Шимоном Пересом. "Мы глубоко сожалеем об отсутствии мира во Святой Земле", - сказал предстоятель Русской Православной Церкви, подчеркнув, что "любые проявления терроризма, будь то в России, во Святой Земле или в ином месте, не должны быть терпимы". Все бы ничего, но через неделю Патриарх встретился также и с Ясиром Арафатом. На этой встрече тональность его выступления была уже несколько иной: "РПЦ будет поддерживать справедливую борьбу палестинского народа за свою независимость!". Обрадованный поощрением духовного лидера православных, Арафат сообщил публике, что бомбардировки большей частью направлены на Иерусалим и Вифлеем, "то есть речь идет о палестинских православных городах". Можно ли из этих смелых слов Арафата сделать вывод о неких претензиях со стороны РПЦ, удовлетворить которые помогут палестинцы? Ответ прячется за грифами секретности, однако Пересу следовало бы крепко задуматься...

Также из светских персон Святейший встретился с президентом НК ЛУКОЙЛ Вагитом Алекперовым и новым послом России в Киеве (фактически - "газовым надзирателем") Виктором Черномырдиным. Алекперову патриарх заявил, что подписание протокола о создании совместной рабочей группы с нефтяной компанией "ЛУКОЙЛ" - "это новый этап в развитии нашего сотрудничества". В общем-то, вполне разумно: из всех отечественных олигархов у Алекперова одна из самых незапятнанных репутаций. Правда, не вполне понятно, при чем тут РПЦ: для руководителя ЛУКОЙЛа более естественно было бы сотрудничество с Советом муфтиев России. С другой стороны, Арафат - тоже не совсем православный. Не исключено, что все эти встречи - звенья одной цепочки, соединяющей экономические и геополитические интересы России с интересами РПЦ.

Какие интересы Церкви здесь могут подразумеваться? Внешне - самые невинные...

Вот еще один пример невинности. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий принял в своей резиденции заместителя председателя Государственной думы России, председателя ЛДПР Владимира Жириновского, находившегося в Екатеринбурге с рабочим визитом. "Вы, как я знаю, - сказал архиепископ, - очень активно защищаете православие, защищаете наши традиции и мы вам благодарны за это". На встрече обсуждался ряд проблем, стоящих перед Церковью, в том числе - противодействие растлительным программам "полового просвещения". Здесь, конечно, сказалась мудрость иерарха. Дело в том, что из целого ряда заявлений ВВЖ становится очевидным, что уж он-то разработал не растлительную, но глубоко благочестивую программу такового просвещения. Сомневающимся напомним только одну фразу защитника традиций: "когда двое юношей любят друг друга, это есть элемент эротической культуры" (март 1998 г., Санкт-Петербург). Так что сотрудничество РПЦ и ВВЖ на ниве просвещения, вне всяких сомнений, удастся на славу... Если, конечно, речь идет о такой невинной области, как просвещение. Однако, в святую наивность архиепископа что-то не верится. Значит, Церкви что-то необходимо от Жириновского, а Жириновскому - от Церкви. Ну, положим, Жириновский может использовать Церковь для привлечения электората (Церковь - один из мощнейших пиарных инструментов). А в чем здесь состоит интерес Церкви? Вопрос открытый.

И напоследок. Первая страница газеты "Мир новостей" от 29 мая была украшена большой фотографией известного предпринимателя Сергея Михайлова. В сопутствующей заметке сообщалось, что по решению Алексия II предприниматель награжден орденом Даниила Московского. Это - высшая церковная награда для светских лиц (напомним, два года назад Михайлов был также удостоен ордена Сергия Радонежского). Заметка заканчивается на достаточно высокой ноте: "Предприниматель явно чуть смущен, но архимандрит [Василий, настоятель Патриаршего подворья] улыбается ему. На груди Сергея Михайлова сверкает новенький орден, а в его руках пламенеет букет ярких весенних роз".

Следом за новоиспеченным орденоносцем "чуть смутились" и мы. Проблема, собственно, в следующем. После известного решения швейцарского суда, всем нам доподлинно известно, что Сергей Михайлов - отнюдь не лидер "солнцевских" Михась, но вполне солидный и респектабельный предприниматель - к тому же весьма склонный к богоугодным деяниям по части филантропии. Святейшему, конечно, виднее, каким образом следует поощрять знатных филантропов. Вот только, как гласит известный анекдот, "осадок остался". По российским "воровским понятиям" к Церкви следует относиться с пиететом. Бывали случаи, когда человек избегал насильственной смерти, уйдя в монастырь... Насколько этот пиетет взаимен? Не происходит ли у нас на глазах смычка криминалитета с клиром?

В этом контексте все прочие "смычки" РПЦ - с государственной властью, олигархами и исламскими боевиками - выглядят слегка зловеще.


Warrax Black Fire Pandemonium  http.//warrax.net   e-mail [email protected]