Двадцатый век стал веком не взлета какой-либо религии или атеизма (в XIX веке даже такой термин, как "атеизм", не употреблялся в отношении к социальной реальности, а применялся только как философский термин для описания далекого будущего), а, скорее, веком отхода от религии, веком агностицизма и неверия.
По расчетам американский демографов и социологов, доля американцев, не относящих себя ни к одной религии, выросла за сто лет с 1,3 до 9,1%. США в этом смысле - одна из наиболее религиозных развитых стран. Даже в соседней Канаде доля тех, кто не отнес себя ни к одной религии, выросла в 1931-1991 гг. с 0,2 до 12,55%. Особенно молниеносным стал процесс отхода от религии в 1980-1990-х гг.: в Hовой Зеландии в 1986-1996 г. доля тех, кто не определил своего отношения к религии и заявил о непринадлежности ни к одной религии, выросла с 18,29 до 29,9%, в Финляндии доля, не принадлежащих ни к одной религии, выросла в 1975-95 гг. с 6,5 до 12,3%, в Австрии в 1971-91 гг. - с 4,3 до 12%, в Германии в 1970-98 гг. - с 2 до 25%, в Великобритании в 1983-2000 гг. - с 31до 40% (при этом число приверженцев Церкви Англии упало за 17 лет на 40%).
Упадок религии имел место и Восточной Европе, но некоторые исследователи отход от религии в этих странах в XX веке могут объяснить долгое время господствовавшим в этих странах государственным атеизмом. Такое мнение не совсем соответствует действительности: конечно, государственный атеизм искусственно преуменьшал долю верующих, но и после его краха не произошло никакого взлета религиозности в этих странах. Произошло только единовременное увеличение числа верующих из-за того, что им "разрешили" быть верующими и посещать церкви, причем дальнейший рост верующих не наблюдается. Опрос в Чехии и Моравии в 1991 г. показал, что 37% считают себя не принадлежащими ни к одной Церкви и 11-12% затруднились определить свою религиозную принадлежность, в 1999 г. там же 55% заявили о непринадлежности ни к какой религии и 45% отнесли себя к той или иной Церкви. В РФ в 1991-99 гг. доля россиян, посещавших церкви хотя бы раз в месяц, оставалась неизменной и находилась на уровне 6-7% (по данным Института социологии РАH).
А доля тех россиян, которые практически не посещали церкви (раз в год и реже, никогда), снизилась с 86% в 1991 г. до 73% в 1996 г., но в 1999 г. составила 74%. То есть процесс воцерковления россиян прекратился в середине 1990-х гг.
Далее следует скорее новое падение доли православных, так как 20-30% россиян называют себя православными (половина тех, кто считает себя православными), но при этом не бывает в церкви даже один раз в год (по данным ФОМ, на главный православный праздник Пасху приходят в церковь 14% россиян, а называют себя православными 54% россиян), не говоря уже о соблюдении постов, причастии и исповеди. Очевидно, что чем дальше будет исчезать в обществе мода на религию, тем больше таких "православных" будут снова называть себя "неверующими".
Самым сенсационным итогом XX века явилось то, что центром мирового отхода от религии стала не Европа, а Юго-Восточная Азия: три четверти населения Китая и Северной Кореи, две трети населения Вьетнама не относят себя ни к одной религии. Эти страны затронула волна воинствующего атеизма, скажут некоторые.
Однако такая же тенденция имеет место и в странах, в которых не было воинствующего атеизма: в Японии, по данным опроса 1996 г., 46,6% не относят себя ни к одной религии, в Гонконге, по данным опроса 1999 г., - 64%(!), в Южной Корее в 1999 г. - 46% (в 1991 г. также 46%). В Сингапуре, по данным переписи 2000 г., 14,8% не относят себя ни к одной религии, примерно такой же процент неверующих на Тайване.
Таким образом, необходимо сделать вывод, что воинствующий атеизм поражает именно те страны, которые готовы к его пришествию и где созрела некая общественная потребность в вытеснении религии на обочину общественной жизни. 45 лет государственного атеизма в Польше не помешали большинству поляков оставаться католиками и не мешают сейчас 95,4% населения Польши принадлежать к Римско-Католической Церкви (причем эта цифра остается неизменной по крайней мере с 1992 г., а возможно, и с 1989 г., когда около 90% поляков заявляли о доверии Католической Церкви).
Многие исследователи заявляют, что XX век - век заката христианства. Hо такие заявления не вполне подтверждаются статистическими данными: доля католиков, например, выросла с 16,6% в 1900 г. до 17,3% в 2000 г., а абсолютная численность католиков выросла в мире за столетие почти в 4 раза. Волна равнодушия к религии, захлестнувшая в последние десятилетия многие развитые страны, в наименьшей степени затронула католиков: например, в Канаде в 1890-1991 гг. доля, не принадлежащих ни к одной религии, выросла с 0 до 12,55%, в то же время доля римо-католиков выросла с 42 до 45,2%, в Великобритании (без Северной Ирландии) в 1890-2000 гг. доля католиков в населении выросла с 5,2 до 8,5% в то время как 40% населения, по данным опроса 2000 г., уже не относят себя ни к одной Церкви (и только 48% считают себя последователями той или иной религии). За последние 100 лет в Азии католиков стало в 18 раз больше, а в Африке - в 80 раз.
В тех странах, в которых не было даже намека на государственный атеизм, наблюдается упадок религиозности. Он затронул не все христианство, а в первую очередь традиционный протестантизм: лютеранство, кальвинизм, англиканство (последнее некоторые исследователи считают самостоятельной непротестантской конфессией, а время и история его появления сближают англиканство с традиционным протестантизмом). Доля последователей этих конфессий в Европе упала за 100 лет с 23 до 10%. В значительной степени такое падение лютеранства, кальвинизма и англиканства связано с государственным положением этих религий в некоторых странах Европы, например, в Швеции до 1951 г. все родившиеся на территории этой страны автоматически приписывались к лютеранской Шведской Церкви и должны были платить налог в ее пользу, а с 1951 г. только после написания специального заявления гражданин мог выйти из этой Церкви, но при этом все равно обязан был платить налог в ее пользу (правда, несколько уменьшенный).
Подобная же практика имела место и в других европейских странах. В результате к середине 90-х гг. 500 тыс. человек, формально числящихся членами Шведской Церкви, даже не были крещены в ней, а не конфирмованных ее "членов" теперь еще больше...
Hапротив, при резком падении доли традиционных протестантов доля неопротестантов-сектантов (свидетелей Иеговы, мормонов, адвентистов, пятидесятников) резко выросла за последние 100 лет, так же как доля нехристианских сектантов: бахаистов, спиритистов и др.
Если бы не было такого огромного роста доли неверующих, то XX век можно было бы назвать веком ислама. Ислам единственная религия, доля приверженцев которой значительно выросла за 100 лет с 13 до 19,5%. Этот рост менее чем на 1% обусловлен обращением в ислам немусульман, в основном кочевых племен Африки, а также влияния феномена "черного ислама" в США (хотя последний больше похож на националистическую религию негров, чем на традиционный ислам). В ислам обращены в последние десятилетия до 1 млн. европейцев: в Германии из 2 млн. мусульман - 170 тыс. немцы. Остальные почти 6% роста ислама - результат высокой рождаемости у мусульманских народов, которая при современном уровне медицины (а значит, резкого снижения смертности) привела к демографическому взрыву.
Доля индусов в мире выросла за 100 лет с 13,7 до 14,7%. Индуизм - единственная национальная традиционная религия, которая не только сохранила, но и усилила свои позиции. Индусов не прельщает ислам, в который его хотели обратить арабские, персидские и другие завоеватели. Сопротивляются индусы и наплыву протестантских миссионеров, предлагающих им отказаться от поклонения своим "бесам" (как фанатичные христиане называют всех чужих Богов), один из таких случаев сопротивления иноземному духовному нашествию описан в "HГ-религиях" (# 23 от 14.12.2000 г.).
Доля иудеев в мире упала за 100 лет почти в три раза. И главная причина этого - не холокост (во время которого были уничтожены не 6, а 1,5 млн. евреев, по самым последним наиболее объективным оценкам), а ассимиляция. В США, по некоторым оценкам, живут более 10 млн. граждан еврейского происхождения, но в учет еврейских организаций попадает лишь 5,9 млн., так как остальные не только христианизировались (например, Альберт Гор - баптист по вероисповеданию), но также никак не участвуют в деятельности еврейских организаций. Естественный прирост у евреев также один из самых низких в мире. Кроме того, евреи - одна из самых атеистических наций: по данным международного исследования, в 1991 г. Израиль занял 4-е место среди 18 стран (и 1-е среди капиталистических стран) по доли не верящих в Бога среди всего населения: в Израиле оказалось 25,6% не верящих в Бога.
* * *
Можно сделать вывод, что, во-первых, уходящий век стал временем отхода от религии, во-вторых, снизилась численность исповедующих традиционные религии: в основном это африканские народы, которые за последние сто лет подверглись массовой христианизации, а некоторые - исламизации. В Юго-Восточной Азии часть из тех, кто исповедовал традиционные верования, отошла от религии вообще, а большая часть населения перешла в буддизм или христианство.
Warrax Black Fire Pandemonium http.//warrax.net
e-mail [email protected]