Альберт ШАКИРОВ

САТАНИСТЫ... ИЛИ ЗОЛОТАЯ МОЛОДЕЖЬ?

Особенности казанской охоты на ведьм: 
казанская газета "Восточный экспресс" предлагает свою версию нашумевшего 
"ритуального" преступления

В каждом веке есть свое
средневековье.                 
Станислав Ежи Лец

Преступление без наказания

Кратко напомним читателям основную канву самого скандального и резонансного преступления в нашем городе за последнее время. 6 января 2000 года - как раз на православное Рождество - "группой неустановленных лиц" в районе 1-х Горок была похищена 18-летняя студентка Елена Баширова (имя и фамилия изменены). Ее привезли на квартиру и три дня насиловали пять подонков. 8 января девушку отвезли в поселок Васильево и вышвырнули из машины в районе татарского кладбища. Сама пострадавшая в заявлении сотрудникам МВД указала, что помимо насилия над ней проводили некие ритуальные действия, видимо, сатанинского характера, после чего местные и московские СМИ обрушили на читателей массу материалов о "страшном преступлении, совершенном во время рождественского ритуала сатанистов в Казани".

Этот крючок заглотил даже солидный "Коммерсант", но особой "запредельностью" отличались публикации в "Казанском времени", впрочем, это уже не из области журналистских расследований, а ближе к "Запискам сумасшедшего"...

Следствие тоже остановилось на "ритуальном" преступлении как на главной рабочей версии.

Поиски виновных продолжались до начала лета. Все это время казанские следователи собирали разнообразную информацию о различных группах российских сатанистов и показывали девушке собранные материалы и фотографии. И вот на одной из фотографий Елена опознала одного из похитивших ее людей - "верховного иерофанта" Общества Нави Руслана Воронцова!

Здесь необходимо следующее пояснение. Миссионерский отдел Московской патриархии издал серию справочников "Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера", встреченных с большим энтузиазмом официальными структурами - от МВД до Академии Госслужбы при президенте РФ. Оставим в стороне этический момент: почему государственные и правоохранительные органы "сверяют часы" по внутренним материалам одной из многочисленных религиозных организаций России? Обратимся к самому справочнику. В первом издании (1997 года) о Воронцове православные аналитики поместили следующую информацию: "Административным руководителем "Южного креста" (юный Руслан в этом издании проходит как руководитель четырех различных организаций. - Прим. автора) является некий Руслан В., 25-27 лет, человек с сильными парапсихологическими способностями, культовое имя - Daff, руководитель молодежной общественной организации; по некоторым данным, обладает высшим медицинским образованием, возможно, нарколог, очень богат... Известно, что Руслан связан с "бритоголовыми" (скинхеды - движение DАР). Имеет свою дочернюю структуру (лично ему подчиняющуюся), представляющую собой вербовочную структуру - Церковь Нави. Имеет тесные связи с российскими политическими группами фашисткой ориентации и некоторыми политиками. По данным (очевидно, оперативным. - А.П.), Руслан имеет несколько квартир и большую библиотек, состоящую из нескольких сотен сектантских книг и работ по психологии, суггестии и гипнозу; изучает психотерапию и достаточно хорошо владеет психотехнологиями. На одной из своих квартир хранит небольшой арсенал огнестрельного оружия и ритуальную сатанинскую одежду черного и красного цветов. Черная ритуальная одежда используется для проведения "черных месс", а красная - для проведения "обряда красной кровавой магии".

Что должны были подумать казанские следователи, прочитав такую информацию?

Конечно, что имеют дело с необычным и особо опасным преступником. В действительности, все эти материалы абсолютно лживы. В 1997 году, когда вышел справочник, Руслану Воронцову едва исполнился 21 год. Он до сих пор не имеет никакого специального образования и проживает в московской квартире вместе со своей матерью. На самом деле Руслан является русским националистом. Как и многие молодые неформалы, спасение России он видит не в православии, фактически ставшим частью госструктур, а в возрождении древнерусского язычества. Эти взгляды и привели его в Церковь Нави - одну из многих московских неоязыческих организаций...

В июле 1999 года Казанская прокуратура дает санкцию на задержание Воронцова и заключение его под стражу. Наши милиционеры специально съездили в Москву и привезли в СИЗО № 2 Казани. Летом в Татарстане началась форменная "охота на ведьм", напоминающая лучшие годы инквизиции. Местные телеканалы и некоторые газеты наперебой описывали страшные (точнее, вымышленные. - А.П.) ритуалы сатанистов. Снова отличилась "КВ" со своим материалом "Сатана прибыл в Казань в наручниках". Писали об Обществе Нави как о сатанинской секте и придумывали жуткие подробности о том, что сатанисты начали свое проникновение в Казань. Ходили слухи, что представители исламского духовенства и татарстанские православные лидеры готовятся выступить с совместным заявлением об "очищении от скверны".

Общество Нави

Только вопиющей некомпетентностью следственных органов и СМИ можно объяснить то, что Воронцова объявили лидером сатанистов, а Общество Нави - сатанинской организацией. Даже "священники в штатском" из миссионерского отдела исправились и в последующих изданиях своих справочников относят Церковь Нави к русским неоязыческим организациям - что-то вроде наших доморощенных тенгрианцев, а это далеко не сатанизм. Действительно, Общество Нави - ариософская (то есть изучающая арийцев) неоязыческая организация, построенная по типу американского ку-клукс-клана. И, возможно, немногочисленных приверженцев привлекала в Общество Нави его подчеркнутая экзотичность и, попросту говоря, выпендреж.Кланы Нави, одетые в балахоны, - обычно компания из 30 - 40 молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет - собирались в подмосковном лесу - на "месте силы". Разжигался костер, пелись культовые песни, устраивались факельные шествия и ритуальные танцы. Как и положено - с большим количеством пива и водки. В честь особых случаев с собой привозили живого петуха и отрубали ему голову над костром. Благодаря публикациям московского журналиста Д. Невелева в популярном "Огоньке" о малочисленных кланах Нави узнал достаточно широкий круг людей. Лидером - "Верховным магистром" - Общества Нави является 27-летний москвич Илья Лазаренко, а Руслан Воронцов был "верховным иерофантом" - то есть вторым человеком в этой "Церкви". После задержания Воронцова лидер Общества Нави сделал официальное заявление для прессы:

- Воронцов не сумасшедший сатанист. По уставу "Общества Нави", людей в жертву приносить не требуется. Я знаю, что либо это следственная ошибка, либо планы милиции и ФСБ в отношении оккультистов зашли слишком далеко.

Казанское же правосудие, вопреки тому, что стало очевидным, что Общество Нави не является сатанинской организацией, а Воронцов - не сатанист, упорно продолжало разрабатывать "сатанинскую" версию...

Но в Москве адвокат Воронцова Карен Нерсесян быстро выяснил, что его подзащитный никогда в жизни не был в Казани. С 6 по 8 января Руслан, вернувшись из Петербурга со своей подругой поэтессой Алиной Витухновской и многочисленными друзьями и приятелями, продолжал отмечать в Москве новогодние праздники. В эти дни его в Москве видели десятки людей, и у них взяты свидетельские показания. Однако Казанская прокуратура упорно вела "сатанинское дело". Только после вмешательства такой авторитетной правозащитной организации, как Московская Хельсинкская группа, которая взяла под свою защиту Р.Воронцова не как сатаниста, как это пытались представить некоторые казанские издания, а как незаконно задержанного вопреки многочисленным свидетельским показаниям по абсурдному обвинению человека.

Стилизация

Адвокат Карен Нерсесян в день освобождения Воронцова заметил, что у следствия сразу возникло подозрение, что преступление совершили молодые казанцы из числа "золотой молодежи", то есть отпрыски не только богатых, но и влиятельных родителей. Но после определенного давления "сверху" была взята на вооружение "сатанинская версия". После того как Руслан Воронцов был выпущен на свободу, казанские следователи с удвоенным рвением стали искать вероятных преступников в среде городских маргиналов. Поиски мифических "казанских сатанистов", как и следовало ожидать, закончились безрезультатно. И это несмотря на то, что был допрошен огромный круг людей: от бывших национал-социалистов Михаила Глухова и анархистов до подростков-толкиенистов из клуба ролевых игр. Такую бы энергию, да в мирных целях!

Впрочем, ошибку следствия можно понять, учитывая, что в современной России нет достаточного опыта по раскрытию ритуальных, особенно "сатанинских" преступлений. Если какая-нибудь жертва отечественной психиатрии рисует на ноже три шестерки и, повинуясь некоему голосу, идет резать Оптинских монахов, а потом долго рассказывает о том, что чувствует себя избранником Сатаны, то это - повод пошуметь для журналистов, а для МВД - отчитаться о раскрытии "сатанинского" преступления. А настоящие преступления в этой области проходят тихо и незаметно.

Для сравнения - большой опыт по раскрытию таких преступлений накоплен американским ФБР. Книги специалистов и агентов ФБР по различным аномальным и ритуальным преступлениям с начала 1990 годов стали выходить и в русских переводах. Приведу только один пример настоящего сатанинского преступления: автор книги "Сатанизм" Боб Ларсон приводит рассказ одной девушки по имени Сара о том, что с ней произошло. Вот небольшая выдержка из книги: 

- Они сожгли заживо мою подругу, а я была вынуждена на это смотреть. Причем это была не единственная их жертва. Другого моего знакомого заставили произнести: "Сатана, отдаю тебе свою жизнь", после чего столкнули его с обрыва. "Я еще никогда никому об этом не рассказывала", - произнесла она. Я спросил, почему. Ее ответ был прост: "То, что я увидела, было настолько не правдоподобно, что никто бы мне не поверил".

- А как они сожгли твою подругу? - спросил я.

- Они привязали ее к помосту и подожгли.

- И ты не звала на помощь?

- Я кричала, но никто не захотел погасить огонь. У всех на лицах были маски, чтобы нельзя было их узнать, - с плачем рассказывала Сара.

- А что делала ты, когда все это происходило?

- Я старалась их удержать, но безуспешно. Они заставили меня смотреть на это, потом страшно избили.

Жертвы, о которых рассказала девушка, были действительно найдены мертвыми: одно обгоревшее тело было невозможно опознать, а другое обнаружили в море под тем обрывом, о котором рассказала Сара. И никаких следов, никаких доказательств.

Примечание: что-то я сомневаюсь в правдивости этой истории. Международные преступные синдикаты - и те иногда проигрывают полиции, а тут сатанисты самые неуловимые...

В криминалистике есть такое понятие как "почерк" преступника. Ведь всем ясно, что девушку насиловали не бандиты из братвы. "Почерк" не тот. Они не стали бы тратить время на разыгрывание ритуалов. Почему большинство поверило следствию и газетам, что это преступление сатанистов? В первую очередь, по показаниям самой потерпевшей. Ее насильники очень хотели свалить вину на сатанистов. Скажем, если на большом стенде написано: "Размещать рекламу категорически запрещено", то что делает шустрый коммерсант? Размещает на стенде рекламу своих конкурентов! Так вот, "почерк" данного преступления явно не сатанинский. Скорее, это стилизация под сатанизм.

Предложим следующую реконструкцию событий, происшедших на Рождество 2000 года в Казани. Группа далеко не бедной казанской молодежи 20-25 лет продолжала затянувшиеся новогодне-рождественские праздники с обильными возлияниями. Двое из них по пути на квартиру, где их ждали собутыльники, на остановке взяли случайную попутчицу, ловившую такси. Девочка оказалась симпатичной, и ее решили прихватить с собой (в этот день они остались без подруг). Угрожая ножом, девушку привезли на квартиру и по очереди изнасиловали. На всякий случай надели маски - чтобы свести к минимуму шансы быть узнанными. Но потом они не знали, как избавиться от использованной девушки. Поэтому ее и держали три дня в квартире. Это говорит о том, что у молодых людей еще не было опыта совершения серьезных преступлений. Тогда, видимо, самый умный и изворотливый из собравшихся ублюдков, вспомнив про Рождество, предложил стилизовать произошедшее под сатанинский ритуал. Причем исполнители псевдосатанинских ритуалов сами считали, что настоящие сатанисты так и должны поступать - скажем, мучить домашних животных или насиловать юных невинных девушек. Ну и старались в меру своего понимания, точнее непонимания темы. Когда над униженной и запуганной девушкой для устрашения и дезориентации были проведены наспех придуманные ритуалы, ее для логического завершения "сатанинской" темы вывезли в район татарского кладбища. Инсценировка, как можно было убедиться, прошла успешно.

Позже, чтобы окончательно отвести от себя подозрения, им как-то удалось подставить Р.Воронцова, то есть подкинуть следствию некие "факты", свидетельствующие о том, что преступление якобы совершил "московский сатанист" Воронцов со товарищи.

Но Воронцов и особенно Витухновская оказались достаточно известными личностями и в конечном счете им удалось доказать, что Руслан не причастен к этому преступлению. Поэтому следствию сейчас, наверное, следует вспомнить принцип римского правосудия "Cui prodest" - кому это выгодно? Ведь очевидно, что тот, кто подставил Воронцова, и есть настоящий организатор преступления...

(газета "Восточный экспресс" №10 за 16-22 марта 2001 года)


Warrax Black Fire Pandemonium  http.//warrax.net   e-mail [email protected]