§4. Ощущение и восприятие: первое, второе и третье лицо
Не смотря на название параграфа, повествование я начну с понятия «чувство», которое тесно связано с ощущением и для их определения и донесения значения понятий в любом случае нужна их же связка, поэтому начну с чувства.
Чувство – способность живой материи отражать свойства и состояния, воздействия и изменения среды в рамках какого-либо раздражителя (зрительное чувство, слуховое чувство и подобные) и группировать их по определённым свойствам и связям (освещённость объекта, форма объекта, удалённость объекта и так далее). У сложных организмов (форм организации живой материи) есть специальные системы органов для ощущения таких воздействий и изменений – органы чувств. Органы чувств человека, ощущающие определённые группы воздействий делятся на различные группы в зависимости от тех или иных своих свойств:
А) Субъективная группа: слух, зрение, обоняние, вкус, осязание, положение в пространстве;
Б) Объективная группа по характеру раздражения:
* Химический класс органов чувств включает зрение, вкус и другие;
* Механический класс органов чувств включает осязание, слух, боль и другие;
То есть чувство это способность присущая только живой материи, а в условно полном объёме сложным организмам. Не следует путать чувство с какими-либо психическими состояниями или процессами, например установками, восприятием и подобным; то есть «чувство страха» неверно, так как психика «в состоянии страха (перед чем или кем-либо)», ибо страх субъективное явление, но это детали. От чувства перейду к рассмотрению ощущения находящегося с первым в тесной связи.
Это не "детали". вообще-то. Я тут не буду критиковать приведённые формулировки подробно, а то критики будет больше, чем текста оригинала. Даже не буду указывать на то, что термин "чувство" многозначный, и "чувство страха" таки да, случается. Есть чувство в смысле способности ощущать, воспринимать окружающий мир, внешние воздействия, а есть -- внутреннее психическое состояние человека, выражающее его отношение к кому-либо или чему-либо. Здесь говорится о первом значении, а второе -- просто не рассматривается, а вовсе не "неверно". Более того, в общем виде воспринимают внешний мир и роботы, условно говоря, но есть ли у них чувства? То есть именно психическую составляющую выкидывать некорректно.
Мы не воспринимаем в плане психики сигналов от органов чувств непосредственно, они обрабатываются и лишь часть их, уже обработанная, достигает сознания. Причём многие интерпретации очень субъективны -- недаром о вкусах не спорят.
Так что путаница у автора ещё та.
Ощущение это отражение живой материей состояний и свойств, воздействий и изменений среды и субъекта ощущения, комплексно без ограничения исходя из определённых свойств и связей отражаемого, но в рамках чувственного (вещественного, материального) мира, а также создание на основании этого картины отражаемого чувственного мира. То есть ощущение это развитая форма чувства, где отражение материального мира живой материей осуществляется независимо от конкретной группы раздражителей, а целостно, следовательно, ощущение способно не только отражать материальную природу, но и создавать физическую картину этого мира для живой материи (например, организма) в форме картины ощущений.
Кто на ком стоял? (с)
Объективная группа ощущений по локализации рецепторов:
- Экстероцептивные собирают сигналы поступающие из среды. Делятся на подклассы дистантных и контактных;
- Проприоцептивные располагаются по всему телу (мышцы, сухожилия и так далее) и отражают положение тела и его частей в пространстве;
- Интероцептивные отражают протекание процессов внутри тела.
Ощущение так же отличается от чувства тем, что может быть сымитировано или ошибочно воспринято нервной системой, то есть воспроизведено в самой нервной системе без раздражения рецепторов – ощущение не как отражение вещественного мира, например, фантомные ощущения, галлюцинации и так далее. То есть чувство находится в рамках ощущения, где само ощущение детальнее и шире чувства означающее промежуточное состояние ощущения. Другие ключевые отличия ощущений и чувств я подчеркну позже, после рассмотрения восприятия.
Вот очень хотелось бы, чтобы где-то здесь автор пояснил бы, чем отличается, скажем, чувство слуха от ощущения слуха, которое имеет дистантные рецепторы. ИМХО тут просто: чувство -- это общее понятие, способность слышать. а ощущение -- это обработка конкретного сигнала, "сейчас слышу нечто".
У меня есть ощущение, что автор просто нагуглил "умных словов", а разбираться в их взаимосвязи -- не барское дело, как и грамматика, пункутация и стилистика текста.
Восприятие это широкое понятие, означающее психическое и физическое отражение каких-либо явлений и процессов независимо от их формы условно замкнутой системой через посредничество специальных систем или напрямую. Традиционно под восприятием понимают психическое восприятие как отражение сигналов принимаемых психикой от нервной системы и органов чувств, а также психических сигналов в форме идей, мыслей и подобного. Психическое восприятие способно к отражению событий, установок, мнений и прочего психической природы, чего не могут отражать чувства или ощущения.
А, так вот для чего было объявлено ересью чувство страха!
Но особенно было бы интересно подробнее узнать о не-психическом восприятии, посредством чего-либо ещё, а не психики.
Ощущение присутствующее всегда не всегда воспринимается психикой, это отражает произвольное внимание, которое необходимо для волевого (по желанию) восприятия чего-либо. Например, одежда отражаемая чувством осязания, её ощущаемая масса и прочее всегда ощущаются нервной системой, но не всегда воспринимаются психикой, для начала восприятия нужен волевой акт – произвольное внимание. Но это детали призванные дополнительно проиллюстрировать особенности психического восприятия.
Ага, а теперь пропихиваем конгениальную идею "ощущение возможно без воспрятия".
Вот просто и понятно, на уровне Википедии:
"Ощуще?ние, чувственный опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы. ... В советско-российской психологической школе принято считать ощущение и чувство синонимами".
"В психологии ощущения считаются первой стадией (на самом деле они туда не входят) ряда биохимических и неврологических процессов, которая начинается с воздействия внешней (окружающей) среды на рецепторы сенсорного органа (то есть органа ощущения) и затем ведёт к перцепции, или восприятию (распознаванию)".
"Ощущение (в психологии) - процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира. От понятия восприятия (как целостного впечатления, например, восприятие чашки кофе как целостного образа) отличается количественно (ощущение аромата кофе, цвета, температуры и т.д.). Восприятие состоит из одного или более ощущений, создающих наиболее полное представление об объекте. Т.е. восприятие будет, даже если человек не прикасается к чашке, с закрытыми глазами будет вдыхать аромат кофе (одно ощущение)".
Ну и с т.з. устройства человека:
"ОЩУЩЕНИЕ, состояние сознания, вызываемое раздражением органов чувств, связанных центростремительными проводящими путями с высшими этажами центральной нервной системы — корковыми центрами. Так. образом ощущение как свойство сложного, по преимуществу коркового, процесса является конечным элементом деятельности органов чувств, подвергающихся раздражениям внешнего мира, и в то же время начальным элементом внутренней деятельности — сознания. С физиол. точки зрения О. рассматривается не только как необходимая часть деятельности рецептора, но и как условие анализатор-но-синтетической деятельности мозга, * при помощи к-рой человек и познает окружающий его мир и воздействует на него".
Короче говоря, ощущение -- это элемент системы восприятия.
Но существует восприятие материальными системами, телами, явлениями и процессами, которые лишены чувств и ощущений, а воспринимают сообщаемые им сигналы, например, в форме воздействия или взаимодействия, согласно своей природе и свойствам. Так одно материальное тело может воспринимать передачу ему из среды механической или тепловой энергии, а другое не воспринимает эту передачу. Восприятие – способность воздействие принимать.
Ишь ты! А кто только что писал, что восприятие означает "психическое и физическое отражение каких-либо явлений и процессов"? Не "или", а "и". (что такое "восприятие как физическое отражение явлений" -- я понять не могу вообще).
Воспринимает лишь субъект. Если, скажем, автора посадить на раскалённую плиту, то воспринимать происходящее он будет именно психикой, хотя ощущения будет чувствовать жопой. А если рядом будет лежать и нагреваться, скажем, кирпич, то он будет просто получать тепло вследсвтие физического процесса нагревания, но воспринимать ничего не будет.
То есть восприятие понятие, относящееся как к имматериальной, так и материальной природе.
Опять имматериальное, задрал уже. Упоминает на каждом шагу, а объяснить, что это, догадался лишь в §8. Но со временем доберёмся...
Психическое восприятие зачастую, но не всегда, субъективно, так как оно осуществляется через установки, отношения и подобное, а материальное восприятие объективно, так как в нём участвуют сообщающиеся объекты. Чувство и восприятие не могут отражать имматериальную природу, её возможно только воспринимать, но воспринимать можно и материальную природу. О характере объективного и субъективного психического восприятия я расскажу отдельно в другой главе.
Ух ты! Очень хотелось бы услышать поясненее, что такое объективное воспрятие, без субъекта -- кто воспринимает-то? И что такое "материальное восприятие", если воспринимаем мы психикой и сознанием, т.е. объектами идеальнымы, а не материальными (но и не имматериальными!)?.
В качестве промежуточных выводов подведу итог:
Итог: автор вообще ничего не понимает в теме, по которой взялся вещать.
- Чувство это способность живой материи отражать внешние воздействия в рамках какого-либо раздражителя, значит материальное, внешней направленности, присуще только жизни. Чувство это отражение свойств и изменения чувственного (вещественного, материального) мира живой материей. Чувство это какое-то конкретное отражение живой материей её изменений и состояний в рамках определённых свойств (например, чувство зрения ощущает освещённость, формы объектов и так далее), но не предполагающее составление картины ощущений;
- Ощущение это способность живой материи не только отражать вещественный мир, но и создавать для организма картину ощущений, позволяющую ориентироваться в вещественном мире организмам не обладающим психикой. Ощущение это отражение каких-либо частных свойств вещественного мира, но которые могут составляться вне определённых рамок в комплексную картину вещественного мира и состояния ощущающего субъекта (организма) дающую целостное представление о среде;
- Восприятие наиболее широкая форма отражения присущая чему-либо существующему независимо от его природы и отражающая любые изменения и воздействия в деталях. А невосприимчивость к чему-либо означает устойчивость к воздействию изменения. Восприятие бывает субъективным и объективным, психическим и материальным.
Это я уже всё комментировал.
Если совсем кратко, то чувство это группа ощущений схожих по свойствам и связям; На основании вышесказанного можно смоделировать ситуацию:
- Частное ощущение – отражение давления на кожу;
- Чувство боли – группа ощущений: ощущение давления на кожу, ощущение прокалывания кожи, болевое ощущение;
- Восприятие картины вещественного мира психикой на основании комплекса чувств как групп ощущений предоставленных нервной системой – игла глубоко вонзившаяся в палец человека: ощущения формы, цвета, удаления иглы и прочего (зрительное чувство) совместно с ощущениями боли и ощущениями давления на кожу и локализации его (чувство осязания) преломленное субъективными индивидуальными знаниями о свойствах иглы и её воздействия на палец;
- Как итог реакция психики на воспринятую ситуацию – выдернуть иглу, а вот без знаний и опыта как психического, так и чувственного индивид может поступать иначе, иначе воспринимать ситуацию. Например, ребёнок будет сидеть и плакать или побежит к маме показывать пальчик и тому подобное.
Вот такая гармоничная связь ощущения, чувства и материального и психического восприятия была здесь мной описана, надеюсь доходчиво. Закончив с чувством, ощущением и восприятием я могу перейти к рассмотрению психофизических актов ощущения и восприятия в первом, втором и третьем лице, понимание которых понадобится в другом параграфе этой главы. В контексте последующего исследования лица интересны в единственном числе:
- Первое лицо – «я», здесь объект отражения является и субъектом; индивид понимает и отражает самого себя обращаясь к первому лицу. То есть как я и сказал – объект первого лица это сам субъект;
Хрен там. Вот что, западло в философский словарь заглянуть, чтобы понять, что есть субъект и объект? Здесь объект -- это человек в каком-то контексте, а субъект -- психика, которая воспринимает. Это -- НЕ одно и то же. Можно, конечно, воспринимать свою психику как объект и пытаться исследовать, но это НЕ приравнивает психику-как-субъект и психику-как-объект.
- Второе лицо – «ты», здесь объект отражения второго лица является посторонним субъекту, но свидетелем или участником отражения его самого, объекта, субъектом обращения;
- Третье лицо – «он», «она», «оно», здесь объект отражения является посторонним субъекту и не является свидетелем или участником его, объекта, отражения;
Смысла в тезисах не обнаружено. Какие свидели или участники отражения?
- Существует так же четвёртое лицо, отражающее обезличенный объект отражения или ситуацию такого отражения субъектом; например, «стулья раскидало» или «в зале зашумели».
В русском языке это называется безличным предложением, а вовсе не "четвёртым лицом"
Здесь важно отметить, что первое лицо является одновременно субъектом и объектом отражения, что делает восприятие этим я особенным и эта особенность в числе прочих понадобится при исследовании феноменологии, феноменального сознания и физикализма последующих далее. А также вышесказанное необходимо было исследовать для продолжения раскрытия мысли о научности сатанизма в целом и её особенностях в частности, чему служит этот и другие параграфы этой главы, а отчасти и вся книга. Целостная картина же мысли станет доступна в конце исследования, так что перейду к следующему параграфу.
[...и зачем я только на это всё подписался...]