https://www.nalin.ru/repostmodernizm-i-ego-posledstviya-4192
Авраам Болеслав Покой
Репостмодернизм и его последствия
В последние годы в нашу жизнь непрошеной биодобавкой всё чаще вмешивается вредоносное явление, которое следует назвать "репостмодернизмом".
Явление это относительно новое, но оно приняло уже столь угрожающие масштабы, что настала пора рассказать о нём публично.
Если коротко — речь идёт о новом, почти совершенном способе распространения лжи — лжи, уже не нуждающейся ни в чьём доверии.
Эту мысль необходимо пояснить.
Уточню: я не говорю о мелкой бытовой лжи вроде "Не было ничего, ничего не было" или "понятия не имею, я точно не брал". Я говорю о лжи фундаментальной, из которой в вегетарианском варианте выколачивают миллионы, а в хардкорном выдавливают цистерны крови.
В далёкие времена эта большая ложь нуждалась в постоянных носителях, потому что её (как и вообще любой информации) было немного, а распространение стоило времени и денег. Чтобы выжить, ложь нуждалась в подписчиках, прихожанах и фанатах. Она оккупировала мозг носителя, как умела баррикадировалась изнутри и время от времени пришпоривала его, направляя в гущу ничего не подозревающих современников проповедовать.
Самые оголтелые носители вранья искренне считали его правдой. Защищали в спорах и несли его факел. Они указывали тёмным скептикам, что раз этой лжи написаны многие тома и тысячи людей её благодарно читают — значит, она на самом деле правда, ведь не могут же ошибаться столь многие. Нередко собеседник, жаждавший убедить вас, что вы идиот и ничего не понимаете в жизни, даже умолял вас помочь в этом непростом деле. "Вы прочли бы основные шесть томов учения Рыбальцева, прежде чем называть глупостью его утверждение о происхождении всех языков от русского! — канючили такие собеседники. — Вы же совсем не помогаете мне давить вас интеллектом. Хорошо, давайте так договоримся — ваш отказ от чтения шести томов Рыбальцева я буду засчитывать как слив, а?"
Сейчас всё это в прошлом, ибо пришло время репостмодерна.
...Новый способ вирусного распространения лжи, о котором пойдёт речь, мог возникнуть, разумеется, только в наше перенасыщенное буквами, звуками и картинками время.
Ей на помощь пришёл т.н. постмодернизм.
Явление это само по себе столь обширное, что даже краткое описание его будет крайне многословным. Мы можем коротко отметить лишь, что одним из его постулатов является богомерзкое утверждение о некоем равенстве любых утверждений. Ибо нет правды, а есть лишь Разные Мнения, с разной степенью неполноты отражающие реальность, учит постмодернизм. В самом ширпотребном варианте он чаще всего принимает облик обиженной фразы "Почему вы считаете, что Другие Мнения не имеют права на существование?". Эта фраза особенно впечатляет в исполнении адептов гомеопатии, новой хронологии, космической пирамидологии и прочих досугово-развлекательных религий.
Так вот, друзья. Репостмодернизм является новой — и по-своему, надо признать, блестящей формой постмодернизма. Ибо инфицированные ею современники бессознательно сделали вполне логичный вывод:
если в принципе все утверждения равноценны — то что угодно можно распространять, не читая. И тем экономить время.
Лёгкой добычей репостмодернизма стали личности, и без того рассматривавшие любой спор или дискуссию исключительно как способ помахать своим существованием перед носом изумлённого мира — и не видящие общению иного применения.
Когда им стало ясно, что простой перепост любой яркой фигни с припиской "заставляет задуматься!", "Неужели правда?!" или вовсе без приписки приносит почти те же эмоциональные бонусы и при этом не нагружает никакими обязательствами, — они массово и с восторгом окунулись в информационный промискуитет.
В результате сегодня мы регулярно спотыкаемся о современников, которые разносят враньё не потому, что верят ему, а потому что вторник или потому что картинка зачот.
Будучи уличены в распространении вранья, они отрыгивают инстинктивное "по-вашему, Другие Мнения не имеют право на существование?" и "я не настаиваю что это правда, но это заставляет задуматься!!!", облегчают себя таким образом — и, треща радужными крыльями, летят дальше.
Их тысячи вокруг нас.
...Опасность репостмодернизма в том, что он, будучи экономичнее всех известных форм распространения вранья, — сводит ценность вообще любых обсуждений к нулю. Он также постоянно подрывает даже более или менее здоровое мировоззрение нашего современника, тут и там пробивая броню известных ему фактов и откладывая под неё яйца чепухи.
Конечным же итогом эпидемии репостмодернизма неизбежно станет глобальная пандемия равнодушия. Если прибегнуть к известной басне, то жителям современной мировой информационной деревни множественные мальчики-идиоты кричат нонстопом со всех сторон о том, что вот-вот нападёт волк, а также мамонт-людоед, мегатерий-педофил, летучие рыбы, орда бешеных миксеров, рептилоиды и крапчатый синдром дефицита внимания.
Рано или поздно жители такой деревни просто перестанут всерьёз реагировать на любые крики и начнут ориентироваться исключительно на то, что почувствуют непосредственно на собственной тушке. То есть репостмодернизм пережжёт на шлак ценность в глазах людей всего искусства, науки, любви и политики — всего того, что по идее отличает Человечество от сутулой волосатой родни.
Для века, обозвавшего себя Информационным — это просто позор.
...К сказанному остаётся добавить, что репостмодернизм излечим как самостоятельно, так и методами принудительной диспансеризации. Всякий в состоянии ограничить себя, к примеру, не более чем одним лайком и не более чем одним перепостом в сутки — и вскоре он сам удивится, как вдумчиво читает он что-нибудь перед тем, как поделиться чем-нибудь с окружающими.
Что до терапии массовой — то она, по сути, будет сводиться к тому, чтобы изолировать наиболее беззаботных носителей репостмодерна от всякой информационной жизни. На этом месте, уверен, кто-то не подумав закричит "Цензура!" Но стоит вспомнить одну простую вещь. Цензура была создана (и представляла собой опасность для общественного прогресса) в годы, когда себестоимость распространения информации была высока. На какой-нибудь двухмиллионный город выходил десяток ежедневных газет, и это считалось очень, очень много.
В каждой из тех газет, друзья, содержалось куда меньше букв и картинок, чем в вашей ленте за последние полчаса.
Не следует тащить в грядущее страхи из давно ушедших эпох. Тем более что выбора у нас, в сущности, скоро не останется. Или мы победим репостмодернизм, или он нас.
21.11.2016