Warrax

Наследие ЛаВея. Тезис 8: получайте удовольствие от жизни

(специально для "Сатанинской Азбуки")

Satan represents all of the so-called sins, as they all lead to physical, mental, or emotional gratification.

Общепринятый перевод: «Сатана олицетворяет все так называемые грехи, поскольку они ведут к физическому, умственному и эмоциональному удовлетворению».

Благодарность Харитону Захватову за разбор тезиса с т.з. английского языка.

 

Прямой привычный перевод на русский слова «sin» — это «грех», что в русском языке имеет однозначное религиозное соответствие. Однако в английском это не совсем так, вот примеры из словаря:

It's a sin that her talents are being wasted. — Как жаль, что её способности остаются неиспользованными;

to sin against the laws of society — нарушать законы общества.

Можно сказать, что «sin» — это аналог «trespass» («нарушение права частной жизни»), только для социума. Таким образом, у ЛаВея речь идёт не только о христианских грехах, но и об общественной морали в целом.

Если бы речь шла именно о христианских грехах, было бы логично использовать «satisfaction» — удовлетворение, радость и даже «отпущение грехов», что в тему. Но использовано «gratification», что, помимо «удовлетворения», имеет значение «подачки» (устаревшее «вознаграждение» и даже «чаевые»). Посмотрим на происхождение слова:

«Gratis» — «даром», «бесплатно», «безвозмездно». В отличие от «free» — «подачки неопределённому индивиду», «gratis» — «подачка конкретному индивиду»;

«Satis» — «достаточно», заимствовано из латыни.

Таким образом, смысловой акцент для англоязычного читателя смещён от чисто религиозной трактовки на получение удовольствия от жизненных мелочей. Не «нарушать христианские заповеди обязательно, полезно» и т.п., а «не парься мнением ханжей, получай удовольствие». Совершил так называемый грех? Ну и молодец, возьми с полочки печеньку.

Важно: из тезиса никак не следует зацикленность на «грехах», «все» — это слишком абстрактно, т.е. речь идёт об антиморализаторстве в целом.

Напоминаю: надо отличать мораль от этики, подробно я это рассмотрел в «Апокриф — II: Этика сатанизма» . Мораль — это заимствованные правила поведения, этика — это лично выработанные принципы поведения.

Впрочем, для иллюстрации христианского мышления на тему «что такое грех» очень подходят известные семь. С одной стороны, упоминаемые там действия/состояния действительно неразумны, если их понимать человечески-дихотомично, с упором на неразумную эскалацию. С другой стороны, христианская позиция — это лишь другая сторона дихотомии, ещё менее разумная. Конкретнее:

Гордость — это, образно говоря, инстинкт самосохранения Личности: срабатывает, если Личности что-то угрожает. Аналогично инстинкту физического самосохранения, но на уровне психики (Личность есть не у всех, надо развиться до соотв. уровня ). Подробнее тему см. в уже упомянутой «Этике сатанизма». Христианская же трактовка — это, по сути, запрет на саморазвитие: необходимо самоуничижение.

Сребролюбие — конечно, зацикленность на деньгах как самоцели не делает чести никому, однако в христианском понимании это по сути «за духовное против материального» (вкупе с «тащите ваши денежки в церковь»).

Блуд — как говорится, no comments. Очень иллюстративное кидание в дихотомию: от христианского запрета на секс до брака и «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём» (Мф. 5, 27. 28) до промискуитета. Разумный же подход (каждому — своё, но без обмана и без сведения секса как общения к просто физиологическому траху) ненавязчиво «забывается» сторонниками обоих крайностей.

Зависть — мерзкая черта, но в христианском смысле зачастую трактуется именно в смысле самоуничижения, аналогично гордости: не сметь стремиться к лучшему, необходимо смирение. «Хочу добиться того же» — это тоже зависть, но, если можно так выразиться, в хорошем смысле.

Чревоугодие — ОК, переедать вредно. Но речь-то идёт не только о количестве (я даже не буду ёрничать по поводу процента худых попов), но и об уклоне в аскезу: «плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстною привязанностью к различным увеселениям…».

Гнев — он, вообще-то, бывает и праведный: «Вставайте, люди русские…». Осуждение гнева без анализа причин — это стремление из человека сделать смиренную овцу.

Уныние — казалось бы, правильно сказано, нефиг пестовать депрессию, надо делом заниматься. Однако трактуется это как «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному… отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни».

И тут самое время вспомнить, когда и для кого писал «Сатанинскую Библию» ЛаВей: для социума, где христианство было общепринятым, определяло мораль и т.д. Это сейчас большинство вообще не сможет вспомнить этот список грехов и мало кого они волнуют, а тогда было необходимо преодолевать ханжество, причём не кидаясь в другую сторону дихотомии, как хиппи (как раз то время).

 

Суть седьмого тезиса можно выразить так:

Получайте удовольствие от так называемых «грехов», не будьте ханжой.


P.S. В качестве наглядной иллюстрации «до чего доводит концепция греха» — см. небольшую подборку пособий по покаянию:
http://warrax.net/Satan/xians/sins/content.htm [пока восстанавливаю сайт, заработает не сразу]

Aug 2013 e.v.