Слово "младостарцы" современному светскому человеку малопонятно по причинам вполне объективным. Те, кто не соприкасается плотно с церковной средой, с самим понятием "старчества" знакомы, в основном, по "Братьям Карамазовым" Достоевского и смутно представляют себе старцев в виде монастырских подвижников, вокруг которых собираются толпы жаждущего откровений народа. Между тем, еще Федор Михайлович подметил, что эти откровения напрямую зависят от личности старца и далеко не всегда бывают воплощением христианской любви. И если старец Зосима у Достоевского - само смирение, мудрость и доброта, то его антипода - отца Ферапонта - в гордыне, зависти и ненависти к окружающему миру превзойти трудно. Все, что не соответствует его жизненным установкам, объявляется бесовским, черти же мерещатся Ферапонту на каждом углу: "Смотрю - один за дверь от меня прячется, да матерый такой... хвостище же толстый, бурый, длинный, да концом хвоста в! щель дверную и попади, а я не будь глуп, дверь-то вдруг и прихлопнул, да хвост-то ему и защемил. Как завизжит, начал биться, а я его крестным знамением, да трижды - и закрестил."
Тем не менее, авторитет старцев всегда был очень велик, и эта традиция, вопреки всем усилиям советской власти ее уничтожить, сохранилась до наших дней. Оплотом старчества, как и в прошлом веке, сегодня остаются монастыри, среди которых наибольшим количеством старцев славится Троице-Сергиева Лавра. И именно она в последние годы стала рассадником так называемого "ферапонтова" христианства.
Впервые лаврские старцы публично дали знать о своем существовании в 1991 году, когда после выступления Патриарха Алексия перед раввинами Нью-Йорка часть монастырской братии отказалась поминать Патриарха за службой. Вся вина Святейшего заключалась в том, что он сказал раввинам: "Ваши пророки - наши пророки". Шум от этого происшествия, впрочем, вскоре утих. Однако именно Троице-Сергиева Лавра стала основным издателем и распространителем собрания сочинений Нилуса, включающего "Протоколы сионских мудрецов". Патриарх, впервые столкнувшийся не просто с критикой, а с прямым неповиновением священноначалию, испугавшись, предпочел в это дело не вмешиваться.
Через некоторое время выяснилось, что из Лавры ползут слухи о близящемся конце света. Одним из признаков Апокалипсиса, по старцам, считается диалог с другими христианскими Церквями - экуменизм, гнездом же его является ВСЦ (Всемирный Совет Церквей), и вот уже который год на церковное руководство оказывается целенаправленное давление, провоцируя выход Русской Православной Церкви http://www.russian-orthodox-church.org.ru из этой "еретической, богомерзкой" протестантской организации. Не меньшими врагами представляются католики, цель которых - "уничтожить Святую Русь".
Но главное, обнаружилось, что многие лаврские старцы держат в жестком - вплоть до полного лишения свободы воли - послушании не только будущих монахов, которым такое испытание положено по рангу. Этот же принцип применяется в отношении рядовых верующих, которые ради спасения души превращаются в буквальном смысле в рабов, исполняющих любое пожелание старца. Более того, старцы передали эту науку целому поколению молодых священников, которые пошли на приходы и начали внедрять эти принципы в приходскую практику, за что получили прозвище "младостарцев".
Так стали появляться целые приходы, где ни один шаг верующего не делается без благословения руководящего им духовника. Власть его над своим прихожанином практическим безгранична. Такой духовник, к примеру, может во спасение души отправить 18-летнюю девушку в монастырь накануне замужества или благословить верующего жениться не на любимом человеке, а "по послушанию", на том, кого рекомендует священник. Гражданский брак признается в "младостарческой" среде незаконным, и людей, долгие годы проживших в браке, но без венчания, заставляют разводиться. Часто такие батюшки считают учебу в светских учреждениях вредной для спасения души, в особенности, если учащиеся имеют дело с компьютером - там, по их убеждению, сидит дьявол. Именно по этой причине под влиянием своих батюшек многие верующие студенты бросают учебу.
Однако особой точкой применения своей духовной власти "младостарцы", как, впрочем, и отдельные старцы, избрали почему-то сферу сексуальных отношений.
Причем, их интерес именно к этому вопросу зачастую носит характер определенно болезненный. Известно, что не только в монастырях, но и во многих даже столичных храмах исповедь проходит при помощи специального опросника, посвященного сугубо интимным аспектам человеческой жизни. Первая его часть включает вопросы по технике поцелуя. "Целовался ли ты так? А вот эдак? А так?" - с пристрастием допрашивает батюшка. И это только начало! Вторая часть вопросов касается сексуальных поз и приемов, используемых в интимной практике. При этом особенное внимание уделяется наиболее страшным грехам - оральному и анальному сексу, про которые надо докладывать с мельчайшими подробностями. И наконец, третья заключает такие важные для спасения кающегося вопросы, как "совокуплялся ли он(она) с козлом, ослом, птицей и т.д.?" Так что даже если до этого вер! ующему и в голову не приходила такая возможность, после исповеди его кругозор в области зоофилии значительно расширяется. Сам же батюшка имеет в конце концов полную картину сексуальной жизни пасомого и дает ему соответствующие наставления.
Православным, хоть раз в жизни занимавшимся, пусть даже состоя в браке, оральным сексом, такие батюшки внушают, что спасения им теперь не видать, а вечно гореть в геенне огненной. Менее запятнавшие себя на данном поприще получают наставления целоваться "сухими губами" и совокупляться только с целью продолжения рода и так, чтобы, упаси Бог, не получать при этом никакого удовольствия. Прямая же дорога на небеса уготована лишь тем, кто найдет в себе силы отказаться от половой жизни совсем.
Особенно туго приходится тем, кто готовит себя к священническому поприщу. В прошлом году на епархиальном совете г.Москвы вышел скандал. Двое женатых кандидатов в семинарию, духовные дети отца Артемия Владимирова, на собеседовании вдруг признались, что по рекомендации своего духовника половой жизни стараются избегать, а детей заводить не собираются вообще. Другому своему подопечному, уже имеющему детей, отец Артемий внушил, что теперь заниматься сексом ему грех, и прописал воздержание. А чтобы плоть "не бунтовала", рекомендовал поменьше кушать, в результате чего тот стал падать в голодные обмороки. И это далеко не единичные случаи. Сам отец Артемий пользуется популярностью среди определенного круга верующих, в основном это экзальтированные молодых особы. Духовник же самого отца Артемия - лаврский старец Наум, к которому ежедневно приходят десятки, а то и сотни людей.
Именно в связи с чересчур широким распространением такого рода духовной практики последний Синод принял специальное определение, в котором есть слова: "...Напомнить пастырям о необходимости особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни."
Решению Синода по этому поводу предшествовала речь Патриарха на епархиальном собрании, которая, видимо, и стала программой для синодалов. "...Некоторые клирики нашей Церкви, сохраняя на словах преданность своему Священноначалию, ведут себя как раскольники, претендуя на роль неких "старцев"... Как правило, непременным и единственным условием спасения они объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству, превращая их в неких роботов, не могущих без благословения такого "старца" совершить любое дело, каким бы незначительным оно ни было, - констатировал Святейший, официально назвав таких священников "младостарцами".
Есть в речи Патриарха и слова, свидетельствующие о том, что и давнюю обиду на самих лаврских старцев Алексий П не забыл. "Критикуя Священноначалие, они, в отличие от духоносных отцов прошлого и настоящего, данной критикой пытаются привлекать к себе внимание и, таким образом, создавать себе авторитет", - заявил он. Несколько ранее он предупреждал старцев, что если в Черниговском скиту Троице-Сергиевой Лавры будут продолжать массовую отчитку от бесов, он сам отчитает новоявленных православных экзорцистов в административном порядке.
Значит ли это, что Патриарх начал открытую войну против старцев, уверяющих, что на каждом накрашенном ногте сидит по десять бесов?
Скорее всего, что нет. За последние годы старцы вкупе с "младостарцами" набрали силу и стали своего рода неформальными церковными лидерами. В духовных чадах, к примеру, отца Наума числятся настоятели, игуменьи и монашествующие едва не половины среднероссийских монастырей - женского Ново-Голутвинского, Оптиной Пустыни и многих других. И в случае их публичного противостояния руководству Церкви исход непредсказуем. Именно поэтому формулировки синодального решения имеют лишь констатирующий характер: "указать", "напомнить", "подчеркнуть". Между тем, похоже, Троице-Сергиевой Лавре демарш Патриарха и Синода не слишком понравился: рассказывают, что в последнее время старец Наум уже открыто называет Патриарха Алексия П Антихристом.
(с) Русский Журнал.
По этому поводу - Синод о правах духовников
Warrax Black Fire Pandemonium™ http://warrax.net e-mail: [email protected]