Реакция РПЦ на текст Хартии фундаментальных прав ЕС

Commented by Sidney Dilandou Tux <[email protected]>

14 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Архиепископу Афинскому и всей Эллады Христодулу и Папе Римскому Иоанну Павлу II письма, в которых изложен ряд соображений, возникших после изучения текста Хартии фундаментальных прав Европейского Союза, провозглашенной 7 декабря в Ницце на заседании Европейского совета (саммита глав государств и правительств стран - членов ЕС). Подобные письма также направлены председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом министру иностранных дел России И.С.Иванову и генеральному секретарю Конференции Европейских Церквей пастору Киту Клементсу.

Направление писем в связи с принятием Хартии, могущей стать одной из основ конституции объединенной Европы, вызвано озабоченностью потенциальной реакцией на данный документ пасомых Русской Православной Церкви, многие из которых живут в странах, уже ставших кандидатами на прием в Европейский Союз. В период выработки Хартии Православные, Католическая и протестантские Церкви, а также Конференция Европейских Церквей уже высказывали ряд критических замечаний по тексту документа. Обращаясь к адресатам упомянутых писем, Священноначалие Русской Церкви выразило надежду на солидарность и на развитие совместных усилий по совершенствованию европейского международного права.

Эээ, куда махнули: Российского законодательства им уже мало, так они ещё и ЕС приручить хотят.

В письмах Святейшего Патриарха говорится: "Признавая, что Хартия имеет немалое положительное значение, ибо закрепляет многие жизненно важные права человека, включая широкий спектр экономических и социальных прав, вынужден обратить внимание на целый ряд слабых сторон документа. Прежде всего должен отметить недостаточную выраженность духовно-нравственных оснований человеческого достоинства,

Опаньки! А с чего это должны быть вообще какие-то выражения "духовно-нравственных оснований человеческого достоинства"?

а также практически полное игнорирование вопроса о моральной ответственности личности и об осознании ею своих обязанностей, неразрывно связанных с правами.

А не кажется ли церкви (и её представителям), что лучше пусть каждый сам за себя несёт моральную ответственность? А то вот мне, например, плевать на какого-нибудь старичка, просящего подаяния, а многим нет; так что я должен сидеть и винить себя, за то, что не дал ему пару рублей?

Преамбула Хартии, как уже неоднократно отмечалось представителями христианских Церквей и объединений, игнорирует религиозное наследие Европы, подчеркивая роль лишь гуманистических ценностей, не являющихся безусловным приоритетом для целостного религиозного миропонимания.

Для меня "гуманистические ценности" тоже не являются безусловным приоритетом, но церковные ценности, как и церковное миропонимание, для меня имеют ещё меньший приоритет (т.е. никакого). Так что я полностью за игнорирование оных.

Есть и более частные, но не менее важные замечания. Статья 21 Хартии запрещает "дискриминацию на любых основах", включая религию, "политическое или иное мнение" и "сексуальную ориентацию". Буквальное понимание и радикальное применение этого принципа государством может войти в непреодолимое противоречие с установлениями Православной Церкви и многих других религиозных общин, руководствующихся в своей внутренней жизни религиозным правом, почитаемым верующими людьми превыше любого человеческого закона. Это же относится и к положению Статьи 23, предполагающему равноправие полов при трудоустройстве. Полагал бы, что применение данных принципов следует сбалансировать мерами, укрепляющими невмешательство государства во внутреннюю жизнь религиозных организаций, формируемых на добровольной основе, а потому не могущих быть источником дискриминации в упомянутых случаях. Разделения же по признаку "сексуальной ориентации" не признаются нами укорененными в природе человека, а потому привнесение этого признака в Статью 21 видится ничем не оправданным.

По поводу "сексуальной ориентации" могу сказать следующее: видимо РПЦ и прочие религиозные организации дальше завтрашнего дня не смотрят, хотя, на мой взгляд, уже на сегодняшний момент этот пункт стоит принять, т.к. сексуальные меньшинства постепенно становятся сексуальными большинствами (особенно это касается лиц "женской национальности").

А насчёт всего остального, что там касается дискриминации: идиотизм не лечиться!  И мне бы не хотелось, чтобы на этот пункт как-то повлияли, видимо не совсем умные люди из религиозных общин.

Статья 13 практически побуждает к снятию любых ограничений с различных форм художественного самовыражения, которое, как хорошо известно, может использоваться в неблаговидных целях, служить средством разжигания политической и иной розни, а также оскорбления религиозных, национальных и иных чувств. Ограничения снимаются и с научных исследований, которые также способны служить злонамеренным целям и интересам. Видится важной выработка более сбалансированного и ответственного подхода к этим вопросам, продиктованного реальными обстоятельствами жизни.

А я за статью №13! (кстати, неплохое число) :-) 

Есть и другие поводы для озабоченности

Ага, особенно у церковников: они вечное все такие озабоченные... :-)

- в частности, непредоставление ряда политических, экономических и социальных прав лицам, не являющимся гражданами стран-членов ЕС, при том, что в некоторых странах-кандидатах такие лица составляют значительную часть населения и не имеют возможности быстро получить гражданство.

Вот так: церковники лезут в политику и личную жизнь уже на международном уровне...


Warrax Black Fire Pandemonium  http.//warrax.nete-mail [email protected]