Игорь Рогов

Тема с форума Кураева, которую я хотел бы сохранить

Список типичных православных наездов в форумах, позаимствованный из USENET (alt.religion.christian.east-orthodox). Может быть полезен новичкам в православном интернете, а также людям слабонервным и бесхарактерным. Цель наездов — с одной стороны, напугать и заткнуть собеседнику рот, с другой — почувствовать на миг своё призрачное могущество. Но ежели предупреждён, значит — вооружён.

Православный Наезд №1
Скромно напоминаю Вам, что Вы шибко возгордились.
Православный Наезд №2
Когда я наезжаю на Вас, святое дело — промолчать и выслушать.
Православный Наезд №3
Давайте поддержим наш диалог: хорошенько обсудим, как Вы многословны и невоздержаны в словах.
Православный Наезд №4
Ваша заинтересованность в истинном Православии лишний раз демонстрирует Вашу недостаточную православность.
Православный Наезд №5
Своими речами Вы свидетельствуете о своём, гм..., происхождении.
Православный Наезд №6
Вы недостаточно умны (богословски образованны) для того, чтобы иметь своё мнение. Вот, однако, подходящая для Вас цитатка: ... (чтоб ты подавился ею)
Православный Наезд №7 (Заводим на вас дело!)
 Кто Ваш Епископ и где Ваша церковь?
Православный Наезд №9 (Любовь православная)
Наша братская любовь означает, что мы никогда не извиняемся.
Православный Наезд №10 (Чтение Досье, параграф 1)
Мы выводим г-на Х на всеобщее позорище, чтобы все присутствующие тайно о нём помолились.
Православный Наезд №11 (Ворошиловские стрелки с брёвнами в глазах)
Уязвили Ваше самолюбие? Эх, промазал. Целился в голову.
Православный Наезд №12 (Иезуитский)
Клирики правы даже тогда, когда они не правы.
Православный Наезд №13
Как Вы посмели высказаться о расколе и разделении? На драку нарываетесь?
Православный Наезд №14
О каких правах личности речь? У вас тут одно право — быть размазанным по полу.
Православный Наезд №15
Эээ.. Мммм... Видите ли, моё достоинство оскорблено Вашими манипуляциями, так что я отказываюсь навсегда от общения с Вами (ухожу с форума). Обычно повторяется много раз.
Православный Наезд №16 (Досье растёт)
Расскажите нам, кто вы на самом деле. Ваш псевдоним - очевидная уловка для сокрытия Вашей подлинной сущности.
Православный Наезд №17 (Ложь, ложь, ложь)
То, что я повторил три раза — становится правдой.
 Православный Наезд №18 (Я думаю...)
Отвечу, когда посоветуюсь с духовником. А Вы что, выступаете тут, не советуясь со своим духовником? Ну тогда вообще с Вами разговаривать не стану.
Православный Наезд №19 (Ну ты, новообращённый...)
Что Вы можете знать о православии? Окрестились пару лет назад? Ха! Я родился православным (был в Греции, летал над Иерусалимом на самолёте, ходил в воскресную школу).
Православный Наезд №20 (Метод топора)
Самый действенный метод, никогда не приедается: повторяемая раз за разом выдумка, слух, пустое обвинение у слабых виртуальных собеседников вызывает привыкание и кажется всё более правдоподобной. Долби в одну точку чем угодно — авось продолбишь.
Православный Наезд №21 (Метод топора для тех, кто спешит)
Аналогично предыдущему, но за недостатком времени пустое мнение объявляется самым безапелляционным, наглым тоном. Любые возражения пресекаются короткими хамскими репликами. Авось побрезгуют, возражать перестанут.
Православный Наезд №22
Позвольте на Вас нагадить.
Православный Наезд №23
У собеседника выявляется слабое место. Затем производится хорошо продуманное оскорбление. Всякие попытки защитить своё доброе имя объявляются гиперреакцией. (Смотрите, грязь счищать начал — ну точно, грязная личность.)
Православный Наезд №24
Вариация предыдущего: если противник отвечает оскорблением на оскорбление, прикинуться страшно оскорблённым и жаловаться, жаловаться, жаловаться.
Православный Наезд №25 (Исповедуйся мне, брате....)
Противник приглашается на доверительную беседу за рамками форума, её результаты тщательно редактируются и выносятся на форум. (А какая тайна!? Тайна вон — на исповеди!)
Православный Наезд №26 (Советы друзей наезжающего)
На тебя наехали? Смирись!
Православный Наезд №27 (Благостное сворачивание любой темы)
Ну, ты грязь тут развёл. Что, темы поблагостнее не нашёл? Давай лучше поговорим о ... (Серафиме Саровском, IV Вселенском Соборе, постных пирожках)
Православный Наезд №28 (Я православный, ты — дурак)
Как ты смеешь наезжать на православного?
Православный Наезд №29 (Новые советы друзей наезжающего)
Если на тебя наехали — немедленно признай свою вину, даже если ты прав. Это по-православному. Так поступали Иреней Лионский, Иоанн Златоуст, Серафим Саровский.
Православный Наезд №30 (Академик богословия)
В ответ на любое возражение молча демонстрируется богословская диссертация. Разумеется, сугубо виртуально, ибо в HTML перевести её не позволяет издательская фирма.
Православный Наезд №31 (Чрез меня глаголет....)
Заявляется, что всё высказанное — мнение духовника (оптинского старца, батюшки NN).
Православный Наезд №32 (Ну если ты так всё понимаешь ....)
Печатается что-нибудь туманное и двусмысленное, а любая попытка прояснения позиции автора объявляется её опошлением и недопониманием.
Православный Наезд №33 (Ярлык)
Противнику навешивается какой-нибудь печатный ярлык негативно звучащего оттенка (фундаменталист Иванов, креационист Сидоров, эволюционист Петров, идолопоклонник Паприкаки). Часто повторяется. Вообще имя противника не пишется без такого эпитета. Смысл: создание у публики ассоциации виртуальная личность — ярлык.
Православный Наезд №34 (Бейте чужака!!!)
Если ты сказал ...., значит ты — протестант (католик, сайентолог, огнепоклонник). Вот кстати и похожая цитатка из (католического катехизиса, Башни, Агни-Йоги).
Православный Наезд №35 (Защитный наезд)
Такие-то и такие-то вещи православные не имеют морального права обсуждать!
Православный Наезд №36 (Ничтожный вопрос от ничтожной личности)
Вариация предыдущего: вопрос объявляется мелким, тупым, неверно поставленным, недостойным обсуждения, исходящим от негодяя.
Православный Наезд №37 (Утопление в Океане)
Это к Церкви отношения не имеет!
Православный Наезд №38 (Пускаем в ход досье)
Высказывание противника интерпретируется с опорой на его происхождение, нацию, цвет волос, форму носа, девичью фамилию матери, жареные слухи о его епископе.
Православный Наезд №39 (Минирование досье)
Ищутся высказывания противника годичной давности, на других форумах. Если таких не находится — производится идиотское выступление от имени противника на хоккейном или эротическом форуме.
Православный Наезд №40 (Изящное)
Тщательно подбираются цитаты из старых выступлений оппонента, раскрашиваются во все цвета радуги и выставляются на форум в разных шрифтах, с подчёркиванием наиболее сомнительных мест.
Православный Наезд №41 (Посей сомненье — пожнёшь унынье)
Вам бы лучше побольше молиться, чем писать на форум такую вопиющую чушь.
Православный Наезд №42 (Оппонента слишком много)
Что-то Вы на форум зачастили. Что, неженаты (незамужем)? Значит, нигде не работаете. Мммм... Значит, в церковь не ходите. Вообще, брысь отсюда.
Православный Наезд №43 (А у Вас с русским нелады!)
С титаническим упорством изыскиваются опечатки у оппонента.
Православный Наезд №44 (О пользе брата радею.)
Я спорю не для установления истины (выше моих слабых сил), а для вразумления заблудшего брата моего.
Православный Наезд №45 (Миссионерский для своих)
Не распугивай потенциальных обращаемых, грубиян, богохульник, враг церкви! Убери свою тему, своё сообщение и вообще выметайся отсюда. (заводится чёрный список)
Православный Наезд №46 (Миссионерский для чужих)
Не смейте возражать моему выступлению. Оно — во благо новообращаемых.
Православный Наезд №47 (Вместо настоящего наезда)
Учёные заявили..... Наука доказала, что..... Я думаю, что большинство здесь присутствующих согласится с тем, что ... В православной газете написали ....
Православный Наезд №48 (Хочу наездов)
Только заскорузлый фундаменталист может сказать.... Только человек с гомосексуальными наклонностями может считать, что... Только новообращённый... Только деревенщина... Только женщина ....
Православный Наезд №49 (Изготовление фундаментальных статей)
Такого у Святых Отцов нету ... (иди, проверяй, придурковатый)
Православный Наезд №50 (Изготовление экуменических статей)
Некоторые Святые Отцы полагали, что ... (иди, проверяй, совсем сдвинутый)
Православный Наезд №51 (Изнаночная сторона экуменизма)
Сказанное Вами не может быть правдой, потому что из этого следует оскорбление феминизма, пацифизма, зелёных, демократии, памяти жертв армянской резни (список любимых мировых проблем, движений и культурных штампов прилагается). В любом случае, не всё написанное Святыми Отцами - правда.
Православный Наезд №52 (Изнанка фундаментализма)
Сказанное Вами не может быть правдой, если из этого не следует оскорбление феминизма, пацифизма, зелёных, демократии, памяти жертв армянской резни (список ненавидимых мировых проблем, движений и культурных штампов прилагается). В любом случае, всё написанное Святыми Отцами должно приниматься без рассуждений.
Православный Наезд №53 (Кулинарная книга православных юрисдикций)
От г-на Х ОЖИДАЕТСЯ высказывание Y, поскольку он принадлежит к юрисдикции Z.
Православный Наезд №54 (Книги — в печку)
Мы не нуждаемся ни в каких вонючих доказательствах! Вещаем непосредственно от Святого Духа.
Православный Наезд №55 (Доказательства на бочку!)
Лжецом назову того, кто не подтвердит свой тезис как минимум тремя цитатами из трудов Святых Отцов безукоризненной репутации.
Православный Наезд №56 (Администратор, дави всех спорщиков, Бог с ними потом разберётся)
Эй вы, трое! Я Вам обоим говорю. Прекратить безобразные разборки и вон отсюда! А вас, Штирлиц, я попрошу остаться.
Православный Наезд №57 (Анафема старожилов случайным прохожим)
Вы, похоже, тут новичок. Ну, как приполз, так же и вылетишь!
Православный Наезд №58 (Заглянул под камень, а там...)
Ой, что было, девочки! Вышла я с форума погулять на интернете, а там такое вытворяют! И среди безобразников - мадам NN!
Православный Наезд №59 (Не люблю читать, люблю цитировать)
Длинно и мудрёно пишете. Утомился я Вас читаючи. Щас разойму ваш текст на цитатки и с ними позабавлюсь.
Православный Наезд №60
Рассылка мылом сообщений, соболезнующих некоему участнику списка рассылки в связи с тяжёлым поражением в дискуссии на форуме. При этом разумеется никакой помощи пострадавшему не предлагается.
Православный Наезд №61 (Тёплый, мокрый)
Спорить аргументированно подряд несколько дней, недель, месяцев вплоть до полного разгрома. После этого обернуться к противнику и сказать: Что стоит твой разум без любви?
Православный Наезд №62 (Жареная рыба)
Посреди проигрышного, но разгорячённого спора неожиданно умолкнуть. На просьбы продолжить спор никак не реагировать.
Православный Наезд №63 (Буквализм для собеседников)
Если посреди спора вежливый собеседник выскажется в православном духе "Я могу ошибиться", "Я грешный человек", пропустить мимо ушей традиционный смысл высказывания и радостно заметить: "Ты сказал!"
Православный Наезд №64 (Широта манёвров для себя)
Скалить зубы по поводу любого буквального понимания собственных слов: "Буквализм, мол, обыкновенная болезнь фундаменталистов".
Православный Наезд №65
Распространяться по поводу того, как грешно оскорблять или задевать собеседников, их религиозные чувства. Напрочь забывать при этом, что обижаться, принимать оскорбление и отвечать тем же - тоже грех.
Православный Наезд №66 (Сгорая от любви)
Всячески издеваться над собеседником, а когда тот раскалится добела, прикинуться овцой и заявить, что всё это было проявление любви нелицемерной, а он — просто упрямец, который неспособен эту любовь принять.
Православный Наезд №67 (Терапия в подворотне)
Верит в то, что ... , потерял контакт с ... , запутался в ..., завлечён сектой ..., ослеплён тем, что..., утратил чувство ...,  поддался внушению со стороны ..., явно страдает от ..., нуждается в срочной ....
Православный Наезд №68 (Администрации надоело)
Ваш спор мешает нашему форуму занять достойное место среди других форумов.
Православный Наезд №69 (Чревовещание)
Разумеется, авторитет Х сказал бы вот это и это. (Лучше отвечать: Не могу поверить, что Х это сказал!)
Православный Наезд №70 (Советы друзей наезжающего продолжаются)
Оборотись-ка на себя. Не находишь ли ты, что все причины наездов находятся в тебе самом? Вот теперь иди и кайся как следует.
Православный Наезд №71 (Витаминизированный наезд)
Все мои наезды — тебе же на пользу.
Православный Наезд №72 (Наезд Наездов)
Наш Господь не жаловался, когда на Него наезжали!

Карел Чапек

Двенадцать приемов литературной полемики или пособие по газетным дискуссиям

    Это краткое руководство рассчитано не на участников полемики, а на читателей, чтобы они могли хотя бы приблизительно ориентироваться в приемах полемической борьбы. Я говорю о приемах, но никак не о правилах, потому что в газетной полемике в отличие от всех других видов борьбы — поединков, дуэлей, драк, побоищ, схваток, матчей, турниров и вообще состязаний в мужской силе, нет никаких правил — по крайней мере у нас. В классической борьбе, например, не допускается, чтобы противники ругались во время состязания. В боксе нельзя сделать удар в воздух, а потом заявить, что противник нокаутирован. При штыковой атаке не принято, чтобы солдаты обеих сторон клеветали друг над друга - это делают за них журналисты в тылу. Но все это и даже гораздо большее — совершенно нормальные явления в словесной полемике, и трудно было бы отыскать что-либо такое, что знаток журнальных споров признал бы недозволенным приемом, неведением боя, грубой игрой, обманом или неблагородной уловкой. Поэтому нет никакой возможности перечислить и описать все приемы полемической борьбы; двенадцать приемов, которые я приведу, — это лишь наиболее распространенные, встречающиеся в каждом, даже самом непритязательном сражении в печати. Желающие могут дополнить их дюжиной других.

1. Despicere (смотреть свысока — лат.), или прием первый. Состоит в том, что участник диспута должен дать почувствовать противнику свое интеллектуальное и моральное превосходство, иными словами, дать понять, что противник — человек ограниченный, слабоумный, графоман, болтун, совершенный нуль, дутая величина, эпигон, безграмотный мошенник, лапоть, плевел, подонок и вообще субъект, недостойный того, чтобы с ним разговаривали. Такая априорная посылка дает вам затем право на тот барский, высокомерно-поучающий и самоуверенный тон, который неотделим от понятия "дискуссия". Полемизировать, осуждать кого-то, не соглашаться и сохранять при этом известное уважение к противнику - все это не входит в национальные традиции.

2. Прием второй, или Termini  (терминология — лат.). Этот прием заключается в использовании специальных полемических оборотов. Если вы, например, напишете, что господин Икс, по вашему мнению, в чем-то неправ, то господин Икс ответит, что вы "вероломно обрушились на него". Если вы считаете, что, к сожалению, в чем-то не хватает логики, то ваш противник напишет, что вы "рыдаете" над этим или "проливаете слезы". Аналогично этому говорят "брызжет слюной" вместо "протестует", "клевещет", вместо "отмечает", "обливает грязью" вместо "критикует", и так далее. Будь вы даже человек на редкость тихий и безобидный, словно ягненок, с помощью подобных выражений вы будете наглядно обрисованы как субъект раздражительный, сумасбродный, безответственный и отчасти ненормальный. Это, кстати, само собой объяснит, почему ваш уважаемый противник обрушивается на вас с такой горячностью: он просто защищается от ваших вероломных нападок, ругани и брани.

3. Прием третий известен под названием "Caput canis" (здесь: приписывать дурные качества — лат.). Состоит в искусстве употреблять лишь такие выражения, которые могут создать об избиваемом противнике только отрицательное мнение. Если вы осмотрительны, вас можно назвать трусливым; вы остроумны — скажут, что вы претендуете на остроумие; вы склонны к простым и конкретным доводам — можно объявить, что вы посредственны и тривиальны; у вас склонность к абстрактным аргументам — вас выгодно представить заумным схоластом, и так далее. Для ловкого полемиста попросту не существует свойств, точек зрения и душевных состояний, на которые нельзя было бы наклеить ярлык, одним своим названием разоблачающий поразительную пустоту, тупость и ничтожество гонимого противника.

4. Non habet  (здесь: констатировать отсутствие — лат.), или прием четвертый. Если вы серьезный ученый, над вами легко одержать победу с помощью третьего приема, заявив, что вы тугодум, болтливый моралист, абстрактный теоретик или что-нибудь в этом роде. Но вас можно уничтожить и прибегнув к приему Non habet. Можно сказать, что вам не хватает тонкого остроумия, непосредственности чувств и интуитивной фантазии. Если же вы окажетесь именно непосредственным человеком, обладающим тонкой интуицией, вас можно сразить утверждением, что вам недостает твердых принципов, глубины убеждений и вообще моральной ответственности. Если вы рассудочны, то вы ни на что не годитесь, так как лишены глубоких чувств, если вы обладаете ими, то вы просто тряпка, потому что вам не хватает более высоких рациональных принципов. Ваши подлинные свойства не имеют значения — нужно найти, чего вам не дано, и втоптать вас в грязь, отправляясь от этого.

5. Пятый прием называется Negare (здесь: отрицать наличие — лат.) и состоит в простом отрицании всего вашего, всего, что вам присуще. Если вы, к примеру, ученый муж, то можно игнорировать этот факт и сказать, что вы поверхностный болтун, пустозвон и дилетант. Если вы в течение десяти лет упорно твердили, что (допустим), верите в чертову бабушку или Эдисона, то на одиннадцатом году о вас можно заявить в полемике, что никогда еще вы не поднимались до позитивной веры в существование чертовой бабушки или Томаса Альвы Эдисона. И это сойдет, потому что непосвященный читатель ничего о вас не знает, а посвященный испытывает чувство злорадства от сознания, что у вас отрицают очевидное.

6. Imago (здесь: подмена — лат.) — шестой прием. Заключается в том, что читателю подсовывается некое невообразимое чучело, не имеющее ничего общего с действительным противником, после чего этот вымышленный противник изничтожается. Например, опровергаются мысли, которые противнику никогда и не приходили в голову и которых он, естественно, никогда не высказывал; ему показывают, что он болван и глубоко заблуждается, приводя в примеры действительно глупые и ошибочные тезисы, которые, однако, не принадлежат ему.

7. Pugna (избиение — лат.) — прием, родственный предыдущему. Он основан на том, что противнику или концепции, которую он защищает, присваивают ложное название, после чего вся полемика ведется против этого произвольно взятого термина. Этим приемом пользуются чаще всего в так называемых принципиальных полемиках. Противника обвиняют в каком-нибудь непотребном "изме" и потом разделываются с этим "измом".

8. Ulixes (Улисс (Одиссей)— символ хитрости — лат.) — прием восьмой. Главное в нем — уклониться в сторону и говорить не по существу вопроса. Благодаря этому полемика выгодно оживляется, слабые позиции маскируются и весь спор приобретает бесконечный характер. Это также называется "изматывать противника".

9. Testimonia  (свидетельства — лат.). Этот прием основан на том, что иногда удобно использовать ссылку на авторитет (какой угодно), например, заявить — "еще Пантагрюэль говорил" или "как доказал Трейчке". При известной начитанности на каждый случай можно найти какую-нибудь цитату, которая наповал убьет противника.

10. Quousque...  (доколе... — лат.) Прием аналогичен предыдущему и отличается лишь отсутствием прямой ссылки на авторитет. Просто говорят: "Это уже давно отвергнуто", или "Это уже пройденный этап", или "Любому ребенку известно", и так далее. Против того, что опровергнуто таким образом, не требуется приводить никаких новых аргументов. Читатель верит, а противник вынужден защищать "давно опровергнутое" - задача довольно неблагодарная.

11. Impossibile (здесь: нельзя допускать — лат.). Не допускать, чтобы противник хоть в чем-нибудь оказался прав. Стоит признать за ним хоть крупицу ума и истины — проиграна вся полемика. Если иную фразу нельзя опровергнуть, всегда еще остается возможность сказать: "Господин Икс берется меня поучать...", или "Господин Икс оперирует такими плоскими и давно известными истинами, как его "открытие...", или "Дивись весь мир! Слепая курица нашла зерно и теперь кудахчет, что...". Словом, всегда что-нибудь да найдется, не так ли?

12. Jubilare (торжествовать — лат.). Это один из наиболее важных приемов, и состоит он в том, что поле боя всегда нужно покидать с видом победителя. Искушенный полемист никогда не бывает побежден. Потерпевшим поражение всегда оказывается его противник, которого сумели "убедить" и с которым "покончено". Этим-то и отличается полемика от любого иного вида спорта. Борец на ковре честно признает себя побежденным; но, кажется, ни одна еще полемика не кончалась словами: "Вашу руку, вы меня убедили".

Существует много иных приемов, но избавьте меня от их описания; пусть уж литературоведы собирают их на ниве нашей журналистики