(жестокость, насилие и тоталитаризм в Библии и библейских религиях)
"Не нравится мне этот Бог - какой-то он злой !"
Реакция пятилетнего ребёнка на мультфильм по мотивам Библии.
"Прежде всего я учился у иезуитов. Впрочем, насколько я знаю, и Ленин занимался тем же самым. Мир ещё не создавал ничего более великолепного, чем иерархическая структура католической церкви. Многое я прямо оттуда перенёс в структуру нацистской партии... Католическая церковь может служить образцом, прежде всего из-за своей необыкновенно мудрой тактики и своего знания человеческой природы, из-за мудрого использования человеческих слабостей для управления верующими."
Г. Раушнинг. "Говорит Гитлер".
"Не надо думать - с нами тот, кто всё за нас решит !"
В. Высоцкий. "Солдаты группы 'Центр'".
"Испокон веку немцы склонны были заменять писаное право авторитетом вождя... Они предпочитали, чтобы владыка, в которого они верили, над ними вершил суд по своему настроению, а не по твёрдым законам, основанным на разуме. К несчастью, нынешний 'вождь' одобряет убийство."
"Фюрер родился 20 апреля 1889 года в Браунау в Австрии, и всё, что он говорит и делает, идёт непосредственно от Бога."
Л. Фейхтвангер. "Семья Опперман".
"От члена Партии требовалось, чтобы взгляды его были подобны верованиям древнего иудея, который, не ведая ни о чём, понимал лишь, что любой другой народ поклоняется 'фальшивым богам'. Ему и нужды не было знать, что богов этих зовут Ваал, Озирис, Молох, Астарта и т.д. Быть может, чем меньше он знал о них, тем лучше было для его правоверности. Есть Иегова и его заветы, а стало быть, все боги с другими именами или иными атрибутами - фальшивые боги."
Дж. Оруэлл. "1984".
"Доктор Сречко Перич, монах из Ливно... обещал после резни отпустить убийцам грехи, ибо убийство не есть грех, если оно совершается в интересах католической церкви."
Р. Петрович. "Геноцид с благословления Ватикана".
"На каждый призыв к милосердию в писании приходится по сотне угроз, проклятий и кровавых сцен. Недаром же папа запретил читать Библию не принявшим священнического сана."
С. Логинов. "Миракль рядового дня".
"Наша Библия рисует характер Бога с исчерпывающей и безжалостной точностью. Портрет, который она нам предлагает, - это в основном портрет человека, если, конечно, можно вообразить человека, исполненного и переполненного злобой вне всяких человеческих пределов... Все его деяния, изображённые в Ветхом завете, говорят о его злопамятности, несправедливости, мелочности, безжалостности, мстительности. Он только и делает, что карает - карает за ничтожные проступки с тысячекратной строгостью; карает невинных младенцев за проступки их родителей; карает ни в чём не провинившихся обитателей стран за проступки их правителей; и снисходит даже до того, что обрушивает кровавую месть на смирных телят, ягнят, овец и волов, дабы покарать пустяковые грешки их владельцев. Более гнусного и разоблачающего жизнеописания в печатном виде не существует. Начитавшись его, начинаешь считать Нерона ангелом..."
Марк Твен.
"Людей же всех перебили мечом, так что истребили всех их; не оставили ни одной души. Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал; не отступил ни от одного слова во всём, что повелел Господь."
Иис. Н. 11:14-15
"Дочь Вавилона, опустошительница ! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам ! Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень !"
Пс. 136:8-9
"Так говорит Господь Саваоф: Вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шёл из Египта. Теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца."
1 Цар. 15:2-3
"Что такое организованная религия ? Это когда к Богу пытаются идти строем. Но к Богу не ходят строем."
Неизвестный автор.
"Из всех насилий, творимых человеком над людьми, убийство - наименьшее, тягчайшее же - воспитанье."
М. Волошин.
Библия - "книга книг", "сверхкнига". Эта книга была, пожалуй, самой значимой из всех книг в человеческой истории, в развитии культуры, философии, литературы и искусства. Христиане нередко называют её "учебником любви". И правда, в Библии сказано: "не убий", "не укради", "возлюби ближнего своего, как самого себя", "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними", "любите врагов ваших", "не притесняй и не угнетай", "Бог человеколюбивый, долготерпеливый и многомилостивый" и т.п. Поэтому, когда мы слышим призыв к соблюдению библейских заповедей, призыв жить по законам Божьим, мы обычно вспоминаем именно об этих словах. И когда к нам обращаются представители библейских религий, мы склонны доверять им. Эти религии ассоциируются у нас с образом человеколюбивого и многомилостивого Бога, прощающего вину и преступление и грех, и мы ожидаем от них именно любви, доброты и милосердия. К сожалению, это верно далеко не всегда.
Библия - это большой, сложный текст, неоднозначный и зачастую противоречивый. Культурная и историческая ценность Библии бесспорна, но когда речь заходит о восприятии Библии как руководства к действию, её ценность падает почти до ноля - в силу той самой неоднозначности. Даже если относиться лишь к тексту Библии, воспринимая его буквально, в нём можно найти обоснование или оправдание для различных, порой диаметрально противоположных точек зрения - например, такие известные учителя иудаизма, как Шаммай и Гиллель нередко делали противоположные заключения, исходя из текста Ветхого завета, зачастую даже основываясь на одном и том же стихе из писания. Если же принимать во внимание ещё и существующие комментарии и истолкования библейских текстов, то оставаясь в рамках этих толкований можно доказать или опровергнуть правильность практически любой точки зрения. Поэтому в одном и том же тексте могли находить обоснование для своих рассуждений и действий строгий Шаммай и кроткий Гиллель, Иисус Назаретянин и первосвященник Каиафа, Торквемада и мать Тереза. В принципе, каждый может, будет такое желание, найти в Библии подтверждение своим мыслям, может увидеть в ней то, что хочет увидеть. На основе Библии возникало множество идеологий, учений и организаций, и нередко среди них оказывались волки в овечьей шкуре. Не раз и не два кто-то решал, что именно он понимает Библию и Божью волю правильно - это мог быть человек (или организация), лишь прикрывающий фразами из Библии свои амбиции, или же верующий, искренне желающий наиболее точно и наиболее полно исполнить повеления Господа. И вспыхивали костры инквизиции, солдаты отправлялись в крестовый поход, католики резали гугенотов, предавались анафеме учёные и мыслители... И всем этим действиям находились оправдания в Библии - отчасти из-за того, что библейские тексты многогранны и охватывают разные стороны жизни, но в большей степени из-за того, что в Библии жестокость и насилие нередко описаны как богоугодное дело. О том, как Библия учит любви к ближнему, доброте и милосердию, написаны сотни книг. Я же хочу поговорить о другой - "тёмной" - стороне Библии: о том, как она может стать (и не раз становилась) учебником, по которому в школах библейских религий людей учили жестокости, тоталитаризму и насилию - вплоть до фашизма.
На первый взгляд, все библейские религии и течения стремятся к миру, любви и созданию некоего идеального общества. Да и на второй тоже. Все они принимают принцип "возлюби ближнего своего", все призывают к выполнению Божьих заветов, правил, которые должны сделать их жизнь и жизнь окружающих лучше. Однако не каждый, кто заявляет, что действует во имя добра и призывает к добру, на самом деле ведёт к добру. Почему ? Во-первых, такие люди могут просто лицемерить - даже на кинжалах эсэсовцев было написано "С нами Бог". Во-вторых, эти люди могут искренне стремиться к добру, но их представления о добре могут сильно отличаться от ваших - вспомните, например, Платона, который провёл блестящий критический анализ тирании, однако в качестве альтернативы предложил такую форму государства (идеальную, по его мнению), по сравнению с которой СССР времён Сталина показался бы просто образцом свободной страны. В третьих, даже если люди стремятся к созданию такого общества, которое является идеальным и в ваших глазах, это ещё не значит, что их методы действительно приведут к созданию такого общества ("Благими намерениями вымощена дорога в ад"). Каким же видят идеальный мир представители библейских религий ? Какое общество они пытаются создать ? Чтобы попробовать понять это, ответьте, как по-вашему, с какими из следующих утверждений согласились бы знакомые вам религиозные наставники:
Многие из них, вероятно, согласились бы с большинством этих утверждений, если не со всеми. А знаете, откуда взяты эти высказывания ? Теодор Адорно, психолог-социолог, проводивший исследования фашизма в Германии в 30-х и продолживший их в Америке после эмиграции (и там материала хватило) составил так называемую "Ф-шкалу" - тест, призванный выяснить склонность человека к фашизму, то, насколько он склонен поддаваться пропаганде фашистского толка, то, какое место мог бы занять этот человек в фашистском обществе. Тест этот представляет собой ряд типично фашистских высказываний (с небольшой контрольной примесью антифашистских). Вот оттуда-то и были взяты приведённые выше утверждения. По тому, с каким количеством высказываний согласился испытуемый и какие это были высказывания, определяют, мог бы этот человек занять место в фашистской организации (или же, наоборот, стал бы антифашистом) и если да, то какое. Держу пари, если бы кто-нибудь потрудился заполнить этот тест, руководствуясь лишь цитатами из Библии, оценка Господа Бога была бы весьма близка к оценке Адольфа Гитлера...
"Не может быть !" - скажут многие, - "Что общего между Гитлером и милосердным Богом ? Что общего между "Майн кампф" и Библией ?". Однако давайте вспомним историю: на протяжении почти двух тысяч лет церковь как организация практически всегда поддерживала любой политический режим и любую власть, даже самую жестокую тиранию (за исключением лишь тех режимов, которые ставили своей целью уничтожение самой церкви, да и в таких случаях церковь порой оказывалась на их стороне). Иудаизм, правда, в отличии от христианства, прочти никогда не выступал союзником власти, а тем более тиранов - во-первых, у евреев не было общей религиозной организации, выступающей от имени всех верующих, каковой являлась церковь для христиан, а во-вторых, практически любой авторитарный режим враждебно относился к евреям и преследовал их, сжигал на кострах, изгонял или запирал в гетто. Однако уже в наши дни ультрарелигиозные евреи в своей стране пытаются создать собственный тоталитарный мирок - превратить Израиль в "государство Торы". В XX веке церковь - как католическая, так и православная - в той или иной мере поддерживала все самые тоталитарные режимы.
Когда Хорхе Луис Борхес в своей статье "Ранний Уэллс" пишет: "он боролся с коммунизмом, нацизмом и христианством", он не зря ставит в один ряд эти три понятия. Эти три организации сродни друг другу. Вспомним историю. Немецкие фашисты в начале своей политической карьеры активно сотрудничали с германскими коммунистами. С 1939 года и вплоть до нападения Германии на Советский Союз гитлеровское правительство сотрудничало с коммунистическим режимом в СССР. Гитлер восхищался методами Сталина в управлении государством, считал русского правителя выдающейся личностью. Как писал об этих двух диктаторах в своей книге "Адольф Гитлер" лауреат Пулитцеровской премии Джон Толанд, "несмотря на внешнюю непохожесть, между Гитлером и Сталиным было много общего... Оба они были приверженцами беспощадной силы и руководствовались идеологиями, которые по существу ничем одна от другой не отличались. И коммунистов и нацистов делали крайне похожими друг на друга фанатизм и догматизм, убеждённость, что цель оправдывает любые средства."
Сотрудничали с фашистами и христиане. В Италии 11 февраля 1929 года между фашистским правительством Муссолини и Ватиканом был заключён так называемый Латеранский конкордат - первый пункт соглашения гласил, что католицизм становится единственной государственной религией Италии, далее в тексте указывалось, что епископы должны присягать на верность главе государства. В 1933 году в беседе с церковными деятелями, выразившими сомнение в необходимости таких акций, как увольнение всех евреев с государственной службы, ограничение числа евреев в высших учебных заведениях Германии и попытка бойкота еврейского бизнеса, Гитлер напомнил, что сама церковь изгнала евреев в гетто и запретила христианам работать с ними, после чего пообещал более эффективно делать то, что католическая церковь пыталась сделать в течении веков. Видимо, это обещание пришлось по вкусу церкви, и 20 июля того же года был подписан конкордат (соглашение) между Ватиканом и Гитлером, причём папа Пий XI принял представителя Гитлера очень милостиво и выразил своё удовлетворение по поводу того, что во главе германского правительства стоит такой человек. Ватикан просил Бога благословить рейх и дал указание германским епископам принести клятву верности рейху, заканчивавшуюся словами: "В выполнении своего духовного долга и в заботе о благе и интересах германского рейха я буду стремиться избегать всех действий, которые могут нанести ему вред." 15 марта 1938 года, через несколько дней после оккупации Австрии кардинал Иннитцер от имени австрийской церкви благословил Гитлера и заверил его, что пока церковь сохранит свои привилегии, австрийские католики будут самыми верными сыновьями великого рейха. Как видите, родственные души с лёгкостью находили общий язык, не взирая на кажущиеся противоречия. 22 июня 1941 года папа римский Пий XII хотя и не высказался прямо, но тем не менее ясно дал понять, что он поддерживает борьбу нацизма против большевизма, определив её как "благородную отвагу в защите основ христианской культуры" (видимо, ему не пришло в голову, что лекарство не должно быть страшнее самой болезни), большинство же немецких епископов открыто поддержали нападение на СССР. Даже в начале июня 1943 года, когда уже вовсю работали газовые камеры и крематории "фабрик смерти", папа римский, выступая перед кардиналами по вопросу гитлеровских репрессий против евреев, призвал деятелей католической церкви соблюдать осторожность в словах осуждения - он всё ещё считал Гитлера своим союзником в борьбе против большевизма.
Впрочем, справедливости ради следует заметить, что и православная церковь недалеко ушла от своей сестры. Карловацкий синод призывал полностью поддерживать Гитлера в его стремлении покончить с "жидомасонским режимом в СССР" и обвинял (!) немецкую католическую церковь в том, что она пытается защитить евреев от гитлеровских репрессий. В СССР митрополит Сергий (будущий патриарх) в своём заявлении, известном как "Декларация митрополита Сергия", выразил свою лояльность и лояльность церкви к сталинскому режиму - напомню, это происходило в те дни, когда тысячи священников были убиты или сосланы, а церкви закрыты или разрушены, не говоря уже о прочих мрачных событиях тех лет, приходящих на ум при словах "сталинские репрессии". В бытность свою патриархом Сергий (и затем так же Алексий I) превозносил Сталина, называя его "богоизбранным", "спасителем Отечества и Церкви" и "мудрым строителем счастья людей". В отличие от КПСС, православная церковь так и не осудила культ личности Сталина. Патриарх Пимен называл Брежнева "любимым миротворцем" после введения советских войск в Афганистан. Не лишне будет вспомнить также, что Российская Православная Церковь в течении многих лет была насквозь пронизана сетью агентов КГБ. По мнению священника Глеба Якунина, участвовавшего в работе комиссии Верховного Совета по изучению архивов КГБ, около 15-20% православных священнослужителей являлись агентами КГБ. Другой священник, в отношении которого предпринимались попытки вербовки, считает, что сотрудничал с КГБ в той или иной мере каждый второй священнослужитель. И эти люди сейчас учат народ, как быть свободными духом и как достигнуть царства небесного ! Не будет ли их царство небесное как две капли воды похоже на "светлое коммунистическое будущее" с Церковью на месте КПСС ?
Раз уж речь зашла о действиях католической церкви во время второй мировой войны, нельзя обойти вниманием трагедию сербского народа. На русском языке об этих событиях можно прочесть в книге "Геноцид с благословления Ватикана" доктора Растислава Петровича, рассказывающей о массовом уничтожении и насильственном окатоличивании православных сербов на территории Независимого государства Хорватия в 1941-1945 годах - усташи (хорватские фашисты) рука об руку с католической церковью воплощали в жизнь свой план: "Треть влахов (православных сербов) должна стать католиками, треть должна умереть, треть должна покинуть страну". В основе книги лежат архивные документы, главным образом свидетельские показаний сербов, бежавших из НГХ в оккупированную немцами Сербию. Из этих показаний явственно следует, что зачастую убийства вдохновлялись католическими священниками, а то и совершались ими. "При безусловной поддержке католического клира разрушено 299 православных церквей, 240,000 сербов насильственно переведены в римско-католическую веру, а около 750,000 сербов убиты, нередко после пыток, при одном упоминании о которых человека охватывает жуть". Зверства, творимые усташами, ужасали даже таких "гуманистов", как немецкие фашисты. "Из соображений гуманности и культуры немцы не могут допустить многого из того, что сейчас происходит !" - заявил на совещании с представителями МИД НГХ штандартефюрер Фукс. В тексте книги даны ссылки на четыре обращения к папе римскому Пию XII - 31 августа 1941 года, 1 марта 1942 года, 8 сентября 1942 года и 31 марта 1943 года, предположительно были и другие обращения, представитель Красного Креста посещал папского посланника Морони - но ответа из Ватикана не последовало, исходя из чего можно предположить, что папа одобрял, или, по меньшей мере, не осуждал происходящее в НГХ. Вот несколько цитат, повествующих о событиях тех лет и об участии в них католического духовенства: "Доктор Сречко Перич, монах из Ливно, ранее католический священник в Нише, призывал к полному уничтожению сербов... Он обещал после резни отпустить убийцам грехи, ибо убийство не есть грех, если оно совершается в интересах католической церкви. И действительно, Ливно и окрестности страшно пострадали. Несколько тысяч сербов - мужчин, женщин и детей - были подвергнуты истязаниям и убиты самым жестоким, самым зверским образом", "За командира у усташей здесь католический священник Анте Джурич, который выполняет свои обязанности в общине Дивуша. С первого дня это духовное лицо... набирает банды палачей и даёт им инструкции, что касается насильственного обращения православных сербов в католичество и ликвидации тех, кто отказывается изменить веру...", "В селе Хрелин приходской священник Домино после долгого отсутствия появился в трактире со словами 'Хвала Исусу'. На вопрос присутствующих, где он был до сих пор, священник ответил, что занимался делом: убивал сербов по всей Лике и собственноручно убил 40 сербов", "Загребский епископ Степинац и остальные епископы в Хорватии дали своё согласие на эту нехристианскую, дикую и кровавую оргию и ни разу не воспротивились подобным действиям своего духовенства, а также не попытались как-либо выразить своё неодобрение по поводу всех этих преступлений. Их зловещее молчание явилось лишь доказательством их соучастия." Так поступали те, кто за считанные дни до описанных событий проповедовал в церквях слова Исуса: "Не убий". Наверняка, многие из них нашли в Библии оправдание и этим своим действиям...
Ещё одна небезынтересная деталь: Гитлер в одной из своих бесед с Раушнингом рассказывал, что многое в организации партии нацистов перенято им у иезуитов и вообще у католической церкви. Так, в частности, структура нацистской партии (НСДАП) была в значительной степени скопирована со структуры католической церкви. Конечно, это не может служить обвинением католикам, но это просто настораживает - почему организация "проповедников любви", которая должна бы была в принципе основываться именно на любви, устроена так, что это устройство чуть ли не идеально подошло фашистам ? Ведь вряд ли Гитлер мог бы почерпнуть что-нибудь полезное для него из, скажем, организации общины хиппи в Вудстоке. А вот церковь оказалась для него отличным учителем.
В чём же дело ? Почему церковь оказалась примером для Гитлера ? Как вышло, что христиане поддерживали фашистов ? Что между ними было общего ? Для этого в первую очередь надо понять, что же такое фашизм, что его характеризует. Вот какое определение даёт словарь Вебстера:
"Фашизм - политическая философия, движение или режим, который возвышает нацию, а чаще расу над личностью и устанавливает централизованное автократическое правительство, возглавляемое диктатором, строгую экономическую и общественную регламентацию и насильственное подавление оппозиции."
А вот абзац из "Энциклопедия Британика":
"Во всех своих формах фашизм демонстрирует определённые ключевые черты: абсолютный приоритет государства является главной среди них и из него следуют другие: подчинение воли индивидуума воле общества, выраженной государством, и полное повиновение лидеру (обычно харизматическому), который олицетворяет собой государство. Вдобавок, военная доблесть, сражения и завоевания в почёте, в то время как либеральная демократия, рационализм и буржуазные ценности предаются анафеме. Некий элемент мистицизма обычно пронизывает фашистское выражение святости государства (или расы) и провозглашение его предназначения, как, например, в пророчестве Муссолини о "возрождении" Римской империи."
Другими словами, фашизм - это некая форма организации, при которой, во-первых, существует некая - реальная или воображаемая - "высшая сущность" (государство, народ, раса и т.п.), воля или требования которой приоритетнее всех других соображений; во-вторых, действует некое централизованное и авторитарное правительство, которое служит олицетворением "высшей сущности" и монопольным изъявителем её воли, зачастую это правительство возглавляется одним человеком (диктатором), который тоже может быть реальным или воображаемым, и тогда именно он олицетворяет собой "высшую сущность"; в третьих, интересы, желания и воля индивидуума полностью подчинены воле "высшей сущности" и, следовательно, воле правительства, выступающего от её имени, любые проявления инакомыслия жестоко пресекаются. Разумеется, перечисленные выше условия не включают в себя всё необходимое для создания фашизма, как его определяют энциклопедии. Тем не менее, как я надеюсь, в дальнейшем мы с вами увидим, что этих условий вполне достаточно для того, чтобы появились те плоды, из-за которых фашизм и стал бедствием. Речь идёт скорее не о самом фашизме, но о подобных ему формах организации. К примеру, тоталитарное правление Ленина и затем Сталина вряд ли может быть научно определено как фашизм, но я не думаю, чтобы узник ГУЛАГа из-за этого чувствовал себя намного лучше, чем заключённый в Маутхаузене, а застреленный офицером "СС" еврей-лавочник, вся вина которого заключалась в его национальности, умирает точно так же, как и потомок русского княжеского рода, получивший пулю в лоб из "нагана" уездного комиссара из-за своего дворянского происхождения.
Ключевым моментом для образования форм организации, подобных фашистской, является именно наличие "высшей сущности" или "высшей цели", обладающей абсолютным приоритетом ("Германия превыше всего"). Авторитет "высшей сущности" позволяет оправдать и возвысить любое действие, направленное на исполнение её воли ("Цель оправдывает средства"), и точно так же авторитет правительства, изъявляющего волю "высшей сущности", оправдывает любое его приказание. Мораль и право изменяются во имя служения "высшей сущности" - ни одно действие, каким бы чудовищным преступлением оно не было, не считается таковым, если оно совершено ради достижения "высшей цели". Моральные нормы типа "хорошо/плохо" или "добро/зло" трансформируются - "хорошим" становится всё то, что исполняет волю "высшей сущности", выраженную правительством, "плохо" всё то, что препятствует её исполнению. Любое действие, даже самое отвратительное и ужасное по старым законам морали, направленное на исполнение велений "высшей сущности" не только дозволено, но приветствуется и поощряется, объявляется верным, а то и необходимым. Насилие над индивидуумами, не принадлежащими к "высшей сущности", или над её "неблагонадёжными" элементами оправдывается их неполноценностью или их пагубным, разлагающим влиянием на общество - и либо объявляется добрым делом по отношению к ним, если насилие служит вовлечению их в ряды принадлежащих к "высшей сущности", либо проходит под лозунгом очистки или оздоровления общества, если насилие ведёт к уничтожению этих людей. В обоих случаях такого рода насилие считается благим делом. Любая попытка инакомыслия подавляется, как вспышка эпидемии. Так как "высшая сущность" и её воля зачастую не только не очевидны, но порой просто абсурдны и нередко противоречат сами себе, рационализм в такого рода организации не в чести. Для обоснования необходимости подчинения "высшей сущности" зачастую используются мистические мотивы, поскольку нельзя объяснить рационально, как можно, например, сражаться за мир, пытать ради гуманности и убивать во имя милосердия. Идеальный член такого общества должен искренне верить всему, что говорится от лица "высшей сущности", даже если это противоречит здравому смыслу. Те, кто читал "1984" Дж. Оруэлла, наверняка помнят диалог между главным героем и О'Брайеном: " - Как мне заставить себя не видеть того, что перед глазами ? Ведь дважды два всё-таки четыре ! - Иногда, Уинстон. А иногда и пять. Иногда и три. А иногда и так и эдак сразу. Надо стараться, Уинстон. Нормальным стать непросто." Нормальным, разумеется, по меркам организации. По той же причине необходима широко развёрнутая и постоянно активная система пропаганды, а в идеале каждый человек, принадлежащий "высшей сущности" должен воспитываться с детства в духе верности идеям "высшей сущности" (для этого используется, например, участие детей в организациях типа "Юнгфольк" и "Гитлерюгенд" в Германии или октябрят и пионеров в СССР), должен слепо верить ей и так же слепо повиноваться. Обычно существует также всеобъемлющая система слежки за всеми и каждым для выявления инакомыслящих ("Большой Брат видит тебя") и карательный орган для борьбы с ними. Не вдаваясь в подробности, назову ещё несколько характерных черт тоталитарных режимов: строгая регламентация всех сторон жизни, стремление режима сделать людей как можно более одинаковыми - вплоть до одежды и речи, воинственность, постоянные поиски врагов (еретиков, жидомасонов, врагов народа), ксенофобия и деление на "мы" и "они", когда "они" всегда являются носителями зла ("США - империя зла").
Этот трафарет примерно одинаков для всех форм организации, подобных фашизму. Поставьте на место "высшей сущности" великую Германию - и вы получите Гитлера, фашизм, гестапо и печи Освенцима. Поставьте на место "высшей цели" торжество коммунизма во всём мире - и вы получите Сталина, тоталитаризм, НКВД и бараки ГУЛАГа. Но есть ещё одно слово, которое так и просится на место "высшей сущности", слово, которое наверняка приходит в голову первым, когда мы слышим: "высшая сущность". Это слово - "Бог". Конечно, многие сейчас возразят, что это не одно и то же - служить фюреру и служить Богу. Простите, но какая разница, кому служит человек, если это служение требует, например, сожжения людей ? Папа римский Иннокентий III, воинствующее христианство, инквизиция и костры аутодафе точно так же вписываются в "фашистский" трафарет. И точно так же вписывается в этот трафарет то "государство Торы", которое хотят создать в Израиле некоторые религиозные евреи, заявляющие, например, как доктор Вергафтиг из Бар-Илана, что "если демократия ставится выше ценностей иудаизма, я такую демократию не принимаю" и отвечающие на вопрос о том, не будет ли нарушена свобода граждан в таком государстве, что "опасения эти напрасны - истинную свободу можно найти лишь в своде еврейских религиозных законов. Как сказано, 'Свободен лишь тот, кто изучает Тору'" (так и вспоминается надпись "Только труд делает человека свободным" на воротах Освенцима). Любая форма организации, которая ставит на первое место по значимости служение какой-то "высшей сущности", тяготеет в той или иной мере к фашизму. И библейские религии в большинстве своём не являются исключением.
Warrax Black Fire Pandemonium™ http://warrax.net e-mail: [email protected]