http://cultovdarkness.ru/view_post.php?id=26

Meat_Grinder

О личностном и безличностном восприятии

Всегда шло очень много споров по поводу восприятия Сатаны. Кто-то утверждает, что Сатана - это некая сила, кто-то утверждает, что Сатана - это личность. В данной теме я попытаюсь провести параллель между двумя терминами "сила" и "личность", и так же выявить общую закономерность, что на мой взгляд было бы точнее и правильнее.

Для начала напишу значение термина "личность":

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

На настоящий момент существует множество теорий личности, сильно отличающихся между собой. Различия идут, например, в плоскости: имеет ли личность неизменяемую сущность, или, напротив, сущность личности менять можно.

Теперь о личностном восприятии Сатаны. Воспринимая Сатану как личность - мы понимаем Его как некое духовное существо, имеющее определенные мысли, которые могут быть сопряжены определенным поведением. Очень многие, кто говорит о Сатане, как о некой личности, ссылаются в основном на один источник - Библию. Хотя в Ветхом и Новом Заветах Сатана представляется по-разному и имеет различные функции. Образ Сатаны также проскакивает во многих религиозных культах. Начиная от Ахриманизма, Индуизма и Сетианства, заканчивая Иудо-христианством. Сразу скажу, что в иудо-христианстве Сатана описывается очень поверхностно и не точно. Ему там была отведена очень небольшая роль. Тем не менее сам термин "Сатана" пошел от иврита, который переводится как враг, противник, обвинитель. Но не думаю, что иудо-христианские источники могут быть хорошей основой и фундаментом для описания и восприятия Сатаны.

Теперь вернемся к термину "сила" (определений термину "сила" существует очень много, начиная от научных, заканчивая богословскими. В данный момент я напишу богословское определение "нечистой силы"):
Нечистая сила (сокр. нечисть) — собирательное имя всякой потусторонней силы и существ: злых духов, чертей, леших, домовых, водяных, оборотней и т. д. Так же можно заметить, что силой можно назвать как некое единство, в котором заключены различные существа и так же другие личности (можно даже написать как силы) При восприятии Сатаны как некой силы, сразу указывается на то, что Он уже не может носить личностный характер. Тут я в корне не согласен. Если Сатана является реальной личностью (сущностью), то что ему мешает быть силой, в которой заключены различные акаузальные силы и истоки, способные изменять порядок и пространственное ограничения? Иудо-христианские источники образы Демиурга и Сатаны довели до абсурда. Считая Демиурга неким абсолютом, а Сатану его отпрыском, который возгордился и захотел иметь тотальную власть как в материальном, так и в нематериальном мире. Если воспринимать Сатану, опираясь только на эти источники, то можно смело отбросить Его восприятие как некой силы из-за столь сильной персонификации. Утверждая, что Сатана имеет лютую неприязнь и ненависть к человеческому роду, как одному из творений Демиурга, но тем самым добавляя Ему именно ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ качества из-за столь сильной персонификации, выставляя Демиурга "добрым" духовным сверх человеком, а Сатану таким же духовным, только "злым" сверхчеловеком. Именно такая абсурдная идея и заставляет воспринимать Сатану только все лишь на уровне мифологического персонажа. Мифология в различных религиозных культах давала сказания и персонифицированные описания одних и тех же личностей(сущностей, сил), просто каждый народ это описывал по разному из-за различий языков, культур и традиций. Но объединяет это все, именно описание одного и того же.

Из этого все можно сделать вывод, что исходя из религиозного, эзотерического и философского восприятия Сатаны, то в таком случае термины "сила" и "личность" просто теряют смысл. Они соединяются в некое единое, общее и взаимосвязанное. Где Сатана является одновременно и личностью, и силой. Одно другому никак не мешает и не противоречит. А если исходить строго из мифологии какого-то одного религиозного культа, то восприятие Сатаны остается только лишь на уровне мифологии.

 03/06/2010