http://ghj1.livejournal.com/125098.html

ghj1

О неизбежности наступления социализма

Сегодня, в день знаний, мы обогатимся ещё одной логической конструкцией, как обычно, построенной из весьма простых и известных фактов.

Традиционные заклинания левых о неизбежности наступления коммунизма или социализма, на худой конец, сталкиваются с такими же ритуальными комланиями о невидимой мегаэффективной руке рынка. Собственно, победа в споре остаётся за более сообразительным оппонентом, что по факту сильно искажает истину. Попробуем её восстановить.

1. Про жизнь. Точнее, про то, что это есть. Много определений, но главное то, что жизнь -- это система борьбы с энтропией. Т.е. неупорядоченная система становится упорядоченной. Но что значит упорядоченной? А это значит, что изменяются вероятности наступления событий в сторону более благоприятных. Благоприятных для системы, борящейся с энтропией. Поскольку природа не очень любит эклектику, то принципы биологии легко переходят на социум.

2. Про социум. Если энтропия -- это мера беспорядка в системе, то и в социуме граждане стараются с ним бороться. Если мы мысленным взором окинем всю историю человечества, то увидим, как жизнь его становится все более и более упорядоченной. Ведь одно дело -- бегать за мамонтом, и ХЗ поймаешь его или нет, а другое дело -- выращивать живность рядом с домом. Мясо всегда под рукой. Одно дело собирать коренья, шлясь по лесу, другое -- выращивать их, гарантируя хоть и плохонький, но урожай. Дальше -- больше. Совершенствуя технологии, мы всё меньше и меньше оставляем шансов для неблагоприятных случаев. Если раньше путешественник сильно рисковал, идя от Мадрида до Урала, то сейчас стало более определено, что он все же доберется до цели.

3. Распределение энтропии внутри социума. Из п.2 со всей очевидностью следует, что эволюция социума -- это борьба с энтропией. Вспомнив, что эволюция -- это процесс неостановмимый, как бы того не хотелось, например, динозаврам, мы признаем, что и борьба с социальной энтропией тоже будет происходить всегда. Однако, эта самая энтропия, проявляясь в разных ипостасях (голод, болезни, несчастные случаи, войны), наводила эффективный и успешных на мысли о том, что можно попытаться перереспределить энтропию. Т.е. пока одним хорошо, другим не очень. Чтобы сын уважаемого человека мог прооперироваться, надо чтоб без медпомощи сдохло несколько десятков неэффективных нищебродов. Обоснования могут быть различны, от божьей воли до невидимой руки рынка.

4. Закономерности борьбы с социальной энтропией. Если энтропия -- это мера беспорядка в системе и система иерархична (что очевидно), то не менее очевидны разные затраты на противоэнтропийную борьбу. Если энтропия маленькая и локальная, то сил надо мало. Если глобальная, то много. Чтобы посеять жменьку ржи и потом собрать две жменьки, много сил не надо. Но и риски уменьшатся незначительно. А вот построить нормальный АПК, который сведет на нет проблему голода, сил надо много. И людей тоже. Отсюда следует первый вывод -- для уменьшения рисков неопределнности надо вовлекать в борьбу с этими рисками как можно больше ресурсов и как можно больше народа. Причем, заметим, народа заинтересованного в уменьшении рисков лично для себя. И для соседей и для соседей соседей. В итоге получается крайне простая вещь – на определённом этапе развития социума в случае энтропийной сегрегации (максимум для одних и жопа для других) у самых успешных и эффективных просто не хватит ресурсов для борьбы с неопределнностью в значимых для себя областях.

5. Из сказанного выше следует, что только совместная борьба с энтропией в социуме обеспечит необходимый рост определённости. Причем определенности с точки зрения увеличения вероятности наступления положительных событий. А что же у нас тогда энтропия? Это, как я писал выше, всякие неблагоприятные, но случайные события -- голод, войны, болезни. Т.о. мы просто и доходчиво пришли к идее социального общества, т.е. де факто к социализму. Когда к человеку, попавшему в беду, приходит на помощь все государство своей научной и экономической мощью.. Естественно, что при такой поддержке размер беспорядка в системе окружающей несчастного резко падет.

П.С. подобная схема без труда объясняет провал идеи и с тишландией и с чешским вепревым коленом. Слишком велики ещё в мире неопределённости. И игнорирование их рано или поздно приводит к крупным проигрышам. Включая жизнь. Тогда уже не до вепрева колена.

П.П.С.Почитав классиков типа маркса энгельса и т.д., вы без труда увидите, что всякие средства производства и классовая борьба направлены на одно - уменьшение неопределённости в жизни максимального количества членов социума. И увеличение определенности в наступлении благоприятных событий.

 01/09/2011