Lex Kravetski

Что мне не нравится в СССР, а что в капитализме

http://lex-kravetski.livejournal.com/66517.html

Много и неоднократно уже писал, что мне нравилось и нравится в СССР. Пора бы уже написать о противоположном. Не с целью, конечно, доказать, что СССР – суть явление неправильное и вредное, а чтобы впредь таких ошибок не повторять.

Не нравились существенные провалы в области идеологии и около неё. Например, крайне топорно боролись с самиздатом. Причём, бороться-то с ним надо было, – спора нет, – но зачем же избирать заранее проигрышную стратегию? Книги просто запрещали и пытались изымать из употребления, а распространителей и частично читателей в разной степени репрессировать. В результате вокруг всего этого вырисовывался эдакий терновый венец, вкупе с распространением аромата запретного плода.

Я уже предлагал более радикальный способ: выдавать диссидентские книги в нагрузку вместо сочинений партийных руководителей и прочих теоретиков. Ненависть к этой литературе возникла бы очень быстро. Но на целостную систему данный метод не тянет. Поэтому, расскажу подробнее, что надо было бы сделать.

Во-первых, оставить некоторое количество полукоммерческих издательств. Чтобы, типа, не за государственные деньги издавали желающих, а за их собственные. Тогда бы любой сто раз подумал, прежде чем свои писания издавать. Но, предположим, подумал он в неправильную сторону и решил-таки свои вирши напечатать. В этом случае следует воспользоваться мощным механизмом государственной сертификации. А именно, оставить за государством право определить жанр, возрастной ценз (последнее, кстати, во всех демократических странах нормально себе определяется, причём, совсем даже не самим автором) и правдоподобность книги. Более того, государство вправе написать свои комментарии к книге и разместить их прямо в ней. Пишет, скажем, Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», а на него перед изданием лепят бирочку «ненаучная фантастика» и пишут в комментариях «наврал, дескать, Солженицые», с цифрами, само собой, и с правильными рассуждениями. Читатель книгу ведь сразу по-другому начнёт воспринимать, а Солженицын и вся мировая общественность даже пикнуть не смогут – книгу-то издать разрешили. Бычить, конечно, же будут, несвобода, все дела, да кто им в этом случае поверит? Факт издания налицо, а право государства изложить своё мнение большинством населения воспринимается как совершенно справедливое. И в конце концов, не в текст же поправки вносят.

Далее. Идеология дело важное, понимание чего в СССР в какой-то момент безвозвратно утратилось. А из того, что это дело важное, следует, что не стоит его поручать идиотам и недоучкам. Написанием комментариев и прочим должны занимать умные и квалифицированные люди. А то получается, что в КГБ, который тоже напрямую с безопасностью связан, набирали элиту, а в идеологи – идиотов, типа, основной массы современных журналистов.

Из этого всё и проистекало. Какую цель, например, преследовали запреты иностранной рок-музыки? Тем более, запреты районного масштаба? Типа, обезопасить детей от тлетворного влияния Запада? Но кого и когда таким способом удавалось обезопасить? И в чём тлетворность влияния-то? Зачастую эти запреты выходили из-под пера людей, которые были даже не в состоянии тексты песен понимать, а базировались на личном эстетическом восприятии запрещающего. В народе по этому поводу, вместо безопасности, возникал смех. В основном над идиотами-чиновниками. Которые, кстати, идиотами по жизни, может, и не были, просто поддавались соблазну полезть в дело, в котором не разбираются.

Тут, наверно, должен возникнуть вопрос, а как же бороться с иностранной рок-музыкой в социалистическом государстве. Ответ простой: никак. Поскольку смысла оно не имеет. Свою музыку или, там, классику, пожалуйста, можно пропагандировать. Так же как пропагандировать можно и хорошие (в том числе, полезные с идеологической точки зрения) книги или фильмы. Остальные же не трогать, ограничиваясь комментариями. Дабы альтернативно одарённые не восприняли их как руководство к действиям.

В этом плане можно показывать в отдельных кинотеатрах хоть даже фильмы про Рэмбо во Вьетнаме, предваряя эти фильмы киножурналами на тему, как там себя американцы в этом Вьетнаме на самом деле вели, и не забывая сказать, что сии фильмы – суть западная агитка, а не суровое историческое исследование.

В конце концов, понимание того, что Резун пишет бред, пришло к народу вовсе не по причине запретов, а после издания книг «Антирезун». И фильм Рэмбо, если его просто запретить, будет восприниматься, как утаённая правда – такова психология. Запреты в сфере культуры вообще ничего, кроме злости на власть, не вызывают.

Недопонимание всего этого и связанные с недопониманием действия – основная моя претензия к советской власти. Не в последнюю очередь и потому, что советскую власть оно самое и пошатнуло. И даже уронило в конечном счете.

В новом же социалистическом государстве сего быть не должно. Пропаганда своего не должна сопровождаться запретами на чужое, хотя чужое и может быть подвергнуто суровым комментариям и в среднем должно быть исключено из производства за государственный счёт.

Что касается самой идеологии, повторю важную мысль: нельзя её поручать проходимцам, идиотам и недоучкам. Какой толк с преподавателя марксизма-ленинизма, если он сам не понимает то, что преподаёт? Тем более, если разработчики программы так и не определились, что именно учащимся должно дать это преподавание. Тут надо поставить чёткую цель: результатом всех политических предметов должно быть глубокое и подробное понимание преимуществ социализма над капитализмом. Не вызубривание ритуальных фраз, не нечто размыто-неопределённое, а совершенно чёткое и научно обоснованное понимание. Это практически не достигалось, да и цель такая в какой-то момент уже не ставилась. Результат налицо: огромное количество народа перестало понимать, что бесплатное жильё, медицина и образование, индустриализация и доступность культуры – заслуга социализма, а вовсе не проявление вселенской природы вещей.

Особо полезно было бы в этом плане, разрешить турпоездки в капстраны, но показывать не только красоту природы и архитектуры, но и социальные болезни, в СССР отсутствующие. Показать, например, китайское общежитие в США, где двадцать человек живут в одной комнате – кто тогда скажет, что хрущёвка это плохо? Другие страны несомненно показывать всё это не дадут, но сиё можно повернуть в свою пользу: скрывают, гады. И в сознании советского человека уже не «СССР что-то там скрывает», а напротив даже вожделенный для многих Запад. Потому что новости это одно дело, а другое дело – своими глазами посмотреть. Вот так, дорогие товарищи, Железный Занавес не с нашей, а с их стороны. Что в психологическом плане гораздо полезнее.

Делалось бы это всё – огромное количество претензий к СССР бы просто не появилось, и ещё не известно, кто победил бы в Холодной Войне.

http://lex-kravetski.livejournal.com/62161.html

Я много думал над тем, что же конкретно мне не нравится в капитализме. Конечно, повод для размышлений весьма странный – вещей, которые в нём не нравятся пруд пруди. Многие, причём, лежат на поверхности – экономическое неравенство, эксплуатация и тому подобное. Но это вещи во многом абстрактные. Не в том смысле, что они нереальны, – реальны, да ещё как, – однако они «удалены лично от меня». Я их не очень-то ощущаю «вживую».

Но есть одна вещь, которую я ощущаю и которая, как я сейчас понял, и делает капитализм противным в моём  восприятии. Это – религия денег. Даже не культ – культ только составляющая часть. Именно религия.

Ведь чем характерна религия? Тем, что подчиняет себе всю жизнь без остатка. Не какой-то её малый кусочек, а всё. Все помыслы, желания, стремления. Определяет поступки, формирует мораль. Деньги при капитализме гораздо сильнее тривиальной веры в бога. Они сильнее всего на свете.

Человек живет в нищете. Все его мысли подчинены одному: что я буду есть завтра? На что я куплю себе одежду? Как оплачу жильё? Большевикам надо поставить вдвое больше памятников, чем они себе сами поставили, за одну только вещь: они дали людям возможность не думать обо всём этом. Не зря, не зря самая распространённая причина самоубийств не несчастная любовь, не непонимание, а нужда. Именно она вгоняет в петлю. Смешно слушать рассуждения о том, что «в СССР не было богатых, а были только бедные»: какие же это бедные, если они знали, что не умрут с голоду, что их будут лечить, что им дадут жильё и что всё это гарантировано и для их детей тоже? Такие «бедные» богаче среднего класса Запада, который одержим страхом потерять работу и остаться за бортом. Все репрессии, все войны меркнут в сравнении с этим.

Средний класс… Человек поднакапливает денег, которые создают ему иллюзию минимальной безопасности. Что он отдаёт взамен? Да всё то же самоуважение. Теперь он готов пресмыкаться перед начальником. В СССР тоже пресмыкались? Карьеристы – да, но не от страха голодной смерти.

Этого мало. Человек теперь считает свою работу целью, а не средством. Он готов работать круглые сутки, не чтобы его страна устояла в войне, не ради построения коммунизма, не ради интереса к тому, что он делает. Нет, он работает, чтобы «сделать карьеру». Что выражается только лишь в большей зарплате. Давайте лизать зад кому попало, подсиживать коллег, да хоть душу дьяволу продавать. И за что? Не ради амбиций, не для блага общества – за деньги и только за деньги.

Человек входит во вкус, работает двенадцать, четырнадцать часов в сутки. Работа – посланец бога: она ведь даёт деньги. Денег всё так же не хватает – запросы ведь возросли. Во всю функционирует пелевинский Оранус. Все мысли об одном: заработать денег и их потратить.

Подозреваю, процесс бесконечен. Не спроста появляются люди «выживающие на тридцать тысяч долларов». Конечно, они выживают. Ведь их бог того требует – зарабатывай и трать. Всё остальное отдай на откуп вытесняющему вау-фактору.

Сами по себе люди не плохие, но бытиё определило их сознание. Они вступили в этот водоворот и он их затянул. Они поверили, что всё «серьезное» связано с деньгами. И только о них и имеет смысл думать. Есть они или нет их.

Когда я смотрю советские фильмы, я отдыхаю душой. Там никто и ничего не делает ради денег. Только ради великих целей, отношений с другими людьми, из азарта, тщеславия, подлости, альтруизма или эгоизма. Но не ради денег. Деньги существуют, но они – суть низкое. Они за гранью интереса. Их может не хватать, может быть в избытке. Их может хотеться или не хотеться. Но вокруг них не вращается мир. Они – второстепенное. Даже третьестепенное. Гораздо главнее мысли и чувства. Пусть даже примитивные и пошлые. Даже слюнявая любовь не отвращает так, как отвращает религиозное поклонение деньгам.

Ведь почему главные герои современных фильмов – бандиты и новые русские? Потому что они близки к деньгам.

Однако же суть социализма: он – переходной этап к коммунизму, а при коммунизме денег не будет. И дело даже не в том, что не будет таким образом эксплуатации. Не будет поклонения деньгам. Они перестанут быть мерилом всего. Перестанут всё собой затмевать.

«Если ты такой умный, то где твои деньги?» – девиз капитализма. Потому что для определения ума найден единственно верный показатель. Количество денег у тестируемого. И вот этого я никогда не приму. Причём, вовсе не потому, что денег у меня мало и я боюсь конкуренции. А потому, что мне противно всё связанное с деньгами. Если бы меня кто-то избавил от необходимости иметь с ними дело, я бы не задумываясь назвал его величайшим гением всех времён и народов.

Тут альтернативно одарённые начнут спекуляции на тему моего лузерства, будут строить догадки о моей несостоятельности и моём комплексе неполноценности. Но альтернативно одарённых я разочарую: множество ценнейших для меня вещей нельзя купить за деньги. За них не купишь наличие друзей, душевное спокойствие, композиторские или писательские способности. Деньги автора не сделают его произведение хорошим и даже не сделают его произведение существующим. Потому что автор творит не только за деньги. Если только, то он – плохой автор. Это незыблемое правило.

Тут мне вспоминается книга «Бремя страстей человеческих». Её герой, юный английский аристократ ищет себя. Ему приходится пройти через очень многое и очень многое осознать. И превратности любви и нюансы человеческой психологии. И жажду творчества и жажду самореализации. Но только одно выбивает у него землю из под ног: он проигрывает свои сбережения на бирже. Это погружает его в нищету, из которой при капитализме нет выхода. Его таланты оказываются бесполезными в решении финансовых проблем. Нищета это – черня дыра, которая затягивает людей. Перешагнуть планку естественным способом, – благодаря трудолюбию или одарённости, – нельзя. Надо либо быть сразу над планкой, либо перешагивать её обходя закон. Правило практически без исключений в масштабах капиталистического человечества. Нарушивших его – единицы, подтвердивших – миллиарды. Американская мечта, ага.

И что же наш юный аристократ? Как же он выходит из положения? А никак. Умирает его дядя и оставляет ему наследство. Вот и всё. Герой по книге положительный, но он мечтает о смерти дяди. Не потому что презирает его, хоть и презирает, не потому что ненавидит, а просто чтобы решить свою проблему с деньгами. Дядя умирает – проблема решается. Юный аристократ теперь над чертой, что позволяет ему получить образование и дальше уже работать врачом, что оплачивается вполне достойно.

Вот это – квинтэссенция капитализма. Люди такие же как при социализме, да, но есть нюансы. Один нюанс. Религия денег. Перед ней всё меркнет. Что теперь любовь, дружба, творчество, идеалы? Пшик. Нуль без палочки – своей основной составляющей. Материального благополучия.

Советский же человек просто об этом не думал в данном аспекте. Что подтверждает вся советская и даже антисоветская культура. Вот, например, в «Иронии судьбы» Мягков жалуется, что врачам и учителям мало платят. Тонкая такая подколка строю от Рязанова и его соавтора. Но даже в этой подколке случайно проскальзывает главное: учителя и врачи спокойно, с иронией рассуждают о недоплате им. У них нет того панического ужаса, который охватывает главного героя «Бремени». Более того, они никогда этот ужас не ощущали и не ощутят. Недоплата – повод для шуток, а не трагедия. Потому что она с их точки зрения несправедлива, но не фатальна. Причём, последнее им гарантировала советская власть, хоть они и не отдают себе в этом отчёта. Социализм освободил их от самого страшного рабства – религии денег. И после этого можно сколько угодно сетовать на то, что «они работают на чиновников». Да пусть. Это поправимо. В отличие от.

Они работают потому что надо учить детей и лечить людей, а не потому, что им платят. А платят им не потому, что они работают, а потому, что им надо платить. Марксизм-ленинизм – религия? Да пусть. Это тоже поправимо. Можно кое-что поправить в консерватории и… А вот в религии денег ничего не поправишь. И из этого рабства большинство людей не способно хоть как-то вырваться. Это – самое унизительное рабство. Самое деструктивное. Именно оно убивает в человеке абсолютно всё: мораль, творческие способности, желание общаться с друзьями, любить и быть любимым. Нет, не убивает даже, а вытесняет. За пределы. И вот этого, повторюсь, я никогда не приму. При всех положительных сторонах капитализма, есть одна настолько отрицательная, что её не компенсировать ни чем.

Капитализм должен быть разрушен.

 

2006