http://aldanov.livejournal.com/383104.html

Aldanov

Гармония христианства и фаллической символики в средневековой Западной Европе

 

Рис. 1. Пенисное дерево – фреска 13 века  в Масса Маритима, Тоскана.  На дереве изображено   25 пенисов   самых разных форм и размеров, в комплекте с яичками.   Считалось, что фреска, открытая в 2000 году при реставрации местного фонтана, символизирует плодородие. Однако Джордж Ферзоко директор Центра  тосканских исследований при Университете Лестера в центральной Англии, предположил, что это политический плакат в борьбе гвельфов и гибеллинов. Смысл послания, мол, состоит в том, что  гибеллины, получив  власть,  принесут с собой ересь, сексуальные извращения, гражданские беспорядки и колдовство (женщины под деревом якобы колдуньи). Колдуньи, по тосканским поверьям, способны отделить пенис от человека и поместить его на дерево, где он будет вить гнезда,  и жить самостоятельно, как птица. Но Ферзоко, вероятно, неправ.

 

Собственно, греки и их игры с темами «ниже пояса» не представляют собой неожиданности: все же это язычники и кому, как ни им славить культы плодовитости.

Мощная коммерциализация темы римлянами –  характерна для «прото-буржуазного» Рима: у них культ фаллоса стал также основой для обогащения изготовителей фаллических амулетов (рис.1).

 

 

Рис. 2.  Коралловый фаллос на золотой цепи, Британский музей. Один из многих тысяч аналогичных римских амулетов.

 

Вот дружба западноевропейского Средневековья все с той же темой – это недооцененная  феерия! Начнем с «пенисного дерева» (рис. 1).  Джорж Ферзоко написал целую книгу, в которой утверждалось, что дерево это было выдумано для политических целей гвельфов. Писал зря, видимо, потом что теории теориями, а при внимательном рассмотрении оказалось, что феномен пенисного дерева был  распространен в средневековой Европе. Были найдены   другие изображения фаллического дерева   в манускриптах,  резьбе по дереву, значках паломников или фресках,  в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Турции и Франции.  Не совсем понятная символика связана, вероятно, еше с римскими верованиями о плодовитости с одной стороны и черной магии и колдовстве, как причине импотенции, с другой.

 

 

 

 

Рис. 3. Удивительные плоды росли на деревьях средневековой Западной Европы! Сравниваем: фрагмент так называемого «политического плаката» из Масса Маритима, миниатюра из рукописи 14 века, изображающая монахиню у пенисного деревца  (Jeanne de Monbaston – enluminure, extraite d'un Roman de la Rose – milieu du XIVe siècle  Ms. Fr. 25526, fol. 106 v°, Bibliothèque Nationale de France, Paris) и фрагмент  резьбы деревянного алтаря.

 

Добавим, что в Европе было распространено паломничество по святым местам. Паломники могли купить себе значок на память о посещении той или иной святыни. В Париже святые отцы одного из монастырей продавали пенис с ножками и крылышками, в короне и со звонком (уже по описанию узнается греко-римский прототип, фото греческого я приводил). Похожие значки продавали, вероятно, к примеру, в средневековой Голландии (рис. 4).

 

 

Рис. 4.   Пилигримские значки из Голландии, 13-16 вв,  - сюжеты с пенисами и вульвой с несколько пародийными элементами светского мира, особенно, что касается изображений вульвы. Между тем, мы снова обнаружим тут и «греческий» крылатый пенис.

 

То есть  этот феномен можно было б рассматривать как некий синтез христианства и язычества. Но его распространенность  была заметно шире, чем мы себе представляем. Фигурками с фаллосами оформлялись церкви (рис. 5)

 

 

 

 

 

Рис. 5. Примеры фаллических фигур в оформлении церквей в Испании, Чехии, Франции Эти и масса других  примеров: http://www.beyond-the-pale.org.uk/satan3.htm


 Короче говоря, одними "пережитками язычества" такие явления в христианской церкви не объяснить.

 

 

 

Рис. 6.  Две картины-загадки: что скрывает ткань   на земном  теле  Спасителя?

Ответ вполне очевиден - Иисус на картинах   Андреа Мантеньи -  «Мертвый Христос», около 1480, и Мартина Ван Хеемскерка -  Esse Homo, 1524  (ее вариант) изображен   мужчиной с мощным фаллосом (на картине Мантеньи даже  видна его головка) и никакими ссылками на складки материала тут не оправдаться. Впрочем, на складки ткани  не ссылается и автор книги о наготе Христа в Искусстве Лев Штейнберг, который зафиксировал начало обращения художников к этой теме. Не пропустим также необычный  рисунок мышц живота Христа на картине Хеемскерка, который тоже имеет значение. 

От   фаллического христианства к ведьмам  и их осуждению

В прошлый раз мы остановились на распространенности фаллической символики в ранней западной церкви. Ее, конечно,  было намного больше,  слишком многое до нас просто не дошло. Почему? В истории церкви настал момент, когда церковь решила от фаллосов в храмах избавиться. Но он настал достаточно поздно, надо заметить, а предшествующая история оставила такие следы, что полностью их уничтожить оказалось невозможно (рис 7).

 

 

Рис. 7. Так называемый «масонский молоток» 15 века из Ирландии - Smithstown Castle (Clare).   Но, однако,  на самом  деле изображен инструмент, которым если и строят, то совсем  не здания.  

 

Теперь надо бы понять, где пролегает граница между двумя фазами развития христианской церкви? Когда был совершен переход?

Он, конечно, происходил в течение определенного промежутка времени. Начало перемен можно обозначить не откладывая. В книге Майкла Харрисона «Корни колдовства» рассказывается, между прочим, как он пришел к ее основной идее своей книги  в разговоре с профессором Джофри Уэббом, известным историком искусства   (Geoffrey Webb).

Тот рассказал ему, как он исследовал алтари старых церквей в Англии. Началось с того, что во время Второй мировой войны  бомба повредила   большую каменную плиту, покрывающую пол алтаря старой церкви, и, исследуя его, профессор Уэбб нашел внутри алтаря каменный лингам или фаллос (что-то вроде того, что на рис. 8?). Уэбб установил, что "90 процентов всех  церквей построенных примерно до "Черной смерти" в 1348  содержали  «Бога» или  ритуальный фаллос, скрытый в алтаре". 

Поскольку еще в 1921 году Маргарет Мюррей в «Культе ведьм в Западной Европе» обосновывала, что преследуемые «ведьмы» на самом деле были сторонниками дохристианской религии плодовитости,  Харрисону осталось только сделать вывод, что раннее христианство содержало  в себе  и фаллический культ, и «ведьмы» были сторонницами этой формы христианства.  По Уэббу и Харрисону, следовательно,  отступление фаллоса из церкви относится ко второй половине 14-ого века – началу 15-ого.

 

 

 

Рис. 8. В Ирландии сохранилось немало таких каменных лингамов. Вероятно, в Англии  ранние христианские церкви строили на местах аналогичных фаллических святынь, так они и попали в алтари

 

Фаллические святые и их поклонники

Теперь зададимся вопросом, а как рано возникло  «фаллическое христианство», и кто именно его персонифицировал?

Существует в христианстве целый ряд фаллических святых, то есть таких, фаллос которых  имел особое  значение для верующих. Вот по их именам мы и приблизимся к ответу (см список)

Можно назвать еще несколько святых (St. Gilles, St. Rene, St. Regnaud, St. Arnaud), но и так ясно, что культы эти появились в самый ранний период существования церкви. В те времена, от которых сохранились свидетельства, главными приверженцами фаллических святых  были женщины. Вот с ними, как с колдуньями,  и боролась церковь, когда стала постепенно ликвидировать церкви.

Ведьмы

Борьба с ведьмами начала обретать свои определенные черты в 15 вв, а в начале 16 уже было создано «резюме» по этой теме.

Был такой интереснейший художник, Ханс Балдунг Гриен (ок. 1484–1545), протестант и сторонник Лютера, который много рисовал вельм, и у него есть  иллюстрации того, а что собственно ставилось этим женщинам в вину. Одна любопытна в связи с темой фаллоса (рис. 10)    

 

 

Рис.10 . Юная ведьма и дракон. Если  дракону помогает купидон, то, возможно, что речь идет о критике устремлений женщин к сексу, к фаллосу. В роли фаллос тут – язык дракона. Не говорится ли здесь о том, что поклонение фаллосу есть дьявольский культ?

 

А вот ведьмы собрались на шабаше (рис.11) Что тут самое важное?  Фаллос. То есть ведьмы не только похотливы, но еще и поклоняются фаллосу. Хотя недавно это было  вполне обычно и внутри церкви. Разница только в размерах поклонения?

 

 

Рис. 11. Ведьмы на шабаше, гравюра Пармижианино 1530    Катания на огромном фаллосе.

 

Так что вполне правдоподобно, что борьба с ведьмами означало свержение фаллических культов. Еще раз отметим, что идеология этой борьбы складывалась в 15-ом -первой половине 16 века.
Но с этим временем связано еще одно явление, а именно интерес к сексуальной силе  Спасителя и его фаллосу.

Фаллос Иисуса

Для верующего православного, и даже для атеиста из православной среды такое словосочетание кажется крайне непривычным, и даже кощунственным. И, оказывается, под этим есть определенная теологическая основа, разделяющая восточную и западную ветви христианства. Восточное христианство говорило о том, что Ева и Адам в раю не имели половых органов, необходимых для размножения и приобрели их, будучи изгнаны из рая. И фаллос Иисуса упоминался лишь в связи с его обрезанием, остальное не было необходимо для евангельской истории.

В западной традиции после Блаженного Августина считалось, что Адам и Ева имели половые органы и в раю, но при изгнании оттуда  утратили контроль над ними. (В 1511   появляется очень откровенное изображение Людвигом Кругом Адама и Евы – рис. 12)

 

 

Рис. 12. Адам и Ева в раю von Ludwig Krug, 1514 (Bode-Museum in Berlin)

 

 Наоборот, Иисус мог контролировать себя, и эрекция его проявилась только после гибели на кресте. Отсюда эрегированный фаллос Спасителя на картинах Мантеньи и Ван Хеемскерка (рис.6), тут Иисус мертв и себя уже не контролирует. Посмотрим на еще одну картину Ван Хеемскерка (Рис. 13), резьбу по дереву Людвига Круга (рис. 14), картину Россо Фиорентино (рис.15). Везде  подчеркивается телесность и сексуальность Иисуса.

 

 

Рис. 13. Мартин Ван Хеемскерк, «Человек скорби», 1532.

 

 

Рис. 14 де Людвик Круг, «Человек скорби»,  резьба по дереву, 1520

 

 

Рис 15. Россо Фиорентино, 1525, Мертвый Иисус с ангелами. Нарисован край лобка Иисуса, заросший волосами.

 

А теперь взглянем на даты этих картин – 1480 у Мантеньи, следует некоторый период молчания, а потом сразу:   1520 у Круга,  1524 и 1532 у Ван Хеемскерка, 1525 у Фиорентино. К ним же примыкает и  Пьета - de William Key, около 1530.  Такое почти одновременное появление многих работ с одной важной деталью не случайно, это попытка задать новый канон, картины на религиозные темы  появлялись по заказу церкви. Ведь еще раньше была заказана у самого Микельанжело статуя обнаженного Христа (рис. 16).

 

 

Рис. 16. Микельанжело Буонаротти, Иисус, несущий крест, 1521, мрамор Santa Maria sopra Minerva, Rome – старое фото и современный вид.

 

Ее сейчас уже не решаются показывать так, как она была задумана, пенис драпируют, но факт от этого не меняется: церковь в 1520 решилась, было,  на полное обнажение Христа.   Несколько ранее, примерно с 1460-ых стало привлекаться внимание и к пенису Христа-младенца (рис. 17), как проявлению его сексуальности.

Но все же в конце концов церковь отступила от своих намерений.

 

 

Рис. 17. Джованни Беллини, Мадонна с младенцем, 1460-64, Темпера.  Ханс Балдунг, Богоматерь с младенцем и Св. Анной, 1511. Игры матери и бабушки юного Иисуса с его пенисом обращают внимание на пол младенца, делают его важной деталью.

 

Границы временного явления

Как все же фаллическая символика стала частью христианства?

Вероятно, с самого начала.

Каждая  культура имеет свою семиотику, то есть систему знаков-понятий. Фаллос – знак мужской силы, активности, династии, творчества, репродуктивной мощи и так далее. Никакая новая вера не способна лишить такой знак своего места, но приспособить к своим целям может.  Так случилось и с христианством. Начать с того, что в наивный ранний период Иисус вначале тоже  изображался с фаллосом (рис. 18), но, вероятно, такой подход грозил превратить христианскую церковь в сильный фаллический культ, и от него отступили. Тем более, что появились многочисленные фаллические святые, взявшие эту роль на себя, и в Византии была разработана концепция  поначалу бесполых Адама и Евы, как ориентира святости. Но теория теорией, а практика осталась прежней. В самой Византии между христианами ее окраин сохранялись привычки поклонения некоторым языческим богам, а на Западе цвели фаллические культы.

 

 

Рис. 18. Терракота времен Меровингов , изображающая Христа с фаллосом, символами солнца и луны..(a Merovingian terra-cotta tile from Auvergne depicting Christ with penis, a sword to conquer Evil (the snake) and holding the moon on one sideand a torch (representing the sun) on the other. (MuseumNational Antiquities, Saint-Germain-en-:Laye) of

 

Иметь в составе церкви автономные фаллические культы оказалось делом  весьма проблематичным. Каждое знаковое явление развивается и вносит в жизнь свои нормы, которое делает неоднородную систему внутренне противоречивой (рис. 19, 20).

 

 

Рис. 19. Мода на одежду с гульфиком, нарочито подчеркивающим мужскую роль и силу владельца.

 

 

Рис. 20. А вот женщины, одетые по моде средних веков, с искусственно приподнятыми турнюрами задом (способ подчеркивания женской сексуальности), пришли в лавку, где торгуют – О, неожиданность! -   фаллоимитаторами:  мода на них в средние века появилась в Италии.

 

 Церковь в момент своей максимальной мощи пришла к идее внутренней реформы – постаралась уничтожить все инородное, языческое, начав ради этого борьбу с чужеродной мистикой, узурпировавшей ряд тем, и передать их Единому Богу. Реформа прошла наполовину – если ведьм уничтожить более или менее удалось, то идею сексуальности Христа (время ее активного формулирования - 1460-1530)  пришлось несколько затормозить. (Собственно, она еще играется в теме необычных мышц живота Спасителя, начатой вероятно, еще в 16 веке. Речь о том, что они  изображают   фаллос – см ).

И вообще началась Реформация, и протестанты начали писать свою историю. Произошло также определенное разделение светского и духовного.

Поучительно в этой истории то, что, пока мы не знаем сокровенных деталей прошлого, мы очень легко упрощаем его, делаем примитивным. На самом деле ничего подобного: мы сами, пока не знаем фактов, оказываемся примитивами перед лицом великих загадок, которые по-своему пытались разрешить предшествующие поколения, жившие хоть и иной, но достаточно наполненной жизнью.