http://ostgot08.livejournal.com/13706.html

Ostgot08

Держатель трезубца

Символика современных сатанистов довольно скудна - перевернутая пентаграмма с перевернутым же крестом - вот, пожалуй самые распространенные наши символы. Причем перевернутый крест- символ откровенно неудачный, христианство имеет на него гораздо больше прав - «крест святого Петра», что ты тут поделаешь? Пентаграмма - символ конечно более удачный и запоминающийся, однако ассоциироваться с Князем Тьмы она стала сравнительно недавно. Кроме того,  «пента» слишком сильно привязывает сатанизм к еврейско-каббалистической мистике, что, разумеется, не есть хорошо - получается, что темные  традиции, других народов остаются невостребованными. Однако есть символ, более всеобъемлющий, символ который используют поклонники Темных культов вбирающим в себя темные культы самых разных времен и народов, от Индии и до Бразилии. И этот символ- трезубец.

Типологически это атрибут самых разных божеств тесно увязан с другим, еще более традиционным атрибутом Владык Тьмы - двузубцем или говоря, проще, вилами. Двузубец всегда был символом подземных, хтонических богов, с ним изображался греческий бог Аид и этрусский Аита. 

 

Вот что пишет об этом Александр Наговицын в своей книге «Мифология и религия этрусков»:

«Греческий Плутон/Аита имеет атрибутом двузубец (вилы), как обозначение его вторым братом царя богов громовержца Зевса. Его имя означает "безвидный, ужасный" и соотносится с именем этрусского Аита. Характерно, что вилы у славян связывались с древнейшими представлениями о хтоническом божестве Вие (см. повесть Н. В. Гоголя "Вий", написанную автором на основе народных преданий. Упоминание о Вие, также встречается в фольклоре). В более позднее христианское время вилы стали атрибутом хтонических, адских бесов и чертей. Между греко-римским Аитой/Аидом и славянскими хтоническими персонажами прослеживается еше одна интересная параллель. Аид имеет шлем, делающий его невидимым, наподобие шапки-невидимки русских сказок. Шапка-невидимка интересна тем, что герой русских сказок получает ее от хтонических персонажей, хозяев Хтонического мира: Бабы-Яги или Кощея Бессмертного. Подобные представления и атрибутика имеют древнюю единую основу у ряда народов, в том числе у этрусков и славян. В эзотерическом исчислении двузубец олицетворяет число 2. Двойка в свою очередь - противопоставление одного другому, указание на своеобразный раздел Живого и Мертвого - Загробного мира.»

Иными словами, двузубец является неотъемлемым атрибутом хтонических божеств - как греческих, так и славянских. Скорей всего у славян это оружие держал Чернобог-Велес, один из прототипов Вия 
Интересно, что символ двузубца использовал и великий князь-воин Святослав Игоревич. Поскольку князь Святослав был убежденным язычником ( ему приписывают фразу «Вера христьянска уродьска есть»), логично будет предположить, что и символ он свой взял из языческой мифологии. Именно этот символ впоследствии трансформировался в «тризуб Владимира», стал гербом Рюриковичей, а сейчас - гербом Украины.

 

Переход от двузубца к трезубцу вполне естественен - более того, различие между этими двумя символами, в общем-то, непринципиальны. По сути оба этих атрибута различных божеств символизируют два взгляда на устройства мироздания: дуалистический ( Мир Живых-Мир Мертвых, как самый простой пример) и тройственный (Небо-Земля-Преисподняя). Очевидно, что оба эти подхода не противоречат, а скорей дополняют друг друга, «перетекают» из одного в другой.

Мы привыкли считать трезубец символом морского божества - прежде всего греческого Посейдона, однако в язычестве - как и славян, так и других народов - подземное и подводное царство очень часто сливались воедино. Здесь мы снова обращаемся к книге Наговицына:

«Атрибутом греческого Посейдона и римско-этрусского Нептуна/Невунса - был трезубец… В некоторых этрусских надписях Невунс выступает как божество Подземного мира, что видно из надписей на пеленах Загребской мумии, а так же из надписи на саркофаге Пулены. Хтоническая природа этрусского Невунса/Нептуна подтверждается еще и тем, что его праздники - Нептуналии, проводимые в Риме 9, 11, 13 мая совпадали с празднованием Лемуралий - дней неуспокоенных душ. Такое "совпадение" указывает на Невунса, как на одного из владык Подземного мира… Между функциями бога вод и бога Подземного царства нет противоречий. По представлениям этрусков, источники выходили из того же мира, куда уходила душа покойного. Такое представление соответствует как взглядам греков, у которых Загробное царство Аид окружено водами подземных рек, так и взглядам многих других древних народов, например шумеров... Один из уровней Загробного мира этрусками мыслился как море, через которое надо пройти душе. Кроме того, Подземный мир в древнегреческой и этрусской космогонии представлялся омываемым великими подземными реками. Воды этих рек, при выходе на поверхность земли, становились источниками. Моря, омывающие Пелопонесский полуостров, с точки зрения этрусков, ничем от подземных рек и морей не отличались, поэтому, бог Невунс, связанный с морями и реками Подземного мира, достаточно легко стал связываться и с наземными реками и морями и постепенно приобрел характер морского бога.»

Логично предположить, что символизм двузубца первичен по отношению к трезубцу, так же как первичным оказывается образ хтонического бога по отношению к богу морскому ( параллели в славянской мифологии - Ящер, повелитель подводно-загробного царства, которого академик Борис Рыбаков соотносит одновременно с Аидом и Посейдоном в книге «Язычество древней Руси»). Вспомним также, что и подземный мир и мир моря имеют вполне реальную связь с миром предвечного Хаоса. Может быть, поэтому так часто оказывается трезубец в руках у божеств, обладающих ярко выраженными «хтоническими» чертами и в то же время воплощающих в себе буйство и неудержимую энергию Хаоса противостоящего статичному порядку и воплощавшим его богам. Так одним из его любимейших занятий носителя трезубца Посейдона, были распри с небесным братом Зевсом и участие во всевозможных спорах и бунтах, случавшихся в олимпийском семействе. Нередко он оказывался один против всех, нередко и терпел поражение от кого-либо из родственников. У него активная сексуальная жизнь и много детей от совершенно разных матерей (к примеру, Медузы-Горгоны). Все они стихийны, ужасны и чрезвычайно разрушительны - великаны, разбойники и разнообразные чудовища (половина из тех, с кем боролись Тесей и Геракл, были отпрысками Посейдона). 

Стихия  разрушения выводит нас и на образ еще одного, «Темного бога» - Шивы, одним из атрибутов которого также является трезубец-тришула. Его три зубца символизирует три гуны или три процесса - творение, сохранение и растворение вселенной. По другой версии тришула представляет три силы-шакти владыки Шивы - волю, действие и знание.  

Третий глаз Шивы губителен даже для богов (что связывает его все с тем же Вием и другими подобными индоевропейскими персонажами, например Балором из кельтских легенд). Им обратил он в пепел бога любви Каму, который пытался помешать медитации Шивы. Прототипом Шивы у древних ариев был бог Рудра. Есть мнение, что до переселения в нынешнюю Индию, племена индоариев обитали на территории нынешней Украины, и одним из следов их пребывания стал найденный в Днепропетровской области Керносовский идол, изображающий странное звероподобное божество. Обычно его ассоциируют с богом Индрой, но я считаю, что с неменьшим основанием его можно отождествить и с Шивой-Рудрой - «владыкой зверей». Любопытно толкование имени Рудры одним из авторов «Мифологического словаря» Владимиром Топоровым от "rodas" (земля): символика земли и подземелья, определяющие в образе “Темного бога”. На священных изображениях древних Тантр Шива был представлен с рыжими волосами и с рыжей бородой. Его голову украшал медный шлем с козлиными рогами, руки и ноги были вымазаны кровью, а тело покрыто пеплом. Сонм демонов составляет свиту Рудры-Шивы (пишачи, виталы, праматхи) это оборотни, и питаются они человечьим мясом.

Совсем в другое время и в ином месте трезубец появляется как символ демонических божеств «Кимбанды» - бразильской мистической традиции, близкой к спиритизму и некромантии. Эта традиция африканские и южноамериканские верования со средневековым европейским ведовством и рассматривается местным населением как чёрное колдовство. Практики, чаще всего гадания, наведение/снятие порчи и изготовление амулетов и зелий, связаны с тёмными и магическими аспектами различных эшу – духов разных уровней. Кимбандисты призывают различных эшу, обращаясь к их "трикстерским" и колдовским аспектам. Эшу Рэй ("Эшу-Царь"), Эшу Мор и Эшу Перекрестков часто отождествляются соответственно с Люцифером, Вельзевулом и Астаротом. Особенно сильный ужас вызывает у бразильцев Эшу Транка Руас ("Закрывающий пути"). Если молитвы, обращенные к этому темному богу, достигают цели, жертва может потерять работу, любимых, семью, здоровье и в конце концов умереть, обнаружив, что для него "все пути закрыты". Вот его символ: 

 

А это – символ Эшу Рея - царя над всеми остальными эшу, отождествляемого с Люцифером. Печати остальных эшу в той или иной форме также включают в себя трезубцы.

 Как мы видим, трезубец является одним из самых древних символов Темного бога и естественно, что он всегда  соотносился  с Сатаной ( как впрочем и двузубец, что лишний раз подтверждает их типологическую схожесть). В средневековой культуре трезубец является атрибутом Дьявола как инфернальная ипостась креста, а также в качестве символа тройственного извращения естества в пороках стяжательства, похоти и тщеславия.

 

В то же время он охотно берется на вооружение и современными сатанистами, наделяющими им даже тех Темных богов, что вроде как никогда не связывались с этим символом:

«В клиппотической работе используется трезубец Самаэля и Лилит, которые в своем соитии извиваются вокруг Танинивера, исполняя пророчество антикосмической победы… В Сетианской традиции трезубец связан с нашим господином Сетом, чьё экзотерическое  число есть 3 (Сет был третьим ребёнком Нут). Трезубец есть также символ Сета как высшего тройственного бога, властвующего над подземным миром, землёй (пустыней) и небесами (Ursa Major- Большая Медведица). Трезубец также связан с Хоронзоном, число которого 333 означает Разверзшуюся Бездну и  Стража Врат, ведущих в бездонную глубину ярящегося Хаоса. Хоронзон выступает в качестве антикосмического Посейдона, который, вместо того, чтобы своим трезубцем направлять морские волны, направляет дисгармоничные силовые потоки Хаоса. Трезубец также означает эволюцию посредством борьбы, т.е. борьбу тезиса и антитезиса как постоянное создание нового синтеза. Поэтому трезубец также символизирует вечный, динамичный и становящийся Хаос. Помимо всего вышеназванного, трезубец также символизирует тройственность Тьмы и использование числа три в эзотерической сатанинской традиции.» (Сатанинские символы MLO).

«Вороны ночи летят вызвать Локи, который зажигает Вальхаллу пылающим трезубцем Ада («Сатанинская Библия»). 

К слову сказать, и Церковь Сатаны и Храм Сета прекрасно используют трезубец в своей символике. О трезубце (как и вообще троичной символике ряда многих темных божеств) пишут и Олегерн с Варраксом в «Princeps Omnium». И, тем не менее, на мой взгляд, символизм трезубца до сих пор был не до конца раскрыт современными сатанистами, хотя, как мы видим, это - почти что универсальный символ Темного бога. Именно это я постарался раскрыть в своей статье.

И еще. Там на печати Святослава виден крестик. Мааа-хонький, такой, незаметный, но все таки достаточно различимый. Даже не буду говорить, что христианство отнюдь не монополизировало этот символ, что он прекрасно встречается и в язычестве, причем самых разных народов, что нет ничего необычного, что он появился на печати языческого князя. Допустим что все это не так и что на печати изображен все –таки символ христианства.

И что? А то что под ним, грубо говоря - вилы! :-)) Вспомним вышеприведенную цитату Святослава, вспомним его политику по отношению к православной Византии…и делаем выводы сами.