Константин Крылов

История о герое, обывателе, праведнике и проповеднике

Некогда к Мосту Чинвад приступили души четверых, умерших в один день.

Перед Мостом стоял некий дух, объясняющий душам, что их ждёт. Раньше в этом не было надобности, но теперь, когда Первая Вера истощилась в мире, а люди предались лжеучениям, это стало необходимым.

Потому-то, когда к нему подошли те четверо, он спросил мертвецов:

— Знаете ли вы, что это за мост?

— Нет, — сказали все четверо.

— Это Мост Разделения, — сказал дух. — Тот, кто пройдёт по нему, попадёт в небесные обители, где он будет наслаждаться до Последнего Дня. Тот же, кто сорвётся и упадёт в пропасть, окажется в аду, где его будут мучить мерзкие дэвы до Последнего Дня. Мост этот устроен так, что праведный пройдёт по нему как по торной дороге, не тратя усилий. Человек менее праведный пройдёт по нему как по горной тропе, и его грехи будут тянуть его в пропасть. Под ногами же злодея мост станет как лезвие меча, пройти по которому невозможно.

И тогда все четверо бросились к Мосту, отталкивая друг друга, потому что каждый хотел пройти первым.

Дух удивился, потому что доселе не видал ничего подобного.

Он встал перед ними и спросил:

— Почему каждый из вас хочет пройти первым?

И сказал один из мертвецов:

— В земной жизни я сделал очень много добра. Поэтому я хочу пройти первым, чтобы поскорее вкусить райского блаженства, которое я, несомненно, заслужил.

И сказал второй:

— В земной жизни я не сделал никакого зла. Я хочу пройти первым, чтобы поскорее убежать от горестей. Если же я каким-то образом попаду в ад, это будет лучше, чем то, что я претерпел в сей обители мук.

И сказал третий:

— В земной жизни я не сделал ни большого добра, ни большого зла. Но теперь я пройду первым, потому что всегда был последним, и хотя бы сейчас хочу оказаться впереди.

И сказал четвертый:

— В земной жизни я делал много злого и у меня нет надежды попасть в рай. Но я всегда шёл первым и вёл за собой других, и не вижу причин поступать иначе даже сейчас.

Тогда дух отвёл в сторону этого четвёртого, чтобы его не слышали другие души, и спросил:

— Как ты жил?

Мёртвый ответил:

— Всю жизнь я стремился к почестям, богатству и власти. Жизнь свою я посвятил достижению всего этого. В конце концов я достиг царских почестей. Но ведь говорят, что власть, богатство и почести — плохие вещи. Значит, я всю жизнь стремился ко злу и наслаждался им. Теперь я жду заслуженного наказания.

Дух сказал:

— Власть, богатство и почести — хорошие вещи. Злом же они становятся тогда, когда их получают недостойные. Кроме того, люди, стремясь к ним, совершают очень много дурного и сами становятся недостойными всех этих хороших вещей. Это подобно тому, как если бы некто стремился в прекрасный дворец, но шёл к нему по грязной дороге и измарался так, что его нельзя пустить даже на крыльцо этого дворца, чтобы он не испачкал его. Но сами по себе эти вещи хорошие.

Мёртвый ответил:

— На мне есть грязь. Я нарушал клятву, воевал, убивал людей. Правитель страны заточил меня в темницу и пытками принудил поклясться, что я буду ему предан. Я притворился сломленным, он поверил мне и выпустил. Я нарушил клятву, бежал, собрал людей и начал войну. Эта война унесла много жизней. В конце концов я победил, убил того правителя и сам занял его место. Я старался править лучше, чем он, чтобы хоть отчасти искупить свои грехи.

Дух сказал:

— Ты совершил большие дела. Да, и зло ты творил, но в основном по необходимости, в той мере, в которой ты её понимал. Ты не прощал себя за это и пытался искупить содеянное. Знай, что зло не искупается и наказание ждёт, и оно будет значительным. Но твоя награда будет несравнимо больше. Теперь ступай.

И Мост раздался перед тем человеком на ширину семи шагов, а рядом появились две собаки, справа и слева, охраняющие его. Он ступил на Мост твёрдым шагом и пропал из виду.

Тогда дух подозвал к себе третьего и спросил его:

— Как ты жил?

Мёртвый ответил:

— Всю жизнь я желал почестей, богатства и власти. Но достижение этого требовало усилий и трудов, а я был ленив и неусерден. Я ничего не достиг и умер простым человеком, ничем не примечательным. Но ведь говорят, что лень и неусердие — плохие вещи. Значит, я всю жизнь предавался злу, хотя и не наслаждался им. Не знаю, заслужил ли я наказание, но награды точно не заслужил.

Дух сказал:

— Лень и неусердие — плохие вещи. Но даже будучи дурными, они иногда предохраняют от худшего зла. Это подобно тому, как если бы некто жил в жалкой хижине, но не спускался бы в грязное болото вокруг, чтобы не измараться.

Мёртвый ответил:

— На мне есть грязь. Я нарушал клятву, воевал, убивал людей. Правитель моей страны объявил всеобщий призыв и меня погнали на войну, где я убивал тех, кто не сделал мне ничего дурного. Меня также заставили принять присягу — служить этому правителю, а потом на его место пришёл другой, и я не восстал против него, а служил так же, как и первому. Я старался жить тихо, чтобы не грешить.

Дух сказал:

— Ты ничего особенного не совершил. Ты не сделал ни большого добра, ни большого зла, потому что считал себя неспособным ни на то, ни на другое. Ты прощал себе зло, считая его вынужденным. Знай, что зло не искупается и наказание ждёт. Но оно всё же будет незначительным. Теперь отправляйся в путь.

И Мост расширился перед тем человеком на ширину трёх шагов, а впереди появилась собака, ведущая его. Он осторожно ступил на Мост и пропал из виду.

Тогда дух подозвал к себе второго и спросил его:

— Как ты жил?

Мёртвый ответил:

— Я никогда не желал почестей, богатства и власти: ведь всё это плохие вещи. Всю жизнь я старался жить, не совершая грехов, чтобы попасть в рай. Злые люди оскорбляли меня, предавали, нарушали клятвы, данные мне, а в конце концов ограбили и убили. Но я не сопротивлялся всему этому, чтобы не совершить греха. Не знаю, заслужил ли я награды, но наказания точно не заслужил.

Дух сказал:

— Власть, богатство и почести — хорошие вещи. Тем, что ты от них отказался, ты не сделал ничего достойного восхищения. Более того, не противясь злодеям, ты привёл к тому, что твоё имущество и твоя жизнь усилили недостойных. Тем самым ты совершил зло. Это подобно тому, как если бы некто лёг ничком в грязную трясину, чтобы дать другим пройти по своему телу: все потонут в грязи.

Мёртвый ответил:

— На мне нет грязи. Я не нарушал клятву, не воевал, не убивал людей. Когда правитель моей страны объявил мобилизацию, я не пошёл воевать, чтобы не осквернить руки убийством. Но, поклявшись служить этому правителю, я не стал служить другому, хотя другой был лучше — я не хотел совершать клятвопреступления. Даже когда меня убивали, я не сопротивлялся.

Дух сказал:

— Ты потворствовал злу. Тебя извиняет разве что заблуждение, в которое ты впал, и страдания, которые ты претерпел. Ты прощал другим зло, считая такое прощение добром, и не понимая, что зло остаётся злом, кто бы его не делал. Знай, что зло не искупается и наказание за грехи ждёт. Но ты заслуживаешь, по крайней мере, сострадания. Теперь иди.

И Мост простёрся перед тем человеком на ширину двух ладоней, а сзади появилась собака, подталкивающая его. Он, шатаясь, ступил на Мост и пропал из виду.

Тогда дух подозвал к себе первого и спросил его:

— Как ты жил?

Мёртвый ответил:

- Не желая ни богатства, ни почестей, ни власти, посвятил я жизнь проповеди добра. Видел ли ты того второго, что говорил до меня? То был великий праведник, претерпевший всяческие страдания и даже смерть, но перенёсший всё, не осквернив себя сопротивлением и ропотом. Знай же, что я написал книгу о его праведной жизни и распространил её по всей стране. Тысячи людей, читая её, обращались к благой жизни, и, подражая ему, становились добрыми и кроткими, как маленькие дети. Сам я, правда, жил несколько иначе. У меня есть кое-какие незначительные грешки, но какое это имеет значение по сравнению с тем, скольких людей я обратил к добру? Несомненно, я заслужил великую награду!

Дух сказал:

— Из всех четверых лишь ты — настоящий злодей. Ты проповедал смирение перед злом как добродетель. Теперь благодаря твоей проповеди злодеи чрезвычайно усилились, ибо им стало безопаснее притеснять праведников. Теперь они думают, что добрые так берегут свою праведность, что не способны защитить себя и близких. Поэтому злые грабят, насилуют и убивают хороших людей многажды против прежнего. Кроме того, ты проповедал ещё и то, что хорошие люди не должны стремиться к хорошим вещам. Тем самым ты оставил власть, богатство и почести - мерзавцам. Что касается твоей жизни, то ты грязная скотина. Но даже если на тебе не было бы ни пятнышка, это ничего не изменило: ты из тех, кто стоит на холме в белых одеждах, указывая другим путь в трясину. Теперь убирайся.

И Мост сузился перед тем человеком, как лезвие ножа. Едва ступил он на него, как прыгнула сверху собака, рыча и кусаясь. Мертвец упал ничком на лезвие, которое рассекло его надвое, а ошмётки души полетели в пропасть.