http://www.duel.ru/200615/?15_7_1

НКВД в современном кино

В феврале вышел новый фильм про Великую Отечественную войну - «Сволочи». Отзывы про него самые различные: от хвалебных до отрицательных, и это не случайно.

Сюжет такой - в 1943 году органы НКВД разворачивают в Алма-Ате детскую диверсионную школу из беспризорников с уголовным прошлым, которым на «гражданке» грозит смертная казнь. 14-15 - летние пацаны должны искупить кровью свои грехи в ходе диверсионных операций против немцев. Своеобразный «штрафбат для детей».

Ничего подобного, естественно, не было, даже наоборот - это немецкий Абвер готовил диверсантов-малолеток славянской национальности с нашей оккупированной фашистами территории. Сами киноделы признались, что история про школу худвымысел, но некий осадочек остался. Рядовой зритель, до этого наслушившийся гадостей про органы госбезопасности в Советском Союзе, решит, что такое наверняка было, но документы злые НКВД-КГБешники уничтожили.

А гадостей про органы НКВД в современном кино хоть отбавляй: от правды до лжи.

В ещё советском фильме «Сталинград» Озерова показано, как загрядотряд НКВД расстреливает дезертиров. Возможно - это самый первый фильм про «нехорошесть НКВДешников». Тем не менее, эта сцена была поставлена грамотно - показали правду без истерии, очень тактично.(За исключением малого пустячка: заградотряды формировались из состава Действующей армии, а не НКВД. И тут наврали.) Потом НКВДешники помогают отбить атаку.

К 60-летию Победы было выпущено много фильмов и сериалов про войну. К сожалению, все они несут пропагандиский оттенок - Советская власть и органы НКВД в них мешали фронтовикам победить Германию. Почти в каждом из них есть «нехорошие» НКВДешники, которые мешают нормально воевать хорошим парням. Киноделы постоянно напоминают зрителям про репрессии 1937 года. В результате получается, что у каждого хорошего героя должен быть репрессирован один из родственников, лучше всего гениальный военный.

* * *

В женско-семейном сериале «Благословите женщину» (2003 г.) бесстрашный военный попадает в окружение, выводит людей, но его карьерный рост блокируется органами НКВД из-за того, что он бывший «окруженец». Когда все воюют, он может занимать мелкую тыловую должность.

* * *

Развлекательный фильм «На безымянной высоте» (2004 г.) имеет и эффектные сражения, и любовные истории и злого НКВДешника - капитана особого отдела Шульгина. Человек, хотя и с красивым лицом, но всё же при общении оставлял неприятное чувство. Как и все чекисты - он подвержен маниакальному стремлению найти в любом вражеского шпиона. Так, узнав, что один солдатик выжил, а все его товарищи в засаде погибли, капитан делает предположение, что счастливчик знал о засаде. Тем более что солдатик имеет судимость (за драку). Нашему зрителю вбивается, что при сталинской системе не только нельзя было сдаться в плен, но и элементарно выжить.

Далее наш киношный чекист говорит: «Тут мать родную подозревать начнёшь». А в это время, пока чекист подозревал честных людей, настоящие диверсанты были уничтожены простыми солдатами. То есть, намёк, что особисты зря хлеб едят. Кроме всех грехов, особист наш грубит вышестоящим по званию пехотным командирам. Ведь в его власти обвинить любого в измене Родине, связи со шпионами, а это - верный расстрел.

Заканчивает наш особист-грубиян плохо. Попал в плен к власовцам, его свои отбили, но он понимает, что, даже пробыв в плену несколько часов, он стал предателем. Шульгин успел застрелиться перед тем, как его пришли арестовывать коллеги-особисты.

В фильме показан ещё и политрук - старший лейтенант. Образ агитатора слеплен для потехи зрителя - мол, советская пропаганда и воспитание были абсолютно не нужны. Киноделы создали агитатора картавым (не еврей). Старлей картаво читает: «Коварный враг зализывает раны, используя временную передышку...». Естественно, аудитории плевать хотела на агитатора, а когда он заканчивает, довольные солдаты при нём рвут газету на самокрутки.

* * *

В кинофильме «Свои» (2004 г.) чекист - лейтенант, а политрук - младший лейтенант Лифшиц (Хабенский). Эта парочка - главные герои фильма, поэтому хоть и комуняки, но они герои не отрицательные. Тем не менее, все их поступки с точки зрения коммуниста явно компрометирующие.

Итак, как только немцы окружили наших героев, они сразу же стали переодеваться в гражданское, т.к. знали, что в плен коммунистов не берут. В плену чекист подобно матёрому уголовнику зарезал стукача, чтобы их не раскрыли.

Совершив побег с ещё одним солдатом, герои-коммунисты вынуждены, скрепя зубами, скрываться у... кулака-старосты, назначенного фашистами. Староста рассказывает, что пострадал от Советской власти, естественно, незаслуженно, но когда он бежал из Сибири и стал жить в родной деревне, никто его не выдал. Когда пришли немцы, деревенские постарались, чтобы он стал старостой.

Лифшиц геройски погибает (про евреев можно только хорошее, даже коммунистов), а вот чекист под конец фильма опозорился. Он, скрываясь у старосты, приударил за его бабой (поступок, недостойный коммуниста), а в конце фильма староста вроде бы решил его убить. Чекист упал на колени перед старостой, просил пощады, а когда его отпустили, он бежал, спотыкаясь, прочь.

* * *

В «Диверсанте» (2004 г.) сюжет построен так, что у армейских разведчиков два равноценных врага - и немцы, и свои НКВДшники, подозревающие всех в предательстве.

Так, два героя, случайно (ещё до поступления в часть) оказавшись на немецкой территории, убили троих немцев, захватили оружие. Но перед тем как прийти к своим, решили спрятать трофеи и ничего не рассказывать, т. к. они «с немецкой стороны пришли». Следовательно, особисты их автоматически посчитают шпионами, тем более что оружие немецкое...

Возвращаясь с задания, разведчики случайно стащили у врага подвернувшуюся секретную карту. Сотрудники НКВД посчитали их, естественно, немецкими шпионами.

Характерный допрос вёл капитан Свешников (играет Лифанов) из Особого отдела. Разведчик Филатов говорит, мол, пошлите разведгруппу проверить, что на карте нанесено, на что получает ответ, что там наверняка засада. Тогда Филатов готов пойти с группой, и если там засада, его первого убьют, на что получает ответ - мол, засыпался и хочешь перебежать к своим хозяевам-немцам. Только быстрая проверка данных позволила избежать пыток и расстрела.

Другой главный герой имел отца-разведчика в Германии, которого НКВДшники отозвали до войны и арестовали как английского шпиона, а самого его отправили в детдом.

* * *

В фильме «Конвой PQ-17» (2004 г.) органы госбезопастности появляются на несколько минут и успевают сделать гадость. Когда женщины грузили золото для англичан в счёт уплаты ленд-лиза, один ящик упал и открылся. Очевидцев злые НКВДешники тут же расстреляли за углом.

* * *

Про сериал «Штрафбат» (2004 г.) особый разговор. Цель фильма - показать коммунистическую систему и органы НКВД в самом неприглядном виде. Сюжет - штрафное подразделение и его бойцы, большинство из которых были осуждены коммунистическим строем совершенно неоправданно.

НКВДешники, которые обеспечивают штрафные части пушечным мясом, никому не хотят верить - все вышедшие из окружения у них предатели и шпионы. Следователь капитан НКВД Сычёв в первой серии так начинает допрос попавшего в плен и сбежавшего: «Давай свою сказку, как в плен попал».

Следить за киношным штрафбатом, то есть командовать загрядотрядом, назначили майора НКВД Харченко (начальник особого отдела дивизии). В первом же бою загрядотряд расстреливает отступившую группу штрафников. На упрёки он возразил: «Я действую в полном соответствии с приказом 227», то есть зрителю показывается полная безынициативность среднего НКВДешника.

Харченко неприятен со всех сторон - толстоват, хамит армейскому начальству, штрафников вообще за людей не считает. Даже пить он не умеет: трофейный коньяк, который показался штрафникам слабеньким, у него слишком крепок.

Харченко ещё и трус и негодяй - когда он ругал нескольких штрафников в землянке, его ударили. Командный голос сразу пропал, НКВДешник сел, как ничего и не было, всех отпустил и затаился на время. Стал плести козни против ударившего и свидетелей.

* * *

В фильме явно для западного зрителя «В июне 41-го» (Белоруссия - США, 2004 г.) - перед самым началом войны в СССР на фестиваль приезжает американская еврейка и невольно замечает, что в Стране Советов евреев притесняют, как и в Польше, захваченной фашистами. Кроме «обижания» евреев намекается на равность коммунистического строя и гитлеризма - на советском вокзальчике до войны громадный портрет Сталина, только вошли немцы - и повесили портрет Гитлера.

С еврейкой крутится лейтенант Антонов, у которого, по закону жанра, конечно же, есть репрессированный НКВДешниками отец генерал-лейтенант. Для западного зрителя Антонов должен умереть от своих, и его убивают свои же, правда, они целились в фашистскую форму Антонова, в которой тот разгуливал по немецкому тылу.

В конце фильма объявляется репрессированный отец и говорит, что, когда началась война, им (коммунистам) понадобились опытные военные. Демонстративно крестится.

* * *

В другом совместном фильме «Второй Фронт» (Белоруссия - США. 2004 г.) дело крутится вокруг еврейского учёного Рауса, за которым охотится советская, немецкая и английская разведки. Жена у него русская эмигрантка, у которой, естественно, есть репрессированный отец-посол. Советские разведчики заставляют её сотрудничать, обещая освободить отца, который на самом деле давно умер. Советские шпионы должны выкрасть учёного или хотя бы убить, чтобы он не достался союзникам.

Фильм создан так, что даже наш зритель симпатизирует больше английскому разведчику, т.к. он честный, а наши мерзавцы. В конце концов наши же шпионы-недотёпы случайно убивают Рауса и погибают сами.

* * *

В амбициозном фильме «Первый после Бога» (2005 г.) есть майор из СМЕРША. Личность неприятная: лысоватый старик со шрамом под глазом, да ещё и имеет акцент явно под Берию. Этот чекист решил во что бы то ни стало уничтожить героя-подводника Маринина (герой фильма частично срисован с легендарного Маринеско).

Поводом для ненависти к подводнику стало его социальное происхождение - у Маринина семья из аристократов, брат был белогвардейцем, а сам он говорит по-французски. Хотя подводник является лидером по количеству потопленных судов врага и в детстве отрёкся от своих пропавших родителей-аристократов, это не спасает его от происков СМЕРШевца.

Майор заставляет одного малахольного матросика, которому грозит расстрел, подписать отречение от отца-священника. Матрос отказывается. Тогда майор показывает матросика Маринину - вот, мол, он, такой жалкий человечишко, не отрёкся от отца, а ты, герой, отрёкся от всей семьи. Далее майор намекает, что его брат жив и находится недалеко от места базирования (дело происходит в Финляндии). Когда Маринин начинает поиски давно расстрелянного брата, его и арестовывает майор. СМЕРШевец использует низменные средства: сам провоцирует Маринина, внушает надежду, заставляет оступиться, а потом арестовывает. В принципе, так можно осудить абсолютно любого самого хорошего человека. В фильме так и пропагандируется - типа, советская система осуждала самых невинных и талантливых (ведь Маринин - «Первый после Бога»).

Таким образом, зрителю внушается, что в НКВД/СМЕРШе служили помешанные садисты, которые использовали самые изощрённые способы для достижения своих гадких целей. Есть ещё один момент - у героя фильма семья именно аристократов, и это не случайно. Зрителю намекается, что Первым после Бога может быть только представитель элиты, а не человек из трудового народа - быдла.

* * *

Следует упомянуть современные сериалы «Московская сага», «Дети Арбата», «Курсанты», где органы госбезопастности тоже натворили плохих дел. Можно приплюсовать и фильм «Водитель для Веры» (2004 г.) , хотя он про послевоенные годы, здесь органы, уже КГБ, устраивают тайные убийства советских генералов.

А в проекте мы ожидаем фильм про то, как американские лётчицы и советские лётчики перегоняют в СССР по ленд-лизу «Аэрокобры». Любовь-морковь, американки улетают в США, а что с нашими? Правильно, их как американских шпионов сцапают НКВДешники . Стоит ли говорить, что никаких американок никогда как перегонщиц не использовали.

* * *

Лишь в нескольких современных отечественных фильмах про Великую Отечественную войну нет злых НКВДешников.

Фильм «Звезда» (2002 г.) снимался по книге, написаной во время войны, естественно, ничего плохого «про органы» там нет.

«В августе 44-го» (2002 г.) - главные герои сами из СМЕРШа. Как ни странно, они положительные и схватили действительно настоящих русскоговорящих шпионов. Этот фильм - настоящее исключение из правил.

В «Последнем поезде» (2003 г.) не может быть злых НКВДешников, т.к. фильм про немецкую армию.

В фильме «Неслужебное задание» (2004 г.) рассказывается про геройство советских казаков. Странно, что даже эпизодика со смердящим сотрудником НКВД в фильме нет. Что-то случилось?

* * *

Итак, подведём итоги. В списке почти все фильмы и сериалы про Великую Отечественную, снятые за 2000-2006 гг., то есть в «подарок» к 60-летию Победы в ВОВ оставшимся в живых ветеранам. Думаю, о таком плевке в душу не грезил даже рейхсминистр пропаганды в фашистской Германии доктор Геббельс. Уж ветераны-то знают, что было и как.

Во всей этой кинопродукции отрицается роль Коммунистической партии и органов госбезопастности в Победе в Великой Отечественной войне. То есть, как бы фронтовики победили вопреки коммунистической системе. Для зрителя заложена установка - органы НКВД, «правая рука» коммунистов, мешали воевать, карали невинных, от них можно было ожидать коварного удара в спину.

Вместо того чтобы в фильмах показать реальные «чёрные пятна» в истории НКВД, а также ту пользу, которую принесла эта организация, освещаются только самые нехорошие поступки НКВДешников. Самое страшное, что с фильма «Сволочи» начинается уже явное придумывание «грешков» органов госбезопасности. Что ещё может придумать извращённый ум современного российского интеллигента, вроде Познера? Что НКВДешники посылали в бой беременных женщин?