Дмитрий Стаменов

Кастрированная демонология или
Письмо товарища Сталина товарищу Бортко

Уважаемый товарищ Бортко!

Вчера я внимательно просмотрел одну серию Вашего нового фильма, и сразу хочу Вам сказать, что фильм мне не понравился. Как лучший друг всех кинематографистов, а также человек, неравнодушный к творчеству М.А. Булгакова, я не могу не высказать Вам ряд критических замечаний.

Подбор актеров на роли, или, как сейчас модно говорить, «кастинг» совершенно безобразный. В наши с Михаилом Афанасьевичем времена за такой, с позволения сказать, «кастинг» можно было отправиться года на три в Соловки.

Ну какой из Филипенко Азазелло? Такой же, как из Азазелло – архиерей. Ему бы, с его фирменными ужимками и «джазовыми шуточками» следовало играть Коровьева, которого благополучно «провалил» товарищ Абдулов. Абдулову же если кого и следовало играть в этом фильме, так это Абадонну, а никак не Коровьева. Причем ни в коем разе не снимать очки, и рта не раскрывать…

Воланд-Басилашвили может по кошмарности сравниться только с котом. Скажите мне, товарищ Бортко, где вы взяли этого кота? Кажется, что-то подобное я видел в передаче «В гостях у сказки». В советском детском фильме 50-х - 60-х годов, вроде «Королевства Кривых Зеркал», или «Сказки о потерянном времени», такой кот был бы вполне уместен, но в 21-м веке можно было снять и получше. Я слышал, что Вы были стеснены в средствах, но это не оправдание, в конце концов, могли бы попросить у меня, я бы не отказал. Я считаю, что «Мастер» заслуживает самой качественной экранизации, на которую только способен современный кинематограф, это роман века, и какие-либо недоработки здесь не допустимы.

Басилашвили-Воланд – это отдельная тема, на которой мне бы хотелось остановиться чуточку подробнее.

Безусловно, товарищ Басилашвили очень хороший актер, и я вижу, что он искренне старался. Его голос и интонации были убедительны, но Сатана у него не получился. Для радиопостановки он бы сгодился, а вот для такого масштабного кинопроекта – нет. Глаза не те.

Где, кстати, товарищ Гафт? Вот кто должен был играть Воланда. Почему вместо того, чтобы заниматься своим делом, он там у Вас бегает по лестницам в пенсне? Это что, пародия на Берия?

Воланд – самый колоритный персонаж в романе. В тексте Булгакова Воланд и Его свита буквально излучают ЗАПАХ СЕРЫ. Но в фильме этого нет. Я и так, и сяк принюхивался, а серой даже и не пахнет.

Без запаха серы говно это, а не Булгаков. Трусливая и жалкая попытка заглянуть в Преисподнюю: позвонить в дверь и сразу убежать…

Роман всегда был окружен мистическими домыслами и мрачными легендами: считается, что попытки экранизировать его или поставить на театральной сцене, приводят к трагическим последствиям. Предыдущая экранизация якобы не увидела свет потому, что готовый фильм таинственным образом исчез. Мы-то с Вами знаем, кто утащил и жильца, и милиционера, да к ночи говорить не будем…

Воланд и Его свита в Вашем фильме выглядят КАСТРИРОВАННЫМИ. Актеры вдохновенно проговаривают реплики, но ДЕМОНИЗМА им, мягко говоря, не хватает…

Это что, новое прочтение романа, «Пандемониум с человеческим лицом»? Но, кажется, создатели фильма преследовали цель подробнейшей, детальной экранизации…

А что получилось? Ужас, нах!..

Позволю себе рассказать Вам одну старую легенду. Можете использовать ее в качестве тоста в Новогоднюю ночь.

Однажды, давным-давно, молодой чернокожий музыкант с юга США вышел ночью на перекресток, и продал Дьяволу свою бессмертную душу. Взамен он не просил ни денег, ни власти, ни даже славы – он просто хотел играть блюз лучше всех на свете. Этого парня звали Роберт Джонсон.

Он успел записать несколько пластинок, прежде чем жизнь его трагически оборвалась. Казалось, он канул в лету, но случилось так, что его пластинки попали в руки других музыкантов, - как черных, так и белых, - которые сумели по достоинству оценить Дьявольский Блюз. Эти музыканты сделали культурную революцию, навсегда изменившую облик мира.

Первая часть этой истории – легенда.

Вторая – документальный факт, а факты упрямая вещь…

Вам лучше, чем мне, должны быть известны такие имена, как Rolling Stones, Cream, Led Zeppelin…

Кстати, музыка в фильме звучит ужасная, хуже некуда.

Единственным человеком из всей актерской команды, кто не побоялся «выйти на перекресток», оказалась товарищ Ковальчук, передайте ей мои поздравления. Вот кто на удивление неплохо сыграл!.. Впрочем, меня это не удивляет. Утратив веру в человечество в целом, веру в женщин я еще не потерял до конца.

Все остальные, включая и Вас, попросту испугались, или же им этого изначально просто не было дано…

Очень хорошо сыграл Пилата товарищ Лавров. Каждое его появление на экране магнетизирует зрителя, как удав гипнотизирует кролика. Каждое его движение, вплоть до еле заметного шевеления бровью, наполнено смыслом. Очень сильно, я бы даже сказал, «академично» сыграл этот замечательный старик.

Один момент не порадовал: его разговор во сне с Иешуа после рапятия слишком напоминает запоздалое раскаяние Заслуженного Артиста (как-никак, самого Ленина играл, - грех-то какой!). Мне кажется, что подобные околополитические намеки и смутные аллюзии неуместны в экранизации классического произведения.

Иешуа-Безруков вполне соответствует авторскому замыслу, по другому его трудно представить. И Мастер как Мастер, такой какой и должен быть – НИКАКОЙ…

Зрители старшего поколения отмечают, что «эротические» сцены сняты «без пошлости» (хотя, собственно эротические сцены и не предусмотрены по сюжету). Видимо, имеется ввиду, что вся «обнаженка» показана красиво и вместе с тем очень корректно, ненавязчиво. Согласен, это большое достоинство. Если кому-то вдруг очень захочется помастурбировать, для этого есть порнуха, а «Мастер» несколько о другом…

Теперь поговорим о таком щекотливом предмете, как Демонология. Налицо полное незнакомство авторского коллектива с данным предметом. А ведь Бегемот, Азазелло и Абадонна не с потолка свалились.

Начнем с Воланда. Имя это, насколько я помню, заимствовано Булгаковым из «Фауста». Это одно из имен Мефистофеля (Он же Люцифер, Он же Тот, Он же Гермес, Он же Локи, Он же Мескалито, и Он же иногда просто Друг). Это воздушно-меркурианская ипостась Дьявола, это Сатана-учитель, Сатана-советчик. Не случайно Булгаковский Воланд на Патриаршьих Прудах представляется «профессором»…

Мефистофель-Воланд покровительствует, главным образом, людям творческих профессий: музыкантам, литераторам, художникам. Он может помогать и ученым, но нынешняя академическая наука страдает детской болезнью вульгарного материализма.

Мефистофель покровительствует также неофитам Левостороннего Пути, формируя их философию и мировоззрение на начальном этапе Посвящения.

Мефистофель немыслим без улыбки, хотя Его улыбка может отражать всю гамму эмоций, от крайне положительных до крайне отрицательных, и смех Его может убить

Абаддон, Азазель и Бегемот – каббалистические Демоны весьма высокого ранга.

Абаддон («Демон Безводной Пустыни», или Демон Пустоты) – безусловно, самый ужасный «персонаж» из этой «троицы». В Его власти не только искусство убивать противника силой воли и мысли (пресловутое «астральное каратэ», которому Он может обучать отдельных людей), но также и Некромантия во всем ее многообразии. Абаддон покровительствует магам-воинам, и помогает неофиту очистить («опустошить») разум и дух ото всего человеческого, чтобы затем они могли беспрепятственно заполниться магической силой и знаниями.

Имя Азазель (Азазиил) восходит к легенде о Нефелимах, «падших ангелах», вступивших в контакт с первобытным человечеством, и породивших племя Титанов. Словосочетание «потомки Азазеля» - антитеза «потомкам Адама».

По преданию, именно Азазель научил людей делать холодное оружие и зеркала, а также пользоваться косметикой. О нем упоминает не вошедшая в канонический Ветхий Завет «Книга Еноха».

Бегемота различные трактаты представляют по-разному, связывая Его то с Воздухом, то с Земной стихией.

«Красная Книга Аппина» (странный одиозный трактат неизвестного происхождения) утверждает, что Бегемот «есть Бесстрашие и Оплот Нечестивых, и Крепость Их». В «Книге Тьмы Тамплиеров» (явный «новодел», основанный, возможно, на классических источниках) Бегемот величается Великим Виночерпием.

По другим источникам, Бегемот - Демон Вожделения, и в его распоряжении находятся все возбуждающие средства от кофе, табака и алкоголя до самых изысканных наркотиков.

Демонология, конечно, не столь точная наука, как языкознание. Она целиком основана на визионерском опыте, и все эти определения достаточно условны, но три вышеупомянутых Демона принадлежат к высшей иерархии Ада, и не случайно упоминаются во многих Черных Книгах. Об этом следовало задуматься и создателям фильма, и актерам.

Нет, кирпич вам на голову не упадет, такую честь надо заслужить, а расстрелять вас теперь некому. Поэтому, товарищи, можете не беспокоиться. Беда в том, что идея экранизации бессмертного романа, имеющего огромное значение для русской литературы, с треском провалилась. У моих друзей-кинематографистов был уникальный шанс, но они его проворонили.

Дело в том, что на кинематографическом небосклоне зияла пустота, своего рода незаполненная ниша, «выдолбленная» специально под этот роман. Перефразируя выдающегося современного поэта Гребенщикова, можно сказать, что на этом месте должна была быть звезда, и очень многие чувствовали «сквозняк оттого, что это место свободно». Вы, товарищ Бортко, застолбили эту делянку, но в результате сдали в прокат некачественный, недоделанный фильм. Вместо звезды на небе теперь какой-то размазанный плевок, сериал для домохозяек и оболтусов-школьников, которые терпеть не могут книг, а сочинение по «Мастеру» написать надо.

Экранизация «Мастера» может быть только одна, как свежесть рыбы, – первая, она же и последняя. К сожалению, нам так и не суждено теперь никогда увидеть на экране НАСТОЯЩЕГО «Мастера». И это потому, что кто-то побоялся выйти ночью на перекресток.

С горячим инфернальным приветом!
И. Сталин