Юрий Романов

Гуманитарный устав караульной службы

 

«Его никто ничему никогда не учил, и он не знал, что могут и умеют другие люди».

Урсула Ле Гуин. «Волшебник Земноморья»

Задача точной науки, как принято считать, — поиск объективной истины об окружающей нас Действительности. Задача гуманитарной науки — стоять на страже правильного понимания этой истины. Или нет? В том-то и дело, что «да»… Только это — секрет. Причем большо-о-ой секрет. Обычно же говорят, что гуманитарии интересуются индивидуальным сознанием человека, а также эффектами взаимодействия множества сознаний — процессами в коллективах и обществе. И это тоже правда — действительно интересуются…

Но тут возникает прелюбопытная ситуация: исследователь загадочного явления [я не знаю явления более загадочного, чем сознание. А вы?], стремясь разобраться в том, что наблюдает, неминуемо приходит к необходимости как-то описать свои наблюдения и на их основе выстроить модель исследуемого. Обычно для этого применяют математику. И чем объективно сложнее изучаемые процессы, тем изощреннее и тоньше должен быть математический аппарат. Соль ситуации в том, что прежде чем пользоваться матаппаратом, им нужно уверенно овладеть, а много ли у нас гуманитариев, владеющих математикой, адекватной исследуемым процессам?

Много ли гуманитарных вузов, требующих от абитуриентов на вступительных экзаменах подтвердить практическое владение приемами элементарной математики? [И даже не элементарной, а просто школьной математики!] Многие ли из них включили в перечень изучаемых дисциплин математику, например, теории управления? Или математику распределенных систем? Или курс квантовой механики — чтобы понятней были квантовоподобные процессы в сознании?

И не бытует ли мнение, что гуманитарный вуз — лучшее место для тех, кто в школе не любил решать задачки?

Кастовые отличия

 

Практика — критерий истины.

Аксиома

Практика — это, конечно же, решенные задачи. Не поставленные, не находящиеся в стадии решения, а именно — решенные. Как только решать научился, значит, что-то понял.

В гуманитарной области это так же справедливо, как и везде.

И, знаете ли, очень обидно бывает, когда задача — вот она, интересная, красивая, а уж какая актуальная!.. Только вот не решается. Исподволь подкрадывается гаденькое ощущение, что «не тянешь», «слабо», «мало каши ел», «не тому учился» и т. п. И начинаешь сначала с ревностью, потом с неприязнью и, наконец, с брезгливостью смотреть на тех, кто «каши ел много», «неслабые» и «тянут».

Это — место распутья. Направо пойдешь… Налево пойдешь…

Направо — значит, сказать себе: «профан ты, батенька, как выясняется. Давай-ка, брат, за книжки, да учебные задачки решать — перед тем, как за «боевые» браться. Чтобы точно выяснить, что по силам, а что пока «слабо». И если много чего «слабо», то хотя бы амбиции побори, дурень, — других учить тому, в чем сам не разобрался». И искать, искать, искать — везде, во всей необъятной Науке искать подходящие инструменты, знания и, если тебе действительно истина важнее своего персонального успеха на ученом поприще, — умелого и сильного единомышленника, с которым удачи и неудачи — пополам. Трудная это дорога — направо…

Налево — куда как проще. Не решается задачка — значит, не имеет современная наука на вооружении методов таких, чтоб ее решить. Учиться, осваивать инструментарий других областей науки — нет уж, увольте… Выучились уже… И дипломы имеем. И публикации в своих журналах, и выступления на своих конференциях… Учеников растим, уму-разуму их учим, на дорогу познания выводим… Да что вообще эти естественники со своими механистическими взглядами да математикой могут понимать в тонкостях человеческой сущности и в общественных процессах?! Да их самих еще учить и учить!

Налево идти — что с горки катиться. Ей-богу — правда!..

Только вот что интересно. Берется «естественник» за гуманитарную проблему — и не перестает быть «естественником». Коллеги за его работой с интересом наблюдают, советы дельные дают, полученные результаты с аппетитом обсуждают, стремясь встроить в картину Мироздания такое явление, как Человек. И если где у «естественника» успех случился, значит, там «естественнонаучной территории» прибавилось, а «гуманитарной» — чуток меньше стало.

А вот ежели гуманитарий к своим проблемам с физматинструментарием приступит — всё. Пиши «пропало». Какой же он после этого гуманитарий?! Да это перерожденец какой-то! Коллеги его работой интересоваться перестают [по причине простой — ни фига в ней не понимают, а признать сей факт — срамно], на конференции его тезисы не принимают, — словом, «раз не с нами, значит — против нас».

Говорят, «железный занавес» в свое время был придуман еще и для того, чтобы поменьше нашего народу «там, у них» побывало. Потому что, поглядев, как там живется, не очень-то захочется назад. Так вот, на меже естественных и гуманитарных наук высится самый настоящий «железный занавес», гуманитариями «выкованный». И цель его — всё та же. Мало знают гуманитарии об остальной Науке. О достигнутых ею глубинах познания, о могучих инструментах, о тончайших методиках… И мало тех из них, кто, побывав «за занавесом», попробовав настоящей работы, захотел бы назад.

Да их и не пустят…