Вести Круга Языческой Традиции N 66

23 декабря 2004 г.

Заявление Круга Языческой Традиции

Будьте здравы други!

Представляем Вашему вниманию Вести Круга Языческой Традиции


Москва, 24 декабря 2004 года
Президенту Российской Федерации
Путину В.В.

В комитет Госдумы РФ по делам
общественных и религиозных объединений

От представителей языческих объединений коренных народных верований и сторонников свободы совести

Заявление

«О необходимости восстановления исторической справедливости
в отношении язычества народов России»

Уважаемый господин Президент!

На прошедшем осенью 2004 года Архиерейском соборе в Вашем присутствии руководителем Русской Православной Церкви неоязычество было наравне с терроризмом и падением нравственности поставлено на одно из первых мест из всех угроз XXI века. Русская Православная Церковь (РПЦ) в течение тысячелетия и при самом непосредственном участии государственного карательного аппарата всегда боролась с язычеством в России. Поэтому мы рассматриваем это заявление представителей РПЦ как попытку усилить дискриминацию или инициировать репрессии в отношении людей, исповедующих любые духовно-мировоззренческие религиозные и нерелигиозные учения, входящие в противоречие с церковным вероучением, но, прежде всего, коренные языческие, национально-природные верования народов России. Как вы знаете, государство не признает их традиционными, а РПЦ, как правило, относит религиозные объединения языческого направления к числу сект деструктивной и тоталитарной направленности. При этом в житиях и проповедях святых, в священных писаниях христиан, иудеев, мусульман есть призывы к грабежу и убийствам язычников и любых инакомыслящих, уничтожению их священных мест (см. Приложение 1). Следуя этим писаниям, некоторые авторитетные деятели РПЦ объявляют язычников врагами народа и российского государства, разжигают вражду по отношению к нам со стороны общества и государственных органов. Такие писания уже неоднократно служили в истории поводом для межрелигиозных войн и служат сейчас для оправдания международного терроризма. В богословском понимании христиан, иудеев и мусульман язычниками и неоязычниками являются также атеисты, материалисты, как и представители любых направлений нерелигиозного духовно-мировоззренческого поиска и оздоровительно-целительских практик, развития боевого духа, физический силы и искусства борьбы на основе языческих этических систем. Да и друг друга такие конфессии часто считают язычниками, и таким образом несправедливость по отношению к отдельной группе верующих закономерно превращается в борьбу всех со всеми. Межконфессиональные объединения в этой ситуации не приводят к истинной гармонии гражданских интересов, а действуют лишь в отношении совместного преследования «неизбранных». Все это на деле противоречит реальным интересам гражданского общества в России и Российской государственности.

Руководствуясь зафиксированным в Конституции РФ положением о свободе совести, считая нарушением этого положения имеющее место слияние РПЦ и государства, предлагаем Вам, как гаранту Конституции РФ дать оценку высказыванию руководителя РПЦ в отношении язычников. Мы опровергли публично заявление руководителя РПЦ (Приложение 2) и обратились в Генпрокуратуру РФ в целях защиты свободы совести, против клеветы и разжигания религиозной розни в отношении нас со стороны РПЦ. Мы сделали это, потому что РПЦ упорно отказывается от межконфессионального диалога на благо России с нашим участием, а в ответ на наше открытое обращение к синоду (Приложение 3) мы получили вместо извинений новую порцию высказываний, разжигающих вражду (Приложение 4).

Мы обращаемся к Вам, потому что проблема значительно глубже: ведь церковь и государство в течение тысячелетия преследовали язычество и инакомыслие, эти преследования продолжались во времена советской власти, а сейчас проявляются форме законодательной дискриминации языческих объединений. В обществе сложились стереотипы, сформированные длительной клеветой на язычников со стороны церковных священнослужителей. И сегодня государственные деятели России порою просто не знают о том, что на территории России многие люди сохраняют приверженность исконным природным верованиям. В ряде республик России их духовные и национальные лидеры являются представителями именно коренных языческих верований своих народов, а межнациональные проблемы зачастую упираются именно в то пренебрежение, с которым русские чиновники или даже русские педагоги в школах относятся к национальным верованиям других народов.

Церковь внушает, что язычество умерло, что оно губительно для души, что надо гнушаться общения с язычниками. Однако мы живы и сохраняем древнее мировоззрение, традиции и верования, культуру наших народов. Мы - такие же граждане России, как и все другие, и государство обязано защищать наши права наравне с правами христиан, иудеев, мусульман и буддистов.

Правильно будет, если вы узнаете о языческих верованиях непосредственно от самих язычников, представляющих множество разных коренных традиций народов России, Украины, Белоруссии, других стран Европы.

Мы - язычники, представители этнических и природных верований разных народов и традиций России, сохраняем древние верования, культуру, родовые обычаи и высокий дух наших предков, несмотря на тысячелетние гонение со стороны государства и мировых религий. Мы видим и чтим в Природе божественную сущность во всем ее разнообразии, мы верим, что Жизнь, Разум, Дух, Нравственность, данные в многообразных формах, - качества изначальные присущие Миру, как и материальность. Самоопределение, что такое язычество в понимании самих язычников, как родового образа жизни, а также размежевание язычников с политиканами, использующими древние верования в качестве обоснования экстремизма, фашизма и национал-шовинизма было сделано в марте 2002г. в Битцевском обращении (Приложение 5), вокруг которого возникло международное языческое объединение - Круг Языческой Традиции.

Если заглянуть в глубинку России, в Поволжье, Север и Сибирь, Кавказ, то окажется, что нас, язычников разных этнических традиций, осознанно следующих вере своих предков, - несколько сотен тысяч. Язычников есть немало и в Осетии, в том числе среди погибших в Беслане. С точки зрения одного из известных православных деятелей, дьякона Кураева, большая часть граждан России остается язычниками, хотя называют они себя православными, носят крестики и заходят иногда в храмы. Во всем мире численность язычников составляет около миллиарда человек, они продолжают свои традиции в Индии, Китае, Японии, в Юго-Восточной Азии и в Африке, в последние годы языческие национально-природные верования были официально, на государственном уровне признаны в Исландии и Литве.

Язычество - это не только природная, но и этническая вера, благодаря которой многие народы России сохраняют национальное самосознание. Но многие вынуждены скрывать свою религиозную принадлежность, поскольку и сейчас боятся гонений.

Мы - язычники народов России, впервые за тысячелетие вместе и открыто заявляем о своем праве наследовать и исповедовать наши традиционные верования наравне с христианством, исламом, иудаизмом, буддизмом, которые пришли в наши земли от народов, живущих за тридевять земель от нас. Мы требуем от государства восстановления исторической справедливости в отношении языческих верований всех народов России и безусловного соблюдения конституционных принципов свободы совести, светскости, равноправия всех религиозных организаций, разделения церкви и государства.

Мало кому известно, что высокая языческая народная культура и культура народовластия существовали на землях России много сотен лет до христианизации.

Эта традиция, следы которой отражены: в памятниках материальной культуры и обрывках литературных текстов - древних летописях, сказаниях, былинах, в «Слове о полку Игореве» - последовательно уничтожалась церковью при пособничестве и попустительстве князей, предавших древнюю веру и обычаи предков.

Результатами тысячелетней непримиримой и фанатичной войны против язычества стали: разрушение многих священных мест и памятников языческой культуры, включая курганы наших общих предков; уничтожение и дискриминация многих народов; искажение и фальсификация истории; запрещение языческой веры и многих народных обычаев, насильственная христианизация или исламизация; забвение многих древних знаний, обрядов и традиций наших народов. Множество культовых объектов и религиозных языческих ценностей были уничтожены или разворованы, некоторые из них стали теперь объектами музейного почитания и туристического паломничества. На многих священных местах язычников, в том числе на местах разрушенных языческих храмов, стоят теперь церкви и мечети.

Современное российское государство признало факт политических репрессий в советский период и факт преследований по религиозным мотивам до и после революции 1917 г. в отношении иудаизма, ислама, ряда христианских и других конфессий. Государство сочло необходимым во имя исторической справедливости компенсировать нанесенный людям и религиозным конфессиям ущерб. Тысячелетним преследованиям, дискриминации, войне против язычества также должен быть положен конец. Предательство прошлого, забвение коренной веры своих давних предков, искажение истории - одна из глубоких причин современной трагедии России, ее разлома. Когда вандализм совершается на еврейских захоронениях, об этом сразу докладывают президенту России, и он выражает сочувствие еврейскому народу. Если то же самое творят в отношении курганных культовых захоронений и священных мест язычников России - президент молчит. Между тем уже через 15-20 лет от нескольких тысяч древних курганов наших предков-славян, которые подлежат охране государством еще и как археологические памятники, останутся нетронутыми считанные единицы.

Государство не в состоянии их защитить, но предоставьте же тогда нам все возможности для защиты наших святых мест!

Пришло время восстановить историческую справедливость и в отношении русского язычества, язычества славянских народов, которое понесло наибольший ущерб от всей предшествующей государственно-церковной политики. В отношении язычества других народов России эта справедливость отчасти восстанавливается в национальных республиках Марий Эл, Чувашии, Мордовии, Удмуртии и других национальных краях и областях. А права малочисленных народов Севера и Сибири на традиционный родовой образ жизни и языческие вероисповедания защищены законодательством РФ о малочисленных народах Севера и Сибири (хотя законы эти зачастую не исполняются). Так почему же наиболее многочисленным народам России устраивают законодательные препятствия в том, что разрешено национальным меньшинствам? И почему национальные меньшинства, имея возможности следовать своим верованиям в национальных республиках, лишены возможности обустроить культовое место и справлять обряды по обычаю в столице Российской Федерации?

Мы считаем, что не только малочисленные народы Севера должны быть защищены в своем праве на исповедание национально-природной веры, ведение традиционного родового образа жизни и природосообразного хозяйствования, но такое право должно быть у каждого гражданина России. И государство должно вернуть священные места язычникам, сделать их доступными для посещений и проведения там обрядовых действий, отдать эти священные места под защиту язычников.

Предлагаем вам принять это предложение в целях создания нормальных условий для развития национальных культур всех народов России и предотвращения межнациональной и межрелигиозной розни.

Мы также считаем необходимым добиваться следующих изменений в государственной политике нашей страны в отношении религий. Призываем поддержать нас в этом всех, кому дорого право на свободу совести, понимаемую как свобода религиозного или нерелигиозного духовно-мировоззренческого выбора.

1. Государство должно признать и осудить перед гражданами факт многовековых гонений и дискриминации язычников, приверженцев национально-природных верований разных народов России, а также участие РПЦ в этих деяниях. Оно также должно признать, наряду с православием, роль язычества, как традиционной веры, в становлении культуры, духовности и государственности России. Наконец, в качестве компенсации за разрушенные священные места, за преследования и гибель многих язычников, оно должно создать равные правовые условия для действия языческих общин всех народов России, наряду с другими признанными традиционными конфессиями, и выделять им необходимые для языческих обрядов природные места или помещения без какой-либо арендной платы, на основании права каждого гражданина пользоваться общенациональным достоянием.

2. Государство должно открыть язычникам и всем сторонникам свободы совести, представителям нерелигиозных духовно-мировоззренческих систем возможность стать полноправными участниками межконфессионального диалога, диалога конфессий, духовно-мировоззренческих учений и государства, вместо того, чтобы изолировать язычников и нерелигиозных сторонников свободы совести от участия в этом диалоге, как происходит сейчас. В частности, на наше прямое обращение к правительственным чиновникам г.Москвы с просьбой приглашать представителей язычества на проводимые государством мероприятия в сфере межконфессиональных отношений, мы получили устный отказ. Основание отказа - нежелание священнослужителей РПЦ допустить нас к участию в диалоге. Точно также отказ получают нередко и правозащитники, которые отстаивают свободу совести и выступают против государственно-церковной коррупции.

3. Обязанностью государства является создание таких условий, при которых оно может выступать в качестве беспристрастного арбитра и примирителя, создающего равные условия для честного диалога, сотрудничества, состязания между всеми религиозными и нерелигиозными мировоззрениями и верованиями в формировании нравственной и социальной среды и будущего России. Именно этой цели служит, закрепленный в Конституции России, принцип разделения церкви и государства, который активно оспаривается Русской Православной Церковью, нарушается под ее влиянием государственными деятелями, что создает условия для системной государственно-церковной коррупции. Анализ этого позорного явления сделан Институтом свободы совести. [см. Бурьянов С. Системная коррупция в области отношений государства с религиозными объединениями. Подходы к определению понятия, форм и основных характеристик. «Право и Жизнь», N 57, июнь 2003г. - http://slavya.ru/dialog/pres03/corup1.htm_ ]

4. Выступая за безусловное соблюдение принципа разделения церкви и государства, мы требуем восстановить провозглашенное Конституцией России равноправие всех форм общественных объединений: у религиозных объединений не должно быть больше льгот и свобод, чем у других видов общественных объединений. Церкви в России не должны получать больших льгот, чем детские общественные объединения. Общественным объединениям должна быть предоставлена такая же свобода уставных норм, какая определена для религиозных объединений. Государство не должно из своего бюджета финансировать, в том числе путем передачи в церковную собственности недвижимости, какие-либо конфессии или отдельные религиозные мероприятия, их деятельность в армии, школах и других госучреждениях. Оно должно: отказаться от протаскивания в систему государственного образования религиозных образовательных курсов, содержащих черты духовной монополии (на практике - одной лишь РПЦ), искажения истории, агрессии и дискриминации, предотвратить насильственное религиозное обучение и его навязывание, предоставить равный доступ к информации обо всех религиозных и нерелигиозных мировоззрениях школьникам, военнослужащим, заключенным и всем остальным категориям населения, обеспечить паритетное распространение религиозных и иных мировоззренческих взглядов через государственные СМИ.

5. Участие государственных деятелей в совершении тех или других религиозных обрядов не должно быть предметом рекламы в СМИ, государственные чиновники не должны выставлять на показ посетителям в госучреждениях предметы, демонстрирующие приверженность их к определенной религии.

6. Наконец, государство не должно допускать к распространению религиозными организациями памятников древней литературы, подобных Библии, без специальных историко-религиоведческих комментариев. Это касается в первую очередь тех фрагментов текстов, где содержатся: призывы к убийствам, расправам, дискриминации инакомыслящих и инаковерующих, в том числе собственных детей родителями и наоборот, призывы к уничтожению или осквернению священных мест, рощ и храмов язычников или людей иных мировоззрений. Комментарии должны разъяснять исторический контекст и недопустимость восприятия этих текстов как морально-религиозного предписания, как божественного требования к верующим в современных условиях. Конфессии, которые не примут этого законного требования, не должны получать права на ведение деятельности в России.

Чтобы предотвратить распространение религиозного экстремизма, государство может и должно обязать учебные духовные учреждения различных конфессий ввести светские религиоведческие курсы, направленные на воспитание веротерпимости и мировоззренческого кругозора среди своих учащихся, причем ведение этих курсов должно быть поручено людям, которые не относят себя к каким-либо конфессиям.

Такой мы хотим и надеемся видеть государственную политику в отношении религий и свободы совести в России.

Для решения изложенных проблем предлагаем совместными усилиями государственных органов и представителей этнических и природных верований народов России:

1. Провести круглый стол с участием всех заинтересованных сторон и оппонентов, регулярно приглашать представителей язычества и нерелигиозных духовно-мировоззренческих направлений на все мероприятия по вопросам межконфессиональных отношений и свободе совести, организуемых с участием государства;

2. Образовать при Госдуме - отдельно от Совета по делам мировых религий - Совет по делам этнических и природных верований и защите свободы совести, через который представители язычества, светских духовно-мировоззренческих учений и атеистов могли бы защищать свои права на уровне законодательных инициатив и контроля исполнения законов. В частности, этот Совет мог бы осуществить разработку проектов законов «О восстановлении исторической справедливости в отношении язычества народов России», «О священных рощах и этноархеологических парках», «О родовых общинах, традиционном природопользовании и экопоселениях», «О защите свободы совести и светского характера власти в РФ» и ряда сопутствующих изменений в остальном законодательстве. Это решение позволит значительно ослабить клерикальное давление мировых религий на государственную власть в России;

3. Поддержать на государственном уровне проведение в Москве программы «Дни князя Святослава» с 1 по 9 мая, посвященной древней культуре, истории и верованиям нашей страны, с фестивалем и ярмаркой, с ежегодной конференцией язычников народов России. (Князь Святослав, язычник, разгромил в 965г. хазарский каганат и освободил Русь и Поволжье от обременительной дани). Разрешить проведение во время празднования Дня Победы у Вечного огня Неизвестному солдату перед кремлевской стеной языческого обряда поминовения предков, павших в боях за Родную Землю.

Отказ государственных органов от конструктивного рассмотрения этих предложений будет нами рассматриваться как продолжение политики дискриминации язычества народов России, ущемления свободы совести и клерикализации.

Придет время, и мир со всей ясностью осознает, что феномен преследований язычества в России и других странах мира - это историческая трагедия мирового масштаба, трагедия не меньшей нравственной и общественной значимости, чем уничтожение гугенотов во Франции, геноцид Османской империи в отношении армян и православных, или Холокост в фашистской Германии. И это будет значимым шагом на пути преодоления религиозного экстремизма в мире. Свой собственный шаг к этому мы уже сделали, первыми среди религиозных объединений России приняв документ «О мировоззренческо-религиозных основаниях в отношении язычников к людям других верований и мировоззрений» (Приложение 6). Мы предложили руководству РПЦ в Открытом письме (Приложение 3) к Синоду от 18.10.04 последовать нашему примеру, и надеемся, что другие мировые конфессий сделают свой шаг в этом направлении.

Мы, язычники народов России, составляя религиозное меньшинство, будем бороться за восстановление исторической справедливости к народным верованиям с памятью о наших безвинно погибших предках, во имя продолжения нашей Традиции, во славу и благополучие Родной Земли!

В заключение, поздравляем всех с древнейшим традиционным праздником, - от которого в последующем произошли и христианское Рождество, и иудейская Ханука, - c Солнцеворотом-Колядой!

Как обновляется на Коляду наше Солнце, так пусть обновится к лучшему жизнь в нашей стране!

СЛАВА РОССИИ!


Выражаем надежду, что порядочные люди, вне зависимости от своего вероисповедания и мировоззрения, понимают нас и поддержат это Заявление своими подписями, выразят свое мнение по обозначенным проблемам и предложениям параллельными обращениями к Президенту России.

Приложение 1. Экстремистские и оскорбительные призывы против язычников из Ветхого завета и Нового завета - http://slavya.ru/docs/bibl.doc

Приложение 2. Публичное заявление Круга Языческой Традиции в связи с заявлением руководителя РПЦ на Архиерейском соборе - http://slavya.ru/delo/krug/04/sobor.htm

Приложение 3. Открытое письмо Синоду РПЦ от Круга Языческой Традиции - http://slavya.ru/delo/krug/04/pres041018.htm

Приложение 4. Пресс-релизы в связи с обращением в прокуратуру и ответом РПЦ язычникам - http://slavya.ru/delo/krug/04/pres_proc.htm , http://slavya.ru/delo/krug/04/pres_pr2.htm.

Приложение 5. Битцевское обращение - http://slavya.ru/docs/bitc_obr.htm

Приложение 6. «О мировоззренческо-религиозных основаниях в отношении язычников к людям других верований и мировоззрений» - http://slavya.ru/delo/krug/confes.htm

Георгис Д.Ж. (Любомир), религ. языческая группа, экологическое объединение Cодружество Природной Веры «Славия» (Москва)

Сперанский Н.Н. (Велимир), религ. языческая группа «Коляда Вятичей» (Москва).

Гаврилов Д.А. (Иггельд), сопредседатель Круга Языческой Традиции (Москва)

Бегтин К.В. (Огнеяр), Круг Бера (Москва)

Наговицын А.В., доктор философских наук, профессор (Москва)

Степанцов М., редактор атеистического сайта, атеистическое объединение Подмосковья

Зобнина С.В. (Верея), религ. языческая группа Cодружество Природной Веры «Славия» (Москва)

Енилопов Н.В. (Москва)

Семенов О.Н.. языческое объединение «Четыре Яблони» (Подольск)

Мезгирь (Потапов А.Л.), религ. языческая группа «Коляда Вятичей» (Москва)

Центр общественных связей Круга Языческой Традиции
Ведущий вестей Владимир
[email protected]