Церковная цензура в 19-м веке.

Со времен "перестройки" церковь всячески подчеркивала, что подвергалась гонениям в период принудительного государственного атеизма. Роль жертвы привлекла к ней симпатии части общества. Сейчас, заручившись поддержкой власть имущих "патриотов", церковь всё более дерзко претендует на роль монополиста в сфере "духовных ценностей". Она провозглашает идею "симфонии" власти и церкви, стремится возродить существовавший при царизме "союз трона и алтаря", претендуя на активную реакционную роль в политике, регламентацию культуры, вторжение в систему образования и воспитания. Свобода совести находится под растущей угрозой.

Этот материал взят из книги "Русское православие: вехи истории", изданной в Москве в 1989. Сегодня он предлагается к публикации, чтобы развеять "жертвенный ореол" над головами церковников, жестоко преследовавших свободную мысль в период, когда они обладали властью, и предупредить о катастрофической опасности клерикализма для народного просвещения.

Р.К.

***

Православная церковь часто упоминает о своем вкладе в культуру и духовную жизнь народа. Но при этом церковники обходят молчанием XIX век. Православие тогда сомкнулось с царизмом, стало его бюрократическим ведомством. Светские чиновники и православные иерархи охраняли самодержавие и крепостничество; объединенными действиями сковывали экономические и духовные силы народа; стремились оградить общественную мысль России от развития ею революционных и материалистических идей в просвещении, науке, литературе и искусстве и соединения их с народной культурой, народным свободомыслием, в том числе и религиозным.

Эту политику самодержавия и церкви проводили органы светской и духовной цензуры, уставы которой были утверждены 22 апреля 1828 г. Все сочинения, книги, периодические издания, переводы зарубежной литературы должны были поступать на рассмотрение цензора, а зарубежные книги (на иностранных языках), проверялись комитетом цензуры иностранной.

Духовная цензура боролась не только с религиозным вольномыслием. Цензор, согласно уставу, должен был "особенно следить и ни в коем случае не допускать произведений, не только противных христианской нравственности и религии, но и правительству". В свою очередь, устав гражданской цензуры заботился не только об интересах правительства. Устав обязывал цензора запрещать книги, если в них обнаружится что-либо, "клонящееся к поколебанию учения православной церкви, ее преданий и обрядов, или вообще истин и догматов христианской веры, ... мнения, ведущие к безбожию, материализму... и т. п." Оба устава имели общую цель: культивировать "приверженность к вере и престолу".

Революционные выступления на Западе в 1830 г., польское восстание, крестьянские движения в самой России и появление политических кружков молодежи в Москве и Петербурге заставили самодержавие вступить в борьбу с революционно-освободительным движением. Значительное место в этой борьбе отводилось средствам идеологического воздействия. В начале 30-х годов будущий министр просвещения С. С. Уваров выступил с печально знаменитой для российской культуры формулой: православие, самодержавие, народность. На практике она выразилась в том, что во всех учебных заведениях начался поход против науки, на место авторитета знания стремились поставить авторитет священного писания. Духовенство стало играть ведущую роль в системе просвещения. Школьные программы и учебники утверждались после одобрения их московским митрополитом Филаретом. Филарет настаивал на передаче духовенству всех училищ для простого народа. "Моровой полосой" в истории России назвал 30-40-е годы XIX в. А. И. Герцен.

В эти годы духовная цензура получала право контролировать любое сочинение, газету и журнал. Расширилась сеть духовных цензурных ведомств. К 1850 г. их уже было 12. Лиц, заведующих цензурой, было больше, чем книг, выходящих в течение года. Российские журналы проходили двойную цензуру: поступали в светскую, из нее в духовную, а потом уже опять в светскую. Редкая статья безболезненно могла преодолеть этот путь. В 1840-1841 гг. из всех запрещенных для распространения в России книг третья часть их была задержана по религиозным соображениям.

В 1841 г. запрещена была "Система природы" Гольбаха из-за "резкого материализма, знаменующего эту философию, отрицающего бытие божие и разрушающего основные начала веры, политики и нравственности". Изымались даже книги, критикующие с реакционных позиций взгляды французского просветителя Вольнея (1757-1820) и социалистов-утопистов Сен-Симона, Фурье и Оуэна - т.к. в них подробно излагались взгляды критикуемых мыслителей. В список запрещенных по религиозным мотивам книг внесены в эти годы сочинения Г. Р. Державина и А. Д. Кантемира, А. С. Пушкина и В. Г. Белинского, М. Шенье, В. Гюго, О. Бальзака, Г. Гейне и многих других.

В 30-40-е годы III Отделение пытается использовать светских и духовных цензоров в качестве своих агентов. По его указанию цензоры должны немедленно доносить начальнику тайной полиции имена авторов, "распространяющих  безбожие" или "нарушающих обязанности верноподданного". Доносом петербургского митрополита Серафима началось печально знаменитое дело об опубликовании в 1836 г. H. И. Hадеждиным в журнале "Телескоп" "Философического письма" П. Я. Чаадаева. Таким же образом по доносу епископа Афанасия и священника Иакова Остромысленского Синод возбудил несколько дел против журнала "Отечественные записки".

Реакция в России достигла апогея после революционных выступлений 1848 г. на Западе. Hаступили годы "страшного семилетия" - 1848-1855, - сопровождавшиеся усилением цензурного надзора. Причину революций на Западе царизм видел в развитии новейшей философии и атеизма. Чтобы препятствовать этому, 2 апреля 1848 г. был создан цензурный Комитет, который отчитывался перед царем. Возглавлял Комитет до марта 1853 г. Д. П. Бутурлин. "Hе будь Евангелие так распространено, - говорил этот духовный цезор - его бы следовало запретить за демократический дух, им распространяемый". В эти годы Академия наук, университеты, цензура получили множество указов, по существу делающих невозможным развитие науки, литературы, искусства. От ученых требовали, чтобы научные работы они основывали "не на умственных, а на религиозных истинах, в связи с богословием". В ответ на увлечение интеллигенции и студенчества философией Гегеля и Фейербаха царизм и православные иерархи приняли меры к запрещению издания и распространения их сочинений в России. В 1852 г. цензура запретила, "как весьма опасное", сочинение Л. Фейербаха "Лекции о сущности религии", изданное в Лейпциге на немецком языке. О публикации трудов Л. Фейербаха в русском переводе не могло быть и речи. Сочинения Л. Фейербаха запрещались неоднократно вплоть до 1907-1910 гг., когда были уничтожены работы "История новой философии", "Теогония", "Мысли о смерти и бессмертии", "Сущность христианства", как разрушительные для христианской религии. По доносам религиозных фанатиков Синод возбуждал дела против ученых, издателей, писателей. Так, возникло дело по поводу опубликования в №37 "Земледельческой газеты" за 1855 г. начала статьи профессора Петербургского университета С. Куторги "Введение к почвознанию. Геологическая участь нашей земли", где автор знакомил читателей с геологическими периодами планеты, рассказывал о постепенном формировании земной коры, образования полезных ископаемых, водоемов и т. д. Эти суждения вызвали негодование у ревнителей христианских догм. По требованию Синода министерство просвещения вынуждено было распорядиться, чтобы подобные статьи "в газетах и периодических изданиях общедоступных вовсе не были допускаемы к печати".

Вопреки цезуре, запрещенные произведения переписывались от руки и передавались в списках, некоторые из них литографировались. "Одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати того времени" В. И. Ленин назвал письмо В. Г. Белинского к H. В. Гоголю. В 50-х годах XIX в. в Лондоне А. И. Герценом была основана первая Вольная русская типография, издания которой приобрели мировую известность. Hелегальная печать проламывала цензурные преграды. Большую агитационную роль в эти годы играли тайные прокламации и воззвания.

Вслед за нелегальной печатью взламывала запоры и подцензурная печать. Журналы "Современник" и "Русское слово" стали идейными центрами революционной демократии. H. Г. Чернышевский, H. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, наряду с революционными идеями в политике, утверждали материализм и атеизм в философии. В православной церкви они видели сильнейшую опору самодержавия. Поэтому основная сила цензурных репрессий была направлена в эти годы против изданий революционно-демократического лагеря.

Московский митрополит Филарет, не поддержав идею публичных лекций в защиту религии, одобрил действия ректора Троицкой духовной академии Саввы, который, узнав, что у семинаристов есть печатные и рукописные сочинения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского и других, ночью сделал обыск и все отобранные книги распорядился предать "торжественному сожжению" во дворе академии в присутствии учащихся и преподавателей. Впоследствии митрополит Филарет избрал Савву своим помощником.

В 1862 г. цензура получила распоряжение, запрещающее "допускать к печати сочинения и статьи, излагающие вредные учения социализма и коммунизма, клонящиеся к потрясению или ниспровержению существующего порядка и к водворению анархии". Вслед за этим и духовная цензура получила указ Синода "о недопущении к печати статей, явно вредных по своему направлению".

На основании этих актов были приостановлены на восемь месяцев журналы "Современник" и "Русское слово". После ареста H. Г. Чернышевского и смерти H. А. Добролюбова "Современник" постепенно терял прежнее звучание, хотя и оставался лучшим из демократических журналов, а в 1866 г. его издание было запрещено. Журнал "Русское слово" был закрыт в 1865 г. за публикацию статей о происхождении и роли религии.

Царский указ от 6 апреля 1865 г. освободил некоторые категории изданий от предварительной цензуры. Но все дешевые многотиражные сочинения ("литература для народа") оставались в ведении предварительной духовной цензуры. Естественнонаучные труды, написанные сложным языком и издаваемые небольшим числом экземпляров, выходили в свет. Но популярные работы такого же характера прочно оседали в цензуре. Например, в России вышли все крупные сочинения Ч. Дарвина. Но сокращенные переводы его книги "Происхождение человека" (под редакцией И. М. Сеченова), и почти все статьи, популяризирующие дарвинизм, были запрещены.

В 1872 г. введенный ранее судебный порядок уничтожения "вредных" книг, был заменен административным порядком запрещения их через Комитет министров. Революционер С. Кравчинский в то время писал: "...Если свобода печати - главный залог свободы страны, то закабаление печати - главная гарантия деспотизма. Деспотические правительства это знают. Нет ни одной области человеческой деятельности, к которой самодержавцы относились бы с такой подозрительностью, как к прессе. "

Через 10 лет, в 1882 г., были изданы временные правила о печати, утвердившие Высшую комиссию по делам печати, в которую вошли министры внутр. дел, юстиции, просвещения и обер-прокурор Синода. Эта комиссия получила право самостоятельно прекращать любое подцензурное или бесцензурное издание, если она это признает необходимым. Началась долгая эпоха разгула реакции, во главе которой стоял обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Будучи членом Высшую комиссию о печати, он лично участвовал в закрытии многих демократических органов печати, в том числе и журнала "Отечественные  записки".

В 80-90-е годы XIX в. цензурные учреждения, светские и духовные, по-прежнему неотступно преследовали сочинения, излагавшие материалистические теории. Особенно строго следили они за тем, чтобы в русскую литературу не проникли книги, воскрешающие эпоху 60-х годов, не допускали и мысли об издании сочинений H. Г. Чернышевского или книг, содержащих оценку его философских взглядов.

Церковные круги не допускали к распространению и сочинения крупнейшего немецкого ученого-естествоиспытателя, последователя Дарвина Эрнста Геккеля. Все сочинения ученого, начиная с 70-х годов XIX в. и вплоть до революции, запрещались и уничтожались. Два тиража наиболее известного сочинения Геккеля - "Мировые загадки" - были сожжены в 1902 и 1906 гг. В 1903 г. в Париже на французском языке вышла книга крупнейшего русского ученого И. И. Мечникова "Этюды о природе человека". Цензура запретила русский перевод книги, ссылаясь на то, что автор доказывает несостоятельность и праздность религиозных теорий, отвергает загробную жизнь и бессмертие души. Только под давлением общественности (поступило 100 заявок на эту книгу сразу же после выхода ее в Париже) цензура разрешила издание книги на русском языке, сделав многочисленные купюры и изменения.

Как и прежде, под запретом находились сочинения великих французских просветителей. С 1868 по 1898 г. последовательно не только запрещались, но и уничтожались тиражи сочинений Вольтера, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция. В 1896 г. цензор в объяснительной записке о запрещении "Вавилонской принцессы" Вольтера писал: "Сочинения Вольтера, по всеобщему признанию, сделали свое дело во Франции в XVIII веке; они были одною из причин, подготовивших революцию и давших ей антирелигиозный характер. У нас они должны оказывать то же влияние..."

Цензурному преследованию подвергались сочинения великого русского писателя Л. H. Толстого. . В 1893 г. Главное управление по делам печати разослало цензорам список запрещенных произведений Толстого, включающий 19 названий. За литературной и общественной деятельностью Л. H. Толстого следил лично обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Решение Синода об отлучении от церкви Л. H. Толстого (1901 г.) запрещалось обсуждать в печати, "в то время как на него сыпалась печатная брань и прямые проклятия", запрещалось говорить даже о 50-летнем литературном юбилее великого писателя. В конце 80 - начале 900-х годов по религиозным мотивам еще запрещались сочинения В. Гюго, H. Лескова, Г. Флобера, А, Серафимовича и многих других. По списку изданий, запрещенных к обращению в 1896-1899 гг., из 158 названий книг 21 (или 13,3%) не пропущено цензурой по религиозным мотивам.

Первая буржуазно-демократическая революция в России 1905-1907 гг. внесла изменения в цензурную политику правительства. Манифест 17 октября вынужден был среди других свобод объявить и о свободе печати. Дальнейшее развитие революции вырвало у царизма ряд указов о цензуре и печати. В годы революции появилась большая литература по вопросу об отношении различных партий к религии и церкви. Много появилось в это время и марксистских работ. Несмотря на объявленную свободу печати, царская цензура и духовенство даже в  революционные годы возбудили ряд судебных процессов против книг, издаваемых большевиками.

В 1905-1906 гг. в России вышли из печати работы П. Лафарга о религии: "Миф о непорочном зачатии", "Происхождение религии", "Причины религиозности буржуазии", брошюры "Христианская благотворительность", "Право на лень", "Вера в бога", "Миф об Адаме и Еве". Все они подверглись судебным преследованиям, а некоторые даже по нескольку раз, часть работ была уничтожена.

Наступившая после разгрома революции реакция поспешила расправиться и с печатью. В эти годы подвергались преследованию и уничтожению те сочинения, которые вышли в революционное время. В 1913 г. С.-Петербургский комитет возбудил уголовное преследование против издателя В. Яковенко за выпущенное им в 1905 г. "Письмо Белинского к Гоголю", перепечатанное из "Полярной звезды" (1855 г.). За один год (1908) было сожжено два тиража книги А. Бебеля "Христианство и социализм" и Л. Бюхнера "Бог и наука". Духовная цензура запрещала даже то, что считала возможным пропустить обычная цензура. Так, в заключении на рассказ Засодимского "Джордано Бруно" читаем; "Hазванный рассказ подходит под категорию народных изданий. Ввиду этого цензор не находит возможным дозволить к печати эту брошюру, так как основная мысль книги - борьба свободной мысли с церковным авторитетом и конечное торжество мысли".

В годы реакции и Первой Мировой войны духовенство по-прежнему оставалось главной опорой правительства в борьбе с революционной литературой, только теперь оно получало значительные денежные субсидии от государства для организации издательской деятельности.

Победившая революция 1917 года упразднила самодержавие и положила конец духовной цензуре.

Vyacheslav Sachkov
E-mail: [email protected]
 Web: http://libelli.ru