--------------------------------------------------------------------------------

Критические замечания по поводу вводной статьи размещённой на православном веб сайте "Чудо Схождение Благодачтного Огня" <http://www.holyfire.org/index2.htm>

Доброхотов И.В.

Критикуемая работа расположена по адресу <http://www.holyfire.org/velich.htm>.

Комментарии написаны красным цветом.

Вступление

Воскресение Христова - Пасха, перед которым происходит описываемое событие - величайшее для христиан событие, являющее собой знамение победы Спасителя над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.

На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник - Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне, находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос; Святые Места, где Спаситель был осужден и казнен за наших грехи.

Точнее, без каких-то 8 веков, вот уже 2000 лет...

Потому как сам храм Гроба Господня появился в 335 году, до 325 на его месте стоял языческий храм в честь богини Венеры, и самое первое свидетельство о ритуале Субботы Света (дня на кануне Пасхи), как о принятие чудесного огня, датируется только 9 веком (Бернард. (863 - 879)).

Не верите мне, поверьте известному дореволюционному учёному Крачковскому (1). "На европейских нам нет необходимости останавливаться обстоятельно: в большинстве случаев они не только сопоставлены, но и изучены в упомянутой уже работе Пападопуло-Керамевса, в изследованиии De Goeje легенды о св. Брандане, частью и в новейшей статье Шейхо . Как известно, самым древним из них считается разсказ монаха Бернарда, относимый приблизительно к 865 году".
А для арабских свидетелей самое раннее относят к свидетельству ал-Масу'ди (ум. 346/957). Об этом также пишет Крачковский.

Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатно Огня (Света).

Точнее, становятся свидетелями ритуала - видят как патриарх и армянский священник входят в внутрь Кувуклии (небольшой часовенке над Гробом Христа), за ними затворяются двери, а через несколько минут они выходят с зажженными свечами. Последнее время очевидцы "чуда" становятся свидетелями и потасовки между армянским и греческим клиром.

История

Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: "Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом - исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя - чувственно и душевно," - читаем мы у церковного историка Григория Нисского. "Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся," - пишет Св. Иоанн Дамаскин [*]. Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем итинерарии: "В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом."

Давайте разберёмся.

1. У Григория Нисского во втором слове о воскресении - написано: "Сия видев" Петр очима, но и высоким апостольским умом: Исполнен убо был гроб свет, так что хотя и ночь была, однако двема образы видел внутреняя чувственно и душевно".

Но здесь написано о свете, а не об огне, или Чуде Схождения Благодатного огня (ЧСБО). Замечу, что в канонических Евангелиях нет упоминания о свете во гробе, да и свидетельство написано почти через 350 лет после событий.

Этот святой видно самым измыслил этот момент, а может, решил, что раз в одной из евангельских версий упоминаются ангелы, а они, иногда, светятся, то значит, и гроб с ангелами был наполнен светом. Впрочем, кто знает, что святому взбрело в голову.

Иоанн.20:12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

Деян.12:7 И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его.

2. Евсевий Памфил.

Автор критикуемой статьи написал:

"Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы".

А теперь давайте прочтём, что на самом деле написано у Евсевия:

Книга 6.9

1)Члены этой Церкви помнят многие чудеса Наркисса; предание о них преемственно сохраняется братьями. Рассказывают, между прочим, об одном удивительном деле, им совершенном.

2) Однажды на великой Пасхальной всенощной у диаконов не хватило масла, и весь народ пришел в уныние. Наркисс велел служителям, которые ведают освещением, набрать воды и принести ему.

3) Это было немедленно выполнено; он помолился над водой и с искренней верой в Господа распорядился разлить воду по светильникам. Сделали и это; вопреки здравомысленным соображениям, чудесной и Божественной силой вода приобрела свойства масла. У многих тамошних братьев с давних пор и доныне хранится часть этого масла, как свидетельство о чуде. /Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982-1985. Сб. 23-25 [репр.: М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.]. (А) + http://www.krotov.org/acts/04/03240000.html/

Нигде нет о чудесном огне, не сказано и о Силоамской купели тоже.

Забавно, что правильный вариант данного рассказа выложен и на сайте, с которого взята критикуемая работа.

3. Свидетельство Сильвии Аквитанской.

"В девятый же час (что мы называем вечерней), - пишет эта паломница, - все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть, внутри преграды" /A/.

Здесь написано о ритуале и наличие денно и нощно ГОРЯЩЕЙ неугасимой лампады.

Почитайте мнение уже цитируемого Крачковского:

"более ранним свидетельством можно было бы считать разсказ {227} паломницы IV века (Сильвии Аквитанской?), но она говорит еще не о чуде, а лишь об обычае поддерживать неугасимый огонь" (1).

Мне трудно понять , толи православный автор критикуемой работы не желает видеть фактов, которые лежат у него перед глазами, выложены на его сайте, толи сознательно обманывает??? (*)

Церемония

Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день чем у других христиан. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом - количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.

"Накануне в храме уже все свечи, лампады, паникадила были потушены. Еще в неотдаленном прошлом (в начале XX в. - прим. ред.) тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха..."

Что касается обыска патриарха и других христиан, то у меня вызывает большое сомнение в правильности интерпретации увиденного паломниками.

Паломники видят, как патриарха раздевают перед входом внутрь Гроба. Но разве это не ритуал очищения, перед появлением у святыни?

"Окончив гимн, духовенство и все участвующие в литании удаляются в алтарь храма Воскресения, а патриарх, став пред дверями святого гроба, при помощи диаконов снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман вслед за тем снимает печати и шнуры с двери святого гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежды и также имеющий в руках пуки свечей для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела. Близ отверстий кувуклии, по сторонам ее северной и южной, с тою же целью стоят по одному клирику в красном одеянии" /2/.

На видео ясно видно, что патриарха разоблачают священники, а не полицейские.

Внутрь Кувуклии входит и армянский священник, но нет упоминаний и об его обыске. И полиция израильская или в более древние времена турецкая внутри Храма во время ЧСБО необходима для сдерживания паломников, не только от их желания приблизиться к патриарху или первыми достать огня, но и от смертоубийства на почве меконфессиональной нетерпимости. Приведу факты.

21 век.

2002 год "В одном из наиболее почитаемых мест христианства произошла драка между монахами двух конфессий. К обмену ударами привел спор о месторасположении стула на крыше церкви Гроба Господня в центре Иерусалиме. Церковь Гроба Господня отмечает место, где Христос был казнен, захоронен и воскрес. Таким образом, этот храм имеет важнейшее религиозное значение. Однако уже несколько столетий здесь идет жестокое соперничество различных христианских церквей"/

http://library.sahajayoga.ru/0/jer.htm%20(http://www.sobkor.ru/lenta/index.html?list=2&news_num=41350&comment=1/

http://library.sahajayoga.ru/0/jer.htm%20(http://www.sobkor.ru/lenta/index.html?list=2&news_num=41350&comment=1/

20 век

18 апр. 1998 " (…) Что же произошло дальше? Словесная стычка сразу переросла в драку. В нашу сторону из толпы ассирийцев полетели палки, камни, ножи, бутылки, какие-то тяжелые предметы. В этот момент я получила удар по голове - как выяснилось потом, заранее разбитой бутылкой, и этой разбитой частью бутылка вонзилась мне в голову" / Трофимов А.К. событиям Великой Субботы в Иерусалиме. // журнал "Русь державная" (А)/.

19 век.

"Взгляните вверх, окиньте взором стены под куполом и немного ниже: если вы даже и не архитектор (который сразу, при входе, озадачен уже варварским разрушением гармонии во всех частях), вы все-таки заметите несимметрическое расположение окон; нишей; присутствие каких-то странных балкончиков, с железными решетками, непостижимых отверстий, галерей, чего не видывали и во сне люди, приглашенные царем Константином воздвигнуть базилику над Гробом Господним. Все это нагородилось и настроилось потом в разные времена. Послушайте греков, самых старых владельцев; послушайте латин, укрепившихся здесь со времени крестоносцев; послушайте армян, которые пробрались сюда разными хитростями и заняли чуть ли не лучшие места; каждая нация расскажет вам по-своему историю этих переделок, и каждая будет по-своему права и невинна. Латины сообщат, что греки подожгли Храм в 1808 году и когда все, кроме главных основных стен и ротонды, рухнуло в огне, захватили часовню, где лежал Годфрид с Балдуином, выбросили из гроба и назвали завоеванный пункт приделом Адама.

Греки же, если вы их спросите, скажут, что пожар произошел не от них, а от армян, владевших тогда ключами Гроба, что они заперли храм и не пустили никого тушить, дабы все сгорело и можно было впоследствии возобновить здание по-своему, с разными пристройками, что и приведено в исполнение.

Армяне, в свою очередь, выгородят себя очень искусно из всяких обвинений и свалят все частию на греков, частию на латин и турок. Четвертую, владевшую при Гробе нацию, коптов, никто не спрашивает, да и трудно: на каком языке стали бы вы с ними разговаривать? А если бы, добравшись как-нибудь до средства ко взаимному разумению, вы и решились вступить с ними в объяснения, то они наговорили бы вам того, чего не бывало ни в каких на свете историях!..

Надо знать, что вследствие разных причин здесь установился с давних пор особый юридический порядок, по которому всякий предмет, движимый и недвижимый - земля, дом, комната в доме, колонна в храме (а lа lеttге одна колонна в храме), окно, лестница, одна ступень в лестнице,- переходит в полное, законное владение того, кто владел этим предметом, без протеста с чьей-либо стороны, известное число дней, чуть ли не одиннадцать.

На основании такого закона произошло и поминутно происходит множество престранных и пренелепых случаев и сцен. Владения так перепутываются, владетели приходят в такие столкновения, до того заняты мыслию идти в своих завоеваниях далее, что иногда действительно необходимо послать взвод солдат для предупреждения несчастия.

Никакие минеры света, никакие Вобаны, Тотлебены и "обер-кроты" Мельниковы (Минер на четвертом бастионе в Севастополе) не сравнятся с минерами Иерусалима. Здесь роются друг под друга, удовлетворяясь ничтожными приобретениями, лишь бы только идти вперед. Если, положим, в десять лет, завоевана только ступень лестницы - и то хорошо:

В другие десять лет может быть завоевана другая ступень, и так дальше. И если Бог пошлет в каждые десять лет по ступени,- во сто лет будет захвачена целая десятиступенная лестница! То же разумей о колоннах, о нишах и об окнах храма. Нишь за нишью, окно за окном, только неослабно двигайся вперед. А случился пожар: тут можно, при известной ловкости и ладах с турецким правительством, перескочить разом через несколько ступеней, через несколько десятков лет, захватить не одно окно, а целых пять; переделать вчерашнюю армянскую часовню на свою, дав ей новое название.

Тяжело рассказывать такие вещи о христианах - в храме Гроба, где покоился Тот, Кто более всех учил и повелевал нам жить, как братьям. Но что делать: это наша обязанность; это - истина, сама собой выступающая наружу. Все, что мы сейчас сказали и скажем вперед - написано на зданиях Иерусалима и Вифлеема. Не скажи мы - вы прочтете сами"

http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/archiv/berg1.htm

"В 1858 году, в праздник Светлого Воскресения, оказалось четверо убитых на Голгофе. В начале шестидесятых годов несколько раз происходили кровавые схватки между христианами разных наций о Пасхе и о Рождестве. В 1860 году армяне, находя удобным завоевать, к восьми своим колоннам в храме Рождества, в Вифлееме, еще девятую, обошли се в одной торжественной процессии, вследствие чего должны были выдержать бой с греками и турецким войском, наблюдавшим порядок. Вначале греки и турки были выгнаны из храма армянами и бежали по улицам Вифлеема; но потом, приобретя союзников в жителях города, арабах, частию православного, частию католического исповедания, разбили армян на голову"

http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/archiv/berg4.htm

Срам стал настолько очевиден, что попал на страницы сатирических произведений Марка Твена.

"У каждой христианской секты (за исключением протестантов) под крышей Храма святого Гроба Господня есть свои особые приделы, и никто не осмеливается переступить границы чужих владений. Уже давно и окончательно доказано, что христиане не в состоянии мирно молиться все вместе у могилы Спасителя" /ИЗ КНИГИ МАРКА ТВЕНА "ПРОСТАКИ ЗА ГРАНИЦЕЙ"

http://www.il4u.org.il:8101/jerusalem/8-9.htm

На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином (см. интервью).

В разных источниках указан разный способ приготовления Гроба Господня к схождению огня. Например, за несколько минут перед входом патриарха внутрь Гроба в него вносят лампаду закрытую колпаком, а через несколько минут после сошествия огня эту же лампаду выносят, опять же закрытую колпаком.

Мне это кажется подозрительным, особенно в свизи с следующим заявлением:

Local Christians - a tiny minority in a Holy Land racked by violence - certainly need something to cheer them up. But one Armenian torch-bearer, Soukias Tchilingirian, felt the truth had to be told. He said: "It's not a miracle. The Greek priests bring in a lamp - one that has been kept burning for 1,500 years - to produce the Holy Fire. For pilgrims full of faith who come from abroad, it is a fire from Heaven, a true miracle. But not for us. Of course the source of the fire is ancient and symbolic. I heard this from my father and I think he knew the truth."

http://www.holyfire.org/eng/doc_Guardian2001.htm  (А)

Cited: Alan Philps. Mystery of Jerusalem's Holy Fire comes to light // The Guardian, London, England - April 16, 2001

"И вот утром Великой Субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем, как на улице было ясно и солнечно. Продолжались они в течение трех часов (до 12-ти). Храм начал озаряться яркими вспышками света. То в одном, то в другом месте стали блистать небесные зарницы, предвещающие сошествие Небесного Огня," - пишет один из очевидцев.

На видео 1995 года и 2003 в прямой трансляции на НТВ подобных явлений замечено не было. И свидетели об этом почти не упоминают. Это видно исключение, чем правило. Хотя, паломникам и не такое видится во время церемонии.

"В половине второго часа, раздается колокол в патриархии и оттуда начинается шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху. Он - в полном облачении, сияющей митре и панагиях. Духовенство медленной поступью минует "камень миропомазания", идет к помосту, соединяющему кувуклию с собором, и затем между двух рядов вооруженной турецкой рати, едва сдерживающей натиск толпы, исчезает в большом алтаре собора" - повествует средневековый паломник.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств [*]. Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь; "Иля дин, иля виль эл Мессиа" ("нет веры, кроме веры Православной, Христос - истинный Бог") - скандируют они. Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное обращение к Богу.

"Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти "дикарские" пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов... И огонь снизошел." [*]. Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи. Во что же веруете вы?

"Вдруг внутри храма над Кувуклией появилось небольшое облачко, из которого стал моросить мелкий дождичек. Я стоял недалеко от Кувуклии, потому и на меня, грешного, упали несколько раз маленькие капли росы. Подумал, наверное, на улице гроза, дождь, а крыша в храме неплотно закрыта, поэтому вода проникает вовнутрь. Но тут греки закричали: "Роса, роса..." Благодатная роса сошла на Кувуклию и смочила вату, лежавшую на Гробе господнем. Это было второе проявление Божией Силы." - пишет паломник.

В Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания - на котором тело Христа готовили к погребению.

Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный "контроль" за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию, [*]

Надеясь уловить православных на подделке городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские следящие [*].

Священники разоблачают патриарха, см. первое фото.

А вот и результат одной из проверок.

Подробный разсказ появляется у историка Дамаска Ибн-ал-Каланиси (ум. 1162), который пытается объснить причину разрушения иерусалимскаго храма халифом ал-Хакимом в 398/1007 году [51]:

"… И спросил ал-Хаким миссионера Хутекина [52] 'адудита, бывшаго с ним, почему христиане отправляются в эту церковь и каковы их верования о ней. Он просил дать ея описание и (сообщить), что ей приписывают, а Хутекин знал это по частым путешествиям в Сирию и поездкам с посольствами от ал-Хакима к ея правителям. Он сказал: "церковь эта близко от мечети ал-Акса, ее христиане очень почитают и отправляются в паломничество к ней на Пасху… Когда они находятся на Пасху там… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дереа и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. он обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом. скрывая это от взоров. пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады" /1/.

Только не выгодно разоблачать это христианское чудо мусульманам. слишком большой доход оно приносит.

"ал-Джаубари (ум. 1242), который составил интересную книгу, посвященную разъяснению различных тайн и фокусов [57]. Под заголовком "Хитрости монахов при зажигании огня в церкви Воскресенья" он говорит [58]:

"Знай, что величайшей хитростью у этих людей является лампада с огнем в церкви Воскресения в Иерусалиме. Она - дело монахов, но относительно этого заключен договор у всех христиан с их родами и племенами. Ал-Мелик ал-Му'аззам [59], сын ал-Мелика ал-'Адиля вошел в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху. (приставленному) к ней: "Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет". Монах сказал ему: "Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе тайну его, тогда правительство лишится этих денег; оставь же ее скрытой и получай это большое богатство". Когда правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении" /1/.

Или

"Нынешнее празднование святого огня при гробе Господнем, - пишет ныне покойный профессор А. А. Олесницкий, - отличается в высшей степени народным характером. Оно исключительно принадлежит Иерусалиму и нигде более не повторяется, точно так же, как не повторялись вне Иерусалима праздники ветхозаветного огня. Зато в Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман. Семейный очаг немыслим без согревающего и освещающего элемента, а этот последний источается для всей Палестины от святого гроба. Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы. Таким образом, праздник гроба Господня есть праздник счастия и благосостояния страны" /2/.

Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина - ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.

Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен (см. предания). Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место.

Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.

Схождение

Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.

При раскадровке съёмки ЧСБО хорошо видно, что никаких молний нету, что всполохи не отличимы от фотовспышек сотен фотографов, наполняющих храм. Интересно было бы посмотреть, кто кроме меня проводил такую работу, как раскадровка видео о благодатном огне и сравнение "чудесных всполохов" с фотовспышками в храме (где видно, как из фотоаппарата выходит "всполох" и фотовспышками в других местах (театрах, на улице и т.п.), где не подразумевается действие сверхъестественных сил.

НИКАКИХ МОЛНИЙ ИЛИ ЧУДЕСНЫХ ВСПОЛОХОВ. ОДНИ ФОТОВСПЫШКИ!!!

Подбор фотографий с видео, на которых видны последствия работы фотовспышек.

http://www.krtdiv.narod.ru/book1/1book2.2.2.htm

Фотографии ниже дают представление о размерах пространства, которое может охватить фотовспышка (в обычном театре), а также о количестве фотографов в храме Гроба Господня.

 

 

 

Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады находящиеся по бокам

Кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. "И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения. Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя - как огромный цветок. А Кувуклия еще темная. Медленно - медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней. Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света,"[*]. Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова [*]. В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.

Вообще-то, у апологетов ЧСБО есть редкие фотографии с "зайцами", подобными тем, что мы видим на данной фотке.

На большинстве фоток, и уже тем более на видео подобных "зайцев" нет. Надо заметить, что к подобным фотоснимкам прибегают апологеты мира духов, инопланетян, которые на их основе доказывают существование иных миров. Но причины появления подобных снимков в дефектах светофильтра, особенностях плёнки или проявки и т.п.

Я не профессиональный фотограф, но судя по тому, что я выяснил, получить подобные снимки, в условиях ХГГ, при данном характере перемещения света, наличие прожекторов от киноаппаратуры, фотовспышек, огня свеч и общем затемнение весьма вероятно.

О различных "зайцах" на фото смотри статьи:

http://vadim-andreev.narod.ru/ufo/foto.htm

http://ufo.psu.ru/rufors/article-rufors11.html

http://www.csicop.org/webmaster/medjugorje

http://lachaew.narod.ru/

http://club.foto.ru/phpbb2/viewtopic.php?p=167533  - обсуждение на форуме.

Здесь приведены некоторые интересные "зайцы".

О том как загорается Благодатный Огонь рассказывают сами патриархи. "Я видел, как митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей". Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила: "Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня... и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются."[*].

Единого мнения о том, как сходит огонь, нет и у патриархов, которые, вроде бы являются непосредственными очевидцами этого явления.

Например:

"(…)Митрополит Заиорданский, когда входит вовнутрь гроба, - обретает великую лампаду, стоящую на Христовом гробе, саму о себе возжегшуюся, а иногда при нем нечаянно загорится. Но только сам он никогда не видал, как она загорается. В Иерусалиме я от многих слышал, которым сам митрополит сказывал по {75} откровенности, сие: "Иногда я взойду, а она уже и горит; тогда и я скоро вынесу, а иногда взойду, а лампада еще не горит; тогда я паду на землю от страха и со слезами начинаю просить милости от Бога. Когда встану, лампада уже горит, и я зажигаю два пука свечей, выношу и подаю". (…)Весь Христов гроб был мокрый, якобы дождем вымочен; но я не мог узнать, от чего это. Посреди гроба стояла та великая лампада, которая сама зажглась, и великим светом горела." / Цит. по: Глас тихий. Божии знамения нашего времени. Альманах. Материалы Комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви. Вып. 1.-М., 2000, 476 с. Стр. 403-464 (А)/.

Схождение огня на одну из лампад является самым древним и самым часто упоминаемым способом схождения огня.

Гонцы, еще когда Патриарх находится в Кувуклии, через специальные отверстия разносят Огонь по всему храму, огненный круг постепенно распространяется по храму.

Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. "Все ярче и сильнее вспышки Небесного Света. Теперь Благодатный Огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы "Воскресения Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад. Врывался в храмовые часовни, на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем Миропомазания (здесь также зажглась лампадка). У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей."[*]. Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить.

Бумага то всё стерпит. Только видео свидетельств момента самовозгорания нету. Свидетели утверждают, что наиболее часто самовозгорание происходит у паломников, находящихся непосредственно около Кувуклии. При сопоставлении свидетельств с видео года на момент свидетельствования, никаких самовозгораний не обнаруживается. Ни на одном качественном видео не запечатлено самовозгорание.

Первое время - 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.

"Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило..." - писал четыре столетия назад один из паломников. Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.

Умывание огнём? На видео отлично видно, что паломники достаточно быстро проводят огнём по телу, и если замедлят скорость проведения, то резко одергивают руку. Всё это легко повторить пучком обычных свечек, даже я это могу делать более зрелищно, чем делают паломники в храме, опыт изучения этого явления даёт свои плоды.

Кстати, рука на фотке находится за огнём. Иначе бы огонь был под рукой. Что бы это понять, достаточно мысленно представить это действие. На моём сайте вы найдёте видео, где я касаюсь огнём волос, провожу по рукам и подбородку. Если бы у меня было более качественное видео, то фотки были б куда лучше.

Смотрите также.

http://www.krtdiv.narod.ru/book1/1book2.4.htm

http://www.krtdiv.narod.ru/3/1/3.1.1.4.htm.htm

Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, - из храма очевидцы выходили как бы зановородившимися, как они сами говорят, - духовно очистившимися и прозревшими. Что особенно замечательная не остаются равнодушными даже те, кому неудобно это дарованное Богом знамение.

Ага. По состоянию паломников можно много понять о качестве их свидетельств.

"Сказывается накопившаяся за прошедшие дни усталость, голова склоняется то на колени, а то и соседу на плечо. Время тянется как никогда медленно, посмотришь на часы- всего 15 минут прошло. Кажется вроде вздремнул, смотришь, а всего еще 5 минут минуло, всего же в ожидании схождения Огня нам предстояло провести 20 часов (…) Ждем. Напряжение невероятнейшее. И вдруг шум, все вздрагивают, свечи тянут вверх, может быть, у кого нибудь из нас Господь сам зажжет. Оказывается ложная тревога. Опять шум... И вдруг словно камнепад, обвал, крики ликования, свист, звон колоколов! Огонь сошел! Господь даровал нам Свою милость. Ликование просто необыкновенное. Слышно: "Господи! Слава Тебе! Дал нам милость Свою, не взирая на наши грехи". Слова благодарения просто с языка слетают, грудь распирает чувство радости, ликования: "Господь с нами!" " /1997; А/.

"Жара и давка начались неимоверные, и, если подкашивались ноги, то упасть было нельзя. Одной молодой румынке стало плохо. Женщина-врач, извернувшись, дала ей таблеток, поделилась водой. Прошло около двух часов давки. Мы были у передней кромки человеческого океана, наполнявшего храм. От жары с некоторыми румынками стали происходить беснования. Стоит-стоит, вдруг начинает кричать и терзать спину, стоящего впереди. Досталось и милосердному врачу, похоже - от приведенной в чувство девицы. Когда очередная румынка забилась рядом, я стал ее крестить. (…) Вздохнуть полной грудью невозможно, дыхание стало коротким и частым. Лоб перестал потеть. Вижу, бесцеремонные румыны совсем задавили полячек Но те не подают вида, даже звука не издают. Да и другие наши женщины держатся стоически. Глядя на них, укрепляюсь, как могу. Но вот сознание поплыло. Конец приходит. И я взмолился. Впервые в жизни, не отвлекаясь, молился мысленно длинными стройными молитвами, которые сами собой слагались в голове." /А/

В одном из свидетельств есть даже сравнение молний видимых во время ожидания огня и вследствие травмы головы.

"В этот момент я получила удар по голове - как выяснилось потом, заранее разбитой бутылкой, и этой разбитой частью бутылка вонзилась мне в голову. Перед глазами вспыхнули молнии, потом появилось свечение, подобное тому, которое было при схождении благодатного огня над храмом Гроба Господня. Начался кошмар. " /А/.

А вот и результат такого состояния:

"Были мы изнуренные этой полубессонной ночью, голодные, тут еще похолодало, и... сомнение наше все больше укреплялось (…) И вот совершилось! Поднимаемся на крыльцо кувуклии, над нами очень-очень высокий купол и фиолетовые молнии, сполохи, они идут по куполу, спускаются вниз - и тут уже сил никаких нет, чуть ли не обморочное состояние... Ах... Храм - это единое живое существо! Из Гроба Господня руки Патриарха протягивают факел, а священники, зажегши свечки от него, передают дальше, народу... Кажется, что церковь вся мгновенно вспыхнула огнем. Что происходило вокруг, я нечетко помню, потому что был полный восторг..."

Тут можно вспомнить и о Иерусалимском синдроме.

"Иерусалимский синдром" Мэтт Рис "Изгнание помешанных из Храма" ("Newswek") "Я - Мессия бен-Давид!.." интервью с д-ром И. Зислиным"("Вести")

http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/archiv/sindrom.htm

http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/archiv/sindrom2.htm

http://www.geocities.com/TheTropics/Cabana/1017/archiv/sindrom3.htm

Случаются и более редкие чудеса. Съемка на одной из видеопленок свидетельствует о происходящих исцелениях. Визуально камера демонстрирует два таких случая, - у человека с изуродованным гниющим ухом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах затягивается и ухо принимает нормальный внешний вида, а также показан случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах до "умывания" Огнем).

Очень интересно. А где можно посмотреть?

В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали его привозить и в нашу страну. В близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами."

Ага, сами с "усами". А огонь принесёт прибыль, ведь увеличит количество паломников в храм, в который его привезут. У меня тоже загорелся благодатный огонь, могу дёшево продать.

Только ли православным?

Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? а что если бы его принимал представитель иной Христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других деноменаций были и случались не единожды.

Лишь в течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточных христиан, большую же часть времени, как и сейчас, городом правили представители других недружелюбно или вовсе враждебно относившихся к Православию учений.

А ещё большую прибыль инославные получали от чуда.

Но читаем мусульманского свидетеля - Ахмед-ибн-ал-Касса (до 946):

"Когда же настаетъ пасха у христианъ, въ день великой субботы люди выходягь изъ места гроба къ скале, вокругъ которой хоры; (съ нихъ) они смотрятъ на место гроба, все молятся и преклоняются передъ Богомъ всевышнимъ со времени ранней молитвы до захода солнца. Присутствует, эмиръ и имамъ мечети. Правитель запираетъ дверь къ гробу и садится у нея. Они все такъ остаются, пока не увидятъ светъ, похожий на бълый огонь, выходящий изъ внутренности гроба. Правитель открываетъ тогда дверь гроба и входитъ туда; въ рукахъ его свеча, которую онъ зажигаетъ оть этого огня, а затемъ выноситъ. Свеча же, загоравшись, не сгораетъ. Онъ ее отдаетъ имаму, тотъ несетъ эту свечу и зажигаетъ лампады мечети. (..)".(1)

Огонь принимают эмир и имам мечети!

В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами, римская церковь и местные градоночальники почитая Православных за вероотступников, смело принялись попирать их права. Английский историк Стивен Рансимен приводит в своей книге повествование об этом летописца западной церкви: "Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии… Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него… Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…"[*].

Капеллан Иерусалимских королей-крестоносцев, Фульк, рассказывает, что когда западные поклонники (из числа крестоносцев) посетили св. град прежде взятия Кесарии, для празднования в нем св. Пасхи пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому что святый огонь не являлся и верные целый день оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения. Тогда, как бы по небесному внушению духовенство латинское и король со всем двором своим пошли... в храм Соломонов, недавно обращенный ими в церковь из мечети Омаровой, а между тем Греки и Сирияне, оставшиеся у св. Гроба, раздирая свои одежды, с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец, сошел св. Огонь."

Можно заметить, что технологии чудосовершения бережно хранятся.

Но самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь [*]. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь. Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. "Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан" - пишет инок Парфений [*]. В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: "Единая вера Православная, я - христианин" и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров. Однако юноша не разбился - плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание (см. подробно).

Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор [*,*]. Впрочем, это была не единственная попытка мусульман, отрицающих Страсти и Воскресение Господне, воспрепятствовать схожденияю Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): "...однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокй, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась" [*].

Существует масса вариантов данной истории, различающихся датой события, поведением, чином и именем мусульманина, типом появления огня и доказательствами истинности истории, но кроме колонны все доказательства куда-то исчезли.

Подробнее. < http://www.krtdiv.narod.ru/3/1/3.1.1.4.htm.htm >

У армян же своя история. По их мнению из этой колонны огонь сходит для бедных. Интересным свидетельством по этому поводу является свидетельство 1806 года Улрича Ситзена.

"The Descent of the Holy Fire is a triumph for the Greeks, by which the Armenians, Copts, etc., should also be convinced. They pride themselves a great deal on this, and in order to humiliate their chief enemy, the Armenians, they tell the following story. Once, it seems, the Armenian clergy paid a large sum of money to the governor of the city in order to obtain permission to be the recipients of the Holy Fire. The Armenian bishop had already entered the Tomb and everyone was in a ferment of expectation. Then, after a long period of waiting, the Armenian clergy came out again, ashamed and afraid, and explained that they could not obtain the Holy Fire through their prayers. Then the Greek bishop entered the Tomb and in a few minutes the Holy Fire appeared. Angry with the audacity of the Armenians, the governor had them seized and forced them to eat something which politeness does not permit me to name. This is the reason for the abusive name of 'Sh-teaters' given to the Armenians by the Greek rabble. It is amazing what religious fanaticism can do to men!" /

http://www.cloudsmagazine.com/14/Bishop_Auxentios_The_Rite_of_the_Holy_Fire.htm

В этой истории колонна не приняла участие. В 1908 году случился пожар, наверняка колонны подверглись опалению и разрушению.

Правда, есть и более раннее свидетельство, 1710 года (см. Иоанн Лукьянов, священник, Москва (1710-11 гг.). В общем, концов этой истории не найти.

Трудно перечислить все многочисленные события, которые происходят перед схождением Благодатного Огня и во время его. Однако одно заслуживает особого упоминания. Несколько раз за сутки или непосредственно перед схождение Благодатного Огня, в Храме начинали мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя. Впервые это произошло в Великую Пятницу в 1572 г. Первыми свидетелями стали два француза, письмо об этом одного из них хранится в Центральной Парижской библиотеке. Через 5 месяцев - 24 августа Карл IX устроил в Париже Варфоломеевскую резню. За два дня была уничтожена треть населения Франции. В 1939 в ночь с Великой пятницы на Великую субботу она опять замироточила. Свидетелями стали несколько монахов, живущих при Иерусалимском монастыре. Через пять месяцев, 1 сентября 1939 г. началась II мировая война. В 2001 г. это случилось вновь. Христиане не увидели в этом ничего страшного (см. описание свидетельницы)... но о том что произошло 11 сентября этого года - через пять месяцев после мироточения, знает весь мир [*]. (Cм. и подробное описание).

Мироточения не изучал.

Я бы мог привести и больше свидетельств по каждому критикуемому тексту, но и так уже получился объёмный текст.

* - я не раз сообщал о многих неточностях автору православного сайта, но он не реагирует. Что тогда думать? Кстати, даже если автор православного сайта изменит своё введение, моя статья не потеряет актуальности, ибо критикуемая статья является действительным отражение православной пропаганды, только в ней куда больше ляпов.

A - http://www.holyfire.org/index2.htm

1. - Цит. по: Крачковский И. Ю. // Христианский Восток. Т.3. Вып.3. Пг., 1915. < http://www.holyfire.org/doc_ChristVostok1915.htm > (А)

2.- Дмитриевский А. А. Церковные торжества на православном Востоке

< http://www.holyfire.org/svid_p_Dmitrievskij.htm > (A)

--------------------------------------------------------------------------------

В разные годы, разными людьми использовались и другие названия для чуда сошествия Благодатного Огня: Благодатный Свет, Священный Свет, нерукотворный Свет, Благодать.

Фотографии взяты из следующих источников:

  1. Губанов Владимир Благодатный Огонь: чудеса на Гробе Господнем. М., "Лествица", изд. 4-е (черно-белое фото, 2000 г, стр. 280 и 3-е (цветное фото). Автор фото: Виктор Блинков.
  2. http://www.orthodoxy.ru/nevskiy/Lifesobor/st_fair.html
  3. Из электронной версии печатной статьи на сайте издания: © Благодатный Огонь // "Благовест", Самара, 17(?) мая 2002 г.