http://religion.russ.ru/discussions/20020412-zavalov.html

Михаил Завалов

Православие в кольце врагов

В воздухе носятся сведения, что в последнее время РПЦ окружило плотное кольцо врагов: то есть почитаешь православные СМИ, форумы от Кураева и прочих, поговоришь с людьми - и так там много узнаешь про врагов, врагов и ещё раз врагов.

К коим относятся:

То ли это признак последних времён, то ли, как я полагаю, веяние современности, тенденции и особенности самих православных христиан текущего десятилетия в нашей стране

С чего бы это их, врагов, так необычайно много развелось?

О врагах православия можно было услышать, конечно, и 20-30 лет назад, но всё-таки тогда разговоры эти вели какие-то маргинальные группы или странные личности. А сегодня развелись сектоборческие центры, материалы про врагов найдешь на каждой второй, наверное, православной веб-странице, в борьбе с врагами всё больше участвуют чиновники и даже иерархи. То есть сегодня это - тенденция, причём грустная. В начале перестройки мне часто приходилось слышать от церковных деятелей, что, дескать, что с нас спрашивать, когда большевики за 70 лет всё разгромили и т. д. Сегодня, в условиях небывалой свободы, всё чаще раздаются жалобы на врагов, которые не дают нам развернуться.

Создание врагов. Психологический экскурс

 

У людей есть непреодолимая потребность в козле отпущения, во враге, который виновен во всех их несчастьях и которого можно и даже должно ненавидеть. Это могут быть евреи, еретики, масоны, иезуиты, якобинцы, большевики, буржуазия, международные тайные общества и т. п. <...> Когда найден козёл отпущения, то человек чувствует себя лучше. Это есть объективация зла, выбрасывание его во внешнюю реальность.

Н. Бердяев

Прямое отношение к теме врагов имеет открытый психоаналитиками защитный механизм под названием проекция. Он заключается в том, что человек ради отчуждения от нежеланных переживаний проецирует отвергнутые аспекты своей личности на окружающих людей. Скажем, он вытесняет свою сексуальность - и ему начинает казаться, что все вокруг - грязные развратники, что Они только об этом и думают, только этим и живут. Такой механизм позволяет: 1) всё-таки реализовывать вытесненное (поскольку такой "праведный" человек постоянно думает о сексуальном - правда, о сексуальном в окружающих); 2) при этом он - вполне искренне - не чувствует никакой ответственности за свои импульсы. Подобным образом можно обращаться с агрессией (что особенно свойственно "добрым" людям), с комплексом неполноценности, в принципе, с чем угодно...

При таком психологическом устройстве "враги" человеку просто необходимы, чтобы переместить на них своё зло. Используя образы известной притчи, можно сказать, что фарисею необходим мытарь (а обратное утверждение - неверно), дабы чувствовать себя праведнее.

Эти концепции психологии имеют прямое отношение к феномену осуждения, о котором с такой настойчивостью и такими яркими, порой даже страшными словами говорит Евангелие. Осуждение опасно уже тем, что поддерживает слепоту (не только к своему злу, но и вообще к реальности), создает некоторую стабильность для дурной, обманывающей себя, системы. Это и есть греховность в самом чистом виде: слепота и неспособность видеть зло в себе.

Но и это ещё не всё: осуждение (или проекции) активно вредят окружающим. Проекции склонны воплощаться. Моё враждебное и подозрительное отношение к людям реально может превратить их во врагов.

На социальном уровне такая психология создает барьеры между группами, барьеры, основанные на тайном страхе и неуверенности в своей идентичности. Мы лучше, чем Они, а Они все - развратны, нечестивы, злы... (нужное подчеркнуть). А поскольку Они - люди второго сорта, с ними можно поступать бесчеловечно, дай только Нам власть. Что и происходило в истории и происходит сегодня.

Фабрикация враждебного "Они", кроме всего прочего, крепче соединяет Нас в группу, жёстче определяет нашу идентичность. Что особенно характерно для групп (или людей), в своей идентичности не уверенных. Многие политики - сознательно или бессознательно - используют эти механизмы. Однако такая идентичность неполноценна, а подобное "единство" основано на страхе, на чувстве опасности перед "враждебным окружением".

Синдром параноидального христианства

Когда же такой психологией охвачены христианские группы, это более чем печально, это - подмена и измена оригинальному замыслу. Вот характеристики такой психологии:

  1. Нас окружают крайне опасные враги (перечисляются конкретные признаки, группы, имена).
  2. Шаг в сторону с узенькой платформы, на которой Мы, истинно верующие, стоим, - чреват гибелью, вечной смертью.
  3. Православно то, что отличается от Них (негативная идентичность, на самом деле черпающая энергию и концепции - с обратным знаком - из Их деятельности и концепций).
  4. Факультативная, часто встречающаяся при этом черта, усиливающая тревогу: мы живём в последние времена, так что борьба со злом крайне обострилась.

Чем всё это плохо? В принципе, тем же, чем это плохо для отдельного человека, в котором действует механизм проекции.

Такая "душевная оборонная промышленность" - лишняя трата энергии, которую можно бы было использовать на что-то позитивное.

Это антиевангельская закрытость, она же - гордость. Потому что корпоративная гордость, гордость за своё Мы, - та же гордость, только лучше замаскированная, чем гордость личная. Она мешает, скажем, смиренно признать: да, у баптистов более дееспособная община; да, западное христианство оказалось продуктивнее Православия в сфере строительства гражданской жизни.

Так создаётся псевдо-единодушие (действительно, при советской власти христианская идентичность во многом обеспечивалась прессингом врага-государства. Сегодня - обеспечивается прочими "врагами"). Но страх - не лучший мотив для единства.

Самое главное: проекция зла вовне препятствует покаянию, изменению, даже не позволяет увидеть наши проблемы, коль скоро во всём виноваты враги. Притом никакие разумные доводы на параноидалов, подверженных неискоренимым предрассудкам, просто не действуют. Вместо этого они занимаются - борьбой в чёрно-белом мире.

Радикальные маргиналы идут ещё дальше, в частности, они настойчиво объясняют, что следует различать личных врагов (которых надлежит прощать) - и врагов церкви, православия, русского народа. И со вторыми не стоит церемониться. Порой такое "богословие православного джихада" доходит до полного демонизма. А если подобные мнения восторжествуют - что будет с нами? Останется только отменить Христа и переписать Евангелие. И это будет кошмарнее любой самой растоталитарной секты.


http://nationalism.org

Царскiй опричникъ № 9 (1999)

MORALIA

Священноинок Николай (ИПЦ)

Убий!

"Не искушение ли житие человеку на земли" (Иов. 7,1). Слова сии - не опасаясь слишком погрешить против истины - можно произнести и так: не война ли житие человеку на земли? Вспомним, что и апостол Павел представляет жизнь христианина под образом непрерывной брани с "во злобе сильными" (Пс. 51,1) духами. "Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, - научает он воинов Христовых,- потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мiроправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять" (Еф. 6,11-13).

Но, вместе с тем, супостат наш - диавол, ходящий как "лев рыкающий", "ищущий кого поглотить" (см. 1Пет. 5,8), хотя и не имеет сам "плоти и крови", однако же в своих бранных поползновениях на нас повсечасно использует как раз таки "плоть и кровь". "Демоны не суть видимые тела, - учит преподобный Антоний Великий, - но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления тёмные, ибо, принявши эти помышления, мы принимаем самих демонов и явными делаем их в теле".

Однако ж, ежели человек-христианин воспротивится и не позволит тело своё соделать орудием "отступника" (Иов. 26,13) и "человекоубийцы" (Иоан. 8,44), - то ему рано или поздно приходится ожидать нападения со стороны другого человека, тело коего, по вселении в него демонов, стало таковым орудием. Здесь именно кроется первопричина всех прошедших и грядущих "горячих" войн. Посему и нам, "мирному племени христиан" (по слову св. Климента Александрийского), надобно быть при всём нашем миро- (не мiро-!) любии в постоянной "боевой готовности", ибо в число "искушений", кои суть "все житие человека на земли" (Иов. 7,1), с несомненностию входит и телесная брань с человеко-орудием "змия великого" (Иезек. 29,3). Но там, где в брань вступают "плоть и кровь" - неизбежно убиение плоти и пролитие крови.

И подобно тому, как плющ обвивается вокруг добрых древ, так и враг спасения стремится приплести своё зло ко всякому добру. Разительнейший пример сему можно усмотреть в толстовстве, которое едва ли не всё возросло на ложно перетолкованной по диавольской подсказке заповеди: "не убий!".

Заповедь сия действительно великая и божественная, но означает ли она, что верным запрещается вообще любое убийство? И взявшись утверждать так, дерзнём ли мы обвинить в нарушении шестой заповеди божественных и достохвальных Апостолов, убивших Ананию и Сапфиру (Деян. 5,1-11)?

Святые Отцы решали дело иначе. Вот как учит дивный во Отцах св. Афанасий Александрийский в своём послании к Амуну-монаху (включённом, кстати сказать, в каноны церковные), написанном с целию показать, что на "нечистые и лукавые вопросы есть свои решения, давно уже данные божественными Писаниями".

По занимающему нас вопросу святитель Афанасий ответствует: "Ибо и касательно всего прочего, что бывает в жизни, найдём в известном отношении разности,- например: убивать непозволено, но истреблять неприятелей на войне и законно и достойно похвалы; почему, отличившиеся в бранях удостоиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах. Так, одно и тоже в известном отношении и не во время непозволительно, а в другом отношении и благовременно не воспрещается и дозволяется".

О том, что всему своё время и место и о том, что война есть неустранимый (до скончания "века сего") элемент мiроустройства, свидетельствует и древнерусский летописец: "мир до рати, а рать до мира" ("Ипатьевская летопись").

Се - ныне время "рати".

Се - ныне время "истребления неприятелей".

Приспело время "тотальной мобилизации" всех Русских по духу и крови. На вопрос же о том, кого "истреблять", поможет ответить старый Русский клич: "ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО!"

Русский! Врагов твоей ВЕРЫ, врагов твоего ЦАРЯ, врагов твоей НАЦИИ, врагов твоей РАСЫ - УБИЙ!


Warrax Black Fire Pandemonium  http://warrax.net   e-mail [email protected]