http://www.sem40.ru/

Образовательные программы по истории Холокоста в Германии

Опрос, проведенный Американским еврейским комитетом в 2002 году, показывает: 52% немцев считают, что "когда проводятся дни памяти Холокоста, евреи извлекают из этого выгоду". Другое исследование, проведенное в ноябре Институтом исследования конфликтов и насилия (Билефельд, Германия), обнаруживает, что 22% немцев безоговорочно согласны, а до 80% более или менее согласны с тем, что "многие евреи стараются использовать историю Третьего рейха, и немцы платят за это".

Подобные взгляды - тревожный знак. Они показывают, что не все в Германии в порядке с преподаванием истории Холокоста. Так считает и историк Матиас Хейл, глава образовательного отдела в мемориальном центре концлагеря Равенсбрюк. "Я слышу, что говорят студенты, они говорят, что с них хватит. И есть какая-то связь между отсутствием знания и этим заявлением, - утверждает Хейл. - Словно они повторяют слова, произнесенные их дедушками и бабушками в первые годы после войны".

"Подобное отношение приветствуется некоторыми интеллектуалами в Германии, и оно находит новых сторонников", - говорит Беате Космала, старший историк в Берлинском центре по изучению антисемитизма. "По-настоящему хорошие образовательные программы по истории Холокоста показали бы размах преступлений настолько ясно, что никто бы больше не смог делать подобные заявления", - считает Космала.

Однако "не так-то просто показывать эту эпоху молодым германцам, - говорит Деидре Бергер, глава берлинского отделения Американского еврейского комитета, предпринимающего пилотное исследование воздействия образовательных программ по истории Холокоста на немецких студентов. - Это очень мрачная страница, за нее сегодняшняя молодежь не несет ответственности, да и вины их нет. Тем не менее это - история страны, которую нельзя ни упускать, ни забывать".

Немецким преподавателям приходилось сталкиваться со многими препятствиями. В послевоенные годы школьные учебники эту тему игнорировали, а позднее переносили ответственность на нескольких высокопоставленных нацистов.

После объединения Германии в 1990 году многое было сделано для того, чтобы бывшая Восточная Германия перестала перекладывать вину за военные преступления во время Второй мировой на Западную Германию и рассматривать последнюю как логово нацизма. "За последние несколько лет определенно произошли перемены, проводятся занятия, посвященные Холокосту, - говорит Космала. - В Берлине и других крупных городах есть много людей, которые пережили Холокост, их приглашают в школы".

В 1996 году Президент Германии Роман Герцог учредил в Германии день памяти евреев, погибших во время Холокоста. Это стало основой для долгосрочных образовательных программ, например программы "День поминовения в интернете", которую спонсировал Фонд Конрада Аденауэра. Праздничная атмосфера, которая царила на церемонии вручения призов участникам программы, не противоречила серьезности исследований, проведенных студентами. Студенческие работы основаны на встречах с людьми, пережившими Холокост, а также на беседах с молодежью, которая недавно порвала с правыми экстремистами Германии.

Немецкая шестнадцатилетняя студентка Юлиана Циглер вместе с коллегами создала веб-сайт, посвященный ее поездке в мемориальный центр Освенцим и встречам с польскими студентами. Однако такие чувства и заинтересованность бывают достаточно редко, говорит Филип Граф фон Гарденберг, исполнительный директор Фонда видео-истории Шоа в Берлине. "Стыдно признаться, - говорит Гарденберг, - но очень мало школ приняли участие в 2001 году в первом конкурсе тем, касающихся Холокоста. Из 120 тысяч школ только 130 пожелали купить компакт-диск, на котором собраны интервью евреев, переживших Холокост".

Некоторые полагают, что недостаточное просвещение по истории Холокоста может иметь опасные последствия. Пауль Шпигель, президент Центрального совета евреев в Германии, недавно сказал, что "недостатки системы образования" отчасти являются причиной антисемитизма в Германии. Однако Хейл сомневается, что образовательные программы по истории Холокоста смогут защитить Германию от проблем общества, и он предпочитает не связывать эти два вопроса.

Три года назад американский бизнесмен Артур Обермайер учредил премию по еврейской истории, которая присуждается немцам нееврейского происхождения и любой профессиональной принадлежности за то, что они стараются сохранить памятники еврейской истории в родных городах. Лауреаты этой премии помогли вернуть из забытья синагоги и еврейские кладбища, нашли евреев, которые когда-то жили в их городах и создали архивы для будущих исследователей.

Тоби Аксельрод (перевел М.Гребнев, sem40.ru)


Warrax Black Fire Pandemonium  http://warrax.net   e-mail [email protected]