http://vle.ru/eparchia/otdel/army/inst_radio.htm

Комментарии Центра детеизации будут выделены этим цветом.

ИНСТИТУТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

ЦЕРКОВЬ И АРМИЯ: ПУТИ СОТРУДНИЧЕСТВА


Русская Православная Церковь всегда стояла и стоит на патриотических позициях,

Бондарев С.С. Зам. нач. ВИР по воспитательной работе

Еще бы. Пару последних веков церковь в России являлась частью государственной идеологической машины царизма, а затем и большевизма. Если бы при ЭТОМ она не стояла на патриотических позициях - это было бы более чем странно.

Впрочем, если учесть более раннюю историю Руси, можно найти и случаи, когда высшие религиозные деятели пытались взять власть на Руси в свои руки. Считается ли, что при этом церковь стояла на патриотических позициях - оставляем решать читателям.

радея за процветание земли русской,

Хм. По размышлении, наверное, нам следует с этим согласиться. Радение Патриарха Никона привело к тому, что масса русского народа, не принявшего церковных нововведений, ринулась в Сибирь и составила изрядную часть тех, чьими силами могущество России прирастало Сибирью. Вот только благодарить нам за это Церковь стоит не более, чем евреям Гитлера за образование Израиля.

наполняя повседневную жизнь народа духовным смыслом. Многовековая история Отечества воистину творилась людьми святой веры.

И с этим мы тоже должны согласиться. Потому что творить историю Отечества людям другой веры было просто невозможно. Например, для иудеев существовала известная "черта оседлости", и получить, к примеру, военный чин иудей мог только одним способом: выучиться на врача и стать военврачом. Для мусульман также были ограничения. Далее...

Идет ли речь о государственном устройстве, путеводительстве народов к сплочению и процветанию, ратной защите их интересов, или о трудовом, научном бремени познания событий по принципу: "Аз бо есмь в чину учимых и учащих мя требую". Весьма символично, что своей гениальной поэзией воспели русское православие Александр Пушкин и Гавриил Державин, Михаил Ломоносов и Афанасий Фет, Марина Цветаева и Сергей Есенин и многие другие деятели науки, культуры и искусства.

А здесь стоило бы кое-что процитировать, для ясности.

Но чтобы не забыть итоги наших странствий:
От пальмовой лозы до ледяного мха -
Везде - везде - везде - на всем земном пространстве
Мы видели все ту ж комедию греха:
.............
С десяток или два - единственных  религий,
Все сплошь ведущих в рай - и сплошь вводящих в грех!
Подвижничество, так  носящее вериги,
Как сибаритство - шелк и сладострастье - мех.
Эти строки принадлежат Марине Цветаевой.

Что касается отношения к православию Александра Сергеевича Пушкина, нам было бы достаточно процитировать его произведение "Тень Баркова".

Видимо, товарищу Бондареву до того захотелось привлечь в свои ряды светила культурной жизни России, что кое-где он пошел и на умолчания. Ничего удивительного, товарищ. Вчера кое-кто, наподобие диакона Андрея Кураева, вдалбливал в наши головы научный атеизм. Политика сменилась, ветер подул с христианской стороны - и те же работники, которые вчера читали нам про коммунизм, который не за горами, сегодня читают про духовность.

Высокое предназначение церкви было и остается проповедным словом утолять духовную жажду людей, прививать любовь к Родине, к своему Отечеству, наставляя их на совершение ратных и трудовых подвигов. Ведь мы прекрасно знаем, как на полях сражений вера и любовь к Святой Руси возвышали силы, неодолимость в борьбе с врагом и вели к победе.

Насчет трудовых подвигов мы вряд ли готовы согласиться с отцом, тьфу, товарищем Бондаревым, но это, наверное, тема другой статьи. Что же касается подвигов ратных, то мы полностью согласны с товарищем священнополковником. Религия была средством для повышения боевого духа испокон веков, так же как и изображение врагов в качестве иноверцев, к истреблению которых призывает сам Бог.

История взаимодействия Вооруженных Сил России и Русской Православной Церкви уходит своими корнями далеко в глубину веков. Достаточно вспомнить, что на Куликовскую битву Дмитрия Донского благословил Преподобный Сергий игумен Радонежский, а первым в схватку с монголо-татарами вступил схимонах Пересвет - бывший брянский воевода.

Да, разумеется. Вот только при этом почему-то всегда забывают упомянуть, что Дмитрию Донскому пришлось довольно долго уламывать Сергия дать благословение, и что Сергий первоначально предлагал откупиться от монголо-татар богатой данью. А также и то, что отсутствие благословения Сергия означало просто-напросто то, что Дмитрию не с кем было бы идти на татар. По сравнению с игуменами-коллаборационистами с марионеточными князьями в руках Правительствующий Синод - просто великолепен и донельзя патриотичен.

С момента создания в России регулярной армии она и Православная Церковь были неразделимы. Церковь освящала боевые знамена и боевое оружие. С 1720 г. военное духовенство было выделено в отдельную структуру на флоте, а с началом XIX в. и в остальных родах войск. Департамент военного и морского духовенства просуществовал вплоть до октября 1917 г., и его представители вписали немало славных страниц в историю российской армии.

Например, вот эту:

О благом поведении на кораблях

 

Из книги Устава Морского 1720 года от Рождества Христова.

1. Кто будет чернокнижник или идолопоклонник.

Хотя всем христианам надлежит христиански жить и не в лицемерном страхе Божии содержать себя, однако же воинские люди сие с вящею ревностию уважать и внимать имеют, понеже оных Бог в такое состояние определил (в котором несравнимо чаще других смертным страхом себя подвергать должность имеют, неотложно), исполняя службу своего Государя и Отечества. И понеже всякое благословение, победа и благополучие от Единого Бога Всемогущего, яко от Истинного Начала всех благих и праведного победодавца, происходит. И Оному токмо молитися и на Него надежду полагати надлежит во всяких делах и предприятиях. Того ради через сие все идолопоклонства, чародейства, с великим подтверждением запрещаются. И ежели кто такой найдется, или сему подобный суеверный, или богохульный: оный по состоянию дела, в жестоком заключении в железах, и клещами наказан, или весьма сожжен быть.

Толкование:

Наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижцам и тем, которые чрез отраву вред какой учинят, или отвержение от оного найдется. А ежели во оных письмах или словах хулы имени Божию и отвержения от оного нет, то точию суеверные бредни, то надлежит по изобретению дела того наказать другими вышеупомянутыми наказаниями, и при том церковным публичным наказанием.

Торквемада вращается в гробу.

Немеркнущей славой покрыли себя войсковые священники в годы первой мировой войны. Думаю, уместно было бы вспомнить подвиги некоторых из них.

Протоиерей 7-го Финляндского полка, отец Сергий Соколовский, прозванный французами (вторую половину войны он провел на французском фронте) за свою храбрость "легендарным священником", дважды раненый, во второй раз с потерей кисти правой руки, поднял спрятавшихся солдат в атаку и под ураганным огнем неприятеля разрушил проволочные заграждения, мешавшие полку выполнять дальнейшую задачу. За этот подвиг он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

9-й драгунский Казанский полк должен был двинуться в атаку на австрийцев. Раздалась команда командира, но полк не тронулся с места. Жуткая минута! Вдруг вылетел на своей лошаденке скромный и застенчивый полковой священник отец Василий Шпичек и с криком: "За мной, ребята!" понесся вперед. За ним бросилось несколько офицеров, а за ними весь полк. Атака была чрезвычайно стремительной, противник бежал. Полк одержал победу. Отец Василий был также награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

16 октября 1914 г. геройски погиб священник линейного заградителя "Прут", иеромонах Бугульминского монастыря, 70-летний старец Антоний Смирнов. Когда "Прут" во время боя начал погружаться в воду, отец Антоний стоял на палубе и осенял Святым Крестом свою паству, в волнах боровшуюся со смертью. Ему предлагали сесть и шлюпку, но он, чтобы не отнять место у ближнего, отказался. После этого он спустился внутрь корабля, и, надев ризу, вышел на палубу со Святым Крестом и Евангелием в руках, и еще раз благословил своих духовных чад, осенил их святым крестом. А затем вновь спустился внутрь корабля. Скоро судно скрылось под водой.

Священник Павел Иванович Смирнов своим мужеством и спокойствием в трудную минуту так поднял дух полка, что, увлеченный своим пастырем, полк не только преодолел опасность, но и одержал победу. Имя отца Павла после этого стало геройским для всей Кавказской армии, и он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

Поздравление с принятием Воинской Присяги

Примеров подобного мужества можно было бы привести еще немало, и каждый из них занимает достойное место в нашей военной истории. За время существования Георгиевского Креста, от Императрицы Екатерины-II в мирное время этой награды было удостоено всего 4 священника. А во время первой мировой войны - 14. Каждый из этих 14 совершил какой-либо исключительный подвиг. Кроме того, более 100 священников были награждены наперсными крестами на Георгиевской ленте. Для получения этой награды также требовался подвиг. Одни получили такую награду за особо мужественное исполнение своих обязанностей под огнем неприятеля, другие - за вынос раненых с линии огня и тому подобное.

Было бы странно, если бы военно-политический аппарат действующей армии (А институт военных священников был именно военно-политическим аппаратом) не проявлял героизма. Но почему-то товарищ священнополковник успел забыть про то, что аналогичные чудеса героизма проявляли на фронтах Великой Отечественной совершенно неверующие комиссары и парторги. Память коротка, товарищ полковник, или коньюнктура не та?

Русская Православная Церковь внесла весомый вклад и в дело борьбы с фашизмом. К сожалению, многие факты участия священнослужителей в ратных делах до сих пор умалчиваются. Так, мало кто знает, что Пресвятая Богородица спасла Россию в Великой Отечественной войне, и о том, что митрополиту гор Ливанских Илье присуждена Сталинская премия за неоценимую услугу, которую он оказал нашему народу. До сих пор остается в тени участие Церкви в приближении победы над врагом в Великой Отечественной войне.

А вот свидетельские показания обратного:

"Никаких богослужений на линии фронта не было. Никаких обносов икон не было. А митрополита ливанского Илию я лично обслуживал, как келейник, во время пребывания его в нашей стране в 1948 году. Никаких писем он Сталину не писал и никаких рекомендаций ему не давал...". Дулуман Е.К. Далее...

Православная Церковь благословила армию на отпор врага в первый же день войны 22 июня 1941 г. Начало контрнаступления под Москвой совпало с Введением во храм Пресвятой Богородицы, а закончилось к Рождеству Христову. Основные боевые действия Великой Отечественной войны были закончены 6 мая 1945 г., в день великомученика и Победоносца Георгия. Капитуляцию фашистской Германии принял маршал Георгий Константинович Жуков, возивший всю войну под крышей своего автомобиля образ Казанской Божией Матери.

Уровень аргументации, вполне достойный не то лиц с филологическим складом ума в патологической степени, не то сборника армейских маразмов. "Поскольку некое полезное для нас событие наступило в день святого А, следовательно, святой А помог нам в наступлении этого события".

В целом во всех войнах и вооруженных конфликтах, в которых участвовали Вооруженные Силы России, Русская Православная Церковь оказывала им всяческое содействие и помощь. Священники делили с воинами все тяжести войны, возбуждали их дух, своим участием согревали уставшие души, будили совесть, предохраняли военнослужащих от ожесточения и озверения. Продолжается это и в наши дни. Сегодня при ведении боевых действий в локальных воинах и вооруженных конфликтах в рядах военнослужащих - немало священников. Поступают они по морали: воин есть личность, "живой очаг веры и мужества". На опасных участках рядом с бойцами пребывают и служители Церкви. Можно рассказать о многих из них, но, наверное, самым показательным является пример отца Филарета, который под Грозным, не страшась огня снайперов, поспевал с помощью к нашим воинам. По отчаянью поступков, высоте человеческого самосознания, личной храбрости он оказался превыше всех похвал. Отец Филарет после излечения ран получил боевой орден и имеет духовное дерзновение вернуться в "родной полк". С напутствием Святейшего Патриарха теперь несут послушание в воинских коллективах священнослужители из многих республик и областей Российской Федерации, внося посильную ленту в возрождение духовной крепости Вооруженных Сил.

Не видим в этом ничего, достойного особого упоминания. Каждый, обязавшийся исполнять свой воинских долг в военно-политических подразделениях, достоин чести в соответствии со своими делами - будь то уважение, которое мы воздаем комиссару, ведшему бойцов в атаку с криком "За Родина, за Сталина!", или презрение к кабинетному чинуше, отправлявшему неблагонадежных с фронта в ГУЛАГ. Непонятно только одно: у нас что, приказано верить? А если нет, то куда делись неверующие политработники?

После вступления России на путь демократических преобразований меняется не только окружающая нас жизнь, но и мировоззрение нашего народа. Однако эти изменения не всегда носят положительный характер. Бездуховность, смещение нравственных ориентиров,

Причем, как можно заметить, бездуховность и смещение нравственных ориентиров шло при одновременном переходе господствующей в обществе идеологии от атеизма к православию. Как из этого можно сделать вывод о том, что православие может вылечить нас от этих болезней - непонятно. Хотя, разумеется, после не означает вследствие.

другие социальные болезни, поразившие общество, в той или иной степени коснулись и Российской Армии, которая живет в идеологическом и духовно-нравственном вакууме, без сплачивающей общенациональной идеи.

Это что еще за идея? Православие в качестве общенациональной идеи? Интересно, скоро ли будут сажать неправославных за предательство Родины?

Молодежь, которая приходит служить, по большей части либо духовно не развита, либо преклоняется перед западноевропейскими или американскими кумирами.

Студент Иванов! Почему Вы явились на занятия по военной подготовке в штанах наиболее вероятного противника?

Неужели непонятно, товарищ полковник? Западная Европа и тем более Америка смогла построить общество, в котором существует идеологическая свобода. В том числе - и свобода религиозная. Кроме того, в этих странах военные получают жалование, которое позволяет вести существование, достойное защитника Родины. А товарищ священнополковник, видимо, предлагает заменить военный паек Святым Духом. Вероятно, ящика стандартных сухих пайков НАТО (Которые, когда они есть, и на пикник в хорошей компании не стыдно взять) будет вполне достаточно для того, чтобы выбить из св.Полковника часть идеологической мути.

Проводить воспитательную работу в создавшихся условиях, основываясь на, казалось бы, вечных ценностях, патриотизме, любви к своей Родине, верности военной присяге, становится все труднее и труднее.

"Товарищи студенты! Посмотрите на себя в зеркало! Как вам не стыдно! Вы же будущие защитники Родины! Я, что ли, за вас буду ее защищать? Да на*** бы она мне сдалась!"

И здесь нам на помощь, как всегда в тяжелые времена, приходит Русская Православная церковь.

"Не собирайте себе сокровища на земле, где моль и ржа истребляют и воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут."Матф.6.19-20. Представляете, какая экономия на денежном довольствии? Work and pray, live on hay, you'll get your pie in the sky when you'll die.(c) Joe Hill.

Возрождение государственно-патриотической идеи, традиций верного служения Отечеству в наше время невозможно без тесного взаимодействия армии и церкви. Такое взаимодействие на сегодняшнем этапе развития нашего общества просто необходимо потому, что, говоря словами великого русского полководца Александра Васильевича Суворова из его знаменитой "Капральской тетради": "Безверное войско учить - все равно, что железо перегорелое точить"

Совершенно согласны со словами великого русского полководца. Вот только есть одна маленькая тонкость. Для того, чтобы держать в руках самое современное оружие для защиты Родины, нужно иметь не только боевую, но и политическую подготовку. Но для того, чтобы защитникам Родины было что держать, нужна не политическая подготовка, а подготовка научная. Подготовка воина, не знающего сомнений и колебаний в бою, для военного ученого, который должен критически подходить к каждому винтику очередной машины судного дня, не годится. Следует напомнить читателям, что товарищ полковник служит в Липецком военном радиотехническом институте.

Без Русской Православной Церкви, которая столетиями была вместе с армией и в мирное время и в военное лихолетье, невозможна повседневная жизнь и деятельность российских Вооруженных Сил.

При этом, разумеется, на то, что теперешняя Русская Православная Церковь Московской Патриархии является новоделом 1928 года изготовления, разработанным товарищем Сергием Страгородским под неусыпным надзором и заботой лично Отца Всех Народов товарища Сталина, не имеющим канонического права на существование по своим же собственным канонам, и соответственно не могла и быть с армией столетиями, можно для пользы дела не обращать внимания. Цель оправдывает средства(с). Далее см. здесь и здесь.

Духовная окаменелость современной жизни не изжила в военном человеке потребности в слове Господнем. Священным Синодом Русской Православной Церкви в 1994 г. было принято решение об организации взаимодействия с Вооруженными Силами России и правоохранительными учреждениями. 4 апреля 1997 г. было подписано соглашение между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси АЛЕКСИЕМ II и министром обороны Российской Федерации.

Причем, о подписании аналогичных соглашений с бандидо-хамбо-ламой, главным раввином и муфтием (Мы уже не говорим даже о нунции Папы или главах старообрядчества) мы ничего не слышали. Это что, идеологическая монополия?

В соответствии с этим соглашением и на основе федерального закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в частях и соединениях Российской Армии было организовано взаимодействие с представителями Русской Православной Церкви по таким направлениям как: патриотическое воспитание военнослужащих, нравственное и духовное просвещение военнослужащих, социальная защита военнослужащих и членов их семей, реализация религиозных потребностей военнослужащих и восстановление культовых сооружений.

Да, конечно. "Царство Мое не от мира сего" это патриотизм. А "Взгляните на птиц небесных" это нравственность. Свобода это рабство. Незнание это сила. Оруэлл вращается в гробу.

Окропление св. водой

Православное попечение армии вернулось на круги своя. Ощутимей становится тяга к религиозным корням. Проявляется это в желании многих военнослужащих участвовать в таинствах крещения, брака, рождения детей...

"А поговаривают, что некоторые атеисты и даже сатанисты - подумать только - осмеливаются брак и рождение детей справлять тайно, чем оскверняют аналогичные таинства христиан."

Посредством душевного порыва следовать заповедям нравственного очищения, патриотизма и чести. Святая вера, образно выражаясь как плоть от плоти, вновь входит в армейские коллективы. Все больше становится возведенных храмов и церквей в военных гарнизонах, городках семей военнослужащих. И это не дань моде, а внутренняя потребность. В Боснии, где несут службу наши миротворцы, воины-десантники своими руками построили храм в честь Александра Невского.

Александр Невский - выдающийся отечественный военачальник. За это и честь. А вот какую пользу принес Родине, скажем, Василий Блаженный - для нас остается загадкой.

Сейчас в Косово, в специальной палатке воины участвуют в богослужении. В Таджикистане, в 201-й дивизии, тоже есть храм Божий, где постоянно находится священник. Только за последние пять лет в системе Министерства обороны построены и действуют 117 церквей практически во всех субъектах Российской Федерации.

Здесь необходимо сказать и о взаимоотношениях священнослужителей и офицеров-воспитателей. У многих может сложиться впечатление, что священнослужитель, появляясь в воинском коллективе, подменяет органы воспитательной работы, и в дальнейшем, идя по такому пути, можно будет упростить воспитательные структуры, заменив их войсковыми священниками. Сразу же скажу, что тот, кто так думает, глубоко ошибается. На современном этапе развития российской армии при том многообразии задач, которые стоят перед офицерами-воспитателями в воинских коллективах, речь может идти лишь об оказании конкретной помощи в решении вопросов нравственного воспитания военнослужащих, в духовной эволюции воинства российского, его мироощущения, что и происходит сегодня на деле. Церковь с тысячелетним опытом бытия на своей земле

Своей? А мы-то, грешные, думали, что это НАША земля...

может сослужить добрую службу по воспитанию воинов на истории нашего Отечества, героических традициях предков. Возвышенный слог доверительнее, проникновеннее звучит из уст священника. Жизнь сегодня обильна стрессами, экстремальными ситуациями. Когда разум молодого человека пленен ими, происходит переоценка ценностей. Да что ценности? Весь мир воспринимается по-иному. Потому, что не мгновения, как в известной песне, а пули смертоносные летят у виска солдата. Чечня это или Босния, Таджикистан или Косово... И такие, образно выражаясь, "узлы напряжения" офицерам-воспитателям гораздо легче "разряжать" с помощью священников, тогда что называется, "душа с душою говорит". Уместно повторить здесь и апостольские слова: в единстве духа, в союзе мира мы призваны делать общее благо нашей армии.

На основе Соглашения между Министром обороны России и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и в соответствии с федеральным законом РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" по благословению Его Высокопреосвященства, Митрополита Воронежского и Липецкого, Высокопреосвященнейшего Мефодия началась работа по взаимодействию Военного института радиоэлектроники с Воронежско-Липецкой епархией с целью повышения духовного и нравственного уровня воспитания всех категорий военнослужащих и служащих института, оздоровления морально- психологического климата в воинских коллективах, развитию милосердия

Что такое христианское "Милосердие", см. здесь.

и веротерпимости.

Веротерпимости? Потрясающе.

Несмотря на громкость фраз, импульс к такому взаимодействию был дан по сути дела снизу, от самих военнослужащих, у которых появилось тяготение к прежде отдаленной религии, и командованию института оставалось только поддержать их в этом стремлении и облечь его в более конкретные формы.

От военнослужащих - или от научных сотрудников? Если первое - то, пожалуй, я понимаю, почему ичкерийские моджахеды закупают импортные рации фирмы "Моторола", а Хамид Карзай - традиционное советское оружие и, упаси Аллах, ничего более нового.

За прошедшее время наше взаимное сотрудничество значительно окрепло и превратилось во множество осязаемых и вполне конкретных дел. Священнослужители стали полноправными участниками в праздновании знаменательных дат в истории России, Вооруженных Сил и нашего учебного заведения, практически всех воинских ритуалов, совершаемых военнослужащими института. Духовные напутствия выпускникам института, курсантам, принимающим присягу, оказывают неоценимое воздействие на военнослужащих, вдохновляя их на ратную службу. Традиционными стали освящение вооружения и военной техники, казармы, общежития, учебного корпуса, проведение совместных занятий и информирование военнослужащих по вопросам роли Православия в истории Российского государства и Вооруженных Сил, выступления священнослужителей с обобщением исторического опыта деятельности Русской Православной Церкви по оказанию помощи армии в период ведения войн и вооруженных конфликтов. Одной из граней сотрудничества армии и церкви стало довольно тесное взаимодействие Воронежской духовной семинарии с курсантами. Начиналось оно с отдельных выступлений священнослужителей перед военнослужащими института, а затем переросло в постоянно действующий факультатив у курсантов 1-2-х курсов "История Православия на Руси. Роль и место православного священнослужения в Российской армии". На этих занятиях курсанты получают необходимые знания по истории Православия, Русской Православной Церкви, Воронежско-Липецкой епархии. В простой и доступной форме преподаватели семинарии раскрывают военнослужащим значение Христианских праздников, таинств и обрядов. В Успенской церкви было совершено таинство крещения многих офицеров и курсантов института.

А сотрудников с фамилиями на "-аев", "-ович", "-зон", "-ман" и "-кин" в институте, конечно, нет, и политие института Св.Водой можно не рассматривать как оскорбление ИХ религиозных чувств.

Тесные и дружественные отношения у нас сложились и со священнослужителями храма во имя святых Кирилла и Мефодия. С большим желанием и любовью курсанты оказали посильную помощь в восстановлении и благоустройстве этой церкви. Используя довольно обширную видеотеку храма, в институте организован еженедельный показ видеофильмов для личного состава института об истории Православия, библейских сказаниях, традициях, обрядах и таинствах священного богослужения в рамках воспитательной телепрограммы "Православный час". Кроме того, благодаря священнослужителям храма, мы еженедельно показываем курсантам лучшие образцы отечественного киноискусства.

Проведенное в 1999 г. социологическое исследование показало, что благодаря тесному взаимодействию с представителями Русской Православной церкви более чем в 10 раз увеличилось количество военнослужащих, назвавших следование законам православия образом своей жизни, на 20% увеличилось количество курсантов, считающих себя верующими, и значительно сократилась категория людей, считающих религию историческим предрассудком. В целом около 51% опрошенных курсантов считает себя верующими, а 60% - православными. Но эта цифра может быть неточной, так как многие курсанты не считают обязательным отождествлять свою принадлежность к православию непосредственно с верой в Бога. Кроме того, опрос показал, что у курсантов несколько повысился интерес к литературе религиозного содержания по сравнению с аналогичным исследованием, проведенным в 1998 году. Тогда такую литературу читали 13% опрошенных, а в 1999 году потребность в чтении такой литературы испытывали 20,5%.

Ах, КУРСАНТЫ? Мы-то по своей привычке думали, что это ведомственный НИИ. А это оказалось специализированное ведомственное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение! И в образовательном учреждении, притом, в учреждении, где у учащихся, в отличие от средних школ или гражданских вузов, нет НИКАКОЙ возможности отказаться от навязываемых догм, происходит массовое принудительное вколачивание в мозги определенной доктрины. Причем, после окончания института курсанты попадут в армию на командные должности и будут там, в свою очередь, вколачивать доктрину уже в мозги солдат. Более эффективного способа индоктринации, пожалуй, найти трудно. We a Officer of Borg. Thinking is irrelevant. You will be Baptised.

О том, что адекватная статистика, с учетом вводных рассуждений о патриотизме и нравственности, должна была бы учитывать, что курсанты стали на столько-то процентов храбрее или на столько-то процентов нравственнее, после этого можно и не говорить.

Мероприятия, проводимые совместно с представителями Воронежско-Липецкой епархии значительно

На сколько процентов?

повысили уровень военно-патриотического и нравственного воспитания военнослужащих и служащих института, внесли весомый вклад в расширение духовного мировоззрения

Да-да. Люди узнали, что Бог есть. Теперь осталось создать в институте лабораторию, где курсанты ставили бы опыты над Богом, как они делают это над радиолампами.

военнослужащих и гражданского персонала института. Благодаря совместно проводимой работе значительно сократилось количество нарушений воинской дисциплины, заметно повышается культурный уровень воспитанников института.

А это как? Сводим культуру к христианству?

Благодаря тому, что командование института и священнослужители проводят совместные мероприятия на добровольной основе, с каждым годом значительно увеличивается количество курсантов желающих участвовать в церковных обрядах. В первые годы сотрудничества лишь 50-60 % выпускников института желало получить духовное напутствие по окончанию института. В 2000 г. духовное напутствие пожелали получить практически все выпускники вуза, а все курсанты набора этого года во время проведения опроса высказали желание участвовать в обряде освящения оружия и получить напутствие на ратную службу. Лишь 6 человек из 183 опрошенных попросили разъяснить им духовный смысл этого обряда, и после разъяснения согласились в нем участвовать. Это еще и еще раз доказывает необходимость продолжения начатого струдничества и готовность курсантов института участвовать в нем.

Из этого следует только одно: священнослужители хорошо поработали, и из института выходят одни христиане. Священники настолько хорошо поработали, что при наличии в стране изрядного количества мусульман и некоторого количества иудеев, католиков и протестантов нам остается выдвинуть две гипотезы: одна, статистически маловероятная, что в институт не попадают иноверцы и убежденные атеисты, и вторая - что любой попавший в институт будет повергнут прессингу, аналога которому не найти нигде на гражданке.

Проводимая работа по взаимодействию и сотрудничеству с Воронежско-Липецкой епархией была бы, наверное, менее качественной, если бы не священнослужители, благодаря усилиям и взаимопониманию которых проводимые мероприятия пользуются заслуженным успехом и популярностью среди личного состава института. Особые слова благодарности сегодня хочу выразить прежде всего Его Высокопреосвященству, митрополиту Воронежскому и Липецкому, Высокопреосвящейннейшему Мефодию за его неустанную заботу о духовном и нравственном воспитании военнослужащих и гражданского персонала нашего института. Хотелось бы отметить также ведущую роль отца Сергия Шалотонова, заведующего отделом Воронежско-Липецкой епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами, и отцу Андрею Изакару, заведующему отделом образования Воронежско-Липецкой епархии, благодаря энергии и предприимчивости которых совместные мероприятия проходят на достаточно высоком уровне. Слова глубокой признательности я хотел бы сказать также ректору Воронежской духовной семинарии протоиерею Василию Попову и преподавателю семинарии, заведующему миссионерским отделом Воронежско-Липецкой епархии, Николаю Макееву за значительный вклад в тесное и многогранное сотрудничество между нашими вузами.

Сегодня на пороге третьего тысячелетия у командования института и представителей Воронежско-Липецкой епархии очень много совместных планов и проектов по расширению совместной деятельности. Среди таких проектов хотелось бы отметить, прежде всего, создание в институте молельной комнаты, а в перспективе, возможно, и церкви. Желание в создании такого храма выразили и 45,5% верующих нашего института. Благодаря воплощению этого проекта в жизнь верующие-военнослужащие нашего института получат возможность регулярного и полноценного соблюдения религиозных обрядов, постоянного общения со священнослужителями, чтения религиозной литературы. Мы находимся в начале нашего сотрудничества, для продолжения которого созданы все условия, а самое главное, есть желание его продолжать и наращивать. Ведь как правильно сказал великий русский полководец Александр Васильевич Суворов в поучении христолюбивым воинам: "Молись Богу: от Него победа. Все начинай с благословения Божия и до издыхания будь верен Государю и Отечеству".

Заместитель начальника Военного института
Радиоэлектроники по воспитательной работе, 
полковник Бондарев С.С.

Н-дааа. Православная дедовщина - это что-то, что подкралось незаметно, хотя было видно издалека. Думаю, читатели знают и ряд других явлений, обладающих аналогичными свойствами.


Warrax Black Fire Pandemonium  http://warrax.net   e-mail [email protected]