"Сегодня" от 13.11.2002
На Закарпатье разоблачена банда... священников
Игорь ЧЕМЕРИС
"Сегодня"
Шокирующее разоблачение на счету правоохранителей Закарпатья. Сотрудники УБОП обезвредили группу грабителей, в состав которой входили... священники. Об этом "Сегодня" сообщили из достоверных источников. Недавно в милицию обратилась жительница села Бараныци Ужгородского района. Она сообщила, что около года тому назад вечером к ней в дом ворвались четверо в масках и камуфляже. Связав хозяйку и двоих ее детей, они под угрозой ножа требовали деньги. В хате не оказалось ни одной гривни, но злодеи не растерялись -- забрали золотые украшения и были таковы. Пока остается загадкой, почему пострадавшая молчала целый год и решила обратиться за помощью только сейчас. Тем не менее местные убоповцы сумели выйти на след таинственных грабителей и поймать их. Можно представить изумление милиционеров, когда выяснилось, что трое из четверых злоумышленников -- слуги Божьи: действующий представитель одной из преобладающих в западном регионе Украины конфессий, слушатель духовного училища и выпускник семинарии. Их четвертый подельник был безработным парафиянином. В процессе следствия сотрудники УБОП выяснили, что в списке деяний "святой" группировки налет на хату в Бараныцях не единственный. Атаке разбойников в рясах подверглось также жилище жительницы Ужгорода. Но тогда, по независящим от нападавших обстоятельствам, ограбление сорвалось. Двое подозреваемых арестованы. Еще двое находятся на подписке о невыезде.
та же газета "Сегодня" от 21.11.2002
ходил священник, презревший все заповеди Господни
Валерия ЧЕПУРКО
"Сегодня"
Разоблачение одного из ужгородских священников, который подозревается, как уже писала "Сегодня", в организации разбоев и других греховных делах, больше шокировало тех, кто не знал этого человека, чем тех, кто его знал. Незадолго до возбуждения уголовного дела представители общины обращались к духовенству с просьбой отстранить отца Владислава от служений, но по размышлению христианская доброта превысила мирские обиды на молодого, не больно крепкого здоровьем духовника, у которого на руках были жена, крошечный ребенок и пожилая мать. "Не суди, да не судим будешь", -- вздыхали прихожане, прощая и вызывающее высокомерие, и завышенные материальные требования, а также опоздания на службы, "забытые" долговые обязательства и даже обман на грани фола...
БАНДИТ, "СВЯТОЙ" И БЫВШИЙ МЕНТ
Недавно мы рассказывали о том, как в Ужгороде пару студентов, проведав о долларовых "залежах" в квартире школьника, уговорили мальца одолжить им $13000 и вернули фальшивки. Как после стало известно, подобную аферу с тем же мальчишкой провернули еще трое горожан, одним из которых оказался Владислав Омелич, год назад получивший сан священника грекокатолической церкви на окраине областного центра. (Имя и фамилия главного героя, равно как и его подельников, в интересах следствия изменены). С этого эпизода началась раскрутка дерзкой группировки, которой инкриминируется целый ряд статей Уголовного кодекса.
-- Поначалу мы не поверили, что в такое формирование может входить духовное лицо, -- говорит замначальника Управления по борьбе с организованной преступностью УМВД Украины в Закарпатской области Йосип Лазар, -- думали, что это очередная уловка "ряженых" уголовников. Но оперативная информация, увы, подтвердилась. Больше того, появились все основания подозревать священника в организации разбойных нападений и квартирных краж. Случай, что и говорить, из ряда вон. Хотя два года тому назад нам уже приходилось привлекать к уголовной ответственности священнослужителя (речь идет о другой конфессии, -- прим. Авт). Собирая деньги на нужды храма, монах опустился до откровенного вымогательства с угрозами жизни прихожанина. Беседа была записана на пленку, и когда представители высшего духовенства прослушали запись, в ужасе стали крестить диктофон, твердя, что монах попал во власть дьявола. Что ж, может и с "героем" последнего скандала случилось то же самое. А в роли змея-искусителя, надо полагать, выступил член одной из действующих некогда в Ужгороде криминальных группировок Иван Антоненко. Это бандформирование, как рассказал начальник "бандитского" отдела Закарпатского УБОП Николай Шкуропат, было нейтрализовано в 1996-1997 годах. Антоненко получил относительно небольшой срок, вышел на свободу и, не найдя себе мирного применения, решил вернуться к прежнему. Пошатавшись по барам и дискотекам, он свел знакомство с двумя завсегдатаями злачных заведений -- Игорем Пикачем, бывшим сотрудником милиции, и Владиславом Омеличем, выпускником грекокатолической духовной академии. Несмотря на различие в социальном положении, троица быстро нашла общий язык, сформировалась в своеобразную лидирующую "горизонталь" и принялась набирать себе подчиненных по "вертикали". Новосозданная группировка условно действовала по такой схеме: одна подгруппа во главе с Иваном-уркой занималась кражами из автомобилей, вторая под патронатом Игоря-мента готовила и запускала в оборот "паленую" водку, коньяки, а также распространяла фальшивые доллары - не жалкие компьютерные картинки, а отпечатанные по последнему слову типографской техники подделки, завозившиеся из-за рубежа. (Канал находится в оперативной разработке, на сегодняшний день изъято около одиннадцати тысяч фальшивок). 24-летний Владислав Омелич, согласно материалам следствия, так или иначе был причастен ко всем трем направлениям. Больше того, он превзошел своих подельников, создав четвертое -- разбойничье, в которое жестоко втянул двух мечтавших о Боге юношей и малограмотного несовершеннолетнего паренька.
"ИСПОВЕДОВАТЬСЯ ПОШЕЛ, А МИЛИЦИИ ЗАБОЯЛСЯ"
-- Ничего плохо о ребятах сказать не могу, - сокрушается отец Михаил, ректор Хустского православного духовного училища (Московский патриархат) . -- Оба из верующих, трудолюбивых семей, у нас считались прилежными учениками. Яромир окончил училище, а Иван пока еще числится в слушателях. Сердце кровью обливается, как вспомню слезы его матери! Сказать, что мы были потрясены, узнав, в чем замешаны парни, значит не сказать ничего... В день моего визита в Закарпатский УБОП суд отпустил горе-пособников Омелича на подписку о невыезде. Старший оперуполномоченный Михаил Деревянко, занимавшийся раскруткой дела о "святых" грешниках, не возражал против такого поворота, напротив, что не часто бывает, радовался за подследственных. Ну что проку держать глупых мальчишек в тюрьме, когда слезы раскаяния так и брызжут из их глаз -- сама видела, беседуя с чернявым Иваном, похожим на выпавшего из гнезда галчонка. -- Я познакомился с Омеличем на свадьбе друга, -- рассказывает Иван. -- Он так умно разговаривал, что сразу расположил к себе. На второй встрече пообещал мне покровительство, сказал, что имеет много полезных знакомств и после окончания училища поможет найти хороший приход, а для отца оформить визу в Португалию для трудоустройства. Хоть между нами и небольшая разница в возрасте, но я считал Омелича своим наставником. Однажды Омелич сказал, что у него есть работа в селе Бараныци, а я должен помочь. И тут же разъяснил: надо напасть на дом, где хранятся большие деньги. Омелич так считал, поскольку одалживал некоторые суммы у хозяйки. Мне стало страшно, как пелена с глаз спала. Омелич заметил мой испуг и сходу начал угрожать: "Если откажешься, можешь домой не дойти и с твоим отцом неприятности будут." Намекал, что у него есть для такого люди... Я не знал, кто они, но много раз видел, как возле его дома останавливаются дорогие машины, а сам он ездил на какие-то важные встречи. Таким же образом Омелич и Яромира запугал. ....Днем Омелич показал нам этот дом в Бараныцях. На "работу" поехали вечером -- он, я, Яромир и Костик. Омелич продолжал угрожать, твердил, что раз он священник, на него никто не подумает, да и опасности никакой -- женщина одна с двумя детьми. Остановив машину возле усадьбы, Омелич достал из сумки нож, скотч, маски, перчатки (все, кроме ножа, после было потом сожжено -- прим. Авт.). Еще достал банку с чем-то красным, дал мне выпить. Сразу в голове помутилось... Мы перелезли через ограду, затаились и так очень долго стояли. В конце-концов женщина, которую мы ждали, вышла на улицу. Омелич напал на нее сзади и повалил на землю. Женщина стала сильно кричать, и Омелич заклеил ей лицо скотчем так, что она еле-еле дышала, потом связал руки, потащил в дом. Телефонный шнур он еще раньше перерезал. Яромиру Омелич приказал идти за ним за ним, а меня с Костиком послал связать детей. Они сильно плакать стали, особенно маски моей испугались. Я приподнял маску, чтобы показать лицо, руки малышам распутал и стал успокаивать: все будет хорошо, надо только молчать. Тут Омелич вбежал, наругал меня за то, что дети плачут, и обмотал им скотчем головы. -- Денег Омелич так и не нашел, -- заключает Иван. --- Когда уходили, сорвал с женщины золотые сережки. Она мне потом каждую ночь стала сниться, сколько бы я не молился, все слышал, как кричит и дети ее плачут. Немного легче стало, когда пошел на исповедь в монастырь. Понимал, что в милицию тоже должен пойти, но боялся...
ИНТИМНЫЕ СЕКРЕТЫ ПРИХОЖАНОК ДУХОВНИК ВЫБАЛТЫВАЛ ДРУЗЬЯМИ
Второй налет Омелич предпринял на... дом кассирши своего же прихода. В этот раз молодых подельников не брал, ограничился более опытными дружками. Зная, что пенсионерка подрабатывает шитьем ряс, троица заявилась к ней под видом заказчиков. Среди ночи. Дескать, батюшки мы, пообносились. Хорошо, что женщина успела включить свет и поднять крик, увидав вместо благолепных лиц гангстерские маски. (Впрочем, запустить руку в кассу родной церкви Омеличу все-таки удалось. Взяв под честное слово $100 из подаяний прихожан, он вернул фальшивую купюру, а когда это вскрылось, представился жертвой обмана, но деньги и по сей день не отдал.) Третья попытка грабежа была направлена на усадьбу работницы бара, в который любил захаживать священник. Молодая женщина имела неосторожность сделать замечание гуляке и стала очередной "мишенью". На этот раз Омелич со товарищи загодя выкрутили пробки, но "обломались" об двух спущенных с цепи ротвейлеров. Похоже, дьявол не хотел помогать своему "подлизе". Ну а уж о том, чтобы отец Владислав рассчитывал на Господню помощь, и речи быть не могло.
Ну да, как всегда, кто же еще виноват :-)))
Трудно понять, почему он выбрал духовную карьеру, ибо большего охотника до мирских утех, по словам тех, кто знал теневую сторону жизни священника, надо еще поискать. Как без меры пил-гулял, так и девиц любил, отдавая предпочтение количеству подружек перед их качеством. На своей территории, правда, старался не мараться, отчего молодые прихожанки смело поверяли духовнику сердечные тайны и, мило краснея, каялись в грехах юности. Услышанные на исповедях интимные секреты Омелич, не стыдясь, выбалтывал дружкам. И даже в милиции, увлекшись собственным жизнеописанием, не преминул поведать пару-тройку пикантных деталей.
-- Я никогда не ходил к нему в церковь, -- рассказывает семнадцатилетний Костик, которого Омелич вовлек в первый разбой. -- Противно было слышать, как "убедительно" он говорит и знать, как поступает. Я у Омелича по хозяйству работал, а вечерами мы вместе по дискотекам и барам гуляли. Врал он все время, обещал людям устроить визы за границу, а потом "кидал" их (от пострадавших уже есть заявления -- прим Авт.) Его даже за это убить хотели. Дурак я, что с Омеличем связался. Ничего от него не получил, только в тюрьму попал (речь идет об изоляторе временного содержания). Плохо там, страшно...
В то же самое время для многих Омелич слыл ни много ни мало, как светским человеком. Будучи жадным по отношению к простым людям, с "полезными" вел себя щедро -- одаривал их подарками, ублажал комплиментами. Активно вращался на всяческих презентациях, даже когда не приглашали (ну кто укажет на дверь святому отцу?). Словом, жил на широкую ногу, что эпизодически влекло за собой материальные трудности и необходимость влезать в долги. Скромный приход вряд ли мнился тщеславному Омеличу венцом карьеры. В последнее время, утверждает молва, он метил на должность преподавателя в духовной академии, рассчитывая на поддержку представительницы руководства учебного заведения. Эта женщина искренне опекала Владислава, считая его перспективным юношей, но в данном случае помочь не смогла. А вскоре... ее квартиру посетили воры, унеся крупную сумму денег и ценности. Пока все это только подозрения, но люди поговаривают, что отец Владислав имел мстительную натуру. К разряду слухов можно отнести также "стрелки", периодически забиваемые Омеличем возле своего дома и в злачных местах. Зато факт, что святой отец ходил на проповеди с... пневматическим пистолетом, спрятанным в оперативной кобуре под мышкой. Со "стволом" под рясой его и задержали оперативники, выманив из дома якобы для исповеди.
ЦЕРКОВНЫЙ СУД ПОКАРАЕТ СТРОГО
Как рассказали мне сотрудники УБОП, группировка, участие в которой инкриминируется священнику, предположительно состояла из 16 человек. Ряд из них, в том числе и слегший в больницу Омелич, находятся на подписке о невыезде. Некоторые, как Иван Антоненко и Игорь Пикач, подались в бега. Неблаговидный альянс священника, уголовника и бывшего правоохранителя лишний раз напоминает, что исключение из правил только подтверждает правило. Предатели, отщепенцы, "оборотни" есть в любой системе. Из них нельзя делать идолов в упрек другим, но и молчать о них тоже нельзя. Когда тайное стало явным, настоятель кафедрального собора, глава церковного суда Мукачевской грекокатолической епархии отец Иван на воскресной проповеди рассказал прихожанам о греховных деяниях Омелича. Мы беседовали за несколько дней до заседания церковного суда, но отец Иван заверил меня, что наказание будет самым строгим -- Омелича лишат сана и, несмотря на то, как рассудит светская Фемида, навсегда наложат запрет на проведение богослужений. -- История нашей церкви не знает подобного. Епископ-ординарий был настолько потрясен, что даже слег с тяжелой болезнью, -- говорит отец Иван. -- Жаль, что мы раньше не распознали в Омеличе богоотступника. Ведь он нарушил святая из святых -- тайну исповеди, да и мыслимое ли это дело носить в церковь пистолет! Я уже не говорю обо всем другом, в чем он подозревается. Владислав хорошо учился в академии, был умен, искусно разбирался в психологии, но при всем при этом его проповеди были лишены души, а в отношении к прихожанам сквозило непозволительное для священника высокомерие. Горько, что именно ему выпала честь служить в старейшей, удивительной по красоте и уникальной по исторической ценности ужгородской церкви. Омелич не сумел оценить ни этого дара судьбы, ни искренности человеческих отношений. Следующее богослужение в осиротевшем на время приходе тоже буду вести я сам, расскажу людям о решении церковного суда, постараюсь утешить их. Сейчас мы подбираем на место Омелича другого священника. Я уверен, что это будет достойный человек, который сумеет снять тяжелый осадок с душ прихожан и вернуть им веру в то, что зло преходяще, а добро вечно.
Warrax Black Fire Pandemonium http://warrax.net
e-mail [email protected]