http://www.dumai.ru/mdr/photo/p382.doc
Честно говоря, был в раздумьях, в какой подраздел это поместить. Но раз присутствует попытка разобраться и понять - решил в "Относительно объективный взгляд". Хотя наворотили здесь не так уж мало, особенно обо мне лично :-) Комментировать не буду - ничего нового здесь нет (хотя обзывание ЛаВея и Кроули гуманистами - это не слабо). Стоит отметить, что различие сатанистов и дьяволопоклонников начало доходить не только до самих сатанистов, но и до посторонних. Также термин "сотонисты" попадает в официальные отчеты. Это радует :-)
Администрация Санкт-Петербурга Комитет по молодежной политике
Санкт-Петербургское Государственное учреждение "Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних"
Из опыта работы Службы профилактики безнадзорности Санкт-Петербургского государственного учреждения "Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних"
© Комитет по молодежной политике Администрации Санкт-Петербурга, 2001
© СПБ ГУ "Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних", 2001
Сатанизм уходит своими корнями в глубокую древность. Сатанисты пользуются очень древними, еще дохристианскими алфавитами - руническим и енохианским. В христианский период сатанизм стал формой протеста против существовавших религиозных канонов, став своего рода "религиозным атеизмом". Наиболее массовым движение сатанистов стало в 60-х годах XX века. Тогда в Сан-Франциско была издана "Сатанинская библия" Шандора Ла Вэя, который сделал из сатанизма фактически новое движение.
В США верховные правители сатанистов регулярно издают пособия. Организовывают в местной прессе колонки с ответами на вопросы читателей, выступают по радио и телевидению.
Для сатанистов характерно совершение таких обрядов как употребление крови животных, занятие половыми извращениями, танцы в голом виде и т.п.
В настоящее время в США насчитывается более 10 тыс. сатанистов, около 60 тыс. имеется в Западной Европе.
Сатанинские организации существовали в России еще до революции. Первые упоминания о сатанистах в СССР появились в 30-е годы. Однако в тот период их лидеры жили за границей.
Вновь сатанисты появились в СССР уже в 1974-1975 годах. А в Ленинграде - в начале 80 годов.
Самой большой организацией того времени был "Орден Сатаны". В 1986 г. эта организация распалась, что привело к возникновению множества мелких сект.
В настоящее время в Санкт-Петербурге имеется около десяти сатанинских организаций: "Страсть Сатаны", "Церковь Сатаны", "Орден Сатаны", "Черный Дракон", "Магистрат", "Кольцо черного змея", "Гностический орден Люцифера", "Ордер черных тамплиеров" и др. Ни одной официально зарегистрированной организации (имеется в виду юридическое лицо) сатанистов в настоящее время нет.
Вопрос о включении питерских сатанистов в категорию неагрессивных или агрессивных антисоциальных подростковых формирований до сих пор остается открытым. Это связано с тем, что у населения уже сформирован не соответствующий действительности образ "сатаниста", мучающего животных и пакостящего людям.
Исследования, проведенные разными организациями подтвердили, что речь идет о двух разных, враждующих друг с другом движениях: сатанистах и дьяволопоклонниках (сОтонистах).
Выявленные же в Санкт-Петербурге формирования сатанистов не агрессивны, интеллектуальны и мало что общего имеют с их карикатурным изображением в желтой или религиозной прессе. Реальные факты пока что не дают оснований относить "сатанистов" к категории агрессивных формирований.
Под понятие "сатанисты" подпадает несколько самостоятельных (существующих и не существующих) течений:
Теперь собственно об основных направлениях сатанизма с точки зрения самих сатанистов:
1. Дьяволопоклонники или скорее "сотонисты" - молодые люди, психи, и прочие, которые под влиянием СМИ и "Голливудских шедевров" начинают считать, будто они и есть сатанисты. В связи с чем слушают тяжелую музыку, носят вызывающую одежду, употребляют наркотики, режут на кладбище кошек, жгут церкви или совершают более серьезные преступления тем самым давая новую пищу для размышлений журналистам и пр. гражданам. К Сатане и сатанизму эти граждане не относятся.
2. Члены СоS (Церкви Сатаны), последователи Шандора Ла Вея - автора "Сатанинской Библии". Несмотря на громкое название, книга проникнута гуманизмом и восприятием человека как высшей ценности (почти как: "каждый человек - звезда").
3. Люцефериане и некоторые Гностики - считают Сатану добрым и хорошим, белым и пушистым. Просто его не правильно поняли, а он принес свет людям. Другими словами все остается на своих местах (как в Христианстве) только Бог и Сатана меняются местами.
4. "Сообщество Варракс" - Московская группа сатанистов, которые скорее простые атеисты и эгоисты. Не признают существование ни Бога ни Сатаны. Превыше всего превозносят официальную науку и принцип Оккама. Не признают веру в любых ее проявлениях - только знание, чистое и достоверное. При этом они неплохо относятся к магии (в их понимании).
5. Навалы - новое необычное направление. Превыше всего ценят свободу. Признают существование духовного мира (в т. ч. Бога и Сатаны) при этом не поклоняются и Богу и Сатане.
Обычно, даже в официальных публикациях, описываются сатанинские акты (типа убийств и истязаний людей или животных), полученные из неких абстрактных источников информации, либо изображаются зарубежные сатанинские группы. Анализ материалов уголовных дел, которые милиция относит к категории "сатанинских", показывает, что подобные действия совершают психически больные люди. Ни в одном таком случае каких-либо следов секты или сатанинских формирований органами МВД выявлено не было.
Аналогичный анализ проводился Новгородским ГУВД по поводу серии преступлений, совершенных в Новгородской области в период 1997-2001 людьми, которые каким-либо образом якобы были завязаны на сатанинскую идеологию. Сатанинских формирований обнаружено не было. Более того, не был выявлен сатанинский след по одному из описанных в газетах примеру "сатанинской" деятельности - акту кладбищенского вандализма, совершенного 9 марта 2001 года в селе Медведь Шимского района. В ходе расследования оказалось, что это "шалили" местные подростки, которые, надев на себя венки, с крестами в руках пугали знакомых девочек.
Были произведены проверки материалов о местных сатанистах в Санкт-Петербурге, публикуемых в желтой прессе. Был проведен анализ ряда публикаций о деятельности сатанистов в Саблинских пещерах под Санкт-Петербургом. В результате расследования было установлено, что сатанисты в данных пещерах не появляются, а информация о них была дана в прессу коммерческим предприятием, самовольно захватившим одну из пещер для своих коммерческих нужд. Для нейтрализации возмущенных этой выходкой спелеологов, коммерсантами и была распространена недостоверная информация о том, что в этих пещерах сатанисты проводят свои обряды и что доступ в эти пещеры необходимо прекратить.
Аналогичные проверки проводились рядом органов массовой информации. Было установлено, что в России действительно отсутствуют факты преступной деятельности со стороны формирований, относящих себя к сатанистам.
В ряде регионов России имелись случаи неверного отнесения государственными службами к категории сатанистов участников движения ролевых игр. Последние занимались отыгрышем на ролевой игре ритуалов различных (чаще всего, реально не существующих) религиозных конфессий. К сатанизму такого рода игры не имеют никакого отношения.
Институтом подростка, а впоследствии и Службой уличной социальной работы проводилась включенная работа с организациями сатанистов Санкт-Петербурга. Для сбора дополнительного материала, использовалось привлечение сатанистов в краткосрочные экспедиционные выезды, организованные Леноблгорсоветом ВООП в 1999 году.
Было установлено, что подростки в этих формированиях рассматривают сатанизм не как антитезу христианству, а как разновидность атеизма. А резкое возрастание численности этих формирований связано с протестом против внезапного и всеобщего отказа от атеизма и перехода к православию.
Такой же вывод следует из анализа переписки в сатанинских и антирелигиозных эхоконференциях в электронных сетях. Большинство участников такой переписки относит себя одновременно и к сатанистам и к атеистам.
Вот, к примеру, выдержка из переписки в сети ФИДОнет в эхоконференции:
"Как это ни парадоксально - истинные Сатанисты НЕ ВЕРЯТ в Сатану. Точнее, они не верят в дьявола, черта или другой персонаж библейских сказок. Не существует персонажа с рогами, копытами, хвостом, пахнущего серой и таскающего за собой толстый портфель, набитый контрактами покупки душ, подписанными кровью. Оставьте такие бредовые представления христианам. Сатана - это архетип, символ реальной, полноценной жизни - олицетворение всего человеческого в человеке - властность, гордость, мудрость, чувственность, эгоизм, любовь и ненависть, наслаждение жизнью - в отличие от аскетичного выхолощенного образа Христа, но ни в коем случае НЕ ЛИЧНОСТЬ ".
"Сатанизм" как разновидность атеизма отвергает многие нравственные ценности, выдвинутые в свое время христианством, и воспринятые в настоящее время в качестве общечеловеческих. В то же время, подобная философия не идет в разрез с законом.
В последние годы уровень протестности сатанинских формирований заметно ослаб. Это связано с тем, что к категории "идеальный сатанист" сейчас больше подходит самый посредственный "новый русский", чем любые сатанисты прошлых лет. И соревноваться с "новыми русскими" подросткам, именующим себя "сатанистами" в цинизме и безнравственности - дело малоперспективное.
В процессе включенного наблюдения (1999 г.) и при просмотре материалов эхоконференции (1998-2001 гг.), в качестве индикатора соответствия идеологии питерских сатанистов и западных аналогичных формирований, была выбрана тема сексуальных извращений. Речь шла о том, что в подростковой среде вопросы секса, особенно если это поощряется идеологией движения, должны часто встречаться в разговоре и переписке. Кроме того, была проведена серия провокационных бесед (включенным методом), в процессе которых определялось знание специфического сленга (по различным вопросам секса), определялась реакция на разные скабрезные анекдоты и истории.
В результате у "сатанистов" каких-либо специфических отклонений в области сексуального воспитания выявлено не было. Ситуация в этом плане была полностью сравнима с обычными подростковыми группами по месту жительства.
В то же время такой мощный фактор как систематические публикации в СМИ с карикатурным изображением сатанистов как "дъяволопоклонников-кошкодавов", не могут не оказывать влияния на формирования сатанистов. Данным фактором может быть обусловлен приход новых членов в это движение, которые уже сориентированы СМИ на западный вариант восприятия сатанистов как антихристиан. Может иметь место также возникновение собственных новых групп подобного толка. Поэтому прогноз дальнейшего развития движения сатанистов неблагоприятный.
Немногочисленные молодежные группы, обычно слабо связанные друг с другом. Движение малоинтеллектуализировано.
Дьяволопоклонники относятся к категории вандалов из-за практикуемого группами разрушения крестов и надгробий на кладбищах. Кроме того, именно в данном движении практикуется ритуальное мучение животных (кошек, голубей, собак).
Случаи подобного рода издевательств над животными систематически отслеживались секцией защиты домашних животных Леноблгорсовета ВООП, а в последствии - СПб Обществом защиты животных с конца 70-х годов. Обычно такие случаи совершали подростки 13-15 летнего возраста с садистскими наклонностями.
Дьяволопоклонники систематически неверно относятся СМИ и органами милиции к категории сатанистов. Дьяволопоклонники и сатанисты являются двумя самостоятельными и нередко враждующими движениями. Сатанисты для выделения дьяволопоклонников из своего движения называют тех "сотонистами".
Известен случай, когда в середине 90-х годов небольшая группа дьяволопоклонников собиралась около Театра юных зрителей (ТЮЗ). Дьяволопоклонники были весьма жестоко избиты сатанистами и их группа вскоре распалась. Причиной такого жесткого выступления сатанистов, с их собственных слов, явилась "защита невинных кошек".
Из-за разрозненности групп очень сложно дать даже экспертную оценку численности движения.
Почти ежегодно в прессе появляется информация об актах вандализма, совершенных дьяволопоклонниками. К примеру, последние сообщения касались нападения на Казанское кладбище в городе Пушкине, совершенное в ночь с 12 на 13 июля 2001 года, группой молодежи, численностью около 15 человек. Ими было разрушено около 150 могил. К сожалению, следует отметить, что движение слабо изучено.
Warrax Black Fire Pandemonium http://warrax.net
e-mail [email protected]